Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Раннее зодчество

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.04.2013. Год: 2013. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………...3
1 Общее понятие раннего зодчества Москвы XIV-XV веков, его особенности и периоды развития…………….4
2 Московская архитектура XIV – первой половины XV века………...7
3 Особенности зодчества второй половины XV века………...10
Заключение……… ………12
Список литературы………………...13





















ВВЕДЕНИЕ

В начале XIV века на международной арене появилось Московское княжество - как новый центр сплочения русских земель в единое государство. При этом Москва становится одновременно не только столицей могучего древнего государства, но и очагом активной культурной и политической жизни русского народа. Ее могущество и международный престиж начинает возрастать, и это требует существенных изменений во многих сферах жизни столицы, в том числе и архитектуре. Древний Кремль уже не мог отвечать запросам нового государства и тем более расположившегося в нем двора великого князя всея Руси.
Поэтому в Москве в XIV-XV веках особых размеров и значения приобрело монументальное и храмовое строительство. При этом помимо местных мастеров на работу в столицу приглашались как русские зодчие из других городов, так и иностранные – из Италии.
Все это способствовало появлению уникальных архитектурных сооружений, которые сохранились до наших дней и не перестают удивлять нас своей красотой и величием.












1 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ РАННЕГО ЗОДЧЕСТВА МОСКВЫ XIV-XV ВЕКОВ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ И ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ

Характеризуя особенности условий формирования общественной и культурной жизни Москвы XIV-XV веков, в первую очередь, стоит отметить влияние татаро-монгольского гнета, который в то время в полной силе господствовал на русских землях. Татарами были захвачены, разграблены, а также частично или даже полностью сожжены многие города Руси, перебита значительная часть населения, уведены в плен ремесленники, в том числе и мастера строительства культовых зданий.
Уже в конце XIII века из совокупности древнерусских городов начинает выдвигаться на первый план Москва. На момент татарского захвата это был скромный небольшой городок, не представляющий никакого значения на Руси. Но уже в 1276 г. Москва начинает выделяться из Великого княжества Владимирского в отдельный удел совместно со Звенигородом и Радонежем. А в 1328 г. уже к Москве присвоили Великое княжество Владимирское. Так, в течении XIV-XV веков Москва окончательно становиться мощным централизованным государством, где сосредотачивались на тот момент архитектурные связи между древнерусскими землями.
Она становится центром тогдашней древнерусской культуры, своеобразным очагом развития во всех отношениях культурной жизни, в том числе и зодчестве. При этом московская архитектура одновременно наследовала не только наилучшие традиции феодальной архитектуры, но и постепенно приобретала свои отличительные характерные особенности. Здесь нашла свое отражение историческая значимость в объединении и освобождении земель, а также в образовании единой неразрывной нации.
Кроме того, в то время Москва была местом притяжения мастеров архитектурного и зодческого промысла, что давало возможность осуществлять обмен опытом и навыками строительного мастерства. Такой взаимный обмен создавал благоприятную почву для возведения новых образцов культового зодчества. Последующее использование этих московских прототипов в конечном итоге объединило соборных архитекторов. Так, со временем общерусское культовое зодчество сменило прежнюю систему региональных школ. [2, c. 86]
Раннее зодчество Москвы XIV-XV веков отличалось характерным постоянством главных типов строительства, которые были присущи феодальному строю. Это были преимущественно жилые дома, хозпостройки, звонницы, церкви, палаты, монастыри и крепостные сооружения. Однако под влиянием жизненных перемен соответственно изменялись структура и стилевой характер воздвигаемых зданий или сооружений. Изменений также распространялись и на строительные материалы и конструкции, что вело за собой перемены в тектонике зданий или сооружений. Одновременно с каменными существенное значение имели и деревянные сооружения, которые на то время были основным типом массового строительства на Руси, при этом они оказывали свое влияние на развитие каменной архитектуры.
Анализируя литературные источники, историю архитектуры Москвы XIV-XV веков можно условно разделить на два периода: зодчество XIV – первой половины XV века и зодчество второй половины XV века.
Первый период раннего зодчества Москвы характеризуется первым строительством каменного сооружения, которое согласно письменным источникам, датируется 1326-ым годом: на месте, которое с 1330-х гг. стало именоваться Кремлем, была воздвигнута «первая церковь камена» - Успенский собор. А уже в первой половине XV столетия храмовая архитектура Москвы переживала пору расцвета. В первые десятилетия века в московском строительстве утвердился тип компактного, уравновешенного, одноглавого храма, в равной степени удобного для интерпретации его и в церковные здания приоритетно эманационного характера, и в культовые сооружения преимущественно имманационного качества.
В это период Москва по количеству новопостроенных храмов заняла лидирующее место на Руси. За ней следовали Новгород, Псков, Тверь, Нижний Новгород, Рязань, при этом архитектурный стиль всех этих городов так или иначе оказывался под влиянием зодчества Москвы.
Во второй период раннего московского зодчества после захвата турецкими войсками столицы Византии Константинополя - «второго Рима» в 1453 г., Москва стала претендовать на звание мировой столицы православной веры. Такие амбиции на роль «третьего Рима» вынудили во второй половине XV века выписать опытных зодчих из Италии, причем в основном тех, которые были в достаточной мере знакомы с особенностями классицистической архитектуры кватроченто. При этом совместная работа древнерусских и итальянских мастеров существенно не изменила путь развития художественной системы эманационно - диктатного зодчества Руси, а, наоборот, расширила для него технические возможности и пределы творческого замысла. [5,c. 258]















2 МОСКОВСКАЯ АРХИТЕКТУРА
XIV – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XV ВЕКА

Рассвет жизни Москвы в конце XIII-XIV вв. характеризовался активными оборонительными, культовыми и дворцовыми строительными процессами. Как уже отмечалось ранее, появились первые каменные постройки: Успенский и Архангельский соборы (на месте ныне существующих одноименных храмов), а также Ивановская церковь-колокольня (позже замененная колокольней Ивана Великого).
В конце XIV - начале XV вв. были построены старый Благовещенский собор, каменные соборы Чудова и Воскресенского монастырей, первые каменные палаты. Однако кремлевские постройки раннемосковского периода почти не сохранились. Об архитектуре этого периода дают представление храмы княжеской вотчины в Звенигороде и ряда монастырей.
Благовещенский собор расположен в в Кремле на Соборной площади, рядом с Успенским и Архангельским соборами. Изначально собор выполнял функции домовой церкви. Стоявший на этом месте в конце XIV в. одноглавый Благовещенский храм в 1416 г. был значительно реконструирован. К концу XV в. домовую церковь разобрали, а на ее подклете в 1484–1489 гг. построили новый собор. Предполагается, что строившие его псковские зодчие в основном повторили план центрального объема и размеры предшествующего храма. Собор был увенчан тремя главами и окружен открытой галереей-гульбищем со сходами на Соборную площадь.
Во время восстановления собора после пожара 1547 г. галереи перекрыли сводами, на которых по углам возвели четыре предела в форме одноглавых церквей, а над главным объемом храма поставили еще две главы. В итоге собор стал девятиглавым и приобрел пирамидальное завершение от глав приделов до центральной главы, которое подчеркивают килевидные закомары и кокошники у центрального барабана. Девятиглавие собора символизирует образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных. В 1508 г. вызолотили центральную главу, а во второй половине XVI в. все главы и крышу покрыли золоченой медью, из-за чего собор в народе стали называть «златоверхим».
На южную паперть собора ведет украшенное резьбой крыльцо. По преданию, оно было построено для Ивана Грозного: якобы лишенный права находиться в храме после четвертого брака, царь повелел пристроить к нему крыльцо, на котором стоял во время службы. С Иваном Грозным предание связывает и появление сохранившегося до наших дней пола собора из мелких блоков кремня с вкраплениями агата и яшмы. Некогда этот пол попал в Ростов Великий из Византии, а потом из Ростова был вывезен в Иваном Грозным в Москву.
Великий князь Василий III (1479-1533) в самом начале своего правления повелел «благолепно» украсить иконы Благовещенского собора золотыми и серебряными окладами и расписать его. Есть гипотеза, что в каменный собор перенесли иконы письма Андрея Рублева из старого, деревянного храма, а новая роспись была исполнена по точному образцу прежней. Расписывал храм мастер Федор Едикеев. В том числе и с этой гипотезой связывают появление в настенной росписи Благовещенского собора изображений древнегреческих языческих мудрецов, живших до Рождества Христова: Аристотеля, Фукидида, Птолемея, Зенона, Плутарха, Платона и Сократа — со свитками в руках, содержащих философские изречения, близкие к истинам христианского учения.
Пол Благовещенского собора выложен разноцветными кремниевыми плитками разного размера. Известно, что в 17 веке он уже существовал в таком виде. По свидетельствам Карамзина, эти плитки в 12 веке привезли из Византии в Ростов Великий, а после большого пожара, случившегося в Москве 1547 году, их переправили в Благовещенский собор. Но последние исследования говорят о том. Что, возможно, пол был изготовлен московскими мастерами на месте.
Старинный подклет, который послужил основанием для собора, имеет в плане квадратный вид с одной апсидой. Толщина стен подклета равняется 1,5 метра, внутренний размер – 7,7 метров. Стены подклета составлены из грубо отесанного белого камня, иногда даже без соблюдения горизонтальных линий в кладке. Подклет заканчивается каменными сводами, которые опираются на арки. В промежутках между арками находится квадратный опорный пилон.
Южная галерея в конце 19 века была совершенно преобразована, а уже в наши дни. В 1989 году ко дню 500-летия со дня строительства Благовещенского собора в ней расположилась коллекция икон храма.
Согласно хорошо известным летописным свидетельствам, собор во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех был построен в 1365 г. в Московском Кремле по повелению одного из крупнейших общественных деятелей того времени митрополита всея Руси Алексея. Каменное здание храма было заложено, полностью закончено и освящено в течение одного летнего строительного сезона. При вновь возведенном здании митрополитом тогда же был устроен мужской общежительный монастырь.
Каменный собор Чудова монастыря являлся шестым монументальным храмом на всей Москве и как бы противостоял возведенному незадолго перед тем каменному собору Спаса на Бору (1330 г.) придворного княжеского монастыря, основанного в Кремле самим Иваном Калитой. Недаром Алексей богато снабдил свой собор, согласно житийным сведениям, «всяческими добротами... иконами, и книгами, и подписью, и златыми сосуды священными и прочими всякыми узорочьи». Кроме того, монастырь получил от него «многа же села, и домы, и люди, и езера, и нивы, и места... и вся, елико довлееть на потребу манастырю».

К сожалению, судить об архитектуре собора Чудовского монастыря мы можем только по различным косвенным данным, в основном по письменным источникам. В 1431 г. верх храма неожиданно рухнул во время службы, после чего здание полностью разобрали, а на его месте построили новый, второй собор. Об этом сообщает нам Патриаршая летопись под 6939 годом. Достоверность этих сведений подтверждают житийные тексты. Однако они остались незамеченными позднейшими летописцами, которые при сообщении о возведении следующего, третьего собора в 1501 г. ошибочно указывают на разборку старой церкви, говоря, что ее «заложилъ и совершилъ святый Алексей митрополитъ чюдотворець въ лето 6873». На основе этого некоторые исследователи (В.А.Прохоров и др.) делали ошибочное заключение о том, что новый собор был поставлен на сохранившемся от первоначального здания 1365 г. подклете.
Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (между 1410- 1427гг.) - наиболее яркое произведение раннемосковского зодчества. Здесь ярусы закомар и кокошников сочетаются с пониженными угловыми объемами, отчего ступенчатая столпообразность выявилась особенно отчетливо. Расчленение композиции на отдельные объемы послужило началом характерной для последующего времени многообъемности структур, а в общей пирамидальности силуэта и вертикальной устремленности композиций обнаруживается начало тенденции, приведшей в XVI в. к столпообразным шатровым храмам. Ступенчатая «корона» закомар и кокошников также получила в последующем широкое развитие в зодчестве XVI-XVII вв.[1, c. 135]
По преданию, в 1360-е годы за чертой города, к юго-востоку от Кремля, на левом берегу Яузы митрополит Алексий во исполнение обета основал мужской Спасский монастырь с деревянным собором в честь Образа Спаса Нерукотворного.

Монастырь был поставлен на перекрестье двух оживленных путей. Одна дорога, начинавшаяся на площади у Рогожской заставы (ныне шоссе Энтузиастов), вела на восток, во Владимир и Нижний Новгород. Другая дорога, называвшаяся Болвановской, шла через Таганскую площадь на юг, в Коломну, Рязань и дальше в Золотую Орду.
Первым игуменом монастыря стал Андроник, один из любимых учеников преподобного Сергия Радонежского. Когда его причислили к лику святых, монастырь получил название Спасо-Андроникова.
Духовное родство Троице-Сергиевой обители и нового монастыря выразил в образе Святой Троицы, написанном в «похвалу отцу Сергию», Андрей Рублев — «иконописец преизрядный, всех превосходящий в мудрости зельней». По преданию, преподобный Сергий несколько раз посетил обитель. Недалеко от Спасо-Андроникова стоит часовня «Проща», построенная на месте прощания преподобных Сергия и Андроника.
В Средние века обитель неоднократно подвергалась нападениям. Видела она и литовских князей Ольгерда (1368 и 1371 годы) и Кейстута (1372 год), и золотоордынского хана Тохтамыша (1382 год), и крымского хана Девлет-Гирея (1571 год). В 1611 году, в эпоху Смуты, монастырь пострадал от нашествия поляков.
В 1371 году великий князь Дмитрий Иванович, будущий — Донской, провожаемый митрополитом Алексием в Орду за ярлыком, молился в монастыре об избавлении от опасностей.
А девятью годами позже москвичи встречали близ Спасской обители полки князя Дмитрия Донского, победно возвращавшиеся после Куликовской битвы. В монастыре отслужили благодарственный молебен и панихиду об упокоении русских воинов, «за веру и отечество живот свой на поле брани положивших». Здесь, по преданию, захоронена часть павших в сражении.

В XV веке, по житийным свидетельствам — при третьем игумене — Александре, вместо деревянного собора Спаса Нерукотворного Образа возвели новый, белокаменный. Это древнейший из сохранившихся за пределами Кремля московских храмов, шедевр не только русской, но и мировой архитектуры. В Спасском соборе находилась главная святыня монастыря — Нерукотворный Образ Спаса, привезенный из Царьграда.
В 1848—50-х годах Спасский собор подвергся реконструкции. Над ним подняли восьмигранный барабан с шатровым верхом, кокошники и закомары убрали под четырехскатную крышу. К северной стене пристроили придел святого Андроника, к южной — Успения Божией Матери. Только в 1950—60-х годах XX века реставраторы вернули собору прежний вид.
В 1874 году Е. В. Молчанов вложил капитал в строительство церкви в честь своего небесного покровителя — мученика Евграфа. В нижнем ярусе храма была устроена семейная усыпальница Молчановых. Следов церкви Евграфа не осталось. Вероятно, ее разобрали при ликвидации монастырского кладбища.
С приходом к власти большевиков Спасский собор закрыли в 1924 году.
С 1989 года Спасский собор действует как приходской храм.
То, что мы видим в стенах Спасо-Андроникова монастыря сейчас, — во многом результат работы реставраторов в 1950—60-е годы. Тогда были восстановлены в историческом виде настоятельские покои, братский корпус, центральная арка и прилегающая к ней восточная часть Святых ворот, реконструированы южная стена и юго-западная башня. В это же время был воссоздан древний облик Спасского собора.
Размеры Спасского собора и соотношения между его частями повлияли на определение параметров позднейших монастырских строений. Например, внутренний размер трапезной палаты равен ширине Спасского собора по наружным стенам, ширина Святых ворот — размеру подкупольного звена храма, протяженность южной монастырской стены соответствует его шести длинам и т. д.
Спасский собор, квадратный в плане, представляет собой одноглавый четырехстолпный храм на высокой подклети. Его фасады разделены на три части. С востока расположен троечастный алтарь, по центру других фасадов — перспективные порталы.
Пространство храма не загромождено хорами (отсутствие княжеских хоров придает ему «демократичность»), логично нарастая от более низких углов к ступенчато повышенным средним сводам, а от них к повышенным же подкупольным аркам и, наконец, устремлясь в подкупольный световой барабан.
Внутренней конструкции вторит наружное оформление — ступенчатость объемов усиливается за счет понижения углов. Эта конструкция сообщает зданию вертикальную устремленность.
Храм равномерно освещен, так как окна есть и в стенах основного четверика, и в центральных закомарах, и в барабане.
Узкие щелевидные окна имеют стрельчатое завершение, как и многочисленные арки-закомары. Это отголоски европейской готики, пришедшие на Русь из балканской архитектуры, — так же, как и круглый медальон на западном фасаде, напоминающий об окнах-«розах» готических соборов Европы.
Композиция храма очень напоминает композицию Пятницкой церкви в Чернигове, созданной Петром Милонегом на рубеже XII—XIII веков. Возможно, строившие Спасский собор мастера видели эту церковь. С домонгольским зодчеством Владимиро-Суздальско Руси роднит Спасский собор и материал (белый камень), и форма перспективных порталов, где колонки на половину высоты перебиваются округлыми декоративными «дыньками».
Ступенчато-приподнят е расположение подпружных арок и сводов Спасского собора заставляет вспомнить также о Пскове — там подобные конструкции были распространены в XV—XVI веках. А если обратиться к иностранной архитектуре, то больше всего церквей, схожих со Спасским храмом, найдется в Сербии.
Спасский собор расписали Андрей Рублев и Даниил Черный. Но в XVIII веке фрески были утрачены. Сохранились лишь два фрагмента в откосах алтарных окон. Это орнаменты на темно-синем фоне — круги, в которые вписаны пересекающиеся окружности, трилистники и травы. В стилизованные мотивы введены и реалистические образы — например, листья, напоминающие мать-и-мачеху. Впрочем, и они в меру фантастичны. Близкие мотивы присутствовали в узоре майоликовых плиток, устилавших пол собора (балканская традиция).
Спасский собор неоднократно перестраивался. Только в XX веке реставраторам удалось выявить его древние формы. Собор был возрожден архитекторами-реста раторами Л. А. Давидом, Б. Л. Альтшуллером, С. С. Подъяпольским, М. Д. Циперовичем. Нареканий относительно научной обоснованности этой реставрации не столь уж много, но они существенны. Так, кому-то не нравится, что при воссоздании части элементов (сводов, арок и проч.) был использован кирпич.
Авторы реконструкции объяснили это желанием выделить восстановленное на фоне сохранившихся частей храма. Иногда возникают сомнения, связанные с формой и размерами главы собора: кому-то она кажется непропорционально узкой, вытянутой вверх и как будто искусственно поставленной на четверик. Но есть и другое мнение — согласно ему, пропорции Спасского собора совершеннее пропорций современных ему храмов.
Характерной особенностью архитектуры Московского княжества первой половины XV века является построенный в 20-е годы этого столетия на территории Троице-Сергиева монастыря собор Святой Троицы, композиция которого отлично передает сущность божественно бесконечной силы в конечные предметные формы.
Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры (1422-1423) представляет собой небольшой одноглавый трехапсидный храм «кубического» типа с почти квадратным в плане основанием. Также композиция собора не придерживается принятого правила соответствия внутренней конструкции храма внешним членениям здания. Массивные квадратные (без закрестий) столбы церкви, образующие подкупольный прямоугольник, сдвинуты к востоку, отчего западный неф приобрел необычную ширину, почти сравнявшись со средним нефом. В результате фасадные лопатки собора оказались независимы от осей подкупольных столбов, а северный и южный порталы вынуждено сместились к восточной части здания.
Все формы храма совсем просты и компактны апсиды практически не выступают за пределы основного куба и подняты на одну высоту, к самому его верху; килевидные кокошники, так называемые диагональные закомары, чуть возвышаются над закомарами фасадов (кокошники у постамента барабана разобраны в 1510г.); Гладкие стенки имеют достаточно значимый наклон вовнутрь, чему соответствует сужение наверх барабана купола. Внутренняя конструкция строения не отвечает членениям его фасадов. Маленький по размерам храм-мавзолей внутри достаточно просторен: его столпы сильно сдвинуты к востоку, и алтарная часть совсем невелика, что связано, возможно, со рвением увеличить вместительность храма. Но этот сдвиг неблагоприятно сказался на внешнем виде строения, несколько нарушив его центричность и равновесие масс: глава смещена к востоку, западные диагональные закомары оторвались от нее, южный и северный порталы также расположены не в центре, а ближе к апсидам. Ради восстановления симметрии и пришлось сохранить равномерное трехчастное членение фасадов лопатками, не выявляющее внутренней планировки.
Мощный десятиоконный барабан церковной главы вместе прямоугольным постаментом под ним расширяется к низу, при этом усиливая тяжесть и монументальность сооружения. Наклон стен здания осуществлен изнутри вовне, сверху вниз и от центральной оси к периферии храмового объема. Храмовые фасады расчленены узкими и плоскими лопатками-пилястрами на три очень широкие и почти равные доли. Пилястры собора имеют четкий ритм и каждая из них образует свой угол наклона по отношению к главной храмовой оси. Это придает церковным фасадам своеобразную правильность и строгость.
Фасады собора по горизонтали делит полоса тройного узорчатого пояса, который фиксирует еще один - нижний - стеновой отлив: над поясом стена здания тоньше, нежели под ним. Наличие в соборе двойного отлива стен свидетельствует о том, что храм построен с учетом композиционных особенностей владимиро-суздальски культовых построек XII века.
Узорчатый пояс и обрез фасадных стен в основании закомар образуют две мощных горизонтали, которые, вместе с горизонтальными линиями завершения и постамента барабана, храмового цоколя, а также совместно с горизонталями ступеней широких лестниц создают в архитектурной композиции собора явное преимущество над вертикалями, имеющимися в распоряжении данного здания.
В интерьере собора восточная пара подкупольных столбов на значительную высоту скрыта за иконостасом, благодаря чему церковь приобретает облик двухстолпного зала, стены которого не расчленены внутренними лопатками. Все это значительно сократило количество интерьерных вертикалей и, тем самым, резко повысило значение горизонтальных линий и объемов сооружения.[4, c. 289]
Не все памятники архитектуры того времени дошли до наших дней. Например, Чудов монастырь, разрушенный в 30-гг. ХХ века.
Основан монастырь был митрополитом святителем Алексием, печальником и заступником за Русскую землю перед золотоордынскими ханами.
Уже в 1358г. на территории только-что устроенного монастыря построили деревянную церковь, но в 1365г. эту церковь разобрали и на её месте, как повествует летописец, «пресвященный Алексий, митрополит Всея Руси, заложи церковь камену во имя святого архангела Михаила, честного его чуда, бывшаго в Хонех». С той поры монастырь стали называть монастырём во имя Чуда архангела Михаила в Хонех или попросту Чудовым.
Для русскопровославных архистратиг Михаил — не только великий предводитель небесного воинства в конечной эсхатологической битве с силами зла, почитаемый как воинственный защитник, ангел милосердия и проситель за людей перед Богом, но также и покровитель русского великокняжеского дома и всего русского воинства.
Сам митрополит Алексий скончался в 1378г. и завещал положить его у алтарей построенной им церкви. Она простояла недолго — уже в 1431г. во время службы «церковный верх от ветхости весьма обвалился». Старый храм — одноглавый, с покрытием по трём закомарам, разобрали и выстроили новый, а во время подготовки фундамента обрели в земле нетленные мощи митрополита Алексия, которые почитались до 1918г., а с 1918-го по 1947г.г хранились в недоступном месте на территории Кремля [после окончания Второй мировой войны они почивают в церкви Богоявления Господня, что в Елохове, станция метро "Бауманская&quo ;].
Церковь Чуда Михаила Архангела, возведённая на месте старой после 1431г., была меньше первоначальной, «обаче высока и зело пространна и прекрасна», но и она простояла не так много времени. Великий князь Иоанн III Васильевич в 1501г. указал разобрать старую обветшавшую церковь и построить новую. Через два года, в тот же день 6/19-го сентября, то есть в день празднования Чуда архангела Михаила, церковь была торжественно освящена Симоном, митрополитом Московским и Всея Руси и архимандритом Чудова монастыря (впоследствии он был канонизирован в качестве святителя). Возможно, что эту церковь строил один из итальянских архитекторов, приглашённых Иоанном III - тьим в Москву (к великому сожалению, имя этого зодчего не дошло до нас).
Считают, что неизвестный архитектор, создавший Чудовский собор, владел приёмами итальянского Возрождения с таким же мастерством, как и Алевиз Новый, зодчий Михайлоархангельског собора (в обиходе Архангельский собор, находящийся на кремлёвской Соборной площади и возведённый чуть позже, в 1505-08г.г.).
Сам Михайловский храм в Чудовом монастыре был очень красивым, его стройный и пропорциональный четверик украшен изящными декоративными элементами, несущими черты как ранней московской архитектуры, так и более поздних исканий, которые были привнесены реставрациями, совершёнными в XVI-XIXв.в. Искусствоведы, написавшие очерк о зодчестве XVIв. в капитальной «Истории русского искусства», так отозвались об этом храме: «Собор Чудова монастыря был одним из тех первых памятников XVIв., в которых с наибольшей полнотой сказались черты новой московской архитектуры. В нём с наибольшим совершенством оказались использованными новые архитектурные формы, сложившиеся в Москве в результате глубоких идейных сдвигов и работы зодчих различных художественных направлений».
Чудовский собор явился образцом для многих русских построек XVIв. Он был красив и внутри — над алтарным престолом обращала на себя внимание резная деревянная позолоченная сень. Это чудесное произведение — «рукоделье раба Божия Петра Ремизова» датировалось 1641г.
Почти через 100 лет после кончины митрополита Московского и Всея Руси святителя Алексия в основанном им монастыре возвели церковь, освящённую в его имя, а строителем был митрополит-архиманд ит Геннадий, который очень почитал святителя Алексия. Однажды «вниде ему в ум» почтить святого и вскоре, около 1485г., была построена Алексеевская церковь, в которую и были тогда перенесены мощи святителя Алексия. В 1680г. вместо этой церкви архимандритом Адрианом, последним перед введением синодального управления всероссийским патриархом, были заложены две новые церкви под одной кровлей — одна во имя святителя Алексия, а другая — во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В ризнице новопостроенной Алексевской церкви хранилось Евангелие, которое святитель по преданию писал собственноручно.
Особенно хорош был иконостас Алексиевской церкви — сделанный из бронзы в 1839г., по рисунку М.Д. Быковского; царские двери работы знаменитой ювелирной фирмы Сазикова сияли серебром. Эта церковь была ещё и своеобразным воинским памятником: по указанию Николая I-го на её стенах были развешаны трофеи русско-персидской войны 1826—1828г.г.
В Алексиевскую церковь вело высокое псевдоготическое крыльцо, пристроенное в 1730г. к двухэтажному монастырскому корпусу по проекту М.Ф. Казакова.
Под аркой, соединявшей Алексиевский и Благовещенский храмы, с 1686г. в серебряной раке покоились мощи святителя Алексия, рядом лежал его посох, а за стеклом на стене находилось облачение владыки. В торжественной церемонии перенесения мощей, сопровождавшейся крестным ходом, участвовали цари Иоанн V-ый и Петр I-ый,а также царевна София.
Под монастырским храмом святителя Алексия в 1906г. устроили церковь-усыпальницу великого князя Сергея Александровича, убитого террористами в Кремле, она была освящена во имя преподобного Сергия Радонежского. Церковь-усыпальницу украшал замечательной работы резной белокаменный иконостас, иконы для которого написал художник К.П. Степанов. Из такого же белого мрамора изваяли надгробие, стоявшее в центре подземного храма. Одновременно этот подземный храм был и небольшим музеем древностей, в котором находились ценные вещи из коллекции, собиравшейся великим князем: иконы XVI и XVIIв.в., нательный крест XIVв. в серебряном ковчеге, а также его личные вещи. В хра
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.