Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Художественно-эстетическое восприятие детей старшего дошкольного возраста
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 26.04.2013.
Год: 2012.
Страниц: 21.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Художественно-эстетич ское
восприятие детей старшего дошкольного
возраста
План
Введение...............2
Глава 1. Теоретические основы исследования
эстетического и художественного восприятия
детей старшего дошкольного возраста......
.8
1.1. Сущность эстетического и художественного
восприятия у детей
дошкольного
возраста............8
1.2. Задачи, направленные на пробуждение
у детей эмоциональной
отзывчивости к картинам
и иллюстрациям........11
1.3. Возрастные особенности эстетического
восприятия детьми
изобразительного искусства.........12
Глава 2. Эмпирические исследования художественного
и эстетического восприятия детей старшего
дошкольного возраста ......16
2.1. Исследования уровня восприятия
детей
подготовительной группы .........16
2.2. Методики проведения
уровня восприятия и наблюдательности
у детей............18
Заключение...............25
Список используемой литературы.........27
Приложение...............29
Введение
Искусство
играет огромную роль в формировании
духовно развитой личности, в
совершенствовании чувств, в восприятии
явлений жизни и природы сквозь
призму человеческих чувств, в
восприятии явлений жизни и
природы сквозь призму человеческих отношений.
Произведение
подлинного искусства – всегда
чудо. Даже когда все в нем
кажется простым и ясным. Чудо
потому, что самое простое, и
самое сложное в искусстве
всегда поражает: как, по каким
неведомым нам законам могли
родиться в уме и сердце художника, затем
воплотиться в красках, звуках или в словах
эти чудесные образы? Чудо потому, что
встреча с произведением большого искусства
рождает у нас переживания, мысли чувства,
природу которых очень трудно объяснить.
Чудо, потому, что дает художник. (3)
А.И. Буров,
Б.С. Мейлах, М.С. Каган, С.Х. Раппорт
и др. рассматривают эстетическое
восприятие искусства как целостную
систему и выделяют основные
ее компоненты: 1) объект-художественное
произведение; 2) субъект, воспринимающий произведение искусства, человек; 3)
процесс эстетического восприятия, зависящий
от объекта искусства и специальной подготовленности
субъекта.
А.А. Люблинская считает, что восприятие
– это отражение человеком предмета или
явления в целом при непосредственном
воздействии его на органы чувств, совокупность
ощущений.
Однако
способность к художественному
восприятию не появляется сама
по себе. Она – результат развития
индивида. Отечественный психолог
Б.М. Теплов отмечал: «Художественное
полноценное восприятие – это умение, которому надо
учить этому способствует расширение
и укрепление знаний, представлений детей
об окружающей действительности, развитие
эмоциональной чувствительности, отзывчивости
к прекрасному».
В восприятии
художественного образа особая роль принадлежит воображению
и образному мышлению. Т.Б. Лихачев и Е.В.
Квятковский указывают, что развитее образного
мышления может идти от простого образа-представления
к эстетическому общению; восприятия цельного
образа как единичного явления – к пониманию
содержащихся в нем обобщений, раскрытию
их внутреннего, глубокого смысла. (4)
Искусство
начинается с удивления. Умение
удивляться (казалось бы обыденному),
и есть начало творчества. Творчества
во всем... Маленький человечек,
пришедший в этот мир, еще умеет удивляться, по мере
взросления удивление уступает место,
как это ни печально, обыденности и привычности...
Во многом
виноваты и мы, взрослые, которые
давно перестали видеть мир
как дети... Это то, о чем очень
хорошо сказал Эзейнштейн: «Двое смотрят вниз: один видит лужу
под ногами, другой – звезды, отраженные
в ней...». (1)
Пути решения проблемы развития личности,
намеченные П.П. Блонским, Л.С. Выготским,
развернул и углубил А.Н. Леонтьев, который
писал, что «в изучении развития психики
ребенка следует исходить из развития
его деятельности, так как она складывается
в данных конкретных условиях его жизни...».
В художественной деятельности преобладает,
как замечает А.И.Буров, эмоционально-образно
начало, а ее функция состоит в формировании
отношения человека к действительности
с точки зрения норм красоты (совершенство,
гармония) и художественно-эстетич ского
идеала как видения и переживания дисгармонии
сущего и должного (как в окружающем мире,
так и в себе самом) и стремлении к преодолению
этого разрыва. Опираясь на работы П.П.
Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконин
Исследования педагогов и психологов
показывают, что младший дошкольный возраст
заключает в себе большие возможности
для развития у детей восприятия и представлений.
Интерес к окружающему миру у детей двух-четырёх
лет очень велик. Ребёнка привлекают звуки
и краски природы. Малыши очень любят игрушки
и книжки с картинками. Но могут ли они
достаточно полно и глубоко воспринимать
всё это без соответствующей подготовки,
без помощи взрослых? К сожалению, нет.
"Чтобы открыть детям глаза на этот
мир и поселить в их душах радость, нужна
помощь воспитателей в детском саду, родителей
дома и учителей в школе. Она тем более
необходима, что все упущения в духовной
жизни ребёнка, и особенно в сфере эстетического
воспитания, невозможно возместить ни
в годы юности, ни тем более в зрелом возрасте.
Если любовь к природе и восторг перед
её красотой не приходят к человеку в детстве,
не привиты ему, то они, как правило, уже
совсем не приходят потом, сколько ни бейся,
или эти эмоции, пробудившись, наконец,
носят поверхностный характер" (8).
Поэтому только от воспитателей и родителей
зависит развитие восприятия ребёнка.
И они должны сделать всё возможное, чтобы
малыш увидел, как прекрасен окружающий
мир, полюбил его.
Актуальность проблемы
Актуальность
исследования. Формирование гармоничной
личности - непреходящая проблема педагогики. Истоки проблемы уходят далеко вглубь
истории, но актуальность ее не исчезает
в связи с изменением мира в целом, развитием
цивилизации, сменой общечеловеческих ценностей в различные исторические
эпохи и в различных социально-политическ х
системах. На сегодняшний день проблема гуманизации образования с целью детерминации гармоничного
развития каждого имеет всеохватывающий
характер. Человечество столкнулось с
тяжелыми проблемами межнациональных
разногласий, с утратой ценности общечеловеческих
отношений, надвигающейся экологической
катастрофой, пренебрежением к огромным
пластам человеческой культуры, обострившимися
особенно к концу 20 века в нашей стране.
Последние два десятилетия психологи
и педагоги активно ищут выход из сложившейся ситуации,
проводя исследования с целью поиска новых
методологических подходов к проблеме
становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях. Активно ведутся
разработки новых образовательных программ
и педагогических технологий, обеспечивающих
оптимальные пути гармонизации личности
с окружающим миром.
Современная дошкольная педагогика, ориентируя свои разработки
на гуманизацию учебно-воспитательно о процесса и формирование
у ребёнка осознания того, что он является неотъемлемой частью
окружающего мира (природы, культуры, истории
и т.п.), стратегической целью воспитания
определяет формирование базиса личностной культуры, приобщение ребёнка к общечеловеческим, непреходящим, духовным ценностям:
• к человеку, к самому себе и
человечеству в целом;
• к природе;
• к рукотворному миру;
• к культуре (искусству).
В соответствии с психолого-педагогиче кой
концепцией дошкольного воспитания базис личностной культуры
является средоточием общечеловеческих
ценностей (красоты, добра, истины и др.)
и средств жизнедеятельности (представлений
о действительности, способов активного
воздействия на мир, проявлений эмоционально-оценочн го
отношения к происходящему). Базис личностной
культуры - человеческое начало в человеке,
условие формирования и проявления эмоционально-оценочн го
отношения к миру.
Раскрывая механизмы реализации личностно-ориентиров нной
модели, авторы выделяют специфику отношений
к ценностям (природе, человеку и т.п.),
так называемые ценности переживания:
"величие и красота природы, близость
ко всему живому, близость к предметам
и явлениям окружающего мира, одушевление
их, переживание чувства красоты в собственной
творческой деятельности" [12].
В дошкольной педагогике сложился достаточно широкий
арсенал средств приобщения ребенка к эстетической и художественной
культуре.
Применительно к
предмету нашего исследования среди них
особо следует отметить искусство. В процессе
эстетического и художественного восприятия
на основе сопереживания рождается сочувствие, содействие, расширяется
палитра разнообразных чувств (эстетического,
художественного характера), наслаждение
творчеством как проявлением духовных
сил человека.
Педагогическая
значимость проблемы адекватности,
восприятия художественного образа,
созданного художником, в единстве
всех его составляющих: формы,
содержания, личности творца. И от
степени развития способности все это «взять» для
себя, поняв и осмыслив, способности уловить
весь этот сплав, будет зависеть адекватность
восприятия. Это означает, что чем развитее
способность восприятия художественного
образа, тем оно будет адекватнее его объективно-субъектив ой
природе (ми образа + мир творца), тем большей
идейно-эмоциональны мир попадает в «поле
зрения» воспринимающей личности. Отсюда
ясно, что восприятию надо «учить»: полноценное
восприятие требует совершенства воспринимающего,
то есть развития сферы механизмов восприятия
для свободной игры «воображения и рассудка»
(И. Кант)
Цель исследования: выявить особенности эстетического
и художественного восприятия как эффективные
способы и средства их формирования у
детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: эстетическое и художественное восприятие
произведений изобразительного искусства.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
эстетического и художественного восприятия
детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить возрастные особенности эстетического
и художественного восприятия детьми
художественных произведений.
2. Определить педагогические условия, оптимально
способствующие формированию эстетического
и художественного восприятия.
2. Осуществить теоретический сравнительный
анализ проблемы развития эстетического
и художественного восприятия детей старшего.
3. Разработать и апробировать серию мероприятий
по развитию восприятия детей старшего
дошкольного возраста для ознакомления
с произведениями искусства
Основные методы исследования:
Для решения поставленных
задач был использован комплекс
методов исследования: теоретический
анализ психолого-педагогиче кой и
искусствоведческой литературы;
экспериментальные: формирующий контрольный эксперимент;
диагностические методы:
наблюдение, творческие задания.
Глава 1. Теоретические основы исследования
эстетического и художественного восприятия
детей старшего дошкольного возраста
1.1. Специфика эстетического
восприятия
В психологических и педагогических
исследованиях особенности умственного
и эстетического развития детей (А.В. Давыдова,
А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддъяков,
Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина и др.), установлено,
что у них формируются обобщенные способы
при изображении образа, умения анализа,
сравнения, способность самостоятельно
решать учебные и творческие задачи. Все
это важно учитывать в процессе приобщения
ребенка к искусству, Довольно часто в
методической литературе и в широкой практике
употребляется термин «ознакомление детей
с искусством». Нам представляется, что
он недостаточно полно раскрывает существо
самого процесса – встречу ребенка с прекрасным
в искусстве. Поэтому наиболее емким по
смыслу является термин «приобщение»,
так как ребенок вступает в новый для него
мир искусства. Это процесс активного
«приобщения», взаимодействия с художественными
образами в картине, графике, скульптуре,
как деятельности познания, как деятельности
погружения в мир красоты.
Дети эмоционально воспринимают произведения искусства
(картину, скульптуру, иллюстрацию, декоративные
изделия), постепенно постигая их художественный
«язык».
Психологи
отмечают возможности раннего
зарождения у детей эстетического
восприятия, которое проходит определенный путь становления. По мнению
А.В. Запорожца, эстетическое отношение
к предмету предусматривает ряд познавательных
моментов и в соответствии с этим – умение
соотносить форму и содержание, художественный
образ и изображаемый предмет, умение,
которое может возникнуть только на определенном
этапе развития ребенка.
По данным
психологов, восприятие произведений
искусства проходит несколько
ступеней развития - от поверхностного,
чисто внешнего, схватывания очертаний
и бросающихся в глаза качеств
до постижения сути и глубины художественного
содержания.
Говоря
о художественном восприятии
детей, П.М. Якобсон в книге
«Психология художественного восприятия»
(19640 указывает, что ребенок способен получать
большое удовольствие от ярких красок
и разнообразия форм предметов, но для
него лишь чувственные качества вещей.
Автор считает важным, чтобы в процессе
развития ребенок начал понимать, что
картина есть картина, сказка есть сказка.
После осознания у детей начинает формироваться
иное, особое отношение к произведениям
искусства, умение отличать их от обычных
предметов. Далее ученый указывает, что
такое осознание – сложный процесс, что
вначале ребенком многое не замечается,
не получает правильного толкования,
но постепенно, в еще развитых формах эстетическое
восприятие начинает проявляться.
На протяжении
дошкольного возраста восприятие
готовит мышление, дает ему «пищу»
для анализа, сравнения, обобщения,
выводов. Мышление в свою очередь
положительно влияет на развитие
и совершенствование восприятия,
усиливая его целенаправленность, продуктивность.
Для
развития восприятия ребенок
должен овладеть общественным
сенсорным опытом, который включает
в себя наиболее рациональные
способы обследования предметов
– сенсорные эталоны. Это подтверждено
разными системами сенсорного воспитания ( М. Монтессори,
Ф. Фребель, О. Декроли, Е.И. Тихеева), Согласно
новейшим исследованиям, восприятие представляет
собой особые действия анализаторов, направленных
на исследование предмете, его особенностей.
Для того
чтобы ребенок воспринял предмет, ему недостаточно
лишь смотреть на него, хотя основой художественного
образа являются зрительные восприятия.
Дети должны овладеть способами сенсорного
обследования движениями рук материалов,
предметов, их формы, величины, цвета, поверхности
и т.д. Чем больше знаний и представлений
об объекте, тем богаче и выразительнее
будет его воплощенный образ. Некоторые
виды восприятия имеют специфическое
значение для осуществления какой-либо
определенной последовательности. В таких
случаях восприятие рассматривается как
определенная способность по отношению
к этой деятельности, например восприятие
пропорций в изобразительной деятельности.
На это указывал Л.А. Венгер в книге «Восприятие
и обучение» (1969), считающий, что для развития
восприятия ребенка большое значение
имеют продуктивные деятельности, прежде
всего аппликация, рисование, лепка и конструирование.
Л.С. Выготский
в книге «Воображение и творчество
в детском возрасте» (1991) рассматривал
восприятие как первую опорную
точку для будущего творчества, когда происходит накопление
материала, из которого впоследствии строится
фантазия. Основываясь на данных физиологии,
психологии выделяют восприятие как один
из основных компонентов творческой деятельности.
Рассматривая эстетическое восприятие как один из важных
компонентов художественной деятельности,
Е.А. Флерина высказывает мысль о том, что
детей необходимо обогащать разнообразными
впечатлениями, создавать предметную
среду, способствовать развитию наблюдательности,
умению видеть характерные особенности
предмета, запоминать их и воспроизводить
процессе работы. Многие известные
педагоги отмечали, что только организованный
процесс эстетического восприятия способен
обеспечить для всех детей его подлинное
развитие Е.А. Флерина видела прямую зависимость
развития эстетического восприятия от
руководства им, подчеркивая при этом
роль педагога,, призванного учить детей
замечать выразительность форм, цвета,
пропорций и выражать при этом соответствующие
чувства.
Эстетическое
восприятие изобразительного искусства влияет
на становление у детей полоролевых стереотипов
мужественности и женственности, представленных
в эстетических идеалах (художественных
образах искусства), а так же на формирование
эстетического отношения к ним («хочу
быть такми же сильным, смелым, как богатырь
в картине В.Васнецова «Три богатыря»).
Исследования
ученых показывают важную роль
искусства в развитии эстетического
восприятия, в освоении детьми
социокультурного опыта, формирования
эстетического интереса, эстетических чувств, эстетической оценки
художественных образов. (4)
1.2. Восприятие живописи детьми
дошкольного возраста
Ранние
эмоциональные переживания, связанные
с восприятием искусства, красоты,
нередко оставляют неизгладимы
след в душе ребенка. С годами это первое, не всегда осознанное,
тяготение к прекрасному переходит в потребность
знать и понимать искусство.
Исследования отечественных авторов
об особенностях восприятия искусства
дошкольниками (А.В. Запорожец, Н.С. Карпинская,
Н.А. Ветлугина, В.А. Езикеева, Т.А. Репина,
А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, Н.П. Саккулина,
Е.А. Флерина и др.) убедительно доказывают
несостоятельность суждений некоторых
зарубежных авторов о недоступности детскому
восприятию художественных произведений.
Они считают, что необходимо активно направлять
внимание ребенка при восприятии произведений
искусства, учить его наблюдать и выделять
выразительные средства.
По наблюдениям
ряда авторов (К.М. Лепилов,
Е.И. Игнатьев, Е.А. Флерина, М.В.
Вовчик-Блакитная, Н.А. Вершинина, Е.В. Савушкина и др.) дети дошкольного
возраста способны эстетически воспринимать
пейзаж. Другие высказывают мнение, что
пейзаж для такого восприятия труден (А.Б.
Бакушевский, И.Б. Каркадиновская и др.)
Если способности
детей эстетически воспринимать пейзаж существуют разноречивые
суждения ученых, то об отношении детей
к натюрморту имеется замечание Г.Т. Овсепян
о том, что лишенный сюжета и эмоциональной
окраски, он не вызывает интереса и наталкивает
детей на простое перечисление изображенного
в картине.
По данным
ученых, при восприятии живописи
дети отдают предпочтение картинам
бытового жанра, в меньшей степени
их привлекают натюрморт и
пейзаж. Сюжетная картина притягивает
ребенка интересным содержанием.
При этом он, как правило, не
обращает внимание на ее эстетические стороны.
Натюрморты и особенно пейзажная живопись
вызывает интерес у детей изображением
предметов и явлений цветовыми сочетаниями,
колоритом.
При
сопоставлении двух художественных
произведений на одну и туже
тему, но решенных художниками по-разному, дети отдают
предпочтение картинам, написанным лаконично,
условно, ярко, с использованием декоративных
возможностей цвета. Однако условность
принимается ими лишь до определенных
пределов: изображение, граничащее со
схематизмом, вызывает у них протест.
Рассматривая
натюрморт, дети эмоционально
реагируют на цвет. Однако некоторые
воспринимают его очень поверхностно.
Часть детей способна воспринимать
элементарные основы гармонии
цвета – они замечают, какие
цвета сочетает художник, как он размещает в картине краски. 5-7
летние дошкольники, выбирая «самую красивую»
картину, способны при этом руководствоваться
эстетическими чувствами, вызываемыми
яркостью красок, их сочетанием. Воспринимая
картину А. Куинджи «Березовая роща», ребенок
мотивирует свой выбор тем, что в картине
много солнца, тепла, там хорошо гулять
и по траве побегать босиком, мне очень
нравится эта картина». (4)
1.3. Возрастные особенности
эстетического и художественного восприятия
детьми дошкольного возраста изобразительного
искусства.
Самым сложным в работе
по развитию детского восприятия является
то, что её нельзя заключить в какие-то
временные рамки жизни детского сада,
тем более сформировать только в процессе
обучения на занятиях по изобразительной
деятельности. Эту задачу можно решить
лишь при условии целенаправленного воспитания
чувства прекрасного самим опытом восприятия
природы. Так, каждый воспитатель при желании
и соответствующем умении может вызвать
у детей эмоциональный отклик на любое
состояние погоды. Вместе с ним дети могут
радоваться солнцу, дождю, туману и ветру.
Малыши "ловят" солнечных зайчиков
и "собирают" капли дождя, смотрят
сквозь листок тополя на знакомый участок
и видят его зелёным волшебным царством
и многое другое.
Важно, чтобы детскому восприятию предшествовало
взволнованное удивление и радостное
внимание взрослого ("Какие красивые
цветы!", "Какая замечательная зелёная
травка!").
Детское восприятие должно протекать
целостно "Красота сама собой влияет
на душу, - замечал В.А.Сухомлинский, - и
не требует разъяснения. Мы любуемся цветком
розы как бы единым целым, и красота была
бы разрушена, если бы мы отрывали от листка
лепестки и анализировали, в чём сущность
красоты". (5)
Но самое главное, что должно присутствовать
в работе педагога с детьми, - это умение
самому удивляться и радоваться. Ведь
именно эмоциональный отклик взрослого
("Как красиво!") выводит сознание
ребёнка за пределы обыденности и включает
в эстетическое отношение.
В процессе изобразительной
деятельности создаются благоприятные
условия для развития эстетического и
эмоционального восприятия искусства,
которое способствует формированию эстетического
отношения к действительности. Наблюдения
и выделения свойств предметов, которые
предстоит передать в изображении (формы,
строения, величины, цвета, расположения
в пространстве), способствует развитию
у детей чувства формы, цвета, ритма
– компонентов эстетического чувства.
(2)
Изучив литературу, подходы
авторов по исследованию восприятия
дошкольниками художественных произведений,
я пришла к выводу - дети дошкольного возраста
по-разному воспринимают художественные
произведения.
Простота,
лаконичность графики позволяет детям даже младшего дошкольного
возраста схватывать главное, определять
сюжетную линию. Живопись требует длительного
сосредоточения, рассматривания деталей
картины, для того чтобы понять особенности
образов. Поэтому знакомство детей с изобразительным
искусством рекомендуется начинать с
книжной графики, и прежде всего иллюстраций
детских книг, выполненных известными
художниками: В. Лебедевым, Ю. Васнецовым,
Е. Рачевым, Е Чарушиным и др.
Дети 3-4
лет, воспринимают картину, как
правило, еще не выделяют эстетические качества, их
привлекают способы изображения («потому
что рисовали красками»). Осознать и выразить
в словах свои эмоции, вызванные элементарными
эстетическими качествами изображаемых
предметов, ребенок в этом возрасте не
может. Но именно эти качества его привлекают,
воздействуют и вызывают радостные переживания.
Для малышей
важен процесс узнавания в
иллюстрации или картине знакомого
предмета, им свойственна реакция
на рефлекс «Что такое?».
Пейзажная
живопись, близкая детям по их наблюдениям природы, оказывает
эмоциональное и эстетическое воздействие,
что при восприятии пейзажей проявляется
в речи. Дети находят свои поэтические
образы для характеристики воспринимаемого
явления, используя метафоры, сравнения
и другие средства выразительности. Образная
речь является показателем этического
переживания.
Для развития
эстетического восприятия ребенком
предметов и явлений окружающей
природы, а на их основе –
натюрморта и пейзажей в живописи,
можно использовать музыку, чтение
стихотворений А.С. Пушкина, И.А Бунина, Ф.И.
Тютчева, С.А. Есенина и др.
Основная
задача, которую решает воспитатель
младшей группы, - вызвать интерес
и желание рассматривать иллюстрации
к книгам, называть изображенные
предметы.
В средней
группе стоит задача – через восприятие иллюстрации
ввести детей в мир условных, графических
образов, объяснить и показать, как одни
и те же предметы по-разному изображают
художники. На одних рисунках видны яркие
линии, на других форма предмета выделяется
цветным пятном. Детей можно спросить:
о ком или чем художник рассказывает в
рисунке? Что делает (делал) и что собирается
делать тот, кто изображен на картине?
Как можно узнать, что он стоит, бежит,
сидит и т.д.? Вопросы привлекают внимание
детей к изобразительным средствам, которыми
пользуется художник: расположение предметов
на плоскости листа бумаги, передача движений,
характера образа (добрый, злой, жадный
и т.п.). При этом важно подкреплять, дополнять
выразительность образа отрывками литературного
произведения, которое иллюстрирует художник.
В старшей
и подготовительной группах продолжается
работа по освоению художественного
опыта.
Старшие
дошкольники в условиях систематической
работы по ознакомлению с картиной
выделяют нравственную, познавательную,
эстетическую ценность ее содержания. Понимание
социальной значимости ее смысла развивается
от неосознанного расчлененного восприятия,
основанного на выделении отдельных деталей
без их взаимосвязи со средствами выразительности,
к адекватному осмыслению содержания,,
мотивированному логическими связями
и средствами выразительности.
Детям раскрывают
сюжет картины, говорят о динамике
созданных образов, композиционных
основах, Например, объясняют, как
художник показывает удаленность
предмета или его заслоняемость другими предметами.
Рассматривание
пейзажных работ способствует
воспитанию у дошкольников эстетического
отношения к природе. Натюрморты
вызывают у ребят чувство удивления,
интерес к красоте простых
окружающих предметов. Портреты
помогают детям увидеть черты прекрасного в близких людях.
С большим чувством воспринимаются детьми
картины батальной живописи.
При отборе
произведений живописи учитываются
доступность содержания, особенности
колористического решения. Кроме
того надо создать условия
для многократного наблюдения и рассматривания
произведений.
Вывод: Проблема эстетического восприятия через
приобщение дошкольников к искусству
приорбретают особую актуальность в аспекте
современных направлений становления
личности, совершенствования ее духовного
и нравственно-эстетичес ого потенциала.
Поэтому развитие художественно-эстетич ского
вкуса посредством восприятия искусства
необходимо начинать с дошкольного
возраста.
Глава 2. Эмпирические исследования
художественного и эстетического восприятия
детей старшего дошкольного возраста
2.1. Исследования особенностей
восприятия детей в подготовительной
группе детского сада
Свои диагностические исследования я
проводила на базе МДОУ «Д/С кв №29» г.Усолье-Сибирское.
В исследовании участвовало 15 человек.
Всю работу я проводила в соответствии
со своей темой контрольной работы
и теми задачами, которые я поставила перед
собой.
Целью констатирующего эксперимента было:
выявление уровня восприятия дошкольников в подготовительной
группе детского сада;
влияет ли целенаправленное
развитие восприятия на уровень художественного и эстетического
восприятия у детей.
Особенно важно выявить уровень развития
этого психического процесса у дошкольников,
так как, по мнению многих психологов (Запорожца,
Венгера, Бюлера, Коффки), именно восприятие
наиболее существенно влияет на развитие
мышления в этом возрасте. В дошкольном
периоде главную роль играет образное
мышление, то есть ориентировка на основе
формирования правильного образа предметов
или ситуаций, а ведь восприятие как раз
и обеспечивает возможность формирования
таких образов окружающего мира.
Восприятие - это выделение наиболее
характерных для данного предмета или
ситуации качеств (информативных точек),
составление на их основе устойчивых образов
(сенсорных эталонов) и соотнесение этих
образов - эталонов с предметами окружающего
мира. При диагностике уровня развития
восприятия важно определить уровень
сформированности всех этих трех процессов.
Необходимо также соотнести причины ошибок,
допускаемых ребенком, с этими процессами,
так как практически не существует детей,
у которых были бы нарушены все они одновременно.
Поэтому, как правило, коррекция всего
лишь одного из этих процессов помогает
откорректировать всю деятельность восприятия.
Для проведения данного исследования
были проведены методики:
диагностика уровня восприятия у детей
«Чего не хватает?» (Немов Р. С.);
исследование зрительного восприятия
при помощи пробы « Назови фигуры»;
диагностики уровня
развития наблюдательности у детей дошкольного возраста (Тихомирова
Л.Ф.)
Данные методики позволяют оценивать
восприятие ребенка с различных сторон,
выявляя одновременно с характери и т.д.................