Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Подвижная игра как средство воздействия на развитие визических качеств (выносливость)
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 26.04.2013.
Год: 2012.
Страниц: 45.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Введение.
Актуальность
данной проблемы
В общей системе всестороннего
и гармонического развития человека физическое
воспитание ребёнка дошкольного возраста
занимает особенное место. Именно в дошкольном
детстве закладываются основы крепкого
здоровья, правильного физического развития,
высокой работоспособности. В эти годы
происходит становление двигательной
деятельности, а также начальное воспитание
физических качеств.
Значение этих задач
обусловлено тем, что, несмотря на быстрый
рост и развитие органов и систем, деятельность
их ещё несовершенна, слабо выражены защитные
свойства организма, маленькие дети легко
подвергаются неблагоприятным влияниям
внешней среды. Поэтому необходимо содействовать
правильному и своевременному развитию
костной системы и связочно-суставного
аппарата, формированию физиологических
изгибов позвоночника, развитию сводов
стопы, укреплять все группы мышц, особенно
мышцы-разгибатели, способствовать развитию
сердечно-сосудистой системы, увеличивать
возможности её приспособления к разным
и быстро меняющимся нагрузкам, укреплять
дыхательную мускулатуру, способствовать
углублению и ритмичности дыхания, развитию
умения согласовывать дыхание и движение,
содействовать развитию нервной системы
и органов чувств.
Важной задачей является
развитие движений детей, формирование
двигательных навыков и физических качеств
- ловкости, быстроты, силы, выносливости.
Степень научной разработанности:
в современной литературе широко изучаются
физиологические и психологические особенности
развития детей старшего дошкольного
возраста в условиях учреждений дошкольного
образования. Авторами таких работ являются:
Н. Голиков, Г.И. Осокина, М.А. Васильева,
В.В. Гербова, А.В. Чеботарев и др.
1. Особенности физиологического
развития детей старшего дошкольного
возраста.
Старший дошкольный
возраст (от 5 до 7 лет) - очень важный этап
в развитии ребенка, так как в этот период
происходит качественное и функциональное
совершенствование головного мозга, органов
и систем организма.
Рост детей
на 4-м и 5-м году жизни несколько замедляется
по сравнению с ростом детей раннего возраста
и равен в среднем 4-6 см в год; на 6-м и 7-м
году жизни прибавка в росте значительно
возрастает - до 8-10 см. Это первый период
вытягивания.
С ростом
ребенка изменяются и пропорции тела.
Так, к 7-му году жизни длина ног увеличивается
более чем втрое, рук - в 2,5 раза, а туловища
- в 2 раза по сравнению с их длиной у новорожденного
ребенка. В этом возрасте в основном заканчивается
формирование структуры костной ткани
детского организма.
Образование
физиологических изгибов позвоночника
в шейном, грудном и поясничном отделах
начинается на 1-м году жизни и продолжается
до 6-7 лет. Скелет ребенка дошкольного
возраста состоит в значительной степени
из хрящевой ткани, поэтому он легко деформируется
вследствие действия неблагоприятных
условий (неправильное положение тела,
долгое стояние, сидение, неудобная постель,
мебель). Если не учитывать этих особенностей
и не заниматься с ребенком правильным
физическим воспитанием, то появляются
нарушения осанки (что отрицательно сказывается
на функции кровообращения, дыхания), происходит
неправильный рост костей.
На протяжении
дошкольного возраста происходит формирование
свода стопы, для правильного формирования
которой необходимы соответствующие упражнения,
обувь должна быть только на каблуке. В
дошкольном возрасте отмечается относительно
большая подвижность связочного аппарата
сустава, что обусловлено большей эластичностью
мышц, связок и сухожилий, чем у взрослых,
значительно развивается мускулатура,
особенно на ногах, мышцы становятся сильнее,
работоспособность их увеличивается.
В дошкольном
возрасте происходят быстрое качественное
развитие и совершенствование бронхо-легочного
аппарата. Частота дыхания уменьшается
до 26-22 в 1 минуту, глубже становится вдох
и продолжительнее выдох. У детей этого
возраста наступают значительные анатомические
и функциональные изменения органов кровообращения:
масса сердца увеличивается, благодаря
чему возрастает сила сердечных сокращений
и повышается выносливость сердца. Число
сердечных сокращений колеблется от 85
до 95 в минуту. Артериальное давление с
возрастом почти не меняется и составляет
95/58 - 97/58 мм рт. ст.
В дошкольном
возрасте отмечается дальнейшее морфологическое
и функциональное развитие центральной
нервной системы. Быстро совершенствуется
вторая сигнальная система, посредством
которой образуются условные рефлексы
на слово. Условные рефлексы вырабатываются
быстро, но закрепляются не сразу, и навыки
ребенка вначале непрочны и легко разрушаются.
Процессы возбуждения и торможения в коре
головного мозга легко распространяются,
поэтому внимание у детей неустойчиво,
ответные реакции носят эмоциональный
характер и дети быстро утомляются. Поэтому
для образования определенных двигательных
навыков и их закрепления требуются определенная
повторяемость и последовательность применения
раздражителей. Развитию движений у детей
способствуют физические упражнения,
проводимые по определенному плану. В
этом возрасте совершенствуются бег, ходьба,
прыжки, метание.
Бег. Для
бега характерен отрыв обеих ног от пола
("полетность&q ot;). В возрасте 5-6 лет,
особенно при наличии тренировки, видный
на глаз отрыв ног от пола встречается
у 20%, к 7-му году - более чем у 70% детей. Хорошая
координация движений рук и ног при беге
развивается у детей быстрее, чем при ходьбе:
к 7-му году жизни она наблюдается более
чем у 90% детей. Постепенно на протяжении
дошкольного возраста длина шага при беге
увеличивается, он становится более равномерным,
движения ног менее частыми. В 6-7 лет значительно
возрастает скорость бега.
Ходьба. В
возрасте 5-6 лет координация движений
улучшается, содружественные движения
рук и ног улучшаются более чем у 70% детей,
становится более равномерным шаг. К 7
годам почти у 100% детей более содружественные
движения рук и ног, увеличивается длина
шага и замедляется темп ходьбы, возрастает
скорость ходьбы на расстояние. У большинства
детей имеется правильная осанка при ходьбе.
2. Воспитание выносливости.
В процессе физического
воспитания детей дошкольного возраста
необходимо решать образовательные задачи:
формирование двигательных навыков и
умений, развитие двигательных и физических
качеств, привитие навыков правильной
осанки, навыков гигиены, освоение специальных
знаний.
Физическими (двигательными)
качествами называются отдельные
качественные стороны двигательных возможностей
ребенка, его двигательные способности.
Они проявляются в конкретных действиях
- основных движениях (ходьбе, беге, прыжках,
лазаньи, метании), игровых, спортивных
занятиях.
К числу основных
физических качеств относят гибкость,
различные виды выносливости, силовые
качества (мышечную силу), скоростные качества
(быстроту), их сочетание (скоростно силовые
качества), ловкость, а также координационные
способности.
Выносливость
-- это способность противостоять физическому
утомлению в процессе мышечной деятельности
(Л. П. Матвеев).
Выносливость является
важнейшим физическим качеством, отражающим
общий уровень работоспособности человека
и проявляющимися как спортивной, так
и в повседневной жизни. Выносливость
нужно развивать для того, что бы иметь
способность к длительному перенесению
физических нагрузок. Не обходимость развития
выносливости с дошкольного возраста
обусловлена рядом причин. Выносливость
позволяет укрепить организм ребенка
и в первую очередь сердечно-сосудистую,
дыхательную , костно-мышечную системы.
Это оказывает благоприятное воздействие
на психическое и физическое здровье малыша,
способствуя его всестороннему гормоничному
развитию. В исследованиях Е. Н. Вавиловой
по развитию выносливости у детей подчеркивается
необходимость более широкого использования
ходьбы,бега, лазания, катания на велосипеде.
Именно тех движений, которые требуют
участия большого числа мышечных групп,способствуя
всестороннему физическому развитию и
воспитанию. Достоинствами применяемых
движений являются их динамизм, простота,
возможность использования в различных
играх.Большое значение имеет подбор вариантов
и усложнения подвижных игр с включением
в них различных атрибутов, что оказывает
эмоциональное воздействие на детей, способствует
развитию у них психофизических качеств,
вегетативных функций, воли, воспитывает
самостоятельность, активность, чувство
коллективизма, стремление к творчеству,
другие нравственно-волевые качества.
При индивидуальном подходе особенно
важным представляется дозирование мышечных
нагрузок с учетом особенностей каждого
ребенка: его возраста, состояния здоровья,
физической подготовки и т.д. Изменяя продолжительность
и интенсивность выполнения движений,
можно легко регулировать уровень задаваемой
нагрузки.
Большое
значение имеет развитие выносливости
для формирования волевых качеств личности
, черт характера человека: целеустремленности,
настойчивости,упорс ва, смелости и решительности,
уверенности в своих силах.Здесь физические
движения являются средствами , которые
помогают детям научиться преодолевать
возникающие трудности,мобилизова ь себя,доводя
начатое дело до конца.Этому важно
научить в дошкольном возрасте. Умение
управлять собой положительно отражается
на успехах ребенка в школе.
Таким
образом, развитие выносливости у детей
в дошкольном возрасте имеет ряд особенностей
и закономерностей, которые определяются
морфологической, функциональной зрелостью
детского организма, своеобразием реагирования
на физическую на грузку. Учет этого фактора
способствует правильному отбору наиболее
действенных средств и методов физического
воспитания, оптимальному дозированию
мышечных нагрузок, обеспечивает планомерное
повышение одного из важных психофизических
качеств.
3. Развитие выносливости
на занятиях по физической культуре.
На занятиях по физической
культуре мы исходим из принципа рациональной
организации двигательной активности
(В. А. Доскин, 2003. с. 29-30). Суть его состоит
в следующем.
1. Преобладание
циклических, в первую очередь беговых
(скорость 1,0--1,2 м/с), упражнений и их комбинаций
во всех видах двигательной активности
детей для тренировки и совершенствования
общей выносливости -- наиболее ценного
оздоровительного качества.
2. Целесообразность
частой смены упражнений при многократной
(до 8--12) повторяемости одного упражнения,
возможна многовариантность. Мы исходим
из того, что для детей 4--6 лет как раз нецелесообразна
частая смена упражнений, а предпочтительна
многовариантность. Ребенку легче запомнить
и качественно освоить «рисунок» движения
при редкой смене и частой повторяемости.
Нам представляется целесообразным небольшое
количество упражнений (набор) на весь
год с набором различных пособий (многовариантность).
3. Необходимость
добиваться осознанного отношения детей
к выполнению упражнений. Это возможно
и легко доступно детям при условии руководства
взрослого с помощью гимнастических пособий.
4. Создание условий
для преобладания положительных эмоций
во всех видах двигательной деятельности.
Чтобы упражнения не казались слишком
скучными, можно ввести элемент соревнования.
5. Выполнение
движений должно быть легким и красивым.
Это возможно лишь при руководстве взрослого
с помощью гимнастических пособий, а также
при условии, что упражнения хорошо знакомы
ребенку.
6. Занятия должны
проводиться ежедневно.
7. Важный и основной
раздел физкультурных занятий и прогулок
-- подвижные игры с циклическими упражнениями.
8. Моторная плотность
составляет 80%, для прогулок 60% (см. прил.
1).
9. Занятия
по физкультуре проводятся в зале и на
открытом воздухе с музыкальным сопровождением,
которое эффективно только при условии
очень четкого выполнения движений. Это
лишний раз подчеркивает нецелесообразность
частой смены упражнений.
При разучивании
новых движений, как правило, используются
подготовительные и подводящие упражнения.
При систематическом применении подводящие
упражнения способствуют быстрому и успешному
обучению. В этом случае ребенок невольно
принимает нужное положение тела, выполняет
движение определенным способом. Так появляются
именно те мышечные ощущения, которые
соответствуют описанию, объяснению движения.
Они должны быть сходными по своей структуре
с разучиваемым движением в целом или
с какой-то его частью
В каждом движении
есть наиболее важная часть, определяющая
его структуру, -- ведущее звено и дополнительные
части. Вначале подбираются подводящие
упражнения, близкие к ведущему звену
данного движения, затем, при их закреплении,
совершенствовании -- близкие к дополнительным.
Подводящие
упражнения нельзя повторять многократно
и доводить таким образом до навыка. Искаженное
усвоение какой-либо детали затруднит
обучение целостному действию. Роль подводящих
упражнений часто подсобная, поэтому достаточно
нескольких повторений (примерно 4-6 раз)
для того, чтобы понять способ выполнения
движения.
Примеры
подводящих упражнений при обучении бегу:
- перешагивание
через рейки, положенные на пол, с постепенным
увеличением расстояния («Кто сделает
меньше шагов?»);
- бег широким
шагом с носка («С кочки на кочку», «Следопыт»,
«Из следа в след», «Из кольца в кольцо»);
- бег с высоким
подниманием коленей (бег через рейки,
положенные на кубы).
Цель подготовительных
упражнений - общая подготовка, повышение
функционального уровня органов и систем,
развитие физических качеств (в нашем
случае - выносливости). Подводящие упражнения
имеют более узкое назначение -- они помогают
овладеть техникой данного двигательного
действия.
Методика обучения
бегу детей старшего дошкольного возраста
основывается на том, что дети данного
возраста имеют сравнительно высокий
уровень координации движений, что дает
возможность выполнять сложные упражнения.
Программные требования - воспитывать
выносливость, ловкость, быстроту, внимание;
создавать привычку ежедневно заниматься
физическими упражнениями. Педагогические
требования при обучении движению следующие:
на занятиях предлагаются дополнительные
задания - изменить темп или направление
бега, быстро остановиться и вновь продолжить
бег, обежать предметы, чередовать бег
с другими видами движений -- ходьбой, прыжками
и др. Добиваться правильной техники выполнения
бега. Длительность бега составляет 2--3
мин. Увеличивается беговая дистанция.
Дети соревнуются в беге на скорость (20--30
м). Более продолжительным становится
бег в медленном темпе (1,5--2 мин).
Техника выполнения
основных видов бега такова:
Обычный бег.
Бег свободный, легкий, с естественными
движениями рук. Руки полусогнуты в локтях,
пальцы свободно согнуты (но не сжаты в
кулаки). При беге руки движутся вперед--вверх
примерно до уровня груди несколько внутрь,
затем отводятся локтями назад -- в стороны.
Согнутая в колене нога ставится на переднюю
часть стопы. Туловище слегка наклонено
вперед, голова на одной линии с туловищем,
грудь и плечи развернуты.
Бег на носках.
Ногу следует ставить на переднюю часть
стопы, не касаясь пяткой пола. Шаг широкий,
темп быстрый. Движения рук спокойные,
расслабленные, в такт шагам. Высоко руки
не поднимать, можно поставить их на пояс.
Бег с высоким
подниманием колен. Бежать, поднимая согнутую
в колене ногу под прямым углом, ставить
ее мягким, эластичным и в то же время достаточно
энергичным движением на переднюю часть
стопы. Шаг короткий, голова высоко поднята.
Руки можно поставить на пояс.
Бег широким
шагом. Делать широкие шаги, увеличивая
толчок и время полета. Ногу ставить с
пятки перекатом на всю стопу. Толчковую
ногу стараться полностью выпрямлять,
энергично отталкиваясь. Движения рук
свободные и размашистые.
Бег с отведением назад
согнутой в колене ноги. Туловище наклонено
вперед несколько больше обычного, руки
на поясе. Согнутая в колене нога после
толчка отводится назад (стараться пяткой
достать ягодицу).
Бег скрестным шагом.
Выполняется захлестом почти прямых ног:
правой -- влево, левой -- вправо.
Бег прыжками. Выполняется
энергично, широким размашистым движением.
Толчок делать вперед--вверх.
Бег в быстром темпе.
Выполняется на передней части стопы или
на носках. Шаг широкий, стремительный.
Движения рук активные, в такт с беговыми
шагами. Делать энергичные отталкивания
толчковой ногой, хорошо ее выпрямляя.
Маховую ногу выносить вперед--вверх. Туловище
наклонено вперед по ходу движения, голова
с ним на одной линии. Плечи развернуты,
не напряжены, смотреть вперед.
Медленный бег. Выдерживать
небольшой темп, не ускорять и не замедлять
его, бежать ритмично. Шаги делать короткие,
ногу ставить на переднюю часть стопы
или эластично с пятки на носок. Движения
рук спокойные, руки согнуты в локтях на
уровне пояса, плечи слегка расслаблены.
Челночный бег. Широкий
стремительный шаг чередуется с резким
торможением в конце при движении по прямой
и частыми шагами на поворотах. Перед сменой
направления шаги становятся более частыми
и короткими, колени согнуты, чтобы сохранить
равновесие. Движения рук естественные,
помогающие движению по прямой и на повороте.
Содержание упражнений
в беге для детей старшего дошкольного
возраста: бег на носках; бег отводя назад
ноги, согнутые в коленях; бег широким
и мелким шагом; бег поднимая вперед прямые
ноги; бег высоко поднимая колени; бег
прыжками; бег с выполнением задания; бег
в сочетании с другими движениями (с ведением
мяча, со скакалкой, прыжками); бег из разных
стартовых положений; бег в быстром темпе
(10м); бег на скорость (20-30 м); челночный
бег (5 раз по 10 м); чередование ходьбы и
бега (на 3-4 отрезках пути по 100-150 м каждый);
бег в среднем темпе по пересеченной местности
(150-300 м); медленный бег (1,5-3 мин).
4. Подвижные игры
с бегом как средство развития выносливости
у дошкольников.
В процессе физического
воспитания детей дошкольного возраста
подвижной игре принадлежит ведущая роль.
Являясь одним из основных средств и методов
физического воспитания, подвижная игра
позволяет эффективно разрешать оздоровительные
и воспитательно-образо ательные задачи.
Она оказывает всестороннее воздействие
на физическое развитие и оздоровление
ребенка. В процессе игры двигательная
активность детей вызывает деятельное
состояние всего организма, усиливает
процессы обмена, повышает жизненный тонус.
Оздоровительный
эффект, достигаемый при проведении подвижных
игр, тесно связан с положительными эмоциями
детей, возникающими в процессе игровой
деятельности и благотворно влияющими
на психику ребенка. Эмоциональный
подъем создает у детей стремление к достижению
общей для всех цели и выражается в ясном
осознании задачи, в лучшей координации
движений, более точной ориентировке в
пространстве и игровых условиях, в ускоренном
темпе выполнения заданий. При такой увлеченности
детей и захватившей их радостной устремленности
к достижению цели повышается роль воли,
помогающей преодолевать различные препятствия.
Подвижные игры
служат методом совершенствования уже
освоенных детьми двигательных навыков
и воспитания физических качеств.
В процессе
игры ребенок направляет свое внимание
на достижение цели, а не на способ выполнения
движения. Он действует целеустремленно,
приспосабливаясь к игровым условиям,
проявляя выносливость, ловкость и другие
физические качества.
Основоположник
отечественного физического образования
П. Ф. Лесгафт (1951, с. 309) писал: «В играх применяется
все то, что усваивается при систематических
занятиях, поэтому все производимые здесь
движения и действия вполне должны соответствовать
силам и умению занимающихся и производиться
с возможно большей точностью и ловкостью».
Как двигательная
деятельность подвижная игра обладает
определенной спецификой: она требует
от ребенка быстрой реакции на сигналы
и неожиданные изменения игровой обстановки.
Различные ситуации, возникающие в игре,
создают необходимость в изменении характера
движения и действий, степени мышечного
напряжения, быстром изменении направления
движения. Например, в игре «Ловишки» каждый
ребенок должен внимательно следить за
действиями водящего. При его приближении
ребенок стремительно убегает в противоположную
сторону. Почувствовав себя в безопасности,
замедляет темп движения, тормозит его,
приостанавливается. При новом приближении
водящего он вновь ускоряет движение.
В подвижной
игре ребенок учится регулировать степень
напряжения внимания и мышечной деятельности:
в зависимости от складывающейся игровой
ситуации он может чередовать движения
с отдыхом. Это содействует воспитанию
наблюдательности, сообразительности,
способности ориентироваться в изменяющихся
условиях окружающей среды, находить выход
из создавшегося положения, быстро принимать
решение и приводить его в исполнение,
проявлять смелость, ловкость, инициативу,
выбирать самостоятельно способ достижения
цели.
Существуют
следующие классификации подвижных игр:
по сложности, двигательному содержанию,
степени физической нагрузки, использованию
пособий и снарядов, по преимущественному
формированию физических качеств.
При классификации
подвижных игр по сложности их разделяют
на элементарные и сложные игры. К элементарным
играм относятся:
Сюжетные
игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные
правила, игровые действия связаны с развитием
сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок.
Это игры преимущественно коллективные
(небольшими группами и всей группой).
Народные игры относятся к сюжетным.
Бессюжетные
игры содержат интересные для детей двигательные
игровые задания, ведущие к достижению
понятной им цели. Это игры типа перебежек,
ловишек (не имеют сюжета, образов, но имеют
правила, роль, игровые действия); игры
с элементами соревнования (индивидуального
и группового); несложные игры-эстафеты
(проводятся с разделением на команды;
ребенок стремится выполнить задание,
чтобы улучшить результат команды) и т.д.
Игровые
упражнения, где каждый ребенок действует
отдельно, выполняя указания взрослого.
К сложным
играм относятся спортивные игры (городки,
бадминтон, настольный теннис, баскетбол,
волейбол, футбол, хоккей), которые требуют
собранности, организованности, наблюдательности,
овладения определенной техникой движений,
быстроты двигательной реакции. В дошкольном
возрасте используются элементы спортивных
игр, и дети играют по упрощенным правилам.
Классификация
подвижных игр по преимущественному формированию
физических качеств: игры на формирование
ловкости; игры на формирование быстроты;
игры на формирование выносливости; игры
на формирование силы.
Классификация
подвижных игр по двигательному содержанию:
игры с ходьбой; игры с бегом; игры с лазанием;
игры с прыжками; игры с метанием.
Классификация
подвижных игр по степени физической нагрузки:
Игры большой
подвижности. Одновременно участвует
вся группа детей; построены они в основном
на таких движениях, как бег и прыжки.
Игры средней
подвижности. Активно участвует вся группа,
но характер движений играющих относительно
спокойный (ходьба, передача предметов)
или движение выполняется подгруппами.
Игры малой
подвижности. Движения выполняются в медленном
темпе, к тому же интенсивность их незначительна
(игры с ходьбой, игры на внимание).
Используя
приведенные выше классификации, делаем
вывод, что нас прежде всего интересуют:
элементарные игры большой подвижности,
с бегом, направленные на формирование
выносливости. Можно использовать также
сложные игры большой подвижности с упрощенными
правилами. Описания правил выбранных
нами игр можно найти в методических пособиях
для работников ДОУ (например, Э. С. Вильчковский,
1979; Е. Н. Вавилова, 1983; А. И. Фомина, 1984; О.
Е. Громова, 2003; В. А. Доскин, 2003, Цымбалова
Л. Н., 2004 и др.).
Учитывая
психофизиологически особенности детей
старшего дошкольного возраста следует
отметить следующее.
Дети 5 лет,
по сравнению с предыдущими возрастными
группами, проявляют большее желание к
играм с динамичными движениями (бег, прыжки,
упражнения в лазании, равновесии и т.
д.). Им нравится догонять друг друга, убегать
от водящего. Постепенно они начинают
интересоваться результатами своих действий:
попасть мячом в цель, легко перепрыгнуть
через «ручеек». Увеличение их двигательных
возможностей позволяет подбирать игры
с разнообразными видами основных движений
и их сочетаниями.
Значительная
подвижность детей данного возраста, неумение
экономно распределять свои силы требует
от взрослых внимательного отношения
к регулированию нагрузки во время игры
(чередование движений с кратковременным
отдыхом). Даже небольшая пауза (в пределах
одной минуты), во время которой происходит
обмен впечатлениями об игре, дает возможность
ребенку восстановить свои силы. Общая
длительность подвижной игры для дошкольников
этой возрастной группы в пределах 8--10
мин.
Хорошая
двигательная подготовленность детей
6 лет дает возможность шире использовать
в играх разнообразные и более сложные
движения. В этом возрасте большое значение
имеют игры с мячом, скакалкой, обручем,
флажками. Они нравятся конкретностью
и наглядностью оценки игровых действий:
поймал мяч или попал им в кольцо, прокатил
обруч до определенного места и т. д.
Игры с предметами
в основном индивидуальные. Ребенок принимает
в них участие в соответствии со своим
желанием, не ограничивая себя четкими
правилами. Такие игры дают ему большие
возможности для выполнения разнообразных
движений, меньше утомляют и всегда вызывают
большой интерес.
Постепенно
игровые задания усложняют: суметь убежать
от ловца, попасть мячом в подвижную цель
и т. д. В правилах также более четко обусловливается
объем их действий, предусматривается
несколько водящих (в коллективных играх).
Важным моментом
руководства игрой является дозирование
движений. Особенно это относится к таким
видам, как бег с максимальной скоростью,
прыжки, лазанье. Длительность непрерывного
бега со скоростью выше средней для детей
этой возрастной группы составляет 20--25
с за одно повторение игры. А ее общая продолжительность
10--12 мин.
В системе
физического воспитания детей 7 лет подвижным
играм отводится значительное место. Характерной
особенностью игр у детей данного возраста
является большая их самостоятельность.
Они сами определяют элементарные правила,
по своему желанию могут их изменять. Дети
любят, когда в играх неожиданно возникают
различные ситуации (препятствия), и стараются
преодолеть их. Учитывая этот интерес,
следует обращать их внимание на результат
игры, ставить перед ними конкретные задания:
что должны делать играющие, в какой последовательности,
что им запрещено. Например, после одного
условного сигнала бежать или быстро занять
свое место, после второго -- присесть,
после третьего сигнала остановиться
или бросить мяч своему партнеру («Запрещенное
движение», «Перебежки», «Мяч капитану»
и др.).
В этом возрасте
дошкольников интересует не только содержание
игры и роль в ней, но и результаты (быстрее
всех пробежать, точнее попасть в цель
и т. д.). Нужно чаще проводить игры с элементами
соревнований на точность, ловкость, быстроту
движений.
Время непрерывного
бега в подвижных играх у детей 7 лет увеличивается
до 25--35 с за одно ее повторение. Общая продолжительность
игры составляет 12--15 мин.
Во время проведения
подвижных игр довольно сложно определить
физическую нагрузку. Часто своей эмоциональностью
игра захватывает дошкольников и они не
чувствуют утомления. Нужно внимательно
следить за самочувствием детей и в случае
необходимости своевременно прекращать
игру или уменьшать ее интенсивность и
характер нагрузки. Физическую нагрузку
регулируют размерами дистанции, которую
пробегают дети, уменьшением или увеличением
количества или сложности правил и преодолеваемых
препятствий, введением кратковременных
пауз для отдыха или анализа ошибок.
Определяя
длительность игры, учитывают возраст
дошкольников и уровень их физической
подготовленности, а также условия, в которых
проводят игру (в помещении, на площадке,
зимой или в теплое время года). Заканчивают
ее тогда, когда дети получают достаточную
физиологическую и эмоциональную нагрузку.
Заметив первые признаки утомления (бледность
или сильное покраснение лица, ослабление
внимания и снижение интереса к игре),
им предлагают заняться другой -- более
спокойной деятельностью.
Приложение 1
Подвижные игры
с бегом для детей старшего дошкольного
возраста
Методические рекомендации
Помещение для игр
При выборе игр всегда
приходится считаться с размером помещения.
Если игры проводятся в большом зале, просторном
коридоре или спортивной площадке, никаких
ограничений для выбора той или иной подвижной
игры нет. Можно проводить игры круговые
и линейные, с бегом, прыжками, мячом, большую
часть эстафет. Можно объединить для игр
две или три группы и провести соревнование
между ними.
В небольшом помещении
возможности ограничены. Если детей много,
приходится подбирать только малоподвижные
или тихие игры, игры на внимание, наблюдательность
и т. п. Подвижные игры тоже можно проводить
(например, соревнования-поединк ), но
только с очень небольшим числом играющих
при условии, что все остальные дети --
зрители, болельщики. В этих случаях участников
игры надо как можно чаще менять.
Помещение, в котором
проводятся игры, необходимо предварительно
проветрить и тщательно убрать, чтобы
в нем не было грязи и пыли.
Игры на воздухе
Проведение их зависит
от времени года и погоды. Некоторые игры
планируются на весенний период, другие
-- на осенний или зимний. В хорошую, теплую
погоду во дворе, на площадке, в сквере,
на опушке леса можно проводить все те
игры, которые в плохую погоду приходится
проводить в помещении, и те, что только
на воздухе и возможны (такие, как лапта
или чижик, игры на местности и т. п.). В
холодную погоду хороши игры с бегом, прыжками,
борьбой. Они помогают детям согреться
и делают их пребывание на воздухе приятным.
В дождливую погоду игры можно проводить
только под навесом.
Зимой, когда выпал
снег и залит каток, можно проводить самые
разнообразные игры: со снегом, на коньках,
на лыжах, на санках. Но предпочтение следует
отдавать тем играм, в которых одновременно
участвуют все дети, чтобы никто из детей
не замерз. Надо строго следить, чтобы
дети, разгоряченные играми, не пили холодную
воду, не глотали украдкой снег, не сосали
сосулек. Мороз до --10EС без ветра - наиболее
благоприятная погода для проведения
игр на воздухе. При морозе свыше --12°С
и особенно при сильном ветре проводить
прогулки и игры на воздухе нельзя.
Групповые игры
Пятнашки
Пятнашки -- одна
из самых популярных игр. Играющие разбегаются
по площадке, а пятнашка (водящий) их ловит.
Тот, кого он запятнает, становится «пятнашкой».
В эту игру можно внести ряд дополнительных
правил и усложнений, тогда она станет
еще интересней. Вот некоторые из них:
1. Если пятнашка
гонится за кем-либо из играющих, а ему
пересекает дорогу другой играющий, то
он обязан погнаться за тем, кто пересек
дорогу.
2. Пятнашка может
запятнать только бегущего игрока. Стоит
убегающему присесть -- и он уже в безопасности.
3. Играющий может
спастись от пятнашки, если станет возле
дерева и обнимет его руками.
4. Пятнашка не может
запятнать того игрока, который в минуту
опасности возьмется за руки с другим
играющим.
5. Пятнашка не может
пятнать игроков, стоящих на одной ноге
и держащих другую ногу, отведенную назад,
двумя руками.
6. Все играющие,
кроме пятнашки, имеют за поясом по ленточке.
Пятнашка, догоняя убегающего, вытягивает
у н и т.д.................