Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Проблема отчужденности личности в современном жизненном пространстве. Влияние отчужденности на человека

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.04.2013. Год: 2013. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство Ообразования Р. М
Институт Непрерывного Образования
Кафедра Психологии

Реферат



«Психодиагностика»

ПРОБЛЕМА ОТЧУЖДЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ЖИЗНЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ. ВЛИЯНИЕ ОТЧУЖДЕННОСТИ НА ЧЕЛОВЕКА



Выполнила: Киричок Анна
Группа: 1139
Преподаватель : Тинтюк Т.В., доцент
доктор психологических наук,






Кишинэу. 2012.г





ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение/……………..3
Глава 1. Проблема отчуждения личности в современном обществе………………5
Глава 2. Описание и обоснование методик……….8
Глава 3. Анализ полученных данных………15
Вывод………...……………….19
Список используемой литературы……….20


Введение

Существуют ситуации и состояния, которые люди расценивают как одиночество, отчуждение себя от других людей: это может быть изоляция, как эмоциональная, так и социальная. Под эмоциональной изоляцией понимается результат отсутствия привязанности к конкретному человеку; в результате чего возникает тревожное беспокойство. Социальная изоляция обычно выражается в отсутствии доступного круга социального общения и сопровождается чувством отчужденности. Наиболее часто с одиночеством ассоциируются такие эмоциональные состояния, как отчаяние, тоска, депрессия, жалость к себе, невыносимая скука. Переживаемое острое чувство отчуждения влечет за собой общение, которое можно назвать дефицитным и дефектным.
В настоящее время среди людей изоляция, отчужденность от остального человечества встречается довольно часто, влияя на жизнь конкретного человека, на его взаимоотношения с другими людьми.
Таким образом, отчужденность является одной из проблем человечества, которую необходимо преодолеть.
Проблема отчужденности как одна из наиболее интересных и небезразличных сфер в функционировании общества изучалась многими исследователями, такими, как М. Симэн, А. Нил, С. Реттинг, М. Кларк, Б. Эндерсон и другими.
Таким образом, можно констатировать, что необходимо рассмотреть особенности отчуждения личности в современном обществе.
Цель данной работы - изучение проблемы отчужденности личности в современном жизненном пространстве, влияние отчужденности на человека.
Объект - юноши и девушки в возрасте от 17 до 20 лет (12 человек - 48 юношей и 4 девушки).
Предмет - особенности поведения человека при проявлении отчужденности.
Гипотеза - отчуждение определяет особенности поведения человека, влияя на его личность.
Задачи:
Подбор специальных методик по данной проблеме, изучение соответствующей литературы.
Определить наличие отчужденности у испытуемых.
Оценить значимость отчуждения в поведенческой сфере человека.
Определить наличие у испытуемых нарушений в сфере общения, неспособность или нежелание общаться.
Установить наличие у испытуемых потребности в общении.
Выявить стремление к принятию испытуемых окружающими людьми и страха быть отвергнутым другими людьми.
Составить практические рекомендации испытуемым.


1. Проблема отчуждения личности в современном обществе

Отчужденность - термин, который употребляется и в обыденном языке, и в различных науках, чаще всего - в философии, психологии, криминологии, социологии. В отличие от философского, в социологическом и психологическом понимании отчужденность описывается в терминах ожиданий и всегда является в достаточной степени осознаваемым свойством.
Отчужденность проявляется как чувство бессилия перед повседневными проблемами, чувство бессмысленности происходящего; отъединенность, охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадение из социальных связей. Это состояние сопровождается апатией и аполитичностью, отказом от дружеского и товарищеского общения, недоверием к искренности и бескорыстности людей, дефицитом теплого сердечного общения. Даже если широкие дружеские связи еще сохраняются, человек нередко тяготится ими и постепенно сокращает контакты. Отчужденность как переживаемое чувство и состояние превращается в отчуждение от реальных людей, их забот и жизни.
Проявлениями отчужденности являются охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадение из социальных связей, на личностном уровне проявляется как чувство бессилия перед повседневными проблемами, бессмысленности происходящего; сопровождается апатией и аполитичностью, дефицитом теплого сердечного общения.
М. Симэн выделил многомерную концепция отчужденности, которая включала в себя пять измерений:
· чувство бессилия ("от моих поступков ничего не зависит");
· чувство бессмысленности ("не ясно, во что верить");
· отсутствие норм ("чувство аномии");
· чувство изоляции ("изоляция от ценностей и общества");
· чувство чуждости всему ("теряется смысл труда, удовлетворение от работы").
Исследования в области личности показали, что отчужденность - генерализованный, многомерный фактор. Зеллер и другие психологи с помощью четырехмерной шкалы (бессмысленность, бессилие, аномия и социальная изоляция) составили психологический портрет отчужденного человека, в который вошли отношения человека к миру и к себе. По их характеристики отношение отчужденного человека к миру характеризуется следующими чертами:
· мир воспринимается как застывший, схематичный;
· низкий уровень знаний об особенностях социально-политическ й системы;
· нет интереса к культуре и интеллектуальным видам деятельности;
· верят в сверхъестественные силы, астрологию, судьбу;
· менее логичное мышление, познавательная замкнутость;
· навязчивые состояния и ригидность;
· с трудом сосредоточиваются и принимают решения;
· склонность печалиться, высокий уровень страхов;
· безразличие к групповому поведению.
Для отношения к себе характерны:
· неадекватность и презрение;
· экстремизм, ослабление чувства ответственности, горечь и зависть;
· чувство вины, неуверенности, неудовлетворенности жизнью; пессимизм, чувство одиночества, фрустрированности; другие воспринимаются как угроза;
· презрение к себе сочетается с враждебностью к другим и осуждением человеческих слабостей;
· отсутствие чувств лояльности, принадлежности, враждебность, экстремизм в этом состоянии иногда предшествуют отклоняющемуся поведению.
Стержнем отчужденности является аномия, которая определяется как состояние дезорганизации личности, возникающее в результате ее дезориентации. Причиной такой дезориентации может быть социальная ситуация, в которой имеет место конфликт норм и личность сталкивается с противоречивыми требованиями либо ситуация отсутствия норм. Отношения между людьми становятся поверхностными. Поверхностный характер человеческих отношений побуждает многих надеяться, что они могут обрести глубину и силу чувств в индивидуальной любви. Но любовь к одному человеку и любовь к ближнему неразделимы; в любой из культур любовные отношения - это только более сильное выражение формы родства со всеми людьми, преобладающей в данной культуре.
Трудности при отчуждении могут возникать вследствие неумения раскрыться, поверхностности контакта, отсутствия потребности в общении. При этом они могут выражаться в склонности к резонерству, невнимании, обидной снисходительности и заметном равнодушии к партнеру. Все это разнообразие обусловливает необходимость классификации психологических трудностей общения.
В трудностях общения следует выделить сугубо психологический и коммуникативный аспекты. Психологический аспект разнообразных трудностей и помех в общении связан с личностным фактором, мотивационно-содержа ельной стороной общения и включает в себя, с одной стороны, отчужденность и аутистичность, а с другой - избыточность, бессодержательность общения.
Аномия формирует чувство бесцельного существования, бессилия, чувство собственной ничтожности, делает человека обособленным, отъединенным, отчужденным, ослабляет чувство ответственности. Человек становится "недружелюбным& uot; - жестоким, безразличным, асоциальным. Человек, чувствующий себя отчужденным не принадлежит к группе, социальные связи нарушены.
Отчуждение в современном обществе, носит почти всеобщий характер; оно пронизывает отношение человека к своей работе, к потребляемым им вещам, к государству, к своим ближним и к самому себе. Отчуждение между человеком и человеком ведет к утрате всеобщих и социальных уз.
Аномия формирует чувство бесцельного существования, бессилия, чувство собственной ничтожности, делает человека обособленным, отъединенным, отчужденным, ослабляет чувство ответственности. Человек становится "недружелюбным& uot; - жестоким, безразличным, асоциальным.
Застенчивость, интровертированность, аутистичность, отчужденность, повышенная сенситивность принадлежат к глубоко личностным свойствам, они часто могут обостряться при неблагоприятных обстоятельствах и из субъективно ощущаемых трудностей превращаться в объективное препятствие для полноценных личностных контактов, таким образом, мешая полноценному общению с людьми.
Под жизненным пространством в современной психологической теории поля понимается мир психических представлений и переживаний личности, кроме этого сюда можно отнести и общее психологическое окружение индивида, включая его самого и всех других людей, имеющих для него значение. Жизненное пространство индивида по К.Левину индивида есть целостное поле, внутри которого возникают его стремления, намерения и другие психологические силы, имеющие определенную направленность, величину и точки приложения.
Таким образом, отчужденность личности формируется в обществе, и влияет на поведение человека, его помыслы, мнения и установки. Все это оказывает огромное воздействие на личность человека, не всегда влияя на него положительным образом.

2. Описание и обоснование методик

Для проведения исследования были использованы следующие психодиагностические инструментарии:
Методика «Изучение потребности в общении» Ю. М. Орлова;
Методика «Диагностика свойств характера - опросник самооценки Т, Лири»;
Методика «Диагностика мотивов аффилиации» по А. Мехрабиан.
Данные методики направлены на определение психологических особенностей испытуемых, обуславливающих их потребность в общении, поведение в обществе, а также чувство одиночества, что является составляющей отчужденности личности.
Методика «Изучение потребности в общении» Ю. М. Орлова была разработана им в 1978 году и представляет собой тест-опросник, содержащий 33 положения (утверждения), с которыми испытуемый соглашается или не соглашается. Тест направлен на выявление степени выраженности потребности человека в общении. Кроме этого, с помощью данной методики, возможно, определить насколько человек чувствует себя одиноким, удовлетворенным в процессе общения с другими людьми, также возможно определить степень удовлетворенности от общения с другими людьми.
Все это дает основания использовать методику «Изучение потребности в общении» Ю. М. Орлова как показатель отчужденности личности, с помощью ее основных проявлений и особенностей:
- низкий уровень знаний об особенностях социально-политичес ой системы;
- отсутствие интереса к культуре и интеллектуальным видам деятельности;
- менее логичное мышление, познавательная замкнутость;
- навязчивые состояния и ригидность;
- склонность печалиться, высокий уровень страхов;
- безразличие к групповому поведению.
- неадекватность и презрение к самому себе;
- экстремизм, ослабление чувства ответственности, горечь и зависть;
- чувство вины, неуверенности, неудовлетворенности жизнью; пессимизм, чувство одиночества, фрустрированности; другие воспринимаются как угроза;
- презрение к себе сочетается с враждебностью к другим и осуждением человеческих слабостей;
- отсутствие чувств лояльности, принадлежности, враждебность, экстремизм в этом состоянии иногда предшествуют отклоняющемуся поведению.
Перед проведением данной методики испытуемых ознакомили с устной инструкцией: «Сейчас вам прочтут ряд положений. Если вы с ними согласны, то рядом с номером положения напишите на своем листочке «Да», если не согласны, напишите «Нет».
После прочтения инструкции испытуемым были зачитаны 33 утверждения, на которые они отвечали в соответствии со своими установками.
Затем высчитывалась сумма полученных баллов при ответах «Да» и «Нет». Чем больше сумма, тем больше потребность в общении. По результатам диагностики было выяснено, что больше половины испытуемых испытывают потребность в общении (58%). При этом важно отметить, что (43%) не достаточно удовлетворены своим общением со сверстниками, возможно, это показывает на нехватку такого рода общения или наличия стеснительности и неуверенности в себе. Так, у 35% испытуемых наблюдается проявления застенчивости, неуверенности в себе, тревожности. Причем тревожность проявляется не только, когда человек одинок (12), но и когда находится среди людей (15%), что может быть проявлением отчужденности человека.
Следующая используемая методика - Методика «Диагностики свойств характера - опросник самооценки Т, Лири». Методика направлена на определение базовых психодинамических личностных свойств, обусловливающих специфику деятельностного личностно-группового стиля. Кроме этого методика позволяет определить, насколько проявляется доминирование личности, желание иметь вес, значение в глазах других, иметь успех, особенности проявления агрессии; уверенность в себе: эгоцентризм, независимость, особенности в отношениях с людьми -- дипломатия (уступки и сопротивление); проявление уступчивости, комплекса вины и неполноценности, социальная неприспособленность, ущербная самооценка, самобичевание, не инициативность, робость, зависимость человека от других, его незрелость, инфантильность, несамостоятельность ущербность в контексте зрелости.
С помощью методики «Диагностики свойств характера» также возможно определить особенности проявления отчужденности у личности, его потребность в общении, какие-либо нарушения в этой сфере, неспособность или нежелание общаться с другими людьми, выявление чувства одиночества.
Данные можно представить в виде графиков, что дает вероятность наглядно показать степень выраженности свойств по трем степеням: I степень - слабо выражено; II степень - выражено средне; III степень - сильно выражено.
В методике представлены восемь шкал, которые можно условно поделить на активные и реактивные: доминирование; уверенность в себе; консерватизм; негативизм; уступчивость; зависимость; конформизм; отзывчивость.
Для каждого испытуемого была предложена инструкция по выполнению методики. Инструкция: «Вам нужно охарактеризовать себя. Свойства, которые Вы в себе обнаружили, отметьте в графе протокола плюсом. Те, которые Вам несвойственны или в которых Вы сомневаетесь, отметьте минусом».
Затем, после того как испытуемые ознакомились с инструкцией, им были розданы бланки, в которых они отмечали свое согласие или не согласие.
По результатам исследования были составлены графики на каждого испытуемого, наглядно показывающие результаты диагностики.








Графики со
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.