Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Синтаксическая деривация
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 27.04.2013.
Год: 2013.
Страниц: 21.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Введение Словообразование как особый раздел
языкознания стало складываться в 40-50-е
годы нашего века, прежде всего благодаря
трудам В.В.Виноградова, Г.О.Винокура. А.И.Смирницкого.
Уже в те годы начали разрабатываться
некоторые важные проблемы общей теории
синхронного словообразования: место
словообразования в ряду лингвистических
дисциплин, проблемы членимости слова,
своеобразие семантики и строения производных
слов разных частей речи, соотношение
между производящими и производными.
В 60-80-е годы теория синхронного
словообразования получила дальнейшее
развитие. Наука о словообразовании,
выделившись из морфологии и лексикологии,
стала самостоятельной лингвистической
дисциплиной. Имеющей свой объект изучения. Свою
методику анализа и систему понятий.
Целью изучения в словообразовании
является понятие производного слова.
Понятие же производности является
основным для словообразования, так
как именно соотношение производных
и производящих составляет суть механизма словообразования.
Имя существительное в словообразовательном
отношении – самая богатая часть речи.
В словообразовании имен существительных
принимают участие как прилагательные,
так и глаголы. Нас интересуют существительные,
образованные от глаголов.
Актуальность проблемы
отглагольных существительных связана
с тем. Что данные образования, сохраняя
отдельные семантические характеристики
производящего слова, находятся
в особой «зоне синкретизма» имени
и глагола.
Целью данной работы является выявление и описания
существительных, образованных от глаголов,
а также их значений.
Поставленная цель позволяет
решать следующие задачи:
1)рассмотреть
основные способы образования
отглагольных
существительных;
2)определить значение отглагольных существительных;
3)рассмотреть
явление многозначности у синтаксических
дериватов.
Деривационное значение
производных слов могут быть различными.
В зависимости от их характера
выделяют две сферы деривации:
лексическое значение производных тождественно значению производящих, но производные отличаются принадлежностью к иной части речи;
лексическое значение производных нетождественно значению производящих.
Явления первого ряда
польский лингвист Е.Курилович предложил называть синтаксическими
дериватами.
Под синтаксическими дериватами понимаются такие производные
слова, которые отличаются от производного
лишь категориальным значением части
речи, передавая то же лексическое значение,
что и производящее.
К области синтаксической деривации относятся
такие словообразовательные типы, как:
- отглагольные существительные
со значением отвлеченного действия;
- отадъективные существительные
со значением отвлеченного признака;
- отсубстантивные прилагательные,
обозначающие общее, неконкретизированное в производном
отношении к тому, что названо производной
основой.
Мы должны рассмотреть
отглагольные существительные, что
подсказывается самой темой работы.
Словообразование отглагольных существительных
В системе существительных, мотивированных глаголами, слова
с общим словообразовательным значением
«носитель процессуального признака»
противопоставляются словам со значением
«отвлеченного действия»(состояния) Первое
из этих значений конкретизируется в отдельных
типах как «субъект действия» (обычно
лицо), «орудие, средство осуществления
действия», «результат действия».
В существительных, мотивированных
глаголами, суффикс, как правило, присоединяется
либо к глагольной основе на гласную - основе прошедшего времени, которая
в большинстве словоизменительных классов
равно основе инфинитива (читать- чита-
читатель), либо к той же основе, усеченной
за счет конечной гласной (проводить- проводник).
1.1. Существительные со
значением «носитель процессуального
признака»
Суффикс -тель. Существительные с суф. -тель/-итель называют лицо или предмет, производящий действие или предназначенный для осуществления действия, названного мотивирующим словом: испытать- испытатель, преследовать- преследователь. Мотивирующие - глаголы обоих видов, преимущественно I, II, Y кл. с инф. основой на -а и Х кл. на –и.
Морф -итель выступает после согласной в следующих
образованиях:
а) мотивированных глаголами Х кл. с инф.
основой на -е и YI кл. на согласную: смотреть-смотритель,
спасти-спаситель; б) гнать (гоню)-гонитель
и двигать (движу)-движитель (спец.), где
мотивирующая основа на согласную совпадает
с основой наст. вр. глагола; в) в сказывать-сказитель
(при отсечении финали -ива), повелевать-повелител .
Существительные этого типа
имеют следующие частные словообразовательные
значения:
1) «лицо, производящее действие»
(названия по профессии или по временному
занятию): наниматель, преподаватель, проситель;
2) «предмет» (машина, орудие, приспособление),
производящий действие»: рыхлитель, распылитель;
3) «предмет (приспособление, вещество,
вместилище, учреждение), предназначенный
для осуществления действия»обтекатель,
накопитель, вытрезвитель.
Тип продуктивен в различных
сферах языка.
Суффикс -ник. Существительные с суф. -ник/-еник/-ик имеют то же общее значение, что и в предыдущем типе. Мотивирующие - глаголы немотивированные и префиксальные обоих видов, I, II, Y кл. с инф. основой на -а и Х кл. на -и : заступаться-заступни , толковать-толковник (устар.). Конечная гласная инф. основы, а при мотивации глаголами II кл. финаль -ова отсекается: шутить-шутник, наследовать-наследни .
Морф -ник выступает после сочетаний «гласная+согласная»
и |c3д|,|c3т|:работник провозвестник (высок.),
наездник. В нескольких образованиях выступают
(после согласных) морфы -еник и -ик: мучиться-мученик,
учиться-ученик, предшествовать- предшественник,
пищать-пищик.
Суффикс -щик. Существительные с суф. -щик/-чик называют лицо или предмет, производящий действие, названное мотивированным словом. Морф. -чик выступает после согласных ; морф –щик - после других согласных: летчик, метчик, танцовщик, прицепщик, проверщик. Мотивирующие - глаголы обоих видов I, II, Y кл. с инф. основой на -а и Х кл. на -и: протирать- протирщик, лакировать- лакировщик, резать- резчик, обидеть- обидчик; редко - глаголы других классов и подклассов: обмануть- обманщик, мыть- мойщик, набить- набойщик.
Тип продуктивен в профессиональной терминологии: доводчик,
окрасчик, подборщик, погрузчик.
Суффикс -льщик. Существительные с суф. -льщик называют лицо, производящее действие, названное мотивирующим словом. Мотивирующие - глаголы несовершенного вида, преимущественно I, II, Y кл. с основой на- а и Х кл. на –и : обжигать- обжигальщик, рисовать-рисовальщик вязать- вязальщик, носить- носильщик; редко глаголы I кл. на –е (говельщик, разг.церк.; болельщик ); несколько глаголов других классов и подклассов: давать- давальщик (спец.), тянуть- тянульщик, веять- веяльщик, сеять-сеяльщик. Мотивирующие глаголы совершенного вида выступают лишь в специальных образованиях. склепать- склепальщик и скидать (спец.)- скидальщик.
Суффикс -льник. Существительные с суф. -льник называют предмет (орудие, приспособление), предназначенный для выполнения действия, названного мотивирующим словом. Мотивирующие - глаголы несовершенного вида, преимущественно I кл. с основой на- а и Х кл. на -и: паять - паяльник, будить- будильник; редко- глаголы других классов и подклассов: полоть-полольник.
Суффикс -ец. Существительные с суф. -ец/-нец называют лицо или предмет, характеризующиеся действием, названным мотивирующим словом. Мотивирующие - немотивированные глаголы обоих видов, реже префиксальные (поставец, провидец, выходец) и с суф. морфом -ва- (продавец, перепродавец).
Тип непродуктивен.
7). Суффикс -лец. Существительные с суф. -лец называют
лицо, производящее действие, названное
мотивирующим словом: страдалец, скиталец,
владелец, постоялец. Мотивирующие глаголы
- преимущественно немотивированные (страдалец),
реже префиксальные совершенного вида
(погорелец).
Тип проявляет продуктивность в разговорной
и публицистической речи.
Суффикс -ак. Существительные с суф. -ак называют предмет, явление, характеризующееся действием, названным мотивирующим словом. К этому непродуктивному типу относятся следующие образования ( с отсечением конечной гласной глагольной основы): водить -вожак, держак (спец.), лежак, резак, черпак, тесак. Мотивирующие - беспрефиксальные глаголы несовершенного вида.
Суф. -ач. Существительные с суф. -ач называют предмет, служащий для выполнения действий, или лицо, производящее действие, названное мотивирующим словом: рвать- рвач (разг.), мигать-мигач (разг.), пугач, ткач, тягач. Мотивирующие- беспрефиксальные глаголы несовершенного вида. Конечная гласная инф. основы отсутствует.
Тип обнаруживает продуктивность в разговорной речи и просторечии.
Суф. -ун. Существительные с суф. -ун называют предмет (одушевленный или неодушевленный), производящий действие, названное мотивирующим словом, часто с оттенком, «склонный к этому действию»: бегун, прыгун, опекун, плясун, лгун; раз.: ворчун, молчун, врун, говорун. Мотивирующие- беспрефиксальные глаголы несовершенного вида. Конечная гласная инф. основы отсутствует; в колдовать- колдун, ворковать- воркун, ( разг.и спец.) отсутствует финаль- ова.
Тип продуктивен главным образом в разг.речи; нов.: тягун, тормозун,
несун.
Суффикс -ок. Слова с суф. -ок имеют общее значение «лицо или предмет, характеризующийся действием, названным мотивирующим словом». Образования этого типа группируются в два подтипа.
1 Подтип со знач. «лицо, производящее действие,
или предмет предназначенный для его выполнения».
Внутри этого подтипа выделяются слова
со значением: а) «лицо-производитель действия»:
есть-едок, сидеть- седок, игрок, знаток;
б) «орудие или средство осуществления
действия»: скрести- скребок, каток, мастерок,
боёк, напилок; в) «неодуш. предмет- субъект
действия»: росток, поплавок, движок; г)
«место действия»: кататься- каток, сажать-
садок.
2 Подтип со значением «то, что возникло
(возникает) в результате действия»: подарок,
обрубок, обрезок, набросок, отпечаток,
сгусток.
Продуктивен только 2-й
подтип. Если слова 1-го подтипа мотивируются
преимущественно беспрефиксальными
немотивированными глаголами, то слова
2-го подтипа- префиксальными.
Суффикс -атор. Существительные с суф. -атор называют лицо, производящее действие, названное мотивирующим словом, или предмет, предназначенный для его осуществления. Мотивирующие: а) глаголы на -ировать ( -изировать, -фицировать), в которых отсекается финаль -ирова- инф. основы: компилировать - компилятор, рационализировать- рационализатор; б) глаголы на -овать, в том числе на -изовать (финаль -ова-отсекается): организовать- организатор, публиковать- публикатор.
Тип продуктивен в
сфере научно-технической терминологии;
нов.: реперанслятор, акклиматизатор; окказ.: реализатор
грамматического значения (из лингвистической
статьи).
Суффикс -ант/- ент. Существительные с суф. -ант называют лицо или предмет, производящий действие, названное мотивирующим словом. Мотивирующие- глаголы на -ировать, реже - на -овать (финали - ирова- и - ова- отсекаются). Морф. -ант выступает после парно - твердых согласных (кроме ), и гласных; морф -ент- после парно-мягких согласных: а) симулировать- симулянт, эмигрировать- эмигрант; б) абонировать- абонент, ассистент, конкурент, претендент.
Продуктивность типа
ограничена образованиями с морфом -ант, относящимся к спец. терминологии:
нов. информант (спец.); окказ.: дискутант
(газ).
Суффикс -лк (а). Существительные жен. и общ. р. с суф. -лк (а) называют предмет (преимущественно неодушевленный), производящий действие, названное мотивирующим словом, или предназначенный для выполнения этого действия.
Мотивирующие – глаголы
несов. вида (исключение: распялка), главным образом
I, II, V кл. с инф. основой на -о (мигать –
мигалка, сновать – сновалка) и X кл. на
-и (цедить – цедилка); реже на -а и -е X кл.
(держать – держалка, гореть – горелка);
единичные образования мотивированы глаголами
других классов и подклассов: полоть –
пололка, мять – мялка, распять – распялка.
Существительным этого
типа свойственны следующие частные
словообразовательные значения .
1) «Предмет, предназначенный
для выполнения действия» : а) машина, механизм, приспособление»
: молотилка, сеялка, таялка, зажигалка,
точилка; б) «сосуд» : цедилка, поилка, копилка;
в) «игровые стихи»: считалка, дразнилка.
2) «Предмет», приспособление,
являющееся субъектом действия»
(названия предметов по побочному
действию): сновалка, мигалка, коптилка,
трещалка (разг.).
3) «Помещение, предназначенное для выполнения
действия» : читалка, курилка, кипятилка,
парилка, раздевалка, умывалка (все- разг.).
4) «Лицо-субъект действия»: а) слова жен. р.: сиделка, гадалка,
кормилка; б) слова общ. р.; брызгалка, стучалка,
зубнилка (разг.).5) «Животное (возможно
и лицо)- субъект действия», жужжалка, рычалка.
Существительные 1-го и
отчасти 2-го подтипов обнаруживают продуктивность
в сфере терминологии (преимущественно
технической), а сущ. 2- го (частью), 3-го ,
4- го (п.»б») и 5-го подтипов – в разг. речи.
Суффикс -ловк(а) Существительные с суфф. -ловк(а) обозначают организацию (учреждение) или место, характеризующееся действием, названным мотивирующим словом; обычно просторечные, с неодобрительной экспрессией. Мотивирующие – глаголы с инф. основой на –а I кл. и на - и Х кл. (конечная гласная сохраняется): обираловка, обдираловка, забегаловка. Тип продуктивен в разговорной речи и просторечии : нов. ожидаловка «стоянка общественного транспорта».
Суффикс -л. Существительные общ., сред. и муж. р. с суф -л- называют предмет (одушевл. или неодушевл.), производящий действие, названное мотивирующим словом, или предназначенный для его выполнения. Мотивирующие- глаголы несовершенного вида, главным образом, I и II кл. с инф. основой на -а (надувать-надувала, разг., трепать- трепала, спец.) и Х кл. на- и. (точить - точило); отдельные образования, мотивированные глаголами других классов и подклассов: поддавать- поддавала (прост.), приставать- приставала ,разг.), стоять-стойло, бить- било.
Существительные с суф. –л- по формальному и семантическому
признакам группируются в два подтипа.
1) «Лицо- субъект действия»: а) «лицо, названному
по характерному обычно выполняемому
действию», с экспрессией неодобрения:
надувала, заводила, громила, кутила, зубрила;
б) «лицо, названное по профессии или занятию»:
меняла, зазывала (прост.), запевала, вышивала
(устар.и прост.).
2) «Орудие, приспособление для производства действия»:
поддувало, черпало, пугало, мерило, бродило.
Существительные 1- го подтипа
(п. «а») и 2-го подтипа обнаруживают продуктивность. Новообразования
1- го подтипа характерны для разг. речи
и просторечия и представляют собой экспрессивные
наименования лиц: нов. доставала, задавала,
разг. забивала (о футболисте). Продуктивность
2- го подтипа слабая, обнаруживается в
спец. терминологии, например, крутило-
«часть газовой плиты».
Суффикс -к (а). Существительные женского, общего и мужского рода с суффиксом, представленным морфом -к (а) и рядом других морфов, оканчивающихся на -к(а), называют предмет (одушевл. или неодушевл.), характеризующийся действием, названным мотивирующим словом.
Морф -к(а) выступает после сочетаний «гласная
+ согласная и |с3m|: загородка, заколка,
сторожка, блёстка. Морф -ушк(а)- после парно-твердых
согласных (включая заднеязычные) и (л’),
в том числе и после сочетаний согласных
: хлопушка, квакушка, игрушка, кормушка.
После согласных (твердых
и мягких), в том числе и после
сочетаний согласных, в нескольких
словах выступают морфы -ульк(а),- анк(а), - аск(а), -авк(а), - ейк(а)
: висюлька (разг.), сосулька, лежалка, делянка,
болячка (разг.), вертячка, пиявка, ищейка,
лазейка.
После гласных ( в образованиях,
мотивированных глаголами с ударным
конечным слогом инф. основы) выступают морфы -шк
(а) и –чк(а) : крышка, замарашка, подачка,
тянучка.
Продуктивны морфы- к(а), -ушк(а) и глаголы
I и Y кл. с инф. основой на -а (латать-латка,
играть – игрушка, сосать- соска), Х кл.
(ловить- ловушка, настоять – настойка),
YI кл. (нести – несушка, тереть - терка);
в единичных случаях (лейка, пиявка, крышка,
жнейка)- глаголы других классов.
Суффикс -ак(а). Существительные мужского и общего рода с суф. -ак(а) имеют то же значение, что и в предыдущем типе, но с оттенком неодобрения или иронии. Мотивирующие глаголы- несовершенного вида беспрефиксальные, I и Х кл. на -и : гуляка, зевака, кривляка, кусака, писака (слова общего рода); рубака, служака, вояка (слова мужского рода). Тип продуктивен в разговорной речи и просторечии: бояка, задавака, читака, куряка.
Суффикс -х(а). Существительные общего и женского рода с суф. -х(а)/-ох(а) называют лицо, производящее действие, названное мотивирующим словом (с оттенком неодобрении). Морф -х(а) выступает после гласной; морф –ох(а) – после согласных. Конечная гласная инф. основы перед морфом -х (а) сохраняется, перед морфом -ох(а) отсутствует. К типу относятся: а) характерные для разг. речи и просторечия образования с морфами -х(а) и -ох(а) от префиксальных глаголов на -терять, -вирать, -бирать и -пивать: растеряка, затеряха, завироха, обироха, выпивоха, растерёха; б) слова жен. р. с морфом -х(а) и односложной мотивирующей основой: прясть – пряха, сватать – сваха.
Суффикс -ш(а)/ -уш(а). Существительные общ. и жен. р. с суф. -ш (а)/ -уш(а) называют предмет (одушевл. или неодушевл.), производящий действие, названное мотивирующим словом. Мотивирующие – глаголы I и V кл. с инф. основой на –а, X кл. на –и, -а, глаголы крыть, волочь. Морф -ш(а) выступает после гласных, морф -уш(а) после согласных; конечная гласная инф. основы перед морфом -ш(а) сохраняется, пред морфом -уш(а) отсутствует. Тип обнаруживает продуктивность в разг. речи, слова общ. р. имеют оттенок неодобрения.
Суффикс -ул(я). Существительные общ. р. с суф. -ул(я) называют – с окраской неодобрения – лицо, производящие действие, названное мотивирующим словом: замазаться – замазуля (разг.), играть – игруля (окказ., устн. речь.). Тип продуктивен в разговорной речи.
Суффикс -ищ(е). Существительные -ищ(е)/-лищ(е)/-бищ( ) называют предмет (чаще всего место), характеризующийся действием, названным мотивирующим словом. Морф -ищ(е) выступает в позиции после согласной: зимовать – зимовище, прибежище, селище; морф -лищ (е) – после гласной: обитать – обиталище, жить – жилище, хранилище, вместилище; морф -бищ(е) – после согласной в кладбище, лежбище и стойбище.
Морф -лищ(е) проявляет некоторую продуктивность
в образованиях с местным значением: кормилище;
окказ.: таилище наук.
Суффикс -/j/-. Существительные сред. р. с суф. -/j/- составляют два типа:
1) Слова, называющие
предмет, возникающий в результате
действия, названного мотивирующим словом (чаще всего вещество или совокупность
чего-л.): подгребье, отрепье, оклопье.
Мотивирующие – глаголы I,II и V кл. с инф. основой на –а; конечная
гласная инф. основы отсутствует.
2) Слова, называющие
место действия: гнездовье, зимовье,
корчевье, кочевье. Мотивирующие – глаголы II кл.
Некоторую продуктивность
обнаруживает первый тип; окказ.: выплаканные, в темных обводьях (Нагиб.).
Суффикс –и|ш|. Существительные с суф. –и|ш| называют результат или объект действие, названного мотивирующим словом. Мотивирующие - переходные глаголы с префиксами (исключение:: катыш). Конечная гласная инф. основы и финаль –ива отсутствуют: катать – катыш, заморить – заморыш; вкладывать – вкладыш, подкидывать – подкидыш.
Тип обнаруживает некоторую
продуктивность в разг. речи; окказ.: крючок – заглотыш
(В. Ильин).
Суффикс -ин(а). Существительные с суф. -ин(а) называют предмет, являющийся результатом или объектом действия, названного мотивирующим словом. Мотивирующие – глаголы обоих видов, чаще префиксальные (но царапина, крапина, метина, трещина, морщина мотивированы беспрефиксальными глаголами), главным образом I кл. с инф. основой на -а и X кл. на -и; образования, мотивированные глаголами других классов и подклассов: трещина, извилина, пробоина, выбоина, промоина.
Тип проявляет некоторую продуктивность в
сфере терминологии, в разг. и художественной
речи: нов. ужимины (спец.); окказ.: черные
от слез обводины (Пастерн.).
Суффикс -ив(о). Существительные с суф. -ив(о) называют совокупность предметов, продукт, вещество, возникающее в результате действия или являющееся объектом действия, названного мотивирующим словом. Мотивирующие – немотивированные переходные глаголы несов. вида: месить – месиво, жарево, курево.
Тип обнаруживает некоторую
продуктивность в разг. и художественной речи: «киносмотриво» (газ., пренебр.).
Существительные pluralia tantum с суф. -к(и) называют совокупность предметов, продукт, вещество, возникающее в результате действия, названного мотивирующим словом: выгребки, отсевки, недоедки (разг.), отрепки, поскребки, издержки; сюда же мостить – мостки. Мотивирующие – глаголы I и V кл. с инф. основой на -а и X кл. на -и (конечная гласная инф. основы отсутствует).
Тип проявляет некоторую продуктивность в разг. речи.
Существительные pluralia tantum с суф. -к(и)/-лк(и)/-унк(и) называют неодушевленный предмет, производящий действие или предназначенный для совершения действия, названного мотивирующим словом. Морф -к(и) выступает в позиции финалей после согласной( при отсечении финалей -а- и -ива- инф. основы) в словах плавки и подтяжки, четки, а также после гласной |и| в ходики (ходить). Морф -лк(и) – после сохраняющейся гласной инф. основы в носилки, прыгалки, гляделки (прост.). Морф -унк(и) в бегунки (спец.), нов. ползунки и ходунки.
Продуктивность обнаруживает лишь морф. –унк(и).
Суффикс -имость. Существительные с суф. -имость имеют значение»свойство, проявляющееся как способность к действию, названному мотивирующим словом». Мотивирующие – глаголы I кл. с инф. основой на -а и I кл. на -и: успеваемость, нуждаемость, решимость, стоимость, проводимость.
При мотивации глаголами I спр. суф. морф передается орфографически
как -емость, при мотивации глаголами II
спр. – как -имость.
Тип продуктивен в
спец. терминологии и художественно-публицистической
речи: штампуемость металла (спец.), индивидуальная переносимость
полета (газ.).
Суффикс -ённость. Существительные с суф -ённость/-нность/-тост называют состояние, возникающие в результате действия, названного мотивирующим словом: договориться – договоренность, спеться – спетость, слетаться – слетанность.
Продуктивность типа,
ограниченная образованиями от префиксально-постфик альных
глаголов с формантами с - ся и в - ся, обнаруживает в сфере профессиональной
речи.
1.2. Существительные со значением
отвлеченного процессуального признака
1) Суффикс -ни/j/-. Существительные с суф.
-ни/j/- / -ени/j/- / -ани/j/-/ -ти/j/-/-и/j/- совмещают
в своем значении присущее мотивирующему
глаголу значение процессуального признака
(действия, состояния) со значением существительного
как части речи.
Морфы -ни/j/- и -ти/j/- выступает в позиции после
гласной (конечная гласная инф. основы
сохраняется), причем морф -ни/j/- только
после /а/, /е/, /?1/, а морф -ти/j/- - преимущественно
в образованиях с односложными глагольными
корнями – после /а/, /и/, /о/, /у/. Морфы -ени/j/-,
-ани/j/- и -и/j/- выступают в позиции после
согласной, присоединяясь к инф. основе,
конечная гласная которой отсекается,
причем морф -ени/j/- - после парно-мягких
согласных (кроме заднеязычных), шипящих
и /j/; морф -и/j/- - после парно-мягких и шипящих,
а морф -ани/j/- - только после шипящих и
/j/. Морфы –ни/j/- и -ени/j/- высоко продуктивны;
продуктивность морфа -ти/j/- ограничена
определенным набором глагольных корней;
морфы -ани/j/- и -и/j/- непродуктивны.
В существительных с морфом -ни/j/- в качестве мотивирующих
выступают следующие глаголы.
а) Глаголы I,V, X кл. с инф. основой на –а – и II кл.
на -ова: мигать – мигание, наказать –
наказание, держать – держание, рисовать
– рисование. Среди мотивирующих – глаголы
с суф. морфами –ива-, -ва-, -а3- (вырубание,
раздувание, доигрывание); -ова-_, -ирова-_,
-изирова- (боронирование, проектирование,
теоризирование), -а1- (отыменные),
-ка-_, -ствова-, -нича- (величание, бодрствование),
префиксальные сов. вида (завоевание),
глаголы с постфиксом (дознаться – дознание,
брататься – братание, перестукивать
– перестукивание);
б) Глаголы I и X кл. с инф. основой на -е- (тление, умение,
терпение, горение), в том числе с суф. морфом
-е- (старение, ороговение – спец.);
в) Глаголы других классов и подклассов: петь – пение, придать
– придание, аналогично издание, задание.
В существительных с
морфом -ени/j/- в качестве мотивирующих выступают
следующие глаголы.
а) Глаголы X кл. с инф. основой на -и- (курить – курение,
хранить – хранение), в том числе с суф.
-и1- (смоление, усложнение, ягнение),
префиксальные и префиксально-постфик альные
сов. вида (вытеснение, воцарение).
б) Глаголы кл. VI и VII, 1. Мотивирующие основы на согласную,
совпадающие с основой наст. вр. Соответствующих
глаголов; парно-твердые /д/, /т/,/с/, /з/, /б/,
/р/ чередуются перед суф. морфом с соответствующими
мягкими, а заднеязычные /к/, /ч/ - с шипящими
/ч/, /ж/: напасть – нападение, прочесть
– прочтение, спасти – спасение, пренебречь
– пренебрежение, тереть – трение, печь
– печение.
в) Глаголы III и IV кл. на -нуть. При этом используются
либо 1) основа инфинитива с меной финалей
/у – ?в’/ либо 2) усеченная основа на –г
с чередованием /г – ж/:
1) возникнуть – возникновение,
дерзнуть – дерзновение (высок.
устар.), аналогично дуновение, исчезновение,
отдохновение (устар. и шутл.), проникновение;
2)ввергнуть – ввержение
(устар.), вторгнуться – вторжение,
воздвигнуть – воздвижение (книжн. устар.), достигнуть – достижение, аналогично
извержение.
г) Некоторые глаголы I, II и V кл.. в которых отсекается финаль
–а основы: ведать – ведение, вращать
– вращение, двигаться – движение, общение,
опасение, рвение, склонение и спряжение
(лингв.), сопротивление, уважение.
д) Отдельные глаголы
других классов и подклассов: вертеть – верчение, выздороветь – выздоровление,
омыть – омовение, открыть – откровение,
забыть – забвение, биться – биение, гнить
– гниение, гнать – гонение.
В сущ. с морфом -ти/j/- в качестве мотивирующих
выступают глаголы: а) кл. I, 4-5: раздутие,
развитие, пролитие, битье, шитье, бритье,
перекрытие; б) кл. VII, 2-3: житье, отплытие,
проклятие; в) IX кл. распятие, мятье, пожатие,
изъятие; г) отдельные глаголы других классов
и изолированные глаголы: гнутье (спец.),
колотье (разг.), бытие, прибытие, отбытие,
забытье, соитие.
Морф -ани/j/- выступает в нескольких образованиях,
мотивированных: а) глаголами – давать
(-дают) и преуспеть, где используется основа
наст. вр. на /j/: даяние (высок. устар.), подаяние,
воздаяние преуспеяние (книжн.);б) глаголами
с компонентом -лить, где используется
корень с наращением за счет /j/: слияние,
гуляние; в) глаголами окончить и тщиться
(книжн. устар.) с отсечением конечной гласной
инф. основы: окончание, тщание.
В сущ. с морфом -и/j/- в качестве мотивирующих
выступают: а) глаголы I и X кл. с инф. основой
на -а-, -и: веселиться – веселье, удушать/удушить
– удушье, увечье, прекословие, доверие,
причастие; конечная гласная инф. основы
отсекается; б) глаголы II кл. (главным образом
на -ствовать), в которых отсекается финаль
основы -ова: бедствовать – бедствие, действовать
– действие, воздействовать – воздействие,
противодействие, путешествие, напутствие,
присутствие; в) глагол раздумывать «размышлять»
с отсечением финали основы -ыва: раздумья.
Существительные с суф.
-ни/j/- называют действие, состояние как
процесс.
Тип высокопродуктивен
в различных сферах – в спец.
терминологии, книжной, разг., художественной
речи: нов. применение, приводнение, катапультирование;
окказ.: постоянное роняние чего-нибудь
(устн. речь). Вариант суффикса -/н1j/- / -/е н1j/- / -/а н1j/-
/ -/т1j/- / - /j/- используется главным
образом в разг. речи, а также в поэзии.
2) Суффикс –к (а). Существительные с суффиксом –к (а)/-овк(а)/-ёжк(а)/ ачк(а)/-анк
(а) имеют то же значение, что и образования
предыдущего типа.
Морф -к(а) выступает после сочетаний «гласная
+ согласная», «сонорная + согласная» и
/с3т/, /с3д/: плавка, рука, завалка,
перегонка, расклейка, стрижка, задержка,
чистка; после /н’/ в словах линька, синька.
Морф -овк(а) – после парно-твердых согласных
и шипящих, в том числе в позициях, где
и морф -ёжк(а) – после парно-мягких: кормёжка,
рулёжка (спец.), бомбёжка, зубрёжка (только
в образованиях мотивированных глаголами
I кл. на -ить). После сочетаний согласных
неслогового корневого морфа в словах
жвачка и спячка используется морф -ачк
(а), орфографически также -ячк(а).
В качестве мотивирующих
выступают глаголы: I кл. с инф основой на –а: подгребать
– подгребка; II кл. на –ова-, -ирова- (но
не -изова-, -изирова-, -фицирова-): браковать
– браковка, нормировать – нормировка;
V кл. на –о: резать – резка, колоть – колка;
VI и II кл.: трясти – тряска, сечь – сечка,
стричь – стрижка; X кл. на –и, -е, -а: задержать
– задержка.
Мотивирующие глаголы
– немотивированные (варить – варка,
шинковать - шинковка), суффиксальные и префиксально-суффикса ьные
, с суф. морфами -и1-, -ова-, -ирова-
(сушка, бомбежка), -ва-, -а3- (поливка,
засылка), реже с морфом –ива- (оглядываться
- оглядка), префиксальные (рисовать –
рисовка), префиксально-постфик альные
(сыграться – сыгровка), префиксально-постфик альные
с морфом -ива- (перебраниваться - перебранка).
Тип обладает высокой
продуктивностью преимущественно
в разговорной и профессионально-техни еской
речи: нов. стыковка и расстыковка (космических
кораблей), подзарядка (аккумуляторов),
переименовка (почтовых отделений); разг.
дезориентировка; торопёжка, нудёжка,
скоблёжка.
3) Суффикс -аци /j/-. Существительные женского рода
с суф. -аци/j/- /-ици-/j/- /-енци/j/- /-и/j/- /- имеют
то же значение, что и слова с суф. -ни/j/-.
Морф -аци/j/- выступают после парно-твердых согласных
(кроме /л/), /л’/, /?/, /у/: деградация, стимуляция,
фальсификация, компиляция, эвакуация.
Морф - ци/j/- - после согласных /г1/
(орфогр. к), /б1/ (орфогр. б и п), /п1/:
абстракция, реакция, адсорбция, транскрипция;
моря –ици/j/- - после /д’/, /т’/, /з’/ в словах
экспедиция «отправка, рассылка», репетиция,
инвестиция, реквизиция, транспозиция;
морф -енци/j/- - после /р’/, /ц/ в словах конкуренция,
интерференция, фосфоресценция, флуорестенция,.
Морф -и/j/- - после /з’/, /с’/, /т’/, /м’/, /ц/:
ревизия, репрессия, амнистия, экономия,
коррекция. Большинство образований этого
типа принадлежит к книжной лексике (преимущественно
к научно-технической терминологии).
Мотивирующие - преимущественно глаголы с иноязычной
основой на -ировать (финаль -ирова- с инф.
основы отсутствует): симулировать – симуляция,
идеализировать – идеализация, абстрагировать
– абстракция, аннексировать – аннексия;
на -изовать: реализова и т.д.................