Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат От Пифагора к Платону: становление образа античного космоса
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 26.04.2013.
Год: 2013.
Страниц: 9.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание:
Введение.
Космос Пифагора, как философия числа.
Космос Платона.
Заключение.
Литература.
Введение.
Меня чрезвычайно заинтересовала
тема становления античного космоса,
так как это направление античной
философии дало предпосылки такой важной
на сегодняшний день науке, как астрономия.
Эта наука имеет очень много знаний, накопленных
за всю свою долгую историю существования.
В наше время это область знаний ставится
наряду с медициной, физикой, химией
и многими другими науками и отраслями
человеческих занятий.
Космологией, как отдельной ветвью
мышления, интересовались издавна, а
именно был проявлен интерес к
вопросам происхождения мира и человека,
строения космоса и связанные
с этим проблемы человеческого бытия.
Первые объяснения о космосе были высказаны
философами в период античности (этот
период принято называть особым периодом
развития древней Греции и Рима, а также
тех земель и народов, которые находились
под их культурным влиянием). Одними
из первых были Пифагор и его ученики,
а именно ученики Пифагорейской школы.
Главным стержнем этого направления была
мифология, как и большинства направлений
античных времен. Позже было изложено
продолжение учений Пифагора Платоном.
Вообще важным этапом в идейном развитии
Платона оказалось именно влияние религиозно-этическог
учения, философии числа и космологии
пифагорейцев.
В своем реферате я постараюсь отразить,
кем и в какие периоды античности
были изложены мысли зарождения и
становления космоса.
Космос Пифагора,
как философия числа.
О Пифагоре говорят и
говорили очень много, но это имя,
его жизнь и учения с самых
глубин античности наполнены тайным
чувством и почти без какого либо
просвета. Главная мысль этих разговоров,
на мой взгляд, заключается в словах: «Он бог, и он простой выдумщик
и глупец». Скорее всего, о нем говорили
так, потому что его учение распространялось
в узком кругу, в религиозно-мистическ м
ордене, и оно было скрыто от народа. А
народ, как известно, считал, что кто говорил
о тайне – тот глубоко навыдумывал и превозносил,
а кто и просто высмеивал. Но в этом была
своя необходимость. Что-то действительно
надо скрывать, что-то существенное, значимое,
а не объединяться ради простой любви
к тайнам обсуждениям своих выдумок. Сейчас
многие понимают, что это не было глупостями
- иначе бы, уже все о Пифагоре и его учении
забыли. А о нем думают и ломают голову
люди всех эпох и стран уже много столетий.
И то, что все-таки перестало быть тайным,
поистине и сейчас удивляет своей гениальностью,
своим ранним предвосхищением и возникновением.
Например, теоремы и основы математики,
идея шарообразности Земли, ее движения,
движения звезд, идеи о переселении душ
(за несколько столетий до индуистов).
И самым главным в его учениях считалось,
что числом можно было выразить любую
вещь. Оно принималось гармоничным, было
чем-то живым, мистичным. И также космос
и Вселенная Пифагора были гармоничны.
Гармония в понимании Пифагора
- это когда можно прибавить
одно к другому, и что-то получить
без всякого ущерба. Это результат,
а не хаос, когда все разрывается, и не
знаешь, что делать. Возможно, так, в высшем
смысле числа и были гармоничны, и могли
все выразить. И этот гармоничный и прекрасный
Мир, его формы и представления (сферы
планет) изливал постоянную, гармоничную,
сладостную музыку на людей постоянно.
Считалось, что расстояния сфер планет
пропорциональны, как и длины струн музыкальных
инструментов, и небесные тела на сферах
при движении производили гармоничное
звучание.
Понятно, что таковой путь к изучению
Мира был эмпирическим и абстрактным.
Искались особые числовые соотношения,
так и было открыто множество теорем. Но
полного отрицания "практики" возможно
и не было, и в ней ведь можно было найти
гармонию! Просто многого не дошло, а доказательство
шарообразности Земли, возможно, имело
и свои практические, наблюдательные предпосылки.
И вот, возможно, из великой любви к Миру,
из жажды выйти из хаоса и найти гармонию
(как и в современной науке) и еще из-за
чего-то, рождались в Пифагорейской школе
такие мысли и идеи. Многому тому, что до
нас дошло от Пифагора и его учеников,
мы обязаны уже позднему пифагорейцу Филолаю
(470-388 г. до н.э.), который написал, опять
же дошедшую до нас лишь во фрагментах
книгу "О природе", впервые обнародовавшую
пифагорейское учение. По всем источникам,
Пифагор и его братство, скорее всего не
писали книги, и тем более, открыто, в мир.
Тогда ведь была бы нарушена тайна. Но
дело в том, что при Пифагоре тайное братство
захватило власть во многих греческих
колониях Италии, эти земли они называли
Великой Грецией. Со смертью же Пифагора,
или постепенно после того, но тайное пифагорейское
братство потеряло внутренний огонь и
силу. В результате, в этих городах поднялось
восстание, и пифагорейцы были изгнаны
из городов. Центра не стало, и кто как
хотел, так и продолжал учение. Из этой
книги Филолая мы и узнаем достаточно
подробно о космической системе пифагорейцев,
и много чему есть удивляться! В частности,
это форма и движение Земли (в представлениях
же всех народов до этого – Земля была
неподвижным, плоским центром Вселенной).
По разным источникам об этом было сказано
в V в. Прошло немного времени, и она задвигалась
по орбите.
Первыми о вращении (вокруг собственной
оси) Земли, сказали, по-видимому, пифагорейцы
Гикет из Сиракуз и Экфант из Сиракуз.
От них остались всего около десятка скудных
античных воспоминаний и свидетельств.
Об Гикете позже писали: «Он считал, что
все небесные тела неподвижны, кроме Земли,
которая движется вокруг свой оси и от
этого и получаются все небесные движения
и явления». Идея могла возникнуть от мысли
об относительном движении (относительность
же – очень интересное свойство гармонии,
и чисел), или от наблюдательности, все
также говорящей об идеи относительности
(когда сам движешься, предметы все же
не движутся вокруг тебя). Но на самом деле
все и не так было просто: осевое движение
могло объяснить, в принципе, только одно
из наблюдаемых движений, например суточное
звездное. А об Экфанте говорили: «Он знал
правильное движение Земли вокруг собственного
центра с запада на восток (противоположное
небесной сфере), а также, что Земля расположена
в центре».
Но были у пифагорейцев и идеи,
что также сама Земля движется
по орбите и не является центром Мира.
И поэтому, в сочинении Филолая Земля была
"снесена" со своего центрального
положения и задвигалась по орбите. И этот
факт был оправдан: нет никаких сомнений
относительно того, что мы живем и наблюдаем
не в центре Вселенной: все равно мы удалены
от центра на половину радиуса Земли (т.к.
она шар, а если была бы плоской – то от
центра удалены края), и на нас это никак
не сказывается. Опустошенное центральное
место Вселенной было заполнено огнем,
Очагом Вселенной. Никто это место и не
мог лучше занять, чем огонь. Вспомните,
как ему поклонялись первобытные, он имел
своих богов, вспомните слово "огнепоклонники& uot;.
У пифагорейцев огонь – символ изменчивости
и постоянства, люди всегда видели в огне
и его свойствах что-то необычное, таинственное.
И сейчас он у многих людей наполняет душу
многим, мы любим, побыть у костра, у камина.
Огонь дает какое-то тихое сосредоточье
душе, успокоение душе, порождает в нас
гармонию, наполняет нас мыслями. Он и
стал Центром у Филолая.
Большое влияние на эту систему
мира, отраженную в сочинениях Филолая,
повлияла пифагорейская идея гармонии
сфер и магии чисел. У пифагорейцев священным
числом была десятка. Ее представляли
в виде некоего математического треугольника,
перед которым они всегда произносили
клятвы, она представлялась суммой первых
натуральных чисел 1+2+3+4, ее видели во всех
предметах Мира. Сам Филолай в одном из
сохранившихся фрагментов своего сочинения
писал об 10: "Произведения и сущность
самого числа надо рассматривать, согласно
потенции, которая заключена в декаде.
Ибо она великая, всесовершенная и всепроизводящая.
А без нее все безгранично, и неясно, и
невидимо. На самом деле, никому бы не была
бы ясна ни одна из вещей – ни в отношении
к самим себе, ни в отношении к другому,
если бы не было числа и его сущности. Ты
сможешь наблюдать природу и потенцию
числа имеющими силу не только в демонических
и божественных вещах, но во всех без исключения
человеческих делах и словах, и в ремеслах
во всех, и в искуствах, и в музыке. Ложь
во все овевает числа, ибо ложь враждебна
и супротивно природе, а истинна, свойственна
и порождена ради числа". Кто-то скажет,
что это близко к сумасшествию. Но на самом
деле к сумасшествию не близок поиск красоты,
восхищение чем-то, что объемлет все, как
и сейчас мы восхищены и удивлены многими
законами науки. И было бы очень прекрасно
и интересно, и должно быть, чтобы Космос
тоже наглядно включал в себя 10, становился
божественным, образующим магический
треугольник. Пусть столько будет обитателей
Космоса – 10. А их всего с Гестией девять,
- еще Земля, Луна, Солнце, Меркурий, Венера,
Марс, Юпитер и Сатурн, сфера звезд. Кроме
того, нужно было объяснить, почему мы
не видим Центральный Огонь и как он освещает
нас.
Так родилось новое светило –
Антиземля. Она закрывала от нас
Центральный Огонь, была десятой, а
не видим мы ее саму потому, что она
находится с противоположной
части Земли и обращена к ней всегда
одной стороной, и обращается вокруг Гестии
с Землей с одинаковой скоростью.
Такова была попытка
построить всецело гармоничный
космос у пифагорейцев, породившая
столько предвосхищающих будущее
идей. Многие скажут, что это было
глупо подчинять какой-то эмпирической идеи
составлять Мир. Но и сейчас мы не во многом
ушли от этого. Как и пифагорейцы, наука
"считывает&quo ;, определяет всю Вселенную
числом, обрисовывает ее механизмы и действия
формулами, математика – язык науки, вся
Вселенная, чтоб ее понять обрисовывается
абстрактно. Стоит лишь удивиться этим
законам и числам науки, как они обрисовывают
весь Мир, - и вы уже на пол пути к пифагорейству!
А удивлялись многие ученые ХХ века. Наконец,
этот дух поиска гармонии и красоты в Мире
отнюдь не чужд и нам. Любители астрономии,
первую очередь удивляются красоте неба,
ищут красивые туманности и галактики
и фотографируют их, поражаются расстояниям
до звезд, их представлением себе. Не были
пифагорейцы и Филолай и чужды представлению
вещественного Мира, ведь именно от них
и пошла атомистика, и еще об этом свидетельствует
ряд замечательных идей самих же пифагорейцев.
Многие думают, что
астрофизика началась с открытия
телескопа Галилеем, когда люди смогли разглядывать
природу небесных тел. Но на самом деле,
ее представления, "теоретические предпосылки",
зарождались уже в Древней Греции. О природе
небесных тел говорит и Филолай. Правда,
неизвестно, неизвестно, кроме Солнца,
Луны и Центрального Огня, какой природы
он представлял себе планеты и звезды.
Пусть Солнце Филолая уже не светит собственным
светом – оно стекловидно и отражает Огонь
в Космосе, просеивает к нам свет и тепло
Центрального Огня. Но главное, Луна у
Филолая землеобразна. Об этом говорили
и другие греки-философы, современники
Филолая. Ведь уже невооруженным глазом
на ней видны какие-то темные пятна. Но
главное она населена (в V в. до н.э. – вот
когда появилась идея жизни на других
планетах) как и наша Земля, такими же животными
и растениями, только более крупными и
более красивыми. В своей Вселенной Филолай
мог "населить" живыми существами
хоть все планеты, в отличии от других,
которым мешала центральная и плоская
Земля. Говорит Филолай и о возможности
гибели Мира (он для него не был постоянным
и неизменным), когда упадет на небо Огонь
или когда выльется лунная вода из-за ее
поворачивания.
Идеи объяснения устройства
космоса через число свое продолжение
нашло в учениях ещё одного
древнегреческого философа Платона.
Космос Платона.
Как я уже упоминала
выше одной из главных предпосылок
объяснения устройства космоса Платоном
являлась философия числа Пифагора.
Вообще можно сказать о том, что
важным этапом в идейном развитии
Платона (и не только в учении о
космосе) оказалось его сближение с пифагорейцами, большое
влияние имело их религиозно-этическое
учение. Но стоит отметить и том, что не
только пифагорейцы повлияли на Платона,
но и что пифагорейские теории IV в. сами
сложились и развивались под влиянием
платонизма. В позднем и весьма важном
для понимания платонизма диалоге «Тимей»
Платон прямо вкладывает излагаемое им
космологическое учение в уста пифагорейцев.
Математические, космологические,
физические идеи «Тимея» неотделимы
от мифологической фантастики, ставшей
впоследствии предметом усердного комментирования
в неоплатонической литературе. В «Тимее»
излагается миф о вселении человеческих
душ в тела птиц и зверей. Это вселение
определяется нравственным подобием тому
или иному виду живых существ. Достигнув
очищения, душа вновь возвращается на
свою звезду. В учении Платон говорил о
том, что создатель создал по одной душе
для каждой звезды.
Сходство между учением
Платона и пифагорейцев находит
целый ряд пунктов. Сам Платон
удостоверил это сходство в своем
«Филебе». «Древние, - говорит он здесь, - которые были лучше
нас и обитали ближе к богам, передали
нам сказание, что все, о чем говорится,
как о вечно сущем, состоит из единства
и множества и заключает в себе сросшиеся
воедино предел и беспредельность» (Платон,
«Филеб»)
Из этого строения сущего Платон выводит
метод его познания. А именно «мы всегда
должны полагать одну идею относительно
каждой вещи и соответственно этому вести
исследование: в заключение мы эту идею
найдем» (там же).
Область «идей» образует
своего рода иерархию, связанную в некую систему. Поэтому,
найдя искомую «идею», необходимо рассмотреть,
не существует ли кроме нее ещё какого-либо
другого числа идей, и затем «с каждым
из этих единств поступать таким же образом
до тех пор, пока первоначальное единство
не предстанет взору… как количественно
определенное» (там же). Также Платон говорит
о том, что в иерархии нижние идеи подчинены
верхним. На вершине - идея блага в себе
- она ничем не обусловлена, следовательно,
абсолютна.
Идею же беспредельного
можно прилагать ко множеству не непосредственно после
единства, но лишь «после того, как будет
охвачено взором все его число, заключенное
между беспредельным и единым…» (там же).
Итак, идеи есть сущность
вещей, то, что делает каждую вещь именно
"этой", данной, а не другой. Иначе, идеи - это то, что делает каждую
вещь тем, что она есть. Платон употребляет
термин "парадигма" , указывая тем
самым, что идеи образуют вневременную
(постоянную) модель каждой вещи.
В этом же диалоге Платон
говорит о пифагорейцах как о
родоначальниках искусства различать роды, виды
и устанавливать их субординацию (в основе
всего лежит философия числа).
Далее основным вопросом космологии Платона было - как
из хаоса материи рождается космос. Платон
отвечает следующим образом: существует
Демиург (Бог-творец, обладающий волей,
мыслящий, личностный), который, взяв в
качестве обра и т.д.................