Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Укрепление русской государственности 16 века. Реформы ивана грозного
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 27.04.2013.
Год: 2013.
Страниц: 17.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ РОССИИ
УКРЕПЛЕНИЕ РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
16 ВЕКА.
РЕФОРМЫ ИВАНА ГРОЗНОГО
Санкт-Петербург – 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важных вопросов
истории русского народа является вопрос
об Иване Грозном. Иван Грозный еще
современникам казался личностью
загадочной и страшной. Такой же
загадкой вошел Иван IV и в историческую
науку. Для большинства историков
это была психологическая проблема; интересовали
сама личность Ивана Грозного и условия,
в которых она создавалась. Перед некоторыми
историками даже вставал вопрос, был ли
Грозный нормален умственно. Но уже в трудах
Соловьева и Платонова были сделаны попытки
подойти к этому вопросу иначе: они расценивали
деятельность Ивана IV как момент решительной
схватки «государственного начала», воплощенного
этим грозным государем, с удельной стариной.
В нашей истории царствование
Ивана Грозного составляет половину XVI века и является одной из самых важных
и переломных эпох нашего государства.
Оно важно как по расширению территорий,
так и по крупным знаменательным событиям
и по изменениям во внутренней жизни страны.
Много было совершено в этот полувековой
период славного, светлого и великого
по своим последствиям, но еще более мрачного,
кровавого и отвратительного. Понятно,
что при таких противоположных качествах
многих важных явлений характер и поступки
главного деятеля, царя Ивана Васильевича,
представляется загадочным. Именно такой
загадкой Иоанн Грозный вошел в историю.
Этот царь был выдающейся личностью, был
прекрасно образован, но очень не красив
и, возможно, болел каким-то психическим
заболеванием, а России в то время требовался
сильный царь-реформатор, государство
получило его. Крутой поворот от боярского
правления к реформам и последовавший
затем опричный террор - таковы основные
вехи правления этого государя и они всесторонне
характеризуют противоречивую личность
Ивана Грозного, в которой скрывались
черты выдающегося государственного деятеля,
дипломата, выдерживающего сравнение
с такими крупными историческими деятелями,
как Петр Великий.
Возможно, кровавые поступки
скрыли собой те благие поступки, которые
он совершил, но реформы этого человека
сыграли важную роль в истории, возможно, как никакие другие, ведь Иоанн
Васильевич заложил прочную базу для своих
последователей-рефо маторов. Во многих
смыслах деятельность Ивана IV была шагом
вперед, к победе «государственных начал».
Их можно обелить как необходимость преодоления
данного этапа истории, в котором много
неясного, и многие историки расходятся
в точке зрения на этот период. Но с конца
30-х годов оценка деятельности Ивана IV
становится единодушной, он изображался
патриотом Русской земли, беспощадно,
но справедливо расправляющийся с изменниками-боярами.
Реформы Ивана IV, Петра, Александра II, нынешние преобразования
и другие подобные вопросы актуальны и
останутся актуальны еще на долгое время.
Первая причина этому – их значимость
для исторической науки, вторая – их немаловажное
значение собственно для самого государства.
Ведь если подробно изучить реформы наших
предшественников, грамотно понять и оценить
их со всех позиций, то можно избежать
ошибок, допущенных нашими предшественниками-реформаторами.
I. РОССИЯ ПЕРЕД РЕФОРМАМИ
1.1 Приход к власти
Ивана IV
С конца 40-х годов Иван
IV переходит к самостоятельному
правлению, этот период начинается с
его венчания на царство и женитьбой;
с наступлением совершеннолетия
наследника у власти остаются Глинские,
а он предается в это время – «опалам да казням», которые вызывали
негодование населения. Немотивированные
опалы и казни 1545-1546 годов (к тому же, как
правило, внесудебные), открытые проявления
недовольства тяглыми горожанами, пищальниками
подвигли элиту на нестандартные решения.
В результате неоднозначной
деятельности государя происходит падение
авторитета великокняжеской власти.
По этому при поддержке боярства
Иван Грозный принимает титул
царя. Коронация произошла в Успенском
соборе 16 января 1547 года.
Изменение ранга московского монарха имело несомненную двуединую
направленность: внутреннюю и внешнюю.
Во внешней политике
этот титул играл важную роль, так
как великий князь приравнивался
к принцу или герцогу, а царь к
императору. Тем самым царский
титул приравнивал российскую царскую семью к «царским» династиям Чингизидов,
императорскому роду Габсбургов.
Если в международных
отношениях возвышался авторитет страны,
то для населения новый титул
стал символом единства государства, усиления
центральной власти.
«Митрополит Макарий, «человек большого ума и такта» возложил
на его голову Шапку Мономаха - символ
царской власти. Коронация царя символизировала
в глазах подданных начало его самостоятельного
правления».
Таким образом, принятие
титула царя было необходимым действием
для усиления власти государя, которое также повлекло
за собой важные последствия для государства,
как во внешней, так и внутренней политике.
Это решение отличается глубокой политической
осмысленностью, характеризующее реформаторов
с лучшей стороны.
1.2 Характер нового государства
Политическое развитие
России отмечено было острыми противоречиями.
Объединение русских земель в
рамках единого государства не привело
к немедленному исчезновению многочисленных
пережитков феодализма. Политическая
элита второй половины XVI века не сомневалась в необходимости,
стоящей над обществом, наследственной
монархической власти, но считала, что
царь должен делиться своими полномочиями
с верхушкой общества. Но Грозный не хотел
делиться властью, так как «самовластие
царя удивляло иноземцев, казалось им
тиранией».
В целом, XVI век – век экономического подъема.
В экономике сохраняется натуральный
тип хозяйства, экономика аграрная. Население
- 7 млн. человек. Усилилась специализация
районов: центр – земледелие, Север –
ремесла, Поволжье – скотоводство. В торговле
произошли некоторые изменения: складывание
областных центров, разделение труда между
областями, расширение торговых связей
и т. д. В XVI веке усиливается монастырское
землевладение, земли не дробились. Крестьянство
делилось на три категории: частновладельческие,
дворцовые и государственные. Также в
этом веке усилилось кабальное холопство
и крепостная зависимость.
Таким было время образования
и укрепления русского централизованного
государства. Это время сформировало
личность Ивана Грозного и испытало на себе ее воздействие.
Появляется еще один
вопрос – место России среди европейских
стран, соотношение Востока и
Запада. Особенностью Запада было то, что
уже к XIII-XIV веку в ряде западноевропейских
стран сложилась система власти, основанная
на договорных отношениях. Идеи договора
не были чужды и далеки для России.
Таким образом, обзорно
рассмотрев XVI век в истории России, необходимо сделать
вывод, что этот век был отмечен расцветом
торговли и ремесел, ростом городских
центров. Все историки единогласно считают
XVI век веком экономического подъема. Я
согласна с этим утверждением, и добавлю,
что именно в XVI веке для России было сделано
много полезного, что впоследствии повлияло
на ее развитие.
1.3 Необходимость реформ
Важнейшей вехой политического развития стало восстание
в Москве, происшедшее вскоре после коронации
Грозного. В 1547 году выдалось на редкость
засушливое лето. В Москве участились
пожары. Самый крупный из них уничтожил
большую часть деревянного города. В огне
погибло несколько тысяч жителей, десятки
тысяч остались без крова и пропитания.
Возникли слухи, что причиной пожаров
были поджоги и колдовство. Власти предприняли
самые свирепые меры против «зажигальников»:
их пытали и на пытке они сами на себя говорили,
после чего их казнили. На второй день
после «великого пожара» была сформирована
боярская комиссия для наказания виновников
бедствия. 26 июня бояре собрали народ перед
Успенским собором и выясняли, кто зажигал
Москву. Чернь обвинила в поджоге Анну
Глинскую. Народ вышел из повиновения
и учинил расправу над боярином Ю. В. Глинским.
29 июня чернь двинулась в Воробьево, требуя
выдать на расправу бабку царя Анну Глинскую.
Но восстание было разогнано и его зачинщики
подверглись наказанию.
Напуганные мятежом
в столице и убийством одного из членов семьи, Глинские попытались
бежать в Литву. В погоню за ними был послан
боярин князь П. И. Шуйский. В последний
момент М. В. Глинский ускользнул от преследователей
и явился в Москву с повинной. В итоге он
был арестован и навсегда лишился высшего
титула конюшего.
В 1547-1550 годах произошли
волнения в других городах. Положение
народа ее более ухудшилось из-за неурожая
1548-1549 года.
Народные выступления
показали, что страна нуждается в
реформах. Дальнейшее развитие страны
требовало укрепления государственности, централизации
власти.
Москва завершила объединение
русских земель в конце XV-начале XVI века. Управлять обширным
государством с помощью архаических институтов
и учреждений, сложившихся в мелких княжествах
в период раздробленности, оказалось невозможным.
Общерусский Судебник 1497 года безнадежно
устарел. Источником постоянного недовольства
детей боярских был боярский суд, знаменитый
своими злоупотреблениями. Лишь только
с помощью дворянских отрядов можно было
пресечь народные волнения. Эти факты
также говорят нам о необходимости российских
реформ.
Таким образом, видно, что
в середине XVI века Россия нуждалась в усилении государственности,
централизации власти. Необходимость
реформ в управлении страной была очевидна.
II. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
2.1 Избранная Рада
Как было сказано выше,
в 1545-1547 годах было осуществлено несколько
мероприятий, призванных подчеркнуть
переход всей полноты власти к
юному государю: Иван Васильевич начал
ходить в военные походы, женился
на Анастасии Романовне Захарьиной, принял титул «царя».
Последовательные неудачи
попыток различных «боярских
партий» навсегда утвердиться у
верховной власти. Недовольство низших
слоев служилого класса засильем
временщиков у престола. Недостаточные
способности молодого царя к управлению государством и необходимость
проведения многих преобразований привели
к созданию своеобразной правительственной
группы компромисса между различными
слоями господствующего класса, названной
позднее князем Андреем Курбским с литовским
манером «Избранная Рада».
Итак, на политическую авансцену
времен «Избранной Рады» выступили
священник Благовещенского собора
в Кремле Сильвестр и царский
постельничий Алексей Федорович
Адашев. Помимо них в «Избранную
Раду» вошли князь Курлятев, князь
Андрей Михайлович Курбский, дьяк Иван Михайлович Висковатый
и некоторые другие представители аристократии.
Всего десятилетие суждено
было существовать «Избранной Раде». Но
за этот краткий период государственное
и социальное устройство России потерпело
столь сильные изменения, каких не происходило за целые века спокойного
развития. Возникла «Избранная Рада» не
ранее 1549 года, а в 1560 году ее уже не существовало.
«Избранная Рада»
разработала проект реформ. Одновременно
свои челобитные подал царю
публицист Иван Семенович Пересветов. Он советовал искать опору во дворянстве
за счет бояр. В основу программы реформ
были положены челобитные Пересветова.
2.2 Первый Земский собор.
Принятие нового Судебника
Новому уровню политической
организации страны, сложившемуся к
середине XVI века, должны были соответствовать
и новые государственные институты –
сословные и представительные учреждения,
отстаивавшие интересы крупных областей.
Таким органом стал Земский Собор.
В феврале 1549 года царь собрал
на совещание боярскую думу, Освященный
собор (верхушка церкви) и высших представителей
боярства и дворянства – первый Земский
Собор. Царь обвинил бояр в злоупотреблениях
и насилиях, которые они совершали в его
малолетство, и напомнил им, как они издевались
над ним самим. Затем он призвал забыть
все обиды и действовать всем вместе на
общее благо. Отсюда название Собора –
«Собор Примирения». На Соборе объявили
о намеченных реформах и о подготовке
нового Судебника. Решением Собора дворян
освободили от суда бояр-наместников и
предоставили им право на суд самого царя.
Собор 1549 года являлся
первым Земским Собором, то есть собранием
сословных представителей с законосовещательными
функциями. Его созыв отразил
утверждение в России сословно-представите ьной
монархии. Однако первый Собор еще
не носил выборного характера и там не присутствовали
представители городского торгово-ремесленного
населения и крестьян. Впрочем, обе эти
категории населения и в дальнейшем не
играли на соборах большой роли. Появление
сословно-представит льной монархии означало,
что теперь все важнейшие разрешения будут
санкционированы представителями господствующего
класса.
На Земском Соборе
1550 года был принят новый Судебник,
вобравший в себя (в отличие
от довольно архаичного Судебника 1497 года)
нормы всех основных разделов тогдашнего
права. Принципиальным нововведением
было прокламирование в заключительных
статьях двух норм: непрерывности развития
законодательства, а также публичного
характера вступления в силу Судебника.
В нем учтена судебная практика.
Новый Судебник полностью
соответствовал нуждам времени. Например, в нем
впервые вводилось наказание за взяточничество.
В новом законодательном документе появляются
нормы права, которые существуют до сих
пор, и появившиеся ранее институты власти
на местах в 1551 году получали уставные
грамоты, то есть «подписывались под Судебник».
Позднее также издаются новые уложения,
дополнявшие Судебник.
Подтверждены и уточнены
нормы крестьянского перехода в
Юрьев день, увеличено «пожилое»;
усиливается власть феодала над
крестьянами: на барина возлагается ответственность за преступление
крестьян; распространяется действие
Судебника на вновь присоединенные земли.
Ликвидированы привилегии монастырей
не уплачивать подати в казну. Запрещено
подавать в холопы детей боярских; введены
наказания для бояр и дьяков-взяточников.
Таким образом, в середине XVI века в России начала закрепляться
сословно-представит льная монархия в
лице Земского Собора, которая получила
опору благодаря изданию нового Судебника.
2.3 Ограничение кормлений
и изменение органов управления
Центральной реформой органов
управления стала отмена кормлений,
начатая еще при Елене Глинской,
и создание взамен их принципиально
новых органов местной власти.
Это повлекло за собой изменения
во всех важнейших сферах жизни общества,
на всех уровнях государственного устройства.
Несмотря на изменения,
проводимые Еленой Глинской, система
кормлений с тех времен сильно
не изменилась. Земли, не приписанные
к княжескому дворцу, входили в
круг местного управления, которому принадлежало
все, что не эксплуатировалось княжеским дворцом. Это управление
осуществлялось наместниками и волостителями.
Должность управляющего называлась кормлением,
так как он кормился за счет управляемых.
Наместничества давались не за правительственный
труд, а за придворную службу. В этом и
была причина изменения системы кормлений
в 1550 годы.
Первый момент ограничения
кормлений в том, что центральное
правительство стало точнее определять
законодательным путем установившиеся
в силу обычая или практики права
и ответственность областных
управлений. Выразился этот момент в законе, принятом
на другой день после царского выступления
27 февраля 1549 года. Царь с боярами «...уложил,
что во всех городах Московской земли
наместниками детей боярских не судити
ни в чем, опричь душегубства и татьбы
и разбоя с поличным». Этот закон предполагал,
что отныне дворян в наиболее важных для
них делах мог судить только Царский суд,
а не Боярский, как раньше. Это произошло,
несомненно, в результате давления уездного
дворянства.
Изменению подвергаются
не только права местных правителей, но сам порядок ведения
судебных процедур.
Первый Судебник и
уставные грамоты предписывали, чтобы
на суде у областных кормленщиков
присутствовали сотские, старосты и
добрые и лучшие люди, а судебник
1550 года прибавляет еще дворского, выборного управителя.
Эти меры можно отнести
к попытке придать кормленщикам
характер местных правителей в государственном
смысле слова и в этом направлении
изменить их судебно-администрати ную
деятельность. За ней же вводился строгий
надзор, который подавлял их бесчинства.
«Средством этого ограничения
служил двойной надзор за их действиями,
шедший сверху и снизу».
Данная реформа положила
начало к перестройке системы
управления, расширила компетенцию
судебных приказов, которые вытесняли
на местах кормленщиков, тем самым, укрепляя дворянство и центральную
власть. Эти меры стесняли не только произвол,
но и сам объем власти кормленщика, так
как изъяли наиболее важные дела из его
компетенции.
Процесс становления
централизованной власти, выражавшей
интересы правящей элиты и дворянства, происходит в 1548-1549
годах становлением целого ряда центральных
ведомств - приказов и разрастанием функций
канцелярий Большого дворца и Казны. Формирование
новых центральных органов власти было
ускоренным из-за отмены кормлений и введения
институтов самоуправления на местах,
а содержание новых учреждений обеспечивалось
особыми денежными сборами в их пользу.
Становление представительных
институтов на местах имело оборотной
стороной усиление контроля со стороны
центра. Это не могло не повлечь перестройки московских учреждений,
что диктовалось также разрастающимися
государственными потребностями.
Происходящая централизация
власти привела к появлению новой
структуры организации власти, но
ее характерной чертой была чрезвычайная
дробность ведомств и отсутствие четкого разграничения
функций между ними. Территориальная дробность
местного управления соединялась еще
с его ведомственной сложностью.
«В Дворцовой тетради
1552-1562 годах записано до 50 больших
и дворовых дьяков, возглавлявших
главнейшие приказы или избы».
В результате преобразований
создается огромный бюрократический
аппарат, который, конечно, нельзя считать
положительным результатом. Однако
эту реформу отличает комплексность
и целенаправленность. Также считают
и большинство историков.
«Они совершались в
одном строго определенном направлении:
определение прав кормленщиков, доклад,
введение земских заседателей в
суд кормленщиков... - все это были,
по-видимому, последовательные моменты
одного процесса...».
Такие грандиозные изменения,
которые практически заново создавали
новую структуру власти, требовали подкрепления
в существовавшем тогда законодательстве,
а оно, которое существовало в тот период
времени, было создано еще Иваном III. Следовательно,
оно было устаревшим, не соответствовала
новой системе управления и была помехой
для проведения дальнейших изменений.
Поэтому по предложению
государя сонм бояр рассмотрел и дополнил
Уложение Ивана III согласно новым потребностям
России.
Летом 1550 г. был принят
царем и Думой Судебник, вобравший в себя нормы всех основных разделов
тогдашнего права, полностью соответствовавший
нуждам времени.
Одобрив Судебник, Иван провел
в Москве Собор Слуг Божьих. Собор,
который утвердил все постановления
Иоанна.
Вслед за законодательной реформой,
последовали изменения в церкви, также
одобренные на Стоглавом соборе. Их проведение
было предназначено для того, чтобы исправить
не только обряды, книги, искажаемые писцами-невеждами,
но и самые нравы духовенства, учебой образовать
достойных служителей алтаря, установить
правила благочиния, искоренить соблазн
в монастырях, очистить христианство российское
от всех остатков древнего язычества.
Собор провел ряд мер, которые принесли
положительный эффект. Принимаются
меры, ограничивающие права церкви,
воспитываются «грамотные» служители
церкви, также проводятся изменения самой
службы, ее унификация. Потому что внутри
самой церковной организации существовали
различия в составе «святых» и не было
строгого порядка в исполнении церковных
обрядов, отсутствовала строгая система
внутреннего распорядка.
Изменения, проводимые в церкви, должны
были устранить ее излишнюю самостоятельность,
подчинить интересам государства,
хотя для этого еще не пришло время.
Чтобы утвердить новое отношение
государства к церкви, создается
ряд трудов, проповедовавших новые
выгодные идеи.
Решения, принятые в 1551 году на Стоглавом
соборе, сделали его наиболее знаменитым.
Налицо - комплексность реформ, тесное
взаимодействие с церковью, тенденция
к единству.
2.4 Изменение в церкви. Культура
в 50-е годы
Продолжая изменения церкви, Иван IV пытается
обогатить культуру России и «просветить»
ее с помощью западной культуры. Это были
годы реализации грандиозных замыслов.
«Иоанн ...предложил ...вывести
оттуда в Москву не только ремесленников,
художников, аптекарей, типографщиков, но и людей искусных
в древних и новых языках - даже феологов!».
Из этой выдержки видны
обширные планы Ивана Грозного обогащения
культуры с Запада, которым, к сожалению,
не удалось исполниться полностью,
так как столкнулись с политикой
Ганзы и Ливонского ордена, боявшегося
нашего просвещения. Но многие из приглашенных
в Россию были ей полезны в деле гражданского
образования. В результате развивается
публицистика, иконопись и другие виды
искусства.
Наступает период усиленного
развития культуры России, во всем обусловленный политикой
проводимой государем, хотя из противодействия
со стороны различных противников государства,
он был очень краток. Реформы церкви обуславливались
укреплением самодержавия и интересами
государства, таким образом, они были необходимы,
ведь тогда церковь играла огромную роль
во всех областях жизни страны и без изменения
ее не возможны дальнейшие преобразования.
2.5 Изменение налоговой
системы
Период реформ 50-х годов
совпадает с Казанской войной.
Как известно, война и реформы требовали огромных средств
и поэтому проводятся различные финансовые
преобразования. К тому же Россия унаследовала
налоговую систему со времен раздробленности
государства на княжества. В каждой земле
существовали свои налоги, оброки повинности,
соответствовавшие традиции и поэтому
налоговая система морально устарела
и не соответствовала требованиям времени.
Реформа налогообложения
имела несколько направлений. Первая
реформа больнее всего ударила
по монастырям. В 1548-1549 годах началась,
а в 1550-1551 годах была проведена отмена финансовых
изъятий на оплату основных налогов и
разнообразных проездных и торговых пошлин
- основного источника дохода монастырей.
В Судебнике 1550 г. Тарханы
(то есть освобожденные от части
или всех платежей в пользу государства) были отменены, в мае 1551 года
была проведена перерегистрация всех
жалованных грамот с пометкой. Была установлена
единая мера определения доходности –
«соха» - земельная единица. Были введены
новые налоги: «пищальные деньги», «полоняные».
Появляются не только новые налоги, но
и увеличиваются многие старые. Например,
происходит увеличение ставок одного
из главных поземельных налогов («ямских
денег»).
Правители решили в централизованном
порядке использовать возросшие
за десятилетия платежные способности крестьян.
Несмотря на строгое
направление увеличения налогового
пресса, оскудение дворянства вынудило
казну сделать серьезные уступки
военному сословию.
По налоговым изменениям,
можно сделать вывод, что они
были направлены на увеличение доходов
государства. Происходит резкое и заметное повышение
денежного налогового пресса. Эти преобразования
отличались комплектностью и конструктивностью.
В итоге реформ власти добились единообразия
в налоговой сфере. Еще раз, можно заметить,
явный прадворянский характер преобразований.
2.6 Реформы армии
С Казанской войной также
оказалась связана реформа армии,
начавшаяся с 1556 года. В результате
нескольких неудачных походов стало
понятно, что старый способ организации
армии уже не пригоден для такого
государства, то есть армия нуждалась в преобразованиях.
Во-первых, был изменен
сам способ набора в армию, вводятся
меры, привлекающие людей в армию.
Войско уже комплектовалось
не только из русских воинов. Во второй
половине XVI века в войско влились
казаки, жившие на Дону. Казаки использовались для несения пограничной
службы.
Появляется постоянный
вид войск - стрельцы. Они формировались
в качестве постоянных контингентов
пехоты (отчасти конницы), вооруженных
огнестрельным оружием. Они обеспечивались
коллективно землей, городскими дворами (не облагавшимися тяглом),
небольшим денежным пожалованием, сохраняя
право на мелкую торговлю и ремесло.
Модернизация и хорошие
условия для жизни стрельцов
во второй половине XVI века сделали
постоянное стрелецкое войско наиболее
мощной боевой силой Российского государства.
Благодаря изменениям, проведенным
в армии, ее вооружение приобрело
некоторое единообразие. Каждый воин
имел железный шлем, панцирь или
кольчугу, меч, лук и стрелы.
К изменениям в армии
добавляется появление артиллерии.
Увеличивается артиллерийский парк, обслуживающие
пушки и пищали, пушкари были выделены
в особую группу служилых людей «по прибору».
В результате реформ была
создана мощная боеспособная армия,
способная противостоять сильному
и крупному противнику. Армия XVI века многократно превосходила армию
Московского княжества XV века, а, создав
такую организацию армии, Иван получает
право более жестко требовать с нее, что
повышало боеспособность армии.
2.7 Местничества
К реформе армии относится
ограничение местничества в 1549-1550 годах, которое играло важную
роль в управлении армией. Так как местничество
- это назначение воевод по их роду или
«отечеству», а способность к ратному
делу имела второстепенное значение, в
этот момент местничества приобретает
особую остроту. В армии с особой отчетливостью
выступала реакционная роль этого института
власти. Отмена этого института в XVI веке
столкнулась бы с мощным противодействием
знати, потому что он обеспечивал ее монопольное
право на руководящую роль важнейших органах
государства. Поэтому реформаторам пришлось
действовать в строго определенных рамках.
Царские указы о местничестве
1549-1550 годах предусматривали возможность
назначения в помощники главнокомандующему
наиболее сведущих и одаренных воевод,
не обладающих достаточной знатностью. Принцип назначения на высший
пост не отменялся, и закон вовсе не обязывал
главного воеводу следовать советам своего
заместителя.
Чтобы предотвратить
саботаж во время походов, на время
военных мероприятий местничество
ограничивалось. Таким образом, ни каких серьезных мер по местничествам
принято не было.
Будучи одной из наиболее
ранних по времени политических реформ
50-х годов, приговор о местничестве
отразил в себе общий характер
политики формы и пути реализации
этой политики. Ни о каком серьезном законодательном ограничении местничества
не было и речи, но можно заметить, что
в реформе были попытки устранить серьезные
недостатки данного института. Смысл приговора
о местничестве заключался в установлении
службы в полках «без мест» и в запрете
«местничаться» во время похода.
2.8 Земельное законодательство
Центральным вопросом внутренней
политики 50-х годов являлся земельный
вопрос. Характер земельной политики
50-х годов определился уже в
первом крупном предприятии в
области земельного вопроса. Этим мероприятием было испомещение, приговором
3 октября 1550 года дворянской тысячи вокруг
Москвы, на основе которых предполагалось
построить новый Государев двор не по
территориальному принципу, а по признакам
знатности и служебного преуспевания.
Поэтому было решено испоместить «избранную тысячу»-1070
дворян. В «тысячу» были записаны дворяне,
которые не имели собственной земли рядом
с Москвой, что затрудняло их службу при
дворе. Испомещение «лучшей тысячи» позволило
правительству всегда иметь под рукой
людей, которых можно было назначить воеводами
в полки, головами в сотни, отправить с
дипломатическими поручениями в соседние
государства.
В процессе реализации приговора
от 3 октября 1550 года была составлена так
называемая Тысячная книга, включающая
в себя списки всех детей боярских, вошедших в состав
«тысячи».
В список «лучших слуг»
были внесены имена удельных князей
- Бельского, Мстиславского и Глинского,
а также доброй половины Боярской
думы... Тем не менее, удельные владыки
превращались в государевых помещиков, которым указ предписывал при необходимости
жить не в своих удельных столицах, а в
подмосковном поместье, чтобы быть готовым
в посылки.
К тому же преобразование
должно было вернуть единство крестьянского
сословия. Но реформа столкнулась
с некоторыми трудностями. Для наделения «тысячи» землей
требовалось не менее 118 тысяч четвертей
пашен, а такого количества у Казны не
было. И поэтому реформа осуществлялась
только частично. Новгородцев должны были
испоместить в последнюю очередь, но земель
для них так и не нашлось. То есть из-за
отдаленности Новгорода от Москвы новгородские
помещики практически не могли нести службу
в Москве.
В ходе реализации реформы
некоторым помещикам земли не
хватило, но испомещение тысячников
представляло собой прежде всего
мероприятие огромного масштаба в области земельных
отношений. В результате проведения в
жизнь приговора 3 октября 1550 года дворяне-помещики
получили в свои руки свыше 100 тысяч четвертей
пахотной земли с соответствующим количеством
угодий: лугов и лесов.
Одним из важнейших актов политики правительства
Ивана Грозного является приговор 11 мая
1551 года. Значение этого приговора заключается
в том, что он формулирует основные принципы
политики правительства Ивана IV в отношении
двух важнейших категорий феодального
землевладения: монастырского и княжеского.
Приговор устанавливал ряд мер, направленных
против землевладения. Во-первых, запрещалась
покупка монастырями и другими представителями
церковного землевладения вотчин «без
доклада» царю.
Другой пункт приговора
распространял обязательность доклада на земельные
вклады в монастырь. «А Суздальские князи,
и Ярославские князи, да Ст и т.д.................