Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Жизнь и творчество Василя Быкова
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 27.04.2013.
Год: 2013.
Страниц: 13.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
«Ух, суров Василь Владимирович!»
— то и дело говорили о писателе.
Его и вправду нечасто удавалось
застать улыбающимся.
Жизнь и творчество Василя Быкова.
Василь Владимирович Быков родился в 1924 году в белорусской крестьянской семье, в деревни Череновщина Витебской области. В предвоенные годы поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища, одного из лучших учебных заведений страны. Но в 1940 году вследствие отмены стипендии Быков вынужден бросить учебу и искать заработок, чтобы прокормить семью. Война застала его на Украине.
Воевал он командиром сначала стрелкового взвода, затем взвода автоматчиков и взвода противотанковых пушек. Был дважды ранен, имел заслуженные награды. Буквально чудом спасся на Кировоградчине, где до самого последнего времени стоял обелиск, над братской могилой которого было высечено и его имя. Быков узнал об этом через много лет после окончания войны, побывав на месте кровавых боев, а спас его тогда счастливый случай. Тяжело раненный, он выполз из хаты, которую через несколько минут уничтожили фашистские танки. Подобрали его потом, видимо, санитары другой части, а в полку, где он воевал, посчитали погибшим, отправив матери «похоронку».
После войны Быков служил на Украине, в Белоруссии и на Дальнем Востоке Осенью 1955 года начал работать в «Гродненской правде», писал корреспонденции, очерки, фельетоны.
С 1956 года в республиканской печати стали появляться его рассказы. Однако свою литературную судьбу Василь Быков исчисляет с 1951 года, когда на Курилах он написал рассказы «Смерть человека» и «Обозник», опубликованные несколько лет спустя. Вместе с тем первый исследователь творчества В. Быкова Н. Буран отмечал, что в 1949 году в «Гродненской правде» были напечатаны два рассказа – «В тот день» и «В первом бою», которые никогда не переиздавались. Видимо, это связано с тем, что Быков свой ранний литературный опыт счел нужным не включать в творческий период.
Война станет не только главной, но почти единственной темой писателя. На вопрос, почему он только пишет о войне, В. Быков отвечал: «Вероятно, потому, что прошедшая война всеобъемлюща и там всему было место…Во время войны, как никогда, ни до, ни после нее, обнаруживалась важность человеческой нравственности, незыблемость основных моральных критериев».
Таким образом, раскрытие духовного мира человека лежит у истоков творческого пути писателя. Начиная с первых рассказов и повестей, Быков поднимает те глубинные пласты нравственной жизни общества и человека, которые и сейчас находятся в противоборстве мнений.
В произведениях Быкова нет ни грандиозных танковых сражений, ни решающих операций. «Меня интересует, - писал он, - в первую очередь, не сама война, даже не ее быт и технология боя, хотя все это для искусства тоже важно, но, главным образом, нравственный мир человека, возможности его духа». Пространственно-време ная организация произведений Быкова сосредоточена на экстремальных ситуациях, пограничных между жизнью и смертью. Человек в данных условиях всегда оказывается на крайнем пределе своих нравственных и физических сил. Шаг за шагом ведет Быков своих героев через цепь жестоких обстоятельств, постепенно обнажая то главное, что в них заложено, - силу духа, непоколебимость убеждений, нравственную бескомпромиссность в одних, малодушие, беспринципность, душеную черствость, жестокость в других. Таким образом, именно мораль и нравственность определяют поведение и выбор человека в критических ситуациях.
Раннее творчество Быкова относится к 50-60 гг.
В первом рассказе, по мнению писателя, «Смерть человека» мир простирается не далее, чем достает взгляд тяжело раненного, лежащего на земле солдата. Поначалу это высокая лесная трава, кусты папоротника, ветви молодой ольхи над головой. Потом, когда он двинется к дороге, увидит страшные следы недавнего боя. Таким образом, войны в этом рассказе ровно столько, сколько вмещает, несет в себе этот человек. В рассказах «Обозник», «Утрата» (1956), «Четвертая неудача» (1962) Быков показывает освоение человеком жизни вблизи постоянной смертельной опасности и честное выполнение им своих обязанностей. Так, и ездовой Максим Корень («Обозник»), и юный пулеметчик Матузко («Утрата»), и неудачливый пехотинец Турок («Четвертая неудача») смогли устоять в трудную минуту и найти в себе «силу, с которой стало легче жить на войне». Особое значение в творческой лаборатории писателя имеют рассказы 1959 года – «Поединок», «Эстафета», «На восходе солнца», а также «Приказ» (1958), представляющие собой нечто чересчур беглое, едва намеченное, но по-своему завершенное. «Поединок», как и Смерть человека» характеризуется отсутствием имен героев и названием местности, происходящего действия. Этим Быков подчеркивает, что такое событие могло произойти со многими и во многих местах. «Поединок» - это дно насилия, «кровавый символ страшного людского злодейства», где четверо пленных солдат будут растерзаны разъяренными немецкими овчарками. Начиная с этого рассказа, Быков и в последующих своих произведениях обдумывал и заново переживал войну как такое состояние жизни, когда смещаются, перечеркиваются, перевертываются, кажется, все устоявшиеся нормы и правила человеческого существования. Но его, участника войны, поразило более всего сопротивление человека этому новому, противоестественному состоянию жизни.
На первом этапе творческого пути трагическая коллизия была заявлена в самом названии произведения, например, «Смерть человека», «Последний боец», «Утрата», «Мертвым не больно» и др. Даже, казалось бы, нейтральный заголовок повести «Журавлиный крик» создает, с одной стороны, аллюзию древних сказаний о птицах, уносящих с собой души погибших, с другой – символ разлуки, прощания.
В 1956-1959 годах Быков напишет несколько «мирных» рассказов, связанных с памятью о войне, - «Ночью», «Следы на земле», «Непогода», «Счастье» и др. И только с повестью «Журавлиный крик», написанной в 1959 году, писатель вернется к изображению войны и откроет для себя новую «единицу» художественной мысли – жанр повести. Через несколько лет Быков скажет об этом выборе следующее: «Принимаясь за новую вещь, я знаю наверняка, что это будет повесть… Я не ощущаю тесноты в этом обжитом мною жанре. Я думаю, что это очень емкая форма прозы».
В 1962 году в журнале «Дружба народов» были опубликованы три повести «Журавлиный крик» (1959), , «Фронтовая страница» (на белорусском языке – «Измена» (1960) и «Третья ракета» (1961), которая принесла начинающему писателю широкую известность и была удостоена республиканской премии имени Якуба Коласа. К данному этапу также принадлежат и повести «Альпийская баллада» и «Западня» (1964), «Мертвым не больно» (1966), «Атака с ходу» (1968), «Круглянский мост» (1969) и др.
В «Журавлином крике» все события – несколько часов из жизни небольшой группы бойцов осмыслены писателем в аспекте отношения героев к своему военному долгу. При исследовании характеров в структуру локальной повести (ограниченное пространство, краткое время действия) писатель вводит «принцип бинокля», приближенный непосредственно к читателю. Укрупненный план видения героя позволяет выделить в характере главное.
Принцип организации повести «Журавлиный крик» обусловлен целью – проанализировать мотивы поведения людей, героизма и трусости, колебания между долгом и страхом. В повести, состоящей из глав-новелл, посвященных каждому из персонажей, раскрывается противоречивость, сложность внутренней жизни Пшеничного, Глечика, Фишера. Пространственно-време ные границы повести «размыкаются» отступлениями в прошлое героев, в довоенную жизнь. В ретроспекциях-воспом наниях открывается «история» характера, его формирование.
В повести «Фронтовая страница» заметно усложнение самой ситуации, в которой проверяются моральные возможности человека: нравственный «поединок» троих солдат, возвращавшихся к своим после неудачного боя. Блищинскому, вставшему на путь предательства, противопоставлены Щербак и Тимошкин, люди мужественные, честные, принципиальные. Раздумья Тимошкина о будущем – важнейший фрагмент повествования в раскрытии идейного содержания и общего пафоса повести. Есть основание говорить о публицистичности данного фрагмента, когда частные размышления Тимошкина о будущем переходят в общий, авторский план философско-публицист ческого осмысления происходящего.
В творчестве Быкова важнейшей частью сюжетов стало постоянное преодоление героями военного пространства, требующего полной отдачи жизненных сил и абсолютной сосредоточенности на сиюминутном действии («Волчья стая», «Альпийская баллада», «Сотников», «Дожить до рассвета» и др.).
Так, события повести «Круглянский мост» начинают разворачиваться только у самой цели, у моста. Однако писателю важно было показать какое трудное, полное опасностей пространство преодолела группа партизан-подрывников Поэтому в композиционно-повеств вательной канве их путь не мог быть опущен или только обозначен, как техническая подробность.
В этом произведении Быков ставит проблему ответственности человека перед собой, художественное решение которой приобретает полемичность и остроту. Во-первых, писатель обращается к изображению партизанской войны, где чаще всего нет приказа, как действовать, и человек руководствуется совестью, жизненными принципами (проблема осложняется и тем, что боевая операция совершается ценой жизни ребенка) и, во-вторых, благодаря столкновению различных, непримиримых точек зрения (Бритвина, Степки, Маслакова, Данилы) в отношении к таким понятиям, как долг, совесть, жестокость. Открытый конец повести рассматривается как своего рода решение, выходящее за пределы компетенции героев. Именно читателю предоставляется право «вершить» справедливый суд по законам высокой нравственности.
Однако, на наш взгляд, ни в одном произведении Быкова поле боя не набирает такой пространственной силы и материальной достоверности как в повести «Дожить до рассвета». Она несет само давление войны и непредсказуемость обстоятельств осенью сорок первого года. Так, волей слепого случая судьба Ивановского, как и опытного разведчика капитана Волоха, сложилась в цепь жестоких и трагических неудач. Ивановский во главе диверсионной группы отправился в тыл к немцам с целью уничтожить склад с боеприпасами. Однако, добравшись до места, понял, что не успели – база была передислоцирована. Отправив группу назад, Ивановский, взяв с собой бойца Пивоварова, идет на поиски склада. Ночью они наткнутся на немецкий штаб, где будут случайно замечены. Такие жесткие обстоятельства, постоянно преследовавшие героя, отражали реальную картину того времени. И сила Ивановского в том, что он борется до конца, до самого рассвета.
Таким образом, обстоятельства, в которых действуют герои Быкова, изменчивы, неожиданны, полны превратностей и трагических поворотов. Вместе с этим в них отсутствует всякая степень условности, они полностью принадлежат военному времени и пространству. Эти обстоятельства либо связаны с трудностями определенного периода войны («Журавлиный крик», «Дожить до рассвета»), либо с ходом военных действий на каком-то отрезке фронта («Фронтовая страница», «Третья ракета», «Мертвым не больно»).
Второй этап творчества, принесший Быкову официальное признание и мировую известность, начинается с 70-х гг. В это время были написаны повести «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972), «Дожить до рассвета» (1973), «Волчья стая» (1975), «Его батальон» (1976), «Пойти и не вернуться» (1978). Особую актуальность и глубину этим произведениям придавало то, что события войны представали чаще всего как воспоминание оставшихся в живых персонажей. Обращение к памяти героев как бы расширяло художественное пространство повестей. Сюжетное время, сжатое до нескольких дней, а иногда и часов, дополнялось – по психологии воспоминаний – событиями уже всей жизни действующих лиц. Так, в «Волчьей стае» Быковым показан один эпизод, сюжетно не связанный с основной линией повествования, но играющий значительную роль в раскрытии характера главного героя. Однажды зимой сорок третьего года Левчук с раненым товарищем были окружены на льду озера волчьей стаей. Тогда Сашка Колобов предлагает Левчуку оставить его одного и пробираться в деревню за помощью. Согласившись, Левчук понял сразу, как только услышал выстрелы, что допустил непростительную ошибку. Бросившись назад, он не успел – немцы «вместо волков учинили свою расправу». Помня ту ночь, когда «за его жизнь заплатил собственной жизнью другой», помня о высокой ответственности человека перед людьми и перед самим собой за свои поступки, однажды Левчук вынесет на руках из грохочущего ада ребенка. А через тридцать лет герой, идя на встречу со спасенным, мечтает только об одном, чтобы он был «прежде всего… человеком».
Кроме центрального героя Левчука, единственного, кто остался в живых и чьи воспоминания составляют основной сюжет произведения, на передний план выдвинуты три персонажа – Грибоед, Клава и Тихонов, в образах которых Быков показал простых советских людей, стойко и мужественно вынесших, пусть даже и ценою жизни, тяготы и испытания войны.
Своеобразие творческой манеры Быкова заключается в том, что каждое его произведение при всей своей самостоятельности, полноте и завершенности, в то же время является определенного рода продолжением его предыдущих книг. Особенно ярко данная тенденция прослеживается в повестях так называемого «партизанского» цикла: «Круглянский мост» (1969), «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972), «Волчья стая» (1975), «Пойти и не вернуться» (1978). В них, как и в других произведениях, Быков стремится показать те нравственные компоненты духовного мира человека и те грани характера, которые предопределяют его поведение, раскрывая силу или слабость, героизм или предательство. Однако, сосредотачивая основное внимание на психологии подвига, писатель, на наш взгляд, не всегда уделяет достаточное внимание другой стороне героики – ее действенности. Так, и Ляхович, и Преображенский, и Сотников, и Мороз раскрываются полностью лишь в тот момент, когда остаются один на один с врагом и собственной совестью. При этом об их действиях и поступках до последнего, решающего рубежа читателю практически ничего неизвестно. Так, о борьбе Сотникова до того момента как он попал в плен, лишь сказано, что он огнем прикрыл отступление товарищей. Однако отсутствие решительности, боевой активности объясняется тем, что главные герои этих повестей показаны преимущественно в нравственной плоскости. Сильные духом, они оказываются слабыми физически (тщедушный «очкарик» Ляхович, пожилой Преображенский, страдающий кашлем, обмороженный Сотников, инвалид Мороз). В то время как их нравственные антиподы – Бритвин, Рыбак, Ксендзов – показаны людьми сильными и решительными. Иным предстает герой повести «Дожить до рассвета» (за эту повесть, а также за повесть «Обелиск» писатель был удостоен Государственной премии СССР), лейтенант Ивановский, человек духовно цельный, деятельный. Это типичный образ командира первого звена, делившего все тяготы окопной жизни с рядовыми бойцами.
Среди «партизанских» повестей нет ни одной, где бы не были изображены дети. Еврейская девочка Бася и дети Дёмчихи («Сотников»), Витька, погибший на мосту («Круглянский мост»), Володька, тихо умерший в лесной землянке («Волчья стая»), мальчики Мороза («Обелиск») – все они редко оказываются в центре авторского внимания, но всякий раз в их изображении сквозит боль и острое чувство их беззащитности перед тем, что должно случиться.
Своеобразным переходом к современному этапу (80-90-е гг.) становится «Знак беды» (1982), затем последуют повести «Карьер» (1986), «В тумане» (1987), «Облава» (1990), «Стужа» (1993). В эти годы Быков открывает для себя новый идейно-тематический диапазон с ярко заявленной эпической тенденцией, с обращением к эпохе 30-х гг.
В повести «Знак беды» писатель расширяет горизонты своего творческого поиска, художественно исследуя новые пласты народной жизни. В 1986 году за это произведение Быков получил Ленинскую премию. Одним из первых, кто откликнулся на появление «Знака беды» был Г. Бакланов, верно отметивший, что «ни в одном из его (Быкова) прежних вещей не был так естественно передан простой ход жизни». Впервые прошлое героев, несущее важнейший дополнительный смысл и историческую глубину, обрело художественное равноправие с настоящим. Таким образом, Быков показал связующую роль событий, во многом определившую судьбу поколения, судьбу страны. Не случайно в самом начале повести он говорит о «неподвластной времени всеохватной человеческой памяти, наделенной извечной способностью превращать прошлое в нынешнее, связывать настоящее и будущее».
Начиная с «партизанских» повестей внимание Быкова обращено к затаившейся жизни крестьянских селений, но пока еще расположенных как бы на обочине основных событий. И только в повести «Знак беды» происходит смещение деревенской жизни в центр повествования. Картиной опустошения, мертвящего запустения открывается произведение. Это самое начало осени сорок первого года, придорожный хутор в одном из отдаленных уголков Белоруссии. Читателя окутывает гнетущая атмосфера несчастья, беды, ясно ощущаемая уже в названии повести. На склоне лет перед героями разверзлась пропасть – «новая, страшная в своей непривычности жизнь под немцем». Медленно развивается сюжет произведения, но с каждым новым знаком беды сжимается кольцо обстоятельств вокруг Степаниды и Петрока, наполняясь тягучим тревожным ожиданием. Стучат топоры у реки – немцы наводят мост, снятся тяжелые сны, каркает ворона над хутором, вспоминается мертвый жаворонок из той давней, счастливой весны, когда после батрачества впервые в жизни пахали свою землю, стоит перед глазами мучительная смерть деревенского мальчика Янки, с которым словно оборвался крепкий крестьянский род. Таким образом, ощущение движущегося времени в повести «Знак беды», в течение которого герои и различные обстоятельства существенно изменяются, создается не посредством обозначения больших временных интервалов, а достигается главным образом путем постепенного развертывания внутренней жизни персонажей.
Быков впервые рассказал не о людях, соединенных одним окопом, одной боевой задачей, одной партизанской вылазкой (повесть «Карьер» еще не была написана), а о тех, кого война застала дома, в родных стенах, в своем привычном крестьянском кругу. Осторожный, тихий, вечно стремящийся «остеречься беды» Петрок и решительная, гордая, работящая Степанида – образы в целом новые для Быкова. Петрок и Степанида за свою жизнь стали свидетелями и участниками грандиозных эпохальных событий страны: революции, гражданской войны, коллективизации и Отечественной войны. Перенося события во времена коллективизации, Быков показывает, что жизнь у этих стариков никогда не была легкой. Но они всегда старались жить по тем незамутненным нравственным законам, которые формировались веками в сознании народа. Степанида всегда умела постоять за себя. И тогда, когда ей с Петроком достался при разделе усадьбы пана Адольфа Яхимовского, у которого «шесть лет, не щадя себя, надрывалась в батрачках», клочок земли – суглинистый пригорок, такой проклятый и бесплодный, что они прозвали его Голгофой; и тогда, когда с началом коллективизации она, не раздумывая, записалась в колхоз; и тогда, когда первой выступила против раскулачивания середняка Ивана Гужова. Петрок и Степанида имели твердую убежденность в том, что «с людьми надобно жить по-доброму, если хочешь, чтобы к тебе относились по-людски», что «человек так устроен, что отвечает добром на добро и вряд ли может ответить добром на зло. Зло не может породить ничего, кроме зла, на другое оно не способно». Поэтому герои повести открыто бросают вызов врагу, сжигая свой дом и себя, гордо и непокорно принимают смерть, так и не раскрыв полицаям тайну захоронения бомбы. В эту критическую минуту они раскрывают в себе то главное, что лежало до поры задавленное нелегкой жизнью, непомерным трудом и каждодневными заботами.
Выбор военной темы Быковым обусловлена двумя причинами: исторической (люди должны знать, какой человеческой ценой была завоевана победа над фашизмом) и современной (как он сам подчеркивал) – мы не ходим сегодня в разведку, но нам и сейчас нужны те нравственные принципы, которые питали в годы войны героизм, честность, мужество, чувство ответственности и т.д. И если в начале творческого пути писатель прославляет подвиг человека, сражающегося до последней капли крови, то позднее он будет анализировать истоки этого подвига – неисчерпаемые нравственные возможности человеческого духа. В этом смысле показательно движение сходных по сюжетной коллизии произведений – от романтического рассказа «Смерть человека» к исполненной
глубочайшего реалистического психологизма повести «Дожить до рассвета».
Народный писатель Беларуси Василь Быков умер 22 июня 2003 года в 20 часов 30 минут в реанимационном отделении онкологического госпиталя в Боровлянах, под Минском.
Капитан (1944). Награждён советскими орденом Ленина (18.06.1984), орденом Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), орденом Трудового Красного Знамени (28.06.1974), орденом Красной Звезды (1944), российским орденом Дружбы (1994), медалями.
Лауреат Ленинской премии (1986), Государственной премии СССР (1974), Государственной премии Белорусской ССР имени Якуба Коласа (1978).
В городе Витебске (Белоруссия) на здании бывшего художественного училища (теперь там детская художественная школа), в котором учился В.В.Быков, установлена мемориальная доска.
Памяти Василя Быкова
Я вспоминаю в библейском краю,
верный друзей моих теням,
с которыми жизнь пронеслась уже вся,
как ты всходил на Голгофу свою
по жгучим кровавым ступеням,
крест – свою горькую правду неся.
У Гроба Господня свечу освящу
пламенем звездных лучей
в этот несуетный день я –
и на Голгофе поставлю свечу
в память Голгофы твоей
и твоего Восхожденья.
Давид Симанович
Главная тема произведений Василя Быкова (Сотников).
Василь Быков в своем творчестве в основном освещал военные темы, но в его произведениях мало батальных сцен, описаний эффектных исторических событий, зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне.
Описывая самые незначительные ситуации, автор дает ответы на сложные вопросы. В отличие от таких наших писателей, как Бондарев, Бакланов, Ананьев, которые любят описывать масштабные сражения, Василь Быков строит свои сюжеты только на драматических моментах войны местного, как говорят, значения с участием простых солдат.
Шаг за шагом, анализируя мотивы поведения бойцов в экстремальных ситуациях, писатель раскрывает читателю глубины психологических состояний и переживаний своих героев. Это качество прозы Быкова отличает многие его работы: «Альпийская баллада», «Западня», «Мертвым не больно» и другие.
Сюжет повести «Сотников» прост: партизаны Сотников и Рыбак отправляются в деревню, чтобы добыть пропитание для отряда. Сотникова мучает «разрывающий» кашель, который и выдаст его с напарником врагу. Солдат мог бы легко уклониться от задания, но он хочет показать боевым товарищам, что не боится ни «грязной работы», ни опасности, и вызывается идти.
Рыбак здоров, силен и готов ко всему. Читателю кажется, что сильный и сообразительный солдат Рыбак более подготовлен к совершению отважного поступка, нежели хилый и больной Сотников.
Но если Рыбак, который всю жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход», внутренне готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина.
Конечно, Рыбак не лишен положительных человеческих качеств, но после того, как он с товарищем попадает в плен, начинается его нравственное падение. Ради того, чтобы остаться в живых, он вступает в ряды полицаев, предает друга и даже становится его палачом.
Сотников же ведет себя, как настоящий защитник Родины. Он не думает о себе, простом солдате, который будет убит, как множество других бойцов. «Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть. Иначе, зачем тогда жизнь? Слишком нелегко достается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу».
Даже когда Сотникова ведут на виселицу, он все еще старается защитить невинных людей. Он все делает правильно для того, чтобы Отечество гордилось его поступком. На таких людях, как Сотников, и была построена победа в борьбе с врагом.
Творчество Василя Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама война, унесшая десятки миллионов человеческих жизней. Писатель рассказывает о людях сильных духом, способных встать над обстоятельствами и самой смертью.
Я считаю, что Быков прав в том, что отдает должное простым солдатам, воспевает их героизм, так как благодаря именно их мужеству наша Родина выстояла в той тяжелой войне. Пусть имена многих бойцов неизвестны, но их подвиг бессмертен.
Теперь нет той великой страны, которую защищал Сотников, за которую он достойно погиб. Но дело вовсе не в этом. Герои Василя Быкова живут своей жизнью вне политических потрясений. Для меня Сотников всегда будет примером мужества и стойкости. Я чувствовал бы себя более бедным духовно, если бы не было в литературе героев Василя Быкова.
Сотников в обычной жизни был бы мало чем примечательным человеком. В начальство бы он не полез, не стал бы стремиться как-то выделиться среди людей. Он честно выполнял бы свой долг, ко всему относился бы совестливо. И о нем говорили бы, что это очень порядочный человек.
Вот что главное в Сотникове. Его никто не мог бы упрекнуть в непорядочности. Мне приходилось встречать таких людей. Я уверен, что они в экстремальной ситуации повели бы себя точно так, как Сотников, потому что иначе они не умеют жить.
Человек на войне (по повести Василя Быкова «Сотников»)
Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в творчестве Василя Быкова. Честь, совесть, достоинство, верность своему долгу — именно эти проблемы затрагиваются писателем. Но все-таки главной темой творчества Быкова остается, безусловно, тема героизма. Причем писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает героический поступок.
Характерной особенностью военных повестей Быкова является то, что в центре изображения оказывается человек в экстремальной ситуации, и положение таково, что герой должен немедленно сделать выбор: героическая смерть или позорная жизнь предателя. И к такому приему автор прибегает не случайно, ведь в обычной обстановке не может полностью раскрыться характер человека. В этом отношении не составляет исключения и повесть «Сотников».
На первых страницах повести перед нами предстают два бойца одного из партизанских отрядов — Сотников и Рыбак, которые морозной, ветреной ночью отправляются на задание. Им поручено во что бы то ни стало добыть продовольствие для усталых, измученных товарищей. Но мы видим, что бойцы в неравном положении: Сотников идет на задание с тяжелой простудой. А на вопрос Рыбака, почему тот не отказался идти, если болен, отвечает: «Потому и не отказался, что другие отказались». Эти слова Сотникова говорят нам о его сильно развитом чувстве долга, сознательности, мужестве, выносливости..
По ходу повествования мы видим, что главных героев преследует одна неудача за другой. Во-первых, оказался сожженным хутор, где они надеялись достать продовольствие. Во-вторых, Сотникова ранили в перестрелке с врагом.
Интересна такая деталь — автор внешнее действие сопровождает действием внутренним. Особенно это заметно в развитии образа Рыбака. Сначала Рыбак немного недоволен Сотниковым, его недомоганием, которое не позволяет им двигаться достаточно быстро. Это легкое недовольство сменяется то жалостью и сочувствием, то невольным раздражением. Но Быков показывает вполне достойное поведение Рыбака, который помогает Сотникову нести оружие, не бросает его одного, когда тот не может идти из-за ранения.
По натуре Рыбак отнюдь не предатель и тем более не замаскированный враг, а нормальный человек со своими достоинствами и недостатками. Рыбак — крепкий и надежный парень, в котором живет чувство братства, товарищества, взаимовыручки. Но таков он в обычной боевой обстановке. Оставшись же наедине с задыхающимся от кашля раненым Сотниковым среди снежных сугробов, без пищи и в постоянной тревоге быть схваченным фашистами, Рыбак срывается. И когда он попадает в плен, в его душе происходит надлом. Он хочет жить. Боец не хочет предавать Родину, пытается найти выход из той ситуации, в которой он оказался. Примечателен его разговор с Сотниковым после допроса:
«Ты послушай, — помолчав, .горячо зашептал Рыбак. — Надо прикинуться смирными. Знаешь, мне предложили в полицию, — как-то сам не желая того, сказал Рыбак. Веки у Сотникова вздрогнули, затаенным тревожным вниманием сверкнули глаза. — Вот как! Ну и что ж - побежишь? - Не побегу, не бойся. Я с ними поторгуюсь. — Смотри, проторгуешься, — язвительно просипел Сотников».
Рыбак соглашается служить полицаем. Он надеется воспользоваться этим, чтобы бежать к своим. Но Сотников не ошибся, предвидя то, что мощная гитлеровская машина уничтожит Рыбака, что хитрость обернется предательством.
Финал повести весьма трагичен: бывший партизан по приказу гитлеровцев казнит своего бывшего товарища по отряду. После этого жизнь Рыбака, ранее такая дорогая ему, вдруг теряет свой смысл, оказывается настолько невыносимой, что он задумывается о самоубийстве. Но и это ему не удается сделать, так как полицаи сняли с него ремень. Такова «коварная судьба заплутавшегося на войне человека», — пишет автор.
А что же Сотников? У него иной путь. Он выбирает смерть, тем самым пытаясь спасти ни в чем не повинных людей. Героическая смерть ради спасения жизней других людей — вот единственный возможный для него путь. Ведь не зря перед казнью Сотников заметил среди согнанных к этому месту деревенских жителей маленького мальчика в старой отцовской буденовке. Боец улыбнулся ему одними глазами, подумав при этом, что ради таких, как этот малыш, идет на смерть.
Произведения В. Быкова о Великой Отечественной войне раскрывают нам весь ужас этого грозного и трагического события, заставляют понять, какой ценой была завоевана победа. Они учат добру, человечности, справедливости.
РЕФЕРАТ
на тему:
«Жизнь и
творчество Василя Быкова».