Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста"
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 26.04.2013.
Год: 2013.
Страниц: 13.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Программа "Коррекция
страхов и тревожности у детей
дошкольного и младшего школьного
возраста"
Беспокойство , тревога , страх
– такие же неотъемлемые, эмоциональные
проявления нашей психической жизни ,
как и радость , восхищение, гнев, удивление
, печаль. Детские страхи , если к ним правильно
относиться ,понимать причины их появления,
чаще всего исчезают бесследно. Если же
они сохраняются длительное время , то
это служит признаком неблагополучия
, говорит о нервной ослабленности ребёнка,
неправильном поведении родителей, незнании
ими психических особенностей ребёнка
, наличии у них самих страхов , конфликтных
отношений в семье. К сожаленью, в большинстве
случаев страхи возникают по вине самих
родителей, и идея разработанной программы
– предупредить возможность проявления
страхов и тревожности и устранить проблемы
у детей уже имеющихся нарушений , вызванных
семейными неурядицами, душевной чёрствостью
или, наоборот , чрезмерной опекой, или
же просто родительской невнимательностью.
Не последнюю роль в воспитании детей
играют и специалисты образовательного
учреждения , в которое попадает ребёнок.
В силах педагога, психолога - создание
благоприятного психологического климата
в группе (классе), формирование у ребёнка
чувства защищённости, уверенности в себе
адекватной самооценки . .Актуальной становится
проблема по коррекции страхов и тревожности
у детей дошкольного и школьного возраста.
Цель программы: психологическая поддержка
детей, имеющих различные страхи.
Задачи программы:
Снизить тревожность.
Актуализировать чувство страха.
Повысить психический тонус школьника.
Осуществить контроль над объектом страха.
Повысить уверенность в себе.
Критерии эффективности
программы:
повышение уверенности в себе;
снижение тревожности;
снижение количества страхов;
улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок;
1 этап – диагностический
Цель: изучение нарушений психологического
здоровья у детей.
Диагностика:
Тест “Страхи в домиках”
Тест “ Кактус”
Тест “ Тревожности”
( Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен.) для дошкольников.
Филипс- тест для младших
школьников
2 этап – информационный
Цель: информирование родителей
и педагогов о имеющихся нарушениях в
развитии детей.
3 этап – практический
Цель: профилактика и коррекция
нарушений психологического здоровья
детей.
4 этап – контрольный.
Цель: определение эффективности
коррекционной работы.
Методы и техники,
используемые в программе:
Релаксация.
Подготовка тела и психики
к деятельности, сосредоточение на
своём внутреннем мире, освобождение
от излишнего и нервного напряжения.
Концентрация.
Сосредоточение на своих
зрительных , звуковых и телесных ощущениях,
на эмоциях, чувствах и переживаниях.
Функциональная
музыка.
Успокаивающая и восстанавливающая
музыка способствует уменьшению эмоциональной
напряжённости, переключает внимание.
Игротерапия.
Используется для снижения
напряженности, мышечных зажимов. Тревожности.
Повышения уверенности в себе,
снижения страхов.
Телесная терапия.
Способствует снижению мышечных
зажимов, напряжения, тревожности.
Арт-терапия.
Актуализация страхов, повышение
уверенности, развитие мелкой моторики,
снижение тревожности.
Цикл практических занятий
рассчитан на 7 часов, т .е 10 занятий.
Занятия проводятся два раза в неделю.
Данная программа коррекционно- развивающих
занятий рассчитана на детей дошкольного
и младшего школьного возраста (5 –12 лет).
В каждой группе 5-6 человек.
Условия проведения
занятий :
1) принятие ребёнка таким
какой он есть;
2) нельзя не торопить,
не замедлять игровой процесс;
3) учитывается принцип
поэтапного погружения и выхода
из травмирующей ситуации;
4) начало и конец занятий
должны быть ритуальными, чтобы
сохранить у ребёнка ощущение
целостности и завершённости
занятия;
5) игра не комментируется
взрослым;
6) в любой игре ребёнку
предлагается возможность импровизации.
Все занятия имеют гибкую
структуру, наполняемую разным содержанием.
Во время занятия дети сидят в
кругу. Круг – это ,прежде всего , возможность
открытого общения. Он создаёт ощущение
целостности, завершённости, придаёт гармонию
отношениям детей, облегчает взаимопонимание
В содержании программы занятий
выделяются три блока, которые обеспечивают
решение поставленных задач.
1 блок – развлекательные
( контактные) – 1занятие – включает
объединение детей , задания направленные
на создание доброй и безопасной обстановки.
2 блок – коррекционно
– направленные + обучающие – 8 занятий
– коррекция эмоциональных нарушений
(страхов, тревожности, неуверенности
в себе) , обучение.
3 блок – развлекательные
+ обучающие + контрольные.
Контрольный этап позволяет
увидеть эффективность коррекционной
работы. Контроль осуществляется с
использованием всех диагностических
материалов ранее использованных. Результаты
фиксируются в психологических
картах и сравниваются.
Тематическое
планирование занятий с детьми дошкольного
и младшего школьного возраста.
№ Темы программы
Кол.часов
1 Занятие 1 “Здравствуйте , это
Я!”
40 мин.
2 Занятие 2 “Моё имя”
40 мин
3 Занятие 3 “Настроение”
40 мин.
4 Занятие 4 “ Настроение”
40 мин.
5 Занятие 5 “ Наши страхи”
40 мин.
6 Занятие 6 “ Я больше не боюсь!”
50 мин
7 Занятие 7 “ Волшебный лес”
40 мин
8 Занятие 8 “ Сказочная шкатулка”
40 мин
9 Занятие 9 “ Волшебники”
40 мин.
10 Занятие 10 “Солнце в ладошке”
50 мин
Всего часов: 7 часов
ЗАНЯТИЕ 1.
“ ЗДРАВСТВУЙТЕ,
ЭТО Я!”
Цель: знакомство участников
друг с другом, повышение позитивного
настроя и сплочения детей, эмоциональное
и мышечное расслабление.
Материалы для занятия: магнитофон,
спокойная музыка, большой лист бумаги
, краски , макеты кочек.
Разминка : Упражнение “ Росточек
под солнцем”
Дети превращаются в маленький
росточек ( сворачиваются в клубочек и
обхватывают колени руками) всё чаще пригревает
солнышко и росточек начинает расти и
тянуться к солнышку.
Все движения выполняются
под музыку.
Упражнение “ Доброе утро…”
Дети вместе с психологом
сидят в кругу. Всем предлагается
поприветствовать друг друга Доброе
утро Саша … Оля…и т.д. , которые
нужно пропеть .
Упражнение “ Что я
люблю ?”
Дети в кругу , каждый говорит
по очереди , что он любит из еды, одежды,
во что любит играть и т. д.
Упражнение “ Качели”
Дети в парах . Один из
участников становится в позу эмбриона,
другой его раскачивает. Далее меняются.
Упражнение “ Угадай по
голосу”
Один из игроков выходит
за двери , остальные должны обнаружить
, кто вышел из комнаты, и описать его.
Упражнение “ Лягушки
на болоте”
Дети превращаются в лягушек.
На полу выкладываются макеты кочек
на разном расстоянии друг от друга, каждый
должен попасть на все кочки по
порядку.
Упражнение “ Художники
– натуралисты”
Дети рисуют совместный рисунок
по теме “ Следы невиданных зверей”
.
ЗАНЯТИЕ 2.
“МОЁ ИМЯ”
Цель : раскрытие своего “Я”,
Формирование чувства близости с другими
людьми, достижение взаимопонимания и
сплочённости .
Материалы к занятию: магнитофон,
спокойная музыка, краски , альбомы
для рисования.
1. Упражнение “ Росточек
под солнцем”
см. 1 занятие.
2. Упражнение “ Узнай
по голосу”
Дети встают в круг , выбирают
водящего. Он встаёт в центр круга и старается
узнать детей по голосу.
3. Игра “ Моё имя”
Психолог задаёт вопросы
; дети по кругу отвечают .
Тебе нравится твоё имя?
Хотел бы ты , чтобы тебя звали
по другому? Как?
При затруднении в ответах
психолог называет ласкательные производные
от имени ребёнка, а тот выбирает
понравившееся.
Психолог говорит : “ Известно
ли вам ,что имена растут вместе с людьми?
Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое.
Когда вы подрастёте и имя подрастёт вместе
с вами и станет полным, например : Маша
– Мария; Дима – Дмитрий . т.д.
4. Игра “ Разведчики”
Дети выстраиваются змейкой
друг за другом . В зале расставляются
стулья беспорядочно .Первый в колонне
ведёт запутывая, а последний запоминает
этот путь и должен будет потом его воспроизвести.
5. Рисование самого себя.
Психолог предлагает нарисовать
себя в трёх зеркалах:
в зелёном- такими какими они
представляются себе;
в голубом – какими они хотят
быть;
в красном – какими их видят
друзья.
6. Упражнение “ Доверяющее
падение”
Дети встают друг против
друга и сцепляют руки . Один из детей
встаёт на стульчик и падает спиной на
сцепленные руки.
7. Упражнение “ Горячие
ладошки”
См. 1 занятие.
ЗАНЯТИЕ 3.
“НАСТРОЕНИЕ”
Цель: осознание своего эмоционального
состояния, снижение психоэмоционального
напряжения, развитие умения чувствовать
настроение и сопереживать окружающим.
Материалы для занятия: магнитофон
, спокойная музыка, краски, альбомные
листы; “пружинки” на отдельных листах.
1. Упражнение “ Росточек
под солнцем”
См. занятие 1.
2. Упражнение “ Возьми
и передай”
Дети встают в круг , берутся
за руки , смотрят друг другу в глаза и
мимикой передают радостное настроение,
добрую улыбку.
3. Упражнение “Неваляшка”
Дети делятся по три
человека. Один из них неваляшка , двое
других раскачивают эту неваляшку.
4. Упражнение “ Превращения”
Психолог предлагает детям
:
нахмуриться как… осенняя
туча; рассерженный человек;
позлиться как… злая волшебница;
два барана на мосту; голодный волк;
ребёнок , у которого отняли мяч;
испугаться как … заяц,
увидевший волка; птенец , упавший из
гнезда;
улыбнуться как … кот
на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;
5. Рисование на тему
“ Моё настроение”
После выполнения рисунков
дети рассказывают какое настроение они
изобразили.
6. Упражнение “ Закончи
предложение”
Детям предлагается закончить
предложение :
Взрослые обычно боятся….;
дети обычно боятся….; мамы обычно боятся….;
папы обычно боятся….
7. Упражнение “ Пружинки”
Детям предлагается обвести
как можно точнее уже нарисованные
пружинки.
8. Упражнение “ Горячие
ладошки”
ЗАНЯТИЕ 5
“ НАШИ СТРАХИ”
Цель: стимулирование аффективной
сферы ребёнка, повышение психического
тонуса ребёнка.
Материалы к занятию : магнитофон,
спокойная музыка, краски, альбомные листы,
большой лист бумаги, подушка.
1. Упражнение “ Росточек
под солнцем”
См. 1 занятие.
2. Упражнение “ Петушиные
бои”
Дети разбиваются на пары
– петушки. Они стоя на одной ноге дерутся
подушками. При этом они стараются сделать
так , что- бы соперник наступил обеими
ногами на пол, что означает его проигрыш.
3. Упражнение “ Расскажи
свой страх”
Психолог рассказывает детям
о своих собственных страхах,
тем самым показывая , что страх -
нормальное человеческое чувство и его
не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают
что они боялись . когда были маленькими.
4. Рисование на тему
“ Чего я боялся , когда был маленьким..”
Дети рисуют свои страхи,
не показывая никому.
5. Упражнение “ Чужие
рисунки”
Детям по очереди показывают
рисунки “страхов”,только что нарисованных
, все вместе придумывают чего боялись
эти дети и как им можно помочь.
6. Упражнение “ Дом
ужасов”
Детям предлагается нарисовать
обитателей дома ужасов.
Все страхи и ужасы остаются
в кабинете у психолога.
7. Упражнение “ Горячие
ладошки”
ЗАНЯТИЕ 6.
“ Я БОЛЬШЕ НЕ
БОЮСЬ”
Цель : преодоление негативных
переживаний, символическое уничтожение
страха, снижение эмоционального напряжения.
Материалы к занятию: магнитофон,
спокойная музыка, краски , альбомные
листы, подушка, задорная музыка.
1. Упражнение “ Росточек
под солнцем”
См . 1 занятие.
2. Упражнение “Смелые
ребята”
Дети выбирают ведущего –
он страшный дракон. Ребёнок становиться
на стул и говорит грозным голосом:
“ Бойтесь, меня бойтесь!” Дети отвечают
: “ Не боимся мы тебя!” Так повторяется
2-3 раза. От слов детей дракон постепенно
уменьшается ( ребёнок спрыгивает со стула),
превращается в маленького воробушка.
Начинает чирикать ,летать по комнате.
3. Упражнение “ Азбука
страхов”
Детям предлагается нарисовать
различных, страшных героев на отдельных
листах и дать им имена . Далее дети
рассказывают о том , что нарисовали . Далее
каждому ребёнку предлагается превратить
страшных героев в смешных, дорисовав
их.
4. Упражнение “ Страшная
сказка по кругу”
Дети и взрослый сочиняют
вместе страшную сказку. Они говорят
по очереди , по 1-2 предложения каждый.
Сказка должна нагромоздить так много
страшного , чтобы это страшное превратилось
в смешное.
5. Упражнение “ На лесной
полянке”
Психолог предлагает детям
представить , что они попали на залитую
солнцем полянку . На неё со всех сторон
сбежались и слетелись лесные жители –
всевозможные букашки , таракашки
Звучит музыка , дети превращаются
в лесных жителей. Выполняют задания ,
соответственно каждому персонажу (кузнечику,
бабочке, муравью и т. д.)
6. Упражнение “ Прогони
Бабу – Ягу”
Ребёнка просят представить
, что в подушку залезла Баба – Яга , её
необходимо прогнать громкими криками
. Можно громко стучать по подушке палкой.
7. Упражнение “ Я тебя
не боюсь”
Один ребёнок стоит
перед психологом , остальные дети начинают
его пугать по очереди. Ребёнок громким
уверенным голосом говорит : “Я тебя не
боюсь!”
8. Упражнение “ Горячие
ладошки”
ЗАНЯТИЕ 7.
“ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС”
Цель : развитие умения передавать
своё эмоциональное состояние через художественный
образ, снижение психоэмоционального
напряжения, повышение уверенности в себе.
Материалы к занятию : магнитофон,
спокойная музыка, краски, ватман или кусок
обоев, макеты кочек,
1. Упражнение “ Росточек
под солнцем”
См. 1 занятие.
2. Упражнение “ За что
меня любит мама…папа…сестра…и
т. д.”
Детям предлагается сказать
за что их любят взрослые и за что они любят
взрослых.
3. Упражнение “ Лягушки
на болоте”
См. 1 занятие.
4. Упражнение “Неопределённые
фигуры”
Психолог на доске рисует
различные фигуры, ребята говорят на
какие страшные существа они похожи.
5. Игра “ Тропинка”
Дети выстраиваются в
затылок и идут змейкой по воображаемой
тропинке . По команде психолога по команде
они преодолевают воображаемые препятствия.
“ Спокойно идём по тропинке … Вокруг
кусты , деревья, зелёная травка… Вдруг
на тропинке появились лужи …Одна…Вторая…Третья.
Спокойно идём по тропинке… Перед нами
ручей. Через него перекинут мостик. Переходим
по мостику , держась за перила. Спокойно
идём по тропинке… и т. д..
6. Коллективный рису и т.д.................