Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Правовой режим земель транспорта
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 27.04.2013.
Год: 2013.
Страниц: 12.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
План
Введение
В Земельном Кодексе РФ определены
основы правового режима земель, выполняющих
одну из наиболее важных функций как в
экономике России, так и в обеспечении
фундаментальных научных исследований
и безопасности. Несмотря на разное назначение,
специфика использования земель данной
категории связана с тем, что они являются
прежде всего территорией, базой размещения
и эксплуатации различного рода инженерных
строений и сооружений. Это накладывает
особый отпечаток на правовой порядок
владения, пользования и распоряжения
данными землями.
При этом к данной
категории относятся не только земли,
уже используемые в указанных
целях, но и земли, не занятые соответствующими
строениями и сооружениями, обеспечивающие
их функционирование или предназначенные для такого
использования. Установление данной нормы
дает возможность включить в состав этих
земель охранные зоны и иные земли, не
непосредственно, но косвенно включенные
в соответствующие процессы. Кроме того,
утверждение данного положения объясняется
необходимостью обеспечения территорий
для развития производственной и иной
деятельности. Разумеется, нормы об обороте
земельных участков как недвижимых вещей
дают возможность приобрести дополнительные
земельные участки путем совершения сделки.
Но установленная возможность заранее
"зарезервирова ь" земельный участок
для запланированного развития предприятия
или размещения оборонных объектов упрощает
задачу.
Значительные
территории рассматриваемой категории
земель находятся в исключительной
федеральной собственности,
о чем в ст. 87 ЗК РФ сказано следующее.
Земли промышленности
и иного специального назначения,
занятые федеральными энергетическими
системами, объектами использования
атомной энергии, федеральным транспортом,
путями сообщения, объектами федеральной информатики
и связи, объектами, обеспечивающими космическую
деятельность, объектами обороны и безопасности,
объектами оборонного производства, объектами,
обеспечивающими статус и защиту Государственной
границы Российской Федерации, другими
объектами, отнесенными к ведению Российской
Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции РФ,
являются федеральной собственностью.
Цель работы
– рассмотреть правовой режим земель транспорта.
Задачи работы:
- проанализировать общие условия
использования земель транспорта;
- отразить
порядок использования земель участков
различных видов транспорта.
1. Общие
условия использования земельных участков
транспорта
Земельные участки транспорта используются при
эксплуатации, содержании, строительстве,
ремонте, реконструкции, усовершенствовании
и развитии сооружений, устройств и других
объектов транспорта.
Порядок пользования
земельными участками, предоставленными
предприятиям, учреждениям и организациям
железнодорожного, морского, внутреннего
водного, автомобильного, воздушного и трубопроводного
транспорта, регулируется ст. 90 ЗК РФ и нормативными
правовыми актами, изданными по вопросам
деятельности различных видов транспорта.
Размеры участков
определяются по действующим нормам
или типовым проектам строительства соответствующих объектов.
Если же норм нет, а использовать типовые
проекты невозможно (ввиду инженерно-технически ,
климатических и иных особенностей, специфики
рельефа или самого объекта строительства),
размеры определяются проектно-сметной
документацией. Отвод осуществляется
с учетом очередности освоения участков.
При проектировании,
кроме соблюдения общего принципа размещать
объекты на непригодных для сельского
хозяйства землях либо угодьях худшего
качества, необходимо также выбирать
оптимальные направления трасс, чтобы не создавать
неудобства соседним хозяйствам.
Земельные участки
предоставляются, как правило, бессрочно.
На территории поселений объекты
транспорта размещаются только с
согласия соответствующих местных
администраций.
На период строительства, реконструкции или ремонта
своих сооружений предприятия вправе
получать участки во временное пользование.
Порядок их возврата (рекультивация и
т.д.) тот же, что и для предприятий промышленности.
Временные участки могут передаваться
другим предприятиям, учреждениям и организациям
для устройства подъездных путей, проездов,
погрузочно-разгрузо ных площадок, складов
и иных объектов с обязательным возмещением
расходов по содержанию и улучшению таких
участков.
Проекты строительства,
реконструкции или ремонта объектов транспорта могут предусматривать
необходимость защитных лесонасаждений
и устройств в местах, подверженных снежным
заносам. Размеры участков для этих нужд
определяются нормами отвода земель для
соответствующего вида транспорта. Предприятия
обязаны бороться с вредителями полезных
растений и сорняками в защитных лесонасаждениях,
осуществлять противопожарные и иные
мероприятия по уходу за ними.
Нормальная
эксплуатация, а также безопасность
объектов транспорта обеспечивается установлением
охранных зон, размер и режим которых зависит
от вида транспорта и определяется соответствующими
нормами или проектно-технической документацией.
Земли этих зон остаются у землевладельцев,
но имеют особый режим, о котором их обязано
письменно известить соответствующее
транспортное предприятие.
2. Порядок
использования земельных участков на
железнодорожном транспорте
Федеральный закон
от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном
транспорте в Российской Федерации"
(в ред. от 7 июля 2003 г.) в ст. 9 указывает, что
земли железнодорожного транспорта должны
использоваться в соответствии с земельным,
градостроительным, экологическим, санитарным,
противопожарным и иным законодательством РФ.
МПС России (ныне
Министерство транспорта и связи) утвердило
15 мая 1999 г. Положение о порядке использования земель федерального
железнодорожного транспорта в пределах
полосы отвода железных дорог, которым
определяется порядок использования земельных
участков. В частности, указано, что проектно-техническая
документация устанавливает размеры земельных
участков для: обеспечения полос необходимой
ширины в случаях, требующих индивидуального
проектирования земельного полотна, боковых
резервов, искусственных противопожарных
и противолавинных сооружений, переездов,
берегоукрепительных противоэрозионных
и снегозадерживающих лесонасаждений;
размещения станций, локомотивных и вагонных
депо, жилых поселков, тяговых подстанций
и т.п.; защитных зон, а также зон перспективного
развития; временных нужд (на период строительства).
Охранные зоны
железнодорожного транспорта включают: земельные
участки, необходимые для обеспечения
сохранности, прочности и устойчивости
объектов железнодорожного транспорта,
земельные участки с подвижной почвой,
прилегающие к участкам, предназначенным
для размещения объектов железнодорожного
транспорта и обеспечения защиты железнодорожного
пути от снежных и песчаных заносов и других
негативных воздействий (ст. 2 Закона).
В зонах с
особыми условиями землепользования
запрещается: производить какие
бы то ни было строительные, монтажные,
горные и карьерные работы без письменного
разрешения управления железной дороги;
вырубать лес и нарушать растительный
покров способами, которые могут привести
к оползням, осыпям, селевым потокам, оврагам,
возникновению подвижных песков, снежных
заносов и горных лавин; сооружать линии
связи, электросети, а также трубопроводы
без согласования с Министерством путей
сообщения.
Пример судебного
разбирательства1
Предприятие железнодорожного
транспорта обратилось в арбитражный
суд с иском о признании
недействительным постановления администрации
района о передаче в аренду обществу с
ограниченной ответственностью земельного
участка, находящегося в полосе отвода
железной дороги.
Ответчик утверждал,
что его действия соответствуют
требованиям статьи 83 Земельного кодекса,
согласно которой землями транспорта
признаются земли, предоставленные соответствующими
местными администрациями в пользование
или в аренду предприятиям, учреждениям,
организациям для осуществления возложенных
на них социальных задач.
Законом Российской
Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном
самоуправлении в Российской Федерации"
на администрацию района возложена обязанность
по осуществлению контроля за использованием
и охраной земель и работой всех транспортных
предприятий на территории района.
Поэтому органы местного самоуправления
вправе решать вопросы, связанные с передачей
земель железнодорожного транспорта в
аренду.
Решением суда
исковые требования удовлетворены
по следующим основаниям.
Согласно статьям
72 и 76 Конституции вопросы владения,
пользования и распоряжения землей находятся
в совместном ведении Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации. По предметам
совместного ведения издаются федеральные
законы и принимаемые в соответствии с
ними законы и иные нормативные правовые
акты субъектов Российской Федерации.
Как следует
из статьи 5 Федерального закона от 25.08.1995
N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном
транспорте", землями железнодорожного
транспорта считаются земли федерального
значения, предоставляемые безвозмездно
в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям
и учреждениям для осуществления возложенных
на них специальных задач. Порядок использования
земель железнодорожного транспорта определяется
федеральным органом исполнительной власти
в области железнодорожного транспорта
с учетом требований земельного законодательства
Российской Федерации.
Спорный земельный
участок находился у истца
в постоянном (бессрочном) пользовании.
При изложенных
обстоятельствах администрация
района не вправе принимать решение
о предоставлении его в аренду третьим лицам.
Суд кассационной
инстанции правомерно оставил решение
суда первой инстанции без изменения.
3. Порядок
использования земельных участков морского
и внутреннего водного транспорта
К землям морского
и внутреннего водного транспорта,
согласно ст. 9 Кодекса торгового
мореплавания РФ и ст. 90 ЗК РФ, относятся
территории, занятые:
искусственно созданными внутренними водными путями;
морскими портами (в том числе специализированными) с набережными, площадями, причалами, вокзалами, зданиями, сооружениями и устройствами, объектами общепортового и комплексного обслуживания флота;
гидротехническими сооружениями и средствами навигационной обстановки, судоремонтными заводами и предприятиями, мастерскими, базами, складами, радиоцентрами, служебными постройками, жильем и соцкультбытом;
внутренней береговой полосой.
Размеры предоставляемых
земельных участков и условия
пользования ими определяются проектной
документацией и решением органов,
предоставивших участок.
Предприятия морского
транспорта могут предоставлять часть своих земель,
а также акватории порта во временное
пользование другим лицам для различных
транспортных нужд.
Без согласования
с администрацией на подходах к портам
(каналам) и территории порта запрещается
сооружать мостовые, кабельные и
воздушные переходы, линии связи
и электропередачи, прокладывать трубопроводы,
водозаборные и прочие объекты, а в зоне
действия радионавигационных объектов -
строить радиосистемы. Строительство,
ремонт и реконструкция объектов других
видов транспорта в акватории и на территории
портов производятся в соответствии с
общими правилами морских торговых и рыбных
портов, утвержденными государственными
органами морского флота и рыбного хозяйства.
К землям внутреннего
водного транспорта относятся участки,
занятые:
портами, пристанями, специализированными причалами, гаванями и затонами со всеми обеспечивающими сооружениями и устройствами;
пассажирскими вокзалами, павильонами и причалами;
судоходными каналами, судоходными и энергетическими сооружениями и служебно-техническим зданиями;
берегоукрепительными сооружениями и насаждениями;
узлами связи, береговыми навигационными знаками и другими сооружениями для обслуживания водных путей, судоремонтными заводами, ремонтно-эксплуатаци нными базами, мастерскими, судоверфями, отстойно-ремонтными пунктами, складами, базами.
К охранным зонам,
помимо участков, общих для всех
видов транспорта, относятся береговые
полосы внутренних водных путей.
Береговая полоса
выделяется для работ, связанных
с судоходством и сплавом по внутренним
водным путям, причем вне поселений
(ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).
На землях береговой
полосы могут быть запрещены распашка
земли, корчевка леса и другие работы.
Строить в пределах береговой
полосы можно только с разрешения
соответствующей местной администрации и по
согласованию с органами, регулирующими
судоходство и сплав. Организации, использующие
эту полосу для хранения и сплотки древесины,
обязаны очистить затопляемые участки
до начала паводка.
Земельные участки
под причалами, складами пароходств находятся в общем
пользовании, если они не предоставлены
определенным организациям на договорных
или иных началах. Общими являются и пристани
в поселениях по берегам судоходных путей -
на них разгружаются суда и плоты. Устройство
и содержание пристанских участков возлагаются
на местные администрации.
Согласно ст. 10
Кодекса внутреннего водного транспорта РФ
в пределах внутренних водных путей, расположенных
за пределами территорий городских поселений,
организации внутреннего водного транспорта
вправе использовать безвозмездно
для работ, связанных с судоходством, береговую
полосу, т.е. полосу земли шириной 20 м от
края воды в глубь берега при среднемноголетнем
уровне воды на свободных реках и нормальном
уровне воды на искусственно созданных
внутренних водных путях. На берегу, имеющем
уклон более 45 градусов, береговая полоса
определяется от края берега в глубь берега.
Особые условия пользования береговой
полосой устанавливаются Правительством РФ.
Бассейновые органы
государственного управления на внутреннем водном транспорте
и другие организации внутреннего водного
транспорта освобождаются от платы за
занимаемые ими земельные участки, в том
числе за земельные участки, покрытые
водой, и искусственно созданные земельные
участки при строительстве гидротехнических
сооружений и создании охранных зон линий
связи.
Бассейновые органы государственного
управления на внутреннем водном транспорте
имеют право:
пользоваться береговой полосой для проведения работ по обеспечению судоходства и строительству зданий, строений и сооружений для этих целей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
устанавливать на береговой полосе береговые средства навигационного оборудования;
осуществлять рубки произрастающих на береговой полосе деревьев и кустарников для обеспечения безопасности судоходства, в том числе видимости береговых средств навигационного оборудования, а также для геодезического обоснования при съемках участков русел рек. Установка береговых средств навигационного оборудования и прокладка просек для обеспечения их видимости могут проводиться также за пределами береговой полосы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации и водным законодательством Российской Федерации;
использовать безвозмездно для проведения работ по обеспечению судоходства грунт, камень, гравий, деревья и кустарники, находящиеся в пределах береговой полосы;
разрешать устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и иных плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке;
разрешать строительство временных строений и проведение других необходимых работ в случаях непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с судами.
Лица, использующие
береговую полосу для проведения
временных работ, после их окончания
обязаны очистить береговую полосу
и обустроить ее.
Кодексом внутреннего водного транспорта
дополнительно определено, что не допускается
использовать береговую полосу для осуществления
хозяйственной и иной деятельности, если
такая деятельность несовместима с обеспечением
безопасности судоходства.
Проекты строительства или реконструкции хозяйственных
и иных объектов, размещаемых на береговой
полосе, подлежат обязательному согласованию
с бассейновыми органами государственного
управления на внутреннем водном транспорте.
4. Порядок
использования земельных участков автомобильного
транспорта
Для автомобильного
транспорта земельные участки отводятся
дорожным органам и другим организациям,
осуществляющим строительство и
эксплуатацию дорог (в постоянное и
временное пользование). Основные нормативные
акты, регулирующие правовой режим названных земель: Указ
Президента РФ от 27 июня 1998 г. N 727 "О придорожных
полосах федеральных автомобильных дорог
общего использования", Правила установления
и использования придорожных полос федеральных
автомобильных дорог общего пользования,
утвержденные постановлением Правительства РФ
от 1 декабря 1998 г. N 1420.
В зависимости
от категории дороги устанавливается
следующая максимальная ширина полосы
отвода для автомобильных дорог:
для дорог 1-й категории - 32 м; для дорог
2-й, 3-й, 4-й и 5-й категорий соответственно 28, 22, 19
и 18 м. При прохождении трассы дороги по
особо ценным сельскохозяйственным угодьям
ширина полосы отвода может быть уменьшена
до минимально возможной величины.
Помимо этого,
на период строительства дороги для
временных нужд (складирование материалов, размещение
и передвижение техники, устройство карьеров
и т.д.) в соответствии с проектом могут
предоставляться земельные участки на
праве срочного пользования. Эти участки
по окончании строительства возвращаются
прежним землепользователям в состоянии,
пригодном для использования по прежнему
целевому назначению. Одновременно им
возмещаются убытки, возникшие в связи
с временным занятием этих земель. В случае
прохождения трассы дороги по землям,
находящимся в частной собственности,
они выкупаются у соответствующих собственников
в порядке, установленном ст. 279 ГК РФ. При
несогласии собственника земли на ее выкуп
дело решается в судебном порядке по иску
заинтересованной стороны.
При необходимости
и с целью охраны дороги от размывов,
эрозионных процессов, снежных заносов
вдоль полосы отвода могут устанавливаться
специальные зоны с особыми условиями
землепользования. Эти земли не исключаются
из состава земель хозяйств, по территории
которых они проходят, но право пользования
ими ограничивается в интересах автомобильных
дорог. Такие охранные зоны устанавливаются
на эрозионно-опасных участках, косогорах,
оползне- и селеопасных, а также подверженных
снежным заносам участках. В пределах
указанных зон устанавливается такой
режим использования земель, который удовлетворял
бы требованиям охраны дорожного полотна
и нормального функционирования дороги:
запрет на вырубку деревьев там, где это
может отразиться на устойчивости склонов
или может стимулировать образование
оврагов, селей, оползней; укрепление и
облесение открытых участков; запрещение
распашки земель и др.
На лесопокрытых,
но эрозионно-неопасных участках устанавливаются
зоны, в пределах которых дорожные
органы получают право сплошной вырубки
деревьев с целью просушивания дорожного
полотна и улучшения видимости для водителей.
Условия хозяйственного
использования земель в пределах
охранных зон, а также сроки и
порядок проведения на них других
дорожных мероприятий оговариваются
в специальных договорах, заключаемых
сторонами. Здесь же указываются размеры возмещения убытков,
возникающих в связи с ограничением прав
землепользователей установлением охранных
зон.
Для ремонта
автодорог на период его проведения
по договоренности сторон (как правило,
в периоды, когда земли не заняты
сельскохозяйственным культурами) могут выделяться
земельные участки в срочное пользование,
которые после окончания работ возвращаются
прежним землепользователям в состоянии,
пригодном для использования по целевому
назначению.
Особой охране
подлежат федеральные дороги общего
пользования 1-й, 2-й, 3-й и 4-й категорий.
Вдоль этих дорог устанавливаются специальные
придорожные полосы, ширина которых составляет:
для дорог 1-й и 2-й категорий - 75 м, а для
дорог 3-й и 4-й категорий - 50 м в обе стороны
от границ полосы отвода. При подъезде
к столицам республик, административным
центрам субъектов Федерации и городам
федерального значения на расстояние
не менее 25 км от границ указанных городов
ширина придорожной полосы увеличивается
до 150 м. Вдоль кольцевых дорог упомянутых
населенных пунктов ширина придорожной
полосы устанавливается в 250 м.
При пересечении
дороги с линиями высоковольтной
электропередачи расстояние от опоры
проводов до бровки дороги должно быть
равным высоте опоры плюс 5 м, но не менее
25 м.
Придорожные полосы
федеральных автомобильных дорог общего
пользования - зона с особым режимом использования
земель. Предоставление земельных участков
в пределах придорожных полос и в нeпосредственной
близости от них должно производиться
только по согласованию с органами управления
автотранспортом и ГАИ.
В пределах придорожных
полос запрещается строительство
капитальных сооружений со сроком службы
10 и более лет. Ранее построенные
сооружения сохраняются, однако режим
их использования должен быть согласован
с органами управления автотранспортом. Размещение в пределах
придорожных полос различных объектов
транспортной обстановки, а также указателей,
плакатов, информационных и рекламных
щитов и роликов может осуществляться
только по согласованию с соответствующими
службами: МВД России, дорожной службой,
архитектурной службой и т.п.
5. Порядок
использования земельных участков трубопроводного
транспорта
Земельные участки
для нужд, связанных с трубопроводным
транспортом, предоставляются для:
размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;
размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;
установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков.
Федеральный закон
от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении
в Российской Федерации" устанавливает,
что земельные участки для строительства,
эксплуатации и ремонта объектов систем
газоснабжения передаются организациям - собственникам
систем газоснабжения в порядке, определенном
земельным законодательством Российской
Федерации.
Организация - собственник
системы газоснабжения или уполномоченная
им эксплуатирующая организация после
завершения намеченных работ на земельном участке, переданном
такой организации во временное пользование,
обязана:
рекультивировать земельный участок и передать его владельцу, пользователю или арендатору по акту в установленном порядке;
возместить в согласованных размерах владельцу, пользователю или арендатору земельного участка понесенные ими убытки.
Организации, в
ведении которых находятся объекты
системы газоснабжения, расположенные
в лесах, обязаны:
содержать охранные зоны объектов системы газоснабжения в пожаробезопасном состоянии;
проводить намеченные работы, вырубать деревья (кустарники) в охранных зонах объектов системы газоснабжения и за пределами таких зон в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации.
Границы охранных
зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются
на основании строительных норм и правил,
правил охраны магистральных трубопроводов,
других утвержденных в установленном
порядке нормативных документов. На этих
земельных участках при их хозяйственном
использовании не допускается строительство
каких бы то ни было зданий, строений, сооружений
в пределах установленных минимальных
расстояний до объектов системы газоснабжения.
Не разрешается препятствовать организации -
собственнику системы газоснабжения или
уполномоченной ею организации в выполнении
ими работ по обслуживанию и ремонту объектов
системы газоснабжения, ликвидации последствий
возникших на них аварий, катастроф.
Схожий порядок
использования земельных участков
установлен и для нефтепроводов.
Ширина полос
земли, отводимой во временное пользование
для строительства (закладки) одного магистрального
подземного трубопровода, устанавливается
исходя из следующих нормативов, в зависимости
от диаметра трубопровода и категории
земель, по которым прокладывается трасса
трубопровода:
На землях лесного
фонда ширина полос устанавливается
по тем же нормативам, что и на
землях сельскохозяйственного назначения.
Ширина полос
для магистральных подземных
трубопроводов диаметром более 1420
мм и трубопроводов, строящихся в
труднопроходимой местности (в болотах, тундре,
пустынях, горных условиях), определяется
по проектам, утверждаемым в установленном
порядке.
После завершения
строительства трубопровода временно
занимаемые полосы приводятся в состояние,
пригодное для использования
по основному целевому назначению, и
возвращаются прежнему землепользователю.
Одновременно ему возмещается стоимость
всех убытков, возникших в связи со строительством
трубопровода, включая упущенную выгоду.
Дальнейшее использование полосы земель
над трубопроводами осуществляется землепользователем,
по территории которого проложен трубопровод,
по своему усмотрению, но не нарушая правил
эксплуатации трубопровода.
6. Порядок
использования земельных участков для
воздушного транспорта
Правовой режим
земельных участков для воздушного транспорта определен
Воздушным кодексом РФ. Земельные участки
предоставляются, как правило, в бессрочное
пользование предприятиям и организациям
воздушного транспорта в соответствии
с проектной документацией или установленными
нормативами.
Для обеспечения безопасности полетов
воздушных судов на землях воздушного
транспорта устанавливаются специальные
охранные зоны, включающие приаэродромные
территории и полосы воздушных подходов.
Различают три типа таких зон с особым
правовым режимом землепользования.
В первой зоне (шириной
до 10 км от границ аэродрома) запрещается
строительство без согласования
с органами гражданской авиации
зданий и сооружений, воздушных линий
связи, линий электропередачи и
других сооружений.
Вторая зона
имеет ширину в интервале от 10 до 30 км от границ аэродрома.
В ее пределах согласовывается строительство
лишь тех объектов, абсолютная отметка
верхних точек которых превышает абсолютную
отметку аэродрома на 50 м.
В третьей зоне
(шириной в интервале от 30 км до
75 км от границ аэродрома) согласованию подлежит
строительство любых объектов высотой
200 м и более. В случае нарушения требований
указанной нормы соответствующие объекты
подлежат сносу без возмещения их стоимости.
В пределах указанных
зон допускается хозяйственная
деятельность, не противоречащая требованиям
эксплуатации воздушного транспорта.
Кроме того, на землях, прилегающих к аэродромам
в радиусе 15 км, запрещается размещение
мест концентрированных выбросов пищевых
отходов, строительство звероводческих
ферм, скотобоен и других объектов, на
которых возможно массовое скопление
птиц, что опасно для полетов воздушных
летательных аппаратов.
Заключение
Статьей 87 ЗК РФ установлены
основные критерии, дающие возможность
отграничить рассмотренную выше категорию
земель от иных, установленных ст. 7 ЗК.
При этом как данная статья, так и иные
статьи главы ХVI исходят из того, что земли
должны принадлежать одной категории,
с тем чтобы избежать пересечения правового
режима использования земель разных категорий,
когда одни нормативные требования накладываются
на требования, установленные для земельных
участков иного целевого назначения, создавая
противоречие.
Так, данной статьей
определено, что к землям транспорта
и иного специального назначения
относятся земли вне черты
поселений. Это означает, что на земельные участки,
занятые промышленными, энергетическими
и иными объектами, которые бы вне населенного
пункта создавали предпосылки для отнесения
земель под ними к категории, установленной
гл. XVI ЗК, статьи данной главы не распространяются.
Напротив, на такие земли распространяются
положения ЗК, устанавливающие особенности
использования земель поселений как отдельной
категории.
Кроме того, согласно
статье 87 (п. 3) в состав земель данной
категории входят (если они будут созданы)
охранные, санитарно-защитные и иные зоны
с особыми условиями использования земель.
Режим использования таких зон, их площадь
(ширина) устанавливаются законодательством,
регулирующим соответствующий вид хозяйственной
или иной деятельности, и указываются
в качестве одного из условий использования
земельного участка, входящего в границу
такой зоны, если он предоставлен конкретным
гражданам или юридическим лицам.
В то же время
подчеркивается, что каждый из видов
использования, приведенных статьей 87 и указанных в перечне п. 2
статьи, не является самостоятельной категорией,
а входит в одну установленную категорию
земель. Поэтому изъятие земель транспорта,
например, для нужд обороны, не влечет
за собой необходимости проведения правовых
процедур по переводу земель из одной
категории в другую. Речь в данном случае
идет лишь об изменении разрешенного использования.
Не изъяты, но ограничены в обороте
земельные участки, не указанные в п. 4
ст. 27 ЗК и предоставленные для обеспечения
обороны и безопасности, оборонной промышленности,
таможенных нужд. Ограничены в обороте
также участки, предоставленные для нужд
организаций транспорта, в том числе морских,
речных портов, вокзалов, аэродромов и
аэропортов, сооружений навигационного
обеспечения воздушного движения и судоходства,
терминалов и терминальных комплексов
в зонах формирования международных транспортных
коридоров; участки, предоставленные для
нужд связи, занятые объектами космической
инфраструктуры; участки, расположенные
под объектами гидротехнических сооружений;
земельные участки, предоставленные для
производства ядовитых веществ, наркотических
средств, а также участки, загрязненные
опасными отходами, радиоактивными веществами,
подвергшиеся биогенному загрязнению,
иные подвергшиеся деградации земли.
Литература
Нормативные
акты
Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»
Федеральный закон от 27.02.2003 N 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта: Об утверждении Норм и правил проектирования отвода земель для железных дорог»: Указание Минприроды России от 24.11.1997 N С-1360у.