Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Правовой обычай и другие источники права
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 27.04.2013.
Год: 2012.
Страниц: 29.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………..2
1.Понятие источника
(формы) права……….…………3
2.Виды источников права………………...5
3.Нормативно- правовой акт……………..7
4.Судебный и административный прецедент………...27
5.Правовой обычай и другие источники
права………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ………41
ВВЕДЕНИЕ
Будучи одним из фундаментальных
понятий теории государства и права, источник права сам по себе
и в соотношении с другими, сопредельными
категориями и понятиями, в особенности
с формой права, имеет большое теоретическое
и практическое значение. Именно поэтому
римские юристы, а именно Тит Ливий, назвавший
законы XII таблиц источником всего публичного
и частного права, а затем и последующие
поколения правоведов неизменно уделяли
этому понятию повышенное внимание.
Потребность в анализе
форм (источников) права как самостоятельных
категорий современной теории государства и права обусловлена необходимостью
поиска внешнего выражения права как социального
явления. «При этом форма (источник) права
характеризует связь права с государством
как способ выражения государственной
воли или как способ, которым правилу поведения
придается государственной властью общеобязательная
сила».
Конкретизация понятия
«форма (источник) права» в современной
теории государства и права осуществляется
в нескольких аспектах:
в материальном смысле под
формой (источником) права понимаются
экономические, социальные условия жизни общества,
которые определяют государственную власть
и выступают правообразующей силой общества;
в идеологическом смысле
— понимаются совокупность идей, правосознание,
концепции, политико-правовые воззрения
и т.п.;
форма (источник) права как способ внутренней структуризации
и закрепления правовых велений рассматривается
в виде внутренней формы права;
в формально-юридическо
его значении форма (источник) права
есть совокупность способов возведения
в закон воли политических сил, стоящих у власти, именно здесь выделяют
такие разновидности источников, как юридический
прецедент, правовой обычай, нормативно-правовой
акт и нормативный договор;
форму (источник) можно
рассматривать как источник познания
права (исторические памятники права, данные археологии и т. д.)
После рассмотрения терминологического
аспекта проблемы источников (форм)
права следует обратить внимание
на их классификацию и видовую
характеристику.
Таким образом, курсовая
работа будет посвящена различным
источникам права, существующим на протяжении уже многих
лет, таким как: нормативно-правовому акту,
юридическому прецеденту, нормативному
договору и правовому обычаю, раскрытию
понятий "источники права" и "формы
права". Более подробно будут рассмотрены
виды источников права, их особенности,
а также принципы права как основополагающие
идеи права, которые так же являются источниками
права во многих правовых системах. В своей
работе я постараюсь осветить данные темы.
1. Понятие источника (формы)
права
Понятие источника (форма) права существует много
веков. Столетиями его толкуют и применяют
правоведы всех стран.
Право – система общеобязательных правил
поведения (норм), установленных или санкционированных
компетентными государственными органами,
а также принимаемых на референдумах в
целях регулирования общественных отношений
и выражающих первоначально волю определенных
классов, а по мере стирания социальных
различий и демократизации общества –
большинства народов с учетом интересов
меньшинства, реализация которых обеспечивается
государством.
Одним из основных признаков
права является его формальная определенность,
т.е. право должно быть выражено в
определенной форме. Пока правила поведения
не выражены вовне, они не обязательны
к исполнению.
Таким образом, под формой
права понимается «объективированное закрепление и проявление
содержания права в определенных актах
государственных органов, решениях судов,
договорах, обычаях и иных источниках».
В литературе по теории государства
и права выделяют внешнюю и
внутреннюю формы права. Внутренняя форма права – это его структура
и связи. К ней надо отнести систему права,
горизонтальную и вертикальную структуры
соподчиненности всех её элементов. Внешнюю
форму правовые нормы приобретают в результате
принятия их субъектами правотворчества
в порядке, предусмотренном законодательством.
Понятия «форма права» и
«источник права» тесно взаимосвязаны,
но не совпадают. Решение данного
вопроса не является для отечественных
и зарубежных авторов делом вчерашнего,
а тем более – сегодняшнего
дня. Еще в начале ХХ века термин «источник права» принимался
по разному, и по поводу его велись различные
споры. «Между тем споры основаны на недоразумении:
нет ничего проще устранить эти недоразумения
и согласиться на счет общего понимания
термина, которым столь часто пользуется
наука», - писал И.В. Михайловский. Ряд ученых
дополняет, уточняет определение источника
права. Так, юридическим источником признаются
официальные формы выражения и закрепления
(а также изменения или отмены) правовых
норм, действующих в данном государстве,
другие считают, что это способы выражения
и доведения решений правотворческих
органов о принятии соответствующих норм
права до заинтересованных лиц.
Обобщив мнения ученых, можно
дать определение. Источник права –
форма внешнего выражения и закрепления содержания правовых норм.
В каждой правовой системе
мира преобладают свои определенные
источники права. Так, для англосаксонской
правовой системы характерным источником
является правовой прецедент, в романо-германской
правовой системе преобладает нормативно-правовой акт.
В литературе дается классификация
источников права, под которой понимается
разделение источников права на определенные
виды по различным критериям. По форме
внешнего выражения правовых норм выделяют
следующие источники права: правовой
обычай; нормативно-правовой акт; правовой
прецедент; нормативно-правовой договор.
Кроме данных источников по форме внешнего
выражения правовых норм признаются: международные
договоры РФ и общепризнанные принципы
и нормы международного права, правовая
доктрина, принципы права.
Перечисленные источники
можно классифицировать и по другим
критериям. «В частности, различают
официальные источники права (нормативно-правовые
акты, правовой прецедент, нормативно-правовые
договоры) и неофициальные источники
(правовой обычай, принципы права); письменные источники
права (нормативно-правовой акт, правовой
прецедент) и неписьменные (правовой обычай)».
/6/
Исходя из данной классификации
источников права можно сгруппировать
их в следующие виды:
Юридическая наука главным
образом изучает именно источники
права в формально-юридическо
смысле (иначе — формальные источники
права, юридические источники права, формы права).
К основным формально-юридически
источникам права относятся нормативно-правовой
акт, правовой прецедент и правовой
обычай. Помимо указанных в юридической
науке встречаются такие источники
права как юридическая доктрина и нормативно-правовой договор.
Под обычаем как разновидностью
социальной нормы понимается правило
поведения, сложившееся на основе постоянного
и единообразного повторения данных
фактических отношений, ставшее
привычным и признаваемым обществом.
Правовым обычай становится после официального
одобрения государства.
Правовой обычай — общеобязательное правило поведения,
соблюдаемое в установленных случаях
субъектами права в силу целесообразности,
традиции или привычки и обеспечиваемое
мерами государственного принуждения.
Правовой обычай является
исторически первым источником права.
Правовые системы в основу которых
были положены определенным образом
систематизированные обычаи, получили
название систем обычного права. Древнейшими
памятниками обычного права являются своды обычаев – Законы Хаммурапи,
Законы Ману, Русская правда и т.д.
Правовой обычай прямо
не закрепляется в действующем законодательстве.
Однако для применения обычая в качестве
правовой нормы, регулирующей конкретное
общественное отношение, необходима отсылка в нормативно-правовых актах
на допустимость применения правового
обычая. Примером этому могут служить
статья 5 Гражданского кодекса РФ, определяющая
возможность применения обычаев делового
оборота.
Судебный прецедент — решение суда по конкретному юридическому
делу, являющееся обязательным для судов
той же или низшей инстанции при решении
аналогичных дел.
Судебный прецедент
применяется, главным образом, в
странах англо-саксонской правовой
семьи. Прецедентное право является
неотъемлемой частью такой системы. Более того, возможность решения
дел по аналогии определяет ее специфику.
Нормы, вырабатываемые в
результате прецедента, являются, в
конечном счете, прямым отражением общечеловеческих
ценностей, проверенных временем.
Несмотря на возрастающую
роль нормативно-правовых актов, авторитет
прецедента не утрачивается с течением
времени. Фактическая сила прецедента
с годами даже возрастает и компетентные
суды не склонны их пересматривать.
Примером фактического
применения судебного прецедента
(хотя юридически этот источник права в России не может
быть использован) в нашем государстве
могут служить решения Конституционного
Суда Российской Федерации по вопросам
толкования Конституции РФ или признания
положений Законов противоречащими Конституции
РФ.
Основным источником российского права является
нормативно-правовой акт. Подавляющее
большинство существующих в обществе
норм закреплено именно в нормативно-правовых
актах.
Нормативно-правовой
акт — это официальный документ, исходящий
от компетентного органа, принятый в установленном
порядке, содержащий правовые нормы, обеспечиваемый
силой государственного принуждения./8/
3.Нормативно-правов й акт
Нормативно правовой
акт считается самой совершенной формой
современного позитивного права и наиболее
распространенным его источником. В научной
и учебной литературе нормативно-правовому
акту даются разные определения, но суть
их, в общем-то, одна.
Нормативно-правовой акт
- это официальный, письменный документ,
изданный органом государства, в
пределах установленной компетенции, направленный на введение в действие
правовых норм, на изменение существующих,
либо их отмену.
Нормативно-правовые акты
- основной источник права не только
в Российской Федерации. Они стали
таковыми в настоящее время практически
во всех правовых системах мира, даже там, где исторически господствовал
правовой обычай и судебный (правовой)
прецедент.
По сравнению с правовым
обычаем и судебным (правовым) прецедентом
нормативно-правовой акт как источник
права обладает большими преимуществами:
исходит от строго определенных правотворческих органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией;
принимается в четко обозначенном порядке;
имеет установленную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия;
может быть быстро изменен в зависимости от социальных потребностей.
Нормативно правовым
актам присущ ряд особенностей. Они, во-первых, они имеют правотворческий
характер: в них нормы права устанавливаются,
либо изменяются, либо отменяются. Нормативно
правовые акты – это носители, хранилища,
жилища правовых норм, из них мы черпаем
знания о правовых нормах. Во-вторых, нормативно
правовые акты должны издаваться только
в пределах компетенции правотворческого
органа, иначе по одному, и тому же вопросу
в государстве будет существовать несколько
нормативных решений, между которыми возможны
противоречия. B-третьих, указанные акты
всегда облекаются в документальную форму
и должны иметь следующие реквизиты: вид
нормативно правового акта, его наименование,
орган, его принявший, дату, место принятия
акта, номер. Письменная форма способствует
достижению единообразного понимания
требований юридических норм, что очень
важно, поскольку за их неисполнение возможно
применение санкций. В-четвертых, он должен
соответствовать Конституции РФ и не противоречить
тем нормативно правовым актам, которые
имеют по сравнению с ним большую юридическую
силу. В-пятых, все нормативно правовые
акты обязательно подлежат доведению
до сведения граждан и организаций, т.
е. опубликованию, и лишь только после
этого государство имеет право требовать
их неукоснительного исполнения, исходя
из презумпции знания закона, и налагать
санкции.
Нормативно правовой
акт – это «кирпичик действующей
в стране системы законодательства».
В Конституции Российской Федерации
1993 года установлены следующие виды правовых актов: «Конституция», «федеральный
конституционный закон», «федеральный
закон», «закон», «правовые акты», «нормативно-правовые
акты», «указы», «постановления», «распоряжения»,
«решения», «акт», «международные договоры»,
«устав», «договор», «соглашение». Фактически,
здесь перечислены все виды нормативно-правовых
актов, которые в своей совокупности и
составляют законодательство страны.
Однако, это не механическая совокупность
актов, а некоторая их система, поскольку
массив нормативно-правовых актов время
от времени специально упорядочивается.
Нормативно правовые
акты следует отличать от индивидуальных
правовых актов. Индивидуальные правовые
акты – это акты государственных
органов, негосударственных организаций,
должностных и частных лиц, вызывающие определенные правовые последствия
для конкретных субъектов (акт о регистрации
брака, договор купли-продажи, постановление
о наложении штрафа и т.д.). Среди индивидуальных
правовых актов выделяют так называемые
правоприменительные акты. Они представляют
собой властные решения по конкретному
юридическому делу, имеют однократное
применение, адресуются конкретным лицам
и обязательны для исполнения только ими
(приговор или решение суда, указ о назначении
на должность и т.д.).
Также нормативно правовые
акты следует отличать от интерпретационных актов,
т.е. актов разъяснения (толкования) норм
права. От нормативно правовых актов последние
отличаются тем, что не содержат новых
юридических норм, а лишь разъясняют существующие.
Как уже указывалось ранее, все нормативно-правовые
акты носят официальный характер, поскольку
они издаются государством или отдельным
его органом. В связи с этим они обладают
юридической силой. Юридическая сила—это
специфическая особенность нормативно
правовых актов, которая раскрывает их
соотношение и зависимость по формальной
обязательности и определяется местом
правотворческого органа в аппарате государства.
Они носят властный характер и издаются
в пределах компетенции того или иного
государственного органа или всенародных
или местных референдумов; должны иметь
правовой характер, отвечать Конституции,
принципам правового государства и гражданского
общества или актам всенародного референдума.
Нормативно правовой акт выступает необходимой
формой взаимосвязи между законодателем
и исполнителем, между абстрактными моделями
правового регулирования и конкретными
субъектами права. Письменная форма, четкость
изложения делают его доступным и понятным
для граждан, легитимность и стабильность
создают основу для обеспечения законности
и правопорядка.
Нормативные акты как внешняя форма выражения
правовых норм также имеют структуру (разделы,
главы, статьи, параграфы, пункты). Основным
структурным элементом нормативного акта
является статья. Соотношение нормы права
и статьи закона поливариантно, зависит
от структуры фактических общественных
отношений, уровня развития отрасли, института
или всей правовой системы, замысла законодателя,
степени развитости юридической техники
и технологии.
Нормативно правовые
акты как формы и источники
права весьма и весьма разнообразны. В зависимости от того или иного
основания классификации можно выделить
разные виды нормативно-правовых актов.
Так, в зависимости от субъектов, устанавливающих
нормативно-правовые акты (субъектов правотворчества),
можно выделить:
нормативные акты государственных органов и организаций;
нормативные акты негосударственных органов и организаций;
совместные нормативные акты;
нормативные акты народного правотворчества.
Нормативные акты государственных
органов и организаций составляют
основную массу нормативно правовых актов, поскольку государственные
органы и организации являются основными
субъектами правотворчества. Наибольшее
значение среди этих актов имеют нормативные
акты высших органов государства, так
как содержащиеся в этих актах нормы права
регулируют основные виды общественных
отношений и, как правило, распространяют
свое действие на всю территорию страны,
на все организации и всех граждан. «Нормативно
правовые акты негосударственных органов
и организаций имеют место постольку,
поскольку либо негосударственные органы
и организации наделяются правотворческой
компетенцией со стороны государства
(например, органы местного самоуправления),
либо их отдельные нормативные акты признаются
государством в качестве правовых (например,
уставы частных предприятий после их государственной
регистрации)». Совместные нормативные
акты — это нормативно правовые акты,
изданные органами государства совместно
с негосударственными органами. Такие
нормативные акты хотя и редко, но встречаются
в практике отдельных государств (например,
они имели место в СССР). Нормативные акты
народного правотворчества — это правовые
акты, которые принимаются непосредственно
народом (например, в порядке референдума).
В зависимости от действия
во времени нормативно-правовые акты
принято подразделять на две категории:
постоянные;
временные.
Постоянные — это
нормативные акты неопределенно
длительного времени действия. Они
не ограничены какими-либо временными
рамками и действуют вплоть до
утраты ими юридической силы. Временные
— это нормативные акты, действие которых ограничено во времени
(например, закон о бюджете действует только
в течение соответствующего календарного
года).
В зависимости от действия
в пространстве (территориального действия)
нормативно-правовые акты подразделяют
на общие и местные, а в федеративных государствах — на
федеральные, региональные и местные.
Общие (в федерациях — федеральные) —
это нормативные акты, действующие на
всей территории государства; региональные
— это акты, действующие на территории
только субъектов федерации; местные —
это акты, действующие на территории только
соответствующих административно-территориальных
единиц.
В зависимости от действия
по кругу лиц, т.е. субъектов регулируемых
правом общественных отношений, нормативно
правовые акты подразделяются на:
общие;
специальные;
исключительные.
Общие акты распространяют
свое действие на всех лиц, находящихся
или проживающих на территории государства
(например, на всех граждан государства),
специальные — на определенные категории
лиц (например, военнослужащих, врачей, студентов). Исключительные — это акты,
исключающие определенную категорию субъектов
общественных отношений из сферы действия
общих или специальных актов (например,
к исключительным относятся нормативные
акты, исключающие уголовную и административную
ответственность для лиц, обладающих дипломатическим
иммунитетом).
В зависимости от характера
содержащихся в актах нормативных
положений нормативно-правовые акты
подразделяют на:
основные;
вспомогательные.
К основным относят нормативные
акты, содержащие новые правовые нормы, к вспомогательным — нормативные
акты, не содержащие таких норм (например,
нормативные акты, вводящие в действие
или отменяющие другие нормативные акты,
относятся к вспомогательным).
Наконец, по юридической силе нормативные
правовые акты принято подразделять на:
законы;
подзаконные акты.
Законы — это нормативные
акты, обладающие высшей юридической
силой. Подзаконные акты — это
нормативные акты, не обладающие высшей
юридической силой и уступающие
по своей силе законам.
Виды нормативно-правовых актов
по юридической силе делятся на законы
и подзаконные акты. /10/
Законы и подзаконные акты
Итак, по юридической
силе нормативные правовые акты подразделяются
на законы и подзаконные акты.
Законы - принятые в особом
порядке высшими представительными
органами государственной власти (законодательными органами)
или непосредственно народом нормативно-правовые
акты, которые обладают высшей юридической
силой, содержат первичные нормы права
и регулируют наиболее важные общественные
отношения. В них выражается суверенная
воля народа по поводу общественного и
государственного строя, принципов организации
и деятельности государственного аппарата,
прав и обязанностей граждан, крупных
вопросов экономического и политического
развития и т.п. Хозяйственное и культурное
развитие общества, борьба с наиболее
опасными антиобщественными проявлениями
направляются в угодное обществу русло
с помощью законов. «Роль законов в особенности
возрастает в период преобразований общественной
жизни, в условиях развития демократии,
повышения политической активности масс».
Исходя из этого, можно выделить следующие
основные признаки закона.
Во-первых, закон —
это определенный нормативно-правовой
акт, хотя в практике отдельных государств
законами могут быть и ненормативные
акты (например, в Великобритании любой акт парламента,
в том числе и ненормативный, если он утвержден
королевой, считается законом). Надо заметить,
что под законами иногда (как правило,
в обиходе, в обыденной жизни) понимают
любой нормативно-правовой акт и даже
право в целом. Подобная широкая трактовка
закона в принципе допустима, однако юридически
считается некорректной, ибо вносит путаницу
в вопрос о формах (источниках) права. С
формально-юридическ й точки зрения закон
— это не любой нормативно-правовой акт
и не право в целом, а только определенная
разновидность нормативно-правовых актов.
Это нормативно-правовой акт, обладающий
определенными специфическими признаками,
которых нет у других нормативно-правовых
актов.
Во-вторых, закон —
это нормативно-правовой акт, который,
по общему правилу, принимается высшим представительным
органом государственной власти (парламентом,
иным законодательным органом) или непосредственно
народом. Данный признак считается одним
из важнейших признаков закона. Он указывает
на то, что круг субъектов, способных принимать
законы, довольно ограничен и ими могут
быть или законодательные органы (практически
всегда), или непосредственно народ (только
в порядке референдума). В то же время в
некоторых государствах законы или акты,
равные по силе законам, могут приниматься
также и другими органами, не относящимися
к высшим представительным органам государственной
власти (например, президентами или правительствами).
Чаще всего это имеет место либо при введении
чрезвычайного или военного положения
в стране, либо в результате делегирования
(т.е. передачи) парламентом своих законодательных
полномочий президенту или правительству.
Например, в Республике Беларусь парламент
по просьбе президента может делегировать
ему законодательные полномочия на издание
декретов, имеющих силу закона. В Португалии
правительство может издавать по определенному
кругу вопросов декреты-законы на основе
полномочий, делегированных ему парламентом.
В-третьих, закон —
это нормативно-правовой акт, который
обладает высшей юридической силой.
То есть по юридической силе выше закона
никакого другого нормативно-правового
акта ни в одном государстве не существует.
Высшая юридическая
сила закона означает, что:
закон не подлежит утверждению со стороны какого-либо другого органа государства;
никто не вправе отменить или изменить закон, кроме органа, издавшего этот закон;
ни один подзаконный нормативный акт не должен противоречить закону;
в случае противоречия подзаконного акта закону действует закон.
В-четвертых, закон —
это нормативно-правовой акт, который принимается в особом порядке. В отличие
от процедуры принятия подзаконных нормативных
актов процедура принятия закона является
более сложной и детально регламентирована
законодательством. Основные положения,
определяющие порядок принятия законов,
как правило, закрепляются в конституции
страны. Существуют и специальные законодательные
акты, определяющие порядок принятия законов
как высшими представительными органами
власти, так и народом. Например, порядок
принятия закона народом определяется
специальным законом о референдуме.
В-пятых, закон — это
нормативно-правовой акт, который содержит
первичные, исходные нормы права. В
тех государствах, где нормативно-правовой
акт является основным источником права
(а таких государств большинство),
основы правового регулирования общественных отношений
устанавливаются нормами законов, так
как законы обладают высшей юридической
силой и занимают центральное место в
системе нормативно-правовых актов. Что
же касается подзаконных нормативных
актов, то их нормы призваны в основном
конкретизировать и детализировать нормы
законов.
В-шестых, закон — это
нормативно-правовой акт, который регулирует
наиболее важные общественные отношения.
Поскольку законы содержат первичные,
исходные нормы права и закладывают
основы правового регулирования, то законами и должны регулироваться
наиболее важные общественные отношения.
И практика это подтверждает. В частности,
в законах закрепляются общественный
и государственный строй страны, основные
права и свободы человека и гражданина,
компетенция высших органов государственной
власти и т.д.
Законы, как вид нормативно-правовых
актов, тоже имеют в свою очередь
определенные разновидности. Чаще всего
законы классифицируют с учетом их
значимости и субъектов, их принимающих.
По значимости законы принято подразделять на конституционные и обыкновенные.
Конституционные — это законы, которые
обладают наивысшей юридической силой.
Они закрепляют основы общественного
и государственного строя и являются юридической
базой для обыкновенных законов. К ним
относятся конституции (или законы, их
заменяющие), законы, вносящие поправки
(изменения и дополнения) в конституцию,
а также законы, примыкающие к конституции
и конкретизирующие отдельные её положения
(в некоторых государствах Западной Европы,
например, во Франции, в Испании, эти последние
законы называют органическими). Глава
государства не обладает правом вето в
отношении конституционных законов, а
должен по истечении определенного срока
(в России - в течение 14 дней) подписать
закон и обнародовать его. Особенность
конституционных законов состоит ещё
и в том, что в отличие от обыкновенных
законов для их принятия, изменения или
отмены предусмотрен более строгий порядок
(например, квалифицированное большинство
голосов от списочного состава депутатов).
Обыкновенные (текущие) законы издаются
в развитие конституционных законов и
не должны им противоречить. В свою очередь
их можно подразделить на кодификационные
законы (например, кодексы) и текущие законы.
Для принятия, а также изменения или отмены
обыкновенных законов достаточно простого
большинства голосов депутатов (50% + 1 голос).
В особый вид выделяют
также кодифицированные законы –
это крупные акты, призванные комплексно
регулировать определенную сферу общественной
жизни. К ним относятся основы
законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства.
Примером могут служить Основы законодательства
о нотариате в РФ и Уголовный кодекс РФ.
По субъектам законы
подразделяются на законы, принятые на
референдуме, и законы, принятые высшими
представительными органами государственной власти (законодательными
органами). К законам, принятым на референдуме,
относится сравнительно небольшое число
законов, поскольку проведение референдума
является делом дорогостоящим. Как правило,
к ним относятся конституции и некоторые
другие жизненно важные для страны законы.
Например, согласно ст.29 Основного закона
Федеративной Республики Германии, являющегося
Конституцией ФРГ, распределение федеральной
территории осуществляется посредством
издания федерального закона, по которому
проводится референдум. В некоторых государствах
законы, принятые на референдуме, отсутствуют,
так как принятие подобных законов не
предусмотрено законодательством. Например,
в США проведение референдумов законодательно
вообще не признается, а в Швеции референдум
носит не законодательный, а только совещательный
характер. Что же касается законов, принятых
законодательными органами, то они имеются
в каждом государстве и составляют основную
массу всех действующих законов.
Еще одну классификацию
законов можно дать применительно к федеративным государствам.
Здесь законы можно подразделить на федеральные
(законы федерации) и региональные (законы
субъектов федерации). Федеральные законы
действуют, как правило, на всей территории
государства и обладают приоритетом над
региональными законами. Региональные
законы действуют только на территории
соответствующего субъекта и не должны
противоречить федеральным законам.
Подзаконные нормативные
акты - все нормативно-правовые акты,
не являющиеся законами. Эти акты могут
приниматься самыми различными субъектами, имеют разную
юридическую силу и разную сферу действия.
Вместе с тем все они должны основываться
на законе и не противоречить ему. Подзаконные
нормативные акты можно определить как
основанные на законе акты правотворческой
деятельности государственных и негосударственных
органов и организаций, а также народа,
которые обычно направлены на конкретизацию
и детализацию закона и не должны ему противоречить.
Выделяют следующие
виды подзаконных актов:
указы и распоряжения президента;
постановления правительства;
приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов;
решения, распоряжения, постановления местных органов власти и управления, органов местного самоуправления;
локальные нормативные акты
Все подзаконные нормативные акты могут быть разделены
на четыре большие группы: общие, местные,
ведомственные и локальные.
Общие подзаконные акты
— это нормативные правовые акты,
которые принимаются органами общей
компетенции и распространяются
на всех лиц в пределах территории страны. По своему значению
они занимают в системе нормативно-правовых
актов второе место после законов. В Российской
Федерации к общим подзаконным актам относятся
нормативные указы Президента Российской
Федерации (Президент может издавать также
и ненормативные указы, которые источниками
права не являются), нормативные постановления
палат Федерального Собрания РФ — Совета
Федерации и Государственной Думы, нормативные
постановления и распоряжения Правительства
РФ, а также имеющие общее значение нормативные
акты отдельных министерств (например,
министерства финансов).
Местные подзаконные
акты — это нормативные правовые
акты, которые принимаются местными
органами государственной власти, а
также органами местного самоуправления
и населением на местах (в Российской Федерации на местных референдумах
и сельских сходах). Данные акты действуют
в пределах территории соответствующих
административно-территориальных единиц
и распространяются на всех лиц, находящихся
на этой территории.
Ведомственные подзаконные
акты — это нормативные правовые акты,
которые принимаются органами специальной
компетенции (ведомствами) и распространяются
только на организации и лиц в пределах
соответствующего ведомства. В отличие
от общих и местных подзаконных актов,
которые являются актами внешнего действия,
ведомственные акты — это нормативные
акты внутреннего действия, поскольку
они действуют в пределах соответствующего
ведомства и распространяются на организации
и работников данного ведомства. Наиболее
значимыми среди этих актов являются нормативные
акты министерств и государственных комитетов
(нормативные постановления, нормативные
приказы, инструкции).
Локальные подзаконные
акты (их называют также внутриорганизационным )
— это нормативные правовые акты,
которые принимаются различными государственными и негосударственными
организациями (учреждениями, предприятиями
и т.д.) для регулирования своих внутренних
вопросов. Данные нормативные акты тоже
относятся к актам внутреннего действия,
так как действуют в пределах издавшей
их организации и распространяются только
на работников этой организации (например,
Правила внутреннего трудового распорядка
Хабаровской Государственной Академии
экономики и права).
Все выше перечисленные
виды правовых актов не могут противоречить
Конституции, законам и указам Президента и издаются строго
в пределах их компетенции. Законность
таких актов проверяется в судебном порядке,
и они поднадзорны прокуратуре, т.е. она
может их опротестовать (кроме правительственных
актов, которые может отменить только
Президент).
Любые нормативно-правовые
акты, затрагивающие права, свободы
и обязанности человека и гражданина,
подлежат опубликованию для всеобщего
сведения, иначе они не могут применяться.
Все другие формы (источники)
права относятся к так называемым
не законодательным. То есть они формируются не специальными
законотворческими органами государства./11/
Действие нормативно
правового акта во времени, в пространстве
и по кругу лиц
Все нормативно-правовые
акты имеют определенные временные,
территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия,
а также распространяются на определенный
круг лиц (субъектов права). По общему правилу,
нормативно-правовые акты применяются
к отношениям, имевшим место в период от
введения их в действие до утраты ими силы.
Действие нормативно-правовых актов — это их
фактическое влияние на общественные
отношения. Каждый нормативно-правовой
акт предназначен для регулирования определенных
социальных ситуаций, поэтому установление
границ его действия является необходимым
условием обеспечения правомерности использования
и применения предписаний, которые составляют
содержание этого акта.
Говоря о пределах действия нормативного акта во времени,
учитывают три существенных обстоятельства:
момент вступления его в законную силу,
момент прекращения его действия и применение
установленных нормативным актом юридических
норм к отношениям, возникшим до его вступления
в законную силу ("обратная сила закона")./5/
В Российской Федерации нормативно-правовые
акты вступают в силу одним из следующих
способов:
в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;
в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа ("с момента подписания", "с момента опубликования" и т.д.);
согласно ст. 6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Нормативно-правовые акты Президента РФ
и Правительства РФ вступают в силу на
всей территории России одновременно
по истечении 7 дней после их официального
опубликования.
В настоящее время
в юридической литературе общепризнано,
что опубликование нормативно-правового акта есть самостоятельная стадия
правотворческого процесса, существенный
этап формирования государственной общеобязательной
воли. Официальное опубликование (как
и другие виды официального оглашения)
информирует о вновь принятом акте. При
этом происходит формальное подтверждение
(удостоверение), что соответствующий
акт принят и публикуемый текст является
его официальным, аутентичным текстом,
достоверным дубликатом оригинала, его
точной копией.
Формой официального
оглашения федерального конституционного
закона, федерального закона, акта палат
Федерального Собрания считается первая
публикация его полного текста в
«Российской газете», «Парламентской
газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».
Нормативно-правовые акты
могут быть опубликованы в иных печатных
изданиях, а также доведены до всеобщего
сведения (обнародованы) по телевидению
и радио, разосланы государственным
органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям,
переданы по каналам связи, распространены
в машиночитаемой форме. Они могут быть
опубликованы также в виде отдельного
издания.
Нормативно-правовые акты
передаются для внесения в эталонный
банк правовой информации научно-исследовательс ого центра правовой
информации «Система». Впервые в нашей
стране официальными считаются тексты
актов, распространяемые в машиночитаемом
виде НИЦ правовой информации «Система».
Официальное опубликование
— это, прежде всего, объявление текста нормативно-правового
акта для всеобщего сведения; первичное
оглашение текста нового нормативно-правового
акта после его утверждения; действие
от имени и по поручению правотворческого
органа; помещение в официальном издании
полного текста нормативного акта; действие
властно-юридическое с помещением всех
требуемых атрибутов акта (наименование
правотворческого органа, наименование
вида акта; его название; дата принятия;
номер; подписи соответствующих должностных
лиц).
Акты министерств и
ведомств вступают в силу по истечение 10 дней со дня их официального
опубликования и подлежат государственной
регистрации в Министерстве юстиции (в
этом заключается предпосылка их законности).
Порядок вступления в
силу нормативно-правовых актов субъектов
Федерации, муниципальных органов определяется ими самостоятельно.
Прекращение действия нормативного
акта происходит в результате:
истечения срока, на который был принят юридический документ;
объявления об утрате юридической силы нормативного акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном акте);
принятия управомоченным органом нового юридического нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;
устаревания юридического документа в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию (например, утратили свою актуальность и потому прекратили свое действие нормативные акты, регламентирующие правовой статус Советов народных депутатов в связи с исчезновением этих органов власти на территории бывшего СССР).
Вопрос о действии
нормативных актов во времени
нужно рассматривать с учетом
еще двух аспектов.
Во-первых, нормативно-правовой
акт не имеет обратной силы (эта
юридическая аксиома сформулирована
еще древнеримскими юристами). Нормативный документ действует только в отношении
тех обстоятельств и случаев, которые
возникли после введения его в действие.
Это правило — необходимый фактор правовой
стабильности, когда граждане и юридические
лица должны быть уверены в том, что их
правовое положение не будет ухудшено
законом. Придание закону обратной силы
возможно в двух случаях:
если в самом законе об этом сказано;
если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.
Во-вторых, нормативно-правовой
акт может утратить силу, но отдельные
его положения, нормы могут применяться к фактам,
имевшим место во время его действия ("переживание
закона"). Это относится и к регулированию
длящихся правоотношений.
Действие нормативного
акта в пространстве определяется территорией,
на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего.
Под территорией Российской Федерации
понимается ее сухопутное и водное пространство
внутри государственных границ, воздушное
пространство над ними, недра. К ней относятся
также территория российских дипломатических
представительств за рубежом, военные
и торговые суда в открытом море, воздушные
корабли, находящиеся в полете за пределами
Российской Федерации. Органы субъектов
Федерации не могут отменять или приостанавливать
на своей территории действие законов
общефедеральных органов./13/
В пространстве нормативно-правовые
акты действуют по-разному. Некоторые действуют на всем пространстве, находящимся
под юрисдикцией государства (например,
конституция, уголовный, гражданский кодексы).
Некоторые только на части территории
(например, уставы, избирательные законы
субъектов федерации, акты, принятые для
совокупности территорий - например, Крайнего
Севера России).
Но территориальный
принцип действия нормативных правовых
актов не абсолютен. Некоторые из
них могут иметь экстерриториальный характер. Так, нормативные
правовые акты, изданные на территории
одного государства, могут признаваться
и действовать на территории другого,
одной административно-территориальной
единицы на территории другой. Это достигается
путем заключения межгосударственных
соглашений, либо принятием национального
законодательства, регулирующего вопросы
коллизий между нормами различных частей
государства.
Принцип территориального
действия нормативных правовых актов
предопределяет и их действие по лицам.
То есть предписания нормативного правового
акта распространяются на всех указанных
в нем субъектах, и находящихся на территории
действия акта. Из этого общего правила
есть исключения:
лица, пользующиеся правом экстерриториальности (например, главы государств, дипломатические представители и члены их семей), должны подчиняться праву страны пребывания, но к ним не могут быть применены меры государственного принуждения (санкции правовых норм) данной страны;
иностранцы и лица без гражданства не могут быть субъектами некоторых правоотношений (например, избираться в органы государственной власти, служить в армии, быть командирами воздушных и водных судов).
Граждане и органы
государства должны подчиняться
в полном объеме законам своего государства,
даже если они находятся на территории иностранного государства
(здесь территориальное действие акта
заменяется действием по лицам). Указанные
субъекты находятся одновременно под
пространственным действием иностранного
права и личностным действием своего национального
права. Здесь действует принцип - право
следует за лицом.
Действие нормативно-правовых
актов по кругу лиц предопределено по существу территориальным аспектом,
так как они имеют силу в отношении всех
физических и юридических лиц, находящихся
на той или иной территории. Однако из
этого правила есть исключения. Существуют
такие общественные отношения, участниками
которых могут быть только граждане Российской
Федерации (служба в Вооруженных Силах,
органах внутренних дел). Исключения делаются
относительно иностранных граждан, пользующихся
дипломатическим иммунитетом. На таких
лиц (послы, посланники, поверенные в делах,
члены семей дипломатического персонала
и т. д.) в случае совершения ими правонарушений
нормы, устанавливающие ответственность,
не распространяются, данный вопрос решается
по дипломатическим каналам.
Основания действия актов
различны:
по принадлежности лица к государству (по гражданскому состоянию различают состояние гражданства данного государства, иностранного государства, состояние лица без гражданства);
по признаку пола (мужской или женский);
по возрастному цензу (несовершеннолетние, совершеннолетние);
по профессиональной принадлежности (военнослужащие, специальные служащие и т. п.);
иные основания (например, инвалидность, состояние студенчества).
На территории Российской Федерации нормативные
акты действуют в отношении всех ее граждан,
государственных органов, общественных
организаций, иностранцев, лиц без гражданства.
Вместе с тем существуют специальные нормативные
акты, распространяющиеся только на отдельные
категории граждан и должностных лиц.
Здесь важно иметь в виду принцип гражданства,
согласно которому граждане России, где
бы они ни находились, обязаны соблюдать
законы Российской Федерации. Если гражданин
России совершил преступление на территории
другого государства, он несет уголовную
ответственность по законам России, даже
если это деяние не является преступлением
в стране его пребывания.
4.Судебный и административный
прецедент
Судебный прецедент
Это более распространенный
источник, чем правовой обычай. Он широко использовался
в государствах древнего мира, в средние
века. Так, в Древнем Риме решения преторов
и других магистратов признавались обязательными
при рассмотрении аналогичных дел. Вообще
многие институты римского права сложились
на базе судебных прецедентов. Распространенный
в Средневековье, судебный прецедент постепенно
теряет свое значение в Новое время, играя
главную роль лишь в Англии и в странах,
в которых получила развитие англосаксонская
система права (Великобритания, США, Канада,
Австралия и др.).
Судебный прецедент
– это судебное решение по конкретному
делу, которое имеет значение общеобязательного
правила при разрешении всех аналогичных
дел. «Судебный прецедент, как свидетельствует
зарубежный опыт, способствует преодолению противоречий в судебной практике, восполнению
пробелов в законодательстве, обеспечению
устойчивости порядка».
Прецедент появляется тогда,
когда дело требует юридического
решения, а необходимой нормы
в законодательстве нет. В этом случае
судья (или должностное лицо исполнительного органа власти)
либо суд в полном составе (или государственный
орган в целом) принимает решение по делу.
Решение не должно приниматься на пустом
месте или в соответствии с настроением
судьи. Он обязан руководствоваться принципами
права, своим мировоззрением, правосознанием,
господствующим в обществе, моральными
ценностями и житейским опытом. Если такое
решение окажется эталоном для решения
подобных дел, то оно становится прецедентом.
Для этого необходима достаточная информированность
о данном решении. Обычно таковая достигается,
когда решение выносится судом высшей
инстанции и публикуется.
Для судебного прецедента
как источника права характерны:
1. Казуистичность. Прецедент всегда максимально
конкретен, максимально приближен к фактической
ситуации, поскольку он вырабатывается
на основе решения конкретных, единичных
случаев, казусов.
2. Множественность. Существует достаточно
большое количество инстанций, которые
могут создавать прецеденты. Данное обстоятельство
вместе со значительной продолжительностью
действия последних (десятки, а иногда
и сотни лет) обуславливает огромный объем
прецедентного права.
3. Противоречивость и гибкость. Ранее было
отмечено, что даже среди нормативных
актов, издаваемых одним государственным
органом, иногда встречаются несогласованность
и противоречия. Тем более не удивительно,
что решения разных судебных инстанций
по сходным делам могут очень значительно
отличаться друг от друга. Это определяет
гибкость судебного прецедента как источника
права. Во многих случаях существует возможность
в и т.д.................