Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Лекции Структура общественного сознания, его основные уровни и формы
Информация:
Тип работы: Лекции.
Добавлен: 26.04.2013.
Год: 2013.
Страниц: 10.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Структура общественного
сознания, его основные уровни и
формы
В структуре
общественного сознания обычно выделяют
три взаимосвязанных уровня: обыденный,
общественную психологию и общественную
идеологию, а также формы общественного
сознания, к которым относят политическую идеологию, правосознание,
мораль (нравственное сознание), искусство
(эстетическое сознание), религию, науку
и философию:
1. Обыденное
сознание возникает в процессе
повседневной практики стихийно,
как непосредственное отражение
внешней («бытовой») стороны жизнедеятельности
людей и не нацелено на поиск истины.
2. Общественная
психология — эмоциональное отношение
людей к своему общественному
бытию, также формируемое стихийно
в повседневной жизни людей.
Его специфика и закономерности
изучаются социальной психологией. Общественная
психология включает в себя несистематизированные
чувства и представления людей, прежде
всего об их эмоциональной жизни, определенных
состояниях и некоторых психических
особенностях. Она — преобладающее настроение
чувств и представлений в данной социальной
группе («социально-психолог ческая атмосфера»),
в данной стране, в конкретном обществе.
3. Общественная
идеология — концептуально-теоретическое
отражение общественного бытия,
выраженное в формах мышления
(понятиях, суждениях, теориях, концепциях
и т.п.). Взятая в целом, она определяется
как система политических, правовых, нравственных,
эстетических, религиозных и философских
взглядов, в которых осознается и оценивается
отношение людей к социальной действительности.
Таким образом, общественная идеология
— систематизированное, теоретическое
обоснование, духовное выражение интересов
различных социальных групп или общностей.
Идеология — сложное духовное образование,
включающее в себя определенную теоретическую
основу, вытекающие из нее программы
действий и механизмы распространения
идеологических установок в массах.
В любом своем
проявлении она по существу или формально,
правильно или ложно, но всегда связана
с потребностями всего общества,
является выражением его целей, ценностей, идеалов, его программ,
противоречий и путей их разрешения.
Как таковая, общественная
идеология всегда необходима, обязательна
для любого общества — классового,
неклассового, «открытого», «закрытого»
и т.п. Она всегда была, есть и будет.
Ибо всегда есть жизненная потребность
в знании особенностей развития общества,
актуальных проблем и общих задач, этапов
социального изменения и перспектив общественного
развития.
В наши дни некоторые
теоретики (и на Западе, и у нас)
выступили с идеей конца идеологии («доидеологизация»). Это
связывается ими или с «природной ложностью»
идеологии, или с окончанием противостояния
в мире капитализма и социализма, или с
ее тоталитарно-классовым существом.
Формы общественного
сознания представляют собой способы
духовного освоения действительности.
Основные критерии их разграничения:
1.По предмету
отражения — наука и философия
отражают действительность, но на
разных концептуально-методологических
уровнях (низшем и высшем).
2.По формам (видам)
отражения — наука отражает
действительность в виде понятий,
гипотез, теорий, законов, а искусство
— в виде художественных образов.
3.По выполняемым
функциям — искусство выполняет
эстетические и воспитательные
функции, наука — познавательные,
мораль — нравственные и т.п.
4.По общественной роли. Наука — «локомотив»
прогресса,
религия удовлетворяет
веру в сверхъестественное, искусство—в
прекрасное, мораль возводит человека
к «ценности добра» и т.п.
Все уровни и
формы общественного сознания взаимодействуют
друг с другом и влияют друг на друга в ходе взаимодействия
общественного бытия и общественного
сознания.
В заключение отметим,
что общественное сознание есть отражение
общественного бытия, социальной реальности
в целом. Однако общественное сознание
и каждая из его форм имеют определенную самостоятельность относительно
общественного бытия, свою логику и особые
закономерности своего развития. Это проявляется
в:
а) преемственности,
сохранении рационального, позитивного
содержания
старого в новом;
б) взаимном
влиянии различных форм общественного сознания;
в) отставании или
опережении форм сознания от общественного
бытия;
г) активном обратном
воздействии общественного сознания
и его форм на общественное бытие
(яркий пример тому — активное воздействие
науки на развитие техники и технологии
современного информационного
общества).
Общественное
сознание и его структура
План
1. Понятие общественного
сознания
2. Структура
общественного сознания
Глоссарий
Использованная
литература
1. Понятие общественного
сознания
Сознание - это
высшая форма психического отражения, свойственная
общественно развитому человеку и связанная
с речью: человеческая способность идеального
воспроизведения действительности в мышлении.
Сознание - это способность
человеческого мозга целенаправленно,
обобщенно и оценочно отражать объективную
реальность в чувственных и логических
образах.
Практически любой социум,
независимо от своих размеров, устойчивости
и степени интегрированности
обладает тем или иным сознанием
(некоторые черты его можно
обнаружить и у очереди в магазине).
Историческая реальность, отражаясь в
умах людей, порождает общественные настроения,
идеологии, социальные психологии, национальные
характеры и проч. Те, в свою очередь, оказывают
действенное влияние на реальность. Общественное
сознание служит основой культурной деятельности
и оказывает влияние на индивидуальную
психологию каждого человека, входящего
в социум.
Сознание является общественным
феноменом уже по своему происхождению
и в силу необходимости обеспечения
нормальных условий его функционирования.
Но общественная природа сознания проходит
ещё глубже, поскольку общество выступает
в качестве носителя сознания и одновременно
определяющей части его содержания. В
связи с этим необходимо выделить категорию
общественно сознания и соотнести его
с индивидуальным.
Оба вида сознания имеют один
источник происхождения - общественную
жизнь, но у них разные субъекты. Индивидуальное
сознание представляет собой сознание
личности. Общественное сознание включает
в себя совокупность идей, теорий и взглядов,
возникающих в определённый исторический
период у большинства социальных групп.
Общественное сознание не
есть сумма сознаний отдельных личностей.
Общественное сознание - это качественно
особая духовная система, которая имеет
свои особые, объективные законы развития.
С гносеологической (познавательной)
стороны общественное сознание заключается
в целенаправленном осознании (отражении,
воображении, оценке и т.п.) природного,
общественного, индивидуального бытия
(прошлого, настоящего, будущего) в форме
чувств, знаний, проектов - "живого"
или текстового сознания. С социологической
(регулятивной) стороны общественное сознание
является внутренней сущностью (управлением,
творением) общественного бытия (его функционирования
и развития) в соответствии с потребностями
и интересами людей. Общественное сознание
включает в себя: знания, формы и методы
познания, последовательность духовных
действий и операций, духовные потребности
и интересы людей.
В общественное сознание входит
прежде всего совокупность чувств,
представлений, мыслей, теорий, находящихся
в памяти живых. Это сознание называется
массовым и живым для данного общества.
Далее, в него входит "неживое" сознание,
историческая память, "знаковое"
сознание, которое закодировано и сохраняется
в виде рукописей, кинофильмов, предметов
материальной культуры и т.п. Часть этого
сознания можно расшифровать и понять,
а часть является утраченной, уже непонятной
современникам.
В общественное сознание входят
формы и методы социального познания.
Методами эмпирического познания выступают
наблюдение, эксперимент, описание, моделирование,
социальный факт и т.п. К теоретическим
методам общественного познания относятся:
историческое и логическое, анализ и синтез,
гипотеза и аналогия, научная теория и
научная утопия. Формы и методы общественного
познания отличаются у народной массы,
интеллигенции, элиты общества и своим
набором, и глубиной усвоения, и умением
использования.
Основными познавательными
действиями, которые входят в процесс
общественного сознания, являются отражение,
воображение, оценка, проектирование,
регуляция, уточнение и т.п.
Отражение - это копирование
общественного бытия в чувственные
и мысленные образы.
Воображение - это способность
создавать новые чувственные
и мысленные образы на основе преобразования
полученных в процессе отражения. Воображение
делится на произвольное и непроизвольное,
воспроизводящее и творческое, конкретное
и абстрактное, а также научное, изобретательное,
художественное.
Оценка - это процесс чувственного
и мысленного сравнения, выделения
и отнесения знаний к добрым и
злым, полезным и вредным, справедливым
и несправедливым и т.п. Критерием оценки
выступают потребности, интересы, цели,
нормы, принципы общественного сознания,
образующие его ментальность.
Проектирование - это процесс
мысленного преобразования общественного
бытия в соответствующем потребностям
и интересам общества направлении.
Регуляция - это процесс
управления конкретной практической или
познавательной деятельностью людей.
Общественное сознание имеет
три уровня - психологический, обыденный
(эмпирический) и духовный (теоретический,
интеллектуальный, разумный). Каждый уровень
общественного сознания характеризуется
своими типичными субъектами, интересами,
методами познания, формами знания, характером
воспроизведения и развития общественного
бытия. В уровнях общественного сознания
тесно переплетены познавательная (отражение,
воображение, оценка) и управленческая
(проектирование, регуляция, корректировка)
стороны.
Индивидуальное и общественное
сознание постоянно взаимодействуют:
исторически выработанные идеи, нормы
общественного сознания становятся основой
мировоззрения, личными убеждениями индивида,
источником его знаний, нравственных предписаний,
эстетических представлений, а личные
идеи и убеждения приобретают общественную
значимость, входя в состав общественного
сознания.
Применительно к обществу
недостаточно говорить о "первичности&qu t;
и "вторичности&qu t; материи и сознания
в общефилософском плане, поскольку
общественное сознание возникает не
после возникновения общественного
бытия, а вместе с ним. Идеи не пассивно
отражают бытие, но они могут значительно
опережать данное состояние общества,
отрываясь от него и способствуя тем самым
общественному развитию или тормозя его.
Общественное сознание обладает относительной
самостоятельностью: ему присуща преемственность,
а периоды его ускоренного или замедленного
развития могут не совпадать с соответствующими
периодами общественного бытия.
2. Структура общественного
сознания
Общественное сознание имеет
сложную структуру. В условно "вертикальном&q ot;
ракурсе её принято делить на уровни,
а "горизонтальном quot; - на формы.
В свою очередь в вертикальном
ракурсе применяют гносеологический
и социологический подходы. Гносеологический
аспект анализа предполагает выяснение
того, что и как отражает общественное
сознание в общественном бытии. При
таком подходе выявляют обыденный и теоретический
уровни общественного сознания.
Обыденное сознание охватывает
и обобщает в основном внешние
связи и отношения, не проникая в
сущность вещей. Оно включает в себя
всю форму знаний и заблуждений,
предрассудков и суеверий, связанных
с повседневной деятельностью людей в
сфере производства, быта и т.д. обыденное
сознание возникает как осознание повседневных
потребностей людей.
Более глубокое отражение
общественного бытия, на уровне сущности,
дает теоретическое сознание, существующее
в виде системы идей, понятий, законов.
Эти два уровня общественного сознания
тесно взаимодействуют, причем ведущая
роль принадлежит теоретическому сознанию.
Вместе с тем здравый смысл в силу его
цельности и непосредственности отражения
действительности представляет определённую
ценность, и он способен корректировать
теоретические идеализации, подчас сильно
упрощая действительные связи и отношения.
При социологическом подходе
основным критерием различия уровней
общественного сознания является степень
учёта, способ выражения интересов отдельных
классов и социальных групп. По этому критерию
выделяют также два уровня общественная
психология и идеология.
Общественная психология
включает три основных элементва:
1) Мысли и представления.
Порождённые практической деятельностью
определённого класса (социальной группы)
и всего общества, а также унаследованные
от прошлых поколений.
2) Чувства, стремления, настроения,
выражающие эмоциональные отношения
класса (социальной группы) к другим
классам (социальным группам) и побуждающие
людей к определённым действиям.
3) Традиции. Обычаи и нравы,
представляющие собой "материальное"
закрепление мыслей и чувств
соответствующих социальных групп.
Общественная
психология представляет собой исходную
структуру общественного сознания, непосредственно
вырастающего из общественного бытия.
На формирование взглядов и чувств людей
решающее влияние оказывают производственные
, а также бытовые, семейные, национальные
и культурные отношения. К особенностям
общественной психологии относятся стихийность
формирования, известная аморфность (фрагментарность),
а также возможность прямого перерастания
взглядов, чувств и настроений в действие.
Идеология дальше
отстоит от условий повседневной
жизни людей, но отражает их полнее
и глубже. Она выступает как самосознание
соответствующего класса (социальной
группы). В учебной и научной литературе
идеология часто характеризуется как
теоретическое отражение интересов определённого
класса. В такой трактовке она смещается
с теоретическим уровнем общественного
сознания. Ещё более нелогичным представляется
деление идеологии на научную и ненаучную,
как это делалось ранее в философской
литературе. Предпочтительнее говорить
о систематизированном, цельном отражении
общественных интересов. В конкретных
же случаях это отражение может носить
различный характер - программы, лозунги,
нормы. В отличии от общественной психологии
идеология формируется сознательно и
целенаправленно в процессе постоянной
идеологической работы. Идеология существует
и возникает в классовом, социально неоднородном
обществе. Общественная психология и идеология
взаимодействуют друг с другом, при этом
определяющая роль принадлежит , по-видимому,
идеологии.
В "горизонтальном quot;
плане выделяют такие формы общественного
сознания, как экономическое, эстетическое,
на и т.д.................