Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Акцизы на алкогольную продукцию
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 27.04.2013.
Год: 2013.
Страниц: 19.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание
Введение 5
Глава
1. Акцизы. Общая характеристика. 8
1.1 История возникновения
акцизов. 8
1.2 Экономическая сущность,
роль и место акцизов в налоговой системе
РФ. 11
Глава
2 Актуальные проблемы и направления
развития налогообложения подакцизных
товаров. 13
2.1 Проблемы налогообложения
подакцизных товаров. 13
2.2 ЕГАИС (Единая государственная
автоматизированная информационная система) 17
2.3 Пути решения,
совершенствование организации
акцизного налогообложения алкогольной
продукции. 24
Заключение 29
Список
литературы 33
Введение
Акциз - это косвенный налог,
взимаемый с налогоплательщиков, производящих
и реализующих подакцизную продукцию,
но фактически его уплата перекладывается
на покупателя. Акциз - индивидуальный
налог на отдельные виды и группы товаров,
входящие в специальный перечень.
Становление современной
российской налоговой системы, создание
нормативно-правовой основы ее функционирования,
а также процесс активного
законотворчества в сфере налогообложения,
развивающийся в Российской Федерации
в течение последних нескольких
лет, вызывают необходимость комплексного
научного анализа причин, сущности
и последствий отдельных аспектов
происходящих явлений.
Система косвенных налогов,
являясь составной частью налоговой
системы, обеспечивает поступление
значительной части финансовых ресурсов
государства.
Акцизам - разновидности
косвенных налоговых платежей —
законодатель уделяет в последнее
время пристальное внимание. Перспективность
существования акцизов демонстрирует
многовековая история развития; косвенного
обложения. Кроме того, для государства
привлекательна возможность увеличения
бюджетных поступлений за счет повышения
собираемости налогов с высокорентабельных
производств.
Изыскание и правовое установление
наиболее оптимальных способов налоговых
изъятий в виде акцизов; требует
исследования сущности этих налоговых
платежей, обусловленной единством
экономической и правовой природы
косвенных налогов.
Принятие Налогового кодекса
Российской Федерации заложило фундаментальную
основу правового регулирования
налоговых отношений в России.
В настоящее время главой 22 НК
РФ определены основные элементы налогообложения
акцизами - налогоплательщики, объект
налогообложения, налоговая база, налоговый
период, налоговая ставка, порядок
исчисления, порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии с положениями Налогового
кодекса принят также ряд подзаконных
нормативно-правовых актов по вопросам
уплаты акцизов.
Вместе с тем, анализ действующего
законодательства о налогах и
сборах и правоприменительной практики
позволяет выявлять негативные тенденции
процесса нормативного регулирования
налоговых отношений и разрабатывать
комплекс мер, способствующих повышению
качества правового регламентирования
вопросов исчисления и взимания акцизов.
Целью исследования является
определение места и роли акцизов
в налоговой системе РФ, а также
предложение мероприятий по совершенствованию
акцизного налогообложения.
В соответствии с данной
целью в исследовании были поставлены
следующие задачи:
- Изучить историю возникновения
акцизов.
- Определить экономическую
сущность, роль и место акцизов
в налоговой системе РФ.
- Исследовать основные элементы
акциза и определяющие их нормы налогового
закона, выделить особенности механизма
исчисления и взимания акцизов по отдельным
видам подакцизных товаров;
- Рассмотреть динамику изменения
акцизного налогообложения.
Методологическую основу
работы составляет комплекс научных
методов исследования, включающий общенаучные
методы познания: исторический; сравнительный,
системно-структурны , логический. Применение
указанных методов позволило
изучить исследуемые явления
в их взаимосвязи и взаимозависимости.
Объектом исследования являются
теоретические и практические вопросы
правового регулирования налоговых
отношений, в том числе отношений
по установлению, исчислению, уплате акцизов
и обеспечению механизма взимания
этих платежей.
Предмет исследования —
порядок определения налоговой
базы по отдельным видам товаров,
облагаемых акцизами, исчисление и
уплата акцизов в бюджет.
Научная новизна исследования,
заключается в том, что в нем
комплексно исследованы: экономико-правовая
природа акцизов, определяющая их роль
в современной налоговой системе
РФ; проблемы установления наиболее эффективного
механизма взимания акцизных платежей,
а также особенности регулирования
налогообложения акцизами применительно
к отдельным сферам производства
и обращения подакцизных товаров.
Глава
1. Акцизы. Общая характеристика.
1.1 История возникновения
акцизов.
Акцизы можно считать
старейшей формой косвенного налогообложения.
Первое упоминание об акцизах относится
ещё к эпохе Древнего Рима. Уже в древние
времена существовали акцизы на соль и
некоторые другие предметы массового
потребления. С развитием товарно-денежных
отношений первоначальная акцизная форма
налогообложения становится основной,
но потом роль акцизов постепенно снижается.
[10]
В Российской империи под
акцизом подразумевался косвенный
налог только на предметы внутреннего
производства, изготовленные и продаваемые
частными лицами, взимаемый собственно
с потребления. Акцизная система была
тесно связана с системами государственных
монополий и таможенным налогообложением.
В отличие от современных систем акцизного
обложения до 1917г. в России акцизами облагались
импортируемые товары - они подлежали
обложению таможенными пошлинами. Акцизом
облагались только предметы, изготовленные
и продаваемые частными лицами.
В конце XIX - начале XX в. объектами
акцизного обложения были:
До 1 января 1881г. существовал
акциз с соли.
Акциз со свеклосахарного
производства впервые был введен в 1848г.
акциз исчислялся по количеству суточной
добычи, в зависимости от процентного
(норма 3%) содержания сахара в свекловице
и от числа емкости силы снарядов и составлял
от 90 до 60 коп. с пуда пробеленного песка.
В связи с усовершенствованием производства
сахара и повышением норм выходов песка
из свекловицы и норм работы снарядов
в 1864г. установлено вместо одной три нормы
(4.5, 5 и 6%) и акциз был понижен до 20 коп.
Акцизы с крепких напитков
взимались по Уставу о питейном сборе
от 4 июля 1861г. По этому уставу сбор с крепких
напитков состоял из: патентного сбора
с фабрик и торговых помещений и акциза,
которым были обложены:
спирт и вино, выкуренные из разного рода хлеба, картофеля, свекловицы, свеклосахарных остатков и других припасов;
спирт, выкуренный из винограда и других ягод и фруктов, и так называемые пейсаховые водки;
портер, пиво всех родов и мед;
брага, приготовляемая на особо устроенных заводах.
Акциз уплачивался заводчиком
в момент выпуска спирт из подвалов
в продажу.
Акциз со спирт, вина и водок
из свеклосахарных остатков, медовой пены
и восковой воды исчислялся по содержанию
в них безводного спирта и взимался в казну
по мере их продажи в размере 9,25 коп. с
градуса по металлическому спиртометру
( с 0,01 ведра безводного спирта). К концу
90 гг. XIX в. акциз взимался по 10 коп. с градуса
или по 10 коп. с ведра безводного спирта.
Акциз с пива исчислялся
«по силе и продолжительности действия
заводов» и вносился вперед за все назначенные
в объявлении заводчика дни; с меда - по
вместимости котлов и числу дней варки.
Акциз с пива взимался в размере 30 коп.
с ведра емкости заторного чана.
Акциз с медоварения взимался
по вместимости котлов по 50 коп. с ведра
за каждый день действия завода. Патентный
сбор с медоваренных заводов, имеющих
котлы емкостью от 10 до 25 ведер, составлял
10 руб., от 25 до 35 ведер - 20 руб. Затем за
каждые 10 ведер емкости котлов прибавлялось
по 10 руб.
Акциз с дрожжей взимался
в размере 10 коп. с фунта дрожжей внутреннего
производства и 14 коп. с фунта дрожжей,
привозимых из-за границы. Патентный сбор
взимался в размере 10 руб. с завода для
приготовления хлебных прессованных дрожжей,
без винокурения, и 18 руб. с завода для
пивных дрожжей.
Акциз с табака. Взимание
этого акциза производилось посредством
бандеролей, которые отпускались лишь
лицам, имевшим патент на фабрику (бандероли
должны были выкупаться на сумму, определенную
Уставом 1871г.). В 1887г. был установлен следующий
тариф бандерольного обложения: курительный
табак за 1 фунт 1-го сорта - 90 коп.; 2-го -
48 коп.; 3-го 30 коп.; папирос 1-го сорта - 20
коп.; 2-го сорта - 9 коп.
Акциз с осветительных
нефтяных масел был установлен в 1872г. как
акциз с «фитогенного производства» по
27 коп. с 1 пуда, исчисленного по емкости
перегонных кубов, но в 1877г. был отменен
(в 1859 - 1872 гг. производство керосина носило
предмет монополии и добывание нефти частными
лицами было запрещено). Акциз с зажигательных
спичек первоначально был введен в 1849г.
в размере 1 руб. с 1000 штук в городской доход
(производство спичек допускалось только
в столицах). Производство спичек было
разрешено повсеместно в 1859г., а в 1860г.
акциз был отменен.
Акциз вновь вводится в 1888г.
Доход казны состоял из патентного
сбора со спичечных фабрик и акциза,
взимаемого посредством бандероли
в следующих размерах: с упаковки,
содержащей не более 75 спичек российского
производства, - 0,25 коп., с импортируемых
- 0,5 коп.; а с упаковки, содержащей до 300
спичек российского производства, - 1 коп.,
с импортируемых - 2 коп. Экспортируемые
спички перевозились без обложения, по
должны были снабжаться печатью акцизного
надзора и удостоверениями его о количестве
вывозимого товара, причем акциз окончательно
слагался лишь после предоставления акцизному
надзору в течение полугода таможенного
свидетельства о действительном вывозе
спичек за границу. [11]
1.2 Экономическая
сущность, роль и место акцизов в налоговой
системе РФ.
Акцизы наряду с НДС
представляют собой косвенные налоги.
Однако в отличие от периодически
взимаемого НДС акцизы уплачиваются
в бюджет однократно.
В целом, все косвенные
налоги имеют регрессивный характер.
Их роль заключается в перераспределении
доходов и препятствии образования
сверхприбылей.
Произошедшая "специализация& uot;
косвенных налогов (НДС, акцизы, таможенные
пошлины, налог с продаж) и соответствующее
этому законодательное установление
налогооблагаемых объектов несколько
трансформировали функциональное назначение
акцизов, которое было им присуще
в конце XIX - начале XX века. Назначение
акцизов сегодня заключается, в первую
очередь, в целенаправленном регулировании
отдельных сфер общественной жизни.
В настоящее время существуют
некоторые приоритетные направления
государственного регулирования в
сфере налогообложения акцизами.
Это - взимание акцизов по операциям
с алкогольной продукцией, по операциям
с нефтепродуктами. С одной стороны,
такие приоритеты обусловлены высокой
рентабельностью производства в
указанных сферах и соответствующим
потенциалом для обеспечения
фискальных потребностей государства,
с другой стороны, интересы фиска
будут удовлетворяться только при
компетентном регулирующем (правовом)
воздействии по этим направлениям.
Законодательное закрепление
исчерпывающего перечня подакцизных
товаров и минерального сырья (наряду
с перечнем налогооблагаемых операций
с этими товарами и сырьем) позволяет
четко разграничить понятия предмет
и объект налогообложения в отношении
акцизов: предмет налогообложения
— это подакцизные товары и
минеральное сырье, поименованные в
перечне, установленном налоговым законом,
а объект налогообложения — операции
с этими товарами и минеральным сырьем.
На современном этапе
правового регулирования акцизного
налогообложения, изыскивая наиболее
оптимальные способы взимания акцизов,
законодатель обращается, к механизмам
техники взимания косвенных налогов,
которые уже использовались российским
государством в XVIII — начале XX века
(институт обязательной маркировки отдельных
подакцизных товаров, исчисление и взимание
акцизов посредством функционирования
режимов налоговых складов).
В условиях объективно необходимой
регламентации отдельных вопросов,
связанных с исчислением и
взиманием - акцизов, подзаконными нормативными
актами, органам исполнительной власти
важно не нарушать принцип определения
основных (существенных) элементов
налога исключительно законами и
устранять проблему несоответствия
подзаконных актов нормам налоговых
законов, что нередко является предметом
судебного разбирательства. В условиях
несовершенства российского налогового
законодательства судебная практика по
спорам, вытекающим из налоговых правоотношений
(в частности отношений по исчислению
и уплате акцизов), как источник налогового
права приобретает особое значение. Акты
правоприменения, принимаемые в результате
разрешения налоговых споров, формируют
правовые ориентиры, во многом определяющие
поведение участников налоговых правоотношений,
и в дальнейшем учитываемые органами государственной
власти в законотворческой деятельности.
[Мамрукова, О.И. Налоги и налогообложение.
Курс лекций: учебное пособие/ О.И. Мамрукова
– М.: Омега-Л, 2004 г. – 220 с.]
Глава
2 Актуальные проблемы и направления
развития налогообложения подакцизных
товаров.
2.1 Проблемы налогообложения
подакцизных товаров.
Материалы проверок свидетельствуют
о низкой эффективности действующего
механизма взимания акцизов на алкогольную
продукцию, предусматривающего начисление
и уплату основной части акцизов
при реализации алкогольной продукции
в оптово-розничную сеть. Широко
используемая недобросовестными налогоплательщиками
практика многоступенчатой отгрузки алкогольной
продукции без уплаты акцизов из одних
регионов в другие при отсутствии действенного
контроля за движением алкогольной продукции,
следовательно, и за уплатой акцизов со
стороны налоговых органов приводит к
значительным потерям бюджетов всех уровней.
В ходе проведенных Счетной палатой Российской
Федерации встречных проверок установлено,
что объемы и номенклатура алкогольной
продукции, полученной акцизными покупателями,
не совпадают с объемами и номенклатурой
алкогольной продукции, отгруженной в
их адрес акцизными поставщиками.
Несовершенство системы
уплаты акцизов на алкогольную продукцию
позволило отдельным организациям
использовать так называемую «коньячную»
схему ухода от налогов, когда
согласно представленным в налоговые
органы документам организации-производи ели
закупали небутилированный коньяк по
ценам, включающим 100-процентно уплаченный
акциз, разливали его или использовали
для производства алкогольной продукции.
При этом сумма акциза, уплаченного при
покупке небутилированного коньяка, предъявлялась
к вычету при начислении акциза на алкогольную
продукцию, которая по документам поставлялась
в оптовые организации, действовавшие,
как правило, по принципу фирм-однодневок.
Кроме того, уменьшалась сумма начисленного
к уплате акциза за счет зачета переплаты
по налогу на добавленную стоимость, которая
возникала в результате действия схемы,
приводящей к превышению налоговых вычетов
по налогу на приобретенные и оприходованные
товары над налогом, начисленным за реализованную
продукцию. [5]
В целях стабилизации ситуации
на алкогольном рынке, сокращения потерь
бюджетной системы предлагается
еще раз рассмотреть неоднократно
вносимое Счетной палатой Российской
Федерации в Правительство Российской
Федерации предложение о переносе
налоговой нагрузки на производителей
спирта и переходе к государственной
монополии на оборот этилового спирта.
Как показывают проверки Счетной палаты
Российской Федерации, недостатки действующего
законодательства, регулирующего производство
и оборот алкогольной продукции, а также
недостаточный контроль со стороны федеральных
органов исполнительной власти в этой
сфере, позволяют в ряде случаев на производственных
площадях действовавших ранее предприятий,
имеющих значительную задолженность по
налогам и сборам, образовывать «новые»
предприятия, совладельцами которых, как
правило, остаются те же учредители.
Поэтому необходимо внести поправку
в законы, которая исключила бы
возможность создания новых юридических
лиц на производственных площадях предприятий,
накопивших налоговую задолженность.
Необходимо также предоставить участникам
алкогольного рынка право свободного
доступа к данным государственного
реестра выданных лицензий и установить
обязанность участников алкогольного
рынка осуществлять проверку предоставляемых
им лицензий. Налоговый контроль за
сбором акцизов находится не на должном
уровне. Но прежде чем говорить о проблемах,
необходимо определить, каким образом
осуществляется налоговое администрирование
производства и реализации алкогольной
продукции. Оно заключается, прежде всего,
в лицензировании деятельности по производству
и обороту этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции. При выдаче
лицензии налоговые органы изучают документы
на предмет соответствия деятельности
организации лицензионным требованиям.
Перечень представляемых документов весьма
обширен. В рамках лицензирования налоговые
органы обследуют территорию и помещения,
предназначенные для производства, хранения
и реализации алкогольной продукции. Кроме
того, они проводят камеральные, выездные
налоговые и внеплановые тематические
проверки, если есть основания предполагать,
что налогоплательщик уклоняется от уплаты
налогов. На предприятиях, выпускающих
спирт и алкогольную продукцию, сотрудники
налоговых органов контролируют учет
производства данной продукции. Для этого
они используют приборы, определяющие
концентрацию и объем абсолютного алкоголя
в готовой продукции. Такие приборы установлены
на линиях розлива всех спиртовых заводов.
При длительных и междусменных простоях
налоговые органы блокируют оборудование
для розлива алкогольной продукции. [20]
Необходимо усилить контроль
за алкогольной продукцией непосредственно
на предприятиях. Постоянное присутствие
налоговых инспекторов на предприятии,
на наш взгляд, целесообразно. На наш взгляд
также целесообразно предложить перевести
контроль за алкогольным рынком с ЕГАИС
(Единая государственная автоматизированная
система учета алкоголя) на региональные
власти. Все функции по контролю за производством
и оборотом этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции целесообразно
передать в субъекты РФ, что позволит им
осуществлять меры, направленные на обеспечение
защиты здоровья и жизни граждан.
Также необходимо отказаться
от обязательной спецмаркировки алкогольной
продукции, как от бесполезного механизма
регулирования отрасли и пересмотреть
функции ЕГАИС, поэтапно вводимой с 2006
г. В ситуации возврата регионам полномочий
контроля за алкогольным рынком каждый
субъект федерации будет устанавливать
свои правила.
Предлагается ввести единую
(плоскую, недифференцированную) ставку
акциза на спирт со 100-процентной предоплатой
или предоставлением банковской
гарантии со стороны производителей
конечной продукции (т.е. закупающих спирт
как сырье), что облегчит исчисление
акцизов, а, следовательно, и контроль
за их уплатой.
Акцизы по таким товарам, как: табачные
изделия, спирт, алкогольная продукция,
пиво, автомобильный бензин – целесообразно
взимать на стадии производства. Причем
учитывая специфический характер ставки
акциза по данным товарам, контролю должны
подлежать лишь объемы производства.
Особый случай может представлять взимание
акцизов с автомобилей. Ввиду
специфичности данного товара –
необходимости оформления разрешения
на пользование, может быть признано
целесообразным взимать акциз в
момент регистрации, непосредственно
с владельца.[13]
2.2 ЕГАИС (Единая государственная
автоматизированная информационная система)
ЕГАИС (Единая государственная
автоматизированная информационная система) —
автоматизированная система, предназначенная
для государственного контроля за объёмом
производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Основное функциональное
предназначение системы ЕГАИС заключается
в обеспечении информационно-технологической
поддержки задач, зафиксированных
в Федеральном законе № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции»:
Государственное регулирование в области
производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции направлено на защиту экономических
интересов РФ, обеспечение нужд потребителей
в указанной продукции, а также на повышение
её качества и проведение контроля за
соблюдением законодательства, норм и
правил регулируемой области.
Согласно утверждениям производителя,
ЕГАИС позволяет:
обеспечивать полноту и достоверность учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; с возможностью детализации до субъекта РФ, производителя, вида, наименования продукции, крепости, объёма, правильности начисления акциза;
обеспечивать ведение учета импорта спирта и алкогольной продукции с контролем правильности начисления акциза;
обеспечивать учет федеральных специальных марок и акцизных;
производить анализ состояния и тенденций развития производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории РФи ее регионов;
затруднить реализацию контрафактной продукции за счет проверки сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.
Внедрена для обязательного
использования компаниями, работающими
с оптовыми партиями спиртосодержащей
продукции в Российской Федерации
в 2005 году. Разработана во ФГУП «Научно-технический
центр „Атлас“», подведомственном ФСБ. Внедрение на начальном этапе
сопровождалось техническими неполадками
и значительным финансовым ущербом, понесенным
участниками рынка и государством. Разработчики
не имели полноценного технического задания
для разработки, а правительством на тот
момент не были на должном уровне подготовлены
необходимые документы и постановления,
контролирующие разработку и внедрение
ЕГАИС. Ухудшали ситуацию постоянные требования
по внесению изменений в ПО, ранее не запланированных.
Проблемы с системой стали
заметны, когда под регулирование
ЕГАИС было решено подвести производителей
парфюмерии (поскольку при производстве
те также применяют спиртосодержащие
вещества) и организации оптовой
торговли алкогольной продукцией: данные
отрасли остановили свою деятельность
на продолжительный срок. Приказами
министерств пришлось вывести производителей
парфюмерии из-под контроля ЕГАИС, а саму
её — в срочном порядке доработать.
К концу 2007 года ЕГАИС функционировала
стабильно, но из-за отсутствия некоторых
функций и необходимых отчетов
система не позволяла осуществлять
полный мониторинг рынка. При этом из-под
действия системы были выведены оптовые
предприятия, что в конечном итоге
делало саму идею ЕГАИС неполноценной,
поскольку отсутствовали все
элементы цепи «производитель — потребитель».
В докладе, направленном министром финансов премьеру Михаилу Фрадкову 7 августа 2006 года признавалось,
что ЕГАИС фактически не работает:
К причинам сложившейся ситуации
относится неготовность технических
средств и программного обеспечения
ЕГАИС. Это до сих пор не позволяет
получить в ходе работы ЕГАИС информацию
об объемах поставленной и отпущенной
в розничную сеть продукции. ЕГАИС
на данный момент не позволяет осуществлять
мониторинг рынка.
В ноябре 2007 года было начато
внедрение новой версии ЕГАИС, разработанной
другой организацией — Главным научно-исследовательс им
вычислительным центром Федеральной налоговой
службы (ФГУП «ГНИВЦ ФНС»). Закончить внедрение
было запланировано в конце этого же года,
однако из-за недоработок разработчиков
системы (более 500 человек) сроки перехода
на новую версию постоянно сдвигались.
Первоначально ПО, разработанной
ГНИВЦ по своей сути напоминало простой
почтовый клиент, который обеспечивает
отправку текстовых файлов. Производить
в ней учёт и контроль было практически
невозможно.
Окончательный переход на
новую версию ПО был запланирован на
ноябрь 2008 года, однако внедрение началось
только в январе 2009 года. К сентябрю 2009
года ПО было в целом внедрено и функционировало
с незначительными недоработками. К системе
есть нарекания по производительности
и стоимости обслуживания: так, типичная
конфигурация компьютерного парка для
работы ликероводочного завода в данной
системе, включая лицензионное ПО, стоит
порядка 650 тыс. рублей. Дальнейшие затраты
на обслуживание включают в себя ежегодную
сертификацию комплекса (около 60—70 тысяч
рублей), заработную плату обслуживающего
персонала и обслуживание системы (свыше
300 тыс. рублей в год).
Существенный минус разработанной
системы — в использовании полной синхронизации
баз данных федерального центра управления
и контроля с конечным предприятием. Проблема
заключается в чрезвычайно больших объемах
передаваемой и обрабатываемой информации.
При использовании ЕГАИС
внедрение данного ПО практических
не принесло положительных результатов,
за исключением некоторого удорожания
себестоимости продукции для небольших
производств и увеличению доли контрафактной
продукции на рынке. С конца 2009 года контроль
над системой ЕГАИС постепенно начал передаваться
во вновь созданную федеральную службу — Росалкогольрегулиров ние.
Летом 2012 года Росалкогольрегулиров нием
(РАРом) поставлен вопрос о применении
ЕГАИС при розничной продаже алкогольной
продукции. В этом случае выстраивается
система, которая обеспечит сплошное отражение
информации о движении алкогольной продукции
от производителя (импортера), поставщика
до момента ее реализации потребителю
(подробнее можно прочитать в статье Русского
Запада "Росалкогольрег лирование
планирует ввести ЕГАИС в рознице"
Технические условия производства,
оборота и учета этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции вступают в силу 20 мая.
Это связано с развитием системы
ЕГАИС. Есть указание президента внедрить
эту систему до 2015 года поэтапно.
В результате в системе ЕГАИС,
по мнению чиновников, будет "закольцована&q ot;
вся товаропроводящая цепочка алкогольной
продукции (от производителя, импортера
до магазина).
Система ЕГАИС может быть единственным
аргументом против введения госмонополии
в алкогольной отрасли - по крайней мере
до 2015 - 2016 гг. (до попытки ее полного внедрения
и получения каких-то результатов ее работы).
Если система не сможет выполнить свои
задачи по максимальной легализации рынка
легальной розничной торговли, то следующим
шагом государства может действительно
стать какая-то форма госмонополии на
алкоголь, эффект от которой в любом случае
будет равен нулю.
Есть некоторые нюансы, связанные
с внедрением системы ЕГАИС. Например,
оснащение каждой торговой точки
Интернетом для передачи данных в
систему. В сельской местности проживают
более 35% населения России и организовано
не менее 50 - 70 тыс. торговых точек по
продаже алкогольной продукции.
Технически организовать такую связь
между центральными базами данных ЕГАИС
и каждым сельским магазином проблематично
будет и в 2014 году. Но поскольку главное,
что интересует контролеров, это рынок
водки и ЛВИ, то задача государства облегчается
- в сельской местности с 2014 года легальная
водка вообще продаваться не будет. Все
дело в высокой минимальной розничной
цене - от 200 до 250 руб. за бутылку водки,
которая будет установлена с 01.01.2014.
Таким образом, на фоне реформы розничной
торговли алкоголем, которая пройдет
в 2012 - 2013 гг. и сократит число розничных
торговых точек с 230 до 150 тысяч, может
произойти создание городской системы
ЕГАИС, что сделает розничную
торговлю алкоголем в городах
максимально подконтрольной Росалкогольрегулиров нию.
Государство
распространяет систему контроля за алкоголем
на розничные продажи. Поэтапно все магазины
будут подключены к серверам ЕГАИС и фиксировать
проданные бутылки при считывании штрихкода.
Дополнительные расходы не будут значительными,
но участники рынка опасаются технических
проблем. Запуск ЕГАИС на алкогольных
производствах остановил отрасль на два
месяца.
К 2014 году Росалкогольрегулиров ние
(РАР) намерено ввести контроль продаж
алкогольной продукции в розничных сетях.
Об инициативе заявил в Совете федерации
глава службы Игорь Чуян.
При продаже
алкоголя в магазине на кассовом аппарате
будет считываться информация со штрихкода
продукта и далее передаваться на сервер
ЕГАИС (единая государственная автоматизированная
информационная система), пояснили «Газете.Ru»
в ведомстве, добавив, что «техническая
сторона вопроса сейчас прорабатывается».
На акцизную марку наносится
специальный штрихкод, в котором содержится
информация о производителе, номере лицензии,
адрес производства, наименование и вид
продукции.
По схеме РАР, внедрение ЕГАИС
в розницу будет осуществляться
поэтапно. Первый этап уже начат: ведется
тестирование на базе нескольких десятков
магазинов. Далее система будет доработана
с целью учета движения товаросопроводительн х
накладных и объемов розничных продаж.
«Пока о том, какое это оборудование
будет, говорить рано. Мы рассматриваем
ряд вариантов», — добавляют в пресс-службе
ведомства.
В рамках второго этапа предполагается
разработка нормативно-правовой документации.
Этот процесс будет идти до конца
2012 года. Третий этап начнется в 2013 году:
ЕГАИС внедрят в рознице нескольких
крупных городов.
«Благодаря этой системе продажа
каждой единицы алкогольной продукции
будет автоматически фиксироваться
путем считывания информации со штрихкода
акцизной марки в момент ее фактической
реализации покупателю, на кассе», — говорят
в ве и т.д.................