Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учёт расчета с поставщиками и подрядчиками

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.04.2013. Год: 2013. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь
УО «Столинский государственный аграрно-экономически колледж»

Курсовая работа

По дисциплине
«Бухгалтерский учет»

Тема: «Учёт расчета с поставщиками и подрядчиками»
Работу выполнила учащаяся группы Б-19, 5-го курса
Заочного отделения по специальности
«Бухгалтерский учет, анализ и контроль»
Чиж Наталия Васильевна
По материалам:
«Пинское ПМС»

Дата выдачи задания: 12.04.2012г.
Дата выполнения: 12.04.2012 – 16.02.2013 г.
Дата сдачи: 13.02.2013 г.
Руководитель: Пашкевич Наталья Валерьевна


Столин 2013

Задание для выполнения курсовой работы
по дисциплине «Бухгалтерский учет, анализ и контроль»

Учащейся Чиж Наталие Васильевне
Курса 5-го группы Б-19

Колледжа Столинский аграрно – экономического

Тема «Учет затрат и исчисление себестоимости выполненных работ грузовым автотранспортом

Исходные данные (наименование хозяйства, его подразделения, на основе которых выполняется задание: перечень и источники основных показателей, необходимых для выполнения задания)
Курсовая выполняется на основании Государственное унитарное производственное предприятие «Пинское ПМС».

Примерный план курсовой работы:
    Краткая организационно-эконом ческая характеристика хозяйства
    Основные формы расчетных взаимоотношений на сельскохозяйственном предприятии
    Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Литература
    Пузанкевич, О. Дебиторская задолженность и методы управления ею / О. Пузанкевич // Финансы. Учёт. Аудит. – 2005. – № 7. – С. 10-13.
    Банковский кодекс Республики Беларусь: кодекс Респ. Беларусь, 25 окт. 2000, № 441-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 14.06.2010 г., № 132-З // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовое информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010. – Дата доступа: 14.03.2011.

Дата выдачи задания: 12.04.2012г.
Срок выполнения: 12.04.2012 – 16.02.2013 г.
Руководитель: Пашкевич Наталья Валерьевна



Примерный план

    Краткая организационно-эконом ческая характеристика хозяйства
    Основные формы расчетных взаимоотношений на сельскохозяйственном предприятии
    Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
      Значение и задачи учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
      Права, обязанности и ответственность бухгалтера по учету расчетов
      Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Вывод и предложения


















Содержание

Введение 5
1 Краткая организационно-эконом ческая характеристика УП «Пинское ПМС» 7
Примечание – Источник: Собственная разработка 15
2 Основные формы расчетных взаимоотношений на сельскохозяйственных предприятиях 16
3 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 25
3.1 Значение и задачи учета расчетов с поставщиками и подрядчиками 25
3.2 Права, обязанности и ответственность бухгалтера по учету расчетов 27
3.3 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 28
Выводы и предложения 33
Список используемой литературы 35
Приложения 38



ВВЕДЕНИЕ


Все предприятия, осуществляя производственную и хозяйственную деятельность, вступают во взаимоотношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями, работниками предприятия и отдельными лицами. Эти взаимоотношения основаны на различных денежных расчетах в процессе заготовления, производства и реализации продукции, работ или услуг.
У предприятий возникают обязательства перед поставщиками и подрядчиками за полученные от них товарно-материальны ценности, выполненные работы, оказанные услуги: перед государственным бюджетом по отчислениям от прибыли, платежам в фонды, налоговым и неналоговым платежам, перед своими рабочими и служащими по заработной плате и другие. С другой стороны, сами предприятия предъявляют требования к абонентам, покупателям, заказчикам об оплате отгруженной им продукции, оказанных услуг и выполненных работ для возмещения произведенных затрат, выполнения своих обязательств и получения прибыли.
Рациональная и эффективная организация системы денежных расчетов играет большую роль в процессе расширенного воспроизводства. Эта система должна обеспечивать бесперебойность, быстроту и своевременность кругооборота всех хозяйственных средств предприятия.
Они стремятся построить свои экономические расчеты таким образом, чтобы все платежи проходили в сжатые сроки и с соблюдением платежной дисциплины, предполагающей своевременное выполнение обязательств по платежам.
Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, повышению ответственности за соблюдением платежной дисциплины, сокращению кредиторской и дебиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.
Для эффективной деятельности субъектов хозяйствования в условиях рынка необходима полная информация, позволяющая правильно ориентироваться в выборе различного рода решений. В создании такой информации заметную роль играет бухгалтерский учет, благодаря которому отражается и обобщается экономическая информация для выявления общественных процессов во всей их сложности и конкретности. Такая информация нужна не только для внутреннего, но и для внешнего пользования.
Бухгалтерский учет занимает одно из главных мест в системе управления. Являясь частью процесса управления, бухгалтерский учет позволяет осуществлять контроль за обоснованностью и законностью хозяйственных операций, а также за соблюдением платежной и финансовой дисциплины субъектов хозяйствования.
Объектом исследования является – Государственное унитарное производственное предприятие «Пинское ПМС»
Предметом исследования практика осуществления учета расчетных операций с поставщиками и подрядчиками в Республике Беларусь на примере общества УП «Пинское ПМС».
УП «Пинское ПМС» является юридическим лицом согласно законодательству Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, открывать расчетный, валютный и другие счета в учреждениях банков, иметь печать, штампы, фирменные бланки и иные реквизиты со своим наименованием.
Цель курсовой работы – изучить и дать оценку методике и организации учета расчетных операций в сельскохозяйственных организациях на примере УП «Пинское ПМС».
Поставленная в работе цель предопределила комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных задач:
определить основные принципы их организации, а также формы и процедуры расчетов, их роль в рациональной организации платежного оборота;
определить цели и задачи учета расчетных операций;
изучить нормативно-правовые документы, регулирующие учет расчетных операций;
изучить документальное оформление расчетных операций на примере УП «Пинское ПМС».
При написании курсовой работы изучены и использованы законодательные, нормативные и методические материалы, регламентирующие учет расчетных операций в Республике Беларусь; монографии и статьи отечественных авторов по исследуемой проблеме; экономические обзоры, опубликованные в периодической печати. Исследование выполнялось на материалах УП «Пинское ПМС» за 2012 год.



1 Краткая организационно-экономическая характеристика УП «Пинское ПМС»


История предприятия берёт начало в 1953 году, когда было создано межрайонное управление осушительных и оросительных систем, переименованное в 1979 году в Пинское межрайонное управление осушительных и оросительных систем. В 1989 году оно было расформировано и создан производственный кооператив «Мелиоратор». В 2002 году производственный кооператив был реорганизован в унитарное предприятие мелиоративных систем «Пинское ПМС». В 2003-м передано из республиканской собственности в коммунальную.
Основной вид деятельности — строительство и эксплуатация мелиоративных и водохозяйственных систем.
В своей деятельности предприятие руководствуется Уставом, законодательством Республики Беларусь и обязательными для исполнения актами исполнительных органов власти. Предприятие имеет круглую печать со своим наименованием, угловой штамп и фирменный бланк, может иметь эмблему, свой торговый и товарный знаки, иную символику. Предприятие является самостоятельной хозяйственной единицей.
Организационная структура предприятия УП «Кимстрой» регламентирована штатным расписанием предприятия. Структуры подразделений, входящих в установлены в соответствующих положениях о подразделениях. Управление организационной структурой предприятия, положениями о подразделениях регламентировано в СТП ЮЛИГ 4.2.3-06-2003.
В состав предприятия входят следующие структурные подразделения:
Дирекция, бухгалтерия, планово-экономическ й отдел, отдел материально-техниче кого снабжения и кооперации, производственный отдел, юридический сектор, транспортный отдел, участок погрузки.
Ключевым звеном в структуре управления предприятия является отделы материально-техниче кого снабжения и кооперации, производственный отдел которые исполняют основную производственную функцию.
Уровень квалификации служащих на предприятии довольно высок: 32% из них имеют высшее образование; 48% - средне-специальное.
Основным производственным персоналом из числа рабочих являются электромонтажники, монтажники металлоконструкций, электросварщики, а также рабочие других специальностей, имеющие 4 и 5-й квалификационный разряд по профессии.
Структура управления построена в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей предприятия.
Директор действует от имени предприятия, представляет его интересы во всех предприятиях, учреждениях и организациях, распоряжается имуществом и средствами организации в пределах прав, установленных собственником.
Заместители директора, директора по производству, по экономическим вопросам проводят техническую политику, определяют основные направления в области технической подготовки производства, реконструкции и технического перевооружения производственных мощностей, разрабатывают перспективные направления развития предприятия, координирует проведение работ по внедрению новой техники и технологии.
Заместитель директора по строительству осуществляет функции по учету, надзору за строительством, а также осуществляет оценку деятельности работы отдела технического надзора, производственно технического отдела.
Юридический отдел обеспечивает законность и легитимности при осуществлении хозяйственной деятельности организации; юридическая защита интересов организации; договорная, претензионная и исковая работа; консультирование руководителей структурных подразделений организации по юридическим вопросам.
Для ведения договорной работы юридический отдел выполняет следующие функции: определение форм договорных отношений с учетом производственных и финансовых планов, взаимоотношений (хозяйственных связей) с контрагентами и других факторов; внесение руководству организации предложений о возможном способе установления договорных отношений; разработка примерных форм договоров и передача их в структурные подразделения предприятия и контрагентам;
визирование проектов хозяйственных договоров, заключаемых предприятием с контрагентами и передача их на подпись руководству организации; составление протоколов разногласий (урегулирования разногласий) в случае возникновения у юридического отдела возражений по отдельным условиям договоров.
Планово-экономическ й отдел обеспечивает своевременный экономический анализ использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Предоставляет руководству важную информацию, позволяющую контролировать текущую деятельность предприятия, планировать ее стратегию, заполнение статистической отчетности.
Управление материально-технического снабжения осуществляет проведение закупок и хранения основных и вспомогательных материальных ценностей, используемых в строительстве.
Бухгалтерия ведет бухгалтерский учет и предоставляет финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством. Контроль за исполнением действующих в Республике Беларусь нормативно-правовых актов и учетной политики возлагается на главного бухгалтера.
Бухгалтерия УП «Кимстрой» ведет бухгалтерский учет и предоставляет финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством.
Являясь самостоятельным структурным подразделением и, подчиняясь непосредственно директору предприятия структура бухгалтерии включает, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, шесть бухгалтеров по учетным участкам, и кассира.
Основными задачами отделов являются: организация бухгалтерского учета финансово-хозяйствен ой деятельности предприятия, своевременное составление и представление установленной отчетности, осуществление учетной политики, направленной на предупреждение недостач, растрат, незаконного расходования средств предприятия, достоверный и своевременный учет, контроль за совершенствованием и регистрацией хозяйственных операций, движением имущества, исполнением обязательств, правильное исчисление налогов, сборов, обязательных платежей согласно законодательства Республики Беларусь.
Согласно Положению по учетной политике (приложение А) бухгалтерский учет на предприятии осуществляется централизованной бухгалтерией в соответствии с рабочим планом счетов (приложение Б).
Положение по учетной политике предприятия на 2012 год, утвержденное Приказом № 358 от 30.12.2011г., (приложение В) разработано в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18.10.1994г. №3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (с изменениями и дополнениями), Типовым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению, утвержденной приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011г. № 50, регламентирующим порядок ведения бухгалтерского учета, составления отчетности и налогообложения в Республике Беларусь.
Учетной политикой предприятия обеспечивается:
    полнота отражения в учете всех хозяйственных операций;
    правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;
    тождество данных синтетического учета с оборотами и остатками по счетам аналитического учета.
Особенностями учетной политики являются:
    начисление амортизации основных средств осуществляется линейным способом;
    учет доходов и расходов ведется раздельно по видам деятельности;
    производственные запасы оцениваются по фактической себестоимости;
    выручка от реализации товаров (работ, услуг) отражается по мере оплаты;
Основными регистрами бухгалтерского учета являются Главная книга, оборотно-сальдовые ведомости по счетам учета и карточки к счетам.
Регистры хозяйственных операций оформляются автоматизированным способом, предусмотренном в программном продукте, используемом для ведения бухгалтерского учета.
Регистры налогового учета составляются в соответствии с Кодексом Республики Беларусь от 19.12.2002 N 166-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) (с изменениями от 29.12.2009 № 72-З) и уплата налогов в соответствии Кодексом Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)").
Хозяйственные операции в бухгалтерском учете предприятия отражаются в соответствии с рабочим планом счетов, разработанном на основании Типового плана счетов с учетом особенностей финансово-хозяйстве ной деятельности, применяемой системы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, а также особенностей налогообложения.
В целях обеспечения контроля и сохранности материальных ценностей и денежных средств в соответствии с утвержденным графиком проводится инвентаризация путем сопоставления фактического наличия материальных ценностей и денежных средств с данными бухгалтерского учета.
Учетная политика УП «Пинское ПМС» является обязательной к исполнению всеми работниками предприятия.
Руководство бухгалтерским учетом возлагается на главного бухгалтера. Бухгалтера выполняют свои обязанности по бухгалтерскому учету согласно закрепленных участков работы, которые оговорены в должностных инструкциях.
Система сбора учетно-аналитической информации начинается с оформления бухгалтерами первичной учетной документации, а также получения первичных документов от контрагентов в качестве подтверждения совершенных хозяйственных операций. Бухгалтерия имеет достаточно развитую систему внутреннего контроля. Правильность ведения учета контролируется главным бухгалтером, отвечающим за достоверное формирование информации о финансовых результатах, полученных на основании совершенных операций за месяц, точность и своевременность расчета налогов, а также правильность отражения данных бухгалтерского учета в отчетности.
Бухгалтерия постоянно приспосабливает свои потребности под действующее законодательство благодаря справочно-нормативно базе «БизнесИнфо», которая периодически обновляется поставщиком правовой информации. Это дает возможность работникам бухгалтерии без отрыва от рабочего места совершенствовать свои знания и навыки.
Движение первичных документов регламентируются графиком документооборота (приложение Г).
Первичные учетные документы создаются исполнителями и поступают в бухгалтерию в соответствии с графиком документооборота приведем некоторые отчеты и даты сдачи в бухгалтерию.
Главный бухгалтер обеспечивает соблюдение в течение года учетной политики и раскрывает ее содержание в пояснительной записке к годовому бухгалтерскому отчету.
Изменение учетной политики оговариваются в пояснительной записке к годовому отчету с указанием возникших вследствие внесения изменений в учетную политику результатов в денежном выражении.

Анализ основных экономических показателей деятельности УП "Пинское ПМС" за 2009 – 2011 гг. проведем по данным бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках за 2009-2011 (приложения Д, Е, Ж, З, И, К)
Таблица 2.1 – Основные экономические показатели УП "Пинское ПМС" за 2009 – 2011 г.



Примечание – Источник: Собственная разработка
По данным таблицы 2.1 можно сделать следующие выводы объем выручки от реализации услуг за 2011 год увеличился на 902 млн. рублей по сравнению с 2010 годом, а по сравнению с 2009 годом на 1045 млн. рублей. Рост выручки преимущественно произошел за счет роста индексов цен (индексу изменения расценок на выполненные работы), а не за счет увеличение его объемов.
Также по данным таблицы можно сделать следующие выводы объем выручки увеличился с 2009 по 2011 г. (на 29,5% в действующих ценах). Причем со временем наблюдается тенденция к ускорению темпов роста. Если в 2010 г. объемы увеличился на 4% в действующих ценах к 2009 г., то в 2011 г. по сравнению с 2010 г. темп роста составил 24,5%.
Прибыль от оказанных услуг, в динамике увеличилась с 157 млн. рублей составлял показатель за 2009 год, до 182 млн. рублей составил показатель за 2011 год.
Положительный момент в деятельности предприятия УП "Пинское ПМС" роста чистой прибыли, она увеличилась с 107 млн. рублей составлял показатель за 2009 год до 123 млн. рублей составил показатель за 2011 год.
Положительным моментом является рост фондоотдачи как в действующих так и в сопоставимых ценах. Рост фондоотдачи в действующих ценах увеличился с 1,06 рублей за 2009 год до 1,5 рублей за 2011 год или темп роста составил 141,5%.
Как видно из сводной таблицы, показатель рентабельности основных средств является положительными, то есть предприятие получает реальную прибыль.
Приведенные данные свидетельствуют, о том что доля собственного капитала в формировании внеобортных активов занимает доминирующее положение, удельный вес в формирование внеоборотных активов за 2010 год по сравнению с 2009 годом снизился с 62,3% до 60,8%, а за 2011 год увеличился на 2,2 процентных пункта по сравнению с первым полугодием 2010 года и составил 63%. сто процентное положение, в абсолютной сумме произошло снижение с 2068 млн. рублей за 2009 год до 1937 млн. рублей за 2011 год. Доля долгосрочных кредитов и займов снизилась с 37,7% до 37,0%, а в абсолютной сумме снижение составило 110 млн. рублей.
Далее рассчитаем показатели платежеспособности предприятия. Коэффициент текущей ликвидности:
К1 (2009) = 2822/(3735-0)=0,76
К1 (2010) = 2480/(3025-0)=0,82
К1 (2011) = 2471/(3062-0)=0,81
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами:
К2 (2009) = (1155-3318+0)/2822=-0,77
К2 (2010) = (1287-3012+0)/2480=- ,70
К2 (2011) =(1346-3077+0)/2471= 0,70
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами
К3 (2009) =(1250+(3735-0)/614 =0,81
К3 (2010) =(1180+(3025-0)/5492 0,76
К3 (2011) =(1140+(3062-0))/5548= ,75

Таблица 2.2 – Анализ платежеспособности УП "Пинское ПМС" за 2009 – 2011 г.г.

Примечание – Источник: собственная разработка.

Коэффициент ликвидности показывает, что оборотные активы могут быть конвертируемые в наличные деньги и способны обеспечить уплату краткосрочных обязательств предприятия. При нормативном значении коэффициента текущей ликвидности 1,5 (сельское хозяйство), его значение составляло на 1 января 2010 года – 0,76, а на 1 января 2011 года – 0,82, а на 1 января 2012 года - 0,81. На данном предприятии коэффициент текущей ликвидности в отчетном периоде ниже норматива, но наметилась тенденция к его увеличению. Превышение оборотных активов над краткосрочными финансовыми обязательствами обеспечивает резервный запас для компенсации убытков, которые может понести предприятие при размещении и ликвидации всех оборотных активов, кроме наличности.
Анализируя данные по обеспеченности собственными оборотными средствами, необходимо отметить отрицательное значение данного показателя в анализируемом периоде. Коэффициент в отчетном периоде по сравнению с 2009 годом увеличился на 0,07 процентных пункта и по сравнению с 2010 годом не изменился и составил минус 0,7%. Что касается коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами, то данный показатель был выше норматива за весь анализируемый период, так за 2009 год данный показатель составлял 0,81 и был ниже норматива на 0,04 (0,85-0,81), за 2010 год он увеличился на 0,05 и составил 0,76, а за 2011 год коэффициент увеличился по сравнению с 2010 годом на 0,09 процентных пункта и составило 0,75, что ниже норматива на 0,1.
Далее рассмотрим финансовое состояние предприятия, его устойчивость во многом зависит от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и от оптимальности структуры активов предприятия (в первую очередь от соотношения основных и оборотных средств), а также уравновешенности активов и пассивов предприятия. Поэтому вначале необходимо проанализировать структуру источников предприятия и оценить степень финансовой устойчивости и финансового риска. С этой целью рассчитаем следующие показатели:
1) коэффициент финансовой автономии (или независимости) – это удельный вес собственного капитала в общей валюте баланса;
2) коэффициент финансовой зависимости – доля заемного капитала в общей валюте баланса;
3) коэффициент текущей задолженности – отношение краткосрочных финансовых обязательств к общей валюте баланса;
4) коэффициент долгосрочной финансовой независимости (коэффициент финансовой устойчивости) – отношение собственного капитала и долгосрочного к общей валюте баланса;
5) коэффициент покрытия долгов собственным капиталом (коэффициент платежеспособности) – отношение собственного капитала к заемному;
6) коэффициент финансового левериджи (коэффициент финансового риска) – отношение заемного капитала к собственному. [15, с.206]
Чем выше уровень показателей 1,4 и 5 коэффициентов и ниже 2,3 и 6 тем устойчивее финансовое положение предприятия. Для расчета коэффициент будем использовать данные годовой бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс) УП "Пинское ПМС" за 2009-2011 года.
Таблица 2.3 – Показатели финансовой устойчивости УП "Пинское ПМС" за 2009-2011 г.г.

Примечание – Источник: Собственная разработка

По результатам расчетов можно сделать выводы, доля собственного капитала имеет тенденцию к увеличению, за 2011 год она увеличилась на 5 процентных пункта по сравнению с 2009 годом и на 1 процентный пункт по сравнению с 2010 годом, так как темпы прироста собственного капитала выше темпов прироста заемного следовательно коэффициент заемного капитала снизился соответственно на 5 и 1 процентный пункт.
Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала – показывает долю финансовых обязательств предприятия в величине его собственного капитала. Этот коэффициент показывает размер заемных средств на 1 рубль собственных средств, т.е. какая часть имущества предприятия финансируется кредиторами.
Коэффициент, равный 4,31, 3,26 и 3,12 означает, что на каждые 100 рублей собственного капитала приходится 431, 326 и 312 рублей заемного капитала на предприятие произошло снижение этого показателя, что свидетельствует об снижение зависимости данной организации от заемного капитала, но данный коэффициент очень высок.
Анализируя данные анализа можно, сделать вывод, что на предприятии улучшилось финансовое состояние, однако коэффициенты текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами, были ниже нормативов.
Анализ показателей финансовой устойчивости и ликвидности предприятия показал, что за анализируемый период предприятие сохраняет свое финансовое положение.
Вместе с тем, как показывают результаты проведенного анализа, предприятие располагает резервами для существенного улучшения своего финансового состояния. Для этого ему следует более рационально управлять дебиторской и кредиторской задолженностью и иметь достаточно денежных средств для погашения краткосрочной кредиторской задолженности.



2 Основные формы расчетных взаимоотношений на сельскохозяйственных предприятиях


Организация расчетов представляет собой единство двух взаимосвязанных элементов: способа организации платежа и формы расчетов, т.е. определенной формы расчетных документов и их движения в процессе расчетов.
Расчеты совершаются как в форме безналичных платежей, так и наличными деньгами.
Расчеты между организациями за товары и услуги производятся в основном в безналичном порядке через банки путем списания денежных средств со счета плательщика и зачисления их на счет получателя. Применение безналичных расчетов позволяет государству контролировать деятельность организаций и кругооборот денежных средств. Кроме того, безналичные расчеты способствуют ускорению процесса реализации продукции, распределению и перераспределению совокупного продукта и национального дохода; сокращению потребности в наличных деньгах, обеспечивают накопление в банках ресурсов для кредитования, ускоряют денежный оборот. По экономическому содержанию безналичные расчеты могут быть товарного и нетоварного характера. К товарным относятся расчеты между организациями за реализуемые товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, а к нетоварным ? расчеты с бюджетом по налогам и платежам, по погашению банковских ссуд и уплате процентов, перечислению страховых взносов, расчеты с разными дебиторами и кредиторами по нетоварным операциям, с учредителями и т.п..
Кругооборот наличных денег и безналичные платежи контролирует банк путем проведения кассовых и расчетных операции. Выполнение банком функции расчетного центра позволяет планировать денежный оборот и вести контроль за его осуществлением.
Списание средств, находящихся на счетах организаций производится по распоряжениям владельцев счетов, либо с их согласия. Списание средств, находящихся на счетах организаций, без их согласия допускается в том случае, когда законодательством установлен бесспорный порядок взыскания средств либо на основании исполнительных документов. Оно производится инкассовыми распоряжениями взыскателей, составленными на бланке платежного требования.
Платежи осуществляются разными способами: с расчетных или текущих счетов без непосредственного участия кредита; за счет кредита с ссудных или специальных счетов; посредством зачета взаимной задолженности; за счет специально бронированных средств (аккредитивов) и т.д. Безналичные расчеты в зависимости от места нахождения поставщика подразделяются на иногородние, одногородние, межгосударственные расчеты со странами СНГ и дальнего зарубежья.
Согласно Банковскому кодексу Республики Беларусь, принятому Палатой представителей 3 октября 2000 года, в зависимости от применяемых форм расчётных документов расчеты организациями производятся: платежными требованиями; платежными поручениями; платежными требованиями-поручен ями; аккредитивами; чеками; банковскими пластиковыми карточками [1, с. 110].
Согласно Инструкции о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления НР РБ от 29.03.2001 г. № 66 и изменениями к ней № 119 от 26.06.03 г., расчеты осуществляются в порядке банковского перевода. Банковский перевод- последовательность операций, начинающаяся с выдачи инициатором платежа платежных Инструкций, в соответствии с которыми один банк (банк-отправитель) осуществляет перевод денежных средств на счет плательщика в другой банк (банк-получатель) в пользу лица, указанного в платежных инструкциях (бенефициара). В соответствии с Инструкцией банковский перевод может быть дебетовый и кредитовый [3, с. 20].
Дебетовый перевод ? банковский перевод, инициатором которого является бенефициар. При его осуществлении платежные инструкции оформляются расчетными документами (платежным требованием), чеком или другими документами, предусмотренными законодательством Республики Беларусь.
Кредитовый перевод - банковский перевод, инициатором которого является плательщик. При осуществлении кредитового перевода платежные инструкции оформляются расчетными документами (платежным поручением), платежным требованием-поручением, или иными документами, предусмотренными нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь.
Переход к рыночной экономике вносит существенные изменения в систему расчетных отношений. Полностью отменены существовавшие прежде ограничения в выборе отдельных форм расчетов между поставщиками. Порядок и формы расчетов определяются в хозяйственных договорах (соглашениях) между сторонами.
При выборе наиболее целесообразной формы расчетов необходимо учитывать, насколько она способствует реализации продукции, своевременному получению поставщиком денежных средств за нее, содействует максимальному сокращению сроков получения товарно-материальных ценностей и услуг покупателями, создает условия для взаимного контроля участников расчетов; обеспечивает ускорение документооборота, минимальную трудоемкость расчетных операций.
    Расчеты платежными требованиями.
Платежное требование является наиболее распространенной формой безналичных расчетов по товарным операциям. Она используется как в иногородних, так и во внутригородских расчетах.
Платежное требование представляет собой расчетный документ, содержащий требование получателя средств к плательщику об уплате определенной суммы через банк. Форма расчетов платежными требованиями применяется для расчетов за отгруженные (отпущенные) товары. При расчетах платежными требованиями платежи совершаются по месту нахождения плательщика и с его согласия (акцепта). Акцепт может быть предварительным или последующим.
Предварительный акцепт ? акцепт плательщика, полученный банком до поступления платежного требования. Срок предварительного акцепта составляет три рабочих дня, не считая дня поступления требования в банк.
Плательщик имеет право заявить обслуживающему его банку отказ от акцепта требования в течение установленного срока предварительного акцепта. Не допускается прием банком отказа от акцепта платежного требования по истечении установленного срока предварительного акцепта (в том числе в день наступления срока платежа). Отказ может быть полным или частичным с указанием соответствующих мотивов [4, с. 34-45].
Последующий акцепт — акцепт плательщика, полученный банком после поступления платежного требования. Срок представления заявления на последующий акцепт составляет десять рабочих дней, не считая дня поступления платежного требования в банк.
Расчеты платежными требованиями осуществляются по системе инкассо. Сущность ее заключается в том, что кредитное учреждение, обслуживающее поставщика, принимает от него денежно-расчетные документы и организует все операции, связанные с получением платежа от покупателя.
Из изложенного выше видно, что при расчетах платежными требованиями поставщик отгружает товары, не ожидая поступления за них платежа, что способствует ускорению оборота материальных ценностей в хозяйстве. С другой стороны плательщик избавляется от необходимости предварительно, до отгрузки товаров, бронировать в банке средства, необходимые для оплаты денежно-расчетных документов. На основе документов покупатель имеет возможность осуществлять контроль за выполнением поставщиком своих обязательств, что способствует укреплению договорной дисциплины. Ограничение срока и четкое определение мотивов отказа плательщика от акцепта, система принудительного списания с расчетного счета плательщика суммы просроченных платежных документов и другие условия применения платежных документов и требований в значительной степени отражают также интересы поставщика.
Наряду с достоинствами расчеты платежными требованиями имеют и определенные недостатки, т.к. эта форма расчетов не гарантирует поставщикам своевременного получения денег, создает возможность образования у покупателя внепланового источника средств путем несвоевременной оплаты полученных им материальных ценностей. Недостатком расчетов платежными требованиями является также разрыв во времени между получением товарно-материальных ценностей и их оплатой получателем, возникающий даже при условии своевременной оплаты платежных требований. [22, с. 181-182].
Для проведения расчетов допускается использование электронного расчетного документа. Электронный расчетный документ представляет собой электронный образ расчетного документа, утвержденного Национальным банком Республики Беларусь, и содержит все реквизиты первичного расчетного документа на бумажном носителе.
В случае осуществления расчетов с использованием электронного расчетного документа банком создается бумажная копия электронного расчетного документа в двух экземплярах. Для подтверждения подлинности платежного требования используются электронная цифровая подпись или тестирующие ключи.
    Расчеты платежными поручениями.
Платежное поручение представляет собой расчетный документ, содержащий поручение плательщика обслуживающему банку о перечислении определенной суммы с его счета на счет получателя.
Поручением производятся: расчеты за полученные товары; расчеты по нетоварным операциям (платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, финансирование расходов из республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, погашение задолженности банку по ссуде и процентам, переводы средств на выплату заработной платы и других платежей в пользу отдельных граждан, оказание и возврат временной финансовой помощи, предоставление займа и пр.); предварительная оплата товаров, готовых к отгрузке покупателям к моменту платежа и отгружаемых не позднее трех рабочих дней со дня получения платежа, если другие сроки не определены договором или нормативными актами; авансовые платежи, в соответствии с заключенными договорами; оплата товарных векселей.
Платежные поручения бывают местными, когда они используются для расчетов с одногородними поставщиками и другими получателями денежных средств и иногородними ? для расчетов с получателями, находящимися в других городах. Они применяются для расчётов за полученные товары и оказанные услуги, а также при возврате финансовыми органами доходов из бюджета через предприятия министерства связи; при расчетах за товары и услуги в порядке перевода через предприятия министерства связи; при расчётах с предприятиями министерства связи за переводы, совершаемые через почту, за пересылку почтовых посылок и в оплату наложенных платежей, при разовых расчетах с транспортными организациями за перевозки грузов и групповые перевозки пассажиров и багажа применяют платежные поручения, акцептованные банком.
Применение акцептованных платежных поручений обусловлено тем, что транспортные организации производят отправку и выдачу грузов лишь на условиях предварительной оплаты тарифа, установленных сборов и погрузочно-разгрузоч ых работ, производимых станцией или пристанью (портом). В таком же порядке оказываются почтовые услуги организациями связи.
Расчеты акцептованными платежными поручениями гарантируют платежи, но при их применении может замедляться оборачиваемость денежных средств из-за необходимости предварительного депонирования (бронирования) сумм, увеличивается трудоемкость операций в связи с оформлением акцепта.
В целом же достоинством расчетов платежными поручениями является то, что они представляют собой универсальную форму, применяющуюся как в одногородних, так и иногородних расчетах по товарным операциям и финансовым обязательствам. Однако при расчетах платежными поручениями нет должной гарантии платежа. Своевременное поступление платежа поставщику зависит не только от платежеспособности покупателя, но и своевременности выписки и представления им в банк платежного поручения; возможно внеплановое перераспределение средств, т.е. возникновение взаимной задолженности при предварительной оплате, авансе и т.п.; относительно длительный срок действия платежного поручения может замедлить расчеты [22, с. 184-187].
3. Расчеты платежными требованиями-поруче иями.
Платежное требование-поручение ? расчетный документ, содержащий требование получателя средств к плательщику оплатить на основании направленных ему, минуя обслуживающий банк, расчетного, отгрузочных и других документов, предусмотренных договором, стоимость поставленного по договору товара, произвести платежи по другим операциям.
Такая форма расчетов позволяет сокращать издержки по ведению расчетов, повышает ответственность поставщика и плательщика за организацию расчетов.
4. Расчеты аккредитивами.
Аккредитив представляет собой соглашение между банком плательщика (банк-эмитент) и плательщиком (приказодатель аккредитива), в силу которого банк-эмитент по поручению приказодателя предоставляет в пользу получателя средств по аккредитиву (далее — бенефициар) обязательство произвести платеж против представленных в соответствии с условиями аккредитива документов и выполнения других условий аккредитива.
Аккредитив может быть отзывным и безотзывным. Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован в любой момент без предварительного уведомления бенефициара. Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия банка-эмитента и бенефициара [5, с. 36].
Открытие аккредитива производился за счет собственных средств приказодателя или за счет кредита банка. Открытие аккредитива частично за счет собственных средств приказодателя и частично за счет кредита банка не допускается. Аккредитив предназначается дня расчетов только с одним бенефициаром и не может быть переадресован [5, с. 37].
Выплата средств поставщику за счет аккредитива за отгруженные товарно-материальны ценности осуществляется банком на основании реестров счетов и транспортных документов, удостоверяющих факт отгрузки в течение срока действия аккредитива в банке поставщика. При закрытии аккредитива остаток неиспользованных средств зачисляется на расчетный счет покупателя или направляется в погашение его задолженности по ссудам, при открытии аккредитива за счёт банка [22, с. 196-197].
Сущность действия аккредитива — «деньги против документов». Особенность данной формы расчетов заключается в том, что оплата покупателем фактически уже произведена, деньги с его счета перечислены, но на расчетный счет продавца они еще не поступали, а зачислены на аккредитивный счет. Продавцу гарантируется немедленная оплата отгруженных товаров или оказанных услуг с этого счета, и он застрахован от неплатежеспособности или отказа от оплаты товаров (услуг) покупателем. Покупатель в свою очередь уверен в том, что перечисленные с его счета деньги поступят в распоряжение продавца только после того, как он выполнит свои обязательства.
5. Расчеты чеками.
Чеки применяются только для безналичных расчетов между юридическими лицами, а также физическими и юридическими, включая предпринимателей без образования юридического лица. Чеки применяются при расчетах на принятые покупателем товары, вывезенные им или доставленные ему и оказанные услуги.
Расчеты чеками имеют следующие достоинства: максимальное сближение срока платежа и момента получения товара, оказания услуг; уменьшение потребности поставщиков в кредитах под товары отгруженные; гарантия своевременного получения платежа чекодержателем либо за счет забронированных средств в сумме лимита, либо за счет кредита; ускорение оборачиваемости средств в расчетах как за счет сокращения просроченных платежей, так и за счет более быстрого оформления расчетов и поступления платежа; простота расчетов.
Вместе с тем, этой форме расчетов присущи следующие недостатки: ограниченная возможность использования такой формы в иногородних расчетах; длительный срок действия чека (десять дней), что может замедлить оборачиваемость оборотных средств [22, с. 192-193].
7. Расчеты банковскими пластиковыми карточками.
Под банковскими пластиковыми карточками понимаются карточки национальных (международных) систем расчетов, использующих карточки в качестве платежного средства, и частные банковские карточки.
В соответствии со своими функциональными характеристиками карточки подразделяются на кредитные карточки, которые предназначаются для оплаты товаров за счет предоставляемого на эту цель кредита, а также для получения налично-денежных средств; дебетовые карточки, которые предназначаются для расчета за товары, получения средств в налично-денежной форме путем прямого списания с карт-счета владельца в банке. Допускается совмещение функций кредитной и дебетовой карточки по усмотрению банка-эмитента.
Операции с дебитной или дебитно-кредитной карточкой производится при наличии на карт-счете необходимой суммы средств, которые юридические лица перечисляют со своего расчетного счета.
Использование пластиковых карточек способствует уменьшению денежного оборота, ускорению оборачиваемости средств, повышению качества обслуживания организаций торговли и населения.
В настоящее время законодательством Республики Беларусь предусматриваются иные способы прекращения обязательств, не связанные с перечислением денежных средств, а именно: отступное; новация; зачет взаимной задолженности; уступка требований и перевод долга; товарообменные операции (бартер); расчеты векселями.
Наибольшее распространение в хозяйственной практике получили такие способы прекращения обязательств, как товарообменные операции (бартер) и расчеты векселями.
С развитием рыночных отношений широкое распространение получает взаимное коммерческое кредитование организаций в форме вексельной оплаты товарно-материальных ценностей, выполненных работ и услуг.
Коммерческий кредит как товарная форма денежного кредита сопутствует сделке купли-продажи между поставщиком и покупателем и обеспечивает платежное средство под определенный процент в виде векселей. Вексель - это ценная бумага, содержащая долговое денежное обязательство одного предприятия (векселедателя) уплатить к определенному сроку необходимую сумму денежных средств другому предприятию (векселедержателю) за отгруженную продукцию, товары, работы, услуги.
Векселя используются для повышения заинтересованности организации приобретать продукцию у какого-то конкретного продавца. Кроме того, они способствуют быстрейшей реализации товаров, ускорению оборачиваемости оборотных средств, снижают потребность в денежном кредите.
Хозяйствующие субъекты используют как векселя банков, номинированные в белорусских рублях и иностранной валюте, так и собственные векселя. Выпускаются два вида векселей: простой и переводной.
Простой вексель представляет собой составленное по установленной форме договорное денежное обязательство векселедателя уплатить определенную сумму денег по наступлению срока платежа векселедержателю по совершенным сделкам.
Переводной вексель (тратта) в отличие от простого выписывается кредитором (трассантом) или поставщиком и содержит приказ должнику (трассату) уплатить обозначенную в векселе сумму третьему лицу (ремитенту) или предъявителю. Этот документ превращается в безусловное долговое обязательство после его акцепта трассатом.
С целью организации и применения наиболее экономических форм расчетов, способствующих ускорению платежей и оборачиваемости средств в народном хозяйстве, сокращению неплатежей и укреплению коммерческих принципов хозяйствования в практику введена такая система расчетов, как уступка требования и перевод долга. Уступка требования осуществляется на основании договора между первоначальным кредитором и лицом, которому уступается требование, то есть новым кредитором. Для заключения договора об уступке требования согласие должника не требуется, однако он должен быть уведомлен о состоявшейся уступке требования.
Перевод долга осуществляется на основании договора между первоначальным должником и новым. Для заключения договора о переводе долга требуется согласие кредиторов. Новый должник принимает на себя долг первоначального в том объеме, какой был на момент перевода долга с учетом возможного взыскания недоимки. Расчеты третьими лицами могут производиться исключительно посредством платежных поручений.
Подавляющая часть расчетов осуществляется путем перечисления денег в полной сумме платежа со счета плательщика в банке на счет получателя. Незначительная по своему удельному весу часть платежей производится с зачетом взаимных требований. Под расчетами, основанными на зачете взаимных требований, понимаются безналичные расчеты, при которых взаимные требования и обязательства должников и кредиторов друг другу погашаются в равновеликих суммах и лишь на разницу производится платеж.
Зачеты взаимных требований сокращают потребность в денежных средствах на сумму взаимопогашающихся платежей. Поскольку при зачете взаимных требований со счета плательщика в банке списывается не вся сумма долга, а только некоторая его часть, облегчается возможность платежа, ускоряются расчеты и оборачиваемость средств, сокращается взаимная задолженность хозяйствующих органов [22, с. 198 - 199].
В соответствие с Порядком проведения банками факторинговых операций в Республике Беларусь факторинг ? это торгово-комиссионная операция, сочетающаяся с финансированием оборотного капитала поставщика, связанная с уступкой поставщиком другому лицу (фактору) подлежащих оплате плательщиком денежных требований за поставленные товары и передачей фактору права получения платежа по ним. В роли факторов выступают банки. Поставщиками являются резиденты РБ, поставляющие товары как на внутренний рынок страны, так и за ее пределы. Факторинговые операции для поставщиков уменьшают риск несвоевременного получения платежа при временных финансовых затруднениях у плательщика. Плательщик же получает отсрочку платежа, что дает ему возможность накопить необходимые средства для расчетов с факторингом. Комиссионные платежи факторингу плательщиком обычно меньше пени за просрочку платежа поставщику.
Международные расчеты осуществляются на основе корреспондентских отношений, устанавливаемых между банками стран-экспортеров и импортеров. Корреспондентские отношения представляют собой договорные отношения между банками о совершении платежей и расчетов по поручению друг друга. Операции по расчетам с государствами СНГ осуществляются, как правило, через коммерческие банки этих государств, с которыми установлены корреспондентские отношения. В банках-корреспондентах открываются корреспондентские счета: «Ностро» ? счета белорусских банков в иностранных банках-корреспондента ; «Лоро» ? счета иностранных банков в банках Республики Беларусь.
Расчеты между Республикой Беларусь и государствами СНГ осуществляются белорусскими банками в форме перевода, аккредитива и в других формах, применяемых в международной банковской практике.
Во внешнеэкономических расчетах используются также платежи векселями, зачет встречных однородных требований, где требования выражены в одной валюте. При этом зачет может быть произведен с учетом Положения о порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь, в соответствии с которым проведение зачета взаимных требований между резидентом и нерезидентом допускается только в случае, когда резиденту по договору поступают сырье, материалы, комплектующие изделия и энергоносители, используемые для собственного производства.
При осуществлении операций по международным расчетам пересчет иностранной валюты в рубли производится белорусскими банками по курсу Национального банка Республики Беларусь, действующему на день совершения операции.
В УП «Пинское ПМС» из вышеперечисленных форм расчетов применяются лишь расчеты платежными требованиями, платежными поручениями, а также имеет место использование банковского векселя.
Следует подумать о том, чтобы применять в организации аккредитивную форму расчётов и оптимизировать договорную работу, ведь в организации присутствуют просроченная дебиторская и кредиторская задолженности, которых быть не должно.



3 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

3.1 Значение и задачи учета расчетов с поставщиками и подрядчиками


Бухгалтерский учет расчетных операций по товарным поставкам в условиях перехода экономики страны к рыночным отношением должен строиться таким образом, чтобы способствовать укреплению денежных отношений в Республике Беларусь, обеспечивать ускорение расчетов и устойчивость работы ее народного хозяйства. Он призван способствовать правильному использованию денежных средств и их сохранности, соблюдению расчетно-платежной дисциплины, соблюдению законодательства, целесообразности и эффективности использования денежных средств, своевременности взыскания дебиторской и кредиторской задолженности для укрепления финансовой устойчивости организации, соблюдению правильности и своевременности всех необходимых расчетов с юридическими и физическими лицами.
В организации денежного оборота и расчетов важную функцию выполняет бухгалтерский аппарат, призванный своевременно и правильно отражать их в учете и контролировать. Исходя из этой цели, основными задачами бухгалтерского учета расчетных операций по товарным поставкам являются:
¦ правильная организация, своевременное и законное проведение расчетных операций безналичным путем и наличными деньгами;
¦ правильное документальное оформление и контроль законности совершаемых операций с денежными средствами, полное и оперативное их отражение в учетных регистрах;
¦ своевременное взыскание дебиторской и погашение кредиторской задолженности организации;
¦ выполнение действующего порядка использования денежных средств по назначению и сдачи выручки в банк;
¦ своевременное проведение и выявление результатов инвентаризации денежных средств;
¦ контроль за расходованием денежных средств строго по целевому назначению [2, c. 396].
Торговые организации и их ассоциации имеют многообразные экономические связи с другими хозяйствующими субъектами, непосредственно вступая с ними в расчеты. Экономические расчеты должны быть построены таким образом, чтобы все платежи проходили в сжатые сроки. Соблюдение платежной дисциплины предполагает своевременное выполнение обязательств по платежам за товары и услуги, расчетам с банком, финансовыми органами, со всеми юридическими и физическими лицами.
Нормальной считается дебиторская и кредиторская задолженность, возникшая в связи с установленной системой расчетов, срок погашения которой не наступил. В условиях рыночного механизма хозяйствования существуют определенные принципы взаимоотношений с покупателями и поставщиками, которые упрощенно можно изложить следующим образом: продавай с немедленной последующей или предварительной оплатой; покупай в кредит (с рассрочкой); кредитуй покупателя на срок меньший, чем тот, на который получаешь кредит у поставщика; при сделке обязательно определяй и изучай платежеспособность партнера.
В настоящее время в учебных и практических пособиях по бухгалтерскому учету вопросам учета расчетных операций по товарным поставкам традиционно уделяют немного внимания. Тем самым, видимо, предполагается тривиальность организации учета расчетных взаимоотношений, хотя это является весьма серьезным участком учетной работы. Но без учета состояния расчетов по товарным поставкам торговой организации любое принятое решение не только не будет полноценным, но и вполне может быть ошибочным.
Таким образом, можно констатировать, что состояние дебиторской и кредиторской задолженности организации должно быть постоянно в центре внимания бухгалтера и руководителя организации.
Предприятия, заинтересованы в сокращении размера дебиторской задолженности. Уменьшение, например, размеров дебиторской задолженности по товарным операциям улучшает показатели выполнения плана поставок по договорам, планов по прибыли и рентабельности. Сокращение оборотных средств в прочих расчетах означает более полное использование их по назначению, так как они при этом не выбывают из сферы производства. Таким образом, задачей каждой организации является использование всех резервов максимально возможного сокращения объема оборотных средств в сфере обращения. К этим резервам следует отнести укрепление расчетно-платежной дисциплины, развитие прямых хозяйственных связей между организациями, укрепление договорной дисциплины и соответствующее выполнение договорных обязательств, расширение практики применения прогрессивных форм расчетов.
Кредиторской считается задолженность организации перед многочисленными субъектами рыночных отношений. При этом нормальной считается кредиторская задолженность, возникшая в связи с существующей системой расчётов, срок погашения по которой не наступил.
В современных условиях хозяйствования существуют определённые принципы взаимоотношений, которые упрощённо можно изложить следующим образом: продавай с немедленной, последующей или предварительной оплатой; покупай в кредит; кредитуй покупателя на срок меньший, чем тот, на который получаешь кредит у поставщика; при сделке обязательно определяй и изучай платёжеспособность партнёра.
Таким образом, можно констатировать, что состояние дебиторской и кредиторской задолженности организации должно быть постоянно в центре внимания бухгалтера и руководителя организации. [34, с.361]
Финансовая устойчивость предприятия в значительной мере зависит от соотношения дебиторской и кредиторской задолженностями. Иногда считают, что дебиторская задолженность может быть любой, лишь бы она не превышала кредиторскую, и что при анализе следует принимать во внимание только разность между ними. Это мнение глубоко ошибочно, так как предприятие обязано погашать свою кредиторскую задолженность независимо от того, получает долги она от своих дебиторов или нет. Поэтому при анализе дебиторской задолженности следует рассматривать отдельно дебиторскую и кредиторскую задолженности. Если коэффициент кредиторской и дебиторской задолженности больше двух, то финансовая устойчивость предприятия находится в критическом состоянии. Способность предприятия выполнять свои обязательства анализируются и через структуру финансовых источников собственных средств для покрытия задолженности.
Важнейшей задачей развития бухгалтерского учета в Республике Беларусь является формирование единой методологии, объединяющей в себе принципы бухгалтерского учета, методы и методики формирования и представления бухгалтерских документов, а также разработка положений по применению всех методологических элементов учета и отчетности, что обеспечит повышение качества и достоверности бухгалтерской информации.

3.2 Права, обязанности и ответственность бухгалтера по учету расчетов


В соответствии с должностной инструкцией (приложение Л) бухгалтер по учету расчетных операций выполняет следующие задачи:
должен знать законодательные акты, постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие, методические и нормативные материалы по организации бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций и составлению отчетности;
формы и методы бухгалтерского учета на предприятии;
план и корреспонденцию счетов;
организацию документооборота, порядок оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, связанных с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств;
правила проведения инвентаризации имущества предприятия, его обязательств;
порядок и сроки составления бухгалтерской отчетности;
правила хранения и уничтожения бухгалтерских документов;
правила эксплуатации вычислительной техники;
правила внутреннего трудового распорядка;
правила и нормы охраны труда и техники безопасности.
Основные права:
знакомится с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности;
вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями;
запрашивать лично или по поручению главного бухгалтера у специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей.
Ответственность бухгалтера по расчетным операциям:
за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь.
за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.













3.3 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками


УП «Пинское ПМС» для учета операций по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" предназначен журнал-ордер формы № 6-АПК и приложение к нему "Реестр операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками" формы № 6а.
При отражении операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками в регистрах учета отображаются следующим образом:
в регистрах журнально-ордерной формы учет этих расчетов, ведут позиционным способом по каждому документу (счету, товарно-транспортной товарной накладной и другому расчетному документу);
независимо от величины суммы по расчетному документу и формы расчетов (инкассо, аккредитивы и т.д.) все расчеты за отгруженные поставщиком товарно-материальные ценности и принятые от подрядчиков работы (услуги) находят отражение на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Если к моменту поступления ценностей на склад получателя или оформления приемки работ (услуг) расчетные документы уже оплачены, то в этих случаях записи также должны производиться в корреспонденции со счетом 60.
На стоимость поступивших от поставщиков товарно-материальных ценностей (оказанных услуг, выполненных работ) счет 60 кредитуют в сумме расчетного документа в корреспонденции с дебетом счетов, предназначенных для учета этих ценностей (затрат). Суммы, оплаченные по расчетным документам на материальные ценности или товары, отгруженные поставщиками, но не прибывшие на конец месяца на склад, УП «Пинское ПМС»покупатель отражает только по дебету счета 60 в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств. По мере поступления указанных товарно-материальных ценностей их стоимость отражают по кредиту счета 60 в корреспонденции со счетами по учету ценностей.
В журнале-ордере формы № 6-АПК организуется аналитический и синтетический учет всех операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками, отражаемых по счету 60 в корреспонденции с соответствующими счетами. Журнал-ордер открывается на месяц (квартал, полугодие или год) с использованием вкладных листов.
Журнал-ордер № 6-АПК состоит из двух разделов: Оборот по кредиту счета 60 для записи в Главную книгу; Аналитические данные к счету 60. На последней странице журнала-ордера приводятся сводные контрольные данные о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками на конец отчетного периода. В нем показаны остатки задолженности поставщикам и подрядчикам на конец каждого месяца.
Аналитический учет ведется в журнале-ордере № 6-АПК отдельно по каждому поставщику и подрядчику.
При открытии журнала-ордера № 6-АПК в нем указываются остатки на начало месяца: по дебету - суммы, оплаченные или зачтенные поставщикам, по кредиту - суммы, причитающиеся поставщикам.
Записи по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (левая сторона журнала-ордера) производятся по графам в корреспонденции с дебетуемыми счетами по учету товарно-материальных ценностей (07, 10, 11, 41), затрат на производство (20-29), вложений во внеоборотные активы (08) и др. При этом по отдельным графам отражаются суммы налога на добавленную стоимость (18, 08).
Правая сторона журнала-ордера предназначена для отражения операций по дебету счета 60, т.е. записей об оплате поставщикам и подрядчикам за поставленные товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги и других списаний. При записях по дебету счета указываются кредитуемые счета (счета по учету денежных средств, кредитов банка и др.).
В случае продления срока погашения соответствующих обязательств эти суммы записываются в отдельные графы в конце журнала-ордера.
Отдельные графы в журнале-ордере выделены для записи даты совершения операций, номеров документов, наименований поставщиков или подрядчиков, а также сальдо на начало и конец месяца.
Итоги левой части журнала-ордера по окончании месяца переносятся в Главную книгу, итоги правой части используются для сверки оборотов с другими журналами-ордерами.
Записи по кредиту счета 60 как в журнале-ордере, так и в реестре в части сумм, причитающихся за материально-производ твенные запасы (работы, услуги), производят на основании предъявленных поставщиками (подрядчиками) и принятых к оплате расчетных документов. Поступление материалов должно быть надлежащим образом оформлено и подтверждено соответствующими приходными документами. Поэтому учетные данные товарно-транспортны , товарных накладных или документов, их заменяющих, принимаются к записи лишь после их тщательной проверки.
"Реестр операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками" формы № 6а можно также использовать при осуществлении расчетов в порядке плановых платежей. Для этого по отдельной строке записывают сумму задолженности на начало отчетного периода и наименование поставщика, а по всем строкам производят соответствующие записи. Причем поступление материальных ценностей за определенный срок отражают в графе 5, а сумму НДС - в графе 6 (графы 7 и 8 не заполняют), а по мере наступления срока платежа делают отметку об оплате. Реестр в этом случае открывают на квартал, полугодие или год с отражением по строкам данных за каждый месяц в хронологическом порядке по каждому расчетному документу поставщика к одному документу за определенный период об оплате.
В конце месяца в реестре подсчитываются обороты по кредиту и дебету счету 60, которые переносят из реестров в журнал-ордер № 6-АПК, где для каждого поставщика (подрядчика)
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.