Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Образование как глобальное общественное благо

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.04.2013. Год: 2013. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



?
Введение
Рост значимости знаний для развития современных обществ побуждает мировое сообщество обращать все большее внимание на сферу образования и науки. Сегодня общими проблемами являются как преодоление неграмотности в развивающихся странах, так и защита интеллектуальной собственности. Выработке новых подходов к их решению может способствовать анализ знаний и образования как глобальных общественных благ.
Развитие экономики, основанной на знаниях, является одной из ключевых характеристик глобальных перемен последних десятилетий. Конечно, образование, изобретения, накопление знаний являлись важными факторами прогресса на всем протяжении мировой истории. Однако основными источниками власти были все же «жесткая» сила и богатство. В наши дни этот баланс нарушается: по выражению Э. Тоффлера, происходят метаморфозы власти, в результате которых «и сила, и богатство стали поразительно зависеть от знания».
В результате происходящих изменений знания и образование оказываются в категории «глобализированных» общественных благ: если раньше задачи развития систем образования ставились на национальном уровне, то теперь речь идет о достижении «Целей тысячелетия», включающих всеобщее начальное образование и достижение гендерного равенства в доступе к образованию. Ситуация непроста: знания в широком смысле этого слова являются движущей силой развития цивилизации, но также и источником роста глобального неравенства. В то время как передовые страны имеют все возможности для развития науки, аутсайдеры зависят от технологий, гуманитарной и финансовой помощи развитых стран.
Знания сами по себе – глобальное общественное благо, полностью удовлетворяющее требованиям неисключительности и неконкурентности. Каждый имеет возможность выучить математическую теорему, и это никак не ограничивает других в «потреблении» этого же блага. Чем больше вокруг образованных людей, тем выше потенциал развития общества.
Объектом исследования курсовой работы выступает особое общественное благо - образование. Предметом – общественные отношения, их место в мировой экономике.
Целью курсовой работы является рассмотрение образования как особого вида общественных благ, определение его значения в развитии общества.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены следующие задачи:
- дать понятие общественного блага;
- изучить классификацию общественных благ, выявить их особенности;
- ознакомиться со способами предоставления общественных благ;
- выявить факторы, определяющие становление образовательного общества;
- определить социальные функции, реализуемые образованием.





1. Общественные блага
1.1. Понятие и сущность общественных благ
Понятие общественных благ широко используется в теоретической и учебной литературе, но нет единого, базового определения общественного блага. Однако все авторы признают наличие у общественных благ двух характерных черт – неконкурентности в потреблении и неприсвояемости, и не демонстрируют разногласий в отношении понимания содержания этих черт, но расходятся во мнениях относительно того, что является определяющим признаком общественного блага, а также того, какие характеристики присущи «общественному благу».
Благо это всё то, что заключает в себе определённый положительный смысл, предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определённую человеческую потребность и отвечающим интересам, целям, устремлениям людей.1
Следовательно, общественное благо это такая группа товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности не отдельного индивидуума, а потребности всего общества или социальных групп. Их производство, как правило, финансируется государством.
Частным случаем блага выступает товар, который удовлетворяет определённые потребности, имеет ценность (стоимость) и предназначен для обмена. Товар для производителя не имеет непосредственной потребительной стоимости, иначе он не вынес бы его на рынок. Его непосредственная потребительная стоимость для владельца заключается лишь в том, что он является носителем меновой стоимости и, следовательно, выступает средством обмена. По этой причине владелец стремится реализовать свой товар в обмен на другие, в потребительной стоимости которых он нуждается. Для своих владельцев все товары не имеют потребительной стоимости и представляют потребительную стоимость для своих не владельцев. Вследствие этого, все товары должные всегда переходить из рук в руки. Однако такой переход, по сути, из рук в руки и составляет товарный обмен, именно как стоимости они относятся в обмене друг к другу и реализуются как стоимости. Из этого следует, что товары должны реализовываться как стоимости до того, как они получат возможность реализовываться как потребительские стоимости.
Услуга в отличие от товара представляет собой отсутствие материальной формы, и процесс потребления услуги совпадает с моментом её производства. Оказываемые населению услуги подразделяются на платные и бесплатные для конечного потребителя, т. е. финансируемые из бюджетов различных уровней. В ряде отраслей могут предоставляться только платные или преимущественно платные услуги, а в других – преимущественно бесплатные или на льготных условиях. В качестве основного поставщика комплекса услуг, оказываемых потребителям на безвозмездной и безвозвратной (полностью или частично) основе выступает государство за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы и целевых бюджетных фондов. И как субъект, который оказывает услугу, государство может предоставлять услуги на бесплатной, льготной или частично платной и платной основе.
На сегодняшний день в современной экономике прослеживается тенденция, когда под товаром понимали только вещи и предметы, однако сейчас в понятие товар включается полный комплекс услуг (например, от упаковки и гарантийного обслуживания и до качества взаимодействия с клиентами и т. п.).
Таким образом, общественные блага это блага, которым присущи следующие характеристики:
- несоперничество в потреблении;
- неконкурентность;
- неаддитивность (неделимость в потреблении);
- неопределённость конечного потребителя;
- неопределённость прав собственности.2
Несоперничество означает, что изменение количества потребителей данного блага не влияет на количество полезности, получаемой каждым из них. В такой ситуации увеличение числа потребителей ведёт к увеличению общественной полезности блага и означает, что прибавление дополнительного потребителя не снижает полезности остальных. Например, фонарь на улице светит двум прогуливающимся под ним индивидам так же ярко, как и трём.
Отсутствие конкурентности в потреблении общественных благ, обусловлено тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения. От количества лиц, использующих общественное благо, его ценностные характеристики существенным образом не страдают. Например, высаженными на клумбе цветами могут наслаждаться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей.
Неделимость блага в потреблении означает, что индивид не может непосредственно выбирать объём потребления блага. Например, освещение на улице не может включаться и выключаться в определённое время по просьбе определённого человека, он может только использовать или же не использовать это благо. Мы неизбежно пользуемся всем объёмом услуг по обороне страны. Ни один человек не имеет возможности выбрать, какие именно из развернутых армий должны защищать его самого, а какие – соседа, какие самолёты поднимутся в воздух на его защиту, а какие должны обеспечить прикрытие его детям. Население пользуется всем объёмом предоставляемого на данной территории чистого общественного блага. Речь идёт о неделимости в потреблении, а не в производстве и предоставлении общественных благ. Общество, безусловно, может выбрать необходимый уровень национальной обороны (численность войск, их материальное обеспечение, объём финансирования), что приводит к разному объёму предоставления блага.
Таким образом, сущность общественных благ заключается в удовлетворении определённых общественных потребностей и обеспечении посредством этого расширенного воспроизводства общества, предполагает признание общества в качестве реального образования, обладающего субстанциональность по отношению к составляющим его индивидам.

1.2. Классификация общественных благ и их особенности.
Известно, что в многообразии благ можно разобраться и выявить их признаки с помощью классификации. Классификация как метод научного исследования позволяет совершенствовать понимание особенностей и непосредственного назначения благ, умение их распознавать, формировать оптимальные варианты производства и обеспечения ими потребителей, анализировать возможности замещения общественных благ частными и наоборот, а также определить признаки сопоставления реального спроса и фактического предложения благ.
Как правило, классификация строится по основному признаку. Выбранный признак и позволяет установить особенности и возможную цель государственного и регионального управления данным конкретным объектом.
В науке многие исследователи разделяют блага на настоящие (текущие) и будущие, прямые и косвенные, долговременные и краткосрочные, материальные и нематериальные, экономические и неэкономические (даровые), индивидуальные и коллективные, частные и общественные. Необходимо отметить, что классификация общественных благ может быть произведена и с учетом критерия внешнего эффекта (помимо классификации с учетом возможности исключения и степени использования этих благ), что наиболее значимо при характеристике экономических отношений, возникающих по поводу производства и потребления социально значимых услуг.
Рассмотрим для начала разделение общественных благ на чистые и смешанные.
Чистое общественное благо обладает одновременно двумя ранее рассмотренными свойствами – неконкурентностью и неисключаемостью. Эти блага характеризуются совершенной неубываемостью и неуменьшаемостью их потребления и использования. Чистых общественных благ, которые предоставляются с нулевыми предельными издержками и которые неделимы в потреблении, довольно немного (например, полиция, дипломатия, освещение улиц, оборона страны и т. д.) Чаще всего предоставляются блага с так называемым делимым потреблением. Так или иначе делимость потребления имеет два важных следствия:
- количество блага, потребленного одним индивидом, уже не обязательно равно количеству, потребленному вторым индивидом;
- теоретически можно выяснить, кто потреблял благо, и требовать оплаты уже после потребления.
Смешанное благо может быть объектом купли-продажи, то есть быть платным. Разновидностью исключаемого смешанного блага является перезагружаемое общественное благо. Оно является неисключаемым до определенного порогового уровня, за которым наступает нехватка этого блага для всех, то есть его перезагрузка.
Использование блага за пороговым уровнем одним человеком исключает из потребления другого или уменьшает возможность потребления им этого блага. Типичным примером перезагружаемого общественного блага являются тоннели, шоссейные дороги, мосты. Перезагружаемое общественное благо до определенного уровня обладает чертами и свойствами чистого общественного блага, доступ к нему всех членов общества бесплатен. За пределами этого же уровня оно обладает свойствами и чертами платного частного блага.
Другой разновидностью смешанного блага является благо совместного потребления с ограниченным доступом, которое принято называть клубным благом. Здесь принцип исключаемости применяется не к одному человеку, а к группе лиц. Доступ к потреблению такого рода смешанных благ ограничен уставными требованиями и размерами членских взносов. Типичными примерами организации предоставления смешанных благ ограниченного доступа могут быть теннисные клубы, добровольные ассоциации, пляжи, парки.
«Классификации общественных благ производятся не только с учетом возможности исключаемости и степени использования этих благ, но и с учетом критерия внешнего эффекта. Он может быть положительным (например, эффект повышения образовательного уровня населения) и негативным (например, ущерб окружающей среде). Внешние эффекты различаются по масштабам и долгосрочности своего воздействия. Комбинация внешних эффектов с учетом их масштабности и временного лага воздействия с общественными благами дает возможность выделить следующие виды чистых общественных благ:
- чистое общественное благо, внешний эффект воздействия которого имеет национальное и мировое значение (к примеру, мировые шедевры культуры, общегосударственные стандарты);
- чистые общественные блага с региональным и локальным эффектом воздействия (например, местное радио, пожарная охрана, места отдыха)».3
На основании территориальных границ, в рамках которых осуществляется потребление благ, выделяют следующие общественные блага:
- международные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ и которые потребляются всем населением, вне зависимости от территориальных границ государства. К таким благам относятся, например, научно-технические исследования и разработки, мероприятия, направленные на улучшение экологической ситуации, международная валютная система. Производство и распределение общественных благ на международном уровне достаточно затруднено, так как для этого необходима значительная концентрация ресурсов не только одного государства, а всей мировой экономики. Только в этом случае можно добиться сколько-нибудь ощутимой эффективности и результативности. В качестве действенных инструментов производства общественных благ на международном уровне используются различные межправительственные ассоциации, комиссии и т. д. Большой шаг в этом направлении был сделан с созданием ЕЭС. В результате этого большое количество благ трансформировались из национальных в общеевропейские. Естественно, что для этого потребовалось существенное изменение характерных функций, большого количества институтов и механизмов;
- национальные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются в рамках определенной национальной экономики. Масштабы их распространения четко ограничены территорией определенного государства и не могут выходить за них, например, на международный уровень. К ним, например, относятся армия, флот, деятельность федеральных органов государственной власти. Их специфическая особенность заключается в том, что они необходимы для всей национальной экономики, для чего целесообразно производство их на общегосударственном уровне;
- местные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются не на уровне всего государства, а на местном уровне. Производство этих благ необходимо в том случае, когда у определенного региона существуют отличные от общегосударственных потребности. К таким благам относятся, например, уборка мусора, концерты, театры, городские парки.
Таким образом, существует множество вариантов классификации общественных благ исходя из различных комбинаций их характеристик. В зависимости от применения общественное благо может играть различную функциональную роль в экономике.

1.3. Способы предоставления общественных благ. Возможности рынка и государства.
Возможности рынка в предоставлении общественных благ – это исключающие принудительное участие способы финансирования их производства. На практике это означает, что предоставление общественных благ осуществляется частным сектором, а финансирование их производства обеспечивается путем подключения рыночных механизмов. Существует несколько способов такого подключения. Рассмотрим каждый из них.
Исключение «безбилетников»
Так называемые «безбилетники» это те, кто стремиться получить выгоду за счет усилий других пользователей. Из-за этого может возникнуть так называемая проблема «безбилетника», суть которой заключается в том, что в потреблении общественного блага заинтересованы все, а платить не хочет никто. Наиболее простым методом их исключения является ограничение доступа к потреблению блага.
Исключаемые общественные блага представляют собой тот тип благ, доступ к которым легко ограничить, несмотря на коллективный характер их потребления. Введение абонементной платы за подключение к кабельному телевидению и компьютерным сетям, продажа билетов на различного рода зрелищные мероприятия – наиболее наглядные примеры подключения ценового механизма к решению проблемы предоставления общественных благ.
Введение платы в качестве инструмента регулирования доступа к благу может быть использовано в том случае, когда степень избирательности в потреблении блага зависит от количества потребителей, т.е. в отношении перегружаемых благ.
Заключение частных контрактов может быть эффективным механизмом исключения неплательщиков в отношении благ совместного потребления. Контракты на совместное владение предполагают участие в потреблении блага только на определенных условиях, например, внесение взносов на благоустройство дома в рамках организованного товарищества.
Когда благо не находится в постоянном пользовании потребителя, а круг его потребителей ограничен, в качестве метода исключения «зайцев» может служить создание особых организаций по совместному использованию блага, доступ к потреблению которого обусловлен членством в ней на основе внесения установленного взноса, например, пользование бассейнами, площадками для гольфа и тенниса и т.п.
Взаимообусловленное финансирование
Один из методов такого финансирования – увязывание предоставления потребителю обладающего неисключаемостью блага с исключаемым благом, т.е. продажа их в едином пакете. Так, финансирование общественного радио- и телевещания может осуществляться путем включения определенной наценки в цену радио- и телевизионных приемников.
Субсидирование.
Финансирование производства общественных благ может осуществляться и за счет добровольных пожертвований граждан и организаций, которые либо высоко оценивают возникающие при потреблении блага положительные внешние эффекты, либо стремятся за счет этого приобрести определенные нематериальные выгоды – общественный имидж. В качестве примера можно привести финансирование частными организациями и лицами программ охраны окружающей среды и защиты животных.
Хотя рынок обладает ограниченными возможностями в предоставлении общественных благ, использование ценового механизма способствует росту эффективности их производства.
Когда круг потребителей общественного блага обширен, а склонность каждого из них платить за благо глубоко дифференцирована, преодоление проблемы «зайцев» методами исключения либо связано со значительными издержками, либо приводит к значительному недопроизводству общественного блага. Поэтому единственным способом предоставления подобных общественных благ становится государство.
Формы участия государства в обеспечении общественными благами могут быть разными: от непосредственного производства блага – национальная оборона, пожарная охрана, до финансирования производимых частным сектором общественных благ – уборка мусора, некоторые виды медицинской помощи. Однако суть их одна – производство предоставляемых посредством государства общественных благ финансируется за счет взимаемых в принудительном порядке налогов со всех граждан как метода решения проблемы «безбилетника».
Введение единой платы обеспечит справедливость. Однако ее следствием будет падение объема общественных благ ниже эффективного из-за склонности лиц с низкими доходами к ограничению финансирования их производства с целью снижения налога. Проигрывают в этом случае и граждане, имеющие высокие доходы, т.к. будут потреблять общественных благ меньше, чем хотели бы. Применение дифференцированной ставки налога способствовало бы устранению возникающей в связи с сокращением объема производства общественных благ неэффективности.











2. Образование как глобальное общественное благо
Образование в XXI веке это не только проблема развития собственно образования как социального института в XXI веке, это не только проблема образования как частного дела человека, решения его индивидуальных проблем выживания в «мире изменений», – это проблема в целом устойчивого развития России и человечества в XXI веке, это проблема выхода, и России, и человечества из экологического тупика Истории в форме первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, это проблема прогрессивной социальной эволюции человечества и России в долгосрочной перспективе.
Долгосрочный прогноз социально-экономиче кого развития человечества, его устойчивое развитие связан с двумя сопряженными категориями такими как «образовательное общество» и «общественный интеллект». 4
Образовательное общество является категорией более содержательной, чем, например, категории «постиндустриальное общество», или «информационное общество», или «общество знания». Она отражает собой глубокий «сдвиг» в основаниях цивилизационного развития, который назван Синтетической Цивилизационной Революции, частью которой выступает формационная образовательная революция.
Образовательное общество есть общество, в котором образование становится главным механизмом восходящего воспроизводства качества общественного интеллекта, действия закона «устойчивого развития» – опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе.
2.1. Факторы определяющие становление образовательного общества в XXI веке
Социальный институт образования становится важнейшим институтом духовного и материального воспроизводства жизни во всех странах мира, в том числе и в России. Выделим следующие факторы, определяющие становление образовательного общества в XXI веке.
1. Проявившаяся в конце ХХ века первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы и сопряженные с нею Духовная и Информационная Глобальные Катастрофы, отразившие собой наступившие Пределы всем прежним механизмам цивилизационного развития человечества, в том числе всей эпохе Стихийной Истории, ценностям частной собственности и частного интереса, либерально-спонтанным формам развития.
Сформировался «императив выживаемости человечества и России в XXI веке» как императив перехода к «устойчивому развитию» в XXI веке в форме управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества. Б. Коммонер особенно заострил современную дилемму бытия человечества, состоящую в том, что, если технологии будут и дальше развиваться на базе частной собственности, то они уничтожат самое главное основание жизни человечества – экосистемы.
Образование и образовательное общество как главные механизмы воспроизводства общественного интеллекта, опережающего развития качества человека и качества общественного интеллекта становятся важнейшим условием устойчивого развития человечества и России в XXI веке. Переход российского государства в своей внутренней политике на концепцию устойчивого развития России актуализировал проблему опережающего развития качества образования в России, его доступности, массовости, повышения образовательного ценза населения на фоне роста наукоемкости, образованиеемкости, интеллектоемкости всей технологической базы экономики России, обеспечивающей экологическое выживание и устойчивое развитие в XXI веке.
2. Появление во второй половине ХХ века под воздействием НТП «мира изменений», т.е. такой формы социального и технологического бытия человечества и России, при которой темпы обновления знаний, технологий, «вещного мира», экологической ситуации, социально-экономичес их отношений стали такими большими, что привели к моральному устареванию знаний и профессионализма за 4-5 лет на направлениях передовых технологий и к необходимости перехода человека к новому образу жизни на основе непрерывного образования и поддержания высокой интеллектуальной готовности к самообучению, профессиональной переквалификации, высокой профессиональной мобильности.
Ключевыми факторами стали:
- высокие типы изменений во всех областях жизни и необходимость высокого уровня адаптации человека и образования к ним;
- рост системности бытия человека, требующей роста системности знаний и «картин мира» как условия грамотности, профессиональной пригодности и адекватности интеллекта человека и общественного интеллекта растущим темпам изменений и возникающим проблемам и задачам;
- рост роли качества как системно интегрирующего фактора и символа изменений в лучшую сторону.
3. Происходящая «образовательная формационная революция» как часть Синтетической Цивилизационной Революции, выдвинувшая императивы:
- перехода к непрерывному образованию как основе жизни человека в «мире изменений»;
- перехода к всеобщему высшему образованию в первой половине XXI века («развитые страны мира» ставят эту задачу на первые десятилетия XXI века);
- развития новой парадигмы профессионализма – проблемно-ориентированного, универсально-энциклопедического;
- фундаментализации образования;
- всестороннего, гармоничного, универсально-целост ого, креативного различия личности;
- перехода к образовательному обществу как новой модели «соединения» образования и общества в XXI веке, при которой образование становится тотальным, охватывая все сферы общества, и при которой оно становится «базисом базиса экономики и всех процессов воспроизводства жизни общества».
Знания, умения, способности человека становятся непосредственной производительной силой. Культурно-историческ м результатом производства знаний становятся новые духовные, интеллектуальные, личностные качества человека.
В начале 50-х годов П. Самуэльсон ввел обозначение общественных благ применительно к таким результатам человеческой деятельности, чье потребление одним или несколькими участниками не уменьшает доступности последних для других участников, объединяющей всех их деятельности.
К такому общественному благу относится продукт образования, материализующийся в росте качества человека, его профессионализма и в росте качества знаний, в росте качества общественного интеллекта. Прирост знаний и образования обеспечивает по некоторым данным более 60% прироста национального дохода США и развитых стран и этот показатель имеет тенденцию к росту.
Происходит смена образовательных формаций: от образовательной формации производства «частичного человека» и специализированных «образовательных услуг» – к образовательной формации производства «универсального человека» и образовательного общества.
Это означает, что Россия XXI века может экологически и геополитически выжить, сохранить свое достоинство и свою историческую миссию в мире только как «образованная Россия», т.е. как «российская цивилизация образовательного общества».
4. Возрастание роли высшего образования как механизма воспроизводства непрерывного образования в целом, его кадров, так и механизма воспроизводства науки, культуры, опережающего развития качества общественного интеллекта. Еще Р. Никсон, президент США в начале 70-х годов, провозгласил: «Сегодня ничто не оказывает большего влияния на карьеру, развитие способностей и счастье такого огромного числа наших граждан как высшее образование.
Модель устойчивого развития в форме управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества реализуется при действии закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе. В методологическом контексте этот закон «материализуется» в «принципах опережения» в развитии образования:
- принципе опережения качества «живого знания», транслируемого в образовании, по отношению к качеству «овеществленного знания» в технологиях, в «системах» сфер деятельности специалиста;
- принципе опережающего развития качества высшего образования по отношению к образованию в целом, с тем чтобы обеспечивать опережение в подготовке кадров для самого образования и науки;
- принципе опережающего развития подготовки кадров высшей научной квалификации (через аспирантуры, докторантуры, соискательство) по отношению к потребностям развития высшей школы, образования, науки и технологии на основе соединения высшего образования и науки.
5. Образование становится главным условием прогрессивного развития России, ее национальной безопасности. Данный тезис становится особенно актуальным на фоне роста опасности «экологического империализма», опасности запрета добычи современных ресурсов в России от имени ООН в случае невозможности обеспечить высокие международные экологические стандарты «добычных технологий», которые являются наукоемкими, интеллектоемкими и образованиеемкими. Расчеты показывают, что средний образовательный ценз экологического выживания населения (в годах обучения) становится 16-17 лет обучения, т.е. переход к всеобщему высшему образованию диктуется не только профессиональными требованиями к личности, к обеспечению ее права на образование и на выбор профессиональной карьеры, профессиональный, но и императивом экологической выживаемости России и человечества, обеспечения устойчивого (в «экологическом измерении») развития.
В. В. Путин, президент Российской Федерации, в своем выступлении 29 августа 2001 г. на заседании Государственного Совета Российской Федерации отметил: «Развитие образования в стране – это далеко не только вопрос престижа нашего государства, хотя и это важно. Развитие образования – это задача общенациональной значимости. Мы всегда держали здесь высокую планку, и высота эта нужна не сама по себе. Она – залог успешного развития государства и общества». «Высокая планка» и есть отражение «высокого качества». Похоже, это положение президента не перешло в реальную политику, наоборот, политика последних лет – демонстрирует противоположную тенденцию.
Таким образом, социальный институт образования становится ведущим механизмом развития российского общества в XXI веке, условием устойчивого развития России и ее национальной безопасности.

2.2. Социальные функции, реализуемые образованием
На современной этапе образование реализует следующие социальные функции:
- социально-воспроизво ственные функции:
восходящее воспроизводство человека;
восходящее воспроизводство культуры;
восходящее воспроизводство науки;
восходящее воспроизводство системы образования, саморазвития института образования;
- функции просвещения:
культурно-просветит льскую функцию;
пропаганду научных, экологических, этических и эстетических знаний;
- функции социализации личности:
формирования интеллигентности как синтеза нравственности и интеллекта личности;
ценностного, духовно-нравственного воспитания личности, этизации сознания;
формирования гуманистического и космопланетарного мировоззрения;
формирования экологического сознания, развития и трансляции экологической нравственности;
формирования цельной картины человеческой цивилизации как взаимообусловленной социоприродной общности людей;
формирования «корневого человека» по П. А. Флоренскому, укорененному в родных культуре, языке и национальной истории;
- функции формирования мотивации личности к самосознанию и самообучению:
формирование способности к самообучению, «учиться, чтобы учиться»;
формирование культуры рефлексии, создания глубинных мотивационных структур к поиску смысла жизни своего «Эго» и смысла жизни человечества;
преодоление идеала «вещного потребительства» через культивирование идеала творчества и созидания;
расширение «витально-индивидуального пространства» сознания человека до «космо-планетарного пространства» сознания человека, космизации интеллекта человека,
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.