Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Аналитическая деятельность и ее роль в современном обществе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.04.2013. Год: 2013. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
Аналитическая деятельность неразрывно связана с процессом интеллектуального взросления человечества. Начиная с античных времен, ею занимались лучшие и передовые умы всех народов. Древние философы, ученые средневековья и эпохи Возрождения, энциклопедисты Нового времени, создатели индустриального общества и новейших интеллектуальных технологий XX века — кто они? Прежде всего, это высокоразвитые личности, не склонные к стадному мышлению, подвижники мысли и духа, это стихийные или сознательные системщики, умеющие взращивать новое качество из уже имеющейся информации, делать прорыв в новое. Зная цену этим качествам, правители и политики стремились обратить интеллектуальную мощь этих людей на службу своим интересам. Многие аналитики и сами поднимались до уровня руководителей государств, правительств, крупных политических или экономических структур.
Каждый человек хочет стать умнее. К сожалению, учебников ума, интеллекта не существует. Так что, все мы в этом смысле самоучки. В то же время, существуют определенные закономерности интеллектуального труда, глубоко разработанные технологии научно-исследователь кой и иной творческой деятельности, которые позволяют сделать ее более эффективной. Постараюсь ознакомить вас с основными аналитическими школами и традициями прошлого и современности, показать положительный опыт и все то, что можно практически использовать сегодня в учебной, информационно-аналити еской и научно-исследовательс ой работе.






1. Понятие и история развития аналитики

Аналитическая деятельность (аналитика) представляет собой направление интеллектуальной деятельности людей, которое направлено на решение задач, возникающих в различных сферах жизни. Аналитическая деятельность
становится важнейшей характеристикой современного общества. Термины “анализ”, “аналитика”, «аналитическая деятельность” и подобные им стали популярны настолько, что простым и однозначным кажется заложенное в них содержание. Но стоит только поставить себе задачу проанализировать что-либо, перевести мышление с терминологического уровня на технологический, уровень конкретной деятельности, то сразу же возникает ряд довольно сложных вопросов: что такое анализ? Каковы его процедуры?
В понятии “анализ” заложены два смысловых подхода. При узком подходе понимается некоторая совокупность приемов мышления, мысленное разложение целого на составные части, которое позволяет получить представления о строении исследуемого объекта, его структуры, частей широком подходе анализ не сводится только к собственно процедурам мысленного разложения объекта на простые составляющие, а включает в себя и процедуры синтеза — процесс мысленного объединения различных сторон, частей предмета в единое формообразование. В связи с этим довольно часто анализ отождествляется с исследовательской деятельностью вообще.
Истоки аналитической деятельности восходят к Сократу, который широко использовал диалоговый способ решения задач, доказательства через наведение. Ключевую роль в возникновении аналитики сыграл создатель логики Аристотель (384–322 до н. э.). Он написал книги: “Первая аналитика” и “Вторая аналитика”. Вклад великого Стагирита в аналитику состоял в том, что он впервые систематизировал и кодифицировал приемы рассуждений, сделал их предметом научных изысканий. Аристотелем не только поставлены, но и разрешены такие глобальные проблемы, как законы тождества, противоречия и исключенного третьего, диалектики индукции, дедукции
и логического синтеза, определены категории, сущность, цель, отношение, пространство, время, движение, количество и качество, форма и материя, возможность и действительность, необходимость и случайность, единичное, особенное и всеобщее, развитие и самодвижение, структура и функция.

































1.1 Структура аналитики

Аналитика представляет собой разветвленную и сложную систему знаний, в которую входят:
    логика как наука о закономерностях и операциях правильного мышления;
    научная методология, система принципов, методов и приемов познавательной деятельности;
    эвристика - дисциплина, целью которой является открытие нового в науке, технике и других сферах жизни, когда отсутствует алгоритм решения той или иной познавательной задачи;
    информатика - наука об информации, способах ее получения, накопления, обработки и передачи (Рисунок 1).;
Каждая из составных частей аналитики подчинена решению задач, за которыми стоят проблемы, возникающие в деятельности людей. Так, в эвристику входит:
    психология творчества - поясняет психические процессы творчества, деятельность индивидуального субъекта;
    социология творчества - объясняет коллективное творчество, зависимость его от общественных условий;
    технология творчества - интегрирует приемы творческой деятельности;
Методология при самом обобщенном подходе состоит из общенаучной, частнонаучной и системной. Ее назначение — в применении научных методов
решения задач, в обеспечении правильности мыслительной деятельности.
Логика состоит из формальной и диалектической. Что касается информатики, то без нее невозможна обработка больших массивов информации. Она включает в себя техническое и программное обеспечение, а также анализ и обработку информации.




Социология творчества







Психология творчества Эвристика Технология творчества






Методология Аналитика Логика





Информатика






Системная Техническое и Формальная
программное

обеспечение



Общенаучная Анализ Диалектическая
информаций





Часто научная Обработка
информаций


Рисунок 1. Структура аналитики.






2. Роль аналитической деятельности в обществе

Роли, которые выполняла аналитическая деятельность в жизни государства на различных этапах исторического развития, различны. В традиционных аграрных обществах потребность в ней возникала от случая к случаю. Она применялась в придворных интригах, при ведении военных действий, поиске выходов из экстремальных ситуаций. В эпоху индустриального развития, когда традиция перестает играть основную роль в жизни общества и возрастает влияние нововведений, аналитика уже становится потребностью в осмыслении технико-экономическ х факторов. Информационная, постиндустриальная цивилизация выводит эту деятельность на передовые рубежи. Она начинает определять все сферы развития общества. Очень важные роли она начинает играть в жизнедеятельности государства, в реализации власти. Постоянная динамика демократии, процессы выборов, игра политических сил, укрепление прав человека выступают мощными стимулами развития аналитики. Аналитическая деятельность в современном государственном управлении выполняет несколько важнейших функций. Каждая из функций концентрирует
в себе тот результат, который дает аналитика.
Таблица 1
Функции аналитической деятельности в обществе



Как видно из (таблицы 1), назначение аналитической деятельности заключается как в получении прямого результата, сводящегося в конечном итоге к обоснованию оптимального управленческого решения, так и косвенного результата, когда аналитическая деятельность меняет само представление управленцев о тех объектах и процессах, которые были подвергнуты анализу. При этом трудно даже оценить, что важнее: принять правильное решение либо кардинально изменить само видение явления, парадигму его понимания, а следовательно, саму систему управленческих решений. В ряде случаев, когда идет коренное реформирование того или иного социального объекта или процесса, этот косвенный результат оказывается важнее прямого.




















2.1 Применение аналитической деятельности в управлении

Может осуществляться по нескольким вариантам:
Первый вариант организации аналитической работы заключается в том, что сам смысл и содержание аналитической работы не понимается руководством. По дела здесь нет никакой ее организации. Аналитики рассматриваются в качестве бездельников (иногда вполне справедливо), которых нужно чем-то занять. И их занимают, какой угодно “нужной” работой, но только не аналитической. Результаты от этого оказываются плачевными как для подразделения, так и для его руководителя и самих аналитиков. Подразделение утрачивает динамику развития, руководитель перестает эффективно управлять, а аналитики теряют навыки аналитической деятельности.
Второй вариант осуществляется по старому принципу: “На охоту ехать — собак кормить”. Он означает, что управленец сталкивается с назревшей проблемой, которую трудно сразу понять. Вот тут-то и вспоминают об аналитической деятельности и аналитиках, которые мобилизуются на анализ проблемы. Конечно, проблему можно понять и разрешить, но эффект от мобилизаторского типа аналитической работы оказывается незначительным. Здесь всегда много суеты и ложного глубокомыслия. Кроме того, плохо формируется опыт аналитики, не складываются ее технологии, практический эффект оказывается незначительным.
Третий вариант организации аналитической работы предполагает мониторинговый подход, когда выделяется ряд ключевых направлений деятельности аналитиков, которые формируют базы данных, накапливают и применяют методики, формируют собственный опыт. Достоинства такой организации в том, что отслеживается генезис проблем, систематически вырабатываются рекомендации по их разрешению. Но при всей привлекательности этой модели в ней можно выделить существенные недостатки. Эта система носит замкнутый характер. Ей не по плечу те проблемы, которые выходят за
рамки компетенции управленческого органа, при котором работает аналитическая служба. Довольно часто она закрыта для внешнего опыта. В ней не работают рыночные механизмы, которые заставляют поддерживать высокий тонус профессионализма, эффективность и результативность деятельности.
Четвертый вариант организации аналитической работы пока еще не получил воплощение в практику многих пост авторитарных стран. Он предполагает создание не только аналитических институций, но благоприятной и конкурентной среды их обитания. Речь идет о формировании независимых коммерческих аналитических центров, “фабрик мысли”, консалтинговых фирм, общественных организаций аналитиков. Государственные аналитические службы и службы местного самоуправления в этом случае должны вступать в
контакты с независимыми коммерческими аналитическими организациями, координировать их работу по разрешению наиболее сложных проблем, которые затрагивают интересы многих субъектов государственной и местной политики. Основная задача государства здесь заключается в создании правовых, моральных, информационно-методич ских и кадровых основ аналитического пространства. Современное состояние аналитической деятельности в органах
государственной власти и местного самоуправления не обеспечивает эффективность реформирования общества. Недостаточное внимание к аналитическим технологиям может привести в ближайшейbперспекти е к обострению многих проблем национальной безопасности. На наш взгляд, необходимы следующие преобразования, которые позволят изменить положение дел к лучшему:
    создать систему отбора и социального продвижения аналитиков как важнейшей части интеллектуального капитала общества, его национального достояния. Определить систему стимулов для овладения аналитической деятельностью;
    наладить подготовку специалистов в области политического анализа, владеющих современными методами анализа государственной политики и деятельности органов местного самоуправления, использующих компьютерные технологии и отличающихся творчеством, исследовательской культурой и развитой профессиональной этикой;
    начать подготовку учебно-методической литературы и информационно-компьют рного обеспечения аналитической деятельности. Создать портфели типовых аналитических технологий для различных уровней и подсистем государственного управления и местного самоуправления;
    сформировать сеть экспертных советов, центров управленческого консультирования, “фабрик мысли”, национальных аналитических корпораций;
    подготовить государственную программу развития информационно-аналити еской работы, в которой особое внимание уделить национальной безопасности в области высокого интеллекта, развитию аналитических технологий, кадровому обеспечению, организации мониторинга сложных и судьбоносных проблем общества;
    заложить инфраструктуру рынка интеллектуального продукта и аналитических технологий, укрепить его правовые основы, сформировать на нем общенациональные правила игры;
    широко использовать зарубежный опыт организации аналитической работы в органах государственной власти и местного самоуправления, налаживать сотрудничество с мировыми аналитическими центрами.








2.2 Проблема аналитической деятельности в современном обществе

В ХХ ст. аналитическая деятельность превратилась в профессиональную. Аналитики различных специализаций оказывают огромное влияние на прогресс практически во всех сферах общественной жизни. Во многих странах, как грибы после летнего дождя, растут интеллектуальные корпорации, “фабрики мысли”, информационно аналитические отделы и службы в органах государства, компаниях, банках, политических партиях. Бурно развиваются рынки аналитической информации, интеллектуального продукта, методического и программного обеспечения его получения. Это обусловлено рядом обстоятельств:
    Усложняются объекты и процессы общества, каждый из которых
представляет собой сложные и сверхсложные, полиструктурные и полифункциональные, динамические системы, поведение которых невозможно однозначно предсказать.
    Социальные структуры передовых стран отличаются значительным инновационным тонусом. Они меняют себя, не сохраняют постоянство на длительных этапах развития. Поэтому устоявшиеся схемы их понимания требуют также постоянного обновления.
    В жизни современного человека увеличивается число разнообразных факторов, влияющих на ход событий, т.е. жизнедеятельность людей носит динамический ситуативный характер.
    В социальном управлении человек сталкивается с проблемами,
которые требуют осмысленного разрешения. Однако разрешить их в автоматическом режиме довольно часто оказывается невозможно, поскольку они помимо типических черт характеризуются неповторимостью, диктующей неоднозначность.
    Усложнение социальных систем приводит к росту их неустойчивости, возникновению кризисных ситуаций, действию факторовриска. Как справедливо отмечает В. В. Черкасов: “Управленческий риск — это
осуществление управленческой деятельности в условиях неопределенности, когда причинно-следственный результат не позволяет принять оптимальное решение по достижению поставленной цели”. Поэтому стремление избежать потерь и заставляет анализировать ситуации в целях получения информации, которая и позволяет преодолеть неопределенность.
    Социальная динамика неизбежно порождает огромные и противоречивые потоки информации, которые приходится перерабатывать при принятии управленческих решений. И здесь трудно обойтись без эффективных аналитических технологий — системы переработки и производства управленческой информации.
Таким образом, сложность и неоднозначность процессов, риск и стремление получить хороший результат, многообразие информации и отсутствие достоверного знания заставляют применять аналитическую деятельность. Термин “аналитические технологии” еще не закрепился в науке. Так, авторы толкового словаря “Социальные технологии” выделяют среди технологий социологических исследований аналитическое, которое отличается сложностью и глубиной проникновения в сущность явлений дают характеристику отдельных аналитических технологий, опираясь скорее на логику научного исследования, а не на логику анализа.Известно несколько вариантов трактовки наукой сущности аналитической деятельности:
    первое — методология и логика научных исследований, где аналитическая деятельность обычно отождествляется с логикой научного исследования как такового;
    второе — управленческое консультирование, в котором аналитическая деятельность рассматривается как важнейшее средство подготовки диагноза ситуаций;
    третье — работы по анализу политики , где аналитические процедуры выступают средствами получения информации при выработке политики;
    четвертое — многочисленные исследования по отдельным видам анализа.
Наибольший интерес представляют при этом работы по системному, ситуационному и другим видам анализа, напоминающие спутавшиеся ветки и веточки, идущие от одного аналитического ствола. Общий недостаток видения наукой аналитической деятельности заключается в отсутствии системности и целостности представления ее многообразия. Кроме того, ощущается дефицит технологизации, характеристики ее методов и процедур.
В настоящее время методология, методика и техника аналитической деятельности представляются тем сокровищем, которое пока не востребовано, в минимальной мере используется государством и местным самоуправлением для повышения эффективности реформ. За этим скрываются сложные и судьбоносные проблемы, определяющие перспективы развития пост авторитарного общества. Назовем наиболее важные из них:
    Переходный характер пост авторитарного общества и государства,
многообразие вариантов их развития. Страны — выходцы из СССР вступили в эпоху демократических реформ, когда человечество накопило значительное число моделей демократического развития. Перед ними стоит задача: как создать эффективную систему социального и государственного устройства, которая могла бы интегрировать свою собственную сущность, потребности и опыт с достижениями других народов. Главное здесь заключается в том, чтобы выработать правильный и эффективный вариант своего исторического пути, сделать как можно меньше ошибок при историческом позиционировании общества. Без социально-философско , исторической и другой аналитики эта
проблема принципиально неразрешима.
    Потребности административной реформы, которая продвигает
аналитическую деятельность в жизнь государства как эффективное средство качественного обновления системы государственной власти, развертывает всестороннюю ее институционализацию. Развитие государственной аналитики, на наш взгляд, надо рассматривать как надежный путь достижения зрелости государственности. Оно предполагает четкую специализацию чиновников, наличие соответствующей их профессиональной подготовки, определение содержания и алгоритмов деятельности различного рода информационно-аналити еских подразделений. В концепции административной реформы Украины, например, вполне правомерно ставится задача информатизации государственного управления, которая предусматривает построение на единой методологической и программной основе государственной информационно-аналит ческой системы “Административная система Украины”
    Практические потребности государственных служащих и чиновников местного самоуправления, которым по долгу службы приходится заниматься информационно-аналити еской деятельностью. Они нуждаются в знании технологий аналитической деятельности, в выработке умений и навыков их применения. Но самое главное, им необходимо хорошо разработанное информационно-методич ское обеспечение аналитики, которого они не имеют. Представление о том, каково должно быть информационно-методич ское, техническое и технологическое обеспечение аналитической работы в государственных органах и органах местного самоуправления расплывчато и неконкретно.












3. Сущность и типология аналитической деятельности

Рассмотрим содержание аналитической деятельности. Прежде всего, отметим, что она очень разнообразна. Для того чтобы представить все ее многообразие, следует использовать одну из типичных аналитических процедур и технологий — построить ее классификацию. Несмотря на то что аналитическая деятельность применялась издавна, ее классификация в науке еще не сложилась. Основная причина — в отсутствии сущностной концепции аналитической деятельности. По нашему мнению, такая классификация
может быть сформулирована на принципах многовекторности и системности. При этом в качестве оснований служат тип анализируемого объекта,
представляемая наука, используемый метод, уровень познания и занимаемое в познавательном процессе место. (Таблица 2)
Отметим, что наблюдается пересечение видов анализа, которые выделены по первому и второму основаниям. Так, экономический анализ выделяется одновременно по объекту и по науке. Это же касается эстетического, психологического и других видов. Но важно подчеркнуть, что смысл классификации по этим двум основаниям заключается в том, что первое заставляет видеть объектный мир анализа, который, несомненно, накладывает существенный отпечаток на аналитическую деятельность, а второе основание говорит о научном патронате анализа, его развитости в пределах науки.
Подобные пересечения наблюдаются и по последующим основаниям. Это, с одной стороны, доказывает сущностный характер выделенных признаков классификации, а с другой, — обнаруживает языковые затруднения в обозначении оттенков, отличающих один вид анализа от другого, сходного с ним по названию.



Классификация аналитической деятельности
Таблица 2


Продолжение Таблицы 2









3.1 Методы и технология аналитики

Реализация аналитической деятельности осуществляется, прежде всего, посредством применения конкретных методов познавательной деятельности. Каждый из аналитических методов представляет собой совокупность определенных принципов, правил, приемов и алгоритмов аналитической деятельности, сложившихся в некоторую систему в процессе применения людьми. Именно невладение арсеналом этих методов и составляет ныне одну из важнейших проблем подготовки аналитиков в различных сферах. Как видно из (Таблицы 3), значительная часть аналитических методов — это творческие аналитические процедуры, мобилизующие не только осознаваемое исследователем знание, но и бессознательное, интуитивное, возможности которого значительно превосходят механизмы осознаваемой интеллектуальной деятельности. Они неэффективны без латерального и творческого мышления, которое представляет собой прогрессивный процесс генерирования нового.















Характеристика методов аналитической деятельности
Таблица 3




Продолжение Таблицы 3.

Технологии аналитической деятельности были известны еще в глубокой древности. Их основателем нередко считают знаменитого древнегреческого философа Сократа (ок. 469–399 до н. э.), который выработал свой метод аналитических рассуждений. Он использовал полемический анализ, т.е. анализ ситуации в процессе полемики в целях получения новых знаний. Этот способ Сократ называл “повивальным искусством” и считал, что он и его мать получили его от бога.Только в прошлом веке рост применения аналитической деятельности предопределил быстрый процесс ее технологизации.
Ныне они отличаются значительным многообразием и неповторимостью.
Но вместе с тем они имеют и общие блоки операций. Универсальная технология анализа представлена на схеме (рисунок 2). Начинается аналитическая деятельность с определения объекта, предмета и проблемы, формирование которых характерно для любой исследовательской деятельности, в том числе и аналитической. Последующий шаг направлен на формирование идеальной модели объекта и предмета, что обеспечивает создание нормативной базы для последующей исследовательской деятельности. После того как создана эта нормативная база, можно выдвинуть различного рода гипотезы, позволяющие понять проблему. Следующий шаг сводится к определению типа анализа. Он представляет собой обращение к предложенной выше классификации аналитической деятельности. Этот шаг предопределяет другой — выбор конкретных методов аналитической деятельности, предполагает обращение к соответствующей их классификации. Потом следует применение методов к предмету исследования в аспекте проверки гипотез. Завершается аналитическая деятельность формулировкой аналитических выводов.




























Рисунок. 2 Универсальная технология анализа








Заключение
В настоящее время методология, методика и техника аналитической деятельности представляются тем сокровищем, которое пока не востребовано, в минимальной мере используется государством и местным самоуправлением для повышения эффективности реформ. За этим скрываются сложные и судьбоносные проблемы, определяющие перспективы развития пост авторитарного общества. Назовем наиболее важные из них.






















Список использованной литературы

1. Блауберг И. В., Мирский Э. М., Садовский В. Н. Системный подход и системный анализ, // Системные исследования: Ежегодник.— М.: Наука, 1969.
2. Де Боно Э. Латеральное мышление. — СПб.: Питер Паблишинг,1997.
3. Ильин И. А. Путь очевидности. — М.: Республика, 1993.
4. Ирина В. Р., Новиков А. А. В мире научной интуиции. — М.: Наука, 1978.
5. Куценко В. И. Общественная проблема: генезис и решение (методологи-
ческий анализ). — К.: Наук. Думка, 1984.















Приложение

1.постановка задачи


Разработать структуру базы данных для книжного склада. Эта база данных должна содержать следующую информацию:
    данные о складах
    название склада
    адрес
    телефон
    ФИО директора
    данные о книгах
      название книги
      автор
      издательство
      год выпуска
      тираж
      область знаний
      цена издательства
    наличие на складе
      количество упаковок
      количество экземпляров в упаковке
    информация о продажах
      дата продажи
      название книги
      автор
      отпускная цена за экземпляр
      количество экземпляров
Построить запросы, формы и отчеты, позволяющие получать следующую информацию:
    какие книги по конкретной тематике имеются на складе
    подготовить бланк заказа на приобретение конкретной книги
    сравнить отпускные цены по конкретной книге на различных складах
    какие книги конкретного автора имеются на складе
    подготовить выручку от реализации за день, месяц.





2. ER-диаграмма


3. связи Отношений
















и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.