Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
практическая работа Практическое исследование поведения животного
Информация:
Тип работы: практическая работа.
Добавлен: 27.04.2013.
Год: 2013.
Страниц: 14.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ
АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Практическое
исследование
поведения животного
по дисциплине:
«Зоопсихология»
Выполнила:
Студентка О/З отд. группа 12
.
Преподаватель: Сковородкин В. А.
Москва-2007г.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Дополните определения
понятий или предложения:
1). Подражанием у животных
называют особую форму научения у животных
в условиях общения, когда одно животное
следует примеру другого. Ч. Дарвин считал,
что подражание играет огромную роль в
формировании поведения.
2). Предмет зоопсихологии изучает
эволюцию психики начиная с ее зачаточных
форм до высших ее проявлений, составлявших
основу зарождения человеческой психики.
Изучает: - исходную ступень его
развития, смену животной психики
человеческой;
- проблему качественного различия
отражения у растений и животных,
– у животных и людей. В
первом случае приходится решать
вопросы происхождения психики
из более элементарной формы
отражения, во втором – зарождения
человеческой психики из элементарной
по отношению к ней психики животных. Особая
область – изучение интеллекта животных.
Предмет зоопсихологии как науки
о проявлениях, закономерностях
и эволюции психического отражения
на уровне животного, о происхождении
и развитии в онто- и филогенезе
психических процессов у животных и о
предпосылках и предыстории человеческого
сознания.
3). Под игрой у животных понимают комплекс
разнообразных поведенческих актов (преимущественно
молодых животных), не имеющих утилитарного
значения (действия с биологически нейтральными
предметами и игровое общение животных,
не приводящее к биологически значимым
результатам).
4). Основная задача зоопсихологии
и сравнительной психологии заключается
в ответе на такие вопросы
как теоретические решение задачи о соотношении
бытия и сознания, познание психики человека,
изучение психических процессов и функций
на низших уровнях эволюционного развития,
на животных можно моделировать определенные
условия, которые влияют на психику человека.
5). Одна из проблем зоопсихологии
и сравнительной психологии, связанная
с ответом на вопрос о происхождении и
эволюции человека заключается в выявлении
6). Приложение зоопсихологических
знаний в практике педагогической
психологии заключается в том, что
общение людей с животными имеет большое
воспитательное значение.
7). Объектом зоопсихологии и
сравнительной психологии является
психическая деятельность и поведение
животных.
8). Под импринтингом понимается
запоминание детенышем животного первого
попавшегося на глаза движущегося объекта.
То есть, обучение, основанное на запечатлении
(прочном и, в типичном случае, необратимом,
запоминании) определенной информации,
к которой индивид восприимчив (комптентен)
лишь ограниченное время.
9). Под экспериментом в зоопсихологии
и сравнительной психологии понимается
как совокупность физиологических реакций
индивида на внешние стимулы.
10). Центральный вопрос в проблеме возникновения
и развития психики– соотношении заложенного
в человеке эволюционно и возникшего с
появлением
11). Инстинкт – это генетически запрограммированная
форма регуляции поведения животных и
человека, связанная, прежде всего со сферами:
пищевой, защитной, репродуктивной.
2. Установите соответствие:
3. Установите соответствие:
4. Восстановите последовательность
стадий эволюционного развития психики:
5. Заполните таблицу:
6. Восстановите последовательность
стадий эволюции психики по соответствующим
таксономическим группам животных, назовите
стадии:
7. Заполните таблицу:
8. Восстановите пропущенное:
Фред Келлер (американский,
психолог, 1887-1967) – основоположник гештальт-психологии.
Эдуард Толмен (1886-
1959) - создатель системы, соединявшей идеи
бихевиоризма, гештальтпсихологци и фрейдизма
(необихевиоризма).
Беррес Скиннер (американский
психолог, 1904-1990) - создатель концепции
"оперантного бихевиоризма" В качестве
ключевого ввел понятие ""оперантн го
обусловливания" ", которое характеризуется
тем, что в его рамках образование условных
рефлексов происходит при подкреплении
спонтанно возникающей у субъекта реакции,
а не стимула как в ""классичес ом""
обусловливании И.П. Павлова
Эдуард Торндайк (американский
психолог, 1874-1949) - создатель теории научения
методом проб и ошибок, автор метода ……….…
Конрад Лоренц (австрийский
ученый, 1903-1989) - один из основоположников
этологии науки о поведении животных.
Джон Уотсон (американский
психолог, 1878-1958) - основоположник бихевиоризма.
Противопоставил интроспективной психологии
программу перестройки психологии на
базе экспериментальных методов зоопсихологии.
9. Дополните недостающее
звено в схеме:
10. К представителям
какой группы зоопсихологических теорий
можно отнести Аристотеля, Жоржа Бюффона,
Эана Батиста Ламарка?
Аристотель (древнегреческий философ,
384-322 гг. до н.э.): «Но единственное животное способное
размышлять и рассуждать, есть человек,
… он один может рассматривать то, чему
учился».
Жорж Бюффон (французский натуралист, 1707-1788): «Я далеко не отнимаю всего
у животных; напротив, приписываю им все,
кроме мысли и рассуждения…».
Жан Батист Ламарк (французский естествоиспытатель,
1744-1829): «Организмы изменяются не
вследствие прямого на них воздействия
среды, а вследствие того, что среда изменяет
психику животного ...».
11. Укажите год и основание
получения исследователями различных
аспектов поведения животных Нобелевской
премии в области физиологии и медицины:
12. Заполните пропуски
в таблице:
13. Укажите наименование
известных трудов следующих исследователей
поведения животных:
14. Существует несколько точек зрения
на проблему возникновения психики на
различных этапах развития жизни на Земле.
Уточните на каких именно и конкретизируйте
каждую точку зрения по образцу:
1) Панпсихизм: «Психикой обладает все». Зарождение
психики на этапе возникновения и развития
неживой материи.
2) ………..………….
3) ………………..……….
4) ……………..……….
5) ………………..……….
15. Дополните недостающие звенья в
схеме:
16. Выдающийся русский философ-идеалист, психолог конца прошлого века Николай
Яковлевич Грот (1852–1899) считал, что отличие предмета психологической
науки от предметов других наук состоит
в том, что его невозможно, как в других
науках, сначала онтолотически описать,
а затем изучать. Необходимо сначала теоретически
определить этот предмет, и только в результате
такого определения он может быть подвергнут
научному исследованию. Это связано с
невозможностью прямого объективного
изучения психики и необходимостью применения
для этого косвенных методов. Конкретизируйте,
какие именно? Как изучается психика?
………...……………….
………...…………….
17. Сконструируйте предложение,
используя только необходимые из предложенных
варианты слов и словосочетаний: ……….……….
………………
(и условий; на перцептивной; разделение объекта деятельности;
появляется; на интеллектуальной; стадии
развития психики; на сенсорной)
18. Сконструируйте предложение,
используя только необходимые из предложенных
варианты слов и словосочетаний: ………
……………….
(содержанием отражения;
развития психики; на интеллектуальной
стадии; качества и свойства среды;
на сенсорной стадии; являются
отдельные; на перцептивной стадии)
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Тема работы: «Наблюдение за поведением животных»
Цель работы: определить в поведении животных аспекты
научения и элементы различных инстинктов.
Задачи: 1. Пронаблюдать за поведением определенного
животного.
2. Найти различия инстинктивного
поведения и научения.
3. Анализировать данные различия.
Объект исследования: поведение животного.
1. Данные наблюдаемого животного:
Вид, порода: кот, беспородный, домашний.
Пол: м.
Возраст: 3года.
Период наблюдения: 1сутки: с 09.02.2013 по 10.02.2013 гг.
Место наблюдения: домашняя среда обитания.
Состояние животного: здоров.
Образ жизни животного
(режим дня, особенности обычного
поведения, привычки и т.д.):
Режим дня:
08:00-08:30 - (кот встает втоже время, что
и хозяева)
08:30-90:00 - завтрак
80:30 - 09:30 - отдых
09:00-12:00 - игры
12:00-12:30 - обед
12:40-14:00 - сон
14:30-16:00 - игры
16:00- 17:00 – обед № 2
17:00 - 19:30 –игры
19:00-20:00 - ужин
20:00 - 21:00 - сон
21:00 – 22:00 – игры
С 22:00 - сон
Особенности поведения:
Кот ведет себя спокойно, не метит, не портит
мебель, не стремится убежать из дома при
каждой удобной возможности.
Характер кота: ласковый.
2. Ппротокол наблюдения:
Протокол наблюдения
3. Проанализировав данные по параметру
«Активность», можно построить график
двигательной активности животного в
течение дня.
4. Проанализировав данные по формам активности
и затраченному времени, составим таблицу,
показывающую процентное распределение
видов активности в течение суток.
5. Опишите формы научения, проявляющиеся
в поведении наблюдаемого животного. Охарактеризуйте
предпосылки формирования этих форм у
конкретного животного (когда, в каких
условиях они формировались).
Научение - приобретение
нового опыта либо его конечный результат.
Обучение - процедура, процесс,
который приводит к указанному результату.
Научение - это способность
животного, воспринимающего определённые внешние стимулы:
1) ”удерживать” их специфическую конфигурацию
(в памяти);
2) реагируя на данные стимулы “ удерживать”
последовательность успешных ответных
действий;
3) способность сопоставить первое со вторым,
отличая правильные ответы от любых других
действий, приводящих к другим результатам.
Зорина - это появление
адаптивных изменений в результате
приобретаемого опыта.
Фабри - основа научения
составляет формирование эффективных
программ предстоящих действий, которые являются
результатом комплексных процессов, сопоставления
и оценки внутреннего и внешнего раздражений
и видового, и индивидуального опыта, регистрации
параметров, совершаемых действий и проверки
их результатов.
Научение и инстинкты очень тесно переплетаются.
Научение - это видотипичное явление, проявляющееся
в том, что представитель любого вида не
может научиться чему угодно, а только
тому, что способствует продвижению к
завершающей фазе инстинкта - на этом основано
явление дрессировки.
Классификация форм научения.
6. Проявления рефлексов разного типа в
поведении животного за наблюдаемый период.
Типы безусловного рефлекса (по И.П. Павлову),
на которых они базируются.
В соответствии с характером
действующего раздражителя И.П. Павлов
различал такие виды безусловных рефлексов, как:
– пищевые (глотание, сосание
и т.п.);
– половые («турнирные
бои», эрекция, эякуляция и т.п.);
– защитные (кашель,
чихание, мигание и т.п.);
– ориентировочные
(настораживание, прислушивание, поворот
головы к источнику звука и т.п.) и др.
Осуществление всех этих
рефлексов обусловлено наличием
соответствующих потребностей, которые
возникают в результате временного
нарушения гомеостаза организма
или в результате сложных взаимодействий
с внешним миром. Поэтому можно
полагать, что возникновение внутренней потребности
фактически является условием реализации
безусловного рефлекса и в определенном
смысле его началом.
7. Вывод
Много времени проводит
во сне (60,4 %).
Спит после каждого
приема пищи.
Всплеск и упадок активности чередуется.
Развитыми являются зрение
и слух, является охотником, который
использует эти органы чувств, по
причине менее развитого обоняния.
Много двигается(большой
процент локомоторной активности 16,7
%).
Наличие первичного интеллекта.
По настроению хозяйки меняется поведение кота.