Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Анализ концепций управления персоналом

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 26.04.2013. Год: 2013. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение 3
Анализ концепций управления персоналом 6
Эволюция концепций управления персоналом 16
Современные концепции управления человеческими ресурсами 19
Заключение 24
Список литературы 25


















Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что, современный этап развития отечественной и мировой экономики характеризуется изменениями требований к персоналу предприятия, возрастанием роли данной составляющей в организации как единой системе. В условиях демократизации общества и ограниченности прочих ресурсов известный девиз «Кадры решают все!» вновь приобретает актуальность. Да и при наличии в достаточных объемах всех необходимых ресурсов без эффективной команды не может быть реализована самая удачная рыночная стратегия, обеспечена непрерывность и ритмичность бизнес-процессов. Данный девиз становится особенно значимым для российских экономики и производства, отставание технико-технологичес ой составляющей которого вполне компенсируется высоким профессионализмом, способностью к нестандартному, творческому мышлению, богатым производственным и управленческим опытом, предпринимательской активностью персонала предприятий и фирм. Сегодня можно утверждать, что недооценка руководством как на макро-, так и на микроуровне эффективных современных методов управления производственным процессом становится одной из главнейших преград в управлении развитием экономики. Ускорение научно-технического и социально-экономичес ого прогресса, усложнение производственных и межличностных отношений, связанное с резким повышением роли человеческого фактора, оказали воздействие на изменение роли кадровой подсистемы в организации и выдвинули управление персоналом на высшую ступень управленческой деятельности1.
Основной целью контрольной работы - анализ концепций управления персоналом является формирование теоретических знаний и навыков по построению, изменению, совершенствованию системы управления персоналом предприятия, технологии управления человеческими ресурсами.
Представления о содержании управленческой деятельности и методах ее реализации неоднократно претерпевали существенные изменения и эволюционировали вслед за развитием общественных отношений, совершенствованием технологий производства, появлением новых видов связи и обработки информации. Взгляды на управление принципиально отличались в различных социально-политическ х системах, в которых они разрабатывались и создавались. Современная управленческая практика рассматривает в качестве основных три взаимосвязанные составляющие: задачи, человека и управленческую деятельность.
Задачи определяют цели, достижение которых с максимальным использованием ресурсов и максимизацией прибыли служит критерием успеха организации2.
Человек - это основа корпоративной культуры. Для успеха организации необходимо уделять максимальное внимание персоналу, как движущей силе всех позитивных перемен.
Управленческая деятельность представляет собой «менеджмент для всех» и должна осуществляться на трех уровнях: высшее руководство, среднее руководство («команда») и нижнее звено («сотрудники»); взаимоотношения (психологические отношения, коммуникации, ценности, мотив) должны быть первоочередными по сравнению с производственными проблемами (техника, технологии, производство). Все работники организации являются членами одной социальной команды. Команда в целом и каждый отдельный сотрудник, входящий в команду, способствуют как успеху, так и неудачам организации. Обучение сотрудников является неотъемлемой частью процесса роста организации, ключом к ее развитию и совершенствованию.
Человек в общественном производстве рассматривается как:
      ресурс производственной системы (трудовой, людской) - важный элемент процесса производства и управления;
      главный субъект управления - личность с индивидуальными потребностями, мотивами, ценностями, отношениями.
Управление персоналом - это специфическая функция управленческой деятельности, главным объектом которой является человек в составе определенной социальной группы. Современная концепция управления персоналом основана как на принципах и методах административного управления, так и на теории человеческих отношений, принципах мотивации и всестороннего развития личности. Управление персоналом является стратегической функцией и предполагает: разработку кадровой стратегии, подбор персонала исходя из философии организации, поощрение коллективных усилий, направленных на развитие организации, стимулирование с учетом качества индивидуальной деятельности, минимизацию трудовых споров и создание положительного социально психологического климата на рабочих местах3.







    Анализ концепций управления персоналом


На сегодняшнее время повышение эффективности работы предприятия и бизнеса в целом связаны с возможностями улучшения работы персонала. Управление персоналом создает ситуацию для анализа, так как является важнейшим направлением деятельности предприятия и считается одним из основных критериев экономического успеха. Управление человеческими ресурсами формирует благоприятную среду, в которой развиваются способности, находит реализацию трудовой потенциал, сотрудники получают удовлетворение от общественного признания достижений и от выполненной работы. Поэтому анализ концепций управления персоналом выявил тенденцию к стремлению реализовывать системный подход на практике, в основе которого лежит развитие трудового потенциала работников4.
Кадры – это основной состав работников предприятия, которые выполняют разные производственно-хозяй твенные функции. Состав трудового коллектива неоднороден, так как сотрудники отличаются по приобретенным и естественным признакам. Выделяемые на этой основе группы образуют социальную структуру персонала организации, которая может быть аналитической или статистической. Статистическая отражает распределение персонала по группам должностей и категориям. А аналитические определяются на основе специальных расчетов и исследований, и подразделяется на частную и общую. В общей структуре персонал рассматривается по таким критериям как образование, стаж работы, профессия. Частный подход отображает соотношение отдельных категорий сотрудников5.
Управление персоналом – это целенаправленное, комплексное воздействие на коллектив с целью обеспечения условий, способствующих инициативному, творческому, сознательному труду работников, который направлен на достижение целей организации. Концепция управления персоналом – это система взглядов на определение и понимание содержания, задач, целей, критериев, методов и принципов управленческой деятельности, а также механизма реализации в определенных условиях функционирования предприятия.
Концепция управления подразумевает методологию управления, систему и технологию управления. Методология управления рассматривает персонал как объект управленческой деятельности, формирования поведения для соответствия задачам и целям организации. Управленческая система помогает определять функции и цели структуры управления персоналом, горизонтальные и вертикальные взаимосвязи специалистов и руководителей в процессе обоснования, принятия, выработки и реализации управленческих решений6.
Технология управления предполагает организацию отбора, найма, приема сотрудников, их адаптацию и профориентацию, деловую оценку, управление служебно-профессионал ным продвижением и карьерой, организацию и мотивацию труда, обеспечение социального развития организации, управление стрессами и конфликтами, высвобождение персонала и др.
Таким образом, управленческая система направлена на формирование кадровой системы организации, совершенствование организации труда и стимулирование, развитие работников.
Развитие менеджмента в XX в. сопровождалось стремительным изменением общественных взглядов, осознанием роли человека в сфере производства.
История развития теории управления менеджмента, его этапы:
      1900—1920 гг. — зарождение менеджмента (Ф. Тейлор) (школа научной организации труда).
      1920—1940 гг. — выделение менеджмента как науки (А. Файоль), ведущий принцип: четкая регламентация, распределение работ и строгая дисциплина (административная школа управления).
      1940—1960 гг. — теория «человеческих отношений» (А.Маслоу), менеджмент с гуманистически-психо огическим уклоном (ведущий принцип: усиление инициативы, активности людей) (школа человеческих отношений).
      1960—1970 гг. — компьютеризация системы управления.
      1970-1980 гг. - ситуативный менеджмент (ведущий принцип: гибкость методов, форм управления) (школа науки управления).
      1980—2000 гг. — управление на предприятии рассматривается в тесной связи с рынком и маркетингом7.
Школа научной организации труда
      Использование научного анализа для определения наиболее эффективных способов выполнения трудовых операций.
      Профессиональный отбор и профессиональное обучение.
      Создание удобного инструмента и оборудования.
      Систематическое использование материального стимулирования.
      Отделение управленческой работы от исполнительской.
Административная школа управления
      Развитие принципов управления.
      Описание функций управления.
      Систематизированный подход к управлению всей организацией.
Школа человеческих отношений и психологический подход
      Разработка методов оптимизации межличностных отношений для повышения производительности и удовлетворенности трудом.
      Использование психологических знаний в управлении. Понимание необходимости создания в организации условий для реализации личностного потенциала каждого работника.
Школа науки управления
Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделирования.
Применение количественных методов при принятии управленческих решений8.
Маркетинг — наука и искусство управления обменом, управления рынком.
Практический опыт и научные исследования позволили сформулировать важнейшие концепции управления персоналом, которые по разному анализировали роль человека в организации (см. табл.).
Использование трудовых ресурсов - с конца XIX в. до 60-х годов XX века. Вместо человека, занятого в производстве, рассматривалась лишь его функция — труд, измеряемый затратами рабочего времени и зарплатой.
На Западе эта концепция нашла отражение в тейлоризме.
Таблица 1.
Теории управления о роли человека в организации



- Управление персоналом. Научной основой этой концепции, развивавшейся с 30-х гг., была теория бюрократических организаций, когда человек рассматривался через формальную роль — должность, а управление осуществлялось через административные механизмы (принципы, методы, полномочия, функции).
- Управление человеческими ресурсами. Человек стал рассматриваться не как должность (элемент структуры), а как не возобновляемый ресурс - элемент социальной организации в единстве трех основных компонентов: трудовой функции, социальных отношений, состояния работника. В отечественной практике эта концепция используется фрагментарно и в годы перестройки получила название «активизация человеческого фактора».
- Управление человеком. В соответствии с этой концепцией человек — особый объект управления, который, однако, не может рассматриваться только как «ресурс».
Анализ концепций, их отражение в практике работы организаций позволяют по-разному систематизировать подходы к управлению персоналом.
Например, противопоставляя два взгляда на роль человека в производстве:
• человек как ресурс производственной системы (трудовой, людской, человеческий) - важный элемент процесса производства и управления9;

Таблица 2.
Классификация концепций управления персоналом



• человек как личность с потребностями, мотивами, ценностями — главный субъект управления. Другой подход — с позиции теории подсистем:
- экономические, в которых главенствуют проблемы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, а персонал, исходя из этого, рассматривается как трудовой ресурс;
- социальные, в которых главенствуют вопросы отношений, социальные группы, духовные ценности, аспекты всестороннего развития личности, а персонал рассматривается как главная система, состоящая из неповторимых личностей10.























    Эволюция концепций управления персоналом


В целом тенденции управления людьми в организациях носят глобальный характер и отражают поиски передовых компаний в создании высокоэффективных систем реализации творческого и производительного потенциала. Основополагающим теоретическим положением новых подходов к управлению людьми в деловой организации является: признание экономической полезности и социальной ценности человеческих ресурсов, освоение и развитие которых нуждается в инвестиционных вложениях подобно другим видам экономических ресурсов11.
Таблица 3.
Эволюция концепций управления персоналом



Этап 20-40-х гг. – период технократического менеджмента. Он характеризовался введением рациональных процедур управления кадрами, усилением внешнего контроля, введением равной системы оплаты труда. Концепция полагала, что труд – это, прежде всего, индивидуальная деятельность и потому воздействие коллектива на рабочего носит деструктивный характер, делает труд рабочего менее производительным.
Вместо человека как личности рассматривается только его основная функция – труд, измеряемый через затраты рабочего времени.
В 50–70-е гг. внедрение новой техники и технологии потребовали каринальной перестройки организации и управления трудом:
      усложняется механизм трудовой мотивации с переориентацией его на творчество, повышение квалификации;
      создается система непрерывного профессионального образования;
      развивается социальное партнерство;
      повышается роль организационной культуры;
      пересматриваются принципы занятости с акцентом на гибкие и индивидуальные формы трудовой деятельности12.
Человек начинает рассматриваться не просто как исполнитель трудовой функции, а как элемент организации, субъект трудовых отношений.
В 80—90 гг. работник считается не просто позицией в штатном расписании, а выступает в единстве трех взаимосвязанных компонентов: трудовой функции, социальных отношений и личности. Люди рассматриваются как ключевой ресурс, как социальная ценность, обосновывается целесообразность стратегического, инвестиционного подхода к формированию, использованию, развитию людей в организации подобно другим видам ресурсов.
Подлинную революцию в менеджменте вызвали идеи японской модели управления, основные черты которой заключаются в следующем:
1. Всестороннее внимание к работникам – наиважнейшая составляюая японской системы управления;
2. Пожизненный найм рабочих и служащих;
3. Персональное продвижение по принципу «старшинства»;
4.Система планомерной подготовки кадров через постоянное перемещение или смену видов деятельности;
5. Коллективные ценности и высокая трудовая мораль;
6. Групповой метод принятия решений;
7. Ориентация на качество;
8. Интенсивное общение;
9. Развитая система социальных льгот и услуг;
10. Система оплаты труда в зависимости от стажа13.
Главными особенностями современного менеджмента является:
      повышенное внимание к человеческому фактору;
      возрастание роли и статуса служб по управлению человеческими ресурсами, которые из традиционно периферийных преобразуются в стратегические подразделения, определяющие успех деятельности и конкурентоспособност организации.
Новые условия развития общества:
      Глобализация экономики;
      Обострение рыночной конкуренции;
      Быстрые изменения и нововведения в обществе и экономике;
      Технологии, основанные на новых знаниях, опыте, интеллекте;
      Информация как фактор развития общества;
      Социальная ответственность бизнеса;
      Гуманизация труда.



    Современные концепции управления человеческими ресурсами


В рамках органической парадигмы последовательно сложились концепция управления персоналом и концепция управления человеческими ресурсами.
Акцентирование внимания на человеческом ресурсе способствовало рождению нового представления об организации. Она стала восприниматься как живая система, существующая в окружающей среде. В этой связи использовались, как минимум, две аналогии (метафоры), способствовавшие развитию нового взгляда на организационную реальность. Первая, исходившая из отождествления организации с человеческой личностью, ввела в научный оборот такие ключевые понятия, как цели, потребности, мотивы, а также рождение, взросление, старение и смерть или возрождение организации. Организация как личность, где каждый человек — самостоятельный субъект, обладающий собственными целями, ценностями, представлениями о правилах поведения. По отношению к такому активному субъекту - партнеру организации в достижении ее целей — возможно лишь управление путем постановки согласованных с ним целей. А для этого надо хорошо представлять себе специфику потребностей, основную ориентацию человека.
Вторая, приняв в качестве образца для описания организационной реальности функционирование человеческого мозга («организация как мозг, перерабатывающий информацию»), позволила взглянуть на организацию как на собрание частей, соединенных линиями управления, коммуникации и контроля. По отношению к такой сложной системе можно говорить лишь об управлении ресурсами, направленном на оптимальное использование имеющегося потенциала в процессе достижения поставленных целей.
Иллюстрацией первой возможности является использование положений теории мотивации А. Маслоу в качестве основы для выделения направлений и содержания деятельности по управлению персоналом.


Таблица 4.
Соответствие деятельности по управлению персоналом
доминирующим потребностям личности (согласно теории мотивации А. Маслоу14)


Аналогия с мозгом в отличие от аналогии с механизмом позволила совершенно иначе представить как организационную реальность в целом, так и управление персоналом в частности. Главный секрет мозга — не дифференциация и узкая специализация, а системность и комплексность, для которых важны связи, в каждый момент создаваемые в избыточном количестве. Отсюда можно сформулировать следующие принципы структурирования организации:
      Создавайте множественные связи между частями организации (причем избыточные).
      Развивайте одновременно и специализацию персонала, и его универсализацию (не забывая о том, насколько все должны знать и уметь делать все).
      Создавайте условия для самоорганизации каждого работника и коллектива в целом.
      Необходимо делать акцент на окружающей среде, в которой живет организация.
      Организацию надо понимать в терминах взаимосвязанных — внутри- и межорганизационных подсистем, выделяя ключевые подсистемы и анализируя способы управления их отношениями со средой. Популярный способ анализа — определение набора ключевых потребностей, которые организация должна удовлетворить для собственного выживания.
      Между подсистемами необходимо создавать равновесие и устранять дисфункции15.
Чем отличается управление человеческими ресурсами от управления персоналом?
1. В отличие от управления персоналом управление человеческими ресурсами переориентировано с нужд персонала на потребности самой организации в рабочей силе, и приоритеты кадрового менеджмента определяются в первую очередь результатами функционального анализа имеющихся и проектируемых рабочих мест.
2. Ответственность за реализацию более активной кадровой политики возлагается также и на линейных менеджеров (руководителей структурных подразделений), а это означает, что кадровая работа руководителей всех звеньев интегрируется в систему кадрового менеджмента, которая только и способна, эффективно реализовать такую политику.
3. Происходит переориентации системы кадрового менеджмента на индивидуальную работу с персоналом, а следовательно, с доминировавших в управлении персоналом коллективистских ценностей на индивидуалистические
4. Если традиционно менеджер по персоналу должен был стремиться сэкономить на издержках, связанных с воспроизводством рабочей силы (а поэтому и не был заинтересован в долговременных инвестициях в человеческий капитал), то технология управления человеческими ресурсами нацелена на повышение эффективности подобного рода инвестиций, обеспечивающих постоянный профессиональный рост работников предприятия и улучшение качества условий труда.
5. Если в управлении персоналом все внимание сосредоточено исключительно на рядовых работниках, то в управлении человеческими ресурсами акцент переносится на управленческий штат: именно компетентность менеджеров оказывается ключевым элементом кадрового потенциала современной корпорации.
6. Новая система кадрового менеджмента предполагает сильную и адаптивную корпоративную культуру, стимулирующую атмосферу взаимной ответственности наемного работника и работодателя, стремление всех работников корпорации сделать ее «лучшей компанией» за счет поддержки инициативы на всех уровнях организации, постоянных технических и организационных нововведений, открытого обсуждения проблем16.
Технология управления человеческими ресурсами дает синергетический эффект, если в корпорации соблюдаются как минимум следующие условия:
      относительно хорошо развита система адаптации к внешнему и внутреннему рынкам труда (индивидуальное планирование карьеры, подготовка и переподготовка персонала, стимулирование профессионального роста и ротации кадров);
      имеются гибкие системы организации работ (кружки качества, автономные рабочие группы);
      используются системы оплаты, построенные на принципах всестороннего учета персонального вклада (в том числе и самими работниками) и (или) уровня профессиональной компетентности (знания, умения и навыки, которыми реально овладели работники);
      поддерживается довольно высокий уровень участия отдельных работников и рабочих групп в разработке и принятии управленческих решений, касающихся их повседневной работы;
      применяется практика делегирования полномочий подчиненным;
      функционирует разветвленная система организационной коммуникации, обеспечивающая двух- и многосторонние вертикальные, горизонтальные и диагональные связи внутри организации.
Поскольку управление человеческими ресурсами складывалось в рамках парадигмы контрактации индивидуальной ответственности, то эта технология изначально противостояла коллективистским подходам.






















Заключение

Во многих публикациях отмечаются два полюса роли человека в общественном производстве:
      человек как ресурс производственной системы (трудовой, людской, человеческий) – важный элемент процесса производства и управления;
      человек как личность с потребностями, мотивами, ценностями – главный субъект управления.
Другая часть исследователей рассматривает персонал с позиций теории подсистем, в которой работники выступают в качестве важнейшей подсистемы. Наиболее четко можно выделить две группы систем:
      экономические, в которых главенствуют проблемы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, а исходя из этого персонал рассматривается как трудовой ресурс или организация людей (коллектив);
      социальные, в которых главенствуют вопросы отношений людей, социальные группы, духовные ценности и аспекты всестороннего развития личности, а персонал рассматривается как главная система, состоящая из неповторимых личностей.
Нет единой концепции в управлении. Все относительно общего уровня развития, мировоззрения, культуры организации. В каждой системе есть свои эффективнейшие принципы и недостатки. На международном уровне постоянно происходит поиск наиболее эффективных путей управления - так например, на ряде зарубежных предприятий был создан "американо-япон кий" гибрид, содержащий в себе основные идеи американского и японского менеджмента.

Список литературы

    Винокуров М.А., Озерникова Т.Г. Проблемы «внутренней» и «внешней» мотивации к труду/ Современные проблемы экономики региона: Сб. науч. тр. /Науч. ред. д-р экон. наук, проф. М.А.Винокуров. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2010.
    Гаврилов М.М. Современная технология кадровой работы в банках // Деньги и кредит. 2009. № 3.
    Григорьев А.Е. Экономика труда. - М.: Госполитиздат, 2009.
    Думлер С.А. Управление производством и кибернетика. - М.: Машиностроение, 2009.
    Колосницына М.Г. Экономика труда: Учеб пособ. для студентов бакалавриата экон. вузов. - М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 2008.
    Менеджмент организации: Учебное пособие. / Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. - М: ИНФРА-М. 2009.
    Мэскон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер с англ. - М.: Дело, 2010.
    Оганесян И.А. Управление персоналом организации. - М.: Амалфея, 2010.
    Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом: Учебник для вузов. - М.: Финстатинформ, 2008.
    Румчев В.Г., Конин А.А. Кадровые подсистемы АСУ: математические модели. / Под ред. И.А. Ушакова. - М.: Радио и связь, 2008.

1 Думлер С.А. Управление производством и кибернетика. -- М.: Машиностроение, 2009.
2 Менеджмент организации: Учебное пособие. / Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. -- М: ИНФРА-М. 2009.
3 Оганесян И.А. Управление персоналом организации. -- М.: Амалфея, 2010.
4 Румчев В.Г., Конин А.А. Кадровые подсистемы АСУ: математические модели. / Под ред. И.А. Ушакова. -- М.: Радио и связь, 2008.
5 Гаврилов М.М. Современная технология кадровой работы в банках // Деньги и кредит. 2009. № 3.
6 Винокуров М.А., Озерникова Т.Г. Проблемы «внутренней» и «внешней» мотивации к труду/ Современные проблемы экономики региона: Сб. науч. тр. /Науч. ред. д-р экон. наук, проф. М.А.Винокуров. -- Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2010.
7 Менеджмент организации: Учебное пособие. / Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. -- М: ИНФРА-М. 2009.
8 Оганесян И.А. Управление персоналом организации. -- М.: Амалфея, 2010.
9 Григорьев А.Е. Экономика труда. -- М.: Госполитиздат, 2009.
10 Колосницына М.Г. Экономика труда: Учеб пособ. для студентов бакалавриата экон. вузов. -- М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 2008.
11 Мэскон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер с англ. -- М.: Дело, 2010.
12 Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом: Учебник для вузов. -- М.: Финстатинформ, 2008.
13 Гаврилов М.М. Современная технология кадровой работы в банках // Деньги и кредит. 2009. № 3.
14 Колосницына М.Г. Экономика труда: Учеб пособ. для студентов бакалавриата экон. вузов. -- М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 2008.
15 Мэскон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер с англ. -- М.: Дело, 2010.
16 Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом: Учебник для вузов. -- М.: Финстатинформ, 2008.



и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.