Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в РФ
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 27.04.2013.
Год: 2012.
Страниц: 12.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
I. Страхование гражданской
ответственности владельцев автотранспортных
средств в РФ.
Страхование гражданской
ответственности владельцев автотранспортных
средств – один из наиболее популярных
видов страхования ответственности, обеспечивающий
выплату потерпевшему денежного возмещения
в размере суммы, которая была бы взыскана
с владельца средств транспорта по гражданскому
иску в пользу третьих лиц (или их правопреемников)
в случае их увечья или смерти, а также
повреждения или гибели принадлежащего
им имущества, происшедших в результате
аварии или другого дорожно-транспортног
происшествия.
Страхование гражданской
ответственности владельцев автотранспортных
средств получило развитие в 20-х
годах нынешнего столетия с ростом
интенсивности автомобильного движения
и риска дорожно-транспортных происшествий.
На его долю в странах с развитым
страховым рынком приходится от 50 до
90 % страховых взносов, собираемых в
рассматриваемой отрасли. Причем проводится
оно, как правило, в обязательной
форме. Это связано с тем, что
автовладельцы обладают источником
повышенной опасности для окружающих
юридических и физических лиц, а
причиненный им ущерб в дорожно-транспортных
происшествиях наиболее частыми и дорогостоящими.
Только в 1990 г. Произошло 332,2 тыс. дорожно-транспортных
происшествий, в результате которых погибло
более 63 тыс. и ранено почти 360 тыс. человек.
Первыми государствами, принявшими
законы об обязательном страховании
гражданской ответственности владельцев
автотранспортных средств, были Финляндия,
Норвегия, Дания, Англия, Люксембург, Ирландия,
Германия.
Назначение и сущность
данного вида страхования заключается
в том, что потерпевшим обеспечено
возмещение ущерба, причиненного владельцам
автотранспортных средств, а владельцам
– страховая защита их материальных
интересов, относящихся к этому ущербу.
Рассматриваемый вид страхования
имеет специфические особенности:
·
В договоре страхования конкретно определены
только страховщик и страхователь (владелец
автотранспортного средства), чьи интересы
направлены на формирование страхового
фонда за счет взносов страхователей для
расчетов с потерпевшими при эксплуатации
страхователями транспортных средств;
· При
заключении договора отсутствует конкретное
застрахованное лицо или имущество;
невозможно заранее определить страховую
сумму, что затрудняет единообразие
ее трактовки;
· Страховое
возмещение сочетает в себе элементы
отраслей имущественного и личного
страхования, так на ряду с единовременными
выплатами за нанесенный ущерб имуществу
третьего случаю потери его трудоспособности
или гибели кормильца.
Объектом страхования
является имущественный интерес
страхователя (владельца автотранспортного
средства либо лица, в отношении
которого заключен договор), включающий
ущерб, который может быть причинен
жизни, здоровью и имуществу, а также
упущенную выгоду потерпевшего в
результате использования страхователем
его транспортного средства. Кроме
того страховое покрытие может включать
и дополнительные расходы страхователя
по урегулированию претензий потерпевших
лиц.
Однако договором страхования
может быть установлен не полный объем
страховой ответственности, а ограниченный,
например, только ущербом, причиненным
жизни, здоровью и имуществу физических
лиц, или их жизни и имуществу.
Возмещение вреда потерпевшим
производится в полном объеме (с
учетом возможных лимитов суммы
возмещения), но договором страхования
может быть установлено, что страхованием
покрывается только вред, причиненный
жизни и здоровью, а также имуществу
физических лиц. Поэтому объекты
страхования и объем обязательств
уточняется при заключении договора.
Страховым случаем является
возникновение обязанности страхователя
возместить вред, причиненный при
эксплуатации его транспортного
средства потерпевшему. Вместе с тем в
договорах страхования определяются конкретные
условия, при которых возникает право
и страхователя, и третьего лица на получение
от страховщика страхового возмещения
при эксплуатации неисправного на момент
аварии транспортного средства и т.д. Размер
возмещения определяется исходя из фактической
стоимости причиненного вреда по согласованию
сторон (страховщика и потерпевшего) или
в соответствии с решением суда.
Тарифные ставки рассчитываются
с учетом количества дорожно-транспортных
происшествий и размера причиненного
(в стоимостном выражении) гражданам
и организациям вреда. Объем вреда
зависит от размера заработка, утраченного
потерпевшим вследствие потери трудоспособности,
и расходов, вызванных повреждением
здоровья; размера возмещения выплачиваемого
лицам, стоящим на иждивении потерпевшего
(после его смерти); размера возмещения
при причинении вреда имуществу
граждан и организации. Дифференциация
тарифных ставок обычно производится
в зависимости от мощности мотора,
сложившейся в данной местности
аварийности и убыточности страховых
операций и некоторых других факторов.
Условия страхования нередко
предусматривают соответствующие
скидки с платежей для водителей,
не допускающих аварий, наездов и
других страховых случаев, и надбавки
не для недисциплинированных водителей.
Особую сложность в
данном виде страхования представляет
определение страховой суммы
и связанного с ней размера
страховой премии. Отсутствие достаточного
опыта в отрасли страхования
ответственности не позволяет иметь
однозначные трактовки понятия
страховой суммы. Обычно под таковой
понимают максимальный размер страховой
ответственности (лимит ответственности
страховщика), в пределах которого производится
выплата страхового возмещения. Лимиты
могут устанавливаться по одному
страховому случаю, одному ДТП, одному
потерпевшему лицу, а могут –
отдельно по факту возмещения вреда,
причиненным физическим лицам, и
отдельно – юридическим лицам. Однако
не исключена возможность установление
не лимитированных обязательств страховщика
не в ущерб его финансовым возможностям.
Страховой тариф устанавливается
с учетом профессионализма страхователя,
состояния его здоровья, водительского
стажа, марки автотранспортного
средства, его технических характеристик,
режима и территории использования,
маршрута движения, регион прописки собственника
автомобиля, и т.д. Кроме того, на
тарифы страховой компании влияет степень
ее известности, длительность работы на
рынке страхования. Так, «молодые»
фирмы, заинтересованные в привлечении
наибольшего количества клиентов, обычно
применяют заниженные — демпинговые
тарифы. Но они заведомо невыгодны
для страховщика и через некоторое
время непременно повышаются. И это
в лучшем случае. В худшем — фирма,
собрав страховые взносы, бесследно
исчезает. От мошеннических действий
лже-автостраховщико за последние годы
пострадали миллионы россиян.
Иногда страховые компании,
наоборот, используют «брендовые»
тарифы. Полис в этом случае
дороже только потому, что фирма
обладает широко известным именем.
При заключении договора страхования
помимо общепринятых обязанностей страхователя
и страховщика могут быть предусмотрены
дополнительные условия. В частности,
страхователь должен обеспечить участие
страховщика в рассмотрении иска
потерпевшего о возмещении вреда
в суде, а также принимать обязательства
по урегулированию требований потерпевшего
только после согласования со страховщиком.
В обязанности страховщика может
входить проведение всей претензионной
работы по заявленным требованиям имеющих
на это право третьих лиц по
отношению к страхователю, защита
интересов последнего в суде и
возмещения при этом всех судебных
расходов.
Возмещение вреда может
осуществляться и без судебных исков
на основании документов, подтверждающих
факт страхового случая и права потерпевшего
на компенсацию ущерба, а также потерпевшего
на компенсацию ущерба, а также иных исков
на основании документов, подтверждающих
факт страхового случая и прав основании
страхового акта и согласия страховщика,
страхователя и потерпевшего суммы возмещения.
Выплаты страхового возмещения
помимо нанесенного ущерба может
включать в себя расходы, связанные
с урегулированием претензий
потерпевших и с уменьшением
объема ответственности за причиненный
вред. Однако она, как правило, не должна
превышать заранее установленной
страховой суммы (лимита ответственности
страховщика).
Страховое возмещение не выплачивается,
если ущерб возник из-за умышленных
действий страхователя или (и) потерпевшего,
а так же из за появления непреодолимой
силы, военных действий, несанкционированного
использования автотранспортного средства
.
Значительно расширяет список
страховых случаев. Полный стандартный
полис АвтоКаско представляет собой
комплексное страхование автомобиля от
хищения и ущерба в результате ряда причин,
предусмотренных договором. Частичное
АвтоКаско не включает риск угона. Кроме
того, существует добровольное дополнительное
страхование для автовладельцев — АвтоКаско
(это международный юридический термин,
означающий транспортное средство). Договор
АвтоКаско подразумевает комплексное
страхование автомобиля от угона и ущерба
в результате пожара, стихийного бедствия,
падения предметов, взрыва, действий 3-х
лиц, ДТП — не важно по чьей вине оно произошло.
Однако сюда не входит страхование пассажиров,
багажа и ответственности перед третьими
лицами (последнее и не к чему — оно входит
в ОСАГО.
Один из вариантов экономии
— страхование автомобиля «до
первого случая». Такой полис
защищает от всех рисков, предусмотренных
базовым договором АвтоКаско, действует
один год. Но он значительно дешевле, так
как страховку по нему можно получить
только однажды. После выплаты возмещения
по страховому случаю действие полиса
прекращается. Этот вариант — для тех,
кто верит, что бомба дважды в одну воронку
не падает. Можно заключить договор
страхования автомобиля на сокращенный
срок (не стандартно — на год, а например,
на 6 месяцев). Этот вариант выгоден и удобен,
если в холодный сезон (с ноября по апрель)
машина не эксплуатируется и находится
на стоянке или в гараже.
Многие страховые компании
предлагают также программу «Выходной
день». Действие полиса начинается в 16.00
пятницы (или дня, предшествующего
официальному празднику) и заканчивается
в 10.00 понедельника (или дня, следующего
за праздничным). Его стоимость на 30% ниже,
чем обычной страховки. Кстати, по статистике
Госавтоинспекции, «уик-энды» наиболее
опасны в отношении ДТП.
Согласно исследованиям
рынка, по договору ОСАГО сегодня застрахованы
90-95% владельцев автомобилей. Можно сказать,
что охват граждан этим видом страхования
достиг своего максимума, и можно прогнозировать
увеличение интереса к более полным программам
защиты имущества.
Несмотря на то, что
большинство автовладельцев недовольны
введением обязательного страхования
их гражданской ответственности,
эксперты отмечают повышение
общей страховой культуры россиян.
Еще около трети российских
автомобилистов решились на приобретение
полисов дополнительного добровольного
страхования АвтоКаско.
Сумма страхового покрытия
по ОСАГО равна 400 тысячам рублей.
Из них 240 тысяч идут в счет возмещения
вреда жизни или здоровью потерпевших
и 160 тысяч — возмещения вреда
их имуществу (т.е. поврежденному в
аварии автомобилю). Однако максимальная
сумма страхового обеспечения на
одного пострадавшего составляет не
более 160 тысяч рублей, а на один автомобиль
— до 120 тысяч рублей.
Это ограниченное покрытие
ущерба является основным и
очень существенным недостатком
ОСАГО. Если в результате ДТП
были повреждены, к примеру, подержанные
«Жигули», то страховка полностью
возместит убыток, а если дорогая
иномарка – то вряд ли. Расходы
на ее ремонт придется оплачивать
из своего кармана. Более того,
страхование ОСАГО не покрывает
ущерб, если он произошел на внутренней
территории организации: автостоянке,
станции техобслуживания и т.п.
Значительно снизить стоимость
страховки можно с помощью
франшизы. Это сумма, в пределах которой
компания-страховщик не возмещает ущерб.
Ведь часто у опытного водителя повреждения
автомобиля сводятся к мелочам, и
такой «косметический» ремонт по
карману автовладельцу и без
страховки. Поэтому страховую сумму
по риску ущерба можно «сократить».
Если франшиза составляет
3 000 рублей, то в случае причинения
автомобилю повреждений на 0 —
3 000 рублей страховое возмещение
не выплачивается. Если же сумма
ущерба 3 000 рублей и более, то
страховка выплачивается полностью
(при условной франшизе) или за
вычетом 3 000 рублей (при безусловной).
Франшиза может устанавливаться
как в абсолютных цифрах, так
и в процентах от страховой
суммы. Она относится к каждому
страховому случаю, то есть вычитается
из страхового возмещения каждом
раз (а не единожды). При этом на каждый
последовательно наступивший страховой
случай может быть установлен различный
размер франшизы (то есть, например, на
первый - 10% на второй 5% и т.п.).
Как показывает практика,
наиболее выгодна франшиза для
тех автовладельцев, кого волнует
только риск хищения автомобиля,
а с ремонтом они готовы
справиться самостоятельно. Тогда
застраховаться от угона можно
сравнительно недорого (дешевле,
чем отдельно по риску угона).
Для страховой компании франшиза
также выгодна — часто их расходы
превышают сумму мелкого убытка,
который надо покрыть. Франшиза освобождает
страховщика от таких потерь. Также
считается, что франшиза обязывает
страхователя более бережно относиться
к застрахованному имуществу.
II. Страхование гражданской
ответственности предприятий — источников
повышенной опасности.
Специфика гражданской ответственности
предприятий — владельцев источников
повышенной опасности (т.е. тех, чья деятельность
связана с повышенной опасностью для окружающих
из-за использования транспортных средств,
механизмов, электроэнергии высокого
напряжения, атомной энергии, взрывчатых
веществ, сильнодействующих ядов и т.д.)
заключается в том, что они всегда несут
ответственность за причиненный таким
источником вред, кроме случаев, если доказано,
что вред причинен в результате умысла
потерпевшего или действия обстоятельств
непреодолимой силы (когда невозможно
ни предвидеть, ни предотвратить действие
таких обстоятельств).
Причинение вреда другому
лицу является основанием для возникновения
гражданских прав и обязанностей.
Лицо, право которого нарушено, приобретает
право требования возмещения вреда от
лица, виновного в его причинении, в том
числе при нарушении вещных прав (объектом
которых являются вещи и имущественные
права) и нематериальных благ (объектом
которых являются жизнь, достоинство личности).
В силу установленного законодательством
права потерпевшего на возмещение вреда
в полном объеме, а также вследствие
возникновения у причинителя вреда
обязанности его возмещения у владельца
источника повышенной опасности естественным
образом появляется имущественный интерес.
Следовательно, объектом страхования
гражданской ответственности предприятий
— источников повышенной опасности служит
имущественный интерес, связанный с обязанностью
владельца этого источника в силу гражданского
законодательства возместить вред, причиненный
третьим лицам.
Субъектами страхового правоотношения
здесь являются: страхователь
— юридическое лицо — владелец источника
повышенной опасности; страховщик — юридическое
лицо, созданное для осуществления страховой
деятельности, зарегистрированное в
установленном порядке и обладающее лицензией
на право проведения страхования гражданской
ответственности предприятия — источника
повышенной опасности. Эти субъекты страхования
являются сторонами страхового обязательства,
т.е. сторонами договора страхования.
Договор страхования заключается
с целью предоставления финансовых
гарантий возмещения вреда, причиненного
страхователем потерпевшему. Специфика
этого договора состоит в том,
что он заключается в пользу третьего
лица — потерпевшего. По договору страхования
потерпевшему лицу возмещаются убытки,
связанные с причинением вреда: повреждение
или уничтожение его имущества; упущенная
выгода; моральный вред; затраты страхователя
на ликвидацию прямых последствий аварии
и др. Страховым случаем здесь является
установленный факт возникновения обязательства
у владельца источника повышенной опасности
возместить вред, причиненный потерпевшему
в результате использования источника
повышенной опасности.
Размер страховой премии
по договору зависит от объема принимаемых
страховщиком обязательств, перечня
страховых рисков, лимитов страховой
ответственности, срока.
III. Страхование ответственности
за загрязнение окружающей среды.
Экологическое
страхование - это механизм защиты
имущественных интересов
предприятий, учреждений, организаций,
направленный на осуществление мероприятий
по предупреждению, преодолению или уменьшению
отрицательного влияния рисков загрязнения
окружающей природной среды и возмещению
связанных с таким загрязнением расходов.
Важность и необходимость экологического
страхования продиктована следующими
факторами:
· деятельность
предприятий является деятельностью
повышенной
опасности, это касается
как стационарных объектов, так и
тех субъектов
предпринимательской деятельности,
которые занимаются перевозкой опасных
веществ, что определяет
широкий перечень оснований для
возникновения
обязательств перед третьими
лицами возместить причиненный вред;
· последствия
загрязнения окружающей среды могут
носить
катастрофический характер,
связанный с непредвиденными и значительными
убытками;
· для
определения последствий событий,
которые повлекли загрязнение
окружающей среды и
нанесли вред третьим лицам, характерна
длительность
проявления, что зависит
от отрасли деятельности предприятия,
свойств
используемых материалов
и веществ.
Неотъемлемым правом человека
есть право жить вне загрязненной окружающей
среды. Экологические катастрофы
— Сивесо, Италия, 1976 г.; Бхопал, Индия,
1984 г.; Чернобыль, Украина,
1986 г.; Зксзон Валдес, США, 1989 г. — привлекли
внимание человечества, заострили
понимание опасности для жизни,
здоровья,
хозяйственной деятельности
человека. Уже сегодня чувствительно
возросла
заболеваемость, вызванная
разными загрязнениями, невозможностью
использовать определенные водные и земельные
ресурсы. Правительства многих стран создали
законы, которые регулируют вопрос ответственности
и компенсаций за загрязнение. Был установлен
жесткий контроль за соблюдением превентивных
мероприятий производителями, поставщиками,
перевозчиками, собственниками мест хранения
загрязняющих веществ. Национальные законодательства
и международные соглашения возлагают
безусловную ответственность за выбросы
опасных веществ в окружающую среду по
принципу «платит осквернитель». При этом
причинитель вреда должен компенсировать
не только прямые потери, а и затраты на
очищение загрязненных водоемов и грунта.
Остро встала проблема охраны
окружающей среды и в странах
бывшего СССР.
Политика решения хозяйственных
задач «любой ценой», отсутствие или
нарушение нормативов, которые ограничивают
выбросы загрязняющих веществ, экстенсивное
природопользование отрицательно отразились
на экологии. Отсталость и изношенность
технической базы многих производств
приводит к частым аварийным ситуациям
и нарушениям экологических норм эксплуатации.
Часть убытков возмещалась государством
за счет централизованных резервов. С
переходом к рыночной модели экономики
эта функция легла на плече самых предприятий
и местных органов власти, которые не имеют
достаточного средства. Кроме того, отсутствуют
экономические рычаги заинтересованности
предприятий расходовать средства на
природоохранные мероприятия.
Можно толковать загрязнение
и уже. Загрязнение —
это выброс и накопление вредных веществ
в объеме, который не может больше поглощаться
окружающей средой. Загрязнения можно
классифицировать на случайные, на те,
что настали в
результате непредвиденных
событий, и на намеренные. На практике
определения
характера выброса может
вызвать осложнение, в особенности
при постоянных или повторных выбросах.
Предприятие может периодически сбрасывать
вредные
вещества в границах норм,
признанных безопасными. В какой-либо
момент времени эти выбросы перестают
быть безопасными. Вред перестает считаться
случайным, если он становится явным и
загрязнитель осознал это. Необходимо
учитывать и то, что вред может сказаться
через много лет. В таком случае тяжело
установить связь между
результатом загрязнения (например,
заболеванием) и
выбросами. Загрязняющие выбросы
могут осуществляться несколькими
загрязнителями, что еще
больше заостряет проблему.
Особенности
ответственности. В соответствии
с отечественным
законодательством загрязнитель
несет ответственность за загрязнение
окружающей естественной среды и снижения
качества естественных ресурсов, а также
за нарушение законодательства об охране
окружающей естественной среды. Предприятия,
которые являются источниками повышенной
экологической опасности, освобождаются
от возмещения вреда, причиненного окружающей
естественной среде, только если докажут,
что вред возник вследствие стихийных
естественных явлений или намеренных
действий пострадавших. Касательно же
предприятий, не отнесенных к собственникам
источников повышенной экологической
опасности, то они освобождаются от покрытия
вреда, если докажут, что вред причинен
не по их вине. Лица, которым причинены
убытки, имеют право на возмещение неполученных
прибылей за время, необходимое для восстановления
здоровья, качества окружающей естественной
среды, воспроизведение естественных
ресурсов к состоянию, пригодному для
использования по целевому назначению.
Ряд директив ЕС ставят вопросы,
которые касаются загрязнения, принуждают
осуществлять обязательное
страхование предприятий — источников
опасности.
Вначале риск загрязнения
вводился многими страховщиками
в полис страхования гражданской
ответственности. Страховое покрытие
распространялось только на внезапное
и случайное загрязнения. Большие суммы
исков, сложности в выявлении характера
и виновника загрязнение привели к выделению
такого страхования в отдельный вид.
Одновременно с формированием
рынка экологического страхования
начинается
развитие перестраховочного
рынка по таким рискам. Для предоставления
более
расширенного покрытия и
обеспечения высоких лимитов, достаточных
для
компенсации убытков, начали
создаваться специальные страховые
пулы.
Условия страхования,
исключения, сроки и прочее
Условия страхования.
Начиная с 60-х годов страховщики Ллойда
предоставляли покрытия компенсаций
по искам, выдвинутым третьими лицами
за вред их здоровью и недвижимому имуществу
вследствие загрязнения, а также при
ущемлении других прав и ухудшении
условий жизни, которые защищаются
законом. В страховое покрытие включались
и затраты на превентивное очищение. Полис
покрывал не только загрязнение вследствие
несчастного случая.
Сложность в определении
условий страхования и рисков,
которые страхуются,
вызванная тем, что риски, которые
приводят к загрязнению окружающей среды,
ныне никто не в состоянии
оценить. Страхование ответственности
за вред,
который причиняется окружающей
среде, базируется сегодня на таких условиях:
• компенсировать страхователю
все суммы, присужденные по закону пострадавшим
третьим лицам в связи
с наступлением страхового случая.
К суммы компенсаций
относятся также судебные
издержки;
• страхованием охватываются
лишь случайные загрязнения. Намеренные
действия
или ошибки, которые могут
увеличить вероятность вреда
третьим лицам,
страхованием исключаются;
• суммы штрафов не включаются
в страховое покрытие.
Исключения
из договора страхования. Формулирование
исключений могут
варьироваться в каждом конкретном
случае. Полисы страхования ответственности
за экологические загрязнения не покрывают
вреда вследствие намеренного нарушения
страхователем законодательных актов,
постановлений, распоряжений и других
нормативных документов, которые регулируют
вопрос экологии.
Срок страхования.
Хотя договор заключается на
год, подразумевается
продление его у одного
и того же страховщика. Из-за высоких
страховых премий,
больших административных затраты
при разработке условий страхования
и
заключении договора или программы
превентивных мероприятий и осуществляемый
контроль и страховщику, и страхователю
выгодно партнерство на срок не менее
чем 5-10 лет.
Территориальные
границы страхования. Географические
лимиты четко
обуславливаются, в особенности
в случае использования транспортных
средств,
например при перевозке вредных
веществ.
Лимит ответственности
страхователя. Страхователи ограничивают
максимальную ответственность
денежной суммой и периодом времени.
Лимиты
компенсаций, которые предоставляются,
не устраивают предприятия-загрязни ели,
поскольку они ниже реально необходимых.
Тем не менее высокая стоимость страхования
не разрешает приобрести страхования
с большими лимитами. Вместе с тем даже
наличие пулов не решает проблему местительности
национальных и международных рынков.
Лимиты ответственности, которые предоставляются
в Европе, не превышают 20 млн долл.. Лондонский
рынок предоставляет покрытие до 170 млн
долл. Для примера, вред окружающей среде
от эксплуатации Бхопальского завода
в Индии достиг свыше 300 млн долл., а в связи
с многочисленными человеческими жертвами
представители власти индийского штата
Мадхия-Прадеш возбудили иск на сумму
в 3 млрд долл.
Андеррайтинг
Проблема экологии
довольно новая для человечества и сложная.
Практически невозможно получить достоверный
сценарий ее развития. Недостаточно изученные
природа и характер рисков. Вследствие
продолжительной кумуляции мало статистических
данных о возможных размерах убытков,
их зависимости от влияния разных факторов,
Андеррайтер, прежде всего должен иметь
большой опыт в страховании экологических
рисков. Ему следует ориентироваться в
технологическом процессе производства
для лучшего понимания природы возможных
загрязнений; оценить возможности разных
потенциальных источников загрязнения
и степень их влияния на сумму убытков.
Часто ведется специальная экспертиза
для изучения этих аспектов. Чрезвычайно
важным фактором есть история убытков
предприятия из-за загрязнения окружающей
среды, а также на других предприятиях
аналогичного профиля. Следует учитывать,
что страхователь подвластный большим,
но нечастым убыткам. Полезно также выучить
экосистему местонахождения предприятия
страхователя, обнаружить других возможных
потенциальных загрязнителей в прошлом
и нынешнем, что влияют на эту экосистему.
Оценивая риск и разрабатывая условия,
следует помнить о развитии и постоянном
усилении законодательства в области
охраны окружающей среды, о кумулятивном
характере загрязнений, влияние которого
возрастает с каждым годом. Учитываются
финансовые возможности страховой компании,
наличие программ перестрахования, общая
вместительность рынка. Конкретный полис
страхования может покрывать не только
случайные загрязнения, но и риск постепенного
загрязнения. Сложность состоит в определении
характера загрязнение. Если страхователь
сменил нескольких страховщиков, тяжело
определить, кто и в каком размере должен
возмещать убытки в связи с постепенным
загрязнением. При риске постепенного
загрязнения остро встает вопрос о степени
ответственности других возможных загрязнителей.
Затраты на очищение
последствий загрязнения
Страховое покрытие предоставляется
для возмещения убытка третьим лицам.
Поэтому страховщик не возмещает
затраты страхователю на превентивные
мероприятия или на очищение
его собственного имущества. Тем
не менее
компенсируются затраты
третьих лиц относительно минимизации
убытка, принятые после наступления несчастного
случая. И даже если загрязнение произошло
в помещениях страхователя, оно может
быть источником опасности окружающей
среде и третьим лицам. Например, загрязнение
грунтовых вод по причине заражения вредными
веществами земельного участка страхователя.
В этом случае превентивные мероприятия
и мероприятия из очищения служат не только
интересам страхователя, а значит, эти
потери не является его собственным убытком.
Поэтому, в некоторых странах такие затраты,
в соответствии с законами, должны охватываться
договором.
Страховщики неохотно идут
на расширение страхового покрытия. Дополнительные
сложности возникают в случае долговременных
выбросов или выбросов, которые повторяются.
Страховщики вольны осуществлять отдельное
страхование таких затрат.