Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска

Обходим антиплагиат


Наименование:


Лекции Лекции по "Теории литературы"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 27.04.2013. Год: 2013. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Лекция 1.

Тема I. Литература и культура. Культурологический подход к
изучению словесности.

Литература в контексте теории и истории культуры.
Литература как часть культуры.

Размышления ученых о современных проблемах образования и культуры привели к размышлениям о необходимости изучения литературы в широких культурных контекстах. Данные подходы позволяют рассматривать каждое единичное художественное явление как составную часть общекультурного процесса.
Сейчас существует много методик обучения, способствующих более эффективному способу приобретения знаний и формирования умений, но задача перед вузом стоит не просто обучать, а образовывать, помочь студенту сформировать свой Образ, свое Лицо. Такую цель ставит перед собой школа воспитания «человека культуры», культуроцентрическая школа XXI века, пришедшая на смену знаниецентрической. Идеи этой школы положены в основу данного курса.
Знаниецентрическая школа ориентирована на воспитание «человека образованного». Вместе с тем простой путь усвоения суммы знаний, увеличивающимся с геометрической прогрессией, порождает технократическое мышление, которое может быть свойственно не только представителям науки и техники, но и педагогу, политику, гуманитарию. Для технократического мышления не существуют категории нравственности, совести, добра, красоты. Издержкой современной цивилизации является существование «мозаичной культуры» как порождения «обильного и беспорядочного потока случайных сведений» средствами массовой коммуникации. Современный человек «клипового сознания» зачастую знающий, но не осознающий, морализирующий, но безнравственный, информированный, но не культурный. Даже беглый взгляд на быт и бытие современного человека свидетельствует о его приземленности, стандартизации мышления и поведения, примитивном развитии духовных потребностей и эстетических чувств. Появился массовый тип человека, переступающего через моральные нормы, не знающего ответственности перед настоящим и будущим, перед людьми и совестью, неудержимо стремящийся к комфорту, власти, самообладанию.

В конце XX века произошел разрыв между культурой и образованием, «распалась связующая нить» между традициями, людьми, эпохами, культурами, что, по мнению ученых привело к глобальному кризису образования. Образование должно выполнять функцию подготовки новых поколений к вхождению во «взрослую» социальную жизнь. Люди, утрачивая связь с прошлым, духовной культурой своего народа и человечества в целом превращаются в маргиналов. Происходит «измельчение человеческого материала, движущей силой общественных процессов становится широкомасштабное манипулирование людьми». Человечество поставлено перед проблемой выживания.
Связь литературы с культурой глубинная. Литература, как и другие искусства, является самосознанием культуры, представляет ее целостно как этапы и развитие человечества.
Цель занятий – погружение в пространство культуры, обеспечение объемности видения мира, прикосновение к высшим ценностным смыслам.
Культурологические основы изучения литературы зиждутся на идее литературоцентричнос и культуры. При изучении, проведении конкретного анализа, художественных текстов необходимо рассмотрение их как культурного универсума, раскрываемого только через постижение, «расшифровку знаков текста.
Важной задачей является вхождение в текст литературы и его истолкование в процессе диалога в силовом поле культуры. Отсюда важным является осмысление интеграции литературы и других видов искусств (музыки, живописи, скульптуры, садово-паркового искусства, архитектуры).

Литературоведение – наука о художественной литературе.

Литературоведение – наука о художественной литературе многопланова. В ее составе научные дисциплины двоякого рода. Первые дисциплины именуются вспомогательными. Эти дисциплины являются одновременно и служебными и «базовыми», фундаментальными, ибо придают литературоведению фактографическую, эмпирическую надежность. Таковы библиография, источниковедение, текстология в их литературных аспектах.
Вторые дисциплины именуются «главными отраслями литературоведения» и в отличие от первых, базовых характеризуются как «надстроечные». Это бес крайне широкая область конкретных исследований историко-литературны фактов и связей между ними, т.е. история литературы, составляющая центр науки о литературе.
Теория литературы занята общими закономерностями литературной жизни и в первую очередь – творчества писателей. Теория литературы имеет различные аспекты и разделы. Ее центральное звено - общая поэтика, учение о литературном произведении, его составе, структуре и функциях, а также о родах и жанрах литературы.
Теоретическое литературоведение наряду с поэтикой включает в себя учения о сущности литературы как вида искусства, а также закономерностях ее пребывания и движения истории (теории литературного процесса).
Теория литературы изобилует моментами дискуссионными, спорными. Многие суждения и концепции между собой решительно расходятся. Разнобой мнений, точек зрения ученых закономерен, ибо понимание сущности литературного творчества во многом зависит от той культурно-историческ й ситуации, в которой оно возникло и получило обоснование, а так же от мировоззренческой ориентации литературоведов.
Любую теорию надо рассматривать как документ, свидетельство о состоянии художественного сознания в данную эпоху.
------------
Б.В.Томашевский «Теория литературы. Поэтика» (1925),
И.Ф.Волков «Теория литературы» (1995).
Хрестоматия по теории литературы / Сост. Л.Н. Осьмакова; Вступ. ст.
П.А.Николаева. М., 1982;
Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред. П.А.Николлаева. 3-е
изд., испр. И доп. М., 1997. /


Специфика литературы.



О сущности искусства.
Художественная литература (наряду с музыкой, живописью и т.п.) – один из видов искусства. Слово искусство многозначно. В данном случае им названа собственно художественная деятельность, и то, что является ее результатом (произведение).
Искусство имеет творческий (созидательный) характер. Творчество – это инициативная одухотворенная деятельность людей и групп во имя сохранения и обогащения культурных ценностей. Не случайно искусство принято называть художественным творчеством.
Опираясь на классическую эстетику и работы современных теоретиков искусства, мы выделим три важнейших и органически взаимосвязанных аспекта художественного творчества: эстетический, познавательный и миросозерцательный (точнее – аспект авторской субъективности).
Искусство – прежде всего явление эстетическое. Его сфера – созданные творческим усилием человека произведения, предназначенные для эстетического восприятия. Теоретики искусства разных стран и эпох рассматривают эстетический аспект искусства как главный, стержневой, доминирующий.
Преломление в произведениях искусства вне художественной реальности, ее познание (в самом широком смысле) в разные эпохи понималось по-разному.
Исторически первым опытом рассмотрения художественного творчества как познания явилась теория подражания (мимесиса), возникшая и упрочившаяся в Древней Греции. Первоначально подражанием называли воссоздание человеческих движений в танцах, позже – любое воспроизведение предметов.
По словам Аристотеля, люди тем, «отличаются от остальных живых существ, что склон нее всех к подражанию»; первые познания приобретаются путем подражания, результаты которого всем доставляют удовольствие» (Аристотель. Поэтика // Аристотель и античная литература. М., 1978. С.116). Подражание, по Аристотелю, составляет сущность и цель поэзии, которая воссоздает предметы на началах их сходства с реально существующими (т.е. им подражает). Великий мыслитель древности отмечал, что поэт рисует возможное, могущее случиться и в отличие от историка осуществляет некое обобщение: «Поэзия говорит более об общем, история – о единичном».
Теория подражания сохраняла авторитетность до XVIII в. и в конце столетия стала восприниматься как устаревшая. Зачастую связь изображенного с его «прообразом» сводилась к их внешнему сходству: подражание неоднократно отождествлялось с натуралистическим изображением и удовлетворяло требованиям « самой грубой оценки искусства как фотографии действительности» (Лосев А.Ф. История античной эстетики: Аристотель и поздняя классика. М., 1975. С.417).
В эпоху эллинизма (на основе теории подражания и одновременно как ее преодоление) обозначилась, а в средние века упрочилась иная концепция познавательных начал искусства: художественное творчество стало мыслиться не только как воспроизведение единичных предметов, но и в качестве «восхождения» к неким универсальным сущностям, бытийным и смысловым.
Эта концепция была предварена Платоном, который говорил о подражании космической гармонии в музыке. Ее центр – учение о символе, выступавшем, прежде всего, в роли религиозно-философск й категории. Трансформируя теорию подражания, средневековые философы говорили о символе как «неподобном подобии», видя в нем основу и стержень произведения искусства. Концепция искусства как символизирования в большей степени, чем теория подражания, акцентирует обобщающее начало образности (сопричастность искусства идеям и смыслам).
В XIX веке упрочилась и возобладала новая концепция в искусстве как познания, опирающаяся на опыт реалистического творчества. В эту эпоху синтезировались более ранние теории (подражания и символизирования). Опорные понятия этой концепции, поставившие в центр образ человека в искусстве – тип и характер.
Слово «тип» (типическое) применительно к искусству используется, по меньшей мере в двух значениях.


Литература как вид искусства.

Разграничение видов искусства осуществляется на основе элементарных, внешних, формальных признаков произведений.
Еще Аристотель отмечал, что виды искусства различаются средствами подражания («Поэтика». Гл. 1). Говоря иначе, материальный носитель образности у каждого вида искусства свой, особый, специфичный.
Материальным носителем образности литературных произведений является слово, получившее письменное воплощение (лат. littera – буква).
Слово (в том числе художественное) всегда что-то обозначает, имеет предметный характер. Литература, говоря иначе, принадлежит к числу изобразительных искусств, в широком смысле предметных, где воссоздаются единичные явления (лица, события, вещи, чем-то вызванные умонастроения и на что-то направленные импульсы людей).


Литература как искусство слова. Речь как предмет изображения.

Художественная литература – явление многоплановое. В ее составе выделимы две стороны. Первая – это вымышленная предметность, образы внесловесной действительности. Вторая – собственно речевые конструкции, словесные структуры.
Художественная словесность совмещает в себе два разных искусства: искусство вымысла (явленное главным образом в беллетристической прозе, сравнительно легко переводимой на другие языки) и искусство слова как таковое (определяющее облик поэзии, которая утрачивает в переводах едва ли не самое главное).
Вымысел и собственно словесное начало точнее было бы охарактеризовать не в качестве двух разных искусств, а как две нерасторжимые грани одного феномена: художественной словесности.
Собственно словесный аспект литературы, в свою очередь, двупланов. Речь здесь предстает, во-первых, как средство изображения (материальный носитель образности), как способ оценочного освещения внесловесной действительности; и, во-вторых, в качестве предмета изображения – кому принадлежащих и кого-то характеризующих высказываний.

Художественный образ. Образ и знак.

Обращаясь к способам (средствам), с помощью которых литература и другие виды искусства, обладающие изобразительностью, осуществляют свою миссию, философы и ученые издавна пользуются термином «образ» (др.-гр. эйдос – облик, вид).
В составе философии и психологии образы – это конкретные представления, т.е. отражение человеческим сознанием единичных предметов (явлений, фактов, событий) в их чувственно воспринимаемом обличии. Существуют чувственно-образная и понятийно-логическая формы освоения мира.
Различимы, образные представления (как феномен сознания) и собственно образы как чувственная (зрительная и слуховая) воплощенность представлений.
Различаются образы научно-иллюстративные фактографические (информирующие о действительно имеющих место фактах) и художественные. Значение слова «образ» является насущным для теории искусства.
Образ художественный как один из важнейших терминов эстетики и искусствознания, служит для обозначения между действительностью и искусством и наиболее концентрированно выражает специфику искусства в целом.
Таким образом, художественный образ обычно определяет как форму или средство отражения действительности в искусстве, особенностью которого является выражение абстрактной идеи в конкретной чувственной форме.
Образами называют как отдельные выразительные приемы, метафоры, сравнения, так и целостные структуры (персонажи, характеры, произведения в целом и т.п., например образ грозы в «Грозе» А.Островского, образ Евгения Базарова в романе «Отцы и дети» И.Тургенева). Но сверх этого существует и образный строй направлений, стилей, манер и т.д. (образы средневекового искусства, Возрождения, барокко). Художественный образ может быть частью произведения искусства, но может быть равным ему и даже его превосходить.
Художественные образы создаются при активном участии воображения: они не просто воспроизводят единичные факты, но сгущают, концентрируют существенные для автора стороны жизни во имя ее оценивающего осмысления.
Воображение художника – это не только психологический стимул его творчества, но и некая данность, присутствующая в произведении. В последнем наличествует вымышленная предметность, не имеющая полного соответствия себе в реальности.
Основными этапами, или уровнями, формирования художественного образа являются: образ-замысел, художественное произведение, образ-восприятие. Каждый из них свидетельствует об определенном качественном состоянии в развитии художественной мысли. Так, от замысла во многом зависит дальнейший ход творческого процесса. Именно здесь происходит «озарение» художника, когда будущее произведение «вдруг» представляется ему в главных чертах. Конечно, это схема, но схема наглядная и образная.
Следующий этап связан с конкретизацией образа-замысла в материале. Условно его называют образ-произведение. Здесь начинают действовать закономерности, связанные с природой материала, и только здесь произведение получает реальное существование.
Последним этапом является закон восприятия художественного произведения. Здесь образность не что иное, как способность воссоздать, увидеть в материале (в цвете, звуке, слове) идейное содержание произведения искусства. Это умение видеть и переживать требует усилий и подготовки. В известной мере восприятие – это сотворчество, результатом которого является художественный образ, способный глубоко взволновать и потрясти человека, одновременно с этим оказать на него огромное воздействие.
Ныне в литературоведении укоренилось слово «знак» и «знаковость». Они заметно потеснили привычную лексику («образ», «образность»). Знак составляет центральное понятие семиотики, науки о знаковых системах.
Понятие «знак» не отменило традиционных представлений об образе и образности, но поставило эти представления в новый, весьма широкий смысловой контекст. Понятие знака, насущное в науке о языке, значимо для литературоведения: во-первых – в области изучения словесной ткани произведений, во-вторых – при обращении к формам поведения действующих лиц.

Основные литературоведческие методы изучения литературного процесса.
Основные категории (термины) истории литературы:
-«литературный процесс»,
-«литературный поток»,
-«литературные тенденции»,
-«литературный факт».




















Тема 2. Теоретические и методологические предпосылки литературного анализа.
Художественное произведение и его свойства.

Художественное произведение – основной объект литературного изучения, своего рода мельчайшая «единица» литературы.
Более крупные образования в литературном процессе – направления, течения, художественные системы – строятся из отдельных произведений, представляют собой объединение частей.
Словесно-художественны произведения издавна принято объединять в три большие группы, именуемыми литературными родами. Это эпос, лирика, драма.
Литературное произведение обладает целостностью и внутренней завершенностью, это самодостаточная единица литературного развития, способная к самостоятельной жизни. Литературное произведение как целое обладает законченным идейным и эстетическим смыслом, в отличие от своих составляющих – темы, идеи, сюжета, речи и т.п., которые получают смысл и вообще могут существовать лишь в системе целого.
Литературно-художеств нное произведение – это произведение искусства в узком смысле слова, т.е. одной из форм общественного сознания. Как и все искусство в целом, художественное произведение есть выражение определенного эмоционально-мыслите ьного содержания в образной эстетически значимой форме. Пользуясь терминологией М.М.Бахтина, можно сказать, что художественное произведение – это сказанное писателем, поэтом «слово о мире», акт реакции художественно одаренной личности на окружающую действительность.
Согласно теории отражения, мышление человека представляет собой отражение действительности, объективного мира. Это в полной мере относится и к художественному мышлению. Литературное произведение, как и все искусство, есть частный случай субъективного отражения объективной действительности. Однако отражение нельзя понимать как механическое, зеркальное, как копирование действительности. Непрямой характер отражения сказывается в мышлении художественном, где так важен субъективный момент уникальная личность творца, его оригинальное видение мира и способ мышления о нем. Художественное произведение, есть отражение активное, личностное, при котором происходит не только воспроизведение действительности, но и ее творческое преображение.
Художественное произведение представляет собой нерасторжимое единство объективного и субъективного, воспроизведения реальной действительности и авторского понимания ее. Осознание единства объективного изображения и субъективного выражения в художественном произведении необходимо ради практических задач аналитической работы над произведением. Традиционно в нашем изучении и преподавании литературы больше внимания уделяется объективной стороне, что обедняет представление о художественном произведении и может привести к подмене, когда вместо того, чтобы изучать художественное произведение с присущими ему эстетическими закономерностями начинают изучать действительность, отраженную в произведении. Что интересно, но не имеет прямой связи с изучением литературы как вида искусства. Подобная тенденция нашла наиболее явное воплощение в теории и практике так называемой культурно-историческ й школы, особенно в европейском литературоведении. Ее представители искали в литературных произведениях, прежде всего приметы и черты отраженной действительности, видели в произведениях литературы культурно-историческ е памятники, но художественная специфика, сложность литературных шедевров не занимала исследователей. Отдельные исследователи русской культурно-историческ й школы видели опасность такого подхода.
Если по содержанию художественное произведение представляет собой единство отраженной жизни и авторского отношения к ней, т.е. выражает некоторое «слово о мире», то форма произведения носит образный, эстетический характер. Искусство и литература, как известно, отражает жизнь в форме образов, то есть используют такие конкретные единичные предметы, явления, события, которые в своей конкретной единичности несут в себе обобщение. Образность составляет основу художественности, как в смысле принадлежности к искусству, так и в смысле высокого мастерства. Благодаря своей образной природе художественные произведения обладают эстетической ценностью.

Структура художественного произведения и ее анализ.
Содержание и форма литературного произведения.

Художественное произведение как структура состоит из некоторых сторон, элементов, аспектов. При этом отдельные части произведения тесно связаны и объединены друг с другом, представляют собой сложно организованное целое. В современном литературоведении существуют две основных тенденции в установлении структуры произведения. Первая исходит из выделения в произведении ряда слоев, или уровней. Так, М.М. Бахтин видит в произведении в первую очередь два уровня – «фабулу» и «сюжет», изображенный мир и мир самого изображения, действительность автора и действительность героя. М.М. Гиршман предлагает более сложную, в основном трехуровневую структуру: ритм, сюжет, герой. Существуют и иные модели художественного произведения.
Второй подход к структуре произведения в качестве первичного разделения берет такие категории, как содержание и форма. В наиболее законченном и аргументированном виде этот подход представлен в трудах Г.Н.Поспелова. Произведение искусства есть явление не природное, а культурное, в основе его лежит духовное начало, которое, чтобы существовать и восприниматься, непременно должно обрести некоторое материальное воплощение, способ существования в материальных знаках.
Содержание литературного произведения мы можем определить как его сущность, духовное существо, а форму – как способ существования этого содержания. Иными словами, содержание – это «высказывание» писателя о мире, реакция на те, или иные явления действительности. Форма – та система средств и приемов, в которой эта реакция находит выражение, воплощение. Упрощая, можно сказать, что содержание – это то, что сказал писатель своим произведением, а форма – как он это сделал.
Форма художественного произведения имеет две основные функции. Первая осуществляется внутри художественного целого, это функция выражения содержания. Вторая функция обнаруживается в воздействии произведения на читателя, ее можно назвать внешней по отношению к произведению. Форма оказывает на читателя эстетическое воздействие, потому что именно форма выступает носителем эстетических качеств художественного произведения. Из сказанного о функциях формы понятно, что вопрос об условности, столь важный для художественного произведения, по-разному решается применительно к содержанию и форме.
В пределах художественного произведения содержание обладает безусловностью. Как и явление первичной реальности, в художественном мире содержание существует как непреложная данность. Оно не может быть условно-фантазийным, его нельзя выдумать – оно непосредственно приходит из первичной реальности (из общественного бытия людей или сознания автора). Напротив форма может быть сколь угодно фантастична и условно-неправдоподо на, она существует для воплощения содержания. Так, щедринский город Глупов – создание чистой фантазии автора, он условен, т.к. никогда не существовал в реальности, но не условность и не вымысел самодержавная Россия, ставшая темой «Истории одного города» и воплощенная в образе города Глупова.
Современная наука исходит из первичности содержания по отношению к форме. Писатель подыскивает соответствующую форму пусть еще для смутного, но уже существующего содержания, но ни в коем случае не наоборот – не создает сначала «готовую форму», а потом уже вливает в нее некоторое содержание. По отношению к воспринимающему сознанию, именно форма выступает первичной, а содержание вторичным. Поскольку чувственное восприятие всегда опережает эмоциональную реакцию и тем более рациональное осмысление предмета, служит для них основой и базой, мы воспринимаем в произведении сначала его форму, и только через нее – соответствующее художественное содержание.
Движение анализа произведения – от содержания к форме или наоборот – не имеет принципиального значения. Любой подход имеет свои оправдания: первый – в определяющем характере содержания по отношению к форме, второй – в закономерностях читательского восприятия. В художественном произведении равно важны и форма, и содержание. Соотношение формы и содержания – соотношение не пространственное, а структурное. Пространственно содержание и форма неразличимы.


Тема 3. Тематика искусства.
Значение термина «тема». Тема как литературоведческая категория.
Слово «тема» («тематика») произошло от др.-гр. thema – предмет - то, что положено в основу - предмет описания, изображения, разговора.
В литературе объект художественного изображения, круг жизненных явлений, отображенных писателем.
В искусствоведении и литературоведении оно используется в разных значениях. Во-первых, темами именуют наиболее существенные компонентами художественной структуры, аспекты формы, опорные приемы. Тематика составляет фундаментальное начало художественных произведений.
В.М. Жирмунский. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Тематика как сфера семантики художественной речи. «Каждое слово, имеющее вещественное значение, является для художника поэтической темой, своеобразным приемом художественного воздействия <…>. В лирике нередко целое поэтическое направление определяется по преимуществу своими словесными темами; например, для поэтов-сентименталис ов характерны такие слова, как «грустный», «томный», «сумерки», «печаль»…».
Б.В.Томашевский. Поэтика. Теория литературы. О соотнесенности понятий «тема» и «мотив». Связь термина « тема» не с элементами структуры, а с сущностью произведения как целого. Тема как фундамент художественного произведения – все то, что стало предметом авторского интереса, осмысления, оценки. Данный феномен ученый называл главной тема произведения. Говоря о тематике не структурной, а субстанциональной, он называл темы любви, смерти, войны… Тема - это «единство значений отдельных элементов произведения. Она объединяет компоненты художественной конструкции, обладает актуальностью и вызывает интерес читателей» (Томашевский).
Субстанциональный аспект тематики, т.е. предмет художественного освоения (познания). В художественных произведениях прямо или косвенно преломляются и бытие как целое (т.е. присутствует картина мира как упорядоченного или дисгармоничного), и его определенные грани: феномены природы и, главное, человеческой жизни.
Догматически узкая интерпретация в отечественном литературоведении с 1920-х гг. - сведение темы литературных произведений к социальной характерности. Художественная тематика сложна и многопланова. На теоретическом уровне ее правомерно рассмотреть как совокупность трех начал. I – онтологические и антропологические универсалии, II – локальные (порой весьма масштабные) культурно-историчес ие явления, III – феномены индивидуальной жизни (прежде всего - авторской) в их самоценности. Перспектива подобного истолкования тематики искусства намечена М.М.Гиршманом (Избранные статьи. Художественная целостность. Ритм.Стиль. Диалогическое мышление), по словам которого, «в произведениях как художественной целостности равно несомненными и равнодостойными являются человечество, народ и конкретная человеческая личность».
Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. «Одни под темой жизненный материал, взятый для изображения. Другие – основную общественную проблему, поставленную в произведении». Иногда тема даже отождествляется с идеей произведения.
М.Горький: «Тема – это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще неоформленно».
Поспелов Г.Н. Целостно-системное понимание литературных произведений. Необходимость разграничения самих терминов «тема», «проблема», «идея» и стоящие за ними структурные уровни художественного содержания.
В соответствии с этой традицией под темой понимается объект художественного отражения, те жизненные характеры и ситуации (взаимоотношения характеров, взаимодействия человека с обществом в целом, с природой, бытом и т.п.), которые как бы переходят из реальной действительности в художественное произведение и образуют объективную сторону содержания.
Тематика как связующее звено между первичной реальностью и реальностью художественной, она принадлежит сразу обоим мирам: реальному и художественному. Действительные характеры и взаимоотношения характеров не копируются писателем «один к одному», а творчески преломляются: писатель выбирает из действительности наиболее характерное, усиливает эту характерность и воплощает ее в единичном художественном образе.
Литературный персонаж – вымышленная писателем личность со своим характером, т.е. совокупностью индивидуальных устойчивых черт личности – социальных и психологических. На эту индивидуальную целостность и должно быть прежде всего направлено внимание при анализе тематики.
В практике преподавания литературы рассмотрению тематики и дальнейшему анализу «образов» (то есть характеров литературных персонажей) уделяется много внимания, как будто главное в художественном произведении – это та действительность, которая получила в нем отражение, тогда как на самом деле центр тяжести содержательного анализа должен лежать в плоскости: не что автор отразил, а как осмыслил отраженное.
Преувеличенное внимание к тематике переводит разговор о литературе в разговор об отраженной в художественном произведении действительности. Например, если рассматривать «Евгения Онегина» или «Мертвые души» лишь как иллюстрацию к жизни дворянства начала XIX в., то вся литература превращается в иллюстрацию к учебнику истории. Игнорируется эстетическая специфика художественных произведений, своеобразие авторского взгляда на действительность, особые содерж
и т.д.................


Скачать работу



Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.