Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Водный туризм
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 27.04.2013.
Год: 2013.
Страниц: 15.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
МИНОБРНАУКИ
Государственное
образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«Санкт-Петербургски
государственный
инженерно-экономиче кий
университет»
Факультет туризма и
гостиничного хозяйства
Кафедра социально-культурног
сервиса и туризма
РЕФЕРАТ
По дисциплине: “ Стандартизация и сертификация в социально-культурном
сервисе и туризме”
На тему: Водный туризм
Санкт-Петербург
2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Каждый тур вдали
от места постоянного проживания его участников начинается с переезда
транспортом к начальному пункту маршрута
или в места отдыха и заканчивается переездом
к местам постоянного проживания.
Посещение зон отдыха,
иных объектов туристского интереса
связано с перемещением туристов во времени и пространстве.
Оно опирается либо на мускульную силу
участников тура или животных, либо на
природные явления, либо на энергию технических
(моторизованных) транспортных средств.
В своей деятельности
туроператор ориентируется на стандартную
международную классификацию средств транспорта, –
в ней выделены виды транспорта (категории)
и режимы его использования (разряды).
Одним из популярных видов передвижения становится путешествие
по воде. Морской и речной вид транспорта
стал особенно привлекательным в связи
с ростом популярности морских и речных
круизов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ.
ВОДНЫЙ ТУРИЗМ
1.1 история водного
туризма
Перевозки людей водным
транспортом известны с глубокой
древности. Наибольшего расцвета морские и
речные путешествия достигли в Средние
века. Основоположниками морских экспедиций
в эпоху Средневековья были ирландские
монахи. Признанным мореходом VI в. по традиции
считается св. Брендан – покровитель Ирландии.
О его странствиях сложены саги. Плавание
св. Брендана было одним из первых, которое
указало европейцам путь на запад через
океан. Огромную роль в развитии морских
путешествий сыграли жители Скандинавского
полуострова и полуострова Ютландия. Во
Франции их называли норманнами. У норманнов
были прекрасные суда типа река море, но
они не превышали 30 м в длину и 4 м в ширину.
Дальнейшее развитие водных перевозок
связано с морскими экспедициями в Новое
время. Великие географические открытия,
новые торговые морские пути - все эти
факторы привели к появлению на карте
мира крупных морских держав - Испании,
Португалии, Голландии, чье могущество
основывалось на водном транспорте. Изобретение
парохода (американский изобретатель
Роберт Фултон, 1807 г.) дало небывалый толчок
развитию морского и речного водного транспорта.
Современный водный транспорт в зависимости от сферы
обслуживания подразделяется на морской
и речной. Водные суда, относящиеся к морскому
транспорту, осуществляют международные,
дальние и каботажные перевозки. Под международным
морским сообщением понимают перевозки
пассажиров и грузов за пределы и из-за
пределов страны; к дальним перевозкам
относятся рейсы между портами одной страны
при пребывании морских судов в открытом
море; каботажные рейсы осуществляются
вдоль побережья между портами без выхода
в открытое море. Суда речного флота осуществляют
перевозки пассажиров и грузов по внутренним
водным путям, к которым относятся реки,
озера, крупные водохранилища, каналы.
В конце ХХ в. круизная индустрия стала
наиболее быстро развивающимся сектором
туристской индустрии. Круизный туризм
относится к специальным видам туризма,
так как является достаточно трудоемким,
капиталоемким видом туризма, сочетающим
в себе несколько видов туризма - рекреационный,
спортивный, лечебно оздоровительный,
познавательный. Под круизом следует понимать
путешествие на водных видах транспорта,
включающее береговые экскурсии, осмотр
достопримечательнос ей портовых городов,
а также разнообразные развлечения на
борту морских и речных лайнеров.
1.2 морские круизы
Одним из самых распространенных
видов водных путешествий являются круизы. Круиз –
это морское или речное путешествие с
посещением портовых городов нескольких
стран.
За рубежом наиболее
распространены круизы по Карибскому
бассейну (Гренада, Антильские острова,
Вирджинские острова -- в зимний период),
Средиземному морю (май – октябрь), Балтийскому
морю и вокруг Скандинавии (май – август).
Популярны также круизы на Дальнем Востоке,
в Индийском океане, Австралии, Аляске,
Антарктиде.
Крупнейшим поставщиком
круизных туристов является рынок США.
Американцы в основном пользуются услугами крупнейшей
круизной компании «Royal Carribean», работающей
на туристском рынке более 25 лет. Компания
располагает своим флотом из уникальных
океанских лайнеров высшего класса и перевозит
ежегодно около 800 тыс. туристов.
В России туристская компания «Ланта-Тур»
является генеральным представителем
крупнейшей мировой круизной компании
«Royal Carribean Cruises LTD». Она осуществляет для
российских туристов круизы по 54 маршрутам
с заходом в 134 порта мира в Карибском бассейне,
Мексике, Багамских и Бермудских островах,
на Аляске, в Европе, на Дальнем Востоке,
на Гавайских островах. Пассажиры морских
круизных судов при посещении зарубежных
стран не пользуются услугами отелей и
предприятий питания, следовательно, по
нормам ВТО считаются экскурсантами с
особым иммиграционным паспортным режимом.
В большинстве случаев для стран транзита,
где пассажиры выходят на берег, не требуется
специальная виза, однако срок их пребывания
обычно не должен превышать 72 ч.
Большим преимуществом
круизов является их безвизовость. Единственная
виза, которую нужно получить, – это виза
страны, из которой начинается круиз. При
посещении какого-либо порта туристам
при выходе на берег выдаются специальные
карточки круизных пассажиров, которые
сдаются капитану при возвращении на борт
судна. Распространенным способом перевозки
туристов по воде стали паромы, катера,
катамараны и т.п. Паромное сообщение широко
используется, например, в Норвегии для
демонстрации фьордов. При этом здесь
курсируют как пассажирские, так и автомобильные
паромы. Паромные переправы распространены
и в Финляндии. Больше всего таких переправ
в Озерном крае и округе, а также на Аландских
островах, где без парома туристу просто
не обойтись.
По ценовому признаку
круизы делят:
на экономически; классические; премиум; люкс; эксклюзивные
Классы кают на круизном
судне зависят от:
площади, интерьера и набора услуг (душ, ванная, джакузи);
размера и количества спальных мест и их расположения – ярусное или напротив друг друга;
высоты палубы, – верхняя, средняя, нижняя;
места расположения по длине судна, – на корме, на носу, в средней части;
наличия иллюминаторов, окон, балконов и т. д.
Внутренние каюты имеют
обозначения К, L, M, N, О, Р Q.
Для оказания медицинской
помощи на круизном судне любой категории имеется медпункт с изолятором,
а услуги прачечной, глажения и другие
оказывают бытовые службы, имеющиеся на
каждой палубе. Круизеры обычно обеспечены
трехразовым питанием, но нередки и схемы
питания по системе «все включено» или
«улътра-все включено». Кроме того, в дополнение
к полному пансиону организуются разнообразные
ночные буфеты или снэк-столы.
Кухня и рестораны
на круизном судне располагаются
на главной или шлюпочной палубе
в носовой или кормовой части
судна, где в штормовую погоду
меньше ощущается сила качки. Кухня размещается в центре,
а посадочные залы ресторана располагаются
вокруг нее, чем обеспечивается и удобство
обслуживания, и обзор морской глади во
время приема пищи. Число посадочных мест
в ресторанах обычно в 1,5-1,7 раза меньше
количества принимаемых на борт туристов,
что удобно для организации питания в
2 смены. Функционирование нескольких
ресторанов на борту судна позволяет организовать
обслуживание туристов по различным схемам
питания («шведский стол», «а-ля карт»)
Одни путешественники
проводят часть времени в рекреационных
зонах, посещая солярий, бассейн, теннисный
корт, тренажерные залы, фитнес-центры
и т. д. Другие предпочитают досуговые
зоны, – кинозал, музыкальный салон, в
котором проводятся массовые мероприятия
(творческие встречи, конкурсы, праздничные
мероприятия и концерты).
1.3 речные круизы
Во многих странах
большой популярностью у туристов
пользуются озерные и речные круизные
путешествия. Речные круизы менее подвержены влиянию погоды, более информативны
(береговой обзор), имеется возможность
воспользоваться многочисленными, в том
числе специальными туристскими, стоянками.
Речные путешествия можно классифицировать
следующим образом:
перевозка пассажиров и туристов на регулярных рейсах;
перевозка пассажиров и туристов на чартерных рейсах;
перевозка пассажиров и туристов на скоростных и экспрессных линиях;
паромные переправы;
прогулочные и экскурсионные рейсы;
перевозка водными видами транспорта самодеятельных туристов;
краткосрочные и длительные круизы;
специальные круизы (конгресс-круизы, бизнес-круизы, учебные круизы и др.);
использование плавательных средств в форме «плавучих отелей» и др.
Речные путешествия
и круизы бывают кратковременными (1 – 3 дня) и длительными (25 – 30 дней). Они
особенно популярны в странах, где имеются
мощные речные и озерные системы, а также
системы каналов (например, США, Канада,
Финляндия).
Речные круизы относятся к дорогому
виду туризма и это в современных
экономических условиях приводит к тому,
что происходит сокращение объема пассажирских
перевозок на туристских линиях. В то же
время речным круизам присущи:
а) уникальные свойства туристского
продукта, которые позволяют в
сжатые сроки ознакомиться с неповторимыми
природными и историческими местами в
России и, возможно, зарубежных стран при
выполнении круизов по схеме «река – море
– река».
б) возможность проведения
туров с различными программами,
направленными только на отдых, сочетающие отдых
и спорт, деловые поездки-семинары;
в) упрощенный визовый режим для круизеров
при посещении портовых городов в зарубежных
странах (Греция, Испания, Португалия,
Франция и др.), - дирекция круиза обеспечивает
взрослых и детей, не оформлявших визы,
разрешение на сход и пребывание на берегу
по так называемым круизным спискам;
г) достаточно высокий
уровень обслуживания;
д) конкурентоспособные
цены, позволяющие сформировать устойчивый
спрос;
е) малая доля речных круизов
в других странах.
По сравнению с морскими
маршрутами речные круизы менее подвержены
влиянию погоды, более информативны и
дают возможность для кратковременных
стоянок.
Обычно при организации
речных круизов в России используются
многопалубные теплоходы на следующих транспортных
водных системах:
Беломоро-Балтийский канал. Соединяет Онежское озеро и Балтийское море, однако практически по каналу могут проходить лишь маломерные и плоскодонные речные суда, а речные круизные лайнеры и суда «река – море» из-за низкой осадки этим путем не следуют;
каналы системы Волго-Балтики соединяют Онежское озеро и систему реки Волги. Они образуют протяженный речной путь, соединяющий Балтийское море – Финский залив, реку Неву, Ладожское озеро – реку Свирь – Онежское озеро и далее с бассейном реки Волга. Это традиционный речной путь, по которому с 15–16 мая по 19–30 сентября наряду с сухогрузами, танкерами, караванами барж, следует множество круизных пассажирских круизных судов;
Волго-Донской канал. Соединяет реку Волгу (Волгоград) и реку Дон (г. Калач), обеспечивая возможность организации круизов из Москвы через Волгу в Азовское море или в обратном направлении;
сибирские реки Обь и Иртыш позволяют выполнять туры по маршрутам Омск – Ханты-Мансийск – Омск, Сургут – Салехард – Сургут.
По реке Енисей выполняются круизные туристские маршруты Красноярск – Дудинка – остров Диксон с выходом в Енисейский залив;
В круизе по Лене (теплоход «Михаил Светлов») туристы знакомятся с жизненным укладом якутских деревень, посещают алмазные копи (карьеры, где добывается алмазная руда), активно занимаются рыбалкой и охотой, совершить полет на параплане, катание на водных мотоциклах, купание в сборном бассейне, установленном на палубе. С этой целью вместе с круизным теплоходом из Якутска в Тикси отправляется катер, который доставляет на берег желающих поохотиться на уток (лицензии на охоту выдаются на месте, а начинающим охотникам помогают опытные инструкторы). Повара, обслуживающие теплоход, готовят для гостей блюда из оленины, омуля, нельмы. В круизе по этой реке самые незабываемые впечатления производят Ленские Столбы – скалы причудливой формы, возвышающиеся над рекой. Конечным пунктом круиза является город-порт Тикси на берегу Северного Ледовитого океана.
озеро Байкал привлекает туристов со всего мира. В туристском смысле наиболее освоена южная часть озера: турфирмы Иркутска организуют 7--20-дневные круизы по Байкалу.
В 2004 г. активно развивались
международные экскурсионные туры
по маршруту Санкт-Петербург (Россия) – Вена (Австрия) с переходом по Неве,
Ладожскому и Онежскому озерам, Волго-Балтийскому
и Волго-Донскому судоходным каналам.
Затем круизное судно совершало плавание
по Азовскому и в Черному морям с заходом
в порты Новороссийск и Сочи, а далее -
переход по Дунаю до Вены и обратно.
Для туристских маршрутов водными
транспортными средствами предлагается
закрепить собственные наименования:
- «экспедиционный туризм»,
обеспечивающий посещение уникальных
природных мест, например на реках
Сибири;
- «конгрессивный туризм», при
котором наряду с проведением
на пассажирских судах конференций,
симпозиумов, фестивалей доступными для
их участников становятся разнообразные
туристские ресурсы;
- «лечебный туризм» – пассажирское
судно, совершающее круизные рейсы на
линиях с наиболее благоприятными климатическими
условиями и оборудованное медицинской
техникой и врачебным персоналом, также
служит и плавсредством доставки клиентов
«плавучей лечебницы» в рекреационные
зоны и к разнообразным объектам туристского
интереса. В рейсе на речных 3–4-палубных
теплоходах можно организовать выставку
на борту, провести ряд развлекательных
мероприятий, обеспечив отличное сочетание
работы и отдыха.
На российских речных
трех-четырехпалубны судах имеются
каюты категории «люкс» (обычно на
шлюпочной палубе), 1, 2, 3 и 4-местные
каюты с одноярусным и двухъярусным
размещением в них, оборудованные кондиционерами и приборами
личной гигиены.
1.4 морские и речные прогулки
(экскурсии)
Среди туристов большим
спросом кроме круизов пользуется
такой вид путешествия, как морские
(речные) прогулки. К экскурсионным
и прогулочным перевозкам относятся поездки
экскурсантов продолжительностью не более
24 ч, совершаемые на речных судах с целью
отдыха и ознакомления с памятными, историческими
и другими достопримечательност ми. Путевки
и билеты на экскурсионные и прогулочные
суда могут продаваться как организациями
пароходства так и турфирмами.
В мире насчитывается
около 20 млн. единиц прогулочных судов – это катера, скоростные суда на подводных
крыльях, небольшие моторные лодки, яхты,
а также сверхскоростные суда с газотурбинным
двигателем. За рубежом такой вид туризма
популярен в районе Карибского бассейна,
Средиземного и Черного морей. Большая
часть прогулочных судов сдается в аренду
турфирмам или индивидуальным туристам.
Среди зарубежных и отечественных
туристов в России большой популярностью пользуются городские водные
экскурсии на специальных судах по рекам
и каналам Санкт-Петербурга и его пригородов.
Речные экскурсионные путешествия также
популярны в Москве, Самаре, Саратове,
Волгограде, Нижнем Новгороде, Владивостоке
и др. Для организации прогулок или экскурсий
на речных судах турфирма подает организации
пароходства заявку с указанием маршрутов,
количества требуемых пассажирских судов
(мест), продолжительности поездок, периода
использования судов и количества рейсов.
Заявка должна подаваться не позднее 1
сентября предшествующего плановому года.
После закрепления пароходством
за турфирмой судов (мест) в срок
до 1 января заключается договор. Заявки
на разовые экскурсионные поездки должны быть поданы организации пароходства
заблаговременно (за 15 дней до поездки).
Оплата производится
за 15 дней (разовых – за 10 дней) до поездки. Полученные путевки
(или билеты) на экскурсионную (прогулочную)
перевозку обратно не принимаются, и платежи
по ним не возвращаются. До начала поездки
руководитель экскурсии обязан предъявить
в кассе пристани (вокзала) копию поручения
о внесенных платежах и сдать справку
о количестве реализованных путевок, на
основании которых ему выдается билет
на групповую перевозку.
При отмене рейса по причине,
не зависящей от организации пароходства, или неполном использовании
мест турфирма оплачивает районному пассажирскому
управлению (порту, пристани, причалу)
полную стоимость перевозки согласно
договору.
Оставшиеся путевки
могут быть проданы в день отправления
на пристани через кассу с возмещением турфирме
суммы выручки за вычетом комиссионного
сбора; разрешается продажа оставшихся
путевок через кассы, специально организованные
турфирмой на вокзале.
1.4 внутренние
морские и речные круизы
В России морские внутренние
круизы проходят по пяти бассейнам, в которых предусмотрен
заход в 41 порт. Крупнейший морской порт
России – Санкт-Петербург. Он принимает
океанские лайнеры ведущих круизных компаний
мира. Здесь функционируют десятки регулярных,
сезонных и чартерных маршрутов в Швецию,
Финляндию, Норвегию, Германию и другие
европейские страны. Следует отметить
также такие порты, как Калининград, Мурманск,
Архангельск, Владивосток, Находка, Новороссийск,
Сочи, Туапсе.
В России организуются следующие
рейсы:
туристские, действующие по специальным маршрутам и расписаниям. Они рассчитаны на большую продолжительность поездки, во время которой туристам предоставляется определенный комплекс услуг;
прогулочные, продолжительностью не более шести часов, без остановок в портах и без предоставления экскурсий и досуго-развлекательн го обслуживания;
специальные, выполняемые по отдельным заказам;
линейно-транспортные – регулярные рейсы между отдельными портами для перевозки пассажиров по установленным маршрутам и расписаниям. Судоходными реками России в европейской части являются Волга, Кама, Ока, Дон, Белая, Вятка, Сухона, Вычегда, Северная Двина, Мезень, Печора.
В азиатской части
судоходны Обь и ее притоки
Иртыш, Тобол и Ишим, реки Енисей,
Ангара, Лена с притоками Витим, Олекма,
Вилюй и Алдан, а также Амур
и судоходные участки на северных реках
Яна, Индигирка и Колыма.
Бассейны рек Волга
и Дон соединены друг с другом
Волго-Донским (протяженностью 101 км), а
с Ладожским и Онежским озерами Волго-Балтийским
(1100 км) и Беломоро-Балтийским (227 км) судоходными
каналами.
Протяженность Северо-Двинской
системы составляет 130 км, канала Москва-Волга - 128 км, а длина Сайменского
канала между Выборгским заливом (Россия)
и озером Сайма (Финляндия) составляет
43 км.
На внутренних водных
путях расположено около 700 судоходных гидротехнических сооружений,
причем, протяженность искусственных
судоходных путей составляет 13,8 тыс. км.
Главные пассажиропотоки
проходят по рекам Волге, Се верной
Двине, Енисею, Амуру, Лене, а также по Волго-Балтийскому
пути.
1.5 яхт-круизы
Морские и речные путешествия на парусных судах
являются формой круиза. Туры на парусных
судах классифицируются на две самостоятельные
группы: яхт-чартер и яхт-круиз.
Яхт-чартер – это прокат небольших (до 30–40 футов) судов
по часам, дням, неделям, месяцам. Яхту
можно взять как с командой, так и без нее
(при наличии у арендатора сертификата
вождения).
Конструктивно суда такого
класса подразделяются на килевые парусники и яхты с дополнительной энергетической
установкой.
Технология яхт-круиза
аналогична технологии обычного (морского или речного) круиза.
Данный вид круизов наиболее распространен
в Карибском бассейне и Средиземном море,
где он считается элитно-клубным туризмом.
В настоящее время
перевозка туристов водным транспортом
в России имеет небольшой удельный вес –
около 5% общего объема транспортных путешествий,
что объясняется плохим техническим состоянием
судов, ненадежностью поставщиков услуг,
отсутствием сложившегося спроса на круизные
путешествия. Гонки-переходы яхтсменов,
прием на оздоровительный тур с предоставлением
плавательных средств и другое во многих
регионах не включены в сферу внимания
российского туристского бизнеса.
Между тем некоторые
судовладельцы, например, из Италии еще
в 1997 г. проявляли интерес к переходу
яхт из Генуи (Италия) по морям средиземноморского бассейна, через проливы
Дарданеллы и Босфор, по Черному и Азовскому
морям и далее по бассейну реки Дон до
станицы Вешенская.
Не останутся безучастными
к подобному маршруту и те российские туристы, которым приходится по
душе отдых на воде, но которым по причине
отсутствия навыков управления яхтой,
по возрасту или иным причинам нельзя
рассчитывать на участие в соревнованиях,
в самостоятельных переходах и т. п.
Яхта обеспечивает мобильность
и необходимые удобства, позволяет
организовать пребывание на судне по желанию его пассажиров
– от уединенного отдыха небольшими компаниями
близких людей до проведения деловых встреч
и приемов.
Яхтенные прогулки и
путешествия в Подмосковье (например,
по Пестовскому или Клязьминскому
водохранилищам), по Волге и Дону, на Черном и Азовском морях по уникальным
и заповедным уголкам тех мест могут быть
продолжительными - от 1 до 7 дней. Морские
и зарубежные круизы на яхтах более продолжительны
по сравнению с путешествием по внутренним
рекам, озерам и водохранилищам: от 20 дней
до 2 месяцев.
Как правило, это комфортабельные
парусные яхты на трассах спортивной гонки или регаты (итал. regata –
ряд, линия), приуроченные к праздникам
на воде. Некоторые российские туроператоры
организуют увлекательные и престижные
круизы на парусных яхтах по Азовскому,
Черному, Мраморному и Эгейскому морям.
Выход яхт в море, оснащенных
всем необходимым навигационным и спасательным оборудованием,
осуществляют из портов азовского или
черноморского побережья России или Украины.
Каждый турист может постоянно купаться
в море, заниматься подводной охотой и
рыбалкой, быть участником экскурсий (индивидуальных
или групповых) по примечательным местам.
В целом для одной туристской группы из
пяти-семи человек плавание длится до
20 дней. Такая группа возвращается из Афин
(Пирея) на родину либо теплоходом морской
пассажирской линии, либо самолетом, либо
поездом по железной дороге, следующим
через Болгарию, Румынию и Украину.
В морском путешествии
туристы осваивают навыки управления
яхтой и получают основные представления
о парусном спорте, а если у туристов возникнет
желание, то они. включаются в вахтенное
расписание.
Если яхта участвует
в соревнованиях, то на этот период
на туристов распространяются все права
члена экипажа: участие в церемониях
открытия и закрытия соревнований, банкетах,
встречах, коллективных экскурсиях, получают
услуги и льготы, финансируемые спонсорами
регаты.
Все дни морского круиза
туристы проживают и питаются
на борту яхты: – предоставляется индивидуальное спальное
место, постельное белье и рундук (шкафчик
для хранения вещей); на отдельных типах
яхт имеется возможность занимать отдельные
каюты; – пища приготавливается на газовой
плите камбуза яхты туристами самостоятельно
по судовому расписанию; – уборка жилых
помещений яхты также является обязанностью
туристов и она проводится в соответствии
с судовым расписанием.
В круизе управление яхтой
осуществляет дипломированный капитан
и квалифицированный экипаж из двух-четырех
человек.
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
ВОДНОГО ТУРИЗМА
При организации международных
перевозок туристов и пассажиров
морским транспортом действуют международные
договоры и конвенции. Одним из основных
документов является Афинская конвенция
о перевозке морем пассажиров и багажа.
В документе предусмотрена ответственность
перевозчика за ущерб, причиненный в результате
смерти пассажира или нанесения ему телесных
повреждений, а также в результате утраты
или повреждения багажа.
Вопросы морского судоходства
находятся в компетенции международной морской организации International
Maritime Organization (IMO). Эта организация занимается
разработкой актов в области морских перевозок,
имеющих международный статус. В результате
ее деятельности были ратифицированы
многие конвенции: Международная конвенция
об охране человеческой жизни на море,
Международная конвенция об унификации
некоторых правил перевозки морем багажа
и пассажиров, Международная конвенция
об унификации некоторых правил, относящихся
к перевозке пассажиров морем, Международная
конвенция о поиске и спасении на море
и др.
При морских перевозках
в территориальных водах России,
в водах открытого моря и при заходе морских судов
России в порты иностранных государств
действует Кодекс торгового мореплавания
РФ. Согласно этому документу, под торговым
мореплаванием понимается деятельность,
связанная с использованием судов для
перевозок грузов, пассажиров и их багажа;
промысла водных биологических ресурсов;
разведки и разработки минеральных и других
неживых ресурсов морского дна и его недр;
лоцманской и ледокольной проводки; поисковых,
спасательных и буксирных операций; подъема
затонувшего в море имущества; гидротехнических,
подводно-технически и других подобных
работ; санитарного, карантинного и другого
контроля; защиты и сохранения морской
среды; проведения морских научных исследований;
учебных, спортивных и культурных целей;
иных целей.
Согласно договору морской
перевозки пассажира, перевозчик обязуется перевезти пассажира и его багаж
из пункта отправления в пункт назначения.
При этом пассажир обязан оплатить проезд
и провоз багажа. Заключение данного договора
удостоверяется билетом и грузобагажной
квитанцией. В России в настоящее время
существует 9 морских пароходств, осуществляющих
пассажирские перевозки.
Если морская перевозка
носит круизный характер, то договор
о ней сопровождается рядом дополнительных
соглашений, касающихся сферы обслуживания
клиента: питания, развлечения, экскурсионной
программы. Кодекс торгового мореплавания
содержит также главу, посвященную договору
фрахтования судна на определенное время
(тайм-чартер). Этот договор является основным
для туристских фирм и организаций.
Перевозки пассажиров внутренним
водным транспортом регулируются Кодексом внутреннего водного
транспорта РФ, который был принят в феврале
2001 г. Положения кодекса распространяются
на внутренние водные пути России и размещающиеся
на них судоходные гидротехнические сооружения;
порты, расположенные на внутренних водных
путях РФ; суда и иные плавучие объекты.
В кодексе даны определения
основным понятиям, используемым в
документе (внутренний водный транспорт, внутренние водные
пути, судоходство, судно и др.); определены
области госрегулирования в сфере внутреннего
водного транспорта; установлены требования,
предъявляемые к членам экипажа судна,
а также права и обязанности капитана
судна; рассмотрены правила аренды судов,
права и обязанности пассажиров и перевозчиков;
приведена классификация маршрутов водных
перевозок. Кодексом предусмотрена возможность
аренды судов на основании договора, заключенного
между лицом, сдающим судно в аренду, и
лицом, принимающим его в аренду. При этом
в договоре должны быть определены срок
аренды, порядок расчета, права и обязанности
арендодателя и арендатора, случаи расторжения
договора. В аренду могут сдаваться суда
с экипажем или без экипажа. Рассмотрены
также права и обязанности перевозчика
и пассажиров. Более подробно эти вопросы
отражены в Правилах оказания услуг по
перевозке пассажиров, багажа, грузов
для личных (бытовых) нужд на внутреннем
водном транспорте, утвержденных в феврале
2003 г.
Нормативно-правовые документы:
«Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» (КТМ РФ) от 30.04.1999 № 81-ФЗ
«Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» (КВВТ РФ) от 07.02.2001 № 24-ФЗ
Постановление от 06.02.2003 № 72 Об утверждении правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных(бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте
Федеральные законы РФ: Закон о защите прав потребителя; Закон о техническом регулировании; Закон о лицензировании отдельных видов деятельности, федеральный закон о рекламе и др.
ГОСТ-Р 50644-94 «Туристско-экскурсио ное обслуживание / Требования по обеспечению безопасности туристов»
ГОСТ-Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования»
ГОСТ-Р 50681-94 «Туристское - экскурсионное обслуживание / Проектирование туристских услуг»
Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации. Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 декабря 2002 г. N 408
Приказ от 29.12.2003 № 221 «Об утверждении положения по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации»
Постановление от 06.02.2003 № 71 «Об утверждении положения об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей Российской Федерации»
«Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-ФЗ
Афинская «Конвенция о перевозке морем пассажиров и багажа», принятая в 1974 г.
«Международная Конвенция об охране человеческой жизни на море» (1974);
«Международная Конвенция об унификации некоторых правил перевозки морем багажа и пассажиров» (1967);
«Международная Конвенция об унификации некоторых правил, относящихся к перевозке пассажиров морем» (1981);
«Международная Конвенция о поиске и спасении на море» (1979);
«Конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросом отходов и других материалов» (1972)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Безопасное, быстрое и
беспрепятственное выполнение перевозочного процесса в турах зависит как от наличия
транспортных средств, так и от развития
инфраструктуры транспорта, – путей сообщения,
пассажирских вокзалов и станций, устоявшейся
системы продаж транспортных услуг и др.
Водные туристские путешествия
имеют как ряд неоспоримых
достоинств:
высокий уровень комфорта;
значительный объем единовременной загрузки (1000 человек и более);
возможность реализации различных видов и целей туризма (познавательный туризм, бизнес-туризм, учебный туризм, шоп-туризм, паломнический туризм и пр.);
возможность полноценного отдыха;
полный комплекс жизнеобеспечения.
Так и недостатков:
невысокая скорость движения транспортных средств;
ограниченная мобильность;
синдром замкнутого пространства;
подверженность части людей морской болезни;
в ряде случаев высокие тарифы и другие факторы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность.
М.: Аспект Пресс, 2004 – 215с.
2. Бержаков М.Б., Никифоров
В.И. Индустрия туризма: первозки.-
Спб., 2001 – 400с.
3. http://ckct.orenportal ru/study/gos/gos97.shtm – [Электронный ресурс]
4. http://www.zakonprost.ru vodnyj-kodeks/ – [Электронный
ресурс]
5. http://tourlib.net/book _tourism/babkin12.htm – [Электронный
ресурс]