Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Общественные блага в современной экономической теории

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.04.2013. Год: 2013. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Cодеpжание
Введение………………... 3
Глава 1. Понятие «благо» в экономической теории
1.1. Общая характеристика блага, экономические и не экономические блага ……….. 6
1.2. Общественные блага в структуре экономических благ ……….. 11
1.3. Виды общественных благ ……….. 15
Глава 2. Экономическое значение общественных благ
2.1. Общая характеристика общественных благ ……… 25
2.2. Предоставление общественных благ посредством рынка и государства ……….. 29
2.3. Общественные блага в российской экономике ……… 32
Заключение ………. 38
Список литературы………………. 41
Приложения ……… 44



Введение

Актуальность курсовой работы состоит в том, что общественные блага были и остаются одним из факторов, обеспечивающих рост благосостояния, выступая важнейшим показателем качественного состояния производительных сил.
Нынешняя ситуация в современной экономике характеризуется деформацией структуры производства общественных благ. Это требует решения проблем значимости и результативности функционирования рынка общественных благ. С развитием общества роль общественных благ динамично возрастает. В связи с этим увеличивается необходимость исследования проблем функционального роста общественных благ.
Процессы, протекающие в современной экономике, оказывают серьезное влияние на систему экономических отношений всех субъектов экономики. Появляются новые взаимоотношения в системе воспроизводства общественных благ, что предполагает исследование их места в современной экономике. Нужно отметить, что недооценка этого сектора экономики напрямую сказывается на снижении эффективности функционирования всех её сфер.
Усиление масштабности рыночных отношений требует специального изучения особенностей рынка общественных благ для удовлетворения потребностей в них. Известно, что в целом структура потребностей человека включает в себя, с одной стороны, множество материальных потребностей, с другой стороны, социально- ориентированные потребности развития личности. Во многом эти потребности удовлетворяются общественными благами. Ухудшение экологической обстановки, деградация окружающей природной среды предполагает производство таких общественных благ как чистый воздух и экологически чистая вода.
Надо учитывать, что рыночная экономика и частный сектор не в состоянии производить достаточное количество общественных благ без помощи государства. Частное предпринимательство не располагает данными реальных предпочтений человека в конкретных общественных благах. Но главное состоит в том, что для их производства требуются огромные капиталовложения, которые может осуществлять только государство. Все это обуславливает актуальность исследования проблем насыщения рыночного спроса в общественных благах.
Цель курсовой работы: является рассмотрение функционирования рынка общественных благ в современной экономике.
Задачи курсовой работы:
    раскрыть сущность понятия общественное благо;
    выявить роль общественных благ в системе понятий благо;
    разработать классификацию общественных благ по исходным признакам;
    исследовать возможности производства общественных благ в государственном и частном секторах экономики с учетом удовлетворения возрастающего спроса и удовлетворения потребностей населения;
Предметом исследования в курсовой работе являются экономические отношения, складывающиеся между субъектами экономики по поводу производства общественных благ и их потребления.
Объектом исследования в курсовой работе выступает производство общественных благ, их распределение и потребление в различных экономических системах.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды ведущих российских и зарубежных экономистов, журналы и Интернет источники.
Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Во введении рассматриваются актуальность темы, цели и задачи.
В первой главе раскрывается теоретико-педагогиче кая часть, где внимание уделяется понятию, специфике и классификации «общественное благо».
Во второй главе проводится сравнительный анализ предоставления общественных благ, их экономическое значение и характеристика.



Глава 1. Понятие «благо» в экономической теории

1.1. Общая характеристика блага, экономические и не экономические блага

В многообразии благ можно разобраться и выявить их признаки с помощью классификации. Классификация, как метод научного исследования позволяет совершенствовать понимание особенностей и экономической предназначенности благ, умение их распознавать, формировать оптимальные варианты производства и обеспечения ими потребителей, анализировать возможности замещения общественных благ частными и наоборот, а также определить признаки сопоставления реального спроса и фактического предложения благ. Как правило, классификация строится по главному, основному признаку. Выбранный признак (или признаки) позволяют установить особенности и возможную цель государственного и регионального управления данным конкретным объектом. В экономической теории многие исследователи разделяют блага на настоящие (текущие) и будущие, прямые и косвенные, долговременные и краткосрочные, материальные и нематериальные, экономические и неэкономические (даровые), индивидуальные и коллективные, частные и общественные. Необходимо отметить, что классификация общественных благ может быть произведена и с учетом критерия внешнего эффекта (помимо классификации с учетом возможности исключения и степени использования этих благ), что наиболее значимо при характеристике экономических отношений, возникающих по поводу производства и потребления социально значимых услуг.

Основополагающей категорией товарного производства является «товар». Однако исторически и логически этой категории предшествовала категория «благо».
Благо - все то, что способно удовлетворять человеческие потребности, например, дары природы, вещественные продукты труда, услуги, которые отвечают его интересам, целям и стремлениям.
Блага разделяют на неэкономические и экономические.
Неэкономические блага предоставляются человеку природой, т. е. без затрат его труда и существуют в неограниченном количестве (например, воздух, морская вода, солнечное тепло и др.).
Экономические блага - это блага хозяйственной (трудовой) деятельности человека, которые существуют в ограниченном количестве.
Экономические блага весьма разнообразны. В зависимости от критериев их можно классифицировать на следующие виды (рисунок 1.1.1).
Рисунок 1.1.1

Классификация экономических благ




Экономическое благо в условиях товарного производства приобретает форму товара.
Товар - это экономическое благо, которое удовлетворяет какую - либо потребность человека и используется для обмена, купли-продажи на рынке.
Согласно классической теории важнейшими свойствами товара являются его потребительная стоимость и стоимость.
Потребительная стоимость - это способность товара удовлетворять какую - либо потребность человека.
Поскольку товар удовлетворяет потребности не самого производителя, а другого лица, то он имеет не просто потребительную стоимость, а общественную потребительную стоимость, т. е. является потребительной стоимостью для других.
Стоимость товара - это овеществленный в товаре общественный труд производителя.
Стоимость товара проявляется через внешнюю форму ее выражения - меновую стоимость.
Меновая стоимость представляет собой количественное соотношение (пропорцию), в которой товары одного рода обменивается на товары другого рода.
Приведенная выше концепция товара и его свойств в экономической науке известна как теория трудовой стоимости. Эта теория была основана еще классиками политической экономии - Адамом Смитом и Давидом Рикардо. Со временем ее продолжили К. Маркс и его приверженцы.
Однако в современной неоклассической экономической науке существуют несколько иные подходы к характеристике товара и его свойств. В частности, введены в научное обращение такие понятия, как полезность, ценность и редкость товара.
Если сравнить категории «потребительная стоимость» и «полезность», то на первый взгляд они являются как бы синонимами, между ними нет разницы. Они будто бы выражают одно и то же - способность экономических благ удовлетворять потребности человека, быть полезными для него. Но это не совсем так. У классиков потребительная стоимость - объективное, абстрактное свойство любого товара, который производится для того, чтобы удовлетворять человеческие нужды. Потребительная стоимость для них - это естественная полезность товара вообще, безотносительно к потребностям конкретного человека.
Полезность у неоклассиков, в отличие от потребительной стоимости, понятие чисто субъективное, индивидуальное для каждого конкретного человека. Она показывает степень удовлетворения или приятности, которые получает конкретный человек от потребления того или иного товара или услуги.
Один и тот же товар с одинаковой потребительской стоимостью может иметь совсем разную степень полезности для различных потребителей. Например, полезность хлеба разная для сытого и голодного человека, сигареты - для человека, который курит, и того, который не курит, и т. д. Но все эти товары, независимо от разной полезности для различных людей, не теряют своей объективной основы - потребительной стоимости.
Ценность. Люди, покупая те или иные товары, тем самым как бы оценивают степень их полезности конкретно для себя. Неоклассики оценку степени полезности блага индивидом рассматривают как ценность. Поэтому ценность для них категория субъективная. Ценность имеет лишь то, что является ценным в глазах покупателя, чьи субъективные оценки и являются основой для определения произведенного блага как стоимости.
Люди оценивают товары и услуги не только потому, что на их производство израсходован общественно необходимый труд, а и потому, что они имеют полезность. С их точки зрения, лишь полезность экономических благ может придавать затратам труда общественно - необходимый характер. Ценность у них выполняет функцию выражения полезности товара и затрат труда (стоимости товара).
Соединение стоимости и ценности и их общественное признание выражается в цене. Цену можно считать формой денежного выражения стоимости и ценности товара.
Цена предопределяет возможность одновременного проявления интересов производителей и потребителей. Только стоимость является движущим мотивом для товаропроизводителя, равно как ценность - движущий мотив для потребителя.
С позиций неоклассических взглядов, ценность благ зависит также и от их редкости, т. е. от запаса (количества) благ, которые способны удовлетворить нужды человека.
Редкость - характеристика экономических благ, которая отражает ограниченность ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей.
Большую ценность имеют те блага, которые ограничены, сравнительно с потребностями в них людей. Например, вода имеет большую полезность для человека, чем бриллианты. Но воды достаточно, а бриллиантов мало. Поэтому бриллианты, полезность которых намного меньше для удовлетворения жизненных потребностей людей (без них можно вообще обойтись), оцениваются ими дороже, чем вода.



1.2. Общественные блага в структуре экономических благ

Особенностью общественных благ является то, что их полезность распространяется больше чем на одного человека (национальная оборона, мосты, защита от наводнений и т.п.). Производство таких благ, как правило, не выгодно частному сектору, но они необходимы обществу в целом, и государство берет на себя их производство.
Общественные блага - блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо.
Общественные блага обладают 2-мя характерными свойствами:
1. Несоперничество в потреблении
2. Неисключаемостью.
Несоперничество в потреблении состоит в том, что при увеличении количества потребителей какого-либо общественного блага никогда не снижается полезность, доставляемая каждому из потребителей. При предоставлении общественного блага индивидуальному потребителю предельные издержки = 0. А при увеличении потребителей реализуются условия Парето-улучшения (Парето - улучшениями называются такие изменения экономических ситуаций, при которых по сравнению с предыдущим состоянием никто не проигрывает и хотя бы некоторые участники экономической жизни выигрывают).
Неисключаемость состоит в том, что производитель общественного блага не имеет возможности по своему желанию отстранить какого - либо потребителя от пользования этим благом. Поставщики общественных благ не в состоянии вступать в обособленные экономические взаимоотношения с каждым из их потребителей.
Общественные блага оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Примером общественного блага служит система национальной обороны, поскольку касается всех и каждого в равной степени.
Блага подразделяются на следующие группы (рисунок 1.2.1).
Рисунок 1.2.1
Классификация общественных благ по степени заинтересованности в них государства



При классификации используется ряд характеристик, одна из которых связана со спецификой территориального охвата. Территориально-регио альное устройство формирует специфику сообщества, которое потребляет благо. Границы этого сообщества могут не совпадать с границами общества, финансирующего и производящего данное благо. В соответствии с этим критерием общественные блага подразделяются на локальные, общенациональные и мировые.
К мировым общественным благам можно отнести, такие как: борьба с загрязнением воздуха, расширением озоновой дыры, защита мирового океана, т.е. те блага, которые доступны либо всем жителям планеты, либо предоставляются жителям определенного региона, нескольким странам.
К общенациональным общественным благам относится право на судебную защиту, гражданская и военная безопасность, право и возможность пользоваться государственной или частной собственностью. Многие исследователи в качестве общенациональных общественных благ выделяют политическую стабильность, правопорядок, общественное согласие, единую национальную идею. Разделение функций распределения ресурсов по уровням власти основано на географических пределах распространения эффекта потребления общественных благ. Когда выгоды от каждой единицы общественного блага получает все население страны, то решение об их производстве несомненно, должно быть результатом общенационального коллективного выбора.
Например, стратегические вооружения предназначены для защиты всех граждан от опасности агрессии. Общенациональные органы власти создаются, как раз для того, чтобы решать вопросы, затрагивающие интересы граждан независимо от их места проживания. Однако во многих случаях происходит локализация выгод, приносимых общественным благом, такие блага называют региональными.
В любом обществе целью государства является обеспечение населения общественными благами.
Государство, опираясь на правовую систему, уполномочено применяет в интересах граждан внеэкономические методы в производстве общественных благ. Д.ля этого государство производит блага коллективного пользования - такие, как защита от внешней угрозы, поддержание правопорядка, борьба с террористами, соблюдение антимонопольного законодательства и т.п. Такая сфера деятельности государства изначально сопряжена с обеспечением безопасности граждан, т.е. с предоставлением таких услуг, которые по своей сути оказываются за рамками рыночных отношений и производством так называемых чистых общественных благ. Однако современное государство находится не за пределами рынка или над рынком, а органично встроено в него. Как автономный рыночный игрок государство отвечает за реализацию интересов общества в целом. Являясь одним из неотъемлемых субъектов рынка, оно отличается от других субъектов. Это в значительной мере связано с качественным различием общественных и частных благ, их социальной и индивидуальной полезности. Поскольку ограниченность ресурсов присуща государству так же. как и любому другому агенту рынка, оно призвано максимизировать не индивидуальную, а социальную полезность благ.
Государство берет на себя производство общественных благ и в силу общественно-политичес их причин (обеспечение внутренней и внешней безопасности традиционно относится к базовым функциям государства), соображений социального характера (современное государство принимает на себя определенные социальные обязательства, часть из которых состоит в обеспечении равного и бесплатного доступа граждан страны к определенным благам), низкой инвестиционной привлекательности производства общественных благ.



1.3. Виды общественных благ

В национальной экономике существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их сущностные характеристики.
По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:
общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;
индивидуальные (частные блага), отличающиеся тем, что они могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей.
В числе общественных благ выделяют как собственно общественные, так и коллективные блага.
Коллективное благо отличается от общественного тем, что оно может быть использовано всеми членами общества только ограниченно.
Общественные блага - это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.
К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.
Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны. Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.
Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны - они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство - государственный аппарат.
Отличительные черты и классификация общественных благ.
Общественные блага обладают следующим специфическими чертами:
отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ, обусловленное тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения. От количества лиц, использующих общественное благо, его ценностные характеристики существенным образом не страдают. Например, высаженными на клумбе цветами могут наслаждаться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей;
неделимостью блага, обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства. Например, освещение на улице не может включаться и выключаться в определенное время по просьбе определенного человека. Он может только использовать или же не использовать это благо;
нерыночным характером стоимости блага, связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции. Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;
тотальным и неисключаемым характером блага, связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным. Например, уличным освещением, газонами пользуется все население - нельзя локализовать определенными рамками этот процесс.
По критерию масштаба распространения в рамках национальной экономики выделяют следующие виды благ:
общегосударственные общественные блага. Это блага, которые имеют значение и распространяются на территории всего государства. К ним, например, относится деятельность федеральных органов государственной власти, армии, Федеральной службы безопасности;
местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ только часть населения страны. Обычно эти границы проводятся в соответствии с региональной принадлежностью населения. К ним, например, относятся, городские парки, городское освещение.
В зависимости от степени доступности выделяют следующие виды общественных благ:
исключаемые общественные блага. Это блага, использование которых может быть ограничено определенным кругом населения. Например, вход в музей может осуществляться по билетам, а следовательно получателей этого блага можно ограничить, но характеристики блага от этого не пострадают;
неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения. Это, например, городское освещение.
Так как количество населения, потребляющего общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективным производителем благ может быть государство.
Для того чтобы эффективно обеспечивать население общественными благами, государство должно обладать определенными финансовыми средствами, которые необходимы для их производства, которые образуются в результате взимания налогов. Налоги - это своеобразная плата за пользование благами, осуществляемая всем населением.
Специфика потребления общественных благ.
Основной особенностью общественных благ выступает граница, в рамках которой они потребляются. От этого зависит специфика производства, распределения и потребления благ.
На основании территориальных границ выделяют следующие общественные блага:
Международные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ и которые потребляются всем населением, вне зависимости от территориальных границ государства. К таким благам относятся, например, научно-технические исследования и разработки, мероприятия, направленные на улучшение экологической ситуации, международная валютная система. Производство и распределение общественных благ на международном уровне достаточно затруднено, так как для этого необходима значительная концентрация ресурсов не только одного государства, а всей мировой экономики. Только в этом случае можно добиться сколько - нибудь ощутимой эффективности и результативности.
Национальные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются в рамках определенной национальной экономики. Масштабы их распространения четко ограничены территорией определенного государства и не могут выходить за них, например, на международный уровень. К ним, например, относятся армия, флот, деятельность федеральных органов государственной власти.
Местные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются не на уровне всего государства, а на местном уровне. Производство этих благ необходимо в том случае, когда у определенного региона существуют отличные от общегосударственных потребности. К таким благам относятся, например, уборка мусора, концерты, театры, городские парки.
Все три уровня производства, распределения и потребления общественных благ имеют большое значение для нормального функционирования национальной экономики. В процессе ее функционирования все они активно взаимодействуют между собой.
Беря на себя производство общественных благ, государство тем самым решает важнейшую проблему их потребления - интегративность. Она состоит в том, что издержки, необходимые для взимания платы за использование большинства благ, превышают издержки на их производство. Например, невозможно себе представить, что было бы целесообразно брать плату за пользование уличным освещением. Одновременно с этим для производства благ необходимы финансовые средства. Государство с помощью налоговой системы может эффективно взимать плату за использование благ.
Одной из важнейших особенностей потребления общественных благ является сложность осуществления эффективного контроля за обеспечением населения ими, а также количественными объемами его производства. Обычно для этого используются социальные стандарты, в которых отражается качество и объемы общественных благ.
Одной из важнейших проблем потребления общественных благ является нежелание населения оплачивать их. Это является существенным препятствием в повышении качества общественных благ, а поэтому реальный спрос на благо занижается. Это обусловлено тем, что при большом количестве потребителей общественного блага доля в его использовании отдельного индивидуума незначительна, а поэтому он стремится уклониться от затрат, необходимых для производства благ. При уменьшении количества населения, использующего блага, можно эффективно рассчитать долю участия каждого человека в пользовании благом и возложить на него соответствующее бремя по его производству.
Другой особенностью потребления общественных благ является уравнение. Вне зависимости от вклада каждого конкретного человека в производство общественного блага он получает равное со всеми его количество.
Производство общественных благ.
Исключительно важное значение имеет обеспечение эффективного или оптимального объема производства общественных благ.
В отличие от частного блага общественное благо неделимо, не может быть продано по частям, и все пользователи потребляют одинаковое количество блага. Следовательно, невозможно определить цену на отдельные единицы общественного блага. Невозможность определения цены на определенные единицы общественного блага обусловливает наличие особенностей определения совокупного спроса на общественное благо. Цена в данном случае не является величиной переменной. Поэтому совокупный спрос на общественное благо отражает предельную полезность всего имеющегося его наличного объема. Потребители должны потребить весь объем произведенного блага целиком. Совокупный спрос на частное благо получается путем сложения индивидуальных спросов, а совокупный спрос на общественное благо определяется путем суммирования индивидуальных предельных выгод, получаемых от имеющегося наличного объема блага. Кривая совокупного спроса на частное благо формируется путем суммирования индивидуальных кривых спроса вдоль горизонтальной оси (рисунок 1.3.1), а кривая совокупного спроса на общественное благо - путем сложения индивидуальных кривых спроса по вертикали (рисунок 1.3.2).



Рисунок 1.3.1
Кривая совокупного спроса на частное благо



Рисунок 1.3.2
Кривая совокупного спроса на общественное благо


Специфика общественных благ заключается в том, что их потребление всегда сопровождается положительными эффектами для всех. Поэтому общество заинтересованно в обеспечении подобными благами всех потребителей. Следовательно, проблема общественных благ состоит не в распределении, а в обеспечении оптимального объема их производства. Решение проблемы обусловлено применением общего принципа: благо должно производиться в объеме, при котором предельные общественные выгоды, выраженные суммой предельных выгод всех потребителей, уравниваются с предельными общественными издержками его производства.
Говоря об общественных благах нельзя обойти такое понятие, как право. Право является одной из важнейших общечеловеческих ценностей.
К величайшим духовным ценностям человечества относятся сущностные характеристики права: свобода, равенство и справедливость, что позволяет выделить правовую аксиологию в самостоятельный раздел учения о ценностях. Да и само право выступает важнейшей ценностью и элементом общего блага. В самом общем виде под общим благом в истории общества понимали то, что имело для человека положительное значение, положительный смысл.
Общее благо в юридическом контексте можно понимать как феномен, возникающий в результате функционирования права как социального института. По своей сути оно обозначает качественные характеристики вещи или явления как общечеловеческой ценности. В философско - правовом осмыслении общего блага выделяют следующие его сущностные свойства.
Общее благо - это ценность, кот
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.