Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Индивидуальный стиль как психологическое понятие и личностный подход к его исследованию. Проблематика когнитивных стилей в психологии. Профессиональные требования к работнику, занимающему должность в структуре банка. Свойства социального типа личности.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 15.03.2011. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Соответствие индивидуального стиля деятельности работника требованиям должности, занимаемой им в структуре банка, как показатель эффективности функционирования данного финансового учреждения
Введение

На сегодняшний день существует жесткая конкурентная борьба за право первенства на рынке между различными финансовыми учреждениями (банками). Компании борются за повышение эффективности своей работы и как следствие - повышение своей стоимости.
В последнее время при поведении оценки стоимости финансовых учреждений все больше экспертов в числе ключевых показателей упоминают такой элемент, как отлаженная система управления кадрами (наряду, например, с финансовыми и маркетинговыми показателями). Этот факт красноречиво говорит о растущей ценности профессионального подхода к управлению кадрами.
Наряду с этим, наблюдается явная тенденция психологического подхода в этом вопросе, когда при выборе кандидата на определенную должность берутся во внимание и ярко выраженные личностные характеристики человека, и его увлечения, что при грамотном соотношении с объективными требованиями должности способствует большему раскрытию потенциала сотрудника, и, как следствие, более эффективной его работе и учреждения (банка) в целом.
Таким образом, на сегодняшний день актуальным является психологический подход в разработке вопроса о повышении эффективности работы организации, составления психологических программ, необходимых для отбора банковских работников (с учетом специфики деятельности), и их непосредственное практическое применение.
Вообще стиль - это понятие междисциплинарное, и лишь психология занимается преимущественно индивидуальным стилем, т. е типичной для данного человека системой психологических средств, к которой он сознательно или стихийно прибегает, чтобы реализовать во вне свою целостную индивидуальность в соответствии с требованиями выполняемой деятельности.
Первым использовал понятие «стиль» Адлер, классическими являются работы Олпорта. Были введены в психологию понятия «стиль жизни» и «стиль поведения» выделены и описаны инструментальная и компенсаторные функции стиля, раскрыты его (стиля) интегративные возможности по отношению к различным личностным структурам и поведению. Вместе с тем в этих исследованиях не рассматривается зависимость индивидуальности стиля от требований окружающей среды, от своеобразия деятельности.
Изучении индивидуального стиля деятельности имело несколько этапов. Выделение индивидуальных стилей велось в связи с основными свойствами НС, затем с основными качествами характера и темперамента.
Специфика концепции ИСД, разработанной В.С.Мерлиным и Е.А.Климовым на основе достижений дифференциальной психофизиологии и дифференциальной психологии, состоит в том, что под стилем понимаются не отдельные элементы деятельности, а их определенное сочетание (система приемов и способов). Стиль формируется как «интегральный эффект взаимодействия субъекта и объекта».
Также рассматривали взаимосвязь сформированности стиля и успешности деятельности (Щукин. 1984, Маркова, 1988).
В 40-е годы американские психологии обратили внимание на различие в восприятии и обработки информации. С этого началось изучение когнитивных стилей как одной из структурных особенностей индивидуального стиля деятельности. Дискуссия в этой области в основном ведется по поводу конструктов (структурных составляющих) стиля. Проблема когнитивных стилей разрабатывается в мировой психологии более пятидесяти лет.
В данной работе мы хотели установить взаимосвязь и соответствие психологических параметров работника банка (личностных характеристик, индивидуального стиля деятельности) с требованиями занимаемой им должности в структуре данной финансовой организации и рассмотреть схему индивидуального стиля деятельности, разработанную В. И. Терентьевой, 2002 в соответствии с тетраполюсной моделью психической активности.
Для этого мы используем такие понятия, как индивидуальный стиль деятельности (ИСД), которое вводим в контексте повышения эффективности деятельности при усвоении адекватного стиля к занимаемой должности в структуре организации. В данной работе под структурой ИСД понимаем систему когнитивных и социально-личностных свойств, опосредованных латеральными признаками человека. Рассматриваем шесть индивидуальных стилей в соответствии с тетраполюсной моделью психической активности.
Также определение общности целей, задач организации и сотрудника, степени эмоционального принятия сотрудников организации ее ценностей является не менее важным, на наш взгляд, показателем (критерием) соответствия сотрудников занимаемой должности и эффективности их работы и организации в целом, чем учет личностных характеристик работника при определении должности. Для этого вводим понятие «организационная идентичность». Рассматриваем типы идентичности в трехмерном пространстве: когнитивно-функционально-аффективно.
Таким образом, в нашей работе мы пытаемся найти оптимальное соответствие субъективных (личностные качества работника) и объективных (профессиональные требования к работнику) аспектов данной деятельности
Объект исследования: Профессиональная деятельность банковских работников разного звена.
Предмет: Индивидуальный стиль деятельности работника банка как критерий соответствия требованиям должности, занимаемой им в структуре банке и эффективности функционирования данного финансового учреждения.
Цель: Найти соответствие индивидуального стиля деятельности работника требованиям должности, занимаемой им в структуре банка как показатель эффективности функционирования данного финансового учреждения.
Гипотеза: требования должности, занимаемой сотрудником в структуре банка, с учетом его индивидуального стиля деятельности повышает эффективность работы данного финансового учреждения.
Задачи.
1) найти и рассмотреть модель индивидуального стиля деятельности, которая отвечает задачам исследования через изучения теоретической части проблемы
2) исследование специфики ИСДОЛ, личностно-социальных и когнитивных свойств сотрудников структурных подразделений банка
3) определить тип идентичности сотрудников каждого из рассмотренных отделов;
4) соотнести выявленные свойства сотрудников с предъявляемыми им требованиями каждого из рассмотренных отделов;
5) сравнить показатели эффективности деятельности сотрудников рассмотренных отделов между собой.

Глава 1

1.1 Индивидуальный стиль как психологическое понятие и личностный подход к его исследованию


Стиль - это понятие междисциплинарное, для многих наук характерен подход к исследованию стиля как типического явления культуры. И лишь психология занимается преимущественно индивидуальным стилем, т. е типичной для данного человека системой психологических средств, к которой он сознательно или стихийно прибегает, чтобы реализовать во вне свою целостную индивидуальность в соответствии с требованиями выполняемой деятельности, культуры.
Исследования индивидуального стиля имеют свою историю и традиции, различные для зарубежной и отечественной психологии. Эти различия связаны прежде всего с исследованиями стиля как индивидуального своеобразия деятельности в отечественной и личностного подхода к этой проблеме в зарубежной психологии, что проявилось уже в первых работах по проблеме стиля11.
В психологии понятие стиль первым использовал А. Адлер (1927, 1929), создатель индивидуальной психологии как направления в психоанализе. Стиль, в его понимании, - результат взаимодействия индивидуальных особенностей человека и социальной среды, обусловливающий стратегию и тактику поведения, которые и характеризуют индивидуальный стиль жизни, направленный на компенсацию чувства собственной неполноценности 18.
Классическими для проблемы стиля стали работы Г. Олпорта (1937), который ввел понятие мотивационных и стилевых черт личности. Мотивационные черты имеют направляющее, а стилевые - инструментальное значение для организации поведения, т.е. определяют способы и средства достижений поставленных целей. Г. Олпорт разводил понятия «стиль поведения» как проявление инструментальных черт личности и «стиль личности» как проявление всей совокупности ее черт: мотивационных и инструментальных» там же.
При личностном подходе индивидуальный стиль непосредственно связан с личностной типологией и характеризует основные устойчивые способы решения жизненных проблем. Исследователи этого направления используют в качестве критерия для выделения стилей различные личностные переменные (динамика или устойчивость ценностей, взаимодействие личностных черт, доминирующая направленность или способ разрешения жизненных проблем).
Так, пять стилей жизни, в зависимости от преобладающего способа адаптации, выделил Ф. Торн (агрессивный, конформный, защитный, индивидуалистический и сопротивляющийся).Близкую классификацию типов поведения находим у К. Хорни (враждебное, уступчивое и обособленное) там же.
Д. Ройс и Э. Поулл (1983) определяют стиль жизни как стратегию достижения индивидуальных ценностей и выделяют три стиля жизни: альтруистический, направленный на служение людям; индивидуалистический, устремленный на самоактуализацию; и ика-ристический, ориентированный на творчество.
Каковы достоинства личностного подхода? Введены в психологию понятия «стиль жизни» и «стиль поведения», выделены и описаны инструментальная и компенсаторные функции стиля, раскрыты его (стиля) интегративные возможности по отношению к различным личностным структурам и поведению. Вместе с тем в этих исследованиях не рассматривается зависимость индивидуальности стиля от требований окружающей среды, от своеобразия деятельности, т.е. не осознается обратное влияние выполняемой деятельности, жизненных условий на формирование личности.
1.2 Предпосылки и сущность концепции «индивидуальный стиль деятельности»

Отечественная концепция индивидуального стиля деятельности (ИСД) реализует не только особое понимание стиля как определенной психологической системы, но всегда подразумевает его связь с конкретными индивидуальными особенностями человека. Специфика концепции ИСД, разработанной В.С.Мерлиным и Е.А.Климовым на основе достижений дифференциальной психофизиологии и дифференциальной психологии, состоит в том, что под стилем понимаются не отдельные элементы деятельности, а их определенное сочетание (система приемов и способов). Стиль обусловлен психологически (психофизиологически), но он не фатально детерминирован индивидуальностью субъекта, а формируется как «интегральный эффект взаимодействия субъекта и объекта» Стиль может изменяться при изменении условий деятельности. Формирование и развитие стиля связано с формированием и развитием определенных индивидуально-психологических особенностей субъекта. [15].
Термин «индивидуальный стиль деятельности» используется «для понимания взаимоотношений объективных требований деятельности и свойств личности. В зависимости от объективных требований деятельности одни и те же свойства личности выражаются в разных стилях» .
В работах по ИСД обычно приводят или несколько изменяют два его определения, данных Е.А.Климовым: в узком смысле слова это есть «обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов деятельности, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности; в широком смысле -- «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности» [5 ].
Также констатировалось, что ИСД - это не просто совокупность, а именно система всех наиболее рациональных приемов деятельности, индивидуально-своеобразных и одинаково эффективных 5,10, 15.
Успешность деятельности служила признаком сформированности стиля, а неуспешность - признаком стихийно сформировавшегося типологически неадекватного стиля. [5 ].
Исходными теоретическими положениями концепции ИСД, интегрирующей идеи Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Б.М.Теплова, В.С.Мерлина и других, были следующие посылки:
1) есть стойкие личные качества, существенные для успеха деятельности, но практически невоспитуемые (т.к. они обусловлены типологическими свойствами нервной системы);
2) существуют разные по способам, но равноценные по конечному эффекту варианты приспособления к деятельности;
3) имеются широкие возможности компенсаторного преодоления слабо выраженных способностей;
4) формирование личности можно вести только с учетом внутренних условий наряду с внешними;
5) субъективное, будучи отражением объективного, обладает собственной активностью [15].
1.2.1 Исследования индивидуального стиля деятельности (этапы и проблемы)
В изучении индивидуального стиля деятельности можно выделять различные этапы. На наш взгляд, основными из них являются следующие.
На первом этапе выделение индивидуальных стилей велось в связи с основными свойствами НС. Были описаны индивидуальные стили деятельности «слабых», «сильных», «инертных» и «подвижных» испытуемых в различных профессиональных ситуациях. Кроме структурно-динамических характеристик для описания стилей использовались индивидуальные особенности подготовки к работе, организации рабочего места, а также специфика контактов с коллегами, частота отвлечений от работы [17].
Второй этап исследований характеризуется массовостью исследований ИСД самых разных видов профессионального труда, спортивной учебной и управленческой деятельности, использованием получаемых результатов не только в научных, но и прикладных целях для решения задач профессионального отбора и профессиональной ориентации. При этом стилевое своеобразие деятельности стали связывать уже не с отдельными свойствами НС. а с различными комплексами психофизиологических свойств, профессионально важных качеств темперамента и характера (например: Ильин, 1980; Приставкина, 1984 и др.).
Особое значение имела концепция интегральной индивидуальности, выдвинутая в 70-х годах B.C. Мерлиным (1968, 1977 ). Им и его последователями было методологически и экспериментально обосновано положение о том, что стиль деятельности формируется в связи с совместным влиянием свойств, относящихся к различным иерархическим уровням индивидуальности (Ерошенко,1977; Тамбовцева. 1981 и др.).
B.C. Мерлин развил представления о системообразующей и интегративной функциях индивидуального стиля по отношению к индивидуальности. Более того, он разводил понятия стиля моторной активности, детерминированного преимущественно свойствами НС, и стилей операций и целей, детерминированных не только свойствами темперамента, но и личностными структурами более высокого порядка.
Последователи B.C. Мерлина получили данные, свидетельствующие о том, что по мере овладения деятельностью, по мере роста профессионального мастерства устанавливаются более гибкие связи между свойствами различных уровней индивидуальности и в них (этих связях) возрастает регулирующее влияние свойств личностного уровня 17.
В 70-80-х годах появляется масса прикладных работ, широко используются многомерные методы математической статистики, выявляется множество стилей на основе выделения комплексов психофизиологических свойств разного уровня. Однако получаемые данные с явными натяжками интерпретировались на прикладном уровне, что достаточно быстро дискредитировало это направление работ.
И наконец, третий этап характеризуется снижением числа прикладных исследований ИСД в целях профессионального отбора и в то же время стремлением к интеграции накопленных фактов, к пересмотру и развитию положений классических концепций индивидуального стиля деятельности и дифференциации самого понятия индивидуального стиля через исследования стилевых проявлений не только в практической деятельности, но и в разных видах произвольной активности человека.
Так, дискуссионной стала проблема связи индивидуального стиля и успешности деятельности (Щукин, 1984; Ильин, 1988; Маркова,1987; Никонова, 1987). Если в одних исследованиях высокая успешность однозначно связывалась со сформированностью стиля, то в других говорится о различных уровнях развития стиля, о том, что наряду с рациональными стилями могут существовать нерациональные (Щукин, 1992), позитивные и негативные (Чудновский,1986,1988), положительный и отрицательный (Сизов,1988) 6.
К уровневым характеристикам индивидуального стиля следует относить и развитость межуровневых свойств, детерминирующих индивидуальное своеобразие системы действий в операций. Существует большое количество исследований, выполненных последователями B.C. Мерлина, в которых показано, что развитость индивидуального стиля обеспечивается гармоничностью и разнообразием индивидуальных свойств различного уровня 3.
Итак, существенной чертой современного состояния проблемы ИСД является усиливающаяся дифференциация этого понятия. Выше говорилось о том, что индивидуальный стиль широко исследовался в различных видах предметной, учебной, спортивной и профессиональной деятельности.
Другое направление дифференциации - это выделение стилей на основе того или иного вида активности, ведущего для рассматриваемой деятельности.
В настоящее время выделены понятия и исследуются индивидуальный стиль общения (Мерлин,1986), эмоциональный стиль и стиль эмоционального реагирования (Москвин,1988) 11 .
Также введенное Б.Я, Вяткиным понятие "стиль активности" весьма перспективно и содержит все признаки НСД. Стиль активности "системное образование - многоуровневое и многокомпонентное, обусловленное системой разноуровневых индивидуальных свойств, направленное на достижение успеха в деятельности" Подчеркивается, что условием формирования эффективного индивидуального стиля является высокий уровень активности субъекта деятельности 3 .
Итак, мы видим, что понятие ИСД дифференцировалось, а его исследования привели к представлениям о необходимости выделения и изучения регуляторных функций индивидуального стиля.
1.3 Когнитивный подход к исследованию индивидуального стиля
В конце 40-х годов двадцатого века американские психологи обратили внимание на индивидуальные различия в процессе восприятия. Был поставлен вопрос: посредством каких психологических структур происходит упорядочивание восприятия человека? Исследования в этом направлении в начале 50-х годов привели к введению понятия когнитивного стиля. История этого вопроса в настоящее время описана достаточно полно (Сизов, 1988; Холодная. 1990; Соловьев, 1977 ).
Пионером начатых исследований стал Г. Виткин (1950). Первоначально им был обнаружен феномен устойчивых индивидуальных различий в ситуация, когда зрительная и вестибулярная информация противоречили друг другу. Одни испытуемые отдавали предпочтение зрительной, другие - вестибулярной информации. Первые названы полезависимыми, вторые - поленезависимыми. Эти результаты были обобщены в концепции перцептивного стиля полезависимости-поленезависимости (1971-1977). Далее Г. Виткин выдвинул концепцию глобального-артикулированного когнитивного стиля. Люди с глобальным стилем отличаются целостностью, нерасчлененностью познавательных процессов, с артикулированным стилем - склонностью переструктурировать материал.
Эта концепция была расширена за счет включения особенностей выделения себя из окружающего мира. В этом случае артикулированный стиль представлял частное проявление высокой степени дифференциации. Люди с высокой степенью дифференциации лучше владеют эмоциями, склонны отстаивать свою точку зрения несмотря на авторитеты, наделены творческими способностями, характеризуются общей творческой направленностью. Люди с низкой степенью дифференциации имеют свои преимущества: они лучше запоминают лица, более общительны, более компетентны в социальных вопросах, легче улаживают конфликты.
В дальнейших исследованиях Г. Виткина шкала "полезависимость--поленезависимость" приобрела смысл "зависимость--автономность" от внешнего мира и внешних связей (1982). Было выдвинуто предположение, что полезависимые люди более открыты для внешнего мира, и это развивает в них социальные способности. Поленезависимые люди склонны к автономному функционированию, что развивает у них когнитивные способности.
Проблематика когнитивных стилей разрабатывается в мировой психологии уже более пятидесяти лет.
В рамках понятия когнитивного стиля выполнено большое количество работ, в которых изучают не только перцептивные особенности индивида, но и выходят за пределы восприятия, затрагивая характеристики мышления и всей познавательной сферы, а также личностно-социальные особенности человека, потребностно-мотивационную и аффективную сферы психики 11.
В качестве стилей описаны, например, биполярные конструкты:
1) аналитический--синтетический. Каган (1973) и др.;
сглаживание-подчеркивание различий, Хольцман и Клейн (1960);
сфокусированность внимания. Шлезингер (1959);
ригидность-гибкость познавательного контроля. Гарднер (1960);
концептуальный стиль. Каган (1971);
когнитивная простота-сложность, Харвей, Келли (1964);
диапазон эквивалентности. Гарднер (1959);
широта категорий. Клаусс (1964);
терпимость к нереалистичному опыту, Клейн и Шлезингер
(1960);
импульсивность - рефлективность. Дж. Каган (1965); 11) внутренняя - нешняя мотивация, Уайт (1960);
12) автономность - подчиненность группе. Аш (1956);
13) интернальность - кстернальность. Роттер (1954);
14) готовность к риску. Коган (1961);
15) сильная - слабая автоматизация. Броверман (I960).
Этот список далеко не полон, так как феноменология когнитивных стилей крайне разнообразна, что отразилось в многозначности тех определений когнитивного стиля, которое мы видим у различных авторов: устойчивые и постоянные различия в когнитивной организации и когнитивном функционировании (Клаусс,1978), предпочитаемый способ когнитивного анализа и структурирования своего окружения (Виткин,1976), относительно стабильная система когнитивных контролирующих принципов, обеспечивающих возможность индивидуальных реалистически- адаптивных форм отражения происходящего и выступающих в качестве опосредующего звена между намерениями личности и требованиями объективной ситуации (Гарднер,1960). Кооп и Зигел (1985) подчеркивали последовательность в индивидуальном характере поведения в многообразных ситуациях, Толмен использовал понятие "когнитивные карты".
Итак, понятие когнитивного стиля было введено для обозначения таких индивидуальных различий, которые не укладывались в привычные схемы изучения интеллектуальных и перцептивных процессов и представляли собой индивидуально-стабильные способы приема и переработки информации.
Изначально принципиальным было понимание того, что когнитивные стили, фиксируя индивидуальные способы познания, не определяют продуктивность познавательных процессов, в частности измеряемых с помощью интеллектуальных тестов. Кроме того, признавалось, что индивидуальная структура познавательных процессов связана с личностными переменными (потребностями, мотивами, личностными свойствами, аффектами и т.д.). И более того, что весьма важно в контексте данной работы. - указывалось на регулирующие функции когнитивных стилей в организации познавательных процессов и их опосредствующую роль во влиянии более общей личностной организации на поведение.
Большим достоинством работ этого направления является то, что отдельные стили выделяются не умозрительно или путем наблюдения, а с помощью референтных тестов, что повышает надежность получаемых результатов и дает веские основания рассматривать измеряемые с помощью этих тестов параметры как устойчивые индивидуальные различия или стратегии в познавательной активности. Правда, это не снимает вопроса, как интерпретировать эти параметры.
Классическая интерпретация состоит в том, что они диагностируют выраженность стилевых свойств личности, за которыми стоит вполне определенная организация индивидуальных особенностей познавательной активности. Классическая схема исследования заключается в коррелировании выявляемых стилевых свойств с выраженностью других когнитивных стилей и различных индивидуальных особенностей как когнитивных процессов, так и разнообразных свойств индивидуальности.
Но трудность состоит в том, что сам тест представляет собой некую модельную деятельность, и если о выраженности моделируемого свойства еще можно судить по количеству допущенных ошибок, то о познавательной структуре или структуре процессов регуляции, стоящих за этим свойством, можно судить лишь весьма косвенно и обобщенно. И тогда диагностика когнитивных стилей сводится к диагностике стилевых свойств личности, а их регулирующая роль лишь декларируется, без выявления стоящих за ними структур регуляторных процессов. Как метко заметила Т.В. Корнилова: «когнитивный стиль стал необходимым средством заполнения пустот, обнаружившихся при необходимости объяснения активности и пристрастности познания человека»7.
Исследования когнитивного стиля получили в нашей стране широкое распространение. Спектр этих исследований очень разнообразен Распространен подход к изучению когнитивного стиля в структуре индивидуального стиля познавательной деятельности (Е.С. Алешина, О.С Дейнека, М.А. Холодная, 1992 Д.В. Сочивко, 1984 и др.). При этом феномены когнитивного стиля пытаются рассмотреть через понятия индивидуального стиля деятельности или отдельных его характеристик. Например, было показано, что деятельность испытуемых при выполнении заданий когнитивных тестов может быть описана с точки зрения структуры ее исполнительских и ориентировочных компонентов, т.е. как индивидуальный стиль интеллектуальной деятельности определяет когнитивный стиль как процессуальную характеристику интеллектуальной деятельности 2.
В то же время большинство авторов подчеркивают регулирующую роль когнитивных стилей в познавательной активности (Азаров, 1982; Холодная, 1992; Егорова, 1983; Сизов, 1976; Скотникова, 1990; Шкуратова, 1983 и др.). Так, М.А. Холодная считает принципиальным, что: «когнитивные стили оценивались, по сравнению с индивидуальными особенностями традиционно описываемых познавательных процессов, в качестве формы интеллектуальной активности более высокого порядка, поскольку основная функция когнитивных стилей заключалась уже не столько в получении и переработке информации о внешних воздействиях, сколько в координации, регулировании "базовых" познавательных процессов».
Понимание когнитивных стилей как инструментальных свойств личности, за которыми стоят типические формы деятельности и поведения, наиболее популярно. Поэтому основные усилия исследователей направлены на выявление типических проявлений когнитивных стилей в различных видах деятельности и их связи с особенностями этой деятельности и с различными структурами индивидуальности (Сизов, 1976; Сочивко. 1984; Решетова, 1986; Шкуратова, 1983; Дружинин, 1986; и др.).
В работах этого направления - как у нас, так и за рубежом -изучаются взаимосвязи между различными когнитивными стилями, личностными переменными и эффективностью решения познавательных задач (Виткин, 1974; Клаусс, 1978; Скотникова,. Кочетков. 1993; Холодная, 1986) или успешностью выполняемой деятельности (Дружинин, 1986; Абакумова, Шкуратова, 1986; Гастилайте, 1989; и др.).
Существует целый ряд исследований, посвященных сопоставлению когнитивных стилей в контексте процессов общения (Палей, 1986; Шкуратова, 1983, 1990; Южанинова, 1988).
Полученные результаты - и в нашей стране и за рубежом -очень многозначны и зачастую противоречивы. Так, до сих пор остается дискуссионной проблема связи когнитивных стилей и продуктивных аспектов познавательной активности. Накоплена масса фактов о неоднозначности связи отдельных когнитивных стилей, их сочетаний с самыми разными характеристиками продуктивности познавательной активности. Скептики сомневаются в самой жизнеспособности конструкта когнитивных стилей, связывая его появление лишь с необходимостью преодоления ограничений классического бихевиоризма (Guilford, 1980 ). И хотя пик исследований когнитивных стилей приходится на 60-е и 70-е годы, интерес и споры вокруг этого понятия и феноменологии можно наблюдать и в современной литературе у нас и за рубежом (например: Eckstein, 1984; Lewis, 1986; Nickel , 1985; и др.).
Оппоненты ожесточенно спорят, ссылаясь на качество методических процедур и особенности интерпретации результатов, хотя, по-видимому, на уровне эмпирических данных эти противоречия не разрешить.
Причины здесь гораздо глубже. Наличие однозначной связи между личностной структурой, пусть даже "инструментальным свойством", и результативностью деятельности и тем более поведения констатировать невозможно, так как эта связь опосредствована регуляторными механизмами в виде особенностей регуляторных процессов самых разных уровней. Это подразумевает взаимодействие инструментального личностного свойства с другими личностными переменными и особенностями регуляторных процессов уже собственно исполнительского уровня, уровня реализации собственно интеллектуальных функций. Ближе других к пониманию регуляторных механизмов когнитивных стилей подошли, на наш взгляд, сторонники стратегиального подхода, когда основное внимание уделяется выявлению не столько латентно присущих субъекту инструментальных личностных свойств, сколько формируемых им самим способов реализации когнитивных процессов, в частности перцептивных и интеллектуальных стратегий, которые исследуются в экспериментальных условиях (Guthke. I977; Swanson, Schumacher, 1988; и др.). При таком подходе выявляемые с помощью тестов когнитивные стили служат промежуточной переменной, влияющей не однозначно, а наряду с другими факторами - на содержательные и динамические особенности вырабатываемых стратегий.
В нашей стране стратегиальный подход также завоевывает позиции. Так, И.В. Равич-Щербо определяет когнитивные стили как устойчивые индивидуальные особенности познавательных стратегий, формальную характеристику индивидуальности.
В контексте концепции "субъектной психофизики" ведется экспериментальное изучение влияния когнитивных стилей на стратегию деятельности наблюдателя при решении перцептивных задач (Кочетков, 1993; Скотникова, 1988, 1990, 1996; Базылевич, 1990 и др.). При этом стратегии как раз и рассматриваются как промежуточные переменные, опосредствующие влияние инструментальных личностных свойств на результативность деятельности, т.е. служат регулирующим звеном в структуре деятельности наблюдателя. Однако исследуются они в конкретных экспериментальных условиях, и используемый для их описания понятийный аппарат тесно связан со структурой экспериментальной деятельности, что не позволяет обобщать получаемые результаты до стилевых проявлений регуляторики. Но такое разграничение опять приводит к сведению когнитивных стилей к инструментальным личностным свойствам.
Нужно сказать, что при теоретическом анализе можно увидеть разделение когнитивных стилей как наблюдаемых особенностей мышления человека и когнитивных структур как определенных внутренних регулирующих структур, входящих в более общую личностную структуру (Steniherg, I991. 1996; Соловьев, 1977; и др.). Но в конкретных исследованиях мы не находим описаний регуляторных механизмов, структур собственно регуляторных процессов, реализующих влияние личностных свойств на познавательные процессы.
Все чаще исследователи склоняются к мысли о том, что различные когнитивные стили не являются независимыми характеристиками. Так, поле зависимость во многих случаях оказывается связанной с импульсивностью поведения и недостаточной сформированностью навыков торможения моторной активности (Виткин ,1979 и др.). В этом плане представляется чрезвычайно интересной и преспективной точка зрения представителей меннингеровской школы Р. Гарднера. П. Хольцмана. Дж. Клейна, разделяющих приемы решения познавательных задач и аттитюды как устойчивое повторение этих приемов и формирующиеся на их основе когнитивные контроли. Когнитивный стиль в этом случае рассматривается как совокупность отдельных когнитивных контролей.
Характерны, в этом смысле, высказывания Гилфорда: '...когнитивные стили более подобны типам, а не отдельным измерениям" (1980)» и Гарднера с соавторами: "…только знание паттернов когнитивных контролей позволит понять когнитивную организацию определенной личности" (1960 ). Однако эта точка зрения, не стала общепризнанной -чаще за понятием стиля видят только одну стилевую характеристику.
В последние десятилетия все чаще строят факторные модели, в которых когнитивные стили рассматриваются в структуре индивидуальности, описываемой как многоуровневая, иерархически организованная система. Так, Г. Кестин-Глоджер (1978) предложил двухкомпонентную модель, в которой когнитивные стили выполняют интегративную роль по отношению к личностным переменным и уровню развития когнитивных способностей. Предпринимаются попытки укрупнить, объединить уже выделенные когнитивные стили с помощью процедур кластерного анализа (Иикел , 1985 и др. ).
Примером такого интегративного подхода может служить также часто цитируемая мультифакторная теория индивидуальности (Уордел, Ройс, 1978), в которой стили объединены в три группы: когнитивные, аффективные и когнитивно-аффективные - и принадлежат различным уровням индивидуальности, выполняя различные регуляторные функции в построении картины мира.
Сходные интегративные тенденции наблюдаются и в отечественных исследованиях. Так. В.А. Колга (1976) попытался объединить когнитивные стили на полюсах конструкта "аналитичность--синтетичность". А.И. Палей (1982) предложил типологию стилей на основе связи когнитивных стилей с аффективными компонентами и показателями сенсорной чувствительности. Хорошо известна модель интегральной индивидуальности B.C. Мерлина, в которой когнитивные стили понимаются как стилевые свойства, которым придается промежуточное положение между свойствами способностей и темперамента. А.В. Либин (1993) попытался разработать единую концепцию стиля на основе эмпирического исследования стилевых особенностей разных уровней организации индивидуальности от сенсорного уровня до уровня жизнедеятельности и от когнитивных стилей до стилей разрешения конфликтов. В результате в основу единой концепции стиля он предлагает положить три, по его мнению, универсальных стилевых характеристики: ''интенсивность-умеренность" взаимодействия субъекта со средой, "устойчивость-изменчивость'4 сопряжения субъекта и среды и "включенность-отстраненность" субъекта при взаимодействии со средой.
Итак, обзор состояния проблемы когнитивных стилей показывает многообразность, спорность и неоднозначность мнений и разнообразие классификаций и функциональных структур когнитивных стилей. Поэтому своей работе мы бы хотели рассмотреть модель индивидуального стиля деятельности и ее применение, в структуре которого входит система когнитивных и социально-личностных свойств, опосредованных латеральными признаками человека. Методологическим основанием систематизации представленных стилей стала тетраполюсная модель психики.
1.3.1 Классификация и структура индивидуальных стилей деятельности в соответствии с тетраполюсной схемой психической активности (по Терентьевой В. И.).
Согласно теориям гомеостатики и психологической устойчивости подвижное равновесное состояние системы сохраняется путем ее противодействия нарушающим это равновесие внешним и внутренним факторам, с одной стороны, а с другой - как целенаправленное нарушение этого равновесия в соответствии с задачами, возникающими при взаимодействии системы со средой. Относительно этих задач система формирует внутреннюю модель внешней (проблемной) ситуации, которая и определяет ее поведение. Исходя из внутренней задачи сохранения устойчивости, баланса и гармонии, диалектически сочетая ее с зависимостью от ситуации с преодолением ее непосредственного воздействия, организм актуализирует механизмы саморегуляции и самоорганизации, обеспечиваемые стилевой системой субъекта.
Под структурой индивидуального стиля понимается система когнитивных и социально-личностных свойств, опосредованных латеральными признаками человека, а так же компенсаторные механизмы и максимально используемые уникальные приспособительные конструкты возможностей субъекта, обеспечивающие решение привычных задач и задач, связанных с неопределенностью и риском. Индивидуально-стилевые стратегии решения жизненных задач - это интегральный эффект взаимодействия человека с предметной и социальной средой, что необходимо для а) сохранения устойчивости (адаптивности), баланса системы «субъект-ситуация», через управление противодействующим фактором; б) постановки и решения задачи, диктуемой внешней средой. Управление противодействующим фактором и актуализация системных свойств для поиска и решения задачи (самоорганизация и самоизменение) осуществляются за счет конструирования необходимых компонентов пристройки к ядру стилевой системы. Индивидуальные стили служат промежуточной переменной, влияющей не однозначно, а наряду с другими факторами - на содержательные и динамические особенности вырабатываемых стратегий.
Рассматривая субъекта в качестве «творца своей истории», т.е. способного инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, познание, созерцание и другие виды специфически человеческой активности - творческой и нравственной (А.В. Брушлинский, А.Г.Асмолов), выделяются дифференциально-типические психологические категории-признаки, которые принадлежат различным уровням индивидуальности, выполняя различные регуляторные функции в построении картины мира.
К ним относятся:
направленность мотивации (экстравертированность-интровертированность);
преимущественный тип мышления (индуктивный - дедуктивный); личностные факторы, связанные с готовностью к риску (рациональность - иррациональность);
уровень контроля действий (устойчивость-неустойчивость психической активности);
преимущественный способ действий (стратегия-тактика).
Функциональной схемой, объединяющей весь этот набор свойств, в процессе целенаправленной деятельности, стала тетраполюсная модель психики. Естественно-научным основанием модели явилась психофизиологическая схема - тетралатеральная модель мозга человека - т.е. поляризация ведущих зон мозга и психологических функций с ними связанных по вектору право-левополушарный и по вектору прецентральный-постцентральный. Данная модель и явилась методологическим основанием для систематизации стилей.
Комбинации названных категорий-признаков в соответствии с тетраполюсной схемой психической активности дали возможность выделить шесть персональных стилей: индуктивно-стратегический, индуктивно-тактический, дедуктивно-стратегический, дедуктивно-тактический, би-стратегический, би-тактический. (Приложение 1).
На рис. 1. изображены схемы распределения ансамблей (комбинаций) психологических категорий-признаков, составляющих персональные стили деятельности. Таким образом, диагностируя персональный стиль, можем увидеть индивидуально-стилевой профиль субъекта- содержательные, функциональные и динамические характеристики его личности. (Приложение 2).
Рассматриваем построенная система конструктов индивидуального стиля деятельности не как отдельная сторона психологии деятельности, а как сердцевина деятельности (учебной, профессиональной), как процесс, проявляющийся в умении выбрать соответствующих контексту ситуации способы и приемы, оптимальные для конкретной ситуации решения, поведения. Активность, т.е. открытость новому опыту, увлеченность процессом познания мира позволяет сформировать способность многомерного восприятия мира, что связано со сложностью конструктивной системы человека.
Итак, в русле данного подхода можно предположить, что условием оптимизации какой-либо деятельности, являются стратегии решений (действия), которые адекватно соответствуют внутренним (личностным) и внешним (ситуационным) факторам. Следовательно, можно говорить о том, что психологическая устойчивость индивидуального стиля деятельности реализуется в вариативности стратегий решения. Под вариативностью стилевых стратегий решения жизненных (профессиональных) задач понимается оптимальное соответствие выбранных форм и способов решения внутренним факторам, включающим представление о себе, социальные установки, нормы, жизненный опыт и т. д., и внешним факторам, определяемым влиянием конкретной ситуации решения. Что является особенно актуальным в сфере решения жизненных (профессиональных) задач, главная цель которого - оптимальная реализация стилевого потенциала субъекта, формирование эффективной системы стилевых конструкций 14.
Такого описание представленной модели и обоснование ее использования в контексте данной работы.
1.4 Банк как финансово-кредитное учреждение
1.4.1 Структура банка
Банк - финансово-кредитное учреждение является частью банковской системы Российской Федерации и осуществляет свою деятельность согласно Федеральному закону № 395-1 «О банках и банковской деятельности» на основании своих учредительных документов. Для полноценного осуществления своей деятельности данная организация имеет различные подразделения в своем составе, которые можно разделить на две группы: непосредственно осуществляющие финансово-кредитную деятельность и помогающие в функционировании («жизнедеятельности») самой организации.
Если к первой группе относятся, например, кредитно-депозитный отдел, отдел валютного обслуживания и т.д. и т.п., то есть направленные на работу с клиентами и международные операции, то ко второй относятся так называемые отделы «безопасности»: отдел кадров, юридическая служба, охранное подразделение и т.п. (Приложение 3)20.
1.4.2 Кадровая политика банка. Профессиональные требования к работнику, занимающему должность в структуре банка (общие и частные)
Деятельность целого (банка) зависит от взаимодействия его составляющих (подразделений и конкретно каждого сотрудника). Достигнутые баком успехи являются, в первую очередь, результатом труда коллектива, его творческого подхода, профессионализма, а также результатом взвешенного управления, сбалансированной кадровой политики, проводимой банком.
Поэтому банк предъявляет высокие требования к профессиональным и личностным качествам сотрудников.
Требования бывают общими, декларируемыми организацией для всех сотрудников. Такие, как высшее образование, знание английского языка (свободное понимание текстов по специальности), ответственность, инициативность, самостоятельность в работе, готовность к совершенствованию (самообучению), командный дух.
Также частные профессиональные требования предъявляются к работникам, занимающим определенные должности в структуре банка. Такие требования прописываются в должностных инструкциях 21.
Должностные инструкции содержат в себе объективные критерии
(требования) с учетом специфики деятельности - составляющих трудового поста Под трудовым постом понимается ограниченная вследствие разделения труда и тем или иным образом зафиксированная в обществе область сил человека, рассчитанная на создание чего-либо ценного для общества - материальных вещей, информации, полезных обслуживающих действия, функциональных полезных эффектов, упорядоченного протекания социальных процессов 4.:
1. заданные цели о результате труда;
2. заданный предмет (система);
3. система средств труда;
4. система служебных обязанностей;
5. производственная среда, предметные и социальные условия 4.
Помимо этого отражается и субъективная сторона процесса, которая представлена необходимыми личностными качествами сотрудника, которые в свою очередь определяют социальное взаимодействие сотрудника и ее стиль деятельности.
Поэтому кадровая политика банка сейчас направлена не столько на внедрение систем и процедур управления компанией, сколько изменение установки по отношению к персоналу. Переход от идеологии равенства к идее дифференциации. Отношения работодателя к сотруднику должно перестать быть одинаковым. Каждый сотрудник - личность, он уникален, и это нужно учитывать, ведь качественная работа каждого сотрудника гарантирует качество работы целого учреждения - банка.
И это не случайно, по статистике компании CDSD, только около 30% сотрудников каждой компании находятся на своем месте, а остальные 70% нуждаются в условиях для полного раскрытия своего потенциала.
По данным этой же компании, сейчас наблюдается тенденция в кадровой политики банков, когда во внимание берутся увлечения и ярко выраженные качества при отборе сотрудников на определенные должности в структуре банка, и нередко люди полностью раскрывают свой потенциал на другом участке работы 16
Таким образом, наиболее точная оценка профессиональных, деловых и личных качеств сотрудников является наиболее важным этапом в осуществлении отбора и найма персонала, от которого во многом зависит эффективность работы конкретных специалистов отдельных подразделений и банка в целом.
Глава 2. Экспериментальная часть
2.1 Описание отдела

В данном исследовании принимали участие 27 работников ОАО Красноярского филиала «Альфа-банк»: 10 сотрудников - операционистов (операциональный отдел), 10 сотрудников юридического отдела и 7 сотрудников - представителей руководящего звена банка.
Данные отделы были выбраны для участия в исследовании исходя из предположения о том, что они (отделы) являются представителями трех основных структурных блоков банка:
1) непосредственно направленный на достижение финансовой цели;
2) направленный на регулирование «жизнедеятельности» банка;
3) управляющие.
Сотрудники этих отделов в связи с особенностями (спецификой) каждого направления имеют различную структуру индивидуального стиля деятельности, то есть различную систему когнитивных и социально- личностных свойств.
Экспериментальное исследование направлено на нахождение соответствия индивидуального стиля деятельности работника требованиям должности, занимаемой им в структуре банка как показатель эффективности функционирования данного финансового учреждения.
По замыслу эксперимента предполагалось:
Независимая переменная - индивидульный стиль деятельности, зависимая переменная - занимаемая должность в структуре организации.
Общая гипотеза. Требования должности, занимаемой сотрудником в структуре банка, с учетом его индивидуального стиля деятельности повышает эффективность работы данного финансового учреждения.
Частная гипотеза 1. Сотрудники представленных отделов в связи с особенностями (спецификой) каждого направления имеют различные типы индивидуального стиля деятельности, то есть различную систему когнитивных и социально- личностных свойств.
Частная гипотеза 2. Чем выше уровень соответствия индивидуального стиля деятельности работника с требованиями, должности занимаемой им в структуре банка, тем выше показатель полной идентичности.
Цели экспериментального исследования:
1) исследование специфики ИСДОЛ, личностно-социаьных и когнитивных свойств сотрудников структурных подразделений банка;
2) определить тип идентичности сотрудников каждого из рассмотренных отделов;
3) соотнести выявленные свойства сотрудников с предъявляемыми им требованиями каждого из рассмотренных отделов;
4) сравнить показатели эффективности деятельности сотрудников рассмотренных отделов между собой.
2.2 Методы исследования

1.Личностные характеристики банковских работников.
ММРI (71) - опросник минимульт, модификация ММРI.
Квалифицированный метод исследования личностных свойств и степени адаптированности исследуемого. Методика является очень информативной.
Основные шкалы.
1. ипохондрия (сверхконтроль)
2. депрессия (пессимистичность)
3. истерия (эмоциональная лабильность)
4. психопатия (импульсивность)
5. паранойя (ригидность)
6.психостения (тревога)
7. шизофрения (индивидуальность)
8. гиполаксия (оптимистичность)
9. экстраверсия (интроверсия). (Приложение 4).
САН. Анкета, которая определяет «Самочувствие», «Активность», «Настроение» исследуемого. (Приложение 5).
2.Социальные аспекты личности профессиональной деятельности работников:
Опросник конфликтного поведения Томаса определяет стиль поведения во взаимодействии с окружающими. Определяются пять тенденций поведения в конфликтных ситуациях: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. (Приложение 6).
Тест Д. Кейрси для определения социального типа личности.
Методика предназначена для определения особенностей темперамента и характера, которые проявляются во взаимодействии с другими людьми, как типичные свойства личности. Методика помогает выявлять личностные качества и профессионально важные качества.
Методика путем сочетаемости следующих буквенно обозначенных характеристик Е - экстраверт, I - интроверт, S - сенсорик, N- интуитив, T - рациональный, F- чувствующий, J- статик, P - динамик, позволяет получить 1 из 16 композиций, свидетельствующей об особенностях социальных свойств человека. (Приложение 7).
3. Индивидуальный стиль деятельности с учетом латеральных признаков.
Используется опросник «Индивидуальный стиль деятельности, опосредованный латеральностью - ИСДОЛ» (автор В. И. Терентьева), позволяющий выяснить представленность и сочетаемость у работника шесть следующих стилей деятельности: индуктивно-стратегический; дедуктивно-стратегический индуктивно-тактический; дедуктивно-тактический; би-стратегический; би-тактический. (Приложение 1 и 8).
Также используется еще одна методика этого автора - «Фигурный тест».
Эта методика также позволяет выявить индивидуальный стиль деятельности, детерминированный природными особенностями мозговой системы работника. Эта методика определяет количественные показатели (время выбора и количество ошибок) и позволяет делать вывод об уровне представленности признаков индивидуального стиля.
Именно уровневые характеристики связаны во многом с продуктивностью стиля и во многом определяют эффективность деятельности в отличие от структурных характеристик, описывающих соотношение единиц («профиль») и характер взаимосвязей 10. (Приложение 9).
Определение общности целей, задач организации и сотрудника, степени эмоционального принятия сотрудников организации ее ценностей является не менее важным показателем (критерием) эффективности работы сотрудников и организации в целом, чем учет личностных характеристик работника при определении должности.
Мы имеем в виду необходимость положительной оценки сотрудника своего пребывания в организации, внутреннего когнитивно - аффективное принятия организационных целей и четкого соблюдения правил и норм поведения. А это есть организационная идентичность организационная идентичность в узком смысл Более широко она понимается как внутренняя тождественность и согласованность между структурными элементами организации, за счет которых внутренняя среда организации адаптируется к окружающей действительности 13.
Хотя не прямой корреляции между успешностью компании и декларируемыми ценностями, но по результатам опроса американских фирм выявлены следующие закономерности: фирмы, ориентированные на качество, а не на количество показателей и там, где превалирует оргкультура (общие ценности и цели сотрудников) над вертикальной структурой взаимодействия, как правило, являются лидерами в своей отрасли 19.
Организации, которые в расчет берут показатели достижения личных целей сотрудников, помимо целей организации, и учитывают когнитивно-аффективно-поведенческую идентичность сотрудников занимаемой ими должностей в структуре организации и организации в целом, более успешны, чем организации, ориентированные только на финансовые цели. (Приложение 10).
С этой целью мы используем:
Полуструктурированное интервью
Задана структура (тематика, количество вопросов), в рамках которой исследуемый может отвечать не в жесткой (стандартизованной), а в свободной форме. (Приложение 11)
Опросник в рамках методики «семантический дифференциал» Ч. Осгуда. Методика позволяет измерить и провести качественную и количественную индексацию таких личностных элементов, как индивида к объектах окружающей действительности, социальным установкам и ценностным ориентациям. В процессе проведенной методики испытуемому предъявляют стимул (в форме понятия, слова или символа). Задача его - соотнести стимул с одной из фиксированных точек шкалы. Шкалой задается семантическое пространство, положение точки в которой детерминируется направленностью и удаленностью от начала координат. Направленность - это качественная характеристика. Удаленность - количественная. Чем дальше, тем интенсивнее реакция испытуемого и более значимее для него оценочное понятие.
Такой подход позволяет получить количественную и содержательную экспертную оценку относительно идентичности организации того или иного сотрудника. (Приложение 12).
2.3 Инструментальная часть
2.3.1 Результаты. Анализ результатов
1.Результаты по выше перечисленным методикам у 10 сотрудников- операционистов (операционального отдела) были следующими. (Приложение 13).
По ММРI. Низкие показатели по шкалам 1 и 7 и 4 говорят о низком уровне тревожности, о решительности, гибкости поведения, быстрое принятие решений в трудных ситуациях также характерно для этих людей. Эти люди относятся к конвенциональному типу личности с постоянством интересов, установок, принятием социальных норм и форм поведения, а также озабоченность собственным статусом. Умеренные пики по 6 и 9 шкалам говорят о последовательности и целенаправленности деятельности. Также можем судит о низком уровне склонности к депрессивным тенденциям (низкий пик по 2 шкале). Благоприятное эмоциональное состояние сотрудников подтверждается результатами САН, где 5,064; 4,894 и 4,34 соответственно (4 является средним баллом шкалы, с которым сравниваем полученные показатели, если больше 4, то можно говорить о благоприятном состоянии человека).
Говоря о социальных аспектах профессиональной деятельности данной группы исследуемых, можно сказать о превалировании таких тенденций в поведении и во взаимодействии с окружающими, как сотрудничество - 8,8 и приспособление 6,1. Таким образом, представители данной группы определяют результат своей деятельности, качество работы каждого сотрудника от общего взаимодействия всего коллектива.
Социальный тип личности и его свойства (личностные качества и профессионально важные качества) определяли с помощью методики Кейрси. Для данной группы исследуемых получили следующий тип личности ISFJ - «консерватор».
Результат получали следующим образом. Семь столбцов с вариантами ответов « а» и «б» сложили по столбцам и получили суммы ответов « а» и «б» в каждом столбце. Композиция (тип личности) получается из сочетаемости следующих характеристик (Е - экстраверт, I - интроверт, S - сенсорик, N- интуитив, T - рациональный, F- чувствующий, J- статик, P - динамик), которые в свою очередь высчитываются по следующим формулам: а1= Е; б1= I; а2+а3= S; б2+б3= N; а4+а5= Е; б4+б5= F; а6+а7= J; б6+б7= Р. Затем берутся 4 максимальных результата по выше обозначенным характеристикам, сочетание которых покажут один из 16 социальных типов личности.
Таким образом, у нас и получился социальный тип личности для данной группы сотрудников - ISFJ - «консерватор», который характеризуется такими личностными качествами, как спокойствие, сдержанность, хозяйственность, пунктуальность, самоуверенность, чувство долга и профессиональными - тщательность в работе, организованность, плановость, ответственность, практичность, предпочтение четких целей.
Рассмотренные нами стили деятельности, опосредованные латеральностью, при помощи методик: ИСДОЛ и фигурный тест показали следующие результаты.
Представленность, соотношение стилей деятельности этой группы сотрудников было за явным преимуществом би-стратегического (7.8). Уровень представленности стилей мы выявляли при помощи методики «фигурный тест» результаты которой следующие: количество ошибок - 0,1 и затраченное время выбора равно 7,7 секундам. Эти показатели мы сравниваем со следующими средними значениями:
стиль деятельности
количество ошибок
время выбора (с)
ИС
0,2
20
ДС
1
60
ИТ
0,3
30
ДТ
2,01
90
Би-С
0,35
10
Би-Т
1,5
70
После чего можно делать вывод об уровне представленности признаков индивидуального стиля.
В данном случае у данной группы сотрудников высокий уровень представленности признаков би-стратегического стиля деятельности (полученные показатели 0,1 и 7,7 выше средне представленных).
Таким образом, характеристиками стиля деятельности данной группы сотрудников являются: аналитичность, последовательность, целостность восприятии, практичность, рациональность и эмоциональная стабильность.
Результаты по типам идентичности следующие: когнитивно-функциональная - 10%, аффективно-функциональная - 20%, функциональная - 10% и полная идентичность - 60% (для расчетов мы брали 10 человек за 100%).
Таким образом, большинство сотрудников понимают и осознают то, зачем они находятся в организации, выполняют все организационные и принимают ценности, но не чувствуют себя в организации хорошо.
2. Результаты исследования 10 сотрудников юридического отдела.
(Приложение 14).
По ММРI. Можем судить о депрессивных тенденциях (повышенные показатели по 2 и 6 шкалам и пониженный показатель по 9 шкале). Можно говорить о дисгармоничности - одновременное существование депрессивных тенденций и аффективной ригидности. Трудности испытывают в межличностных отношениях (остро воспринимают социальную несправедливость, подозрительные - ожидают недобросовестной и некачественной деятельности от окружающих людей), также установка в деятельности - избегание неудач. Ориентированы на внутренние критерии, не присутствует активности контактов, отличаются своеобразием логики и мышления (повышенный показатель по 8 шкале.) Пониженные показатели по 9 шкале также говорят о снижении активности и о недостатке побуждений.
Таким образом, можно говорить о снижении активности, побуждений и склонности к депрессивным тенденциям, судит о склонности к депрессивным тенденциям. Не совсем благоприятное эмоциональное состояние сотрудников подтверждается результатами САН, где 3,81 4; 4,054 и 4,34 соответственно (4 является средним баллом шкалы, с которым сравниваем полученные показатели, если значительно больше 4, то можно говорить о благоприятном состоянии человека Среднее статистическое значение расположено в диапазоне от 5 до 5,5).
Говоря о социальных аспектах профессиональной деятельности данной группы исследуемых, можно сказать о превалировании таких тенденций в поведении и во взаимодействии с окружающими, как компромисс - 5,7 (подтверждается и данными ММРI) и приспособление -4,9. Таким образом, представители данной группы стремятся к ситуациях выбора или кризисных ситуациях находить альтернативу удовлетворения своих интересов и общих, а иногда и готовы принести в «жертву» собственные интересы ради общего результата..
Социальный тип личности и его свойства (личностные качества и профессионально важные качества) определяли с помощью методики Кейрси. Для данной группы исследуемых получили следующий тип личности INTJ - «ученый», который характеризуется такими личностными качествами, как сдержанность, самостоятельность, логичность, способность анализировать и теоретизировать, эрудированность профессиональными - творческие пристрастия, независимость, принципиальность.
Рассмотренные нами стили деятельности, опосредованные латеральностью, при помощи методик: ИСДОЛ и фигурный тест показали следующие результаты. Представленность, соотношение стилей деятельности этой группы сотрудников было за явным преимуществом индуктивно-тактического стиля деятельности (5,9). Уровень представленности стилей мы выявляли при помощи методики «фигурный тест» результаты которой следующие: количество ошибок - 0,3 и затраченное время выбора равно 28,7 секунда. Эти показатели мы сравниваем со следующими средними значениями:
стиль деятельности
количество ошибок
время выбора (с)
ИС
0,2
20
ДС
1
60
ИТ
0,3
30
ДТ
2,01
90
Би-С
0,35
10
Би-Т
1,5
70
После чего можно делать вывод об уровне представленности признаков индивидуального стиля.
В данном случае у данной группы сотрудников высокий уровень представленности признаков индуктивно-тактического стиля деятельности (полученные показатели 0,3 и 28,7 выше средне представленных).
Таким образом, характеристиками стиля деятельности данной группы сотрудников являются: развитость воображения, способность к абстракции, аналитичность, преимущественным речемыслительным стилем является формально-грамматический принцип классификации. В речи преобладают сложные конструкции, имеет место неустойчивость психической активности, снижена межличностная чувствительность - более комфортно себя чувствуют в знакомой ситуации. Самоуверенность сочетается с недостатком интуиции. Последние свойства могут приводить к трудностям в обучении.
Результаты по типам идентичности следующие: когнитивно-функциональная - 40%, аффективно-функциональная - 20%, функциональная - 30% и полная идентичность - 10% (для расчетов мы брали 10 человек за 100%).
Таким образом, большинство сотрудников понимают и осознают то, зачем они находятся в организации, выполняют все организационные и принимают ценности, но не чувствуют себя в организации хорошо.
Результаты 7 сотрудников управляющего звена были следующими. (Приложение 15).
По ММРI. Низкие показатели по шкалам 1 и 7 говорят о низком уровне тревожности, о решительности, гибкости поведения, быстрое принятие решений в трудных ситуациях также характерно для этих людей. Умеренные показания сочетающихся шкал 6 и 9 говорят о последовательности и целенаправленности деятельности, отличительной способностью является эффективность выполнения заданий. Также можем говорить о присутствии тенденции - демонстрировать свое превосходство (сочетание 4, 6, 9 шкал). Для людей такого профиля характерно: уверенность вы своих принципах, рациональный склад ума, устойчивость к стрессу, склонность к соперничеству. Также характерна активная личностная позиция, высокая поисковая активность (умеренный пик по 4 шкале).
Благоприятное эмоциональное состояние сотрудников подтверждается результатами САН, где 4,64; 5,84 и 4,64 соответственно (4 является средним баллом шкалы, с которым сравниваем полученные показатели, если больше 4, то можно говорить о благоприятном состоянии человека).
Говоря о социальных аспектах профессиональной деятельности данной группы исследуемых, можно сказать о превалировании таких тенденций в поведении и во взаимодействии с окружающими, как сотрудничество - 8,0 и соперничество - 6,6. Таким образом, представители данной группы настроены на учет интересов другой стороны, но при этом с большим упорством способны отстаивать свои собственные интересы.
Социальный тип личности и его свойства (личностные качества и профессионально важные качества) определяли с помощью методики Кейрси. Для данной группы исследуемых получили следующий тип личности ENTJ - «фельдмаршал»,который характеризуется такими личностными качествами, как логичность, последовательность, энергичность, самоуверенность, целеустремленность, практичность и профессиональными - склонность к поиску закономерностей, схем, моделей различных технологий, ориентированность на карьеру, работоспособность, умение выполнять роль руководителя.
Рассмотренные нами стили деятельности, опосредованные латеральностью, при помощи методик: ИСДОЛ и фигурный тест показали следующие результаты. Представленность, соотношение стилей деятельности этой группы сотрудников было за явным преимуществом индуктивно-стратегического стиля деятельности (7,0). Уровень представленности стилей мы выявляли при помощи методики «фигурный тест» результаты которой следующие: количество ошибок - 0 и затраченное время выбора равно 14,1 секундам. Эти показатели мы сравниваем со следующими средними значениями:
стиль деятельности
количество ошибок
время выбора (с)
ИС
0,2
20
ДС
1
60
ИТ
0,3
30
ДТ
2,01
90
Би-С
0,35
10
Би-Т
1,5
70
После чего можно делать вывод об уровне представленности признаков индивидуального стиля.
В данном случае у данной группы сотрудников высокий уровень представленности признаков индуктивно-стратегического стиля деятельности (полученные показатели 0 и 14,1 выше средне представленных).
Таким образом, характеристиками стиля деятельности данной группы сотрудников являются: аналитичность, последовательность, целостность восприятии, практичность, рациональность и эмоциональная стабильность.
Результаты по типам идентичности следующие: когнитивно-функциональная -28,6%, и полная идентичность - 71,4% (для расчетов мы брали 7 человек за 100%).
Таким образом, большинство характеризуются тремя положительными соответствиями по всем трем аспектам рассматриваемого явления. Сотрудник понимает, зачем существует организация в целом, зачем он сам находится в организации, выполняет свои функции, совмещая при этом реализацию собственных и организационных целей, и испытывает в связи с этим позитивные эмоции.
2.3.2 Обсуждение
1. Сотрудники операционального отдела имеют следующую картину индивидуального стиля деятельности (преимущественные социально-личностные и когнитивные свойства): решительность, относительно устойчивая активность, гибкость поведения, быстрое принятие решений в трудных ситуациях, постоянство интересов и установок, благоприятное эмоционально состояние, пунктуальность, чувство долга, четкость следования нормам и правилам поведения, последовательность и целенаправленность деятельности, тщательность в работе, организованность, плановость, практичность, предпочтение четких целей, взаимодействие с окружающими на основе сотрудничества. В целом, самодостаточные, эмоционально стабильные экстраверты- аналитики. Также высокая результативность построения программы действий и организации ее выполнения (минимальная затрата времени и количество ошибок).
В соответствии с предъявляемыми им требованиями (на основании должностных инструкций): коммуникабельность, эмоциональная гибкость, ответственность, оперативность, взаимодействие с другими отделами и сотрудниками, отчетность о своей деятельности вышестоящим по должности сотрудникам, быстрое и правильное умение классифицировать вид вклада, платежа и т.д., анализ и соотнесение исходных параметров (клиента) с возможностями банка.
Таким образом, мы видим, что все предъявленные требования должности отражаются в особенностях личностно-социальных и когнитивных свойствах сотрудников данного отдела.
2. Сотрудники юридического отдела имеют следующую картину индивидуального стиля деятельности (преимущественные социально-личностные и когнитивные свойства): сдержанность, самостоятельность, принципиальность, независимость, самоуверенность сочетается с недостатком интуиции (последние свойства могут приводить к трудностям в обучении), логичность, способность анализировать тереотизировать, недостаточная активность, не совсем благоприятное эмоциональное состояние, склонность к апатии (депрессивные тенденции), трудности в межличностных отношениях - ориентированность на внутренние критерии, подозрительность в недостаточной компетенции окружающих, особенно находящихся выше по рангу, снижена межличностная чувствительность - более комфортно себя чувствуют в знакомой ситуации развитость воображения, способность к абстракции, аналитичность, преимущественным речемыслительным стилем является формально-грамматический принцип классификации. В речи преобладают сложные конструкции, имеет место неустойчивость психической активности.
В соответствии с предъявляемыми им требованиями (на основании должностных инструкций): высокая работоспособность, готовность к самообучению, ответственность, адекватная самооценка, активность профессиональных проявлений, умение убеждать, эмоциональная гибкость (разъяснять сотрудникам компании правовые документы), тщательность в работе с правовыми документами, способность анализировать и сопоставлять с условиями жизненной ситуации, проявлять профессиональную активность (быть в курсе последних изменений нормативно-правовых документов).
Таким образом, мы видим, что все предъявленные требования должности только частично отражаются в особенностях личностно-социальных и когнитивных свойствах сотрудников данного отдела. В основном свойства когнитивного стиля сотрудников соответствуют требованиям, что нельзя сказать о социально-личностных характеристиках этих сотрудников.
3. Сотрудники-начальники отделов имеют следующую картину индивидуального стиля деятельности (преимущественные социально-личностные и когнитивные свойства): решительность, гибкость поведения, устойчивость к стрессу, энергичность, активная личностная позиция и высокая поисковая активность, быстрое принятие решений в трудных ситуациях, последовательность, целенаправленность деятельности, способность эффективно выполнять задания, уверенность в своих принципах, рациональный склад ума, логичность, последовательность, практичность, склонность к поиску закономерностей, схем, моделей различных технологий, ориентированность на карьеру, работоспособность, умение выполнять роль как руководителя, так и подчиненного.
В целом, самодостаточные, эмоционально стабильные экстраверты- аналитики. Также высокая результативность построения программы действий и организации ее выполнения (минимальная затрата времени и количество ошибок).
В соответствии с предъявляемыми им требованиями: коммуникабельность, стрессоустойчивость, эмоциональная гибкость, корпоративность (способность адаптироваться к принятому в компании стилю поведения, общения и т. п.), обучаемость, умение убеждать, разумная сбалансированность позиции руководителя и подчиненного, умение взять на себя ответственность, высокая работоспособность, самостоятельность в работе, анализ перспективы финансового рынка, организаторские способности, способность реализации на практике проектов (адекватный выбор проектов).
Таким образом, мы видим, что все предъявленные требования к руководителям максимально отражаются в особенностях личностно-социальных и когнитивных свойствах сотрудников - начальников отделов.
Выводы

1. Нами были рассмотрены структурные единицы индивидуального стиля деятельности - социально-личностные и когнитивные свойства - работников юридического отдела, операционального отдела и руководителей отделов.
Таким образом, предъявляемые требования к руководителям и сотрудникам операционального отдела максимально отражаются в особенностях их личностно-социальных и когнитивных свойств, чего нельзя сказать о сотрудниках юридического отдела, предъявляемые им требования должности только частично отражаются в особенностях личностно-социальных и когнитивных свойствах сотрудников данного отдела. В основном свойства когнитивного стиля сотрудников соответствуют требованиям, а не личностно-социальные их характеристики.
Также в этих данных находится подтверждение частная гипотеза1: сотрудники представленных отделов в связи с особенностями (спецификой) каждого направления имеют различную структуру индивидуального стиля деятельности, то есть различную систему когнитивных и социально- личностных свойств.
2. Показатели полной идентичности выше у тех групп исследуемых сотрудников, у кого наблюдается максимальное соответствие индивидуального стиля деятельности с требованиями должности занимаемой ими в структуре банка. Самый высокий уровень указанного соответствия наблюдается у начальников отделов и их показатель полной идентичности равен - 71,4%, преимущественный уровень соответствия выявлен у работников операционального отделов и их показатель равен 60% и показатель полной идентичности сотрудников юридического отдела равен лишь 10% и они имеют самый низкий уровень соответствия индивидуального стиля деятельности с требованиями должности, занимаемой ими в структуре банка.
Таким образом, подтверждается частная гипотеза 2: чем выше уровень соответствия индивидуального стиля деятельности работника с требованиями, должности занимаемой им в структуре банка, тем выше показатель полной идентичности.
3. Показатели полной идентичности позволяют нам говорить об уровне эффективности работы отделов. Таким образом, самой эффективной является работа начальников отделов, средний уровень эффективности деятельности показывают сотрудники операционального отдела и низкий уровень эффективности выявлен у сотрудников юридического отдела.
Таким образом находит подтверждение выдвинутая нами общая гипотеза: сформированность индивидуального стиля деятельности работника в соответствии с требованиями должности, занимаемой им в структуре банка повышает эффективность работы данного финансового учреждения.
Рекомендации.
Хотелось бы обратить внимание руководителей на тот факт, что одна треть сотрудников не воспринимает эмоционально себя в организации, не принимает ее ценности. Особое внимание хочется обратить на юридичесикй отдел как представителя вспомогательного структурного блока организации. Возможно, их эмоциональное не восприятии себя в организации связано с принижением значимости их работы, направленной на регулирование «жизнедеятельности» орнанизации, а не непосредственное достижение финансовых целей.
Стоит также задуматься руководителям об организационной культуре, об единых ценностях и целях компании и ее служащих, не меньше, чем о финансовых результатах работы. Ведь (как уже обозначалось в нашей работе) организации, которые в расчет берут показатели достижения личных целей сотрудников, помимо целей организации, и учитывают когнитивно-аффективно-поведенческую идентичность сотрудников занимаемой ими должностей в структуре организации и организации в целом, более успешны, чем организации, ориентированные только на финансовые цели.
А внимание отдела кадров хотелось бы привлечь в вопросу об необходимости дифференцированного подхода к кандидату на должность, с учетом его социально-личностных и когнитивных свойств, а не только стереотипных характеристик: образование, возраст, опыт работы.
В нашей работе мы показали важность учета выше обозначенных параметров для оптимального распределения «ролей» в структуре банка и эффективной работы сотрудников и функционирования организации в целом.

Список литературы

1. Алексеев А. А. Поймите меня правильно, или Книга о том, как найти свой стиль мышления /А А. Алексеев, Л. А. Громова/ Экономическая школа 1983 г.
2. Алешина Е. С. Соотнесение когнитивного стиля с индивидуальным стилем// тезисы научно-практического семинара. - Таллинн, 1986 г. С. 27-29.
3. Вяткин Б. А. индивидуальность человека: условия проявления и развития. Пермь,1988г. С.54-56.
4. Климов Е. А. Введение в психологию труда. :М., 1978г. С.39-41.
5. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы: из-во Казанского ун-та,1969г.
6. Конопкин О. А. Психологическая саморегуляция произвольной активности человека// Вопросы психологии, № 1, 1995 г. С.7-10.
7. Корнилова Т. В. психология риска и принятия решений:М.2003 г. С.37, 40-41.
8. Крегер О., Тьюсон Дж. Типы людей и бизнес. М., 1995 г. С.308-312.
9.Круглова И. Ф. психологическая проблема деятельности в условиях неопределенности // Вестник МГУ, сер. 14, Психология, № 3, 1979г.
10.Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности: М.,1986 г. С.168-185.
11. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции М.: Наука, 1987 г., с.17-24, 26-38.
12. Практикум по общей психологии / Под ред. Столяренко - Ростов, 2002 г. С. 368-369.
13.Самошкин И. С. Социальная идентичность как понятие и объяснительный принцип психологии: Ломоносов, 2001 г.
14. Теренть и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.