Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Цветные металлы
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 27.04.2013.
Год: 2013.
Страниц: 19.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Федеральное агентство по
образованию
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
«Нижневартовский государственный
гуманитарный университет»
Гуманитарный факультет
Кафедра филологии и массовой
коммуникации
Контрольная работа
Выполнила: студентка 51 группы
СсО
Шкуропатова Любовь Алексеевна
г. Нижневартовск
2012
Контрольная работа.
(вопросы: 11,23,35,47,59,68,2)
(11) Рынок цветных металлов. Основные центры мировой торговли цветными металлами.
Рынок цветных металлов представляет
собой сложную систему, которая
включает географически распределенный
внебиржевой рынок, локализованный
биржевой рынок, а также фьючерсный
и опционный рынки. Большинство
контрактов заключается, минуя биржу.
Но цены, указанные в них, привязаны
к ценам биржи. Как все биржевые
товары, цветные металлы обладают
такими свойствами, как однородность,
взаимозаменимость, возможность установления
стандарта качества1.
ОБЪЕМЫ
МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ РУДАМИ И КОНЦЕНТРАТАМИ
ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ 2007-2010 ГГ
Источники: International Trade Centre, ФТС, публикации
СМИ, Обзор METALRESEARCH: РЫНОК ЦВЕТНЫХ
МЕТАЛЛОВ 2011
ОБЪЕМЫ
МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ ЦВЕТНЫМИ МЕТАЛЛАМИ
2007-2010 ГГ
Источники: International Trade Centre, ФТС, публикации
СМИ, Обзор METALRESEARCH: РЫНОК ЦВЕТНЫХ
МЕТАЛЛОВ 2011
(23) Основа интернациональной стоимости товара.
Интернациональная стоимость
- общественно необходимые затраты
труда, лежащие в основе формирования
мировой цены на ту или иную продукцию
(товар) при среднемировых нормальных
условиях производства и среднемировом
уровне интенсивности и производительности
труда, иными словами, стоимость
товаров, исчисленная исходя из среднемировых
затрат и цен2.
Интернациональная стоимость
товаров, которые вращаются на мировом
рынке, является основой их мировых
(интернациональных) цен. Мировая цена
является денежной формой интернациональной
стоимости товаров. Однако мировая
цена далеко не всегда совпадает с
интернациональной стоимостью - она
колеблется вокруг последней, как своей
основы, в зависимости от соотношения
мирового спроса и предложения на
каждый товар. При этом монополии, которые
контролируют основные потоки товаров
и цены, пользуются монопольными преимуществами,
которых не имеют даже более сильные
(лучше технически оснащенные и экономически
организованные) но не монополизированные
производители. Такие преимущества связаны
с избыточными расходами, которые не могут
“понести” более слабые рыночные производители.
На мировом рынке существуют разные цены,
даже для одного и того же товара. Это предопределено
местом и временами продаже товара, валютой
платежей, другими обстоятельствами, связанными
с законами спроса и предложения. Однако
цены изменяются до тех пор, пока не станут
одинаковыми для всех участников торгового
обмена3.
(35) Банковский перевод, инкассо, аккредитив.
Банковские переводы являются способом безналичного
расчета:
организация-покупат ль поручает
банку перечислить денежные средства
своим контрагентам. Платежи
со счетов осуществляются банками по
распоряжению управляющих такими счетами
и в пределах остатка средств
на счете (исключение – договор «овердрафта»
с банком). Согласие плательщика
на платеж реализуется применением
соответствующего платежного инструмента
(платежного поручения), который свидетельствует
о распоряжении владельца на списание
денежных средств со счета, открытого
в банке-получателе поручения.
Основные источники правового
регулирования международного перевода
– Директива ЕС «О трансграничных
кредитовых переводах»
ООН по праву международной
торговли (ЮНСИТРАЛ) посредством изда
ния в 1992 г. Типового закона «О международных
кредитовых переводах» и Правового руководства
ЮНСИТРАЛ 1997 г. по электронному переводу
средств. Эти два документа, хотя и являются
рекомендательными, активно применяются
в банковской практике. Платежный процесс
начинается с того, что клиент – управляющий
счетов – направляет в банк платежное
поручение (payment order) перечислить денежные
средства со своего счет на счет своего
контрагента. Приняв поручение к исполнению,
банк инструктирует свой банк-корреспондент
перечислить денежные средства в указанный
клиентом банк.
Осуществляя международные
переводы, банки используют несколько
средств межбанковских коммуникаций:
1. Бумажные документы (платежные
поручения, как правило, в
оригинале за подписью управляющего
счетом).
1. Телекс (международная
телеграфная связь).
2. S.W.I.F.T. – международная
система банковских телекоммуникаций.
3. Программное обеспечение
«банк-клиент» (e-banking), позволяю-
щее принимать, составлять,
отправлять сообщения определенных
форматов посредством
Интернета, отслеживать баланс счета
и пр.
Учитывая широкий круг
применения, простоту и удобство данного
способа расчетов (в особенности
при использовании «банк-клиента»),
считаем, что можно говорить
об абсолютной доминанте банковского
перевода в системе
международных расчетных отношений.
Инкассо – один из способов расчета за товар.
В отличие от аккредитива, назначение
инкассо состоит не в списании средств
в пользу другого лица, а наоборот – в
получении денег на свой счет. Инкассо
– перевод денежных средств, возникающий
по инициативе получателя платежа.
При расчетах по инкассо банк обязуется
по поручению клиента осуществить
за счет клиента действия по получению
от плательщика платежа и (или) акцепта
платежа.
Механизм расчетов по инкассо можно
представить следующим образом.
Получатель средств (в данном контексте
- продавец) дает инкассовое
поручение или платежное требование банку-эмитенту совершить действия по
получению платежа от плательщика (покупателя).
Платежное требование или инкассовое
поручение представляются продавцом к
счету покупателя через банк, обслуживающий
продавца (получателя средств). Обязанность
банка совершать указанные действия, как
правило, содержится в договоре банковского
счета между клиентом (продавцом) и банком.
Банк принимает инкассовое поручение
или требование вместе с приложенными
к нему документами и доставляет
их по назначению, то есть в исполняющий
банк. Исполняющим банком является
банк, обслуживающий плательщика, то
есть покупателя.
Исполняющий банк проверяет инкассовое
поручение или платежное требование
по внешним признакам. При отсутствии
какого-либо документа или несоответствия
документов по внешним признакам
инкассовому поручению исполняющий
банк немедленно извещает об этом продавца.
Если продавец не устранит обнаруженные
недостатки, банк вправе возвратить документы
без исполнения.
Выражение «по внешним признакам»
означает, что банк не проверяет
и не несет ответственности за
действительность, юридическую силу
документов.
Банк выявляет лишь внешние несоответствия
документов. Например, в различных
документах указана разная масса
одного и того же товара, разное наименование
товара и т. д.
Далее следует оплата расчетных
документов (платежного требования или
инкассового поручения). Здесь есть
два варианта расчетов:
с акцептом плательщиком (покупателем) расчетных документов;
без акцепта плательщиком расчетных документов.
Акцепт платежа – это
согласие плательщика произвести оплату
по соответствующему документу.
Так, если в платежном
требовании предусмотрено безакцептное
списание средств, то согласия плательщика
на списание средств не требуется. Однако
это возможно, если в основном договоре
(купли-продажи) имеется соответствующий
пункт, а также возможность безакцептного
списания денежных средств предусмотрена
договором банковского счета.
Национальное (внутреннее) российское
законодательство проводит различие между
расчетами платежными требованиями
и инкассовыми поручениями.
Принципиальная разница
в том, что посредством платежного
требования чаще всего производятся
расчеты за поставленные товары, выполненные
работы, указанные услуги. Инкассовые
поручения же, как правило, применяются
в случаях, когда бесспорный порядок
списания денежных средств установлен
законодательством, в том числе
для взыскания денежных средств
органами, выполняющими контрольные
функции; для взыскания по исполнительным
документам. Однако законодательство
позволяет применять инкассовые
поручения сторонам по договору, если
они это определят в договоре.
Платежные требования могут
быть как акцептными, так и безакцептными.
Инкассовые поручения – только безакцептными4.
Аккредитив - условное денежное обязательство, принимаемое
банком (банком-эмитентом)
по поручению приказодателя (плательщика
по аккредитиву), осуществить платёж в
пользу бенефициара (получателя средств по аккредитиву)
указанной в аккредитиве суммы по представлении
последним в банк документов в соответствии
с условиями аккредитива в указанные в
тексте аккредитива сроки, или оплатить,
акцептовать или учесть переводной вексель,
или предоставить полномочия другому
банку (исполняющему банку) произвести
такие платежи или оплатить, акцептовать
или учесть переводной вексель[1].
Аккредитивы используются как форма
расчетов в торговой сделке, наряду
с авансом, инкассо и открытым счетом (или оплатой по факту).
Кроме того, в международной торговле,
в отличие от внутрироссийской практики,
аккредитив используется в качестве средства
финансирования сделки по аналогии с банковской гарантией.
Международные аккредитивы выпускаются
в соответствии с Унифицированными правилами
и обычаями для документарных аккредитивов,
публикация Международной торговой палаты № 600,
редакция 2007 г. (действует с 1 июля 2007 г.)
и другими документами Международной
торговой палаты; аккредитивы для расчетов
на территории Российской Федерации выпускаются
в соответствии с нормативными документами
Центрального Банка Российской Федерации,
нормы которых отличаются от общепринятой
мировой практики.
Преимущества
данной формы безналичных расчетов:
гарантия платежа поставщику; контроль
выполнения условий поставки и условий
аккредитива банками; как правило не отвлекаются
средства из хозяйственного оборота.
Недостатки: сложный документооборот; высокие комиссии
банков.
Виды аккредитивов:
Отзывной
аккредитив (англ. revocable) — это аккредитив, который
может быть отозван (аннулирован) плательщиком
или банком, выписавшим его. В международной
практике отзывные аккредитивы не применяются.
(Более не используется; см. статья 3 Унифицированных
правил и обычаев для документарных аккредитивов,
публикация Международной торговой палаты
№ 600, редакция 2007 г.)
Безотзывный
аккредитив — аккредитив, который не может
быть отозван (аннулирован).
Аккредитив
с красной оговоркой — аккредитив, согласно которому
банк-эмитент уполномочивает исполняющий
банк произвести авансовый платёж на оговорённую
сумму до представления торговых документов.
В те годы, когда аккредитивы выпускались
в виде письма банка, такая оговорка, в
силу своей особой важности, выделялась
в документе красным цветом, откуда и название.
В настоящее время аккредитивы выпускаются
преимущественно по телекоммуникациям,
поэтому данный термин следует рассматривать
как профессиональный жаргон. Аккредитив покрытый (депонированный) —
аккредитив, при открытии которого банк-эмитент
перечисляет за счёт средств плательщика
или предоставленного ему кредита сумму
аккредитива (покрытие) в распоряжение
исполняющего банка на весь срок действия
аккредитива. Покрытый аккредитив применяется
в расчётах на территории Российской Федерации.
В международных расчётах банки действуют
в соответствии с межбанковскими соглашениями,
согласно которым покрытие либо отсутствует
(чистая кредитная линия), либо размещается
в согласованных формах (депозиты, ценные
бумаги или иные активы). Данный термин
отсутствует в международной практике.
Аккредитив непокрытый (гарантированный) — аккредитив,
при открытии которого банк-эмитент предоставляет
исполняющему банку право списывать средства
с ведущегося у него корреспондентского счёта в пределах суммы аккредитива
или договаривается с исполняющим банком
об иных условиях возмещения средств,
уплаченных бенефициару. В международной
практике термины «непокрытый» или «гарантированный»
не используются ввиду того, что таковыми
является абсолютное большинство аккредитивов.
Аккредитив подтверждённый (англ. confirmed) — аккредитив, при котором
исполняющий банк принимает на себя обязательства
произвести платёж указанной в аккредитиве
суммы независимо от поступления средств
от банка, где был открыт подтверждённый
аккредитив.
Аккредитив револьверный — аккредитив, открываемый
на часть суммы платежей и автоматически
возобновляемый по мере осуществления
расчётов за очередную партию товаров.
Револьверный аккредитив открывается
при равномерных поставках, растянутых
во времени, с целью снижения указанной
в нем суммы.
Аккредитив циркулярный — аккредитив, позволяющий
получить деньги в пределах данного кредита
во всех банках-корреспондента банка,
выдавшего своему клиенту этот аккредитив.
Резервный аккредитив, иначе именуемый аккредитив Stand-By, —
разновидность банковской гарантии, носящей
документарный характер (то есть допускающей
представление документов иных, чем требование
платежа) и подчиняющейся документам Международной
торговой палаты для аккредитивов. Резервные
аккредитивы используются для финансирования
международной торговли со странами, где
запрещено использование банковских гарантий
в торговых сделках (США), запрещён документарный
характер гарантий, или при осуществлении
операций с международными организациями
(Европейский банк реконструкции
и развития, Мировой банк и др.)
Кумулятивный
аккредитив — в случае такого аккредитива
приказодателю разрешается неистраченную
сумму денег текущего аккредитива зачислить
к сумме нового, который открывается в
том же самом банке, в то время как за некумулятивным
аккредитивом неистраченная сумма возвращаются
банку-эмитенту для начисления на текущий
счёт приказодателя5.
(47)Государственная и частная собственность в национальной экономике.
Роль государственной собственности
в национальной экономике весьма
значительна. Даже в Западной
Европе, где доля государственной
собственности невелика, ее значение
для национальной экономики весьма
ощутимо. Речь идет о государственном
секторе, который является достаточно
обширным во многих моделях
рыночной экономики таких стран,
как Швеция, Великобритания и
др. что же касается либеральной
американской модели, то нетрудно
заметить, что в качестве доминирующего
вида собственности в данной
модели выступает так называемая
смешанная собственность. Государственной
собственности в США небольшое
количество. На долю государственного
сектора приходится 12% произведенных
товаров и услуг.1
Государственная собственность приспосабливается
к изменениям хозяйственной деятельности.
Предприятия, относящиеся к государственной
собственности в американской модели,
постепенно стали выступать в качестве
экономического гаранта рыночного развития.
В современном мире нет ни одной страны,
где бы государство не занималось хозяйственной
деятельностью. В странах с развитой рыночной
экономикой с помощью налогов централизуется
и перераспределяется государством от
1/3 (США, Япония) до 50% с лишним (Швеция) валютного
национального продукта. В западных странах
доля государства в основных фондах составляет
от 7 до 30% и более.6
Государственная собственность в странах
с плановой экономикой, таких как, например
Китай, государственные фабрики и заводы
составляют основу национальной промышленности,
на них сосредоточено 65%производственных
мощностей, 2/3 общего числа рабочих и служащих.7
В СССР в руках государства оказалась
вся система отношений присвоения, 88,6%
от общего числа занимала государственная
собственность.8
Государство стало главным хозяйствующим
субъектом. Образовались гигантские монополии.
На борьбу с монополией и создание конкурентной
среды была направлена приватизация. Однако
по ходу ее проведения стали возникать
неявные цели и задачи, ведущие к снижению
экономической мощи страны. Государственные
предприятия продавались по заниженной
цене, были выставлены на аукцион стратегически
важные предприятия (такие, как энергетический
комплекс), которые вместо эффективного
функционирования продавались по частям
или просто перепродавались, принося,
таким образом, доход частным владельцам-собственни ам.
После приватизации доля государственной
собственности уменьшилась, однако,
на мой взгляд, государство и по
сей день играет важную роль в системе
собственнических отношений. Государственная
собственность пока является явно преобладающей.
В перспективе предполагается снижение
доли государства, и переход многих
государственных предприятий на
акционерные начала. Государству
же будут принадлежать предприятия
общенационального значения (железные
дороги, электроэнергетика, некоторые
отрасли добывающей и обрабатывающей
промышленности и т. п.)
Кроме того, важной составляющей
промышленного процветания является
создания благоприятного климата для
формирования крупных хозяйственных
структур, оформленных, в основном,
в виде корпораций, холдингов, ФПГ
и т. п. Я считаю, что данные хозяйственные
структуры могут стать надежной
опорой государства при решении
таких задач, как подъем экономики;
ее прогрессивная структурная перестройка;
повышение конкурентоспособност
отечественного производства.
На мой взгляд, особое значение
данные структуры имеют в тех
областях, которые необходимы для
сохранения существующего промышленного
потенциала, в увеличении возможности
по прорыву на мировые рынки, особенно
в части выпуска наукоемкой продукции
(авиация, сфера космических технологий,
вооружение и др.).
Оценивая состояние государственного
хозяйства России, следует отметить,
что в начале перехода к рыночной
экономике происходила значительная
трансформация государственного сектора.
Трансформация собственности потребовала
решения проблемы, до какого уровня
должна снизиться доля государственной
собственности, какими темпами и
способами пойдет это снижение, как
и к кому должна переходить государственная
собственность.
Как известно, трансформация государственного
сектор связана в первую очередь
с тем, что в России был взят
курс на переход к системе, сочетающей
частную (индивидуальную и групповую),
государственную и смешанную
формы собственности на средства
производства. Это вполне логично сопрягается
с курсом на переход к рынку Господство
какой-то одной формы собственности должно
быть заменено взаимно дополняющими друг
друга различными формами собственности,
каждая из которых оказалась бы наиболее
приспособленной к конкретной сфере экономики.
Государственное же участие в условиях
переходной экономики необходимо в стратегически
важных отраслях и производствах, где
госконтроль выступает в качестве решающего
фактора экономической безопасности страны.
Какой же будет структура отношений
собственности в России? К чему
приведет стремление к “цивилизованной”
экономике, свойственной развитым странам?
Подобные задачи вряд ли могут быть
осуществлены в ближайшем времени,
особенно в России. В современной
экономике России наиболее значимыми
оказывается вопрос о реальном содержании
тех или иных форм собственности,
о том, как и среди кого распределены
права собственности и как, в
сущности, работник взаимодействует
со средствами производства: на основе
отчуждения или единства. Для отечественной
экономики, где права собственности
слабо развиты, а сами формы собственности
не устойчивы, эти вопросы приобретают
особую значимость. Укрепление прав частной
собственности может существенно
изменить в лучшую сторону нынешнюю
экономически и социально малоэффективную
модель. Для сравнения необходимо отметить,
что по производительности труда на одного
работника в 1997 году составляла 39,93 млн.
руб.; на предприятиях с долей государства
более 25% - 41,018; менее 25% - 43,705 млн. руб. производительность
труда в частном секторе промышленности
составляла в 1997 году 137,1% от производительности
труда в государственном секторе.1
Важная проблема в развитии государственной
собственности - преодоление монополизма,
характерного для административно-кома дной
системы. С превращением бывших республик
в независимые государства монополизм
еще более усугубился, так как
многие предприятия-дублеры оказались
по разные стороны новых государственных
границ.
Можно предположить, что преодоление
монополизма пойдет за счет диверсификации
производства на действующих предприятиях,
которым под силу использовать свободные
мощности (или расширять действующие)
для выпуска дефицитных товаров.
В преодолении монополизма может
играть положительную роль использование
опыта стран Запада. Во многих из
них действуют антимонопольные
законы. В процессе формирования рыночных
отношений доля государственной собственности
постепенно сокращается, зато развиваются
различные формы индивидуальной и коллективной
собственности: индивидуальные предприятия,
товарищества с полной и с ограниченной
ответственностью, акционерные общества
открытого и закрытого типов, кооперативы,
ассоциации и др. В рекомендациях различных
авторов доля государственной собственности
должна сократиться до 50 и даже 30% основных
производственных фондов.2 Различные формы собственности, функционирующие
в общей системе экономических отношений,
не могут быть изолированными друг от
друга. Преодолевая свою специфику, они
неизбежно переплетаются. На основе этого
переплетения могут возникать смешанные
формы собственности. Объективная основа
этого переплетения - взаимное дополнение
и использование тех специфических возможностей,
которые заложены в каждой из конкретных
форм хозяйствования. Так, в российских
АО сейчас сливается собственность отдельных
граждан, коллективов и государства. Создание
и развитие АО является главным путем
разгосударствления собственности.
Таким образом, в России государственная
собственность, вероятно, сохранит свою
значимость и функцию опорного звена
всей хозяйственной цепи. Набирающий
обороты процесс приватизации, ведущий
к расширению индивидуальной и групповой
форм собственности, не означает, что
государственная собственность
будет полностью свергнута. Есть
такие отрасли народного хозяйства,
которые нецелесообразно дробить
на элементы. Это относится, прежде
всего, к крупным, наиболее важным комплексам,
работающим в интересах всего
государства, ведь государственная
форма собственности применяется
в тех сферах экономики, в которых
объективно велика потребность в
прямом централизованном управлении,
осуществлении государственных
инвестиций, в которых ориентация
на прибыльность не является критерием,
достаточным для функционирования
в общественных интересах. Очевидно,
что в России энергетика, транспорт,
производство оборонной продукции
и некоторые другие отрасли должны
еще долго оставаться в сфере
государственной собственности. Также,
по моему мнению, сюда должны быть отнесены
материальные ресурсы, науки (особенно
фундаментальной). Поэтому для меня
несомненно, что государственная
собственность занимает важное место
в национальной экономике, и, как
я считаю, еще долгое время государственному
сектору будут принадлежать значительные
позиции в народном хозяйстве.
Частная собственность, задает характер всей институциональной
экономической среды. Институт частной
собственности определяет, что лица или
организации, владеющие своей собственностью,
обладают всей полнотой прав и ответственности
по ее использованию и распоряжению. Деятельность
частных собственников регулируется институтом конкуренции,
т.е. они соперничают друг с другом в получении
необходимых производственных
ресурсов и продаже
результатов своей деятельности.
Воспроизводство рыночных экономик невозможно
иначе, чем посредством обменов (купли-продажи)
производимых продуктов и услуг, имеющих
характер товаров. Частная собственность
на средства производства и на рабочую
силу обуславливают институт найма труда.
Таким образом, трудовые отношения также
имеют характеробмена, или купли-продажи,
как писал К. Маркс, рабочей силы.
Общественно признанным критерием
эффективности, регулятором, посредством
которого соотносится в масштабах всего
общества деятельность обособленных частных
хозяйств, является прибыль, или,
более широко - капитал, который К. Маркс
выделил как основное общественное отношение
рыночных (капиталистических) экономик.
(59) Международные валютно-кредитные организации и их роль в мировой экономике
В условиях перехода на рыночные
отношения роль и значение финансово-кредитной
системы резко возрастает.Экономическая
политика государства в основном осуществляется
с помощью денежных и финансово-кредитных
рычагов, а финансово-кредитная и денежная
системы - один из тех секторов экономики,
где наиболее эффективно работают рыночные
механизмы. Международные валютно-финансовые
и кредитные отношения - составная часть
и одна из наиболее сложных сфер рыночного
хозяйства. В них фокусируются проблемы
национальной и мировой экономики, развитие
которых исторически идет параллельно
и тесно переплетаясь. По мере интернационализации
хозяйственных связей увеличиваются международные
потоки товаров, услуг и особенно капиталов
и кредитов.
Под влиянием резкого
расширения внешнеторговых, научно-технических
и многих других факторов и
связей функционирование международных
валютно-финансовых и кредитных отношений
усложнилось и характеризуется частыми
изменениями. Поэтому изучение мирового
опыта представляет большой интерес для
складывающейся в России и других странах
СНГ рыночной экономики, ведь Россия все
более включается в мировое хозяйство.
Постепенная интеграция России в мировое
сообщество, вступление в Международный
валютный фонд (МВФ), группу Международного
банка реконструкции и развития (МБРР),
Европейского банка реконструкции и развития
(ЕБРР), Всемирную торговую организацию
(ВТО) требуют знания общепринятого цивилизованного
кодекса поведения на мировых рынках валют,
кредитов, ценных бумаг, золота.
Институциональная структура
международных валютно-кредитных
и финансовых отношений включает
многочисленные международные организации.
Одни из них, располагая большими
полномочиями и ресурсами, осуществляют
регулирование международных валютно-кредитных
и финансовых отношений. Другие
представляют собой форум для
межправительственног обсуждения,
выработки консенсуса и рекомендаций
по валютной и кредитно-финансовой
политике. Третьи обеспечивают сбор
информации, статистические и научно-исследовательские
издания по актуальным валютно-кредитным
и финансовым проблемам и экономике
в целом. Некоторые из них
выполняют все перечисленные
функции.
Международные валютно-кредитные
и финансовые организации условно
можно назвать международными
финансовыми институтами. Эти
организации преследуют следующие цели:
- объединить усилия мирового
сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;
- осуществлять межгосударственное валютное
и кредитно-финансовое регулирование;
- совместно разрабатывать и координировать
стратегию и тактику мировой валютной
и кредитно-финансовой политики.
К организациям, имеющим всемирное значение,
относятся, прежде всего, специализированные
институты ООН-МВФ и группа МБРР, а также
Всемирная торговая организация. Непосредственно
роль ООН в международных валютно-кредитных
и финансовых отношениях ограничена. Однако
при решении проблем развивающихся стран
на Конференции ООН по торговле и развитию
- Юнктад (с 1964 г.) обсуждаются валютно-кредитные
вопросы наряду с проблемами мировой торговли
и развитием этих стран. В период между
сессиями функции Юнктад выполняет Совет
по торговле и развитию (две сессии в год).
Специализированное учреждение ООН - Экономический
совет - создал 4 региональные комиссии
- для Европы, Африки, Азии, Латинской Америки.
Две последние способствовали организации
Азиатского банка развития и Межамериканского
банка развития. Специальные фонды дополняют
эти организации.
Организация экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР) включает
24 страны, на долю которых приходятся 16%
населения и 2/3 мирового производства
Запада. В рамках ОЭСР действуют 30 комитетов,
в том числе по проблемам платежных балансов,
согласования условий экспортных кредитов
(консенсус). Цель ОЭСР - содействие экономическому
развитию и финансовой стабилизации стран-членов,
свободной торговле, развитию молодых
государств.
Парижский клуб стран-кредиторов - неформальная организация
промышленно развитых стран, где обсуждаются
проблемы урегулирования, отсрочки платежей
по государственному долгу стран. На заседаниях
Парижского клуба присутствуют наблюдатели
из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и обычно рассматривается
вопрос о той части внешнего долга, которая
должна быть погашена в текущем году.
Лондонский клуб обсуждает проблемы
урегулирования частной внешней задолженности
стран-должников.
МВФ (International Monetary Fund, IMF) - межправительственная
организация, предназначенная для регулирования
валютно-кредитных отношений между государствами-членам
и оказания им финансовой помощи при валютных
затруднениях, вызываемых дефицитом платежного
баланса, путем предоставления кратко-
и среднесрочных кредитов в иностранной
валюте. Фонд - специализированное учреждение
ООН - практически служит институциональной
основой мировой валютной системы.
МВФ осуществляет наблюдение и контроль
за соблюдением странами-членами своего
Устава, который фиксируетосновные структурные
принципы мировой валютной системы.
Во-первых, МВФ наделен полномочиями создавать
безусловные ликвидные средства путем
выпуска СДР. Последние предназначены
для пополнения официальных валютных
резервов, погашения пассивного сальдо
платежного баланса, расчетов стран с
Фондом. Страна, имея счет в СДР, может
приобретать у других участников системы
СДР конвертируемую валюту. Регулирующая
роль МВФ заключается в том, что обеспечивает
странам гарантированную возможность
приобретения необходимой валюты в обмен
на СДР путем назначения стран, которые
ее предоставляют. При этом МВФ контролирует
соблюдение установленных лимитов операций
в СДР. Каждая страна обязана принимать
СДР в обмен на конвертируемую валюту
в пределах двойной суммы ее лимита в СДР,
т.е. пока сумма СДР на счете не возрастет
до 300% по отношению к чистой кумулятивной
величине выделенных ей Фондом СДР.
Во-вторых, МВФ выступает в качестве проводника
принятой Западом, по инициативе США, установки
на демонетизацию золота, ослабление его
роли в мировой валютной системе.
В-третьих, МВФ осуществляет
межгосударственное регулирование режима
валютных курсов. СогласноУставу МВФ может установить,
что "международная экономическая ситуация
позволяет ввести широкую систему валютного
регулирования, базирующегося на стабильных,
но изменяемых паритетах". При такой
системе допускаются отклонения рыночных
валютных курсов от паритетов в пределах
+ 4,5%. Переход к данной системе возможен
при одобрении ее странами-членами, располагающими
большинством в 85% голосов, т.е. практически
при согласии США и стран ЕС.
В-четвертых, важным направлением регулирующей
деятельности МВФ является устранение
валютных ограничений. Статьи Соглашения
МВФ регламентируют функционирование
механизма валютных рынков, режим валютных
операций. Валютные ограничения допускаются
только в двух случаях: 1) на основании
Статьи XIV Устава их могут сохранять или
устанавливать новые члены МВФ в течение
переходного периода, продолжительность
которого не определена; 2) официальное
заявление Фонда о дефицитности определенной
валюты дает право любой стране-члену
после консультации с Фондом вводить временные
ограничения операций в этой валюте.
В-пятых, МВФ участвует в регулировании
международных валютно-кредитных отношений
путем предоставления кредитов странам,
а главное, в результате выполнения им
функций координатора международного
кредитования. Частные коммерческие банки
рассматривают МВФ как гаранта получения
максимально высоких прибылей и инструмент,
способствующий расширению их кредитной
деятельности в странах-заемщиках. Заключения
МВФ об экономической политике и уровне
платежеспособности того или иного правительства
расцениваются частными банками как показатель
международного доверия к заемщику. Поэтому
даже небольшой кредит, полученный от
МВФ, приобретает эффект цепной реакции,
открывая возможность привлечения более
крупных сумм на рынке ссудных капиталов.
Таким образом, происходит фактическое
согласование кредитной политики МВФ,
с одной стороны, и главных кредиторов
(как государственных, так и частных) мирового
рынка ссудных капиталов - с другой.
В-шестых, МВФ
осуществляет постоянный надзор и наблюдение
за макроэкономической политикой стран-участниц
и состоянием мировой экономики. Он собирает
огромный массив информации, относящейся
к отдельным странам и к мирохозяйственным
процессам в целом. Эта информация включает
сведения о динамике экономического роста
и цен, денежном обращении, экспорте и
импорте товаров, услуг, капиталов, состоянии
платежных балансов, официальных золотых
и валютных резервов, производстве, экспорте
и импорте золота, размерах заграничных
капиталовложений, движении валютных
курсов и многом другом и подвергается
тщательной аналитической обработке.
Среди межгосударственных
инвестиционных институтов самое заметное
влияние на темпы и направление экономического
развития большинства стран оказывает
группа международного банка реконструкции
и развития (МБРР), координирующая политику
экономической помощи промышленно развитых
стран, воздействующая на деятельность
других международных экономических организаций
и оказывающая техническую помощь развивающимся
странам в разработке программ их экономического
развития. Эта межгосударственная инвестиционная
группа, включающая МБРР и три его филиала
- Международную ассоциацию развития (МАР),
Международную финансовую корпорацию
(МФК) и Многостороннее инвестиционно-гаранти ное
агентство (МИГА), превратилась в крупнейший
мировой инвестиционный институт.
Всемирный банк (МБРР) как специализированный финансовый
и и т.д.................