Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Феномен левшества и психологическая готовность к обучению в дошкольном возрасте
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 26.04.2013.
Год: 2012.
Страниц: 23.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Министерство образования
и науки Российской Федерации
Федеральное агентство
по образованию
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ
Курсовая работа на тему:
Феномен левшества
и психологическая готовность к
обучению в дошкольном возрасте.
Работу выполнила: Студентка очного отделения группы 1121
…
Научный руководитель: Заместитель
декана факультета по внеучебной работе,
кандидат психологических наук, доцент кафедры практической
психологии …
Пермь 2010
Содержание
Введение…………….….3
ГЛАВА 1. Возрастные особенности в дошкольном
возрасте………...5
Физическое и физиологическое развитие дошкольника……..5
Особенности психологического развития дошкольника……..7
ГЛАВА 2. Проблема психологической готовности ребенка к школе...12
2.1. Понятие психологической
готовности к школе………..12
2.2. Компоненты психологической
готовности к школе………...14
ГЛАВА 3. Межполушарная
асимметрия……….23
3.1. Понятие межполушарной
асимметрии………23
3.2. Функции полушарий………………25
ГЛАВА 4. Проблема левшей
в дошкольном возрасте………...28
4.1. Понятие левшества и причины ее возникновения………..28
4.2. Психологические особенности
левшей ……….……….30
4.3. Проблема психологической готовности
к обучению в школе левшей………...31
Заключение……………….34
Список литературы………………36
Введение.
Поступление в школу -
это начало нового этапа в жизни
ребенка, вхождение его в мир знаний, новых
прав и обязанностей, сложных и разнообразных
отношений со взрослыми и сверстниками.
Актуальность проблемы
готовности ребенка к школьному
обучению обуславливается тем важным
моментом, который происходит в жизни
ребенка в связи с изменением его социального
статуса. Дошкольник становится учащимся.
Поступление в 1 класс это переломный момент
в жизни ребенка и этому моменту должно
уделяться особое внимание.
Проблема готовности
ребенка к школе возникла несколько
десятилетий назад в связи с изменениями сроков
начала систематического обучения. Доказано,
что у детей, не готовых к началу занятий,
труднее и длительнее проходит период
адаптации, приспособления к школе; у них
гораздо чаще проявляются различные трудности
в обучении; среди них значительно больше
неуспевающих, и не только в первом классе,
но и в дальнейшем, эти дети чаще находятся
в числе неуспевающих.
Во многих исследованиях
установлено, что ведущая роль адаптации
к процессу обучения в начальной
школе принадлежит функциональной межполушарной асимметрии,
в целом, и индивидуальному профилю асимметрии
(ИПА) ученика, в частности. ( Беликова,
Р.М., 2004).
Леворукость веками остается
загадкой, притягивающей внимание.
Действительно, большая часть человечества
- праворукие, а леворукие составляют всего 13-16%, но
их количество с каждым годом увеличивается,
что подтверждают статистические данные.
В различных литературных
источниках есть данные о том, что
в большинстве случаях до 75% детей,
не достигших школьной зрелости, составляют именно левши. У них, как правило,
замедляются процессы адаптации к школе,
формируется негативное отношение к учебной
деятельности, и, как следствие, они переходят
в группы отстающих учеников. ( Москвин,
В.А.). В школе ребенок левша сталкивается
с большими проблемами. Современные школьные
программы, ориентированные прежде всего
на развитие логико-знаковых, т.е. левополушарных
компонентов мышления, не дают возможность
реализовать потенциал левши, имеющего
правополушарную ориентацию. Однако учет
особенностей развития таких детей при
работе с левшами старшего дошкольного
возраста по подготовке к систематическому
обучению в школе положительно сказывается
на их приспособлении к учебной деятельности.
К сожалению, в наше й
стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких
детей. Поэтому наши левши учатся выполнять
все учебные действия также, как и правши,
что приносит огромное неудобство маленькому
ребенку-левше, ведь даже ножницы ему нужны
другие, линейка со шкалой справа налево,
тетрадь-пропись с особой структурой,
свет при письме должен падать справа,
а наклон почерка категорически запрещен.
И это только о внешних проявлениях левшества.
Если же говорить о внутренних психофизиологических
особенностях маленького леворукого ребенка,
то здесь отмечаются такие особенности
- мозг левшей более пластичен, более симмметричен,
его легче перестроить на другой режим
восприятия, то есть у левши ассиметрия
в развитии мозга выражена не так сильно,
как у правши. Это подтверждает следующий
факт - речевые центры левши имеют в обоих
полушариях, тогда как правши - только
в левом, и за развитие речи оно отвечает
на 95%. ( Майская А.А. 2005г.)
1. Возрастные особенности в дошкольном
возрасте.
1.1. Физическое и физиологическое
развитие дошкольника.
Физическое и физиологическое развитие важно, поскольку
они во многом определяют психический
облик развивающейся личности. Относительно
хорошо сформирована двигательная сфера:
они умеют ходить с разной скоростью, бегают
легко и быстро и т.д. Крепнут мышцы и связки,
увеличивается общая мышечная сила, но
крупные мышцы развиваются раньше мелких,
поэтому детям еще сложно выполнять мелкие
движения, требующие точности. Отсюда
нередки трудности при овладении навыками
письма в 1-м классе.
В дошкольном и младшем
школьном возрасте совершенствуется дыхательная система.
Частота дыхания уменьшается, вдох становиться
глубже, а выдох продолжительнее.
Увеличивается масса
сердца, благодаря чему возрастает
сила сердечных сокращений. Деятельность
сердечно - сосудистой системы становиться
более устойчивой. В результате возрастает
выносливость сердца, а мозг хорошо снабжается
кровью, что является важным условием
работоспособности.
Значительно увеличивается
вес мозга, особенно лобных долей, играющих
большую роль в формировании высших
психических функций (мышление, воображение, речь).
Усиливается регулирующая роль коры больших
полушарий. Условные рефлексы вырабатываются
быстро, но закрепляются не сразу, и приобретаемые
навыки вначале непрочны и легко разрушаются.
В силу легкости распространения процессов
возбуждения и торможения в коре головного
мозга дошкольников и младших школьников
отмечается неустойчивость внимания,
быстрая утомляемость.
Необходимо учитывать
функциональную асимметрию мозга. Как
известно, полушария человеческого
мозга практически симметричны по своему строению,
но выполняют разные функции. Левое полушарие
ответственно за важнейшие психические
функции сознания, контроля, речи, абстрактного
мышлении. Правое – за подсознательные,
интегрирующие психические процессы,
практически - наглядную деятельность,
интуицию, образное мышление. (
Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В.,
2005г.)
Все происходящие изменения
в организме ребенка очень
важны. Они дают основу для полноценного
включения в различные виды деятельности
(в том числе и учебную), требующие умственного напряжения
и большой физической выносливости.
1.2. Особенности
психологического развития дошкольника.
В дошкольном возрасте ребенок
все чаще познает мир за пределами
своей семьи. Усложняется содержание
общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности,
которыми овладевает ребенок.
Возрастные ступени дошкольного и младшего школьного
детства глубоко изучены психологами
и педагогами. Однако традиционно ученые
и практические работники образования
обращают внимание в первую очередь на
различия, специфические особенности
того и другого периодов детства. И гораздо
реже рассматривается то общее, что объединяет
их. Психологически эти возраста едины
– эпоха детства (как назвал ее Д.Б. Эльконин),
в которой происходит общее развитие,
служащее фундаментом для приобретения
в дальнейшем любых специальных знаний
и навыков и усвоения различных видов
деятельности.
Так, разрабатывая возрастную
периодизацию, Д.Б. Эльконин выделял
в единой эпохе детства два
периода. Первый – дошкольное детство, которое начинается
с преимущественного усвоения задач, мотивов
и норм человеческой деятельности, а затем
сосредоточивается на развитии мотивационно-потребно тной
сферы. Второй период - младшее школьное
детство (7 -11 лет), в ходе которого преимущественное
усвоение способов действий с предметами
создает основу для развития операционно-техническ й
сферы. (Эльконин Д.Б., 1989г).
Д.И. Фельдштейн, разрабатывая
периодизацию социального развития
личности, определяет первую фазу этого
развития как собственно детство (0 - 10 лет) и различает
в ней два этапа. Один охватывает первые
три года жизни, другой продолжается, от
3-х до 10-ти лет. В свою очередь, второй этап
слагается из дошкольного возраста (3 -
6 лет), в течение которого ребенок занимает
позицию «я и общество», позволяющую ему
осознавать себя субъектом общественных
отношений, усваивать нормы человеческих
взаимоотношений (преобладает процесс
индивидуализации). И младшего школьного
возраста (6 - 9 -10 лет), для которого характерна
позиция ребенка «я в обществе», обеспечивающая
освоение предметно-практическ й стороны
деятельности и удовлетворение потребности
в познании объектов внешнего мира (преобладает
процесс социализации). ( Фельдштейн Д.И.,
1989г.).
Э. Эриксон отмечал, что в дошкольном возрасте ребенок
активно познает окружающий мир, быстро
и жадно учится всему, приобретая новые
дела и обязанности. К самостоятельности
добавляется инициатива. Закладываются
новые внутренние инстанции – совесть
и моральная ответственность за свои действия,
мысли и желания.
У детей старшего дошкольного
и младшего школьного возраста уже
сформирована достаточно высокая компетентность
в различных видах деятельности
и сфере отношений. Эта компетентность
проявляется прежде всего в способности
принимать собственные решения на основе имеющихся знаний,
умений навыков.
У ребенка развито
устойчивое положительное отношение
к себе, уверенность в своих
силах. Он в состоянии проявлять
эмоциональность и самостоятельность
в решении социальных и бытовых
задач.
При организации совместных игр используется договор,
умеет учитывать интересы других, в некоторой
степени сдерживать свои эмоциональные
порывы.
Развитие произвольности
и волевого начала проявляется в
умении следовать инструкции взрослого,
придерживаться игровых правил. Ребенок стремиться качественно выполнить
какое-либо задание.
Попытки самостоятельно
придумать объяснения различными явлениями
свидетельствует о новом этапе
развития познавательных способностей.
Ребенок активно интересуется познавательной
литературой, символическими изображениями, графическими
схемами, делает попытки использовать
их самостоятельно.
Детям старшего дошкольного
возраста свойственно преобладание
общественно значимых мотивов над
личностными. В процессе усвоения нравственных норм
и правил формируется активное отношение
к собственной жизни, развивается эмпатия,
сочувствие.
Самооценка ребенка
старшего дошкольного возраста достачно
адекватна, более характерно ее завышение,
чем занижение. Ребенок более
объективно оценивает результат
деятельности, чем поведение.
В 6-7 лет развивается
наглядно-образное мышление с элементами
абстрактного. Тем не менее, ребенок
еще испытывает затруднения в
сопоставлении сразу нескольких
признаков предметов, в выделении
наиболее существенного в предметах
и явлениях.
У старшего дошкольника воображение нуждается
в опоре на предмет в меньшей степени,
чем на предыдущих этапах развития. Оно
переходит во внутреннюю деятельность,
которая проявляется в словесном творчестве
(считалки, дразнилки, стихи), в создании
рисунков, лепке и т.д.
Происходит постепенный
переход от игры как ведущей деятельности
к учению. ( Широкова Г. А., 2003г.).
В дошкольном возрасте значительно
увеличиваются требования, предъявляемые
к его поведению взрослыми. Центральным
требованием становится соблюдение
обязательных для всех правил поведения
в обществе, норм общественной морали.
Растущие возможности познания окружающего
мира выводят интересы ребенка за узкий
круг близких ему людей, делают доступными
для первоначального освоения те формы
взаимоотношений, которые существуют
между взрослыми в серьезных видах деятельности
(учении, труде). Ребенок включается в совместную
деятельность со сверстниками, учится
согласовывать с ними свои действия, считается
с интересами и мнением товарищей. На протяжении
всего дошкольного детства происходит
изменение и усложнение деятельности
ребенка, предъявляющие высокие требования
не только к восприятию, мышлению, памяти
и другим психическим процессам, но и к
умению организовывать свое поведение.
Все это постепенно, шаг
за шагом формирует личность ребенка, причем каждый
новый сдвиг в формировании личности изменяет
влияние условий, увеличивает возможности
дальнейшего воспитания. Условия развития
личности так тесно переплетаются с самим
развитием, что разделить их практически
невозможно. ( Мухина В.С., 1975г.).
В дошкольном возрасте увеличивается
число видов деятельности, которыми
обладает ребенок, усложняется содержание
общения ребенка с окружающими
его людьми и расширяется круг
этого общения. Важное место в
жизни ребенка начинает занимать сверстник.
В дошкольном возрасте сознание
приобретает характеристики опосредованности,
обобщенности, начинает формироваться
его произвольность. В этом возрасте
в основном складывается личность ребенка,
т.е. формируются мотивационно - потребностная сфера и самосознание.
Основная тенденция дошкольного возраста
выражается в возникновении стремления
ребенка быть как взрослый. Также происходит
значимые изменения в познавательной
сфере ребенка. Развитие познавательных
процессов - переход от непроизвольных
психических к произвольным.
( Валитова И.Е., 1997г.).
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что дошкольное
детство – период познания мира человеческих
отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно
ролевой игре, которая становиться для
него ведущей деятельностью. Играя, он
учиться общаться со сверстниками.
Дошкольное детство
– период творчества. Ребенок творчески
осваивает речь, у него появляется
творческое воображение. У дошкольника
своя, особая логика мышления, подчиняющаяся
динамике образных представлений. Это период первоначального
становления личности. Возникновение
эмоционального предвосхищения последствий
своего поведения, самооценки, усложнение
и осознание переживаний, обогащение новыми
чувствами и мотивами эмоционально –
потребностной сферы, наконец, появление
первых сущностных связей с миром и основ
будущей структуры жизненного мира –
вот главные особенности личностного
развития дошкольника.
Центральным новообразованием этого возраста можно
считать соподчинение мотивов и самосознание.
2. Проблема психологической
готовности ребёнка к школе.
2.1. Понятие
психологической готовности к
школе.
Психологическая готовность
ребенка к школьному обучению
– один из важнейших итогов психического
развития дошкольного детства.
Поступление в школу
знаменует собой смену социальной позиции ребенка-дошкольника,
трансформацию всей социальной ситуации
его развития. Вопрос психологической
готовности к обучению в школе рассматривался
достаточно широко.
Л. С. Выготский указывал,
что готовность к школе определяется умением ребенка обобщать и дифференцировать
в необходимых категориях предметы и явления
окружающего мира. (Выготский Л.С., 1956.г.).
Л. И. Божович представляла
готовность к школе как комплексную
характеристику, включающую определенный
уровень развития мыслительной деятельности, познавательных
интересов, готовности к произвольной
регуляции познавательной деятельности
и социальной позиции школьника. ( Божович
Л.И., 1968г.).
Я. Л. Коломинский утверждает,
что одной из важных особенностей
развития старшего дошкольника является его сензитивность
к усвоению нравственных норм и правил,
а также к овладению целями и способами
систематического обучения. Поэтому целенаправленные
и систематичные воздействия педагога
являются существенным фактором, стимулирующим
психическое развитие ребенка.
Я. Л. Коломинский и
Е. А. Панько представляют психологическую
готовность к школе как «целостное состояние
психики ребенка, обеспечивающее успешное
принятие им системы требований, предъявляемых
школой», успешное овладение новой для него деятельностью и
новыми социальными ролями. (Коломинский
Я.Л., Панько Е. А., 1999г.).
М.И.Степанова отмечает,
что готовность к обучению не что
иное, как необходимый уровень
развития ребенка, который позволяет
ему без ущерба для здоровья, нормального развития справиться
с учебой в школе. (Степанова М.И., 1999г.).
В свою очередь,
Н.Ф.Виноградова уточняет, что готовность
к школе - это, прежде всего,
психологическое, эмоциональное,
нравственно - волевое развитие
ребенка, сформированное желание учиться и элементы учебной деятельности.
(
Виноградова Н.Ф., 2000г.).
Овчарова Р.В. определяет
готовность к обучению в школе
по таким параметрам как планирование
(умение организовать свою деятельность
в соответствии с ее целью), контроль
(умение сопоставить результаты своих действий
с поставленной целью), мотивация (стремление
находить скрытые свойства предметов,
закономерности в свойствах окружающего
мира и использовать их), уровень развития
интеллекта. ( Овчарова Р.В., 1996г.).
Психологи считают самым важным не то, что ребенок знает,
а то, как он это знает и хочет ли узнавать
дальше ради того, чтобы знать. Исследования
показывают, что наибольшие трудности
в начальной школе испытывают не те дети,
которые имеют к концу дошкольного возраста
недостаточный объем знаний и навыков,
а те, которые проявляют интеллектуальную
пассивность, у которых отсутствуют желание
и привычка думать, решать задачи, прямо
не связанные с какой-нибудь интересующей
ребенка игровой или житейской ситуацией.
(Дьяченко О. М., Лаврентьева Т.В., 1984г.).
2.2. Компоненты
психологической готовности к
школе.
Психологическая готовность
к школе – комплексное, сложное
образование, предполагающее достаточно
высокий уровень развития мотивационной,
интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют три аспекта психологической
готовности – личностную (мотивационную)
и интеллектуальную и социальную готовность
к школе. Все эти аспекты важны для того,
чтобы учебная деятельность ребенка была
успешной, а адаптация ребенка к новым
условиям прошла безболезненно.
Подготовка к школьному
обучению – задача комплексная, многогранная,
охватывающая все сферы жизни
ребенка. Важно, чтобы ребенок пошел
в школу не только физически крепким,
но и психологически подготовленным. ( Белобрыкина О.А.).
Составными компонентами психологической
готовности ребенка к школе являются:
1. Личностная готовность;
2. эмоционально-волевая готовность;
3. интеллектуальная готовность.
Личностная
готовность
В дошкольном и младшем
школьном возрасте закладываются основы будущей личности:
формируется устойчивая структура мотивов;
зарождаются новые социальные потребности
(потребность в уважении и признании взрослых,
желание выполнять важные для других,
«взрослые» дела, быть взрослым, потребность
в признании сверстников: у старших дошкольников
активно проявляется интерес к коллективным
формам деятельности и в то же время - стремление
в игре или других видах деятельности
быть первым, лучшим; проявляются потребности
поступать в соответствии с установленными
правилами и этическими нормами и т.д.);
возникает новый (опосредованный) тип
мотивации - основа произвольного поведения,
ребенок усваивает определенную систему
социальных ценностей, моральных норм
и правил поведения в обществе, в некоторых
ситуациях он уже может сдерживать свои
непосредственные желания и поступать
не так как хочет в данный момент, а так
как «надо».
В старшем дошкольном
возрасте ребенок начинает осознавать свое место
среди других людей, у него формируется
внутренняя социальная позиция и стремление
к соответствующей его потребностям новой
социальной роли. Ребенок начинает осознавать
и обобщать свои переживания, формируется
устойчивая самооценка и соответствующее
ей отношение к неудачам в деятельности
(одним свойственно стремление к успеху,
высоким достижением, а для других важнее
всего избежать неудачи и неприятные переживания).
(Нижегородцева Н.В., ШадриковВ.Д., 2001г.).
Ребенок, готовый к
школе, хочет учиться и потому,
что ему хочется занять определенную
позицию в обществе людей, а именно
позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него
есть познавательная потребность, которую
он не может удовлетворить дома. Сплав
этих потребностей способствует возникновению
нового отношения ребенка к окружающей
среде, названного Л.И. Божович «внутренней
позицией школьника». Он характеризует
внутреннюю позицию как центральное личностное
позиционирование, характеризующее личность
ребенка в целом. Именно оно и определяет
поведение и деятельность ребенка, и всю
систему его отношений к действительности,
к самому себе и окружающим людям. Образ
жизни школьника в качестве человека,
занимающегося в общественном месте общественно-значимым
и общественно оцениваемым делом, осознается
ребенком, как адекватный для него путь
к взрослости - он отвечает сформировавшемуся
в игре мотиву «стать взрослым и реально
осуществлять его функции». (Дубровина
И.В., 1995г.)
Эмоционально-волева
готовность
Развитие эмоционально-волевой
сферы связано со становлением регулятивной
функции психики. В рассматриваемый
возрастной период дети склонны к
сильным переживаниям, из-за пластичности
нервных процессов, происходит быстрая
смена чувств. У детей особое значение
начинает приобретать интеллектуальные
чувства, связанные с учебной деятельностью,
процессом познания. Их уже не удовлетворяет
игровая деятельность. Дальнейшее развитие
получают морально-нравственные чувства,
на основе которых формируются такие качества,
как ответственность, трудолюбие, честность,
товарищество. ( Архипова И. А., 2006г.).
В старшем дошкольном возрасте происходит
оформление основных элементов волевого
действия: ребенок способен поставить
цель, принять решение, наметить план действия,
исполнить его, проявлять определенное
усилие в случае преодоления препятствия,
оценивать результат своего действия.
Но все эти компоненты волевого действия
еще не окончательно развиты. Так, выделяемые
цели не всегда достаточно устойчивы и
осознанны; удержание цели в значительной
степени определяется трудностью задания,
длительностью его выполнения. ( Коломинский
Л.Л., Панько Е.А., 1998г.).
С. Выготский считал волевое поведение социальным,
а источник развития детской воли усматривал
во взаимоотношениях ребенка с окружающим
миром. При этом ведущую роль в социальной
обусловленности воли отводил его речевому
общению со взрослыми.
В генетическом плане Л.С. Выготский
рассматривал волю, как стадию овладения
собственными процессами поведения. Сначала
взрослые с помощью слова регулируют поведение
ребенка, потом, усваивая практически
содержание требований взрослых, он постепенной
регулирует свое поведение, делая тем
самым существенный шаг вперед по пути
волевого развития. ( Мухина В.С., 198г.).
В современных научных исследованиях
понятие волевого действия практикуется
в разных аспектах. Одни психологи
первоначальным звеном полагают выбор
решения и постановку цели, другие
ограничивают волевое действие его исполнительной
частью.
Шестилетний ребенок оказывается
способным соподчинять мотивы своего
поведения. Поэтому в этом возрасте
необходимо развивать способность
действовать по моральным мотивам,
при необходимости отказываясь от
того, что непосредственно привлекает.
( Коломинский Л.Л., Панько Е.А., 1998г.).
В эмоционально-волевом плане школьная
зрелость характеризуется достижением
определенного уровня эмоциональной
устойчивости, снижением количества
импульсивных реакций, на фоне которых
осуществляется процесс обучения. Личностная
зрелость определяется, прежде всего,
сформированностью потребности ребенка
общаться с другими детьми, участвовать
в групповом взаимодействии, принимать
и подчиняться интересам и обычаям детских
групп.
Интеллектуальная
готовность к школьному обучению
Интеллектуальная готовность
к школьному обучению связана
с развитием мыслительных процессов
- способностью обобщать, сравнивать объекты,
классифицировать их, выделять существенные
признаки, определять причинно-следственные зависимости,
делать выводы. ( Кулагина И.Ю., 1997г.).
Конечно же, определенный кругозор, запас
конкретных знаний о живой и неживой
природе, людях и их труде, общественной
жизни необходимы шестилетнему ребенку
как фундамент, основа того, что будет
им в дальнейшем освоено в школе. Однако
ошибочно думать, что словарный запас,
специальные умения и навыки - это единственное
мерило интеллектуальной готовности ребенка
к школе.
Существующие программы,
их усвоения потребуют от ребенка
умения сравнивать, анализировать, обобщать,
делать самостоятельные выводы, т.е. достаточно
развитых познавательных процессов. (Коломинский
Л.Л., Панько Е.А., 1998 г.).
Развитие отдельных
психических процессов происходит
на протяжении всего младшего школьного
возраста. К семи годам у ребенка отмечается
достаточно развитый процесс восприятия
(наблюдается высокая острота зрения и
слуха, ориентирование на различные формы
и цвета), но восприятие у детей этого возраста
сводится лишь к узнаванию и называнию
формы и цвета. ( Петрова О.О, Умнова Т.В.,
2004г.).
В.С. Мухина считает, что
восприятие в возрасте 6 - 7 лет утрачивает
свой аффективный первоначальный характер: персептивные
и эмоциональные процессы дифференцируются.
Восприятие становится осмысленным, целенаправленным,
анализирующим. В нем выделяются произвольные
действия - наблюдения, рассматривание,
поиск. Значительное влияние на развитие
восприятия оказывает в это время речь,
так что ребенок начинает активно использовать
названия качеств, признаков, состояний
различных объектов и отношений между
ними. Специально организованное восприятие
способствует лучшему пониманию проявлений.
Процесс обучения невозможен без достаточной
сформированности такой психической
функции, как внимание. В дошкольном
возрасте внимание носит непроизвольный
характер. Состояние повышенного внимания,
как указывает В.С. Мухина, связано с ориентировкой
во внешней среде, с эмоциональным отношением
к ней, при этом содержательные особенности
внешних впечатлений, обеспечивающие
такое повышение, с возрастом изменяются.
Переломный момент в развитии внимания
исследователи связывают с тем,
что дети впервые начинают сознательно
управлять своим вниманием, направляя
и удерживая его на определенных
предметах.
Таким образом, возможности развития
произвольного внимания к 6 - 7 годам
уже велики. Этому способствует совершенствование
планирующей функции речи, которая является,
по мнению В.С.Мухиной универсальным средством
организации внимания. Речь дает возможность
заранее словесно выделить значимые для
определенной задачи предметы, организовать
внимание, учитывая характер предстоящей
деятельности. (Мухина В.С., 1986г.).
Возрастные закономерности
отмечаются и в процессе развития
памяти. Память в старшем дошкольном
возрасте носит непроизвольный характер.
Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет
наибольший интерес, оставляет наибольшее
впечатление. Таким образом, как указывают
психологи, объем фиксируемого материала
определяется и эмоциональным отношением
к данному предмету или явлению. По сравнению
с младшим и средним дошкольным возрастом,
как указывает А.А. Смирнов, роль непроизвольного
запоминания у 7 летних детей несколько
снижается, вместе с тем прочность запоминания
возрастает.
Одним из основных достижений
старшего дошкольника является развитие
непроизвольного запоминания. Важной особенностью этого возраста,
как отмечает Е.И. Рогов, является то обстоятельство,
что перед ребенком 6 - 7 лет может быть
поставлена цель, направленная на запоминание
определенного материала. Наличие такой
возможности связанно с тем, как указывают
психологи, что ребенок начинает использовать
различные приемы, специально предназначенные
для повышения эффективности запоминания:
повторение, смысловое и ассоциативное
связывание материала. ( Смирнов А.А., 1987г.).
Таким образом, к 6 - 7 годам
структура памяти претерпевает существенные изменения,
связанные с развитием произвольных форм
запоминания и припоминания. Непроизвольная
память, не связанная с активным отношением
к текущей деятельности, оказывается менее
продуктивной, хотя в целом эта форма памяти
сохраняет ведущее положение.
У дошкольников мышление
тесно связано с восприятием,
что говорит о наглядно - образном
мышлении, наиболее характерном для
этого возраста.
По мнению Е.Е. Кравцовой,
любознательность ребенка постоянно
направлена на познание окружающего мира и построение своей картины
этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует,
пытается установить причинно - следственные
связи и зависимости.
Он вынужден оперировать
знаниями, а при возникновении
некоторых задач ребенок пытается
решить их, реально примеряясь и пробуя, но он же может решать
задачи в уме. Ребенок представляет себе
реальную ситуацию и как бы действует
с ней в своем воображении. (
Кравцова Е.Е., 1993 г.).
Решая задачи, устанавливая
связи и отношения между предметами,
ребенок старшего дошкольного возраста использует те же формы
мыслительной деятельности, что и взрослые:
наглядно-действенную наглядно-образную,
словесно- логическую.
Наглядно-действенное
мышление, осуществляемое путем реального
действия с предметом, связанное
с предметной деятельностью и направленное на ее обслуживание,
является первичным и возникает еще в
раннем детстве. Но шестилетний ребенок
может прибегать к нему, если перед ним
встает задача, для решения которой у него
нет опыта и знаний либо их крайне мало.
В ходе наглядно-образного мышления более полно
воспроизводится многообразие сторон
предметов, которые выступают пока не
в логических, а в фактических связях.
Другая важная особенность образного
мышления заключается в возможности отображения
в чув и т.д.................