Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Оздоровительная музыка как средство повышения работоспособности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.04.2013. Год: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра технологии важнейших отраслей промышленности
РЕФЕРАТ












на тему: Оздоровительная музыка как средство повышения работоспособности




МИНСК 2012

СОДЕРЖАНИЕ
Введение .........………3
1. Функциональная музыка………………..……..………...4
1.1. История использования музыки в функциональных целях...……….4
1.2. Выбор «правильной» функциональной музыки ………..5
1.3. Рекомендации к применению функциональной музыки……….8
Заключение ......……….……….11
Список использованных источников ………12



ВВЕДЕНИЕ
В современном социуме музыка — одно из наиболее массовых явлений. Огромные потоки музыкальной информации сопровождают современного человека, активно влияют на слуховой музыкальный опыт и воспринимаются им как неизбежность. Музыка является мощным средством эмоциональной регуляции человека. Рост стрессовых ситуаций в обществе вызывает психологическую нестабильность и дезорганизацию. Разработка приемов борьбы с этими явлениями важная задача социологов, практических психологов, культурологов, музыковедов, педагогов. Одним из таких приемов является использование функциональной (оздоровительной) музыки в различных сферах человеческой деятельности.
Замечено, что музыка может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на человека. Во многих странах признано благотворное влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека на течение болезни, в связи с чем определенный подбор музыкальных произведений используется при лечении депрессий, психозов, реабилитации инвалидов.
Музыкальное искусство обладает большой силой непосредственного эмоционального воздействия. Под музыку легче переносятся большие физические и психологические нагрузки, повышается работоспособность, ускоряются процессы восстановления. Музыка является сильным средством эстетического воспитания, кроме того, она способствует повышению продуктивности в любой сфере деятельности человека.
Экспериментальными данными установлено управляющее и регулирующее воздействие музыки на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную, мышечную, выделительную и другие системы организма. Функциональная музыка (подобранные произведения различных музыкальных жанров) призвана направленно стимулировать рабочий процесс, психическое состояние и двигательную деятельность людей во время работы.




    Функциональная музыка
      История использования музыки в функциональных целях
О том, что музыка — это выражение гармонии в Космосе, знал ещё Пифагор, который применял её и для лечения и для воспитания детей. Учёный ставил музыку на тот же уровень, что и математику. Для лечения людей от разных болезней музыка применялась в Индии, Тибете, Китае и других странах.
В Тибете знали о том, что плохое психоэмоциональное состояние человека может стать причиной заболевания какого-либо внутреннего органа или всего организма. На Востоке для лечения людей применялись священные песнопения. В Древней Греции одним из главных требований к врачам, судьям и педагогам было многолетнее изучение и знание музыки.
В XVII-XVIII веках в Европе и России повысился интерес к лечению музыкой, изучались реакции организма человека на прослушивание различных музыкальных произведений. Определялось изменение показателей пульса, сердечной деятельности, ритма дыхания в зависимости от силы звука, тональности и содержания самого произведения. В середине XIX века академическая медицина начала заниматься музыкотерапией. Во время Второй мировой войны музыкотерапию применяли в госпиталях, так как выяснилось что это значительно снижает количество осложнений при ранениях.
Музыкальное сопровождение трудовых процессов также возникло в глубокой древности. Высказывалось мнение, что само происхождение музыки связано с необходимостью организации совместных ритмичных трудовых действий.
В начале 20-х годов прошлого века во Франции существовало национальное движение за применение музыки в цехах. В Америке 20-х годов функциональную музыку впервые стали применять в лифтах нью-йоркских небоскрёбов, для того чтобы люди при долгом подъёме чувствовали себя более комфортно. Существовала и "танцевальная прачечная", сотрудницы которой работали под свинг. К концу 20-х годов в США насчитывалось свыше 670 предприятий, применявших функциональную музыку.
В Советском Союзе исследования на тему использования функциональной музыки в труде проводились с начала 60-х годов ХХ века.
Разрабатывалось научное обоснование использования музыки в пищевой и лёгкой промышленности, изучался вопрос её применения и для работников умственного труда. Но до того, в довоенные времена, на Ленинградском оптическом заводе "ЛОМО" во время обеденных перерывов перед местными рабочими выступали артисты Ленинградской филармонии.
Санитарные правила для швейного производства (утверждены Минздравом СССР 21 июня 1990 г. №5182–90) и обувных предприятий (утверждены Минздравом СССР 27 июня 1989 №5047–89), к примеру, предусматривали, что комната отдыха помимо всего прочего должна быть оборудована радио для прослушивания музыкальных передач. Кроме того, в указанных документах можно найти и такие строчки "…эффективным средством ускорения "вхождения" в работу, повышения работоспособности и производительности труда является внедрение функциональной музыки" и "для предотвращения утомления и повышения настроения работающих следует предусмотреть трансляцию функциональной музыки в течение рабочей смены. При определении длительности, периодичности и содержания музыкальных передач следует руководствоваться "Методическими рекомендациями по применению функциональной музыки на промышленных предприятиях".

1.2 Выбор «правильной» функциональной музыки

Подобных примеров организованного применения функциональной музыки сейчас немного, тем более для работников, занятых в непроизводственной сфере. В данной сфере сложно оценить экономический эффект от прослушивания музыки. Поэтому в большинстве своем работники берут инициативу в свои руки: вставляют наушники в уши и принимаются за работу. Здесь главное — не ошибиться с выбором. Ведь каждый жанр и направление в музыке имеют своё воздействие на организм человека. Так, тяжёлый рок может вызвать агрессию.
Например, в английском городе Ньюкасл служба безопасности метро заменила транслируемую в подземке рок-музыку на мелодии барокко. Количество случаев вандализма и агрессии на станциях уменьшилось вдвое.
Однако в основном люди слушают то, что им нравится. И, бывает, это не лучший выбор для рабочего места.
"Неправильная& uot; музыка в лучшем случае не будет мешать, в худшем — отвлекать. Исследование британской компании The Radio Advertising Bureau показало, что лишь пять процентов осознанно включают музыку для повышения собственной работоспособности или расслабления. В качестве мотива для выбора чаще всего называют то, что "просто музыка нравится" (25 процентов); почти столь же часто упоминается, что "так быстрее проходит время", "легче переносить монотонность и скуку", или что мотив выбора как таковой отсутствует ("просто включена музыка").
Восприятие музыки индивидуально у каждого человека. Бывает так, что на одного какая-то мелодия действует вдохновляюще, другому она совершенно мешает. Но есть и объективные реакции на разные стили.
Классическая музыка:
Мелодии Гайдна и Моцарта помогают сосредоточиться, улучшают память и пространственное восприятие. Медленные мелодии Баха, Генделя или Корелли дают ощущение стабильности, спокойствия, безопасности и способствуют интеллектуальной работе. Однако музыка романтизма (Шопен, Лист, Вагнер) и вся музыка, сыгранная симфоническим оркестром, не желательна для применения в качестве фона. Ведь высокая эмоциональная экспрессивность и большие перепады громкости скорее мешают, чем помогают сосредоточиться. Более подходящей может оказаться "старинная" музыка (в основном созданная до XVII века включительно) или классика в современном исполнении, при котором сложные переходы сглажены. Такая музыка — неяркая, со скупым использованием выразительных средств, не отвлекает внимание, а усиливает сосредоточенность человека на какой-либо деятельности.
"Лёгкая" музыка:
Этот термин объединяет довольно разные жанры. Это музыка Ж. Оффенбаха, И. Штрауса, Ф. Легара, И. Кальмана, И. Дунаевского, Берлина, Дж. Керна, Ф. Лоу, К. Портера, Дж. Мак-Хьюи и других композиторов. Сюда можно отнести и лёгкий джаз. Именно им и следует отдать предпочтение. А вот современные поп-ритмы лучше слушать вне работы. Ведь помимо всего прочего такая музыка в основном вокальная. Значит, её использование противопоказано там, где человеку приходится работать с текстом или разговаривать, да и при ином характере работы песни рекомендуется слушать преимущественно до начала работы, после её окончания или в перерывах. В лучшем случае песня не мешает работать, если слушающий знает текст практически наизусть и, следовательно, для него там не содержится никакой информации.
Рок:
Одни формы классического рока пробуждают страстные чувства, другие снимают напряжение. Эффект воздействия этой музыки очень различен для разных людей. Рок может быть и спокойным (например, рок-баллады или тяжёлая музыка рок-группы "Металлика" сыгранная симфоническим оркестром в специальной обработке, звучит и воздействует совсем не так, как оригинал, хотя мелодически и ритмически ничего не менялось), и агрессивным.
Хеви-метал, панк, гранж:
Эта, как правило, очень громкая музыка непосредственно воздействует на нашу нервную систему, напрягая барабанные перепонки и слуховые нервы. Отсюда и незамедлительные физиологические последствия: учащённое сердцебиение и дыхание, повышенное давление.
Техно:
Пульсация басов, присущая всей "коммерческой&qu t; техно-музыке, изменяет ритмы мозговой деятельности. Слушатель вынужден встраиваться в техно-частоты и в итоге может погрузиться в некое подобие транса. А это ну никак не поможет при составлении декларации.
Музыка для релаксации (медитативная):
Наш организм подобен оркестру: биение сердца, ритм мозговой деятельности, работа лёгких, циркуляция крови, импульсы нервных клеток, — всё должно функционировать слажено. Если ритмы внешней жизни слишком агрессивны, работа внутреннего "оркестра" нарушается: организм, пытаясь адаптироваться, "подхватывает& uot; быстрый ритм, напряжение растёт, возникает стресс. И наоборот, если музыка соответствует нашим биоритмам, мы ощущаем гармонию. Мы чувствуем себя хорошо, когда звуки музыки или окружающей среды вступают в резонанс с частотами нашей нервной системы. С этой физической закономерностью связан успокаивающий эффект так называемых мелодий для релаксации: мозг адаптируется к их темпу, а интенсивность его работы замедляется. Специалисты советуют устраивать себе небольшие перерывы по 10–15 минут, во время которых стоит либо уединиться и послушать такую музыку, либо, если нет возможности, воспользоваться наушниками. После человек чувствует себя бодрым и весёлым. Эти свойства медитативной музыки используются в так называемых комнатах психологической разгрузки. Важным фактором является то, что эта музыка создаёт позитивное ощущение одиночества, что позволяет расслабиться максимально глубоко и телу, и мозгу.
Этническая музыка (разных народов мира):
Она сегодня также существует как в аутентичном исполнении, так и в самых разнообразных обработках, порой переплетаясь и с эстрадной музыкой, и с направлением "нью-эйдж" В своё время рекомендовалось включать народную музыку в функциональные программы на производстве, учитывая национальный состав работников.

1.3. Рекомендации к применению функциональной музыки

К пассивным средствам повышения работоспособности относится функциональная музыка. Ее трансляция перед началом работы (встречающая музыка) должна способствовать переключению внимания работающих на трудовой процесс.
Многие учёные, в том числе и в нашей стране, разрабатывали программы функциональной музыки. Музыкальных передач за смену было, как правило, от 7 до 9, и занимали они чаще всего от 90 до 120 минут; их количество и общая продолжительность различались также в зависимости от времени суток и года: в ночную смену и зимой музыка передавалась в два раза чаще или на 15–20 минут дольше.
По данным зарубежных исследований, применение функциональной музыки оправдано с экономической точки зрения. П. Сартен (1961) считает, что передача подобной музыки на предприятиях за 5 – 15 минут до начала работы оказывает эффективное действие и содействует сокращению периода врабатывания. За 1 – 1,5 ч до конца полусмены при появлении первых признаков утомления передают успокаивающую ритмичную музыку, цель которой предупредить замедление трудового процесса. Эта музыка характеризуется мягкостью музыкального рисунка и четким ритмом. Такие мелодии в сочетании с ритмом обеспечивает стимулирующее воздействие на работоспособность в моменты появления и усиления производственного утомления рабочих.
Помимо прослушивания музыкальных передач в начале и в середине рабочего дня, рекомендуется транслировать музыку в конце смены (за 15 – 20 минут до окончания и в течение 5 – 10 минут после окончания работы). Передача бодрит, тонизирующая музыка поддерживает высокий темп производственного процесса, способствует хорошему настроению и улучшению самочувствия. При подборе музыкальных произведений необходимо учитывать интересы большинства работников, музыка не должна отвлекать от работы. Она должна служить звуковым фоном, к которому не прислушиваются и который не вызывает раздражения.
Применение функциональной музыки наиболее эффективно в нешумных цехах, на автоматических и поточных линиях нешумных производств. Здесь музыка снижает отрицательные последствия монотонности труда. Не рекомендуется транслировать музыку для работников, занятых умственным трудом. Ее следует передавать в обеденный перерыв и в перерывах для отдыха.
Эффективность музыкальных передач на производстве определяется составом работающих временем суток и даже состоянием погоды. Например, женщины более восприимчивы к музыке, чем мужчины, молодежь активнее реагирует на музыкальные передачи, чем рабочие более старшего возраста, в ночную смену музыка оказывается более эффективной, чем в дневное, в пасмурную погоду и ненастье музыка также действует более положительно, чем в солнечные дни.
Итак, выделим основные рекомендации по прослушиванию музыки на работе, которые сводятся к следующему:
1) Выбор музыки зависит от характера работы: чем она монотоннее, тем больше можно слушать вокальных произведений (лучше на иностранном языке) Там, где человеку приходится работать с текстом или разговаривать — а работа бухгалтера чаще всего сводится именно к этому, — вокальная русскоязычная музыка не самое лучшее сопровождение. Ведь чем больше требуется внимания, тем более фоновой, инструментальной должна быть музыка. Для работы, требующей размышления, подойдёт сдержанная, мягкая, лёгкая музыка. Для рутинной бумажной работы — лёгкая, приятная, мирная.
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.