Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Политический режим как понятие
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 27.04.2013.
Год: 2013.
Страниц: 15.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Введение
Понятие “политический
режим” является одним из общепринятых
в современной политологии. Эта
научная категория, которая характеризует
способы, формы, способы и методы
реализации политической власти, оказывает
содействие адекватной оценке сущности
государства, поскольку в границах одной
формы правления на различных этапах ее
развития политическое жизнь может существенно
видоизменяться по характеру и содержанию.
Качественными характеристиками политического
режима являются: объем прав и свобод человека,
методы осуществления государственной
власти, характер взаимоотношений между
государством и обществом, наличие или
отсутствие возможностей общества влиять
на принятие политических решений, способы
формирования политических институтов,
методы выработки политических решений.
Целью данной работы является
исследование вопроса политических
режимов, их сущности и проведение сравнительного
анализа. Для достижения цели поставлены
следующие задачи:
раскрыть понятие политического режима;
изучить классификацию режимов;
рассмотреть особенности разных типов режимов;
попытаться определить политический режим современной России.
Работа состоит из
введения, трех глав и заключения.
Понятие политического режима
Категория «политический
режим» относится к базисным категориям политологии наряду с такими понятиями,
как «власть», «политика», «государство»,
«легитимность» и др. Изучение политического
режима имеет практическую значимость
для понимания социальных и политических
процессов, происходящих в той или иной
стране.
Политический режим представляет собой
совокупность методов, приемов, средств
осуществления политической власти. Он
характеризует среду и условия политической
жизни общества, определенный политический
климат, существующий в той или иной стране
в конкретный период ее исторического
развития. Понятие политического режима,
получившее распространение в западноевропейской
политической литературе на рубеже XIX–XX
вв., в течение долгого времени продолжает
оставаться объектом теоретических споров. Но наиболее распространено определение
политического режима, данное французским
политологом Керманном: "Под политическим
режимом понимается совокупность элементов
идеологического, институционального
порядка, способствующих формированию
политической власти данной страны на
определённый период". Содержание политического
режима раскрывается через выяснение
его основных элементов, признаков, компонентов.
Основные признаки
политического режима
степень участия народа в механизмах формирования политической власти;
соотношение прав человека и гражданина с правами государства;
гарантированность прав и свобод личности;
положение СМИ, степень гласности в обществе;
место и роль негосударственных структур в политической системе общества;
соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;
характер политического лидерства;
степень верховенства закона в общественной жизни;
принципы взаимоотношения общества и власти;
политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства;
мера политического плюрализма, многопартийность.
Политический режим
– это определенный политический
климат, существующий в обществе, условия,
в которых протекает политическая
жизнь, развивается вся система
политических отношений, формируется
политическая культура и политическое
поведение социальных групп и индивидов. Эти
признаки находят отражение в соответствующих
статьях конституций государств. Но для
характеристики политического режима
этого недостаточно. Для определения политического
режима необходимо сопоставление официальных
(в том числе конституционных) правовых
норм с реальной политической жизнью.
Таким образом, политический режим – это
система конституционных порядков и конкретное
воплощение этой системы на практике.
Формирование и эволюция политического
режима в конкретной стране происходят
под воздействием объективных и субъективных
факторов.
Факторы формирования
и эволюции политического режима
Субъективные факторы
не имеют такого определяющего значения,
как объективные, действуют относительно
короткий период времени, но также оказывают
влияние на эволюцию политического
режима.
Таким образом, на тип
политического режима влияет политическая динамика,
свойственная процессу функционирования
государства на конкретном историческом
этапе и отражающая сложное взаимодействие
объективных и субъективных факторов.
Классификация политических режимов
Существует множество классификаций политических режимов.
Причем любая классификация является
условной, так как “чистых” и завершенных
политических режимов в политической
практике не существует.
Типологизация политического режима осуществляется
на основании следующих принципов:
системный (классический) стремится охватить все системные показатели режима;
фрагментарный типологизирует режим по конкретным проявлениям его основных черт.
Согласно первого подхода, политический режим делят на тоталитарный,
авторитарный и демократический. Они заслуживают
обстоятельного рассмотрения.
Второй подход определяет
промежуточные режимы: авторитарно-демократ ческий
(сильная исполнительная власть и слабая
законодательная и судовая); анархо-демократическ й
(примат представительной власти, прямой
демократии над исполнительною); охлократический
(господство псевдоэлиты, заигрывание
с массами с целью реализации узкокорпоративных
интересов); олигархическо-кланов й (большое
влияние олигархических структур на политическую
власть контроль общественных структур
и масс-медиа).
Е.Шилз в качестве критерия
различия типов режима рассматривает соотношение демократических
и олигархических источников формирования
власти. Он различает режим политической
демократии; опекунскую демократию (основная
цель - демократизация политики, но власть
сконцентрирована в руках бюрократического
государства); модернизированная олигархия
(формальное существование демократических
институтов, власть принадлежит бюрократической
группировке, которая стремится модернизировать
экономику); тоталитарная олигархия (сильная
концентрация власти в руках олигархии
и интенсивная мобилизация членов общества
на участие в экономической жизни); традиционную
олигархию (династическая или семейная
власть, которая негативно относится ко
всяким переменам). Ещё один подход в типологизации
предложил А. Лейпхарт, исходя из соотношения
типа избирательной системы и формы правления.
Он выделяет четыре типа демократических
режимов: президентско-можарит рный; парламентско-можарит рный;
парламентско-пропор иональный и президентско-пропорц ональный.
Одной из наиболее
широко распространенных, простых,
но в то же время достаточно
глубоких классификаций является
деление политических режимов на тоталитарные,
авторитарные и демократические, построенное
на анализе характера и способов взаимоотношения
власти, общества (народа) и личности (граждан).
Исходя из трехчленной классификации,
проанализируем содержание и характерные
особенности каждого из политических
режимов.
Тоталитаризм
Тоталитаризм (от лат. totalitas – цельность, полнота)
характеризуется стремлением государства
к абсолютному контролю над всеми областями
общественной жизни, полным подчинением
человека политической власти и господствующей
идеологии. Понятие «тоталитаризм» было
введено в оборот идеологом итальянского
фашизма Дж. Джентиле в начале ХХ в. В 1925
г. это слово впервые прозвучало в итальянском
парламенте в выступлении лидера итальянского
фашизма Б. Муссолини. С этого времени
начинается становление тоталитарного
режима в Италии, затем в СССР (в годы сталинизма)
и в гитлеровской Германии (с 1933 г.).
В каждой из стран, где
возникал и развивался тоталитарный
режим, он имел свои особенности. Вместе
с тем есть общие черты, характерные
для всех форм тоталитаризма и
отражающие его сущность. К ним
относятся следующие:
однопартийность – массовая партия с жесткой полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям – вождям, руководству в целом, срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;
недемократический способ организации партии – она строится вокруг лидера. Власть идет вниз – от лидера, а не вверх –
от масс;
идеологизация всей жизни общества. Тоталитарный режим – это идеологический режим, где всегда есть своя «Библия». Идеология, которую определяет политический лидер, включает серию мифов (о руководящей роли рабочего класса, о превосходстве арийской расы и т.п.). Тоталитарное общество ведет широчайшую идеологическую обработку населения;
монопольный контроль производства и экономики, а также всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.;
террористический полицейский контроль. В связи с этим создаются концентрационные лагеря и гетто, где применяются тяжелый труд, пытки, происходят массовые убийства ни в чем не повинных людей. (Так, в СССР была создана целая сеть лагерей – ГУЛАГ. До 1941 г. в нее входило 53 лагеря, 425 исправительно-трудов х колоний и 50 лагерей для несовершеннолетних). С помощью силовых и карательных органов государство контролирует жизнь и поведение населения.
Во всем многообразии
причин и условий появления тоталитарных
политических режимов главную роль
играет глубокая кризисная ситуация.
В числе основных условий возникновения
тоталитаризма многие исследователи
называют вступление общества в индустриальную стадию развития,
когда резко возрастают возможности СМИ,
способствующих всеобщей идеологизации
общества и установлению контроля над
личностью. Индустриальная стадия развития
способствовала появлению мировоззренческой
предпосылки тоталитаризма, например,
формированию коллективистского сознания,
основанного на превосходстве коллективного
над индивидуальным. Важную роль играли
и политические условия, к которым относятся:
появление новой массовой партии, резкое
усиление роли государства, развитие разного
рода тоталитарных движений. Тоталитарные
режимы способны меняться, эволюционировать.
Например, после смерти Сталина СССР изменился.
Правление Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева –
это так называемый посттоталитаризм
– система, при которой тоталитаризм теряет
часть своих элементов и как бы размывается,
ослабляется. Итак, тоталитарный режим
следует разделять на чисто тоталитарный
и посттоталитарный.
В зависимости от господствующей
идеологии тоталитаризм обычно подразделяют
на коммунизм, фашизм и национал- социализм.
Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности
тоталитаризма, выражает основные черты
этого строя, поскольку предполагает абсолютную
власть государства, полное устранение
частной собственности и, следовательно,
всякой автономии личности. Несмотря на
преимущественно тоталитарные формы политической
организации, социалистической системе
присущи и гуманные политические цели.
Так, например, в СССР резко повысился
уровень образования народа, ему стали
доступны достижения науки и культуры,
была обеспечена социальная защищенность
населения, развивалась экономика, космическая
и военная промышленность и т.д., резко
сократился уровень преступности. К тому
же на протяжении десятилетий система
почти не прибегала к массовым репрессиям.
Фашизм – правоэкстремистское политическое
движение, возникшее в обстановке революционных
процессов, охвативших страны Западной
Европы после Первой мировой войны и победы
революции в России. Впервые он был установлен
в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм стремился
к возрождению величия Римской империи,
к установлению порядка, твердой государственной
власти. Фашизм претендует на восстановление
или очищение «народной души», обеспечение
коллективной идентичности на культурной
или этнической почве. К концу 1930-х годов
фашистские режимы утвердились в Италии,
Германии, Португалии, Испании и ряде стран
Восточной и Центральной Европы. При всех
своих национальных особенностях фашизм
везде был одинаков: он выражал интересы
наиболее реакционных кругов капиталистического
общества, оказывавших фашистским движениям
финансовую и политическую поддержку,
стремящихся использовать их для подавления
революционных выступлений трудящихся
масс, сохранения существующего строя
и осуществления своих имперских амбиций
на международной арене.
Третья разновидность
тоталитаризма – национал-социализм. Как реальный политический и общественный
строй он возник в Германии в 1933 г. Его
цель – мировое господство арийской расы,
а социальное предпочтение
– германская нация. Если в коммунистических
системах агрессивность направлена прежде
всего против собственных граждан (классового
врага), то в национал-социализме – против
других народов.
И все же тоталитаризм
– исторически обреченный строй.
Это общество-самоед, не способное
к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию
и существующее главным образом за счет
богатых природных ресурсов, эксплуатации,
ограничения потребления для большинства населения.
Тоталитаризм – закрытое общество, не
приспособленное к качественному обновлению,
учету новых требований непрерывно изменяющегося
мира.
Авторитаризм
Одним из наиболее распространенных
в истории типов политической
системы является авторитаризм. По
своим характерным чертам он занимает
промежуточное положение между
тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит
обычно автократический, не ограниченный
законами характер власти, с демократией
– наличие автономных, не регулируемых
государством общественных сфер, особенно
экономики и частной жизни, сохранение
элементов гражданского общества. Авторитарный
режим – это система правления, при которой
власть осуществляется одним конкретным
лицом при минимальном участии народа.
Это одна из форм политической диктатуры.
В роли диктатора выступает индивидуальный
политический деятель из элитарной среды
или правящая элитарная группа.
Авторитарной политической
системе присущи следующие черты:
автократизм (самовластие) – небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.);
неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. Власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению;
опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить граждан к повиновению;
монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности
властям;
отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство в неполитические сферы, и прежде всего в экономику. Власть занимается в основном вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления;
рекрутирование (формирование) политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, назначением сверху, а не в результате конкурентной электоральной борьбы.
Исходя из вышеизложенного
авторитаризм – политический режим,
при котором неограниченная власть
сконцентрирована в руках одного
человека или группы лиц. Такая власть
не допускает политической оппозиции,
но сохраняет автономию личности
и общества во всех неполитических сферах.
Сохраняются авторитарные режимы с
помощью аппарата принуждения и
насилия – армии. Власть, подчинение
и порядок ценятся при авторитарном
режиме правления больше, чем свобода,
согласие и участие народа в политической
жизни. В таких условиях рядовые
граждане вынуждены платить налоги, повиноваться
законам без личного участия в их обсуждении.
Слабые стороны авторитаризма – полная
зависимость политики от позиции главы
государства или группы высших руководителей,
отсутствие у граждан возможностей предотвращать
политические авантюры или произвол, ограниченность
политического выражения общественных
интересов.
Существующие в авторитарных государствах
демократические институты реальной
силы в обществе не имеют. Легализуется
политическая монополия одной партии,
поддерживающей режим; исключается деятельность
других политических партий и организаций.
Отрицаются принципы конституционности
и законности. Игнорируется разделение
властей. Происходит строгая централизация
всей государственной власти. Главой государства
и правительства становится лидер правящей
авторитарной партии. Представительные
органы на всех уровнях превращаются в
декорацию, прикрывающую авторитарную
власть.
Авторитарный режим
обеспечивает власть индивидуального
или коллективного диктата любыми средствами, в том числе прямым
насилием. Вместе с тем авторитарная власть
не вмешивается в те области жизни, которые
непосредственно не связаны с политикой.
Относительно независимыми могут оставаться
экономика, культура, межличностные отношения,
т.е. в ограниченных рамках функционируют
институты гражданского общества.
Достоинство авторитарного
режима – высокая способность
обеспечивать политическую стабильность
и общественный порядок, мобилизовать
общественные ресурсы на решение
определенных задач, преодолевать сопротивление
политических противников, а также способность решать
прогрессивные задачи, связанные с выходом
страны из кризиса. Так, авторитаризм был
желаемым режимом в ряде стран после Второй
мировой войны, на фоне существовавших
в мире острых экономических и социальных
противоречий.
Авторитарные режимы очень разнообразны.
Одним из видов является военно-диктаторский режим.
Его пережило большинство стран Латинской
Америки, Южная Корея, Португалия, Испания,
Греция. Другой разновидностью является теократический режим,
при котором власть сосредоточена в руках
религиозного клана. Такой режим существует
в Иране с 1979 г. Конституционно-автори арный
режим характеризуется сосредоточением
власти в руках одной партии при формальном
существовании многопартийной системы.
Это режим современной Мексики. Для деспотического режима
характерно то, что высший руководитель
опирается на произвол и неформальные
клановые, семейные структуры. Другой
разновидностью является персональная тирания,
при которой власть принадлежит лидеру
и отсутствуют ее сильные институты (режим
С. Хусейна в Ираке до 2003 г., режим М. Каддафи
в современной Ливии). Еще одна категория
авторитарных режимов – абсолютная монархия (Иордания,
Марокко, Саудовская Аравия).
В современных условиях
«чистый» авторитаризм, не опирающийся
на активную массовую поддержку и некоторые демократические
институты, едва ли может быть инструментом
прогрессивного реформирования общества.
Он способен превратиться в криминальный
диктаторский режим личной власти.
За последние годы
очень много недемократических (тоталитарных и авторитарных) режимов распалось
или трансформировалось в демократические
республики или государства на демократической
основе. Общий недостаток недемократических
политических систем состоит в том, что
они неподконтрольны народу, а значит,
характер их взаимоотношений с гражданами
зависит прежде всего от воли правителей.
В прошлые века возможность произвола
со стороны авторитарных правителей существенно
сдерживалась традициями правления, относительно
высокой образованностью и воспитанностью
монархов и аристократии, их самоконтролем
на основе религиозно-нравствен ых кодексов,
а также мнением церкви и угрозой народных
восстаний. В современную эпоху эти факторы
либо вообще исчезли, либо их действие
сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать
власть, гарантировать защиту граждан
от государственного произвола может
только демократическая форма правления.
Тем народам, которые готовы к свободе
и ответственности, уважению закона и
прав человека, демократия действительно
дает наилучшие возможности для индивидуального
и общественного развития, реализации
гуманистических ценностей: свободы, равноправия,
справедливости, социального творчества.
2.3 Демократический
режим
Демократия (от гр. demos – народ и kratos – власть) – народовластие
– одна из основных форм устройства любой
организации, основанная на равноправном
участии ее членов в управлении и на принятии
в ней решений по большинству голосов.
С момента своего возникновения демократия
связана с государством, а значит, с принуждением
и в лучшем случае является властью большинства
над меньшинством, а чаще всего формой
правления хорошо организованного привилегированного
меньшинства, в большей или меньшей степени
подконтрольного народу.
Демократический режим
характеризуется высокой степенью
политической свободы человека, реальным осуществлением его прав,
позволяющим ему оказывать влияние на
государственное управление обществом.
Политическая элита, как правило, довольно
узка, но она опирается на широкую социальную
базу.
Перечислим характерные черты демократического режима:
суверенитет народа. Народ выбирает своих представителей в органы власти и может периодически менять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под «соревновательностью понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свои кандидатуры. Выборы не являются соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие ее лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может повлиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже будет назвать честными;
периодическая выборность основных органов государства. Правительство «рождается» из выборов на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, так как наиболее распространенный способ смещения президента в них – военный переворот, а не выборы;
демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, – это необходимое условие демократии, однако отнюдь не достаточное. Сочетание правления большинства и защиты прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства;
равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право каждого гражданина на информацию и на участие в конкурентной борьбе за руководящие посты в государстве.
В зависимости от того,
как народ участвует в управлении,
кто и как непосредственно
выполняет властные функции, демократия
делится на прямую, плебисцитарную
и представительную.
При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют
в подготовке, обсуждении и принятии решений.
Такая система может иметь практический
смысл только при относительно небольшом
числе людей, например, в общинных или
племенных советах или в местных органах
профсоюзов, где все члены могут собраться
в одном помещении для обсуждения вопросов
и принятия решений путем консенсуса или
большинством голосов. Так, в Древних Афинах
– самом первом в мире демократическом
государстве – прямая демократия осуществлялась
с помощью собраний, в которых участвовало
5–6 тыс. чел.
Важным каналом участия граждан в осуществлении
власти является плебисцитарная демократия.
Различие между ней и прямой демократией
состоит в том, что прямая демократия предполагает
участие граждан на всех важнейших стадиях
процесса властвования (в подготовке,
принятии политических решений и в контроле
за их осуществлением), а при плебисцитарной
демократии возможности политического
влияния граждан сравнительно ограничены.
Например, во время референдума гражданам
посредством голосования предоставляется
право одобрить или отвергнуть тот или
иной проект закона, который обычно готовится
президентом, правительством, партией
или инициативной группой. Возможности
участия основной массы населения в подготовке
таких проектов очень невелики.
Третьей, наиболее распространенной
в современном обществе формой политического
участия является представительная демократия.
Ее суть в том, что граждане избирают в
органы власти своих представителей, которые
призваны выражать их интересы при принятии
политических решений, принятии законов
и проведении в жизнь социальных и других
программ. Процедуры выборов могут быть
самыми разнообразными, но каковы бы они
ни были, выборные лица в представительной
демократии занимают свои посты от имени
народа и подотчетны народу во всех своих
действиях.
3. Политический режим современной
России
Одной из стран, находящихся
на пути перехода от одного политического
режима (тоталитарного) к другому (демократическому),
является Россия. Сложившийся в последние
годы в России политический режим
вряд ли можно в чистом виде отнести к какой-то одной
модели, политический строй в нашей стране
отягощен признаками нескольких предыдущих
политических режимов.
1. Сохранившиеся традиции тоталитаризма в России имеют свою специфику. В этой
связи принципиальным является тот момент,
что в России промышленная революция была
осуществлена за счет превращения всей
массы населения в наемных рабочих государства
и тотальной экономии на оплате труда.
Эта экономия, или сверхэксплуатация,
привела к деградации рабочей силы и развитию
ее теневого воспроизводства. В результате
качество и количество труда перестали
соответствовать потребностям индустриально-информ ционных
технологий.
Сложность реформирования
тоталитарной организации труда
в России заключается в том, что для
его осуществления необходимо, кроме всего прочего,
значительно поднять уровень оплаты труда
наемной рабочей силы. Для этого нужны
обширные капиталовложения. В то же время
реформирование России осуществляется
с целью повышения эффективности экономики,
которая сама нуждается в значительных
дополнительных инвестициях. Повысить
уровень инвестирования экономики для
ее модернизации и одновременно повысить
оплату труда всей массе наемных работников
без громадных иностранных капиталовложений
невозможно. Поэтому для реформируемой
России требуется новая и мощная система
«мобилизации» наемного персонала, который
должен работать лучше, чем при социализме,
причем за значительно меньшую плату.
Поскольку функцию мобилизации рабочей
силы выполнял именно тоталитаризм, то
становится очевидным, насколько сложно
решить проблему адекватной замены тоталитарных
механизмов принуждения к производительному,
но малооплачиваемому труду.
В свое время эту проблему
пришлось решать большевикам, когда
Ленин выдвинул тезис: высокая производительность труда за счет энтузиазма наемных работников
и бедноты, которые теперь трудятся не
на капиталистов, а на себя! Закончилось
все тоталитаризмом, который и явился
источником «энтузиазма» масс на практике.
Вместе с тем в
современной России поставлена задача преодоления наследия тоталитаризма.
Наивная надежда на чудодейственность
частной собственности или рыночных механизмов
быстро развеялась. Национально-государс венная
идеология опирается лишь на фантомы политического
характера. Исполнительная власть заполняет
вакуум событиями текущей политики, сменой
кадров и обещаниями. Законодательная
власть и оппозиция критикуют исполнительную
власть, а политические программы и предвыборные
обещания превратились в официозную политическую
«риторику», о которой после выборов никто
не вспоминает.
Как это увязать с
преодолением тоталитаризма? Следует
учитывать, что для России тоталитарная
власть в XX в. представлялась в массовом
сознании естественным явлением. И до
сих пор определенная часть населения
России воспринимает тоталитарную власть как норму. Вместе
с тем в России появилось множество свидетельств
отличия нынешней политики от тоталитарной.
Нет единой, навязываемой всем и жестко
контролируемой идеологии, существует
многопартийность, государство не вмешивается
в личную жизнь граждан, осуществимы многие
свободы, есть гласность.
В то же время власть еще
больше отделилась от народа, нежели при
тоталитаризме. Многие противоречия, возникшие
еще в эпоху социализма, не разрешены.
Идет очень жесткая борьба за статус в
высших эшелонах власти. Ослабли контрольные
функции власти, что позволяет элите решать
свои корпоративные проблемы за счет общества.
Однако вариант возврата к тоталитаризму
вряд ли возможен, даже в случае выхода
государственной власти из-под контроля.
Но неустойчивость этой ситуации, сложность
социально-политичес ой обстановки затрудняют
процессы демократизации России и создают
условия для усиления в стране авторитаризма.
2. С другой стороны,
налицо черты демократии: строятся основы правовой государственности
и создаются устои гражданского общества;
власть на федеральном и местном уровнях
выбираема и сменяема; действуют механизмы
непосредственной демократии (референдумы),
существует система разделения властей
в государстве (хотя существует определенный
перекос полномочий в сторону исполнительной
ветви); гарантированы основные права
человека (свобода совести, слова, собраний,
организаций и пр.), реально действует
политическая оппозиция, в том числе и
«непримиримая»; формально судебные органы
независимы от властных (хотя это и не
всегда соблюдается, особенно на местах);
в экономике складывается свободный и
конкурентный рынок при многообразии
форм собственности (однако при этом не
выработаны механизмы, определяющие собственность
на землю, сильны позиции государственных
ведомств, командные высоты в хозяйственном
механизме находятся в руках монополистов
– финансово-промышленны групп, финансовой
олигархии, «естественных монополий»,
что, безусловно, подменяет принцип свободной
конкуренции монопольностью); при внешней
независимости (политической и идеологической)
средств массовой информации и коммуникации
налицо их фактическая связь с финансовыми
«империями».
В результате складывающийся
демократический политический режим несет
на себе четкие отпечатки экономической и политической олигархизации, что
свидетельствует об усилении авторитарных
тенденций в государстве.
Как изменился
политический режим в России за последние
годы?
На основании принятой
в 1993 г. новой Конституции в России
сложилась президентская республика с действующим двухпалатным парламентом
– Федеральным Собранием, состоящим из
Совета Федерации и Государственной Думы.
Верхняя палата Федерального Собрания
– Совет Федерации – включает в свой состав
представителей администраций и законодательных
органов власти регионов. В Государственную
Думу баллотируются депутаты по смешанной
(пропорциональной и мажоритарной) избирательной
системе. В силу этого политический режим
современной России может быть охарактеризован
как демократический с устойчивыми авторитарно-олигархи ескими
чертами и элементами политического корпоративизма.
Вообще авторитарность заложена в традициях
российского общества. В современных условиях
тоска по «сильной руке» усиливается ходом
и направленностью реформ, за которые
подавляющему большинству населения приходится
платить слишком большую цену. В результате
реформ в стране образовался огромный
разрыв между богатыми и бедными, что при
отсутствии стабилизирующего «среднего
класса» ведет к росту авторитарных настроений.
В результате не всегда продуманной политики приватизации
значительная часть государственной собственности
оказалась в руках малочисленных, но могущественных
финансово-промышлен ых групп, монополизирующих
к тому же масс-медиа и распространяющих
свое влияние на политику исполнительной
и законодательной ветвей власти. Тем
самым эти «империи» превращают существующий
режим в корпоративно-олигарх ческий.
Усиление авторитарных
тенденций в политическом режиме
России обусловлено принятой в 1993 г.
Конституцией, в которой перераспределение полномочий явно смещено
в сторону исполнительной власти, и особенно
Президента. Реальных рычагов воздействия
на его политику у других ветвей власти
нет.
Усилению авторитарных
тенденций способствуют и такие
факторы, как перманентный рост преступности; природные катаклизмы; этнорегиональные
конфликты; военные столкновения; нестабильность
ситуации внутри правящих элит.
Надо отметить, что
тенденции к авторитаризму усиливаются,
когда перед обществом стоят
качественно новые задачи, требующие
времени и большого напряжения всех социальных
ресурсов.
Заключение
Целью данной работы являлось исследование вопроса политических
режимов, их сущности и проведение сравнительного
анализа.
Политический режим является элементом формы государства,
характеризующий совокупность методов
(приемов и способов) и форм осуществления
государственной власти, а также деятельность
элементов политической системы (политических
партий, общественных организаций и т.
п.). Вопросы классификации политических
режимов неоднозначны и являются объектом
длительной дискуссии. Отчасти это связано
с тем, что на ту или иную разновидность
политического режима оказывает влияние
множество различных факторов: сущность
и форма государства, характер законодательства,
фактические полномочия государственных
органов и юридические формы их деятельности,
соотношение общественно-политичес их
сил, состояние экономики, исторические
традиции страны и в какой-то мере международная
обстановка.
В работе было раскрыто понятие политического режима,
изучена классификация режимов, рассмотрены
особенности разных типов режимов. Также
была проведена попытка определить политический
режим современной России.
Таким образом, цель, поставленную
в начале работы, считаю достигнутой.
Список использованной литературы
Василик М.А.. Политология. – 2006.
Грачев М.Н., Ирхин В.Ю. Актуальные проблемы политической науки: коллективная монография. – М.: Экономическая демократия. – 2007. – с. 350.
Сахаров Г.В.. Политология. Курс интенсивной подготовки., учебное пособие для студентов. – 2008.
Цыганков А.П. Социально-классовые основания стабильных политических режимов. — США: Экономика, Политика. - Идеология. - 2004. - № 4. – с. 310.
Цыганков А.П. Трансформация политических режимом. – М.: Фонд «Открытое общество». – 2006. – с. 289.
Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М.: 2005. – с. 240.