Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Политический режим и его виды
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 26.04.2013.
Год: 2012.
Страниц: 18.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………..3
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА………..………………5
1.1.Понятие и признаки
политического режима………...5
1.2. Факторы политического режима
…..……….……..8
ГЛАВА 2. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ………...
……….9
2.1. Классификация и значение политических
режимов …..……….9
2.2. Демократический политический
режим ………...………...…10
2.3 Недемократические авторитарный и тоталитарный
политические режимы………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..24
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы
обусловлена тем, что политический
режим- это, прежде всего, совокупность
средств и методов, с помощью которых господствующие
элиты осуществляют экономическую, политическую
и идеологическую власть в стране, обеспечивая
деятельность государства. А также и то,
что Россия совсем недавно перешло от
одного политического режима к другому,
а именно от «тоталитаризма» к «демократии»1. Объектом данного исследования
является политический режим, его формы
и пути развития, сущность и виды. При этом
предметом исследования являются нормы
законодательства РФ N 748 «За демократию через право»,
а также нормы международного права. Теоретические
аспекты и воззрения ученых политологов.
Целью исследования является
комплексное изучение видов, сущности,
а так же понятия политического режима.
В рамках достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические
аспекты и выявить общую характеристику
понятия и признаков политического режима;
2) определить факторы политического
режима;
3) отразить в работе классификацию
и значение политических режимов;
4) отразить демократический
политический режим;
5) изучить недемократические
авторитарный и тоталитарный политические
режимы.
Нормативную основу работы
составили положения Конституции
Российской Федерации, Распоряжение Президента
РФ от 29 мая 1993 г. N 394-рп "О международном
фонде «Демократия», Заявление Федерального
Собрания РФ от 13 апреля 2007 г. N 137-СФ «О
докладе Государственного департамента
США «Поддержка США прав человека и демократии
в мире», Постановление Правительства
РФ от 27 октября 2001 г. N 748 «О присоединении
Российской Федерации к Частичному соглашению
1990г, учреждающему Европейскую комиссию
за демократию через право».
Теоретическую основу исследования
образуют труды таких выдающихся
ученых-правоведов, как: Кермонн Жан-Луи,
Б.А. Стародубский, И.М. Клямкин, и др.
Методологической основой
исследования послужили традиционно
используемые в юридической науке
философские (диалектический метод
познания), общенаучные, частнонаучные
методы (исторический, сравнительно-правово ).
Работа имеет традиционную
структуру и включает в себя введение,
основную часть, состоящую из двух глав,
заключение и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО
РЕЖИМА
1.1. Понятие и признаки политического
режима
Термин “политический
режим” появился в 1960-1970 гг. В юридической
литературе отсутствует единый подход
к пониманию термина “политический
режим”. “Учение о различии государств
или о государственных формах
является столь же шатким и неустановленным,
как и определение понятия
государства”.
Некоторые авторы считают,
что политический режим является
одним из элементов формы государства.
“Под формой государства понимаются
организация политической власти в
государстве, взятая в единстве ее трех
основных элементов (или сторон) –
формы правления, формы государственного
устройства и политического режима”.
В. С. Петров вводит термин политический
режим в триаду формы государства2.
Понимая так форму
государства, Комисаров В.С. дает определение
её трех элементов: “Форма правления –
это организация верховной власти в государстве,
характеризующаяся ее источником и принципами
взаимоотношения органов власти между
собой и с населением. Форма государственного
устройства – это административно- территориальная
и национально-государс венная организация
власти, характеризующаяся принципами
взаимосвязи составных частей государства
и их органов между собой и с государством
в целом3.
Политический режим
– это конкретное проявление государственной
организации, выражающаяся в состоянии
и характере демократии и политической
свободы в обществе”.
Другие авторы политический
режим к одному из элементов формы
государства не относят. “Под формой
государства понимается в широком
смысле образ правления и государственное
устройство, а в узком смысле –
только форма правления”. Первая точка
зрения стала ведущей в теории государства
и права.
Необходимо заметить,
что при характеристике формы
того, или иного государства, полный
ответ можно дать лишь тогда, и
только тогда, когда мы рассматриваем
форму государства учитывая все
три элемента вместе, т.е. форму правления
(организацию верховной государственной
власти, источники её образования
и принципы взаимоотношений высших
органов власти между собой и
населением), форму государственного
устройства (территориальную организацию
государственной власти, соотношение
государства как целого с его
составными частями) и политический
режим (методы и способы осуществления
государственной власти). Из этого
следует то, что без рассмотрения
политического режима, нельзя до конца
понять, форму того или иного государственного
образования4.
«С формой государства тесно
связан политический режим, значение которого
в жизнедеятельности той или иной страны
исключительно велико. Например, изменение
политического режима (даже если форма
правления и форма государственного устройства
остаются прежними) обычно приводит к
резкому изменению внутренней и внешней
политики государства. Вызвано это тем,
что политический режим связан не только
с формой организации власти, но и с её
содержанием»5.
По определению Юридического
Словаря политическим режимом называют
«в науке конституционного права
понятие, обозначающее систему приёмов,
методов, форм, способов осуществления
политической власти. Не существует единой
типологии политических режимов. Характер
политического режима никогда прямо
не указывается в Конституциях государств
(не считая весьма распространенных указаний
на демократический характер государства),
однако почти всегда самым непосредственным
образом отражается на их содержании».
Исторические типы государств,
как правило, не совпадали с типами
политических режимов. Так в рамках
одного и того же типа государства
и одной и той же формы правления
могли существовать разные политические
режимы. Например, Афинское и Римское
государства в Древнем мире были
рабовладельческими республиками, но
по характеру политических режимов
существенно отличались друг от друга.
«В отличие от рабовладельческой
демократии в Афинах, в Римской
республике сочетались аристократические
и демократические черты, при
существенном преобладании первых, обеспечивавших
привилегированное положение знатной
богатой верхушки рабовладельцев».
Платон создал целое
учение о динамике государственной
жизни и смене, в силу «испорченности
человеческой натуры», её форм. Идеальное
государство и его аристократическая
форма, согласно этому учению, не вечны.
Государство может деградировать
и соответственно в этом же направлении
изменять свою форму»6.
Итак, политический режим-
это совокупность методов, приёмов и форм
осуществления политических отношений
в обществе, то есть способ функционирования
его политической системы. Политический
режим характеризуется методами осуществления
политической власти, мерой участия граждан
в управлении, отношением государственных
институтов к правовым основам собственной
деятельности, степенью политической
свободы в обществе, открытостью или закрытостью
политических элит с точки зрения социальной
мобильности, фактическим состоянием
правового статуса личности.
1.2. Факторы политического режима
В современном мире
можно говорить о 140-160 режимах,
которые незначительно отличаются
друг от друга. О характере режима, существующего
в той или иной стране, могут свидетельствовать
разнообразные факторы. Однако наиболее
важны из них следующие:
- способы и порядок формирования
органов государственной власти,
- порядок распределения между
различными государственными органами
компетенции и характер их взаимоотношений,
- степень гарантированности
прав и свобод граждан,
- роль права в жизни общества
и решении государственных дел,
- место и роль в государственном
механизме армии, полиции, контрразведки,
разведки и других аналогичных им структур,
степень реального участия граждан и их
объединений в государственной и общественно-политичес ой
жизни, в управлении государством.
Таким образом, подводя итог,
можно сформулировать следующие
определение: политический режим и
его форма зависит от факторов которые
влияли на его становление. Анализ различными школами
политологов более ранних и нынешних политических
режимов свидетельствует, что ни один
из них не существовал в чистом виде. Существуют
и многочисленные «промежуточные» политические
режимы. В мире происходит постоянная
эволюция политических режимов. Существенное
обновление или коренная смена политических
режимов разрешается либо массами посредством
революционных мер, либо правящими политическими
элитами через проведение реформ и военных
переворотов.7
ГЛАВА 2. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
2.1.Классификация и значение
политических режимов
Классификация политических
режимов представляет собой большой
интерес и имеет большое значение
для теории государства и права.
Политических режимов
очень много, поскольку на ту или
иную разновидность политического
режима оказывает влияние множество
факторов, можно сказать, что каждое
государство в той или иной
мере имеет свой особенный политический
режим, который отличается от политических
режимов других государств. “Одна
из достаточно простых, широко распространенных,
классификаций политических режимов
– деление их на демократические
и недемократические политические
режимы”. В свою очередь, и те и
другие подразделяются на различные
виды и разновидности по большей
или меньшей степени демократизма.
Таким образом, наиболее значительные
из политических режимов следующие
три:
- демократический,
- авторитарный,
- тоталитарный.8
Именно эти три
политических режима необходимо выделить
в отдельные группы, т.к. они являются важными
и представляют собой большое значение
для теории государства и права.
Хотя тоталитарный
политический режим считают крайней
формой авторитарного, необходимо рассмотреть
его как отдельный политический
режим. Тоталитаризм явление особенное
и важное, а поэтому и рассматривать
его необходимо тщательно и отдельно
от других режимов. Все политические
режимы, в той или иной мере зависят друг
от друга, т.к. в всегда возможны трансформации
одних режимов в другие9.
2.2. Демократический политический режим
Демократия ("democratia”)
с греческого – народовластие. “Демократическая
политическая система – это организация
легальной, опирающейся на законы и подконтрольной
обществу власти. Она работает на основе
понятных и принятых обществом принципов,
имеет ясные цели и способна содействовать
реализации общих интересов”.
«Упрощенное понимание демократии
как власти народа не отражает современное
содержание этого термина. Дело также
не столько в том, что прямая, непосредственная
демократия повсеместно уступила место
представительной демократии. А она явление
новой истории, она есть продукт формационного
перехода от докапиталистических форм
общественного устройства к капиталистическим».
Демократический режим -
это режим, основанный на признании
принципа равенства и свободы
всех людей, участии народа в управлении
государством. Предоставляя своим гражданам
широкие права и свободы демократическое
государство не ограничивается только
их провозглашением, т.е. формальным равенством
правовых возможностей. Оно обеспечивает
для них социально-экономическую
основу и устанавливает конституционные
гарантии этих прав и свобод. В результате
- широкие права и свободы становятся
реальными, а не только формальными10.
В демократическом государстве народ
является источником власти. И это становится
не просто декларацией, а фактическим
положением дел. Представительные органы
и должностные лица в демократическом
государстве, как правило, избираются,
но меняются критерии избрания. Критерием
избрания того или иного человека в представительный
орган являются его политические взгляды,
профессионализм. Профессионализация
власти - отличительный признак государства,
в котором существует демократический
политический режим. В основе деятельности
народных избранников должны лежать и
моральные начала, гуманизм.
Референдумы, плебисциты,
народные инициативы, обсуждения, демонстрации,
митинги, собрания становятся необходимыми
атрибутами общественной жизни. Объединения
граждан участвуют в управлении
делами государства. Наряду с исполнительной
властью на местах создается параллельная
система прямого представительства.
Общественные органы участвуют в
выработке решений, советов, рекомендаций,
а также осуществляют контроль за
исполнительной властью. Таким образом,
участие народа в управлении делами
общества становится поистине массовым
и идет по двум линиям: выборы управленцев
- профессионалов и прямое участи в
решении общественных дел (самоуправление,
саморегуляция), а также контроль
за исполнительной властью. Демократическое
общество характеризуется как бы
совпадением объекта и субъекта
управления.
Управление в демократическом
государстве производится по воле большинства,
но с учетом интересов меньшинства.
Поэтому принятие решений осуществляется
как путем голосования, так и
с использованием метода согласования
при принятии решений11.
На новый уровень
поднимается система разграничения
полномочий между центральными и
местными органами. Центральная государственная
власть берет на себя только те вопросы,
от решения которых зависит существование
общества в целом, его жизнеспособность:
экология, разделение труда в мировом
сообществе, предотвращение конфликтов
и т.д. Остальные вопросы решаются
децентрализовано. В результате этого
снимается вопрос о концентрации,
монополизации власти и необходимости
ее нейтрализации.
Нормативное регулирование
приобретает качественно новый
характер. В идеале, поскольку демократическое
общество характеризуется достаточно
высоким уровнем сознания и, кроме
того, граждане сами принимают прямое
и непосредственное участие в
выработке решений, снимается вопрос
о массовом применении принуждения
при неисполнении решений. Люди, как
правило, добровольно подчиняют
свои действия решению большинства.
Разумеется, и демократический
режим имеет свои проблемы: чрезмерное
социальное расслоение общества, временами
своеобразную диктатуру демократии
(авторитарное господство большинства),
а в некоторых исторических условиях
этот режим ведет к ослаблению
власти, нарушениям порядка, даже скатыванию
к анархии, охлократии, порой создает
условие для существования разрушительных,
экстремистских, сепаратистских сил. Но
все же социальная ценность демократического
режима намного выше его некоторых
негативных конкретно-историческ х форм12.
Следует также иметь
в виду, что демократический режим
появляется зачастую в тех государствах,
где социальная борьба достигает
высокого накала и правящая элита, господствующие
слои общества вынуждены идти на уступки
народу, другим социальным силам, соглашаться
на компромиссы в организации
и осуществлении государственной
власти.
Кроме того, демократический
режим в устройстве государств становится
наиболее адекватным тем новым проблемам,
которые ставит перед человечеством
современное состояние цивилизации
с его глобальными проблемами,
противоречиями, возможными кризисами.
“Государство не только
провозглашает, но и фактически обеспечивает,
гарантирует общедемократические
права и свободы, равный статус различных
форм собственности, гибкую социальную
политику, защиту личности от всех проявлений
беззаконья и т.д.”.
Таким образом можно
заключить, что демократический
режим обладает следующими чертами:
1. Источником власти
в государстве является народ.
Он избирает власть и наделяет
ее правом решать любой вопрос,
опираясь на собственное мнение.
Законы страны защищают народ
от произвола власти и власть
от произвола отдельных людей.
2. Политическая власть
носит легитимный характер и
осуществляет свои функции в
соответствии с принятыми законами.
Основной принцип политической
жизни демократического общества
— "гражданам разрешено все,
что не запрещено законом, а
представителям власти — только
та деятельность, которая предусмотрена
соответствующими подзаконными
актами".
3. Для демократического
режима характерно разделение
властей (отделение друг от
друга законодательной, исполнительной
и судебной власти). Парламент
наделен исключительным правом
издавать законы. Высшая исполнительная
власть (президент, правительство)
имеет право законодательной,
бюджетной, кадровой инициативы.
Высший судебный орган наделен
правом определять соответствие
издаваемых законов конституции
страны. В условиях демократии
три ветви власти уравновешивают
друг друга.
4. Демократический режим
характеризуется правом народа
влиять на выработку политических
решений (путем одобрения или
критики в средствах массовой
информации, демонстраций или лоббистской
деятельности, участия в предвыборных
кампаниях). Политическое участие
народа в выработке принимаемых
решений гарантируется конституцией
страны, а также международными
правовыми нормами.
5. Важной характеристикой
демократического политического
режима является политический
плюрализм, предполагающий возможность
образования двух- или многопартийной
системы, конкуренция политических
партий и их влияние на народ, существование
на законных основаниях политической
оппозиции как в парламенте и вне его.
6. Демократический политический
режим характеризуется высокой
степенью реализации прав человека.
К ним относятся нормы, правила
и принципы взаимоотношений государства
и граждан13.
“Эффективность участия
граждан в управлении государственными
делами предполагает высокий образовательный
и культурный уровень населения,
сформировавшееся критическое мышление,
самодисциплину, устоявшиеся моральные
начала и т.п.”. Из этого, можно заключить,
что демократия не может появиться
сразу, как говориться “на ровном
месте”. Это сложный процесс преобразований
общества и государства.
И так демократическое
общество характеризуется развитием ассоциативных
связей на всех уровнях общественной жизни.
При демократии существует институциональный
и политический плюрализм: партии, профсоюзы,
народные движения, массовые объединения,
ассоциации, союзы, кружки, секции, общества,
клубы объединяют людей по различным интересам
и склонностям. Интеграционные процессы
способствуют развитию государственности
и свободы личности14.
2.3 Недемократические
авторитарный и тоталитарный
политические режимы
Недемократические режимы
делятся на два типа:
- авторитарный
- тоталитарный
Авторитарный режим
одним из наиболее распространенных
в истории типов политических
режимов.
“Авторитаризм (от лат. auctoritas
– власть) – система власти, характерная
для антидемократических политических
режимов. В зависимости от сочетания
методов правления может варьироваться
от умеренно-авторитарног режима с
формальным сохранением атрибутов
демократии до классической фашистской
диктатуры. Крайняя форма авторитаризма
– тоталитаризм”. По своим характерным
чертам он занимает как бы промежуточное
положение между тоталитаризмом
и демократией. С тоталитаризмом
его роднит обычно автократический,
не ограниченный законами характер власти,
с демократией — наличие автономных,
не регулируемых государством общественных
сфер, особенно экономики и частной
жизни, сохранение элементов гражданского
общества15.
В целом же авторитарной
политической системе присущи следующие
черты:
1. Автократизм (самовластие)
или небольшое число носителей власти.
Ими могут быть один человек (монарх, тиран)
или группа лиц (военная хунта, олигархическая
группа и т.д.)
2. Неограниченность власти,
её неподконтрольность гражданам. При
этом власть может править с помощью законов,
но она их принимает по своему усмотрению.
“Народ в таких режимах фактически отстраняется
от формирования государственной власти
и контроля за её деятельностью”.
3. Опора (реальная или потенциальная)
на силу. Авторитарный режим может не прибегать
к массовым репрессиям и пользоваться
популярностью среди широких слоёв населения.
Однако он обладает достаточной силой
чтобы в случае необходимости по своему
усмотрению использовать силу и принудить
граждан к повиновению.16
4. Монополизация власти и
политики, недопущение политической оппозиции
и конкуренции. Присущее этому режиму
определённое политико-институцион льное
однообразие не всегда результат законодательных
запретов и противодействия со стороны
властей. Нередко оно объясняется неготовностью
общества к созданию политических организаций,
отсутствием у населения потребности
к этому, как это было, например, в течение
многих веков в монархических государствах.
При авторитаризме возможно существование
ограниченного числа партий, профсоюзов
и других организаций близких по духу,
но при условии их подконтрольности властям.
5. Отказ от тотального контроля
над обществом, невмешательство или ограниченное
вмешательство во неполитические сферы
и прежде всего в экономику. Власть занимается
главным образом вопросами собственной
безопасности, общественного порядка,
обороны, внешней политикой, хотя она может
влиять и на стратегию развития, проводить
достаточно активную социальную политику,
не разрушая при этом механизмы рыночного
саморегулирования.
6. Рекрутирование политической
элиты путём кооптации, назначения сверху,
а не конкурентной электоральной борьбы.
Учитывая эти признаки
авторитаризма, его можно определить
как неограниченную власть одного лица
или группы лиц, не допускающих политическую
оппозицию, но сохраняющую автономию
личности и общества во неполитических
сферах. При авторитарной политической
системе запрещаются лишь определённые,
главным образом политические формы
деятельности, в остальном же граждане
обычно свободны. Авторитаризм вполне
совместим с уважением всех других, кроме
политических, прав личности. В то же время
в условиях авторитаризма граждане не
имеют каких-либо институциональных гарантий
своей безопасности и автономии (независимый
суд, оппозиционные партии и т.д.)17
Оппозиция при авторитаризме
не допускается. В политической жизни
могут участвовать и несколько
партий, однако все эти партии должны
ориентироваться на линию, выработанную
правящей партией, в противном случае
они запрещаются, разгоняются. Оппозиционеры,
как организации, так и граждане,
жестоко наказываются. Власть применяет
к инакомыслящим законные и незаконные
методы расправы. Личность в авторитарном
государстве фактически не может
пользоваться конституционными правами
и свободами, даже если они и провозглашаются
формально, так как отсутствует
механизм их реализации, гарантии. Она
лишена также гарантий своей безопасности
в ее взаимоотношениях с властью,
поскольку власть не стесняет себя
в применении принуждения. Провозглашается
полный приоритет интересов государства
над личностью, а права личности
игнорируются. Авторитарная власть осознает,
что доверие народа - великая сила,
и поэтому она культивирует фанатизм
в массах по отношению к себе,
используя демагогию и, превращая
население в простой объект манипуляций.
В настоящее время авторитарные
режимы отнюдь не редкость и встречаются
во многих странах. Авторитарному режиму
противостоит демократический режим.18
“Авторитарные режимы утверждаются
в условиях кризисных ситуаций или
на основе не развитой политической и
социальной структур общества. Возможность
возникновения авторитарного режима
в переходном периоде от тоталитаризма
к демократии заложена в психологической
реакции людей на кризисную ситуацию,
в стремлении к социальной упорядоченности,
надежности, предсказуемости. Они могут
решать прогрессивные задачи, связанные
с выходом страны из кризиса. Так, до второй
мировой войны, во время кризиса в некоторых
странах Западной Европы парламентский
демократический режим оказался неспособным
решать напряженные социальные конфликты.
В этих условиях возникли авторитарные
системы, переросшие даже в фашизм. Авторитаризм
был желаемым режимом и после второй мировой
войны под влиянием существовавших острых
экономических и социальных противоречий”.19
Авторитарные политические
системы очень разнообразны. Это
монархии, деспотические диктаторские
режимы, военные хунты, популистские
системы правления и др. Авторитарные
правительства могут добиваться
признания не только силой, с помощью
массового истребления но и более
гуманными средствами.
Авторитаризм иногда
определяют как способ правления
с ограниченным плюрализмом. Он вполне
совместим с экономическим, социальным,
культурным, религиозным, а частично
и с идеологическим плюрализмом.
Его воздействие на общественное
развитие имеет как слабые, так
и сильные стороны. К числу
слабых относится полная зависимость
политики от позиции главы государства
или группы высших руководителей, отсутствие
у граждан возможностей предотвращения
политических авантюр или произвола,
ограниченность институтов артикуляции,
политического выражения общественных
интересов.20
В то же время авторитарная
политическая система имеет и
свои достоинства, которые особенно
ощутимы в экстремальных ситуациях.
Авторитарная власть обладает сравнительно
высокой способностью обеспечивать
политическую стабильность и общественный
порядок, мобилизировать общественные
ресурсы на решение определённых
задач, преодолевать сопротивление
политических противников. Всё это
делает её достаточно эффективным средством
проведения радикальных общественных
реформ.
Демократически ориентирующиеся
авторитарные режимы не долговечны. Их
реальной перспективой является более
устойчивый в современных условиях
тип политической системы — демократия.
Таким образом, подводя
итог хотелось бы ещё раз отметить,
что для авторитаризма характерно:
- Автократизм.,
- Неограниченность
власти.,
- Опора на силу.,
- Монополизация
власти и политики.,
- Отказ от
тотального контроля.,
- Рекрутирование
политической элиты.,
Авторитаризм имеет
сильные и слабые стороны.,
К сильным относят:
- сравнительно высокая
способность обеспечивать политическую
стабильность и общественный
порядок,
- мобилизировать
общественные ресурсы на решение
определённых задач,
- преодолевать
сопротивление политических противников.
Т.е. авторитаризм — эффективное
средство проведения радикальных общественных
реформ.
К слабым относят:
- ограниченность институтов
политического выражения общественных
интересов,
- полную зависимость
политики от позиции главы
государства или группы высших
руководителей,
- отсутствие у
граждан возможностей предотвращения
политических авантюр или произвола.21
Тоталитарный
режим на сегодняшний день считается широко
распространенным в странах третьего
мира. “Тоталитаризм (от лат. totalis – весь,
целый, полный) – один из видов политических
режимов, характеризующийся полным (тотальным)
контролем государства над всеми сферами
жизни общества”.
“Первые тоталитарные режимы
были сформированы после первой мировой
войны в странах, относившихся ко
“второму эшелону индустриального
развития”. Крайне тоталитарными государствами
были Италия и Германия. Формирование
политических тоталитарных режимов
стало возможным на индустриальной
стадии развития человечества, когда
технически стали возможными не только
всеобъемлющий контроль над личностью,
но и тотальное управление ее сознанием,
особенно в периоды социально-экономических
кризисов”.
Не следует рассматривать
данный термин лишь как негативно
оценочный. Это научное понятие,
требующее соответствующего теоретического
определения. Первоначально понятие
“тотальное государство” имело вполне
позитивное значение. Оно обозначало
самоорганизующееся государство, тождественное
с нацией, государство, где ликвидируется
разрыв между политическим и общественно-политичес им
факторами. Нынешняя интерпретация
понятия впервые предложена для
характеристики фашизма. Затем она
была распространена на советскую и
родственные ей модели государства.22 и т.д.................