Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Психолого-педагогические основы изучения личности школьников в целях профориентации
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 27.04.2013.
Год: 2013.
Страниц: 25.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Реализация современных
требований, предъявляемых к общеобразовательной
школе, значительно активизировала
разработку научных и практических
проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений,
способствующих решению практических
вопросов профессионального самоопределения
подрастающего поколения.
Однако, несмотря на некоторые
положительные результаты, профориентация в современных условиях
всё ещё не достигает своих главных целей –
формирования у учащихся профессионального
самоопределения, соответствующего индивидуальным
особенностям каждой личности и
запросам общества в кадрах, его требованиям
к современному труженику. Существенным
тормозом развития профориентации является
то, что она, как правило, рассчитана на
некоторого усредненного ученика, отсутствует
индивидуальный, дифференцированный подход
к личности выбирающего профессию,
используются в основном словесные, декларативные методы,
без предоставления возможности каждому
попробовать себя в различных видах
деятельности, в том
числе и в избираемой.
Анализ накопленного
опыта в области теории и практики профориентации, выявленных противоречий,
путей их развития и решения позволяет
следующим образом сформулировать определение профориентации:
это многоаспектная, целостная система
научно – практической деятельности общественных
институтов, ответственных за подготовку
подрастающего поколения к выбору профессии
и решающих комплекс социально – экономических,
психолого – педагогических и медико
– физиологических задач по формированию
у школьников профессионального
самоопределения, соответствующего индивидуальным
особенностям каждой личности и
запросам общества в кадрах.
Цель исследования: теоретическое обоснование и практическое
применение методик изучения личности
школьников с целью профориентации.
Объект исследования: личность школьника.
Предмет исследования: методика изучения личности школьника
в целях профориентации.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие профориентации;
дать характеристику методам изучения личности в целях
профориентации;
- разработать методику профориентационной
работы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка используемой литературы.
1 Психолого-педагогиче кие
основы изучения личности школьников
в целях профориентации
Профориентация – как педагогическая проблема
Слово “профессия” в
переводе с латинского языка означает
официально указанное занятие, специальность.
Профессия — это вид трудовой
деятельности, занятий, требующих от
человека опредёлённой подготовки и
соответствующих качеств личности.
Проблема подготовки
подрастающих поколений к труду
— извечная проблема человеческого
общества. Однако в различных общественно-экономических
формациях она решалась по-разному,
каждый раз наполняясь новым содержанием
и обретая новые формы реализации на практике.
«В конце XIX – начале
XX в.в. учёные и общественные деятели
пришли к мысли о том, что для
выполнения человеком каждой конкретной
работы необходимы не только выучка, но
и способности, определяющие его
профессиональную пригодность. В связи
с этим молодым людям, выбирающим профессию,
стала необходимой соответствующая помощь»[5].
В XIX в. появились литературные
источники, раскрывающие некоторые
вопросы профессиональной ориентации
молодёжи. Во Франции вышло “Руководство
по выбору профессий” (1849 и 1887г.) в России была издана книга профессора
Петербургского университета Н.И. Кареева
“Выбор факультета и прохождение университетского
курса”.
Таким образом, зародившееся
в конце XIX в. – начале XX в. движение
по организации профессиональной ориентации получило свой старт, требуемый самой
жизню, её социально-экономичес ом развитем.
В начале XX в. в США, Англии,
Германии были впервые организованы
справочно-информаци нные бюро для
молодёжи при биржах труда. Там школьники
могли посоветоваться о выборе профессии, о возможностях дальнейшего образования
и подготовки к будущей работе. Такие бюро
не ограничивались отдельными индивидуальными
консультациями, а проводили пропаганду
разумного выбора профессии с помощью
издания профориентационных листков,
брошюр и т.д.
Однако, основным методом определения профессиональной
пригодности молодого человека был лишь
анкетный опрос. Так складывался первый
опыт профориентации учащихся, который
включал предварительное изучение профессиональных
склонностей подростков в школе, проведение
бесед в бюро, заполнение анкет, опрос
родителей и педагогов, заключительную
беседу, консультацию и посредничество
в определении выпускников на работу.
В 1908г. профессор Гарвардского
университета Ф. Барсонс основал
в Бостоне (США) “Бюро ориентации” для оказания помощи подросткам в определении
их жизненного пути. Деятельность этого
бюро и принято считать началом профессионально-ориентационного
движения. Затем аналогичное бюро в 1910г.
было учреждено в Нью-Йорке. В его задачи
входило изучение требований, предъявляемых
человеку различными профессиями, более
детальное знание особенностей учащихся.
«Бюро свою работу вело в полном контакте
с учителями, пользуясь тестами и анкетами.
Опыт этих бюро стал широко распространяться
в США, Испании, Финляндии, Швейцарии, Чехословакии
и других странах» [6].
В Англии поддержка и
развитие профориентационных учреждений
была организована на законодательном
уровне.
В начале XX века начинает
развёртывать профориентационную деятельность
Педагогический музей учительского
дома. Музей предпринял ряд обследований,
касающихся вопроса о выборе профессии
учащимися различных типов школ. В процессе
проводившейся работы выяснилось, «какие
профессии привлекают наибольшее внимание,
каковы причины, которые побуждают молодых
людей пойти по тому или иному трудовому
пути. С этой целью музей организовал в
школах опрос учащихся об их будущей профессии».
Один из теоретиков и
организаторов трудовой политехнической
школы П.Т. Блонский, развивая программу
“хорошего работника” в школе, обосновал
необходимость начинать профориентационную
работу с начальных классов путём знакомства
с профессиями на основе углублённых знаний
по интересам и практической пробы своих
сил.
Для того чтобы создать
резерв для пополнения различных
отраслей народного хозяйства и культуры кадрами, в 1924г. старшие классы
школы - девятилетки были профессионализированы
В стране были созданы средние школы с
кооперативно - торговым, производственно-техни еским,
административно-хоз йственным, культурно-просветите ьным
уклонами. Были организованы фабрично-заводские
семилетки и школы крестьянской молодёжи,
в которых давались общеобразовательные
знания и прививались определённые навыки
и умения.
В 1927г. профессором В.М.
Бехтеревым было основано Бюро профконсультации
Наркомтруда, ставившее своей целью распределение рабочей
силы более рациональным путём. В течение
последующих двух лет в стране создалась
сеть бюро профконсультаций: в Ленинграде,
Перми, Свердловске, Ярославле, Твери [7].
В послевоенное время
на XIX съезде КПСС вопрос о политехническом обучении молодёжи был снова
поставлен на рассмотрение. Перестройка
работы школы на основе принятого в декабре
1958г. “Закона об укреплении связи школы
с жизнью и о дальнейшем развитии системы
народного образования в СССР” ознаменовала
новый этап и в развитии проблемы профориентации
учащихся.
В настоящее время
в психолого-педагогиче кой литературе
нет единого подхода к толкованию
самого понятия “профориентация”.
Так, Н.И. Калугин, А.Д. Сазанов, В.Д. Симоненко [8,9,10] дали следующие определение: «Профессиональная
ориентация учащихся — это научно обоснованная
система социально-экономичес их, психолого-педагогиче ких,
медицинских мероприятий, направленных
на оказание помощи молодёжи в профессиональном
самоопределении с учётом потребностей
народного хозяйства в кадрах, интересов,
способностей и физиологических возможностей
личности».
«Профессиональная ориентация
как экономический процесс —
это управление выбором профессии
и места работы путём формирования
определённых склонностей (призвания)
посредством убеждения с учётом способностей индивида
и потребностей общества» – писал А.В.
Соловьёв [11]. Общим для всех вышеперечисленных
толкований является то, что под профориентацией
ими понимается совместная деятельность
школы, семьи и общественности, направленная
на подготовку учащейся молодёжи к выбору
профессии в соответствии с их интересами,
склонностями и способностями, а также
потребностями общества в трудовых ресурсах.
Цели и задачи профориентации успешно реализуются
в полной мере тогда, когда сама профориентация
сможет опереться на развитую теорию и
методологию. И не случайно: ведь в теории
и методологии преломляются и проверяются
понятия, идеи, взгляды, представления,
формы, методы и принципы, которые позволяют
повысить эффективность практической
работы.
Итак, профориентация - это
“научно обоснованная система подготовки
молодежи к свободному и самостоятельному
выбору профессии, призванная учитывать
как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость
полноценного распределения трудовых
ресурсов в интересах общества”[12]. Профориентация
должна представлять собой единство практики
и междисциплинарной теории. При этом
важное значение имеет теория: именно
в ней преломляются те или иные идеи, которые
затем помогают превратить практическую
работу в научно-практическую. Теория
не появляется, как правило, вместе с самой
деятельностью. Чтобы сформулировать
теорию, необходимо совершенствовать
практику профориентации. В профессиональной
ориентации во главу угла обычно ставилась
практическая работа по ориентации учащихся
преимущественно на рабочие профессии.
Значительно позже было обращено внимание
на необходимость разработки теории, и
лишь относительно недавно стала ощущаться
потребность в разработке методологических
вопросов профориентации.
Практическая сторона
включает в себя деятельность государственных
и общественных организаций, предприятий,
учреждений, школы, а также семьи
по совершенствованию процесса профессионального
и социального самоопределения в интересах
личности и общества в целом.
Теорию профориентации
можно определить следующим образом:
“ Это совокупность высказываний,
отражающих в концентрированной
форме комплекс взглядов, представлений
и идей, направленных на осуществление эффективной профориентационной
деятельности”[13].
Это определение сравнительно
простое и общее. Оно хотя и
полезно для вхождения в мир
теории, но с точки зрения научной
строгости, неизбежной при определении
теории любой деятельности, более
глубокое определение понятия следующее: “Теория
профориентации – это форма научной организации
научного знания, дающее целостное представление
о закономерностях и существенных связях
двух процессов – профессионального самоопределения
молодежи в соответствии с личными интересами,
склонностями, способностями и ориентирования
ее на те профессии, по которым ощущается
общественная потребность в кадрах» [14].
Рассмотрим основные
компоненты теории профессиональной ориентации
школьников: факты, закономерности, принципы. Достоверных фактов, полученных с помощью
научных методов, в профориентации мало.
Поэтому одна из важных задач – собрать
новые факты и дать им правильную интерпретацию.
Это оказывается важным в тех случаях,
когда поиск новых фактов ведется с помощью
одной или нескольких гипотез. Последние
также составляют важную часть теории.
Например, в каждом районе (регионе) могут
оказаться свои специфические факторы,
влияющие на выбор определенной профессии.
Гипотеза о таких возможных факторах помогает
созданию методов исследования, позволяющих
оценить интересующее явление и на этой
основе выработать практические рекомендации
по улучшению профориентационной работы
с учащимися.
Важный компонент теории
профориентации – определенные закономерности.
Поиск их служит общей целью научной деятельности. Познание закономерностей
– это, в конечном счете, то самое главное,
ради чего обычно и предпринимаются научные
исследования. Найденные закономерности
обычно выражаются с помощью понятийного
аппарата и специфического языка науки,
отличающегося большей точностью, выразительностью,
большими возможностями стыкования профориентации
с понятиями других наук и в том числе
с математикой.
Уровень развития каждой
теории нередко определяется составом
и качеством принципов, положенных
в основу деятельности. Формулированию принципов
профориентации уделяется немало внимания.
Однако нельзя сказать, что разработка
системы принципов профориентации завершена:
предстоит еще много сделать для создания
стройной, непротиворечивой системы, удовлетворяющей
всем требованиям [15].
Поскольку объектом профориентационной
деятельности является процесс социально-профессионального
самоопределения человека, важно
в первую очередь сформулировать
группу принципов, которыми руководствуются
(или должны руководствоваться) девушки и юноши, выбирая себе профессию
и место в социальной структуре общества.
Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении
удовлетворить своим выбором не только
личностные потребности в трудовой деятельности,
но и принести как можно больше пользы
обществу.
Принцип соответствия выбираемой
профессии интересам, склонностями, способностями
личности и одновременно потребностям
общества в кадрах определенной профессии
выражает связь личностного и общественного
аспектов выбора профессии. По аналогии
с известной мыслью нельзя жить в обществе
и быть свободным от общества – можно
также сказать: нельзя выбирать профессию,
исходя только из собственных интересов
и не считаясь с интересами общества. Нарушение
принципа соответствия потребностей личности
и общества приводит к несбалансированности
в профессиональной структуре кадров
[16].
Принцип активности в
выборе профессии характеризует тип деятельности личности
в процессе профессионального самоопределения.
Профессию надо активно искать самому.
В этом большую роль призваны сыграть:
практическая проба сил самих учащихся
в процессе трудовой и профессиональной
подготовки, советы родителей и их профессиональный
опыт, поиск и чтение (по интересующей
теме) литературы, работа во время практики
и многое другое.
Последним принципом
в этой группе является принцип развития. Этот принцип отражает
идею выбора такой профессии, которая
давала бы личности возможность повышения
квалификации, увеличение заработка по
мере роста опыта и профессионального
мастерства, возможность активно участвовать
в общественной работе, удовлетворять
культурные потребности личности, потребность
в жилье, отдыхе и т.п.
В профессиональной ориентации
есть группа принципов, тесно связанных
(и во многом пересекающихся) с общепедагогическими
принципами. Это следующие принципы [17]:
- связь профориентации с жизнью, трудом,
практикой, предусматривающей оказание
помощи человеку в выборе его будущей
профессии в органичном единстве с потребностями
народного хозяйства в квалифицированных
кадрах.
- связь профориентации с трудовой подготовкой
школьников – это принцип, предусматривающий
хорошую постановку трудового воспитания
и обучения. В отрыве от трудовой подготовки
профориентация приобретает черты абстрактности,
призывности, оторванности от практики,
от общих задач трудового и профессионального
становления личности.
- систематичность и преемственность в
профориентации обеспечивает профориентационная
работа с 1 по 11 классы при условии обязательной
преемственности этой работы из класса
в класс.
- взаимосвязь школы, семьи, базового предприятия,
средних профессиональных учебных заведений
и общественности в профориентации учащихся
предусматривает тесный контакт по оказанию
помощи молодым людям в выборе профессии.
При этом предполагается усиление целенаправленности
и координации в совместной деятельности.
- воспитывающий характер профориентации
состоит в необходимости осуществления
профориентационной работы в соответствии
с задачами формирования гармоничной
личности, в единстве трудового. Экономического
нравственного, эстетического, правового
и физического воспитания.
- взаимосвязь диагностического и воспитательного
подходов к проведению профориентационной
работы - принцип, предполагающий недопустимость
противопоставления одного подхода другому.
Каждый из них решает свои задачи.
- дифференцированный и индивидуальный
подход к учащимся в зависимости от возраста
и уровня сформированности их профессиональных
интересов, от различий в ценностных ориентациях
и жизненных планов, от уровня успеваемости.
Дифференциация учащихся по группам позволяет
точнее определять их средства воздействия,
которые будучи эффективными в одной группе
могут оказаться неэффективными в другой.
Дифференциация создает условия для реализации
индивидуального подхода.
- оптимальное сочетание массовых, групповых
и индивидуальных форм профориентационной
работы с учащимися и их родителями, утверждающих
необходимость использования разных форм,
отхода от традиционно используемых одних
только массовых форм, усиление внимания
к сбалансированному сочетанию всех форм
работы.
- соответствие содержания форм и методов
профориентационной работы потребностям
профессионального развития личности
и одновременно потребностям района (города,
региона) в кадрах определенных профессий
и требуемого уровня квалификации.
Таким образом, в теории профориентации
существуют и общепедагогические принципы,
и специфические принципы, характеризующие
профориентационную деятельность как
общественное явление [18].
1.2 Методы изучения
личности школьников в целях
профориентации
Особенности памяти, внимания, чувств, воли,
желаний и способностей нельзя увидеть,
оценить, измерить так же, как мы видим,
оцениваем многие из окружающих нас предметов.
Эти и ряд других качеств психики человека
нельзя непосредственно созерцать ни
у себя, ни у других людей. Но в то же время
различные профессии предъявляют конкретные
требования к психологическим, а также
физиологическим особенностям личности.
“Психофизиологическ е
особенности человека – это особенности
его психики, развития, строения организма,
состояния здоровья. Каждый человек обладает
определенными психофизиологическим
качествами. Поэтому можно говорить о
том, что человек по своим природным данным
более или менее подготовлен к успешному
овладению профессией или группой профессий.
Но в связи с этим встает вопрос: как же
правильно определить эти особенности
и свойства личности ? Ведь вся
трудность состоит именно в том, что особенности
психики школьника не могут быть
полностью определены учителем, так как
далеко не всегда в учебной и внеклассной
деятельности учащихся можно создать
условия, подходящие для их проявления.
Школьная деятельность лишь в какой-то
степени моделирует условия труда, поэтому
не все профессионально важные особенности
могут быть полностью проявлены” [19].
С другой стороны, трудность состоит в том, что необходимо
определить не только существующий уровень
развития личности , но и возможности
ее развития (видеть перспективу).
Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная
профдиагностика), как уже было сказано
выше, составляет один из важнейших составных
компонентов профориентации школьников.
На этом этапе следует изучить характерные
особенности личности: ценностные
ориентации, интересы, потребности, склонности,
способности, профессиональную направленность,
профессиональные намерения, мотивы выбора
профессии, черты характера, темперамент,
состояние здоровья.
Рассмотрим подробнее
те стороны личностных характеристик,
которые имеют значение для профессиональной
работы.
Ценностные ориентации.
“Личность формируется в процессе постоянных
взаимоотношений с людьми. Все особенности,
присущие личности, социально обусловлены.
Поэтому ценностные ориентации можно
определить “как направленность личности
на усвоение (создание) общественных ценностей
в соответствии с конкретными потребностями”.
Исходя из этого определения, ключ к пониманию
понятия “ценностные ориентации” следует
искать в системе взаимоотношений между
потребностями личности и общественными
ценностями” [20].
Источником активности
личности служат потребности, под которым понимаем “состояние личности,
вызванной необходимостью вступать в
связи с окружающей средой для того, чтобы
обеспечить свое существование, функционирование
и развитие”. Удовлетворение таких потребностей,
как потребность в профессиональном самоопределении
или самоутверждении, происходит в процессе
практической деятельности человека,
причем только в том случае, если выбранная
профессия, как принято говорить, по душе.
Потребности всегда отражают возможности
их удовлетворения, поэтому их роль в ценностных
ориентациях личности можно определить
следующим образом: потребности активизируют
соответствующие возможности человека,
направляют его деятельность в нужном
направлении. А реализуются все эти потребности
через конкретные объективные ценности.
Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей,
которые наиболее соответствуют ее целям
и интересам. “Применительно к профессиональной
деятельности человека можно выделить
следующие ценности:
- самоутверждение в обществе, в ближайшей
социальной среде;
- авторитет в трудовом коллективе;
- признание родных, знакомых, друзей;
- самосовершенствовани и самовыражение
– интересная работа;
- применение своих знаний, умений, способностей;
- творческий характер труда;
- материально-практиче кие, утилитарные
ценности - хороший заработок;
- должность, удовлетворяющая личность,
перспектива продвижения по
службе”.
Иногда можно встретиться
с отождествлением понятий “интерес”
и “направленность”. Такое отождествление
необоснованно хотя бы потому, что
интерес – состояние довольно изменчивое, а направленность – долговременное,
стойкое.
Главную роль в выборе
ценностей имеют мотивы, которые, в свою очередь,
зависят от интересов и потребностей личности,
целей этой личности.
“ По виду мотивы выбора профессии можно
разделить на шесть групп:
- общая мотивировка;
- романтика профессий;
- мотивы познавательного характера;
- мотивы, в которых подчеркивается общественная
значимость профессии;
- ссылка на пример;
- немотивированный выбор.
По характеру все
мотивы можно разделить на четыре
группы:
- мотив, четко и аргументировано обосновывающий
целесообразность выбора данного направления
трудовой деятельности;
- мотивация нечеткая, недостаточно мотивированная;
- мотивация неуверенная, неаргументированная;
- никак неаргументированная мотивация”
[21].
Удовлетворение потребностей,
интересов, реализация цели немыслимы
без решения конкретных задач, выполнения
соответствующей работы. Поэтому
в каждом случае человек выбирает
объект, явление или деятельность
(профессию). Таким образом, выбор
обеспечивает потребности личности .
Выявление мотивов выбора
профессии позволяет узнать, что
именно побудило человека избрать данный
вид труда и насколько четкие, аргументированные мотивы выбора. Это
в свою очередь, дает возможность выяснить
отношение личности к объективным
ценностям.
Итак, мы рассмотрели ценностные ориентации в структуре личности человека. Во
взаимосвязи с другими характеристиками личности их
можно определить следующим образом: потребности
– интересы – объективные ценности –
мотивы – цели – выбор.
Предварительная профдиагностика
предполагает выявление таких качеств
человека, как склонности. Склонности – “это побуждения, имеющие
в своей основе активное, созидательное
отношение к объекту” [22].
Как правило, на занятия,
к которым учащийся более склонен, он тратит больше времени и к тому
же трудится с желанием. Если человек при
этом добивается еще и определенных результатов
в этой деятельности (учебной или трудовой),
то можно говорить о способностях к данной
деятельности. Основным показателем способности
следует считать легкость усвоения новых
знаний и быстроту совершенствования
умений, достижение высоких результатов
деятельности. Говоря о выявлении способностей
учащихся в целях профориентации ,
мы имеем в виду склонности к овладению
не только знаниями школьной программы,
но и определенными профессиями.
Способности – “это такие психологические особенности
человека, от которых зависит успешность
приобретения знаний, умений и навыков,
но которые сами к наличию этих знаний,
умений и навыков не сводятся”. Способности
обнаруживаются в быстроте, глубине и
прочности овладения способами и приемами
деятельности”.
По отношению к знаниям,
умениям и навыкам способности
человека выступают как некоторая
возможность. Будут ли приобретены
человеком эти знания, умения и навыки зависит от множества условий,
например, от окружения, от того, как его
будут обучать, как будет организована
его трудовая деятельность и т. д.
Такой подход к данному
вопросу дает ученым и исследователям
возможность изучать те материальные
предпосылки, физиологические процессы, на
основе которых при благоприятных условиях
могут развиваться у человека те или иные
профессиональные способности.
Эти материальные, заложенные
в организме человека ученые называют задатками. На их развитие большое
влияние оказывает окружающая среда”.
Таким образом, составление
прогноза успешности овладения человеком
профессией состоит в выявлении
наличия и степени развития природных
задатков.
В профессиональной ориентации
молодежи используются разнообразные методы: информационные, просветительские,
экскурсии на предприятия, просмотр фильмов
и передач, встречи со специалистами, чтение
лекций, профориентационные уроки и т.п.
– такие методы называются информационно-справоч ые.
Но поподробнее хотелось бы остановиться
на так называемых методах профдиагностики
и морально-эмоциональн й поддержки. К
методам профессиональной психодиагностики
можно отнести: закрытые и открытые беседы-интервью,
опросники профессиональной мотивации,
профессиональных способностей, личностные
опросники, проективные личностные тесты,
сбор косвенной информации, психофизиологическое
обследование, профессиональные пробы,
игры и тренинги, моделирующие ситуации
профессионального общения или нравственного
выбора в процессе трудовой деятельности
и наблюдение непосредственно в трудовой
деятельности. В свою очередь к морально-эмоциональн й
поддержке относятся тренинги общения,
сложные методы индивидуальной и групповой
психотерапии, игры с элементами психотренинга
и успешные примеры самоопределения [23].
Поподробнее хотелось бы остановится на методах
из группы профессиональной психодиагностики,
к которым можно отнести следующие, нижеприведенные,
методы и технологии.
Методы активизации
профессионального и личностного
самоопределения:
Игровые профориентационные упражнения. Цель данных упражнений состоит в создании более доброжелательной обстановки при проведении профориентации, а также в моделировании отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения. Большинство таких упражнений рассчитаны на группу не более 15 человек. В основном участники упражнений сидят в кругу, что дает возможность участникам чувствовать себя более уверенно и комфортно. Этот метод необходимо использовать в сочетании с другими формами профориентационной работы, но, в то же время, они применимы и с методиками, направленными на формирование различных качеств личности, стилей общения и т.п. Активизирующие опросники. Особенностью таких опросников является то, что происходит стимулирование клиента на размышления о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределение. Можно работать с большой группой. Кроме того, возможно формирование у учащихся интереса к своим психологическим особенностям и их развитию. Личностные определения. С помощью данных методик создается благоприятная атмосфера для обсуждения мировоззренческих проблем, кроме того, во время их проведения появляется возможность обозначать различные точки зрения. Бланковые и карточные игры профессионального и личностного самоопределения. Главное достоинство карточных консультационных технологий – наглядность и предметность поискового действия и возможность быстрого составления из карточек различных «образов» моделируемых объектов. Но у данных методик есть и недостатки: сложность самостоятельного изготовления карточных методик и необходимость специальной подготовки профконсультантов. Очень часто специалисты, работающие в области профориентации молодежи используют такой метод, как составление формулы выбора профессии. Как правило, данная методика используется в индивидуальном профессиональном консультировании. Формула составляется при помощи классификации, в которую входят: типы профессий ("человек - природа" (П) - главный, ведущий предмет труда - живая природа; "человек - техника" (Т) - в этом типе профессий главный предмет труда - технические объекты (машины, механизмы и т.п.), материалы, виды энергии; "человек - человек" (Ч) – здесь главный предмет труда – люди; "человек - знаковые системы" (З) – в этом типе профессий главный предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки, тексты; "человек - художественный образ" (Х) - ведущий предмет труда - художественный образ, способы его построения), классы профессий (гностические (познавательные) профессии (Г), преобразующие профессии (П); изыскательские профессии (И)), отделы профессий (профессии, связанные с использованием ручного труда (Р); профессии, связанные с использованием машин с ручным управлением (М); профессии, связанные с использованием автоматизированных и автоматических систем, аппаратов (А); профессии, в которых преобладают функциональные средства, орудия труда (Ф)) и группы профессий (труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (Б); труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (О); труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с вредным производством (Н); труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные материальные ценности (М)). Составляется 5-ярусная пирамида, в пятом ярусе вписывается условные обозначения избранной профессии – формула из нескольких букв.
Для определения типа темперамента
и характера, которые необходимо
учитывать при проведении профориентации,
используются методики Айзенка и ОСТ
(особенности структуры темперамента),
Кеттелла и Хола.
Выявления профессиональных установок
осуществляется на основании стандартизованных
тестов, среди которых широкое
распространение получила методика
Дж. Крайтса «Шкала зрелости профессиональных
установок», которая ориентирована на
выявление 5 типов установок, таких как:
уверенность и решительность в профессиональном
выборе — нерешительность; беззаботность
и материальная обеспеченность — эгоцентризм
и материальные интересы; самостоятельность
и активность — зависимость; реализм и
готовность к компромиссам — социальный
престиж и информированность и рациональность
— боязнь. Эти установки репрезентируются
отдельными шкалами, которые объединяются
в шкале зрелости профессиональных установок.
Но это методика не подходит для выявления
профессиональных установок в возрасте
14 – 16 лет, так как в этом возрасте профессиональные
установки весьма динамичны. Поэтому была
разработана следующая методика, которая
заключается в том, «что подростки должны
оценить степень соответствия каждого
высказывания их психологическому состоянию
в настоящее время». Использовалась шкала,
включающая шесть степеней соответствия
каждому высказыванию от позиции «в полной
степени мне соответствует» — до «совершенно
мне не соответствует». Высказывания подростков
группируются таким образом: «самостоятельность»,
сгруппированы высказывания, характеризующие
ответственность и автономию подростка
в решении задачи выбора профессии; «подверженность
эмоциональным влияниям» — включает высказывания,
характеризующие ориентацию на эмоциональный
контекст принятия решения; «надежды на
профессиональную перспективу» — включает
высказывания, характеризующие оптимизм
в отношении профессионального будущего;
«легкомысленность профессионального
выбора» — включает высказывания, характеризующие
отсутствие четких критериев профессионального
выбора; «ориентация на предполагаемые
неудачи» — включает высказывания, характеризующие
пессимистический прогноз профессионального
будущего; «ощущение растерянности» —
включает высказывания, характеризующие
стратегию смены критериев оценки деятельности
по ходу ее выполнения; «переживание эмоционального
конфликта» - включает высказывания, характеризующие
стремление к уходу из эмоционально неприятной
ситуации; «идеализация своего профессионального
будущего» — включает высказывания, характеризующие
несколько нереальные надежды на свое
профессиональное будущее; «основательность
профессионального выбора» — включает
высказывания, характеризующие рациональный
подход к проблеме профессионального
выбора; «ощущение собственной неспособности»
— включает высказывания, характеризующие
заниженную самооценку профессионально
важных способностей и профессиональных и т.д.................