Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска



Наименование:


реферат Менеджменттег коммуникация

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.09.2014. Год: 2012. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Финансовое планирование — это планирование финансовых ресурсов и фондов денежных средств предприятия.
Необходимость финансового планирования как особой сферы плановой деятельности обусловлено относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-веществе ным элементам.
Объектом финансового планирования являются финансовые ресурсы.
Цель финансового планирования — прогнозирование платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Планирование финансовых ресурсов и вложений гарантирует выполнение обязательств перед бюджетом, кредиторами и акционерами, обеспечивает финансирование предпринимательской деятельности.
Задачами финансового планирования являются:
обеспечение торгового процесса необходимыми финансовыми ресурсами;
установление финансовых отношений с бюджетом, банками и другими контрагентами;
выявление направлений наиболее выгодных финансовых инвестиций;
повышение прибыльности финансово-хозяйствен ой деятельности;
контроль за образованием и расходованием денежных средств.
Финансовый план — составная часть бизнес-плана предприятия. При разработке бизнес-плана предусматривается исходить из того, что определение средств, необходимых для финансирования развития предприятия, предполагает оценку этого плана как инвестиционного проекта. Это означает, что предусмотренные планом затраты предприятия должны быть обоснованы их экономической эффективностью.
В бизнес-плане различают два вида финансового планирования: стратегическое и тактическое.
Стратегический (перспективный) финансовый план — это форма реализации целей и задач предприятия, стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений. Основа стратегического финансового планирования, являющегося одной из коммерческих тайн предприятия, — определение потребности в капитале для осуществления предпринимательской деятельности. Тактический финансовый план — это годовой баланс доходов и расходов предприятия. В условиях инфляции финансовые планы составляются на квартал и корректируются с учетом индекса инфляции.
Цель составления финансового плана — увязка доходов предприятия с необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд; при превышении расходов над доходами определяется сумма недостатка финансовых ресурсов. Дополнительные средства предприятие может привлечь за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов или займов, спонсорских взносов и т.д.
В финансовом плане производится конкретная увязка каждого вида вложений или фонда и источника их финансирования. Для этого составляется проверочная (шахматная таблица), в вертикальных графах которой приводятся направления использования финансовых ресурсов, а в горизонтальных — источники финансирования, что соответствует расходной и доходной частям баланса. Шахматная таблица позволяет выявить целевой характер использования ресурсов и сбалансировать доходы и расходы по статьям.
Основными доходными статьями финансового плана являются прибыль, амортизационные отчисления, банковские ссуды и другие доходы и поступления; основными статьями расходов — налоговые отчисления, расходы на капитальные вложения, средства на погашение банковских ссуд и процентов по ним и прирост оборотных средств, отчисления в целевые фонды и другие расходы и отчисления.
Практически финансовые планы конкретизируют стратегические. В свою очередь тактические планы детализируются посредством оперативного планирования, которое представляет собой разработку оперативных финансовых планов: кассового плана, кредитного плана, платежного календаря и др.
Кассовый план отражает движение наличных средств предприятия в течение определенного периода (чаще всего квартала). Именно плохое управление наличностью — основная причина финансово-экономичес их трудностей, поэтому составление кассовых планов и контроль за их выполнением имеют важное значение для повышения платежеспособности предприятия.
Кредитный план — план поступления заемных средств и график погашения задолженности. Обычно оформляется в виде кредитной ставки.
Платежные календари, временной горизонт которых колеблется от 5 до 30 дней, отражают оперативные данные о движении и остатках средств на расчетном счете предприятия.
В конечном итоге финансовое планирование направлено на обеспечение рационального и эффективного использования имеющихся у предприятия финансовых ресурсов.

Финансовый план предприятия



Основная задача финансового планирования — поиск и выбор наиболее выгодного и финансово-устойчивог варианта финансового плана (бюджета) фирмы.
Финансовый план — это комплексный план функционирования и развития предприятия в стоимостном (денежном) выражении. В финансовом плане прогнозируются эффективность и финансовые результаты производственной, инвестиционной и финансовой деятельности фирмы.
В финансовом плане отражаются конечные результаты производственно-хозяй твенной деятельности. Он охватывает товарно-материальные ценности, финансовые потоки всех структурных подразделений, их взаимосвязь и взаимозависимость.
Финансовый план является завершающим синтезирующим и отражающим в стоимостном выражении результаты деятельности фирмы. Информационной базой для составления финансового плана является главным образом, бухгалтерская документация. В первую очередь, это бухгалтерский баланс и приложения к балансу.
В финансовом плане фирмы, предприятия находят отражение:
            доходы и поступления средств;
            расходы и отчисления денежных средств;
            кредитные взаимоотношения;
            взаимоотношения с бюджетом.
Результаты расчетов указанных доходов и расходов сводятся в форму «Баланс доходов и расходов». В состав документов финансового планирования входит также баланс фирмы.
Баланс предприятия
Баланс предприятия — это сводная таблица, указывающая источники капитала и средства его размещения. Отчетный баланс служит основой для первой стадии финансового планирования — анализа финансовых показателей. При этом обычно используют внутренний баланс, т.е. баланс, отражающий истинное финансовое положение фирмы, для внутрифирменного пользования. Специально для публикации составляют внешний баланс направленный обычно на преуменьшение размеров прибыли для снижения сумм налогообложения и создания резервного капитала и других причин. Для лучшего планирования финансов на фирмах составляется план финансовых потоков предприятия.
В доходной части отражаются доходы от обычных видов деятельности, операционные доходы (различные поступления, прибыль от совместной деятельности и др.), внереализационные доходы и чрезвычайные доходы (поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности). По тем же статьям что и доходы отражаются расходы.
Бюджет предприятия
Неотъемлемой частью краткосрочного и долгосрочного планирования является бюджетирование.
Любой план действий должен сопровождаться составлением бюджета (сметы расходов и доходов), который является количественным воплощением плана, характеризуя доходы и расходы на конкретный период и определяя потребность в ресурсах для достижения заданных планом целей.
Бюджеты могут составляться для: фирмы, предприятия, подразделений.
Бюджет намного превосходит план с точки зрения строгости бухгалтерского учета и обязательности исполнения. Бюджет имеет смысл только тогда, когда он проводится в жизнь, т.к. простая смета доходов и расходов не имела бы ценности.
Предприятие в целом разрабатывают генеральный или основной бюджет, в котором в стоимостном выражении рассматриваются будущая прибыль, денежные потоки и поддерживающие планы. Основной бюджет — это финансово количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, обеспечивающих оперативное и финансовое управление.
Виды финансовых планов

Стратегические планы — это планы генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации. В финансовом аспекте стратегические планы определяют важнейшие финансовые показатели и пропорции воспроизводства, характеризуют инвестиционные стратегии и возможности реинвестирования и накопления. Такие планы определяют объем и структуру финансовых ресурсов, необходимых для сохранения предприятия как бизнес-единицы.
В наиболее общем виде стратегический финансовый план представляет собой документ, содержащий следующие разделы:
1. Инвестиционная политика предприятия:
            политика финансирования основных средств;
            политика финансирования нематериальных активов;
            политика в области долгосрочных финансовых вложений.
2. Управление оборотным капиталом:
            управление денежными средствами;
            управление дебиторской задолженностью (кредитная политика предприятия);
            управление запасами.
3. Дивидендная политика предприятия.
4. Финансовые прогнозы:
            прогноз доходов предприятия;
            прогноз расходов;
            общая потребность в капитале;
            бюджет денежных средств.
5. Учетная политика предприятия.
6. Система управленческого контроля.
Текущие планы разрабатываются на основе стратегических путем их детализации. Если стратегический план дает примерный перечень финансовых ресурсов, их объем и направления использования, то в рамках текущего планирования проводится взаимное согласование каждого вида вложений с источниками их финансирования, изучается эффективность каждого источника финансирования, проводится финансовая оценка основных направлений деятельности предприятия и путей получения дохода.
Оперативные планы — это краткосрочные тактические планы, непосредственно связанные с достижением целей фирмы (план производства, план закупки сырья и материалов и т. п.). Оперативные планы входят как составная часть в годовой или квартальный общий бюджет предприятия.
Для учета возможных факторов неопределенности и связанного с ней риска рекомендуется готовить несколько вариантов финансовых планов: пессимистический, оптимистический и наиболее вероятный.
Оперативный план
Оперативные финансовые планы — инструмент управления денежными потоками.
Финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет поступающих средств. Это требует повседневного эффективного контроля за формированием финансовых ресурсов. В целях контроля за поступлением финансовой выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов организации необходимо оперативное финансовое планирование, которое дополняет текущее. При составлении оперативного финансового плана необходимо использовать объективную информацию о тенденциях экономического развития в сфере деятельности организации, инфляции, возможных изменениях в технологии и организации процесса производства.
Оперативное финансовое планирование включает:
            составление и исполнение платежного календаря;
            расчет потребности в краткосрочном кредите;
            составление кассовой заявки.



Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.
В современных условиях формы финансовых отношений претерпевают серьезные изменения. Становление рынка и предпринимательства в России предполагает не только разгосударствление экономики, приватизацию предприятий, их демонополизацию для создания свободного экономического сектора, развитие конкуренции, либерализацию цен и внешнеэкономических связей предприятий, но и финансовое оздоровление народного хозяйства, создание адекватной системы финансовых отношений.
Финансовое планирование тесно связано с планированием производственно-хозяй твенной деятельности. При административно-кома дной экономике составление финансового плана заключалось в механическом пересчете показателей производственного плана в финансовые показатели. Никакой самостоятельности у предприятий не было: все нормы спускались "сверху". Но сейчас, с развитием рыночных отношений финансы становятся основным видом ресурсов, именно их ограниченность начинает лимитировать производство. В связи с этим в значительной степени возрастает роль финансового планирования, изменяется его содержание, как на предприятиях, так и в рамках всей финансовой системы страны.
Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов (отношения), получающие в плане свое количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану в котором отражается движение бюджетного фонда, формы и методы его образования и использования, структура доходов и расходов.
Необходимость финансового планирования как особой сферы деятельности обусловлена относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-веществе ным элементам производства. Обособленность движения денежных средств и обратное воздействие через распределение на процесс воспроизводства обуславливают необходимость планомерного управления процессами формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов, которое и представляет собой содержание финансового планирования.
Его специфика состоит в том, что объектом планирования выступает не производственная деятельность субъектов хозяйствования, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а их финансовая деятельность, формирование и использование финансовых ресурсов. соответственно субъектами финансового планирования являются органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации.
В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятельности устанавливаются параметры финансовой системы, величина и источники финансовых ресурсов, направления их расходования, степень соответствия денежных доходов, накоплений и поступлений затратами уровень дефицитности ресурсов. При этом информационной базой для финансового планирования являются прогнозы социально-экономичес ого развития (страны, региона, муниципального образования), программы бизнес-планы, бизнес-проекты. В то же время в процессе финансового планирования вносятся предложения по уточнению пропорций и темпов развития отраслей, территорий, организаций, их отдельных подразделений, принимаются меры к устранению выявляемых диспропорций.
В этой связи финансовое планирования можно рассматривать как осуществляемое субъектами власти и субъектами хозяйствования планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов. Оно направлено на достижение пропорционального и сбалансированного развития экономики, обеспечение устойчивых темпов экономического роста.
1.Понятие и значение финансового планирования.

Финансовое планирование – это одно из функциональных элементов управления финансами.
Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов для достижения определенного результата[1].
Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а результатом его – составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, взаимосвязь со всеми звеньями финансовой и кредитной систем по платежам и расчетам.
При финансовом планировании за основу берутся требования финансовой политики, проводимой на том или ином этапе экономического развития. Определяется объем денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий, выявляются резервы роста доходов и экономии в расходах, устанавливаются оптимальные пропорции в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами и др.
В условиях административно-кома дной системы формирование и распределение денежных фондов и накоплений, и группировка в централизованных и децентрализованных фондах денежных средств определялись через директивное планирование, как одну из функций управления, в том числе финансами. В условиях рыночной экономики планирование как функция управления, не может принимать форму все общего охвата всех сторон экономической и социальной деятельности. Если в плановой экономике планирование финансов делался упор на распределительные процессы, а рыночная экономика опирается на сферу обмена, через которую осуществляется реализация товаров и услуг и признание общественно необходимых затрат, произведенных при их производстве и реализации. Следовательно, в рыночной экономике господствующим и определяющим способом связаны в процессе производства товара и услуг выступает рынок со своим механизмом, включающим деньги, цену, закон стоимости, закон спроса и предложения. Такая природа рыночного механизма определяет функционирование в не прогнозного метода определения результатом производства обмена, но с элементами планирования.
Рыночная экономика не отвергает планирования, поскольку план есть не что иное, как надлежащее оформленное управленческое решение. Но рыночная экономика по сравнению с плановой более гибка, маневренна, и в этом ей помогает ориентирование на прогнозы и программы. Отсюда возникает проблема взаимосвязей прогнозирования и планирования финансовых ресурсов и их использование в процессе управления финансами[2].
В экономической литературе планирование представляют как деятельность по принятию решений, ориентированную на будущее. Можно подвести понятие «планирование» под более общее определение через «планомерность», которая означает объективную необходимость и возможность согласования деятельности хозяйствующих субъектов. А именно, планирование – это практическая реализация планомерности, т.е. осознанная деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности[3 . Применительно к финансовому планированию – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность при этом означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода от уплаты налога и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам федерации. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.
Финансовое планирование представляет собой составную часть народнохозяйственного планирования, базируется на показателях плана социально-экономичес ого развития, направлено координацию деятельности всех органов финансовой системы. Относительная обособленность отдельных звеньев системы финансов определяет необходимость разработки системы финансовых планов, отражающих:
· особенности форм и методов образования и использования денежных фондов;
· отраслевое и территориальное перераспределение финансовых ресурсов.
Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов (отношения), получающие в плане свое количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему. Центральное место в системы финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором отражается движение бюджетного фонда, формы и методы его образования и использования, структура доходов и расходов[4].
Финансовое планирование – расчет объема финансовых ресурсов по источникам формирования и направлениям целевого использования в соответствии с производственными и маркетинговыми показателями предприятия на планируемый период.
План бесполезен, если он не воплощается. Планирование – одна из ведущих функций управления.
Раньше планирование было в масштабах всей страны, следовательно, механизм можно было осуществить только на теоретическом уровне. До сих пор невозможно рассчитать производную i-того порядка (например резина на нескольких этапах производства). Учесть все невозможно. Система была негибкой, не мобильной, план делался на 5 лет – т.н. «пятилетка». Финансовое планирование сейчас добровольное, чаще носит внутрифирменный характер.
Цели финансового планирования:
1. Новаторские – творческие, перспективные цели.
2. Решение проблемы (зачем нам нужна прибыль).
3. Обычные рабочие обязанности (предъявляем требования к работникам, планируем заранее).
4. Самосовершенствование (личные творческие цели конкретных специалистов).
Задачи финансового планирования:
1. Определить источники и размеры собственных финансовых ресурсов (прибыли, амортизационного фонда и устойчивые пассивы – кредиторская задолженность, которая законно находится в обороте).
2. Принятие решения о необходимости привлечения внешних финансовых ресурсов за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов, займов. Уточняется целесообразность и экономическая эффективность планируемых инвестиций. Развиваться лучше не за счет своих средств, а за счет внешних кредиторов. Главные кредиторы в мире – банки.
3. Выявляются резервы рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств в целях максимально возможного повышения эффективности производства, его рентабельности.
4. Определить финансовые взаимоотношения предприятия с госбюджетом, банками, с вышестоящими организациями. Нужны ли нам эти взаимоотношения? В госбюджете сейчас должна быть проведена оптимизация налогообложения.
5. Обеспечивается соблюдение интересов акционеров и других инвесторов.
6. Контролируется финансовое состояние, платежеспособность и кредитоспособность предприятия.
Принципы финансового планирования:
a) Принцип научности в планировании финансов (научно обоснованные методы расчета и т.д.). Анализ финансовой и хозяйственной деятельности.
b) Принцип комплексности в планировании финансов (увязка показателей финансового плана)
c) Принцип оптимальности в планировании финансов (выбор одного наиболее оптимального планового решения из возможных вариантов плана). Существует 3 вида плана: оптимистический, пессимистический, нейтральный. Финансовый план оказывает влияние на экономику. Это влияние обусловлено: 1) т.к. в финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат с реальными возможностями, то в результате достигается материально-финансов я сбалансированность; 2) статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия.
ФП должно предшествовать всей последующей деятельности.
Методы финансового планирования. Делятся на 2 группы.
1. Методы расчета отдельных финансовых показателей.
1) Расчетно-аналитически . В основе лежит использование экспертной оценки. (Отчетные данные за предплановый период?Экспертная оценка динамики отчетных показателей?Экспертн я оценка перспектив развития?Расчет финансового показателя). Этот метод неоптимален – метод от достигнутого.
2) Нормативный. На основе заранее установленных нормативов рассчитывается потребность организации в финансовых ресурсах и их источниках. Этот метод более научный.
В РФ применяется система норм и нормативов :
a) Федеральные нормативы (ставки федеральных налогов, ставка рефинансирования ЦБ, МРОТ и т.д.)
b) Региональные нормативы (ставки областных налогов, нормы областной администрации).
c) Местные нормативы (Район)
d) Отраслевые нормативы (нормативы отрасли ли предприятий определенных организационно-правов х форм: нормативы числа работающих для малых предприятий)
e) Нормативы, принятые на предприятии (например: потребность в оборотных средствах, приказы по учетной политике). Это самая большая группа нормативов.
Достоинства нормативного метода: более точная оценка планируемых финансовых показателей и выявление резервов роста дохода.
Недостатки нормативного метода: трудоемкость создания норм и контроля за ними.
3) Балансовый. Применяется при прогнозировании поступления выплат из фондов потребления и накопления, при составлении квартального плана доходов и расходов, при составлении платежного календаря. Применяется по чисто финансовым показателям, следовательно достигается синхронность во времени.
4) Метод оптимизации плановых решений. Он же метод многовариантности расчетов. Предполагает составление нескольких вариантов расчетов и выбора оптимального на основе принятого критерия. Существует 2 направления выбора: 1 вариант – если даны ресурсы, то стремятся получить наилучший результат от их использования; 2 вариант – если задан результат, то ищут вариант минимизации затрат.
5) Экономико-математичес ое моделирование. Эти методы количественно выражают тесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и основными определяющими их факторами с помощью математических приемов (Модель Кобба-Дугласа):
-изучение динамики финансового показателя за определенный отрезок времени и выявление факторов, влияющих на направление этой динамики и степени зависимости.
-расчет модели функциональной зависимости финансового показателя от определяющих факторов.
-разработка различных вариантов плана финансового показателя.
-анализ и экспертная оценка перспектив различных финансовых показателей.
-выработка планового решения, выбор оптимального варианта.
Достоинства экономико-математиче кого моделирования: более обоснованное предвидение эффективности намечаемых заданий; Позволяет перейти от средних величин к многовариантным расчетам финансовых показателей.
Недостатки Экономико-математичес ого моделирования: достаточно трудоемкое, и требуют больших профессиональных знаний.
2. Общие методы составления финансового плана или программы в целом.
1) Балансовый метод (равенство ? бюджет).
2) Сетевой метод. Метод сетевого планирования – сумма приемов и способов, позволяющих на основе применения сетевого графика (модели) планировать, организовывать, координировать и контролировать любой комплекс работ. Используется при управлении сложными системами (изобретен в США). При составлении: составляется сетевой график и у этого графика выделяются 3 части (главных понятия):
· Работа – любой процесс, требующий затрат времени и/или ресурсов.
· Событие – результат выполнения одной или нескольких работ, являющийся необходимым и достаточным условием для начала последующих работ. Предшествующее событие служит отправной точкой для работы, а последующее является ее результатом. Любая работа соединяет только 2 события, которые бывают простые (имеют только 1 входящую и 1 выходящую работу) и сложные (имеют несколько входящих и выходящих работ).
· Путь – непрерывная технологическая или логическая последовательность работ от первого события до последнего. Такой путь является полным. Полных путей может быть несколько. Длина пути определяется суммой продолжительностей лежащих на нем работ.
3) Программно-целевой метод планирования. Процесс выработки и принятия совокупности разнохарактерных принимаемых на разных уровнях, но тесно взаимосвязанных решений. Метод используется для решения крупных проблем перспективного развития, включает в себя:
· Цель, ориентированную на будущее.
· Порядок действий, которые необходимо выполнить для достижения цели.
· Задание определенному специалисту выполнять эти действия.
· Ресурсы для достижения цели.
Очевидно, что практическое применение моделей финансового прогнозирования направлено на повышение эффективности процесса прогнозирования финансовых потоков и делает более прозрачной связь принимаемых решений.
Естественно, что при исследовании экономических процессов используются не только математические модели, направленные на прогнозирование финансовых потоков, но и другие виды экономико-математиче ких моделей: модели технологических и инвестиционных потоков. При этом модели финансовых потоков считаются производными от моделей технологических и инвестиционных потоков и выступают как разновидность класса моделей организационных решений. Ценность же любой модели финансового планирования, как известно, зависит от того, как она сформулирована и построена. Это значит, что достоверность получаемых с помощью модели результатов зависит от исходных предположений (информационной базы), методики финансового планирования, лежащей в основании модели.
Принято считать, что хорошая модель финансового планирования должна обладать следующими характеристиками:
1. Достоверные результаты и исходные предположения.
2. Гибкая модель, чтобы ее можно было использовать в разных ситуациях.
3. Модель должна обладать потенциалом совершенствования и учета нового в деловой практике.
4. Исходная информация и получаемые результаты должны быть понятны пользователю, не требовать от него дополнительного обучения или специальной подготовки.
5. Модель должна учитывать взаимосвязь решений об инвестициях, дивидендах, источниках финансирования и производстве и влияние этих решений на стоимость компании.
6. Модель должна быть достаточно простой, чтобы пользователь мог обходиться без помощи специалистов.
Необходимо коснуться существенного недостатка, присущего большинству финансовых моделей. Дело в том, что в моделях корпоративных финансов отсутствуют финансы. Данный недостаток обусловлен несколькими причинами. Первая причина заключается в том, что в большинстве моделей заложено бухгалтерское видение мира.
Вторая причина - модели финансового планирования не дают никаких сигналов, указывающих на оптимальные финансовые решения. Они даже не показывают, какая именно альтернатива заслуживает более подробного изучения. Все это остается на усмотрение пользователя модели. Согласно Брейли и Майерсу, ни одна из моделей не способна выявить наилучшую финансовую стратегию. Однако можно построить модель на основе принципов линейного программирования, которая поможет в поиске наилучшей финансовой стратегии в зависимости от установленных параметров и ограничений. Эти «умные» модели финансового планирования дают возможность применять более гибкие инструменты в анализе чувствительности и более эффективны для анализа альтернативных финансовых стратегий[5].2. Характеристика системы финансового планирования РФ.

Финансовое планирование – это научно обоснованное предположение о будущем состоянии финансовой системы, ее отдельных звеньев и характеризующие это состояние показатели.
Система государственного планирования предполагает четкое разделение функций, сфер влияния по иерархическим уровням управления. Централизованное планирование включает разработку долгосрочных прогнозов, концепции развития, целевых программ, государственного плана по своим сферам ведения.
Разработке планов предшествует анализ ситуации, базирующейся на изучении рынка сбыта, характера конкуренции, сырьевого обеспечения, движения процентных ставок, государственного регулирования. Делается также прогноз развития техники и технологии, изменений в спросе потребителей. После этого должна быть обоснована концепция развития, которая разрабатывается на 10-15 лет и включает определение приоритетов; структурную политику (соотношение между накоплением и потреблением, I и II подразделениями воспроизводства, первоочередное удовлетворение потребностей и т.д.); научно-техническую, инновационную, инвестиционную финансово-кредитную политику.
Долгосрочный прогноз, отражая альтернативные представления о будущем, должен определять решающие условия и факторы прогресса общества, включая демографическую и экологическую ситуацию в стране и отдельных ее регионах, состояние природных ресурсов, новые научно-технические решения и обусловленные ими сдвиги в экономике, экономические и социальные рубежи, место страны в мировом сообществе. Главная его цель - выявление переходов к новому качеству экономического роста, определение основных ориентиров для выработки долговременной научно обоснованной стратегии социально-экономического роста страны.
В основе планирования лежат пятилетние планы, включающие среднесрочные и текущие прогнозы, которые более предметны и конструктивны, носят в основном нормативный характер, оценивают возможные направления и средства, включая экономические регуляторы и правовые акты.
Важнейшим, на наш взгляд, элементом планирования являются государственные целевые программы. Программно-целевой метод может быть эффективным средством централизованного управления решением отдельных крупных проблем. Он включает выделение целей, приоритетных направлений, формирование целевых заданий, выражаемых в плановых показателях, определение потребности в ресурсах, разработку мер для реализации поставленных целей и т.д.
Государственные программы желательно формировать исходя из прогнозов по ограниченному кругу особо важных государственных задач, а их финансирование должно осуществляться из государственного бюджета и внебюджетных фондов[6].
Движение внебюджетных фондов отражается соответственно в финансовых планах (сметах) доходов и расходов: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования. В доходной части отражаются обязательные и добровольные взносы юридических и физических лиц. Размер страховых взносов установлен в процентах от фонда оплаты труда. Во внебюджетные фонды частично поступают бюджетные средства, при недостатке средств допускается заимствование средств внебюджетных фондов друг у друга. Таким образом, внебюджетные фонды тесно связаны между собой и с бюджетным фондом.
Страховой фонд необходим для возмещения потерь в масштабе всего общества, отдельных регионов, муниципальных образований и граждан. Для учета потребностей всех хозяйствующих субъектов страховой фонд формируется и используется в плановом порядке. В доходной части плана отражаются взносы предприятий, организаций, отдельных граждан, поступления средств из других фондов (бюджетного направления), в расходной — возмещение убытков от стихийных бедствий, выплаты страховых сумм страхователям. План образования и использования страхового фонда позволяет более маневренно и эффективно использовать средства.
Важное место в обеспечении пропорциональности и сбалансированности общественного воспроизводства, регулировании денежного обращения занимает Сводный финансовый баланс государства (баланс финансовых ресурсов — БФР), а также балансы доходов и расходов каждого субъекта Федерации. Эти документы разрабатываются Министерством экономики РФ при активном участии Министерства финансов РФ и других подразделений финансовой системы. В балансе отражается формирование и использование ресурсов, планируемых в составе бюджетного фонда, внебюджетных фондов, страхового фонда, кредитного фонда, денежных фондов предприятий и организаций, денежных средств граждан. Балансовый метод позволяет выявить дефицит финансовых ресурсов в масштабе страны, субъектов федерации, местных администраций; эффективно и обоснованно перераспределить средства между всеми хозяйствующими субъектами. Сводный финансовый баланс объединяет в единую систему все финансовые планы, его показатели принимаются за основу при составлении бюджетного и кредитного планов и других финансовых планов.
Непосредственно взаимосвязанным со сводным финансовым балансом является другой синтетический баланс — баланс денежных доходов и расходов населения. В нем отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной форме:
• заработная плата;
• доходы от индивидуальной трудовой деятельности;
• пенсии и пособия;
• стипендии;
• доходы от обмена товарами между группами населения;
• оплата товаров и услуг;
• налоги и добровольные взносы;
• сбережения во вкладах и займах.
Баланс определяет пропорции между доходами и расходами населения, отражает рост оплаты труда и пенсионного обеспечения, увеличение объемов товарного предложения. В связи с этим баланс денежных доходов и расходов населения имеет большое значение для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется по стране в целом и субъектам федерации Министерством экономики РФ с участием Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ и других органов финансовой системы.
Показатели финансовых планов являются исходным материалом для анализа финансового положения государства, информационной основой (базой) перспективного планирования. Система финансовых планов позволяет выявить объективные взаимосвязи и долговременные тенденции изменения структуры источников финансовых ресурсов (доходов физических и юридических лиц), а также факторы, определяющие развитие этих тенденций в будущем.
Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества. Финансовое прогнозирование — предвидение возможного финансового положения государства, обоснование показателей финансовых планов. Прогнозы могут быть среднесрочными (5-10 лет) и долгосрочными (более 10 лет). Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.
Финансовое прогнозирование предполагает применение различных методов:
• построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих (влияющих на) экономические процессы;
• корреляционно-регрессион ый анализ;
• метод непосредственной экспертной оценки.
Финансовое программирование — метод финансового планирования использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:
• установление приоритетов государственных расходов по направлениям;
• повышение эффективности расходования государственных средств;
• прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.
Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономических факторов (ресурсных). При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от не достижения цели. Программирование, как важный метод согласования кратко- и долгосрочных целей и мер в области финансовой политики, должно активно использоваться в современной практике финансового планирования.
Финансовое программирование используется в развитых странах с 60-х годов. Суть его заключается в составлении 5-летних «скользящих» планов расходов. Каждый год план корректируется на основе ожидаемого исполнения показателей плана текущего года. Показатели при этом передвигаются (скользят) по 5-летней шкале на год (следующий за отчетным) вперед. Плановые показатели 1-го предстоящего года являются директивными (обязательными), а последующих 4-х лет — ориентировочными,
В настоящее время в Российской Федерации используются целевые комплексные программы, представляющие систему научно-исследователь ких, организационно-хозяйс венных и других мероприятий, направленных на достижение производственных целей, сбалансированности по ресурсам и исполнителям[7].
Разработка прогноза и выработка плановых решений – взаимосвязанные стадии плановой работы, но имеющие специфику. Различие между ними состоит в том, что план отражает будущее состояние финансовой системы, ее показателей, сформированных, исходя из целей, заданных в настоящем моменте времени. Прогноз основан на поиске более оптимальных, рациональных вариантов развития. План как итог всех видов и этапов плановой работы должен быть качественно однозначным, направленным на достижение уже выбранных целей. Прогноз обнаруживает возможность различных вариантов развития. Процесс разработки и составления прогнозов называют прогнозирование.
В прогнозе можно рассмотреть различные варианты финансовой политики в сочетании объективных и субъективных, экономических факторов и факторов другого порядка. Прогнозы могут быть среднесрочными (5-10 лет) и долгосрочными (более 10 лет). Например, при подготовке федерального бюджета используется прогноз социально-экономического развития страны с выделением макроэкономических показателей, обеспечивающих реалистичность и надежность плановых разработок. Финансовое планирование – это вид финансовой деятельности государства и хозяйствующих субъектов, ориентированной на достижение сбалансированности между их финансовыми ресурсами и направлениями использования этих средств. Следует отметить, что в процессе финансового планирования определяются не только собственно финансовые пропорции, но и пропорции сопутствующие – натурально-веществен ые, трудовые и др.
Финансовое планирование является органической частью социально-экономиче кого планирования. Поскольку планируются отношения, возникающие во всех звеньях финансовой системы, то можно говорить о системе финансовых планов: бюджетных, внебюджетных, страховых и др. При этом выделяются следующие виды финансовых планов: общегосударственный, отраслевой, территориальные, финансовые планы отдельных предприятий и организаций. Иными словами, финансовые планы составляются на всех уровнях финансовой системы и всеми субъектами финансовых отношений[8].
Для практического построения финансовых планов используются различные методы: экстраполяции, нормативный, балансовых расчетов, экономического моделирования и прочие. Но основой для использования всех перечисленных методов должен служить экономический анализ.
Метод экономического анализа представляет собой комплексное, взаимосвязанное изучение различных сторон деятельности субъектов финансовых отношений на базе системы текущего учета и отчетности. Понятие метода экономического анализа конкретизируется в следующих, наиболее часто используемых методологических приемах:
· использование системы абсолютных и относительных показателей;
· сравнительный анализ;
· метод группировки;
· индексные расчеты.
Метод экстраполяции основан на анализе тенденций и закономерностей изменения показателей за прошлый период, на этой основе определяются финансовые параметры на планируемую перспективу. Слабостью метода экстраполяции являются ограниченные возможности его применения в условиях экономической нестабильности.
Нормативный метод предполагает, что финансовые планирование строится на нормативной базе, состоящей из научно и практически обоснованных норм и нормативов. При помощи этих норм и нормативов регулируется финансовые взаимоотношения между бюджетами различных уровней: федеральным бюджетом и отраслями социально
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.