Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 26.04.2013.
Год: 2013.
Страниц: 21.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ЮРИДИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ»
ВАРИАНТ № 9
Екатеринбург
2012
Содержание:
Вопрос №
1
Судебно-психологиче кая
экспертиза в уголовном судопроизводстве.
Ответ:
Судебно-психологиче кая экспертиза -
профессиональное психологическое исследование
подозреваемого, обвиняемого, свидетеля,
потерпевшего и иных участников процесса,
направленное на получение достоверных
данных, имеющих правовое значение для
правильного разрешения дела1.
Судебно-психологиче кая
экспертиза один из видов судебных
экспертиз и, следовательно, одно из средств установления
истины в судопроизводстве, источник доказательств.
Экспертизу в уголовном
процессе принято называть судебной
независимо от того, в какой стадии
она производится2.
Процесс судебной экспертизы
в уголовном судопроизводстве регламентируется
статьями 195 - 207, 282, 283 УПК Российской Федерации,
а также отдельными статьями Федерального
закона от 31 мая 2001 № 73-ФЗ «О государственной
судебно-экспертной деятельности в Российской
Федерации».
Основная задача судебно-психологичес ой экспертизы
сводится к оказанию помощи суду, органам
предварительного следствия в более глубоком
исследовании специальных вопросов психологического
содержания, входящих в предмет доказывания
по уголовным делам3.
Предметом судебно-психологичес ой
экспертизы в уголовном процессе являются
закономерности и особенности протекания
и структуры психических процессов (психической
деятельности), имеющие юридическое значение
и влекущие определенные правовые последствия.
Объектом судебно-психологической экспертизы
служит живой человек. Однако судебно-следственной
практике известны случаи проведения
судебно-психологиче кой экспертизы в
отсутствии человека, например, когда
он умер до суда. Посмертная экспертиза
осуществляется только по материалам
дела (протоколы допросов, письма, дневники,
записки, магнитофонные и видеозаписи
и др.)4.
Судебное разбирательство - центральная
стадия уголовного процесса, в которой
наиболее полно находят свою реализацию
конституционные принципы правосудия,
что является гарантией всестороннего и полного
исследования обстоятельств дела и вынесения
по делу законного и справедливого решения.
Именно в этой стадии в полную меру раскрывается
принцип состязательности сторон при
проведении всех процессуальных действий,
в том числе и при производстве экспертизы.
С учетом того, что структура судебного
разбирательства подразумевает четкую
последовательность в осуществлении процессуальной
деятельности, проблемы проведения судебной
экспертизы в этой стадии необходимо рассматривать
в непосредственной связи с целями и задачами
каждого этапа судебного разбирательства5.
Перед назначением судебно-психологической
экспертизы следует четко установить
повод для ее назначения, то есть
выявить факты, свидетельствующие
о необходимости этой экспертизы.
По уголовным делам о совершении преступлений несовершеннолетними
поводами для назначения судебно-психологичес ой
экспертизы служат признаки их отставания
в психическом развитии, безмотивность,
жестокость, избыточная демонстративность
их действий, признаки их педагогической
запущенности. Признаками отставания
в психическом развитии несовершеннолетнего
являются:
1) инфантильность поведения и
мышления (несоответствие поступков
и суждений возрастному уровню
данного лица, их детскость), неспособность
к самостоятельным умозаключениям;
2) несоответствие мотивов содержанию
и целям действий;
3) нарушение в целенаправленности
и критичности поведения;
4) неспособность к социальной
коррекции поведения. При наличии
всех этих признаков или одного
из них может быть вынесено постановление
о проведении судебно-психологичес ой
экспертизы, в котором должны быть поставлены
конкретные вопросы примерно в такой формулировке.
1. Имеются ли у данного лица
отклонения от нормального для
данного возраста уровня психического
развития и в чем они выражаются?
2. Можно ли на основе данных
психологии сделать вывод о
том, что имеющиеся у данного
лица отклонения в психическом
развитии препятствовали осознанию
им полностью (или частично) значения
своих общественно опасных действий?
3. В какой мере лицо могло руководить
своими действиями?
Перед судебно-психологичес ой экспертизой нельзя ставить
вопрос: нормальному уровню развития какого
возраста соответствует фактическое развитие
данного лица? Психическое развитие умственно
отсталого несовершеннолетнего принципиально
отличается от нормального уровня6.
Иногда поводами для назначения
экспертизы служат сомнения суда относительно
способности лица правильно воспринимать
существенные для дела обстоятельства
и давать о них правильные
показания.
Судебно-психологиче кая экспертиза может установить
индивидуальные особенности психики,
уровень абсолютной и разностной чувствительности,
особенности цветоощущений, объем восприятия,
особенности восприятия времени, движения
и пространственных качеств предметов
и явлений (пропорции частей предметов,
их пространственную ориентацию, размеры,
форму, удаленность, особенности рельефа).
Способность давать правильные
показания связана не только с
индивидуальными особенностями
ощущений и восприятия. Широкий диапазон
индивидуальных различий имеют и память, и мышление,
и воображение человека, такие особенности
личности, как внушаемость, склонность
к фантазированию.
Резко индивидуализирован
и процесс узнавания. Люди с повышенной
внушаемостью склонны к ложному узнаванию,
к различным
внушаемым дополнениям к своим представлениям.
Перед экспертом должны
быть поставлены вопросы, связанные с
выявлением у лиц конкретных психических
аномалий, существенных для уголовного
дела. Такими вопросами могут быть, например:
имеются ли у данного лица резко выраженные отклонения
в восприятии и понимании определенных
явлений; обладает ли лицо повышенной
внушаемостью; может ли слабое умственное
развитие данного лица быть причиной искажений
передаваемой им информации и т.п.
Перед экспертом нельзя ставить вопросы,
связанные с диагностикой ложности показаний
(например, опознал человека в действительности
предъявляемый объект или не опознал,
соответствуют ли его показания действительным
событиям).
При расследовании преступлений,
связанных с изнасилованием, эксперту-психологу могут быть
поставлены вопросы, связанные с установлением
беспомощного состояния потерпевшей.
Состояние беспомощности имеет разные
проявления и может быть вызвано разными
причинами: общая физическая слабость,
болезнь, алкогольное опьянение, отсутствие
возможности свободного волеизъявления,
малолетний возраст, неспособность правильно
оценивать ситуацию.
Перед судебно-психологичес ой экспертизой
в этих случаях могут быть поставлены
два вопроса: 1) находилась ли потерпевшая
в соответствующей ситуации в состоянии беспомощности;
2) могла ли потерпевшая, находясь в таком
состоянии, сознавать характер и значение
совершаемых с ней действий.
Не следует
ставить вопрос: могла ли потерпевшая
оказать сопротивление виновному? Несопротивляемость
обстоятельствам не означает согласия
с ними, их принятия. Беспомощность — это
и есть состояние, исключающее возможность
сопротивления.
Непонимание характера совершаемых
действий является одним из проявлений
беспомощности. Оно может быть обусловлено рядом обстоятельств:
1) хроническим психическим заболеванием;
2) временным аномальным состоянием
психики в момент совершения
с потерпевшей полового акта (в
связи с соматическим заболеванием,
состоянием фрустации, аффекта, стресса);
3) отставанием в психическом развитии;
4) возрастными и личностными
особенностями потерпевшей.
Обстоятельства первого
вида устанавливаются судебно-психиатрической
и судебно-психологичес ой экспертизой;
обстоятельства второго вида — комплексной
судебно-психиатриче кой и судебно-психологичес ой
экспертизой или медико-психологическ й
экспертизой; обстоятельства третьего
и четвертого видов — судебно-психологичес ой
экспертизой.
Половая зрелость потерпевшей
должна устанавливаться комплексной
медико-психологичес ой экспертизой7.
В практике деятельности следователя и
суда наиболее часто применяется психологическая
экспертиза физиологического аффекта.
Аффект – эмоциональный компонент субъективной
стороны преступления. Аффект (волнение,
переживание) – состояние сильного душевного
волнения. Эмоциональный процесс, быстро
овладевающий человеком, протекающий
бурно, со значительным изменением сознания
и нарушением волевого контроля за действиями
(утратой самообладания). Он развивается
в критических условиях при неспособности
субъекта найти адекватный выход из неожиданно
сложившейся ситуации8.
Сильное душевное
волнение замедляет не связанные
с ним психические процессы: внимание
концентрируется на источнике чувств
(гнева, обиды, отчаяния), иные детали обстановки
вообще не попадают в поле сознания либо носят характер случайно
запомнившихся. Для этого состояния характерно
сужение сознания (человек не замечает,
что происходит вокруг, он видит только
обидчика), в результате чего ослабляются
его критические возможности, сокращается
стадия борьбы мотивов, память сохраняет
только переживания, связанные с содержанием
аффективного действия9.
Аффект чаще
всего возникает у неуравновешенных,
слабохарактерных людей. Внешне он может
проявляться в чрезмерной активности,
даже агрессии или, наоборот, в задержке
движений, оцепенении. Сильное
возбуждение распространяется и на механизм
физиологической регуляции, эмоций. Человек
краснеет или бледнеет, его движения скованы
или хаотичны, речь прерывиста.
С целью определения
аффекта у обвиняемого (подсудимого)
назначается судебно-психологичес ая или комплексная
судебная психолого-психиатрич ская экспертиза.
Для решения вопроса,
находилось ли лицо в аффективном
состоянии, выясняют: характер аффективной
ситуации; индивидуально-психол гические
особенности личности; психофизиологическое
состояние лица накануне событий; действия
субъекта в момент аффекта, включая двигательные
реакции, мимику, речь, поведение лица
сразу же после совершения тех или иных
действий, его реакцию на слова окружающих,
отношение к своему поведению и его последствиям10.
Перед судебно-психологичес ой экспертизой ставится
один вопрос: находилось ли лицо в момент
совершения противоправного действия
в состоянии физиологического аффекта,
спровоцированного неправомерными
действиями потерпевшего? Поскольку физиологический
аффект нельзя воспроизвести повторно,
его экспертное исследование осуществляется
посредством ретроспективного анализа
и анализа остаточных, следовых явлений.
Предоставляемые эксперту-психологу
материалы уголовного дела должны быть
достаточными для:
1) анализа личностных особенностей
обвиняемого;
2) определения причин возникновения
аффекта;
3) определения начального момента
возникновения данного эмоционального
состояния в ситуации взаимодействия
обвиняемого с потерпевшим;
4) реконструкции динамики развития и угасания данного состояния.
Таким образом, поводами для назначения
судебно-психологичес ой экспертизы
могут быть любые фактические
данные, имеющие отношение к решению
тех или иных спорных вопросов,
входящих в компетенцию суда, которые
требуют
психологического объяснения, психологической
диагностики различных проявлений психики
лиц, проходящих по уголовным делам.
Наряду с четырьмя группами поводов
обязательного назначения судебно-психологичес ой
экспертизы выделяются три группы факультативных (необязательных)
поводов для назначения данной экспертизы.
Установление авторства письменного документа по психологическим особенностям (психолого-лингвисти еская экспертиза).
Письменные
документы являются одним из объектов
исследования в судопроизводстве. Может
быть назначена не только почерковедческая,
но и психолого-лингвистич ская экспертиза.
Письменный документ может быть составлен
лицом не по своей воле, а по принуждению
— под диктовку другого лица. При этом
документ несет в себе «следы психики»
данного лица, признаки его личностных
речевых особенностей. Экспертиза таких
признаков осуществляется экспертами-психолинг истами.
В процессе исследования выявляются позиции,
ориентации, доминирующая направленность
автора письменного текста, его эмоционально-выразит льные
и семантико-стилистиче кие особенности
(характер содержания текста, его лексические
и стилистико-конструкт вные особенности,
социальные, возрастные, национальные,
региональные признаки). В речи проявляется
уникальный, индивидуальный своеобразный
комплекс психических особенностей индивида
— вербальный стереотип11.
2. Установление непатологического
психического состояния лица, предрасполагающего
к самоубийству.
В соответствии с уголовным
законом покушение человека на лишение
жизни
самого себя не влечет уголовной ответственности.
Но лица, виновные в доведении человека
до самоубийства, несут строгую уголовную
ответственность (ст. 110 УК РФ). Основными
признаками состава этого преступления
являются: зависимость потерпевшего от
обвиняемого (подозреваемого);жес окое
обращение с ним; систематическое унижение
человеческого достоинства потерпевшего,
а также систематическая травля, клевета.
Самоубийство (суицид) — чрезвычайный,
трагический акт в жизнедеятельности
человека, при котором травмирующие психику
обстоятельства по своей силе превосходят
даже самый сильный человеческий инстинкт
— инстинкт самосохранения.
Самоубийства совершаются на фоне
двух разновидностей остроконфликтных
психических состояний: на фоне глубокой
депрессии, обусловленной крушением основных личностных
ценностей, утратой смысла жизни, субъективно
трактуемой безвыходностью положения,
или в результате внезапно возникшего
аффекта, фрустации, связанных с личностно-аварийной
ситуацией. Суицид может быть вызван и
длительным накоплением отрицательных
эмоций в крайне неблагоприятных условиях
жизни, в результате психопатизации личности
(в этих случаях назначается комплексная
психолого-психиатри еская экспертиза).
Изучение психического состояния личности
в случаях завершенного самоубийства
крайне затруднено. Оно оценивается в
комплексе имеющихся по делу обстоятельств.
3. Расследование происшествий, связанных
с использованием техники (автотранспортных,
авиационных, железнодорожных, водно-транспортных
происшествий, аварий на производстве. Выделяют следующие
обстоятельства, являющиеся основанием
для назначения и проведения психологической
экспертизы при вменяемости обвиняемого
(подозреваемого), свидетеля, потерпевшего:
отставание в уровне психического развития
от возрастной нормы; перенесенные или
имеющиеся психические заболевания и
состояния; перенесенные или наличные
соматические заболевания, особенно инфекционные,
хронические или неизлечимые; присутствие
в чертах личности особенностей, свидетельствующих
об особой неуравновешенности, эмоциональности
или афессивности, странностях в таких
психических процессах, как восприятие,
воображение, внимание, запоминание или
воспроизведение, мышление; асоциальное
поведение потерпевшего, провоцирующее
на совершение преступления; наличие отдельных
признаков, предполагающих возможность
сильного душевного волнения правонарушителя;
непонимание или ненадлежащая оценка
социальной и нравственной сущности и
значимости своих действий; сомнения в
правдивости, исходя из личности свидетеля
и потерпевшего и характера ситуации,
данных показаний; несоответствие установленных
мотивов преступления характеру содеянного;
сомнение в подлинном авторстве письменного
текста; сомнение в мотивах самоубийства,
инсценировки самоубийства.
Указанные обстоятельства являются объективными, т. е.
существующими реально и вне зависимости
от субъекта правоохранительной деятельности.
Однако они должны быть восприняты этим
субъектом (следователем, прокурором,
судьей и др.), проанализированы и оценены
именно как основания для назначения экспертизы.
Здесь сказываются уровень теоретических
знаний, личный, профессиональный и жизненный
опыт субъекта правоохранительной деятельности,
позволяющие определить адекватность
действий личности характеру ситуации12.
Экспертиза должна назначаться и проводиться
своевременно, как только возникли вопросы,
для разрешения которых требуются специальные
познания, и достаточно полно собраны
материалы, необходимые для составления
заключения. Судебная экспертиза производится
в строгом соответствии с процессуальным
законодательством. Основанием для производства
судебной экспертизы при рассмотрении
уголовного дела служит определение суда
(постановление судьи), в котором должно
быть указано: кому поручается производство
экспертизы (экспертному учреждению или
лицу, не являющемуся работником такого
учреждения), какие вопросы ставятся на
разрешение эксперта, какие материалы
представляются ему для исследования.
Обвиняемый вправе заявить эксперту отвод,
просить о назначении эксперта из числа
указанных им лиц, ставить вопросы эксперту,
присутствовать (с разрешения следователя)
при производстве экспертизы и давать
объяснения, знакомиться с заключением
экспертизы. В судебном заседании аналогичными
правами пользуются и другие участники
процесса13.
В постановлении следователя, определения
суда о назначении судебно-психологичес ой
экспертизы в описательной части излагаются
обстоятельства дела, указываются те признаки
в поведении лица, его характерологические
особенности, которые рассматриваются
в качестве повода для назначения экспертизы.
Судебно-психологиче кие экспертизы
проводятся комиссией экспертов
или одним экспертом. Компетентность
эксперта заключается в наличии
высшего специального психологического
образования, опыта преподавания психологии
или опыта экспертной деятельности в качестве
эксперта-психолога. Судебно-психологичес ие
экспертизы целесообразно проводить в
высших учебных заведениях, имеющих специалистов
в области психологии (общей и специальной).
В уголовном процессе роль психолога
очень велика, и не только при необходимости
проведения экспертизы. Лицо, обладающее
знаниями и навыками по указанному предмету,
может быть привлечено к участию в процессе
и в качестве специалиста для содействия
следователю и суду в обнаружении, закреплении
и изъятии доказательств, а также для оказания
иной помощи.
В уголовном процессе России эксперт
появляется в первой - подготовительной
части судебного разбирательства.
Прежде всего, выясняется вопрос о явке эксперта и
причинах неявки, если эксперт не прибыл
в суд (ст. 262 УПК России), возможности применения
к нему мер процессуального принуждения.
Председательствующи далее разъясняет
участникам процесса их право заявить
отвод эксперту в соответствии с требованиями
ст. 70 УПК России; здесь же объявляется
фамилия эксперта, его специальность,
образование и другие имеющиеся данные
о нем (ст. 266 УПК России). В соответствии
со ст. 269 УПК России эксперту разъясняются
его права, предусмотренные ст. 57 УПК Российской
Федерации, и он предупреждается об ответственности
за дачу заведомо ложного заключения по
ст. 307 УК Российской Федерации (в случае,
если эксперт не участвовал в производстве
экспертизы на предварительном расследовании).
На этой стадии судебного разбирательства
актуальна проблема установления «статуса»
эксперта: если эксперт ранее участвовал
в данном деле в досудебном производстве,
его статус уже определен в связи с вынесением
следователем постановления о назначении
экспертизы. Если же эксперт впервые приглашен
для участия в этом деле, требуется вынести
специальное постановление о назначении
экспертизы, чтобы он мог участвовать
в исследовании доказательств, относящихся
к предмету экспертизы14.
В подготовительной
части судебного разбирательства
эксперт может заявить отвод
переводчику в случае некомпетентности
последнего, если переводчик приглашен
для осуществления перевода эксперту
(ч. 2 ст. 69 УПК России), связанные с реализацией
его прав, предусмотренных ст. 57 УПК России.
Производство
судебной экспертизы на судебном следствии
производится по общим правилам, установленным
главой 27 (статьи 195 - 207) и ч. 3 ст. 283 УПК России,
но есть и специальные правила, относящиеся
только к производству экспертизы на судебном
следствии: судебная экспертиза назначается
по ходатайству сторон или судом по собственной
инициативе (ч. 1 ст. 283 УПК Российской Федерации);
соблюдается определенный порядок постановки
вопросов эксперту (ч. 2 ст. 283 УПК России);
повторная либо дополнительная экспертиза
назначается при наличии противоречий
между заключениями экспертов, которые
невозможно преодолеть в судебном разбирательстве
путем допроса экспертов (ч. 4 ст. 283 УПК
России).
Производство
судебной экспертизы на судебном следствии
возможно в одном из следующих
случаев: если в ходе предварительного
расследования экспертиза не проводилась,
хотя к этому были основания - обязательное
назначение судебной экспертизы (ст. 196
УПК России) или, исходя из обстоятельств
дела, необходимы были специальные познания;
в ходе судебного следствия при исследовании
доказательств возникли объективные потребности
в назначении судебной экспертизы15.
Эксперт может
участвовать в процессуальных действиях
и задавать вопросы подсудимому,
потерпевшему и свидетелям, относящиеся
к предмету судебной экспертизы (п.
3 ч. 3 ст. 57 УПК России).
Согласно
ч. 2 ст. 283 УПК России, после выяснения
всех обстоятельств дела, имеющих значение
для дачи заключения, председательствующий
предлагает прокурору, подсудимому, его
защитнику, другим участникам судебного
заседания представить в письменном виде
вопросы, которые они желают поставить
на разрешение эксперта. Далее все вопросы
оглашаются, и по ним заслушиваются мнения
участников судебного разбирательства.
Суд отклоняет те из вопросов, которые
не имеют отношения к делу, формулирует
вопросы, которые будут вынесены на разрешение
эксперта, добавив в случае необходимости
вопросы, задаваемые судом по собственной
инициативе. При этом суд может переформулировать
вопросы, инициируемые участниками судебного
разбирательства или поставленные перед
экспертами в процессе предварительного
следствия, по собственному усмотрению.
Эксперт может заявить ходатайство об
отклонении тех или иных вопросов с указанием
причин этого отклонения, а также об изменении
формулировки вопросов.
О назначении
экспертизы суд выносит определение,
в котором помимо вопросов, выносимых
на разрешение экспертизы, указывается,
какие вопросы, представленные участниками
судебного разбирательства, судом были
отклонены и каковы мотивы отклонения
(ч. 2 ст. 283 УПК России). Определение о назначении
экспертизы должно выноситься только
в совещательной комнате и оформляться
отдельным документом, копия которого
выдается эксперту.
Содержание
определения суда о назначении экспертизы
специально не регламентировано, однако
по общему смыслу процессуального закона
оно аналогично содержанию постановления
следователя о назначении экспертизы.
Если произвести экспертизу в судебном
заседании невозможно, суд может вынести
определение о проведении экспертизы
в экспертном учреждении и направить туда
все необходимые материалы 16.
При рассмотрении
уголовного дела в апелляционном порядке,
согласно ст. 365 УПК, экспертиза назначается
по тем же правилам, что и при производстве
в суде первой инстанции. При рассмотрении
уголовного дела в кассационном порядке
(ч. 4 ст. 377 УПК) суд вправе по ходатайству
стороны непосредственно исследовать
доказательства в соответствии с требованиями
гл. 37 «Судебное следствие» УПК, включающей
и возможность назначения судебной экспертизы.
При рассмотрении уголовного дела в надзорном
порядке суд не вправе назначать экспертизы17.
Получив решение суда, эксперт приступает
к исследованию и составлению
письменного заключения. В ряде случаев
эксперт может заявить суду обоснованные
ходатайства о: предоставлении ему
отдельного помещения и лабораторного
оборудования; дополнительных материалов и сравнительных
образцов; производстве дополнительных
судебных действий для уточнения исходных
данных; привлечении к производству экспертиз
других экспертов; самоотводе (при наличии
к тому оснований). Производство исследования
возможно и в экспертном учреждении, где
работает эксперт18.
Таким образом, роль судебных экспертиз в судопроизводстве
стремительно возрастает. Судебная экспертиза
является одним из наиболее эффективных
познавательных средств в уголовном процессе
и основным каналом внедрения в сферу
уголовного судопроизводства новейших
достижений науки и техники. Производство
экспертизы в суде в отличие от проведения
экспертизы на предварительном следствии
имеет определенные преимущества, обусловленные
непосредственностью судебного процесса,
когда эксперт может выяснить существенные
обстоятельства о происхождении и причинах
различных изменений вещественных доказательств,
об условиях отбора сравнительных образцов.
В результате значительно расширяются
возможности и повышается достоверность
решения поставленных перед экспертом
вопросов.
Вопрос № 2
Особенности
коммуникативной деятельности адвоката.
Ответ:
Профессиональная
деятельность юриста связана с речью.
Умение общаться -профессионально значимое
качество юриста. Коммуникативная
деятельность - информационное взаимодействие
общающихся лиц. Коммуникация должна быть
эффективной, способствовать достижению
целей участников общения19.
Слово «адвокат»
происходит от латинского advocatio, означающего
«призывать на помощь». Адвокаты —
это люди, профессиональный долг которых
— оказывать юридическую помощь
гражданам и организациям.
Адвокату для
успеха в профессиональной деятельности
необходимы развитые коммуникативные
способности, обеспечивающие эффективное
профессиональное общение. Они включают
в себя: способность устанавливать психологические
контакты, поддерживать их; проницательность,
способность понимать внутренний мир
другого человека; способности к сотрудничеству,
достижению компромисса, разрешению конфликтных
ситуаций; свободное владение вербальными
и невербальными средствами общения.
Профессия адвоката
предполагает коммуникации с самыми
разными людьми, популярность, авторитетность,
надежность ее представителей.
Коммуникативная
сторона общения представляет собой
процесс обмена информацией, который
осуществляется с помощью вербальных
и невербальных средств коммуникации.
По манере речевого поведения собеседника адвокат может
судить об образованности человека, иногда
- об особенностях мышления, характере,
его психическом состоянии в данный момент.
Но общение не ограничивает словами. Психологами
установлено, что 60-80 % коммуникаций осуществляется
за счет невербальных средств общения
– мимики, жестов, поз20.
Деятельность
адвоката в значительной степени
обусловливается спецификой его
социально-психологи еской роли. Судебная
защита — конституционное право
гражданина. При помощи защитника
обвиняемый (подсудимый) получает возможность
более полно использовать принадлежащие
ему процессуальные права, активно участвовать
в исследовании собранных по делу материалов,
оспаривать и опровергать предъявленное
ему обвинение, доказывать меньшую степень
своей юридической ответственности21. Адвокат не может соглашаться
с обвинением, в этом случаев он превращается
в обвинителя.
Успех адвоката
во многом зависит от умелого обращения
с людьми, от правильного подхода
к подзащитному, от взаимодействия
с судом, следователем, прокурором. Большую роль в этом
играет организаторская деятельность
адвоката; подготовка к процессу, составление
плана, осуществление приемов и методов,
выработанных адвокатской практикой и
профессиональным опытом. Своевременная
подготовка к защите, продуманная линия
ее осуществления, составленный план —
все это дает возможность четко формулировать
свое мнение в суде, правильно ориентироваться
в различных ситуациях, устранять недоразумения
и неточности, а также вносить в ранее
составленный план поправки по ходу выявления
новых обстоятельств. Адвокат должен досконально
продумать все те вопросы, которые необходимо
выяснить как в подготовительной части
судебного заседания, так и в ходе судебного
следствия.
Он должен
хорошо знать личность подзащитного,
его психологию, мотивы преступления,
причины и условия, способствовавшие совершению
преступления. Только изучив, проанализировав
и сделав выводы о личности подзащитного,
логически продумав свою линию защиты,
адвокат может достичь успеха в суде.
Деятельность
защитника порождает конфликтные
ситуации, не свойственные профессии следователя,
прокурора, судьи. Любой из участников
процесса всегда вправе определить свою
позицию по делу соответственно своему
внутреннему убеждению. Защитник же в
некоторых случаях вынужден поступиться
внутренним убеждением: он не может отказаться
от защиты, как бы ни были противны его
нравственному чувству характер преступления,
личность и позиция подзащитного. Интересы
подзащитного оказываются нередко выше
интересов истины22.
Заключив соглашение на защиту прав доверителя
на предварительном следствии (как правило,
с родственниками подозреваемого), адвокат
должен быть допущен к участию в уголовном
деле. В значительной степени безошибочность
правильного выбора адвокатом позиции
по защите зависит от степени психологического
контакта, доверия между ним и подзащитным,
установившегося во время первых встреч.
Знакомясь, опытный адвокат сначала расскажет
о себе, и лишь затем расспросить собеседника.
Обязательно следует поинтересоваться
здоровьем задержанного, его самочувствием23.
Следующим этапом
в становлении взаимопонимания
между адвокатом и подзащитным
может быть выяснение обстоятельств
дела. Это очень интерес и т.д.................