Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социология управления как специальная социологическая теория

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.04.2013. Год: 2013. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………….. …3
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕ КИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ………..………..6
1.1 Становление и развитие управленческой мысли………..6
1.2 Развитие управленческой мысли в эпоху Античности………8
1.3 Развитие управленческой мысли в эпоху Средневековья и Нового времени………………..10
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ: ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ………..11
2.1 Основные школы управленческой мысли…….. ………11
2.2 Становление мировой управленческой мысли на современном этапе………..……………….18
ГЛАВА 3. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ……….21
3.1 Инновационные преобразования в социологии управления……….21
3.2 Актуальные тенденции современного менеджмента: поиск новой парадигмы………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……….27







ВВЕДЕНИЕ
Действительно, давно уже существует концепция, согласно которой главной причиной упадка или процветания народов является управление. Считается, что в число высокоразвитых стран сумели выдвинуться те, кто добился лучшей организации управления. Если XIX век именовали веком производства, то XX столетие стали называть веком управления.
Общество, как известно, представляет собой сложную, многоуровневую, целостную и динамически развивающуюся систему. Столь же хорошо известно, что неотъемлемым атрибутом любой системы - биологической, технической или социальной - является управление, которое обеспечивает её сохранение и развитие, взаимодействие с окружающей средой и достижение целей системы.
Анализируя наиболее распространённый подход к пониманию сущности управления можно сказать, что управление - это непрерывный процесс воздействия на объект управления для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах ресурсов и времени. Соответственно, социальное управление – это воздействие на социальные процессы и в целом на общество с целью его упорядочивания и развития.
Всякая социальная организация, будь то политическая, коммерческая, религиозная, спортивная, создаётся и функционирует для достижения определённой цели или целей. Далеко не всегда эти цели бывают чётко сформулированы,. Для реализации этих целей в любой социальной организации, если она достаточно сложная, возникает специфическая субсистема, которая называется аппаратом управления. Это совокупность людей, каждый из которых преследует и свои собственные цели. Кроме того, у них, именно как определённой совокупности управляющих (менеджеров), есть и общая цель – сохранение стабильности и устойчивости той системы, в которой они действуют, обеспечение продвижения её к намеченной цели.
Любая социальная система, следовательно, и её субсистема – аппарат управления, изменяется во времени, поэтому изменяются её цели, задачи, функции. Для того чтобы система развивалась успешно, её цели становились достижимыми, а задачи эффективно решались, необходимо обеспечение соответствия интересов управленческого аппарата интересам и целям самой системы. Если такого соответствия нет или оно утрачивается, наступает системный кризис, захватывающий все основные компоненты данной системы и угрожающий её распадом.
Человеческая история свидетельствует, что управленческая деятельность играет интеллектуально упорядочивающую роль в жизни общества. В связи с этим возникает вопрос о том, чем является управление, наукой или искусством… Скорее всего – это синтез науки, искусства и социальной практики.
Управление представляет собой органический сплав науки и искусства, талантов и приёмов ремесла, творческого вдохновения и исполнительского мастерства. Изучение науки и искусства управления со всеми заблуждениями, парадоксами, иллюзиями и мифологемами является эффективным способом формирования управленческого мышления. Путеводителем здесь служат знания о психосоциальной природе человека и законах его поведения в организации, о социокультурных основаниях управленческого поведения, и т.п. [1,с.4].
Управление является важной функцией любой социальной системы общества в целом, объединения людей, организации и т.п. Оно обеспечивает целостность и самосохранение системы, её нормальное функционирование и развитие, взаимодействие с окружающей средой и достижение намеченной цели. Осуществляется социальное управление специально подготовленным штатом управляющих ( менеджеров ) путём воздействия на условия жизни людей, мотивацию их интересов и ценностные ориентации. Разумеется, с изменением условий жизнедеятельности людей, особенно таких радикальных, как смена форм собственности, системы государственного устройства, типа и форм власти, отношений господства и подчинения, иерархии ценностей и стереотипов поведения большинства населения, как это происходит в Беларуси, других странах СНГ на протяжении последнего десятилетия XX – первого десятилетия XXI в., протекают очень существенные, правильнее сказать, фундаментальные преобразования в управленческой деятельности, в структуре и функциях управления, в процедурах разработки, принятия и осуществления управленческих решений. В этих условиях происходит смена управленческих кадров, а значительная часть новых людей, начинающих профессионально заниматься управленческой деятельностью, тем более тех, кто только готовиться к этому, не обладают необходимой грамотностью для управления.
В социологии управления, представляющей собой бурно развивающуюся в XXI в. специальную социологическую теорию, самое пристальное внимание уделяется разработке и практическому применению основных принципов управленческой деятельности, соотнесённых с особенностями социальных взаимодействий отдельных личностей, социальных групп и общностей в целостной системе общества, его различных подсистемах – экономической, социальной, политической, социокультурной; в различных типах социальных организаций. При этом приоритетная значимость придаётся обеспечению эффективности управленческой деятельности, всех её последовательных операций: подготовке и принятию решений, их научной обоснованности, практической реализации, контролю за их выполнением.
Анализируя вышеизложенное, хочется сказать, что тема управления является актуальной для обсуждения, в частности и в нашей стране.
Цель курсовой работы – рассмотрение социологии управления как специально социологической теории.
Задачи:
1). Представить историко – социологические предпосылки развития управленческой проблематике.
2). Рассмотреть особенности становления и развития социологии управления.
3). Выявить основные тенденции и перспективы развития социологии управления в Республике Беларусь.


1. ИСТОРИКО – СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ

1.1. Становление и развитие управленческой мысли.
Понятие «управленческая мысль» обычно относится к теориям и принципам, связанным с управлением людьми в организациях. Становление и развитие управленческой мысли – это процесс оформления и эволюции взглядов на управление в соответствии с культурно – историческими условиями и реальными потребностями социального развития. Для каждой исторической эпохи характерны свои тенденции в управленческой мысли, приобретающие большой социальный резонанс и приводящие зачастую к качественной перестройке управленческих структур. [14,с.19].
Феномен социального управления замечен ещё в древние века и зафиксирован в исторических документах. Так в древней Вавилонии царь Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.) «разработал» достаточно теоретические принципы управления, сформулированные в «законах Хаммурапи». Этот кодекс содержал 285 законов, которые позволяли выстроить эффективную систему управления обширными владениями и регулировать отношения между социальными группами, опираясь не на личный произвол и племенные традиции, а на сформулированные в письменной форме правовые нормы. Хаммурапи установил единую систему правил, норм и наказаний. В Кодексе Хаммурапи впервые на государственном уровне констатировалось наличие частной собственности. Он применил для нужд управления и контроля письменные документы на глиняных табличках и свидетельские показания, признал недопустимым перекладывание должностными лицами ответственности на своих подчиненных, законодательно установил уровень зарплаты.
Хаммурапи ввёл новый лидерский стиль, который, в отличие от предыдущих правителей, демонстрировал его стремление быть заботливым «отцом» и защитником своих подданных, формируя тем самым определённую социальную атмосферу и мотивацию поведения. .
Известный отечественный востоковед Б. А. Тураев свидетельствует, что в Древнем Египте при дворе фараона существовали школы подготовки чиновников – управленцев. Молодые люди, которые готовили себя к карьере управленцев, практиковались в переписывании различных документов, а также сочинений, прославлявших преимущества подобной карьеры.
На Востоке крупный вклад в развитие представлений об управлении внесли Индия и Китай. Так, древнекитайский мыслитель Конфуций первым поставил в теории управления вопрос об этике управленческого труда. Он считал, что:
а) существуют чёткие этические принципы, которые управленец не может нарушать;
б) нарушение этих принципов – одна из главных причин противоречий и антагонизмов между управляющими и управляемыми;
в) соблюдение главного этического правила: чего не желаешь себе, не делай другим;
г) другие этические правила управленца: справедливость, искренность, честность.
Конфуций называл следующие основные механизмы в управлении людьми:
1). Людьми можно управлять на основе законов;
2). Людьми можно управлять на основе страха наказания, в таком случае они не будут совершать дурных поступков, однако в их сердцах не будет отвращения к дурному, поэтому они всегда потенциально будут готовы к преступлению;
3). Только управление людьми на основе их умственного и нравственного развития способно заставить человека стыдиться дурных дел. [3,с.19].



1.2 Развитие управленческой мысли в эпоху Античности
В развитии управленческой мысли свой вклад внесла и античная Греция, где расцвет древнегреческой демократии требовал специфической формы управления – умения при помощи слова повести за собой людей. Недаром здесь высокое развитие получили риторика и ораторское искусство. Управление людьми по-гречески называлось «демагогией».
В Древней Греции активная политическая жизнь способствовала расцвету интеллектуальной мысли и побуждала к поискам совершенной системы управления государством. Многие мыслители считали, что причиной бедственного положения общества является отсутствие эффективного управления. Поэтому вопрос о принципах справедливого и действенного управления составлял предмет размышлений многих из них. Так, например, с именем Сократа связана формулировка принципа универсальности менеджмента. Сущность этого принципа состоит в том, что основой управления является знание и умение навязать своё мнение другому человеку. Ксенофонт разрабатывает концепцию «образцового» хозяйства и «идеального» государства, он также признаёт менеджмент как искусство. В частности, знаменитый философ Платон доказывал, что деятельность по управлению является важным элементом системы жизнеобеспечения общества. Так в своей работе «Государство» он говорит о том, что государством должны управлять мудрейшие из мудрых – философы, обладающие даром постигать высшие сущности бытия, такие, например, как справедливость, красота, благо. «Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольётся воедино – государственная власть и философия - и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди, -а их много, - которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор … государствам не избавиться от зол ». [7,с.7].
Гармоничное сочетание трёх социальных прослоек ( «производителей», «воинов» и «правителей-философо » ) обеспечивает достижение целей идеального государства. «Только в таком государстве, - пишет Платон, - будут править те, кто на самом деле богат, - не золотом, а тем, чем должен быть богат счастливый: добродетельной и разумной жизнью. Если же бедные и неимущие добиваются доступа к общественным благам, рассчитывая урвать себе оттуда кусок, тогда не быть добру: власть становиться чем-то таким, что можно оспаривать, и подобного рода домашняя, внутренняя война губит и участвующих в ней, и остальных граждан».
В свою очередь, Аристотель в своём трактате «Политика» указывал на необходимость разработки «господсткой науки», обучающей рабовладельцев навыкам обращения с рабами, искусству управлению ими. При этом Аристотель замечал, что дело это довольно хлопотное, и поэтому у тех, кто имеет возможность избежать таких хлопот, управляющий берёт на себя эту обязанность, сами же они занимаются политикой или философией.
Государственное устройство, по мнению Аристотеля, есть то же самое, что и порядок государственного управления. Само же это управление определяется характером верховной власти, которая классифицируется в зависимости от того , кто осуществляет верховную власть – один человек, группа людей или большинство населения. Причём это никак не сказывается на характере власти, ибо как власть одного, так и власть многих может быть и хорошей и плохой. Всё дело в том, какие цели преследует власть –общие или узкоэгоистические. В этой связи выдвигается идея о трёх хороших и трёх плохих видах государственного устройства. К первым Аристотель относит царскую власть (законную монархию), аристократию (власть лучшей части зажиточных слоёв общества) и политию (разумную власть большинства); противоположными же типами являются: тирания, олигархия и демократия. [7,с.9].



1.3 Развитие управленческой мысли в эпоху Средневековья и Нового времени.
На рубеже средневековья и нового времени большой вклад в развитие управленческой мысли внёс итальянский гуманист Никколо Макиавелли. Своеобразные концепции управления сформулированы в труде «Государь». В этой работе он подчёркивал мысль о том, что общество развивается и управляется не по воле Бога, а благодаря управленческому искусству, а для этого необходимо сильное государстве во главе с мудрым и жёстким государём. Специалисты называют четыре принципа Макиавелли, которые оказали влияние на развитие управления:
1).авторитет и власть лидера коренятся в поддержке сторонников;
2).подчинённые должны знать, чего они могут ожидать от своего лидера, и понимать, чего он ожидает от них;
3).лидер должен обладать волей к выживанию;
4).лидер – всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.
Макиавелли учил правителя, цель которого – успех, согласовывать свои действия, во-первых, с законами необходимости (судьбой), во-вторых с поведением подчинённых . Он говорил, что сила на стороне лидера, который учитывает психологию людей, знает особенности их образа мысли, их достоинства и недостатки.
Люди, по мнению Макиавелли, обычно неблагодарны, лживы, боязливы и алчны. Управляя людьми, считал Макиавелли, их надо либо ласкать, либо угнетать, поступая при этом очень осмотрительно. Люди мстят, как правило, только за лёгкие обиды и оскорбления. Сильное давление лишает их возможности мстить. И уж лидер избрал свой путь, то угнетение должно быть настолько мощным, чтобы отнять всякую надежду на сопротивление. [14,с.10-11].
Большая заслуга в развитии финансовых представлений о государственном управлении принадлежит А. Смиту. Он сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства. Немалое влияние на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени научных направлений и школ управления оказало и учение Р. Оуэна. Он был первым реформатором взглядов на управление организацией. Оуэн говорил о том, что сознание человека определяется его бытиём и потому может изменяться в лучшую сторону.


2. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ: ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ.

2.1 Основные школы управленческой мысли
Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. В первой половине XX века получили развитие четыре школы управленческой мысли: научного управления, административного управления, человеческих отношений и поведенческих наук, науки управления (количественный подход). Самореализация, творческий потенциал, гармония межличностных отношений – основные знаковые понятия управленческой теории начиная с 50-60-х годов XX века. [8,с.170].
Школа научного управления.
Эта школа с самого начала стремилась к поиску наиболее продуктивного использования человеческих и материальных ресурсов.
Становление и развитие школы управления было связано с публикацией в 19911 году книги Фредерика У. Тейлора «Принципы научного управления», вызвавшей взрыв интереса к научному управлению. Тейлор разработал основные принципы научного менеджмента. Он считал, что приоритетное значение имеет развитие научного менеджмента в четырёх взаимосвязанных сферах:
а) нормирование (любой труд можно структурировать и измерить);
б) исследование соотношения времени и задач (желаемый результат необходимо достигать к определённому времени, в противном случае вознаграждение за результат должно быть меньше);
в) систематический отбор и обучение кадров (каждая фирма, стремящаяся к успеху, должна думать о постоянном совершенствовании персонала);
г) денежные стимулы, вознаграждение за конечный результат (эффективный менеджмент предполагает вознаграждение не за деятельность,
а за результат).Большая заслуга Ф. Тейлора заключается в предложенной им новой структуре управления. Суть её состоит в чётком разделении труда распорядительного и исполнительного. Причём при таком разграничении необходимо иметь в виду, что распорядительный труд – это деятельность администрации, которой предстоит стать искусством, многие элементы которого должны быть возведены в норму, зафиксированы. Приняты и применены совершенно так же, как сейчас применяются достижения науки. [5,с. 46-48].

Система Ф. Тейлора заложила основы «классической школы управления», которая развивалась параллельно в США и в странах Европы в ряде различных концепций, течений и т.п. Её развитие связано прежде всего с именами Ф. Гилберта и Г. Эмерсона.
Американский специалист по управлению производством Ф. Гилберт, развивая и конкретизируя идеи Тейлора, организовал систематическую подготовку инструкторов по научной организации труда, разработал наилучший метод выполнения работ и определил условия, необходимые для этого: целесообразное устройство рабочего места, рациональные способы подачи материала.
Известный американский организатор производства Г. Эмерсон разработал комплексный системный подход к организации управления, исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности. Ключевое понятие его концепции - «эффективность», или «производительность» Основные управленческие идеи Г. Эмерсона изложены в его книге «Двенадцать принципов производительности» Он расположил их в следующей последовательности: точно поставленные идеалы и цели, здравый смысл, компетентная консультация; дисциплина; справедливое отношение к персоналу; оперативный, надёжный, полный и точный, постоянный учёт; диспетчирование; нормы и расписание; нормализация условий; нормирование операций, написанные стандартные инструкции; вознаграждение за производительный труд. Особенно следует выделить два принципа Эмерсона: принцип точно поставленных целей и принцип здравого смысла, которые отражены в его книге «Двенадцать принципов производительности». В них отражена общая тенденция развития классической школы управления в 90-е гг.XX века –тенденцию рассматривать производственную организацию как некий «рациональный инструмент» для достижения поставленных целей.
Концепция научного управления явилась переломным этапом, благодаря которому управление было призвано самостоятельной областью научных исследований. Школа научного управления обосновала необходимость управления трудом в целях повышения его производительности, выдвинула принципы научной организации труда и вплотную подошла к необходимости решения задач эффективной мотивации труда.
Однако школа научного управления не разрешила всех проблем управления организацией. Человеческий фактор оставался вне сферы этой школы. [14,с. 21-23].



Административная (классическая) школа в управлении.
Становление административной школы управления связано с именем француза Анри Файоля. Целью этой школы было создание универсальных принципов управления.
Анри Файоль говорил: управлять - значит вести предприятие к определенной цели, извлекая максимум из имеющихся в распоряжении ресурсов. Управление, по его мнению, включает такие виды деятельности: техническую, коммерческую, финансовую, защитную, бухгалтерскую и административную. [14,с. 1070].
А. Файоль сконцентрировал внимание на высшем административном управлении, принципы которого, сформулированные им, применимы не только в экономике, но и в правительственных службах, в военном деле, торговле и т.п., т.е. носят универсальный характер. В системе управления Файоль выделяет пять универсальных элементов, присущих любой организации: планирование, организацию, руководство, координацию, контроль. Файоль значительное внимание уделял социальному аспекту управления. Он требовал от руководящего персонала проявления большой тактичностик подчинёнными полагал, что начальство должно уметь приносить иногда в жертву своё самолюбие, давая удовлетворение инициативе подчинённых, чтобы обеспечить повышение эффективности управленческой деятельности. Главнейшей задачей управления предприятием, которую он описывает в своей книге «Научная организация труда», должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого в предприятии работника. К заслугам А. Файоля можно отнести и то, что одним из условий эффективного менеджмента он считает решающую роль администратора и ставит вопрос об организованной профессиональной подготовке кадров. По его мнению, менеджер должен обладать набором таких качеств, как интеллектуальные и организаторские способности, хорошее общее образование, высокая компетентность в своей области, искусство обращения с людьми. Также к этим качествам нужно добавить и личностные: энергичность, самостоятельность, настойчивость, чувство долга и др. Файоль написал специальные рекомендации, где каждая из перечисленных характеристик нашла своё практическое обоснование.
Очень существенный вклад в развитие социологии управления сделан выдающимся немецким социологом М. Вебером. Важнейшей идеей Вебера, принятой в управлении, явилась концепция социального действия. Согласно этой концепции, основу социального порядка в обществе составляют только социально ориентированные и рациональные действия, а задачей членов организации следует считать понимание ими собственных целей и последующую оптимизацию собственной деятельности.
Разработанный Вебером «идеальный тип» административного управления, обозначается термином «теория бюрократии». В соответствии с этой теорией вся деятельность, необходимая для достижения стоящих перед организацией целей, расчленяется на элементарные, простейшие операции, что в свою очередь предполагает строгое формальное определение задач каждого из звеньев организации. Управленческая деятельность строится на принципах иерархии, т.е. каждый нижестоящий управляющий или каждое подразделение подчиняются вышестоящему. Каждый служащий в административной иерархии отвечает перед вышестоящим начальником за решения и действия не только свои, собственные, но и всех подчинённых ему лиц. Всей деятельностью организации руководит специальный административный штат, управленческий персонал, в задачу которого входит обеспечение её эффективного функционирования, ориентированного на достижение целей, поставленных перед организацией.
В целом для административной (классической) школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. [5,с. 46-48].
Школа человеческих отношений и поведенческих наук.
В 30-е годы XX века начинает развиваться новая школа теории управления – доктрина «человеческих отношений». Особое место в создании теории человеческих отношений принадлежит американскому социологу и психологу Элтону Мэйо, который провёл ряд экспериментов, получивших название «хотторнские эксперименты». Обобщение эмпирических данных позволило ему создать социальную философию менеджмента (систему «человеческих отношений» ). Он обнаружил, что чётко разработанные рабочие операции и хорошая зарплата не всегда вели к повышению производительности труда как считали представители школы научного управления. В отдельных случаях решающее влияние на рост производительности труда рабочего оказывают главным образом психологические и социальные факторы. А это означает, что основная задача системы управления заключается в том, чтобы поставить себе на службу социальные и психологические мотивы деятельности, способности работников к «групповому чувству, сплочённости и совместным действиям». Отсюда он делает вывод о том, что все проблемы производства должны рассматриваться с позиции человеческих отношений. Более поздние исследования, проведённые А.Маслоу и другими исследователями, помогли понять причину этого явления. Мотивами поступков людей являются в основном не экономические силы, как считали сторонники научного управления, а разнообразные потребности, которые могут быть лишь частично удовлетворены с помощью денег. А. Маслоу считал, что в процессе управленческого воздействия на людей необходимо учитывать классификацию потребностей человека:
К первичным (низшим или врождённым) потребностям относятся потребности: физиологические; в безопасности своего существования; ко вторичным (высшим и приобретённым) потребностям –социальные потребности; престижные, или потребности в уважении; в самовыражении, полном использовании своих возможностей. [14,с. 46-48].
Исходя из точки зрения А. Маслоу можно казать, что каждый человек удовлетворяет свои потребности, начиная с первичных и поднимаясь по ступеням иерархической лестницы к более высокой группе вторичных, приоритетной в социальной сфере потребностей.
Таким образом, школа человеческих отношений сосредоточила своё внимание на человеческом факторе при достижении эффективности организации. Но в полной мере проблема не получила своего решения. Начинается развитие школы поведенческих наук, которая в существенной мере отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившись на методах налаживания человеческих отношений.
Среди наиболее видных представителей поведенческого направления называют таких учёных, как Д. Мак-Грегор, Р. Лайкерт. Они изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникации в организациях, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.
В своей книге «Человеческая сторона предпринимательства» Д. Макгрегор предложил впервые теории Х и У.
Теория «X», по мнению автора, отражает традиционный подход к управлению как административно-кома дному процессу. Это подход основывается на понимании ряда таких психолого-социальных факторов как: обычному человеку свойственно внутреннее неприятие труда, и он стремиться избежать его любым путём; обыкновенный человек предпочитает быть контролируемым, стремиться избежать ответственности; обыкновенный человек не имеет амбиций, ему свойственна потребность в защите. При таком восприятии работающего человека менеджер должен, с одной стороны, прибегать к принуждению и контролю, а с другой – осуществлять определённые меры по поддержанию хорошего состояния работающего.
Противоположной основой такой управленческой теории должна стать теория «Y». Суть этой теории заключается в том, что в её основе лежит восприятие работника как человека, обладающими интеллектуальными способностями. Характеристика таких способностей, по мнению Мак-Грегора, говорит о том, что: люди не являются от природы пассивными, они становятся такими в результате работы организации, которая плохо управляется.; затраты физических и интеллектуальных сил человеку в труде совершенно естественны так же, как игры на отдыхе, поэтому принуждение к труду, угроза наказания не являются единственным средством достижения цели; человек в процессе деятельности осуществляет самоуправление и самоконтроль; обычный человек при соответствующих условиях не только способен научиться принимать на себя ответственность, но и ищет возможность проявить свои способности.
Менеджмент в теории «Y» играет качественно иную роль: его задача – объединять, создавать комплекс условий, способствующих развитию интеллектуальных способностей человека. Если такие условия будут приниматься, то будет гарантия эффективности труда.
Ещё один исследователь Ренсис Лайкерт разработал свою теорию, которая называется «теория лидерства». Основы своей теории он изложил в 1961 году в своей книге «Новый тип менеджмента». Лайкерт в своей теории учитывал два основных принципа:
1). Лидер является «связующим звеном», информирует сотрудников о намерении высшего менеджмента о том, что происходит среди работников;
2).«Принцип поддержания отношений», идея которого состоит в том, что: лидеры должны обеспечивать максимальную возможность того, чтобы все действия в рамках организации рассматривались как взаимодополняющие и были направлены на формирование и поддержание личного достоинства и значимости сотрудников.
Р. Лайкерт сопоставил различные типы организационных структур и взял в основу типы принятого решения, мотивационные принципы, характер коммуникационных процессов, способы принятия решения, установки целей и приоритетов, также способы контроля. На основе данного сопоставления он предложил четыре типа организаций:
1). Эксплуататорский и авторитарный. Характеристика такого типа заключается в том, что руководитель не доверяет подчиненным, редко подключает их к принятию решений. В организации, ориентированной на эту систему, жестко заданы правила выполнения конкретных работ. В качестве факторов, побуждающих людей к труду, используются давление, принуждение, страх и угроза наказания. Вознаграждения здесь случайны, как, впрочем, и взаимодействие руководителя с подчиненными, которое строится на взаимном недоверии.
2). Благожелательный и авторитарный. Характеристика данного типа организации предполагает, что руководство удостаивает подчиненных определенного доверия: часть решений согласовывается с подчинёнными, но принимаются они в строго предписанных рамках. Вознаграждение здесь действительное, а наказание — потенциальное, и оба используются для мотивации работников. Взаимодействие осуществляется в рамках снисходительности со стороны руководителя и осторожности — со стороны подчиненного.
3). Консультативно-демократический. Суть такого типа заключается в том, что руководство проявляет значительное, но не полное доверие к своим подчиненным. Общие вопросы решает руководство, а частные подчинённые. Кроме систематического вознаграждения и случайных наказаний для мотивации работников используется возможность некоторого участия в процессе принятия решений. Умеренное взаимодействие руководства и рядовых сотрудников характеризуется как д
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.