Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
дипломная работа Средства автоматизации деятельности предприятия
Информация:
Тип работы: дипломная работа.
Добавлен: 27.04.2013.
Год: 2013.
Страниц: 21.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание
Введение
На современном этапе
среди эффективных методов оценки
образовательных достижений заметная
роль отводится тестированию. Под
тестированием понимается стандартизированная процедура
объективного измерения образовательных
достижений испытуемого или отдельных
качеств его личности.
Анализ опыта тестирования
в зарубежных странах показывает,
что в последнем столетии тестирование
приобрело широкий масштаб во многих странах мира. В развитых
странах создаются национальные службы
для контроля за результатами образования
и мониторинга его качества.
В отличие от традиционного
контроля в форме опроса, устного
экзамена или зачёта, которое отнимает
много времени, тестирование позволяет сократить
время, выделяемое на контроль многих
показателей учебного (а в общем случае,
не только учебного) процесса. Тестирование,
как правило, проводится для всей группы
одновременно. Вне зависимости от того,
проводится оно в письменной форме или
посредством компьютеров, психологически
меньше травмирует студентов и преподавателей.
Результаты тестирования после обработки
на компьютере представляются в форме
совокупности стандартных статистических
показателей, пригодных для установления
рейтинга знаний студентов и сравнительных
характеристик студенческой группы или
класса в целом.
Создаваемые системы тестирования не отменяют
и не заменяют сложившиеся методы контроля,
способствуя повышению объективности,
обоснованности и сопоставимости результатов.
Внедрение тестирования в образовательный
процесс позволяет более наглядно и объективно
уловить динамику образовательного процесса
во времени.
Наиболее эффективно
проводить контроль знаний с подрастающим
поколением при помощи современных технологий, так как их использование
преподавателем повышает заинтересованность
учащихся. Однако, невозможно не заметить,
что для многих преподавателей в связи
с современными темпами развития информационного
общества, использование современных
информационных технологий составляет
проблему.
Целью дипломной работы
является разработка системы тестирования
в виде элементов готовой конфигурации
на платформе 1С: Предприятие. Для достижения
поставленной цели были поставлены следующие
задачи:
изучить методологию разработки тестов, требования к подобным системам;
разработать структуру базы тестов и реализовать ее на платформе 1С;
реализовать отдельные тесты в системе.
Глава 1. Методология создания
тестов
Термин «тест» впервые введен американским психологом
Дж. Кеттелом в 1890г. «Тест» происходит
от английского слова «test» и означает
в широком смысле слова испытание, исследование,
опыт. В педагогике чаще всего термин
«тест» определяется как система заданий специфической
формы, определенного содержания, возрастающей
трудности, позволяющая объективно
оценить структуру и качественно измерить
уровень подготовленности учащихся. Последовательность
тестовых заданий определяется по принципу:
от более простого к сложному.
Тесты – это достаточно краткие, стандартизированные
или не стандартизированные пробы, испытания,
позволяющие за сравнительно короткие
промежутки времени оценить результативность
познавательной деятельности, т.е. оценить
степень и качество достижения каждым
учащимся целей обучения (целей изучения).
Тестовое задание – это один из элементов
диагностики. Тесты заставляют учащихся
мыслить логически, использовать зрительное
внимание, укреплять память. Для организации
тестов не требуется много времени, но
они выполняют определенную положительную
роль в процессе обучения, развития, воспитания.
Их можно составить по всему курсу или
по отдельной изучаемой теме и использовать
при повторении.
Основной задачей педагогического
использования тестов является определение
объема и качества знаний, а также
уровня умений и навыков.
Тесты и по назначению
могут быть разные:
входное тестирование,
тест-разминка,
контрольное тестирование,
аттестационное тестирование и т.д.
При этом выявляется глубина
знаний теоретических вопросов.
Выделяют три класса тестов: знаний, умений
и навыков. Типы тестовых заданий определяются
способами однозначного распознавания
ответных действий тестируемого.
Наряду с тестами
достижений, предназначенными для оценки
усвоения знаний по конкретным дисциплинам
или их циклам, разрабатываются и
более широко ориентированные тесты. К ним относятся
тесты на оценку отдельных навыков. Еще
более широко ориентированными являются
тесты для изучения умений, которые могут
пригодиться при овладении рядом дисциплин,
например, навыки работы с учебником.[3,29]
Существуют также тесты, направленные на оценку
влияния обучения на формирование логического
мышления, способности рассуждать, строить
выводы на основе анализа определенного
круга данных и т.д. Эти тесты в наибольшей
степени приближаются по своему содержанию
к тестам интеллекта.[2,78]
Любой тест обладает составом,
целостностью и структурой. Он состоит
из заданий, правил их применения, оценок
за выполнение каждого задания и
рекомендаций по интерпретации тестовых
результатов. Целостность теста
означает взаимосвязь заданий, их принадлежность общему измеряемому
фактору. Каждое задание теста выполняет
отведенную ему роль и потому ни одно из
них не может быть изъято из теста без
потери качества измерения.
Существуют два основных
вида тестов: традиционные и нетрадиционные.
Традиционный тест представляет собой
единство трех систем:
- содержательной системы знаний, описываемой
языком проверяемой учебной дисциплины;
- формальной системы заданий возрастающей
трудности;
- статистических характеристик заданий
и результатов испытуемых.
Тесты позволяют:
эффективно использовать время занятия, так как требуют незначительного объема учебного времени;
качественно оценить знания учеников;
- освободить учителя от трудоемкой проверки
письменных работ;
- повысить заинтересованность учащихся
в получении новых знаний, умений и навыков;
- в кратчайший срок проверить знания и
умения больших групп учащихся (оперативность
получения обратной связи);
- выявить проблемы при изложении и усвоении
учебного материала;
повышение мотивационной стороны обучения;
использовать дифференцированный подход в обучении (ориентация на различия в индивидуальной подготовке);
большинство тестов наглядные (срабатывает зрительная память учащихся);
- возможность преодоления субъективизма
выставления оценок (используется заранее
продуманная система оценивания результатов).
Таким образом, тестирование
применяется на всех этапах учебного
процесса. С его помощью эффективно
обеспечиваются предварительный, текущий,
тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости. При проверке
определяются, прежде всего, пробелы в
знаниях, что очень важно для дальнейшего
обучения. Именно на этом можно основывать
индивидуальную работу с обучаемыми по
предупреждению неуспеваемости.
§1. Виды и формы
тестовых заданий
По форме проведения
тесты могут быть индивидуальными
и групповыми, устными и письменными,
бланковыми, компьютерными, вербальными
и невербальными. При этом каждый
тест имеет несколько составных
частей: руководство по работе с
тестом, бланк с заданиями, аппаратуру, лист ответов
(для бланковых методик), шаблоны для обработки
данных.
К традиционным тестам относятся
тесты гомогенные и гетерогенные.
Гомогенный тест представляет собой
систему заданий возрастающей трудности,
специфической формы и определенного содержания – система, создаваемая
с целью объективного, качественного,
и эффективного метода оценки структуры
и измерения уровня подготовленности
учащихся по одной учебной дисциплине.
Легко видеть, что в своей основе определение
гомогенного теста совпадает с определением
традиционного теста.
Гомогенные тесты распространены
больше других. В педагогике они
создаются для контроля знаний по
одной учебной дисциплине или
по одному разделу такой, например,
объемной учебной дисциплины, как
физика или информатика. В гомогенном педагогическом
тесте не допускается использование заданий,
выявляющих другие свойства. Наличие последних
нарушает требование дисциплинарной чистоты
педагогического теста. Ведь каждый тест
измеряет что-то заранее определенное.
[6,23]
Гетерогенный тест представляет
собой систему заданий возрастающей
трудности, специфической формы
и определенного содержания – система, создаваемая
с целью объективного, качественного,
и эффективного метода оценки структуры
и измерения уровня подготовленности
учащихся по нескольким учебным дисциплинам.
Нередко в такие тесты включаются и психологические
задания для оценки уровня интеллектуального
развития.
Обычно гетерогенные
тесты используются для комплексной
оценки выпускника, оценки личности при
приеме на работу и для отбора наиболее подготовленных
абитуриентов при приеме в вузы. Поскольку
каждый гетерогенный тест состоит из гомогенных
тестов, интерпретация результатов тестирования
ведется по ответам на задания каждого
теста (здесь они называются шкалами) и
кроме того, посредством различных методов
агрегирования баллов делаются попытки
дать общую оценку подготовленности испытуемого.
Существуют разные формы
тестовых заданий:
Задания закрытой формы, в которых ученик выбирают правильный ответ из данного набора ответов к тексту задания.
Требования, предъявляемы
к тестовым заданиям данного вида:
в задании можно выделить основную часть утверждения, содержащую постановку проблемы, и готовые ответы, сформулированные учителем;
среди ответов правильным обычно бывает только один, хотя не исключаются и другие варианты;
число неправильных ответов определяется видом задания, обычно оно не превышает пяти;
в тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок;
в основную часть задания следует включать как можно больше слов, оставляя для ответа не более двух-трех наиболее важных, ключевых слов для данной проблемы;
частота выбора одного и то же номера места для правильного ответа в различных заданиях теста должна быть примерно одинакова, либо номер места для правильного ответа выбирается в случайном порядке;
из числа неправильных исключаются ответы, вытекающие один из другого. [14,14]
Задания закрытой формы
имеют как достоинства, так и
недостатки. Их преимущества связаны
с быстротой тестирования и с простотой подсчета баллов. Среди
недостатков обычно отмечают эффект угадывания,
характерный для слабо подготовленных
учеников при ответах на наиболее трудные
задания теста.[15,17]
Задания закрытой формы
сопровождаются инструкцией: "Обведите
номер правильного ответа". В случае компьютерной
выдачи заданий используют инструкцию:
"Наберите номер правильного ответа".
Задания открытой формы, требующие при выполнении самостоятельного формулирования ответа.
Требования, предъявляемы
к тестовым заданиям данного вида:
при ответе на открытое задание ученик дописывает пропущенное слово, формулу или число на месте прочерка;
задание составляется так, что требует четкого и однозначного ответа и не допускает двоякого толкования;
в том случае, если это возможно, после прочерка указываются единицы измерения;
прочерк ставится на месте ключевого термина, знание которого является существенным для контролируемого материала. Все прочерки в открытых заданиях для одного теста рекомендуется делать равной длины;
в процессе разработки задания необходимо упрощать усложненные синтаксические конструкции. [16,7]
Для задания открытой
формы рекомендуется использовать
инструкцию, состоящую из одного слова:
"Дополните&quo ;.
Задание на соответствие, выполнение которых связано с установлением соответствия между элементами двух множеств.
В этих заданиях учитель
проверяет знание связей между элементами
двух множеств. Слева обычно приводятся
элементы данного множества, справа
— элементы, подлежащие выбору. Число
элементов второго множества
может превышать число данных.
К заданиям предлагается
стандартная инструкция, состоящая
из двух слов: "Установите соответствие".
Как и в заданиях закрытой
формы, наибольшие трудности при
разработке связаны с подбором правдоподобных
избыточных элементов во втором множестве. Эффективность задания будет
существенно снижена, если неправдоподобные
элементы легко различаются учениками.
Задания на установление правильной последовательности, в которых от ученика требуется указать порядок действий или процессов, перечисленных преподавателем.
Тестовые задания четвертой
формы предназначены для оценивания
уровня владения последовательностью
действий, процессов, вычислений и т.д.
В задании приводятся
в произвольном случайном порядке
действия или процессы, связанные
с определенной задачей. Ученик должен установить
правильный порядок предложенных действий
и указать его с помощью цифр в специально
определенном для этого месте.
Стандартная инструкция
к заданиям четвертой формы имеет
вид "Установите правильную последовательность&q ot;.
Задания на установление правильной последовательности
действий обладают определенными преимуществами
при разработке комплексных тестов, так
как они удобны для оценки уровня профессиональной
подготовки студентов, непосредственно
связанной с их будущей деятельностью.
При выборе формы тестового
задания необходимо помнить о
том, что каждой дисциплине присуще
свое собственное содержание, отличное
от других. Поэтому нет и не может
быть единых рекомендаций для правильного
выбора формы. Многое здесь зависит
от искусства преподавателя, от его опыта и умения
разрабатывать задания теста.[15]
§2. Требования к
тестовым заданиям
Можно выделить ряд общих требований, предъявляемых к тестовым
заданиям:
каждое задание имеет свой порядковый номер, установленный согласно объективной оценке трудности задания и выбранной стратегии тестирования;
задание формулируется в логической форме высказывания, которое становится истинным или ложным в зависимости от ответа студента;
к разработанному заданию прилагается правильный ответ;
для каждого задания приводится правило оценивания, позволяющее интерпретировать ответ как правильный или неправильный;
на выполнение одной задачи (вопроса) тестового задания у тестируемого должно уходить не более 2-5 минут.
Некоторые формы можно
разделить на виды. Например, для закрытой формы можно
выделить задания с двумя, тремя и большим
числом выборочных ответов. Выбор формы
задания зависит от целей тестирования
и от содержания контролируемого материала.
Предложенные четыре формы тестовых заданий
являются основными, но при этом не исключается
применение других, новых форм.
Процесс тестовых измерений
предельно стандартизируется:
все инструкции к одной форме даются одними и теми же словами;
заранее разработанная система подсчета баллов применяется ко всем испытуемым студентам одинаково;
все испытуемые отвечают на задания одинаковой сложности.
Чтобы исключить возможность
списывания, подсказки и других нарушений,
в заданиях следует вводить переменные
параметры, изменение которых в
допустимых пределах обеспечивает многовариантность каждого задания теста.
При этом все ученики выполняют однотипные
задания, но с разными значениями параметра
и, соответственно, с разными ответами.
Таким образом, решаются одновременно
две задачи: устраняется возможность списывания
и обеспечивается параллельность вариантов
заданий, предлагаемых различным ученикам.[9,11]
Особенно эффективны
задания в открытой форме с
переменным параметром при компьютерной
выдаче, когда значения параметра
выбираются в случайном порядке,
поэтому при разработке компьютерного варианта теста этим заданиям
следует отдать предпочтение, хотя окончательное
решение вопроса выбора формы зависит
от содержания контролируемого предмета.
§3. Методические
рекомендации по составлению тестовых
заданий
Тест может включать
тестовые задания различного типа.
Рассмотрим методические особенности
их составления:
Задание закрытой
формы (с выбором ответов) – в них учащиеся
выбирают правильный ответ из данного
набора ответов к тестовому заданию. Они
должны удовлетворять следующим требованиям:
в тексте задания должна быть устранена любая двусмысленность или неясность формулировок иначе удалить тестовое задание;
основная часть задания формулируется предельно кратко. Не более одного предложения;
задание должно иметь предельно простую синтаксическую конструкцию;
в основную часть задания следует включать как можно больше слов утверждения, оставляя для ответа не более 2-3 ключевых слов (наиболее важных);
желательно, чтобы все ответы к одному заданию были приблизительно одной длины;
из текста задания необходимо исключить все вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью угадывания;
частота выбора одного и того же номера места для правильного ответа в любом тестовом задании должна быть приблизительно одинакова (либо номер места выбирается в случайном порядке);
основная часть задания должна быть освобождена от всего второстепенного материала для данной проблемы;
из ответов обязательно исключаются все повторяющиеся слова путем ввода их в основной текст задания;
в ответах не рекомендуется использовать слова “все”, “ни один”, “никогда”, “всегда” и т.п.;
из числа ответов должны быть исключены те ответы, которые вытекают один из другого;
из числа тестов должны быть исключены те задания, которые выясняют мнения учащегося по какому-либо вопросу;
задания печатаются заглавными буквами или выделяются ярким (жирным), привлекающим цветом (шрифтом), а текст ответов прописными буквами нейтральным цветом;
При оформлении обязательно
в начале тестового задания должна
быть размещена инструкция по его выполнению.
Задание открытой
формы (задания с пропусками). В них требуется
от учащихся самостоятельной формулировки
ответа.
сформулировать вопрос, содержащий не более 7-8 слов и записать ответ на него, представляющий некоторое высказывание той же длины 7-8 слов.
из полученного высказывания исключить ключевые слова или слово (не более 2-х) и на их месте поставить прочерк.
задание должно быть составлено так, что оно требовало четкого и однозначного ответа и не допускало двоякого толкования;
прочерк ставится на месте ключевого термина, знание которого является существенным для контролируемого материала (по возможности в конце высказывания);
все прочерки в заданиях для одного теста рекомендуется делать одинаковой длины;
в процессе разработки рекомендуется упрощать синтаксические конструкции, а также исключать повторы и двойные отрицания;
При оформлении обязательно в начале тестового задания должна быть размещена инструкция.
Задание на соответствие (ассоциативные связи) – позволяют оценить
знания фактов, терминологии, понятий
в их взаимосвязи. Устанавливается соответствие
между элементами двух множеств.
слева располагают исходное множество, а справа множество элементов, подлежащих выбору;
число элементов правого множества должно превышать число левого множества;
основная сложность при составлении – грамотный подбор правого множества.
оценка заданий – на усмотрение преподавателя.
При оформлении обязательно в начале тестового задания должна быть размещена инструкция.
Задание на ранжирование (на установление правильной последовательности)
– учащемуся необходимо указать порядок
действий или процессов, перечисленных
в задании.
в качестве условия подбираются задания, имеющие четкий алгоритм действия или строгую последовательность;
формулировка утверждений должна быть четкой и предельно краткой;
При оформлении обязательно в начале тестового задания должна быть размещена инструкция.
Если поставить вопрос
о сравнительной ценности всех четырех рассмотренных здесь
форм тестовых заданий, то можно отметить
следующее: в последнее время предпочтение
отдается открытой форме заданий, в которых
вероятность отгадывания равна нулю. Но
это не значит, что остальные формы не
позволяют сделать хороший тест. Каждая
форма имеет свои достоинства и недостатки,
поэтому выбор во многом зависит от учебной
дисциплины, от цели создания и применения
теста, от ориентации на ручную или машинную
обработку результатов и даже от приверженности
к той или иной теории тестов. Все это подтверждает
мысль о том, что выбор формы – процесс
не менее творческий, чем создание и культурное
применение тестов.
Тестирование имеет
три основных этапа:
1. Проектирование и разработка (выбор)
теста;
2. Реализация процедуры тестирования;
3. Анализ, оценка и интерпретация результатов
тестирования.
Требования к создаваемым
тестам:
Тест должен быть валидным. Валидность теста — характеристика теста, которая показывает, в какой мере тест измеряет именно то качество, для измерения которого он создан. Чем выше валидность теста, тем более обосновано использование результатов тестирования для выводов и предсказаний.
На каждый час темы предмета в тесте должно быть от 4 до 8 заданий.
При разработке тестов надо указывать ссылки на литературу, где они взяты.
Тестовое задание должно быть представлено в форме свернутого краткого суждения, сформулировано ясным, чётким языком и исключать неоднозначность заключения тестируемого на требования задания.
Содержание задания должно быть выражено краткой, предельно простой синтаксической конструкцией, без повторов и двойных отрицаний. Задание не должно содержать не только ни одного лишнего слова, но и даже знака.
Количество слов в тестовом задании не должно превышать 10-12, если при этом не искажается понятийная структура тестовой ситуации. Главным считается ясное и явное отражение содержания фрагмента предметной области.
Содержание тестового задания должно быть ориентировано на получение от тестируемого однозначного заключения.
Задание должно быть составлено с учетом того, что среднее время его предъявления на экране составляет 1,5-2 минуты, а максимально допустимое время предъявления задания не превышает пяти минут.
Элементы тестового задания могут содержать текст, формулы, графические изображения, мультимедийные компоненты.
Во время тестирования на экране монитора должно располагаться только одно тестовое задание. Все элементы тестового задания должны отображаться на экране монитора.
Для отображения элементов группы не должны использоваться раскрывающиеся списки
Графическое изображение тестового задания не должно перегружаться излишними подробностями, а наиболее существенные компоненты рисунка должны быть выделены цветом, курсивом, полужирными линиями
Способ ввода заключения должен быть прост и удобен. Введенное тестируемым заключение должно отображаться на экране монитора и быть понятно тестируемому.
Рекомендуется соблюдать единый стиль оформления заданий, входящих в один тест.
На экране во время предъявления заданий из теста не должно присутствовать никаких графических и мультимедийных элементов, не имеющих прямого отношения к пониманию содержания тестового задания.
В тестовом задании не должно отображаться субъективное мнение или понимание отдельного автора.
Формулировка тестового задания должна быть выражена в повествовательной форме (вопрос исключается). В формулировке тестового задания не должно быть повелительного наклонения (выберите, вычислите, укажите и т.д.).
Нужно избегать вводных слов или предложений (неверно: к понятиям …, верно: понятиями…).
Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов студента.
Ни в тексте, ни в ответах не должно быть непреднамеренных подсказок и сленга.
Лучше сделать более длинный вопрос, но более короткий ответ.
Глава 2. Программное обеспечение
для тестирования
§1. Обзор программных продуктов
При необходимости создания
теста возникают следующие возможности
перед разработчиком: воспользоваться
программным приложением с готовым
интерфейсом и заняться вопросом
наполнения теста, то есть наполнением контента,
но при этом разработчик ограничен возможностями
выбранной системы. Или же разработать
собственную оболочку в некоторой среде
программирования, продумать самостоятельно
весь интерфейс, функциональность и т.п.
Рассмотрим спектр программных решений при
реализации первой возможности. Существуют
десятки разновидностей программ-конструкторо ,
предназначенных для составления тестов.
С их помощью любой человек сможет создать
тест с четкой структурой и типовым алгоритмом
работы. Приведем обзор некоторых программных
продуктов с краткой характеристикой
их возможностей.
Система программ MyTest – это программа для
создания и проведения компьютерного
тестирования, сбора и анализа результатов,
выставления оценки по указанной в тесте
шкале. Согласно обзорам Рунета MyTest признана
лучшей бесплатной Российской программой
создания теста.
Для создания тестов имеется
очень удобный редактор тестов с
дружественным интерфейсом (рис.1). Любой учитель-предметник, даже
владеющий компьютером на начальном уровне,
может легко составить свои тесты для
программы MyTest и использовать их на уроках.
При наличии компьютерной
сети можно организовать централизированный
сбор и обработку результатов
тестирования, используя модуль журнала
MyTest. Результаты выполнения заданий выводятся учащемуся
и отправляются учителю. Учитель может
оценить или проанализировать их в любое
удобное для него время. Можно организовать
локальное и сетевое тестирование.
Рисунок 1. Интерфейс системы
разработки тестов MyTest
Бесплатный конструктор
тестов Тест-Конструктор. Включает оконный редактор теста (рис.
2) и оболочку для тестирования пользователя.
Вопросы могут быть графическими и текстовыми.
Графические элементы вопросов добавляются
из буфера обмена Windows.
Основные функции:
1) Создание и скрытое
редактирование вопроса с вариантами
ответов.
2) Защита теста паролем.
3) Сборка вопроса из
элементов: тестовая строка, монохромное
изображение (например, формула), отступ,
абзац, номер ответа.
4) Автономный запуск
тестирования.
5) Вывод статистики
правильных ответов в конце
тестирования.
6) Задание количества
выбираемых случайным образом
для тестирования вопросов.
7) Простейший интерфейс
как редактора, так и плеера.
Рисунок 2. Оконный редактор
Тест-конструктора
Еще одна бесплатная программа
для публикации тестов в Интернете
– Quiz Press (рис. 3). С его помощью преподаватели
могут создавать тесты для проверки знаний
учащихся. Программа дает возможность
генерировать тесты с вопросами разных
типов: такие, в которых нужно выбрать
правильные ответы из предложенных вариантов,
где нужно вписать ответ самостоятельно,
где нужно указать, является ли утверждение
ложным или верным, и другие. Причем один
тест может содержать вопросы разных типов.
При составлении вопросов у преподавателя
есть возможность использовать мультимедийные
файлы (графику, флеш, звук). По умолчанию
при оценивании за каждый правильный ответ
студенту начисляется один балл, однако
в настройках теста можно установить разное
количество баллов, в зависимости от типа
вопроса. Кроме этого, есть возможность,
ограничить время, которое студент может
потратить на решение заданий, добавить
напоминание о скором завершении отведенного
времени и т.д.
Рисунок 3. Форма для
создания вопросов в Quiz Press
Среди подобных предложений регулярно появляются
новые продукты, разработанные различными
учебными заведениями высшего и среднего
профессионального образования. Все они
разрабатываются в различных средах программирования,
например, Borland Delphi, С++ Builder, VBA или с помощью
серверных языков, например SQL, PHP и другие.
Но любое из перечисленных программных
средств требует специального приобретения
лицензий.
В данной работе предлагается
рассмотреть возможность разработки системы тестирования на базе принципиально
другого программного продукта – коммерческой
платформе 1С: Предприятие, как альтернативе
специализированных сред программирования.
Это позволит продемонстрировать возможности
платформы и закрепить навыки работы в
ней. На текущий момент все платформы кроме
1С 8.2 сняты с производства, но популярность
1С v.7.7 не сдает своих позиций.
§2. Характеристика
платформы 1С: Предприятие
"1С: Предприятие"
является универсальной системой,
позволяющей создавать автоматизированные
информационные системы бухгалтерского
учета для предприятий различных
отраслей народного хозяйства.
По концепции
построения информационной модели "1С:
Предприятие" относится к системам
с универсальной моделью учетных
данных, по способу построения программы – к системам, имеющим единое
программное ядро.
"1С: Предприятие"
относится к классу полностью
реконфигурируемых систем. Конфигурирование
позволяет создавать любые приложения,
начиная с автоматизации отдельных
разделов бухгалтерского учета
и заканчивая автоматизацией
бухгалтерского учета корпоративных информационных систем
управления экономическим объектом. Различная
степень охвата учетных функций обеспечивается
за счет компонентной структуры. В состав
системы входят три основных компоненты:
"Бухгалтерский учет", "Оперативный
учет" и "Расчет",– каждая из которых
расширяет возможности системы дополнительными
механизмами обработки информации. Эти
механизмы нельзя однозначно сопоставить
с конкретными задачами автоматизации
предметной области, но они имеют достаточно
четкую направленность.
Компонента "Бухгалтерский учет"
ориентирована на отражение хозяйственных
операций на счетах бухгалтерского учета.
Она оперирует такими понятиями, как "бухгалтерские
счета", "операции" и "проводки"
Возможности этой компоненты позволяют
организовать многомерный, многоуровневый
и мультивалютный аналитический учет
параллельно в нескольких планах счетов
в натуральном и денежном выражении.
Компонента "Оперативный
учет" предназначена для оперативного
учета наличия и движения имущества
и обязательств организации в
реальном масштабе времени. Это достигается
за счет поддержки механизма регистров, который и обеспечивает запись
движения и получения остатков в различных
разрезах.
Компонента "Расчет"
предназначена для автоматизации
сложных периодических расчетов,
например заработной платы. Особенностями этой
компоненты является поддержка работы
с журналами расчетов.
Выбор состава
необходимых компонент определяется
теми задачами, которые организация
ставит в области автоматизации
учета.
Все организации
обязаны вести бухгалтерский
учет имущества, обязательств
и хозяйственных операций, обобщать информацию
на балансовых и забалансовых счетах,
вести синтетические и аналитические
регистры, составлять бухгалтерскую отчетность.
Поэтому далее, говоря о системе "1С:
Предприятие", мы подразумеваем компоненту
"Бухгалтерский учет", в которой реализованы
соответствующие механизмы поддержки.
Функционирование
системы подразделяют на два процесса
- конфигурирование и исполнение. Конфигурирование
представляет собой описание модели
предметной области, а исполнение - обработку данных
предметной области.
Результатом конфигурирования
является конфигурация, представляющая
собой модель предметной области. Проектирование
конфигурации требует глубоких знаний
как в сфере программирования,
так и в предметной области автоматизации. В этой
связи комплект поставки программы включает
готовое решение, так называемую типовую
конфигурацию бухгалтерского учета, где
реализована методология ведения бухгалтерского
учета в соответствии с законодательством
Российской Федерации. При изменении текущего
законодательства типовая конфигурация
актуализируется разработчиком, обновленный
вариант передается пользователям в централизованном
порядке.
В системе предусмотрено
несколько режимов запуска (рис. 4).
Режим "Конфигуратор&q ot;
предназначен для описания модели
предметной области, создания пользовательских
интерфейсов, назначения прав доступа
к объектам данных, обновления конфигурации,
сохранения и восстановления данных предметной
области и некоторых других целей.
Рисунок 4. Режимы запуска системы
Для обработки
данных предметной области систему
запускают в режиме "1С: Предприятие".
Если система поддерживает работу в
многопользовательск м режиме, то в
окне запуска имеется флажок "Монопольно&quo ;.
При его установке с системой
может работать только один пользователь. На
практике такая необходимость возникает
при смене периода бухгалтерских итогов,
восстановлении индексных файлов, удалении
ошибочно введенных объектов данных.
Режим "Отладчик"
предназначен для отладки программных
модулей в процессе конфигурирования, а режим
"Монитор" - для мониторинга работы
пользователей с информационной базой.
После выбора режима
запуска система предлагает выбрать
информационную базу из списка "Информационные
базы" (рис. 5).
Рисунок 5. Выбор информационной
базы
Система "1С:
Предприятие" представляет собой
совокупность механизмов, предназначенных
для манипулирования различными
типами объектов метаданных предметной
области.
Под объектом метаданных понимается формальное описание
неких сущностей предметной области автоматизации
со сходными свойствами и одинаковым назначением.
Все объекты
метаданных, поддерживаемые системой
"1С: Предприятие", подразделяют на
базовые и специальные. Под базовыми
понимаются объекты метаданных, которые
поддерживаются в любом варианте
поставки системы. К ним относятся
следующие виды объектов:
константы;
справочники;
перечисления;
документы;
журналы документов;
отчеты и обработки.