Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Лекции Русские православные монастыри
Информация:
Тип работы: Лекции.
Добавлен: 27.04.2013.
Год: 2012.
Страниц: 6.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Св. Феофан Затворник пишет: "Иноки
- это жертва Богу от общества, которое,
предавая их Богу, из них составляет
себе ограду".
В монастыре - неиссякаемый источник
назидания для мирян.
На Руси монастыри имели большое
значение как центры наук и распространители
просвещения.
Наличие в стране монастырей есть
выражение крепости и силы религиозно-нравствен ого
духа народного.
Русский народ любил монастыри.
Когда возникал новый монастырь,
то русские люди начинали селиться
около него, образовывая поселок,
который вырастал иногда в большой
город.
Русские монастыри представляют собой
большое чудо.
Религиозные обители - это красота,
но не только в камне, но главное - в
душах людей.
Монастыри всегда были оплотом духовности
русского народа, его силой.
Монастыри и монашество в средневековой
Руси имели большое значение для развития
страны.
Монашество помогало распространению
христианства и окончательному падению
язычества, укреплению централизованного
государства, хозяйственному развитию.
Монастыри влияли на духовное и нравственное
состояние общества.
Монастыри были центром духовного
просвещения, образования и культуры.
Сегодня монастырская жизнь на Руси
возрождается.
На территории Вологодской области,
например, действуют: Спасо-Прилуцкий
Димитриев мужской монастырь, Кирилло-Белозерский
мужской монастырь, Павло-Обнорский мужской
монастырь, Ферапонтов мужской монастырь,
Горицкий женский монастырь.
Хочется верить, что очень скоро
монастыри станут такими же центрами
духовности, культуры и просвещения,
какими они были на Руси.
Русские православные
монастыри: исторический аспект
Первые монастыри
появились на Руси тогда, когда монашество
прошло уже длительный, в несколько
веков, исторический путь от египетских
пустынь до Палестины, Константинополя
и Святой горы Афон, разработало
правила подвижничества, оформленные
в различных уставах, создало великую
аскетическую литературу, испытало практикой
различные формы устроения монашеской
жизни. Новопросвещенным русским христианам
предстояло вобрать, усвоить всю полноту
и цельность аскетической традиции и вместе
с тем выбрать из нее то, что наиболее соответствовало
новым естественно-географич ским и социально-культурным
условиям, создать собственный аскетический
идеал.
Сведений о
монастырях и монашестве на Руси до
первых известных по имени подвижников очень мало. Первые письменные
упоминания о монастырях на Руси относятся
к эпохе кн. Владимира Святославича (978
- 1015) и кн. Ярослава Владимировича (1019 -
1054). В "Слове о законе и благодати"
митр. Киевского Илариона (ок.1037 - 1043) в
Похвале кн. Владимиру говорится: "манастыреве
на горах сташа, черноризьци явишася"
Первые упоминаемые в источниках монастыри
были основаны князьями или другими богатыми
людьми, которые создавали их на свои средства,
обеспечивали всем необходимым, обладали
правом назначения настоятелей. Основателями
древнейшего на Руси Киево-Печерского
монастыря были преподобные Антоний и
Феодосий Печерские.
Монастырей, основанных подвижниками,
было немного. В целом в Киеве
преобладали монастыри, созданные
князьями. Об авторитете, который приобрело
монашество уже во 2-й пол. ХI в., свидетельствует
участие игуменов (или "всех игуменов")
городских киевских монастырей в публичных
акциях (встречах князей, княжеских похоронах,
княжеских съездах, хлопотах об освобождении
пленников и т.д.
Монастыри в начальный период
были в основном городскими или располагались
близ городов. В XI в. известно 19 монастырей,
о некоторых из них сохранилось очень
мало информации, иногда лишь краткие
упоминания. В XI в. они создавались в основном
в Южной Руси: в Чернигове, в Тмутаракани,
Переславле, во Владимире Волынском и
др. Однако были монастыри и в северо-восточных
пределах; в Муроме (Муромский Спасский),
в Суздале, в Ростове.
XII век был временем
расцвета древнерусского монашества,
монастыри основывались во всех
крупных городах Руси. Известно более
50 монастырей, созданных в XII - нач. ХIII в.
(до монгольского нашествия), даты основания
еще 42 монастырей предположительно относятся
к домонгольскому периоду. Некоторые из
этих обителей были разрушены в 1240 г., но
многие сохранились и умножали славу в
следующих веках. В XII в.14 из 43 основанных
в этом веке монастырей было создано в
Новгороде. Одним из древнейших новгородских
монастырей был Юрьев. Основание его преданием
приписывается кн. Ярославу Мудрому, но
самое раннее сохранившееся известие
относится к 1119 г.
Монгольское нашествие прервало
естественное течение монастырской
жизни: многие монастыри были разрушены
вместе с городами, многие пострадали
от погрома и опустошения, не все
монастыри XI - XIII вв. были впоследствии
восстановлены. Возрождение монашества
началось лишь со 2-й пол. - кон. XIV в. в результате
деятельности свт. Алексия Московского
и прп. Сергия Радонежского, что совпало
с началом национального возрождения
Руси, преодоления ордынского ига. За предшествующее
столетие (2-я пол. XIII - 1-я пол. XIV в) сведений
о монастырях очень мало, но значение монашества
в духовной, нравственной и социальной
жизни сохранялось во всей полноте.
Со 2-й пол. XIV в. характер монастырской
жизни существенно изменился. Во-первых,
было создано значительное число новых
монастырей, основанных на общежительных
принципах; общежительство часто вводилось
и возобновлялось там, где оно отсутствовало
или было существенно нарушено (напр.,
во псковском Снетогорском монастырe).
Помимо внутреннего устройства изменился
также характер связей с миром, возникли
монастырские приходы. Во-вторых, изменилось
местоположение новых монастырей, их естественно-географич ская
среда: стали преобладать пустыни, расположенные
вдали от города, часто в лесистой или
заболоченной труднодоступной местности.
Наконец, в-третьих, основателями новых
монастырей теперь гораздо чаще становились
монахи-подвижники. Жизненный путь многих
из них нередко сочетал пустынно-безмолвное
отшельничество и пребывание в общежительном
монастыре, устроителями и духовными наставниками
которого они становились, когда вокруг
их уединенных келий собиралось братство
жаждавших спасения и духовного совершенства
верующих. По прошествии ряда лет настоятель
мог снова удалиться в пустынь, и тогда
возникал новый монастырь.
Уже в этот период под
влиянием внутренних и внешних факторов
началось движение пустынножителей, мощный
импульс которому дала деятельность
прп. Сергия Радонежского, его учеников
и последователей. Отшельничество подвижников,
их жажда "отвержения мира", индивидуальные
духовные устремления оказались в сопряжении
с процессом внутреннего освоения земель
Северо-Восточной Руси, окультуривания
дикой природы, расчистки леса под пашню,
освоения природных угодий и промыслов,
прокладки дорог, открытия водных источников,
изменения ландшафта страны с природного
на антропогенный. В спорах исследователей
прошлого и нынешнего века о том, какая
колонизация была первичной - монастырская
или крестьянская, неправильно был сформулирован
вопрос либо - либо. Оба колонизационных
потока дополняли друг друга, развивались
в одинаковых направлениях. В.О. Ключевский
так описывал этот процесс: вокруг пустынного
монастыря образовывались мирские, крестьянские
селения, которые вместе с иноческой братией
составляли один приход, тянувший к монастырской
церкви. Если монастырь исчезал, крестьянский
приход вместе с монастырской церковью
оставался. Движение пустынных монастырей
было движением будущих сельских приходов,
которые, притом в большинстве, были первыми
в своей округе. Освоение дикой природы,
рост заселенной территории и основание
новых монастырей свидетельствовали о
возрождении национальной жизни и в социальной,
и в духовной сферах. Результаты этого
процесса в XVII в. выразительно описал келарь
Троице-Сергиева монастыря Симон (Азарьин).
Сопоставляя современное ему состояние
с временами прп. Сергия, он писал: "Пустыня
тогда была непроходная, ныне же всем зримы
окрест обители поля широкие, села и деревни
многолюдные. Стези не быша тогда и непроходно
бысть человеческими стопами, ныне же
пути-дороги велия и проезды всякого чину
людем, днем и нощию безпрестанно идущим.
Много же тогда гадов и ползущих змиев
являхуся ему (прп. Сергию) на устрашение
безстрастному его житию; ныне же молитвами
его окрест обители его за десять поприщь
и вящщее ползущих ужев и змиев не бывает...
Место тогда было безводно, и кроме источника,
его же святый Сергий молитвою изведе,
не бысть иныя воды под его обителию; ныне
же... многи источницы явишася... Ныне же
всем зримо есть и памятно, яко тогда суще
в рощах тех и древес толико не бысть, елико
ныне многолюдственное число человек
в слободах на тех местех, идеже рощи велицыи
были".
Монастырская колонизация
этого времени развивалась в
нескольких направлениях и была связана
с внутренним освоением земель. Увеличение
населения, как правило, сопровождалось
ростом монастырей, и появление новых
монастырей вызывало приток населения,
т.е. процесс был двуединым. С кон. XIV в.
активно осваивалась Вологодская земля,
тесно связанная как с Поморьем (русским
Севером), так и с центральной частью России
- Замосковным краем. Вологодский у. был
особым районом Центр. Поморья, районом
ранней колонизации, приведшей к большой
его заселенности. Одним из первых подвижников,
пришедших сюда, был прп. Димитрий Прилуцкий,
ученик прп. Сергия Радонежского.
Другим центром, из которого
шел поток монастырской колонизации,
был Кириллов Белозерский монастырь,
основанный в 1397 г., а позже - Соловецкий
монастырь. Колонизация Вологодского
края началась, по преданию, еще в
ХIII в. Ученики и сподвижники прп.
Кирилла Белозерского продолжали ее.
Многочисленные пустыни,
построенные монахами-отшельниками
в XIV - XV вв. на севере России, в Заволжье,
позволили позже этот район именовать
"Северной Фиваидой", или "Русской
Фиваидой на Севере". Пустынь возникала
в отдаленной, ненаселенной, часто лесной
местности, но постепенно могла превращаться
в более крупный монастырь, местность
вокруг которого постепенно заселялась.
При этом пустынь могла иметь земельные
владения и крестьян, что нарушало принцип
"отвержения мира" в поисках безмолвия
и уединенной жизни, т.к создавалась разветвленная
система связей (хозяйственных, судебных
и пр) с окружающим миром. Наименование
"пустынь" сохраняет память о начальном
периоде ее существования.
Согласно данным, полученным
в ходе подготовки нового издания труда
митр. Макария, во 2-й пол. XIII - 1-й пол. XV в.
было основано 286 монастырей, а в период
1448 - 1589 гг. - 488 монастырей. Они были неодинаковы
по своей величине и значению. Большинство
монастырей, по мнению митр. Макария, были
невелики: в них жили до 10 монахов; лишь
в 10 монастырях число братии колебалось
от 20 до 50. Утверждая, что "еще меньше"
было монастырей с количеством монахов
свыше 50, автор тем не менее называет 10
таких монастырей, а именно: Пафнутиев
Боровский (до 95 иноков при жизни основателя),
Иосифов Волоколамский (100 - 130), Данииловский
Переяславский (см. Данилов Новый Переяславский
монастырь) (55 - 70), Герасимов Болдинский
(до 140 при жизни основателя), Александро-Свирский
(59 - 86), Антониев Дымский (до 55), Корнилиев
Комельский (до 90), Антониев Сийский (до
73), Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиев
(по сведениям иностранцев, в 1-й четв. XVI
в. здесь было 300 иноков, а в конце - до 700,
не считая слуг). Разумеется. К числу крупных
монастырей можно отнести, например, Суздальский
Покровский жен., в котором к началу XVII
в. проживали 153 насельницы, к числу средних
- Солотчинский муж. (количество насельников
с кон. XVI до кон. XVII в. колебалось от 40 до
65).
Распространение пустынножительства
и внедрение общежительных принципов
сопровождались ростом монастырской земельной
собственности и усилением экономической
функции монастыря в общественной жизни
(не только в освоении территории, но и
в организации производства, в кредитовании
крестьян). В исследованиях отмечается,
что монастыри (прежде всего крупные) и
архиерейские дома уже в XV в. добились
экономического процветания, а в XVI - нач.
XVII в. монастырское хозяйство отличалось
большей устойчивостью, чем светское,
оно было больше втянуто в товарно-денежные
отношения, в монастырях скапливались
значительные суммы денег. Крупнейшие
монастыри того времени - Троице-Сергиев,
Кирилло-Белозерский, Иосифо-Волоколамский
Соловецкий - играли ощутимую роль в общественном
производстве, были сильными хозяйственными
организмами и оказывали организующее
влияние на хозяйственно-экономич скую
жизнь своей округи. В особенности это
относится к Соловецкому монастырю - центру
хозяйственной жизни Поморья, имевшему
к тому же и большое стратегическое значение.
Он достиг расцвета при игум. Филиппе (Колычеве),
когда велись строительные работы, был
заведен железоделательный промысел,
усовершенствовано водоснабжение, техника
кирпичного, мукомольного производства,
способы приготовления кваса, улучшалось
питание монахов и т.д. Монастырь имел
не только промысловое, торговое, стратегическое,
но также и культурное значение, его библиотека
была одной из самых крупных и значительных
не только на русском Севере, но и во всей
России.
Разветвленная и систематическая
хозяйственная деятельность монастырей,
прежде всего наиболее крупных, рост
монастырского землевладения, сосредоточение
значительной судебно-администрати ной
власти и, как неизбежное следствие, возвращение
в мирскую жизнь с ее тяжбами, распрями
и т.д. приводили к деформации принципа
"отвержения мира", нарушали монашеский
обет нестяжания и послушания. Поскольку
в XV - XVI вв. монастыри с неизбежностью были
вовлечены в процесс социально-экономичес ого
роста и возрождения страны, сопровождаемого
формированием государственности и народности,
то социальные аспекты монашеского аскетизма
выдвигались в этот период на первый план,
а их обсуждение приобретало полемический
характер и становилось предметом обсуждения
на церковных Соборах (в 1503, 1531). Возникло
"нестяжательст о" как течение религиозной
мысли (Вассиан Патрикеев, прп. Максим
Грек, старец Артемий, анонимный автор
Беседы Валаамских чудотворцев) и как
монашеская практика ("безвотчинное&q ot;
скитское подвижничество, импульс которому
был дан прп. Нилом Сорским).
В XVI в. обилие монастырей и
монахов бросалось в глаза
современникам и удивляло иностранцев.
"Монашествующи у них бесчисленное
множество, - писал Дж. Флетчер в конце
XVI в., - гораздо более, чем в других государствах,
подвластных папе. Каждый город и значительная
часть всей страны ими наполнены… все
лучшие и приятнейшие места в государстве
заняты обителями и монастырями… монашеская
жизнь наиболее отстранена от притеснений
и поборов, падающих на простой народ…
Кроме того что монахи владеют поместьями
(весьма значительными), они самые оборотливые
купцы во всем государстве и торгуют всякого
рода товарами".
Современные исследования выявили
более 600 монастырей и пустынь, имевших
крепостные дворы в кон. XVII - нач.
XVIII в. Примерно столько же было монастырей
и пустынь, не имевших крепостных.
Среди зафиксированных 600 монастырей,
имевших крепостные дворы, 136 основаны
в XVII в. Это мелкие и средние монастыри,
имевшие до 100 дворов, иногда - до 10. К числу
крупных, т.е. владевших крестьянскими
дворами в количестве более 500, и крупнейших
(более 1250) относятся в большей части лишь
монастыри, создание которых связано с
именем Патриарха Никона. Новоиерусалимский
Воскресенский имел в 1678 г.586 крестьянских
дворов, а в 1700 - 2465 дворов, Крестный, в Каргопольскому
- 812 дворов в 1653-1661 гг., 910 дворов в 1700 г.,
Иверский - 2059 дворов в 1648 г. и 2302 в 1700 г.
Управление монастырями
с 1649 г, осуществлял Монастырский приказ,
созданный Соборным уложением 1649 г,
Уложение означало новый важный этап
той правительственной политики
по отношению к монастырям, которая
имела целью усиление контроля государства
над монастырями и ограничение роста монастырской
земельной собственности. Решения Соборов
80-х гг. XVI в. о запрете монастырям приобретать
и получать в качестве вкладов родовые
и выслуженные вотчины оказались неэффективными.
Уложение 1649 г. категорически запрещало
монастырям, а также Патриарху, митрополитам,
архиепископам и епископам покупать, брать
в заклад, принимать "по душам в вечной
поминок" родовые, выслуженные и купленные
вотчины. В случае нарушения запрета вотчина
подвергалась конфискации. Усиление контроля
со стороны государства проявилось и в
том, что постановление о церковных и монастырских
вотчинах исходило не от Собора, как прежде,
но было внесено в качестве общегосударственного
закона, хотя и содержало ссылки на мнения
освященного и земского Соборов. По Уложению,
монастыри лишались подавляющего большинства
своих городских владений - торгово-ремесленных
слобод и дворов на посадах, запрещалось
иметь такие слободы и в будущем. Уложение
внесло изменения и в сферу суда. До 1649
г. монастыри и население их вотчин были
подсудны церковным, епископским судам,
тем самым они освобождались от подсудности
общегосударственным учреждениям. Теперь
же для священнического и иноческого чина
устанавливалась такая же, как для мирских
людей, подсудность по недуховным делам
Монастырскому приказу, который был государственным
учреждением, возглавлялся, как и все приказы,
окольничими и дьяками. В его ведении находился
разбор гражданских и наименее важных
уголовных дел в отношении всех духовных
лиц вплоть до митрополитов, а также их
людей и крестьян. За Церковью оставался
лишь суд по церковным делам. Монастырский
приказ осуществлял государственную финансовую
политику в церковных и монастырских вотчинах,
которые передавались в его ведение. Он
распоряжался назначениями на должности
настоятелей, келарей, строителей, казначеев,
ведал и некоторыми духовными делами монашествующих.
Монастырский приказ, деятельность которого
вызывала недовольство и нарекания со
стороны духовенства, существовал до Собора
1666-1667 г., ограничившего его полномочия,
и в дек.1677 г. был упразднен. Русские монастыри
и монашество в течение всего средневековья
сочетали "отвержение мира" и служение
миру. Главным было духовное служение,
то "наполнение Вышнего мирах молитвами
святых и праведников, о котором ок.1540
г. писал новгородский священник Св. Софии
Агафон в предисловии к составленной им
пасхалии на восьмую тысячу лет от сотворения
мира. Монашеские идеалы оказывали влияние
на формирование нравственного облика
христианского общества. Социальное служение
монастырей заключалось в благотворительности,
странноприимстве, устройстве больниц,
богаделен, помощи во время голода, кредитовании
крестьян, т.е. в организации производственного
процесса. В суровые военные годы крупные
монастыри брали на себя функцию защиты
от внешних врагов (Иосифо-Волоколамски ,
Троице-Сергиев, Соловецкий и др.). Монастыри
в XI - XVII вв. были крупнейшими центрами
культуры и духовного просвещения[3].
Монашество в России не
только было тесно связано с разными
сторонами жизни: оно было нормальным
идеалом жизни, всеми принятым; оно
было общим идеалом.