На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Изучение истории пенсионного обеспечения в России. Определение направлений деятельности, стратегий развития и путей совершенствования кадровой политики Управления Пенсионного фонда РФ. Развитие системы адаптации и наставничества молодых специалистов.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 27.07.2010. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Тема: "Состояние и пути совершенствования кадровой политики на примере УПФР по Колпинскому району"

Оглавление

    Введение
    Глава 1. Пенсионный фонд Российской Федерации: его становление и задачи деятельности
      1.1 Мировой опыт и история пенсионного обеспечения в России
      1.2 Пенсионный фонд в системе социального обеспечения в России
      1.3 Социально-экономические проблемы обеспечения устойчивости пенсионной системы в условиях пенсионной реформы
    Глава 2. Управление Пенсионного фонда РФ по Колпинскому району
      2.1 Деятельность Управления Пенсионного Фонда РФ по Колпинскому району
      2.2 Стратегия развития Управления Пенсионного Фонда РФ по Колпинскому району
      2.3 Системный подход к Управлению Пенсионного Фонда Колпинского района
    Глава 3. Анализ состояния и пути совершенствования кадровой политики Управления ПФР по Колпинскому району
      3.1 Кадровая политика - важное направление в деятельности ПФР
      3.2 Приоритетные направления и формы работы с персоналом в УПФР Колпинского района
        3.2.1 Подбор, отбор и расстановка кадров
        3.2.2 Развитие системы адаптации и наставничества молодых специалистов
        3.2.3 Периодическая оценка и аттестация сотрудников, формирование и развитие резерва кадров
      3.2.4 Развитие организации через развитие сотрудников
      3.2.5 Психологическое сопровождение профессиональной деятельности сотрудников
      3.3 Совершенствование кадровой политики УПФР по Колпинскому району
    Заключение
    Список использованной литературы
    Приложение

Введение

Актуальность. Глубинные качественные изменения, происходящие в Российской Федерации, затронули все сферы жизнедеятельности российского общества и государства. В связи с этим возникла объективная необходимость пересмотра укоренившихся представлений о деятельности существующих социальных институтов, их финансовых источников и рационального использования имеющихся средств.

Наиболее важным для членов общества направлением преобразований социальной политики государства является реформирование пенсионной системы, затрагивающей интересы нескольких поколений на протяжении длительного времени.

Негативные демографические изменения заставляют искать новые подходы в решении задач, связанных с материальным обеспечением нетрудоспособных при наступлении старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.

Пенсионная система и механизм управления ее финансами требуют изменений, адекватных современным экономическим, социальным и демографическим условиям с учетом передового мирового опыта, накопленного финансовой наукой. Это вызывает необходимость глубокого научного анализа проблем, связанных с реализацией пенсионной реформы, ее последствиями, функционированием пенсионной системы и, главное, деятельностью пенсионного фонда государства.

Пенсионный фонд, выступая структурным элементом системы пенсионного обеспечения, служит механизмом социальной защиты работающих граждан и играет важную роль в мобилизации и эффективном использовании сбережений населения.

Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является - обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве - где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, венным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом, определяется его важное социальное значение.

Для рядового гражданина страны процедура макроэкономического планирования и формирования сбалансированного бюджета кажется весьма далекой от его повседневных нужд и забот. А между тем вся текущая жизнь любого сколь-нибудь серьезного финансового учреждения, а тем более столь сложного и социально значимого, как Пенсионный фонд РФ, непосредственно зависит от того, насколько экономически обосновано и правильно были определены соответствующие бюджетный параметры.

Пенсионный фонд РФ должен обеспечивать сбор страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий, полнее используя в этих целях данные ему права, так как начиная с 1995 года доходов Пенсионного фонда от страховых взносов не хватает для обеспечения его расходов и для выплаты пенсий требуются дотации из федерального бюджета. Выплачиваемые пенсионные пособия все меньше отвечают своему социально-экономическому значению - обеспечивать достойный уровень жизни людям не имеющим трудовых доходов. Таким образом, можно сделать вывод, что выполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда РФ, и что такая задача только ему под силу, так как бюджет Российской Федерации не справляется даже с собственными задачами и переложение такой задачи на его плечи оказалось бы непосильной ношей для него.

В структуре Пенсионного фонда - 7 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также свыше 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны.

Немаловажная роль в функционировании и деятельность отделений Пенсионного Фонда отводится кадрам. Сегодня коллектив органов Пенсионного фонда Российской Федерации - это единая, слаженная и профессиональная команда, трудовую деятельность в которой осуществляют более 133 тыс. компетентных специалистов по профильным специальностям, таким как юриспруденция, экономика, бухгалтерский учет, государственное и муниципальное управление, современные информационные технологии.

На передний план кадрового менеджмента сегодня выходят такие функции, как перспективное планирование и прогнозирование, переход на упреждающие и активные составляющие в кадровой работе, организационная интеграция путем включения руководителей всех уровней в кадровый менеджмент, внедрение новых технологий в работе с персоналом (оценка исполнительской деятельности, дистанционное обучение и т.д.), так как, чтобы выполнять сложные задачи завтра, нужно соответствовать повышенным требованиям уже сейчас.

Теоретическая значимость работы проявляется в анализе теоретико-методологических основ формирования кадровой политики Отделения Пенсионного Фонда.

Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию кадровой политики УПФР по Колпинскому району.

Предмет исследования - элементы кадровой политики организации.

Объект исследования - Управление Пенсионного Фонда России по Колпинскому району.

Цель дипломной работы заключается в анализе формирования кадровой политики в организации и разработке рекомендаций по её совершенствованию.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить становление и задачи деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.

2. Рассмотреть деятельность Управления Пенсионного Фонда РФ по Колпинскому району;

3. Раскрыть особенности системного подхода к Управлению Пенсионного Фонда Колпинского района;

4. Проанализировать кадровую политику в деятельности УПФР Колпинского района;

5. Выявить существующие проблемы по формированию кадровой политики и разработать комплекс мер по их устранению.

Степень разработанности проблемы: исследуемая тема была рассмотрена в работах следующих ученых: Одегов Ю.Г., Весенин В.Р., Маслов Е.В., Митин А.Н. и другие.

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы и приложения.

Во введении определены актуальность исследования, сформированы цель и задачи работы, определены объект и предмет исследования. В первой главе дипломного исследования рассмотрены вопросы деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации. Во второй главе работы выполнен анализ деятельности Управления Пенсионного фонда РФ по Колпинскому району. В третьей главе работы проведен анализ существующей кадровой политики в УПФР и даны конкретные предложения по совершенствованию кадровой политики организации. В заключении сделаны обобщающие выводы. В приложении приведена анкета работника по социологическому исследованию.

В дипломной работе были использованы методы экономического и социологического анализа.

Глава 1. Пенсионный фонд Российской Федерации: его становление и задачи деятельности

1.1 Мировой опыт и история пенсионного обеспечения в России

История пенсий уходит корнями в глубину веков. Первоначально назначение пенсий имело характер награды или привилегии; подразумевалось, что человек, получающий пенсию, отмечен особым расположением за заслуги. Ю. Цезарь ввел систему военных пенсий в Риме. Формой защиты от возможных рисков, таких как угроза безработицы, рост заболеваемости, преждевременное старение, явилось частное страхование, организация страховых больничных касс взаимопомощи, союзы и ассоциации. Первая солидарная система обязательного пенсионного обеспечения была введена Отто фон Бисмарком более 100 лет тому назад. Идея солидарной системы сначала распространилась в Европе, а со временем на американском и других континентах. Поэтому немецкую систему считают прототипом солидарной системы пенсионного обеспечения. Солидарная система пенсионного обеспечения опирается на принцип солидарности поколений, когда работники (или их работодатели) выплачивают часть зарплаты на финансирование социальных программ, которые обеспечивают доход для пенсионеров в обмен на обещание правительства о гарантированном доходе этим работникам при выходе на пенсию. В 1896 г. принято Германское гражданское уложение, где впервые в европейской практике утвердились принципы социальной справедливости и вводилось повсеместное рабочее страхование. Характерная черта немецкого подхода состояла в том, что социальное страхование было принудительно-обязательным и основанным на взносах. И работники, и работодатели вносили средства на его финансирование. Стали формироваться пенсионные фонды. Позднее фонды стали появляться в других странах Европы. Часть из них основывалась на обязательных взносах. В Дании и Новой Зеландии система пенсионирования ориентировалась на ликвидацию бедности. Она финансировалась за счет общих налоговых доходов.

Часть из них основывалась на обязательных взносах. В последующие годы большинство западно-европейских стран сформировали системы пенсионного страхования, ориентированные на германскую модель, а англосаксонские страны шли по пути Дании и Новой Зеландии. Германская была ориентирована на сохранение социального статуса работающего после выхода на пенсию. Датская - на ограничение бедности. В то же время ряд стран юго-восточной Азии и Африки ввели накопительные системы пенсионного обеспечения, которые опираются на принцип накопления работником своих пенсионных сбережений на протяжении трудового периода. В Венгрии уменьшены размеры солидарного уровня, но сохранена формула с обозначенным доходом, внедрен новый обязательный негосударственный второй уровень, на который выплачиваются 8% отчислений с фонда заработной платы, и усовершенствовано регулирование третьего уровня добровольных пенсионных фондов. На протяжении 70-х годов, в 1980 году в Чили была осуществлена реформа, направленная на преобразование солидарной системы пенсионного обеспечения в накопительную. Для обеспечения управления взносами в негосударственных пенсионных фондах было разрешено создавать компании для управления частными пенсионными активами.

В Польше действовала солидарная система, финансированная 45% налогом на зарплату, что обеспечивало пенсионные расходы на основании формулы перераспределения. После реформы была внедрена многоуровневая система, которая предусматривает 9% отчислений из заработной платы на индивидуальные пенсионные счета и передачу части налога в новую солидарную систему. Она опирается на "условно определенный капитал". В новой солидарной системе вкладчики будут накапливать "виртуальный капитал", который обусловит их право на получение пенсии в солидарной системе относительно сделанных ими взносов. В Румынии запланирована программа реформ, предусматривающая внедрения частных пенсионных фондов, в которые должно перечисляться 10% заработной платы. В Чешской республике 50% населения задействованы в системе добровольных пенсионных отчислений. В Латвии также уже осуществлена реформа, которая предусматривает введение небольшого накопительного уровня.

Система социального страхования в США зародилась в виде агентств, организованных и финансировавшихся в каждом штате местными властями. В 20-х годах в отдельных штатах возникли системы частного страхования, к началу 30-х гг. они существовали в 28 штатах. Ф. Рузвельт одобрял создание системы пенсионного страхования, основанной на взносах, потому, что стремился обеспечить ее устойчивую долгосрочную политическую поддержку. Сегодня порядка 90% пенсионеров в Америке получают государственную пенсию. У британцев взносы в пенсионный фонд составляют со стороны работника 10%. Соединенное Королевство гарантирует своим гражданам минимальную пенсию и не принуждает их делать взносы в пенсионный фонд. Также можно открыть счет в негосударственном пенсионном фонде. В Японии пенсионная реформа была проведена в 1985 году, ее главным итогом стало введение базовых пенсий. Сейчас пенсионная система Японии имеет два основных уровня. Первый - базовые пенсии, второй - государственные и профессиональные.

Основы современной системы пенсионного обеспечения во Франции были заложены после Второй мировой войны. В первые 40 лет своего существования, система совершенствовалась в сторону распространения социальной защиты на все слои населения и повышения уровня выплачиваемых пособий. С конца 80-х годов, после резкого снижения темпов роста экономики, правительство заговорило о необходимости реформировать дорогостоящую на его взгляд систему.

После нескольких более менее успешных попыток, последняя крупная реформа существующей системы пенсионного обеспечения была проведена в середине 2003 года (закон Фийона). Она была направлена на постепенное выравнивание и ужесточение требований, предъявляемых при выходе на пенсию к работникам различных секторов.

Так в настоящее время официальный минимальный возраст для выхода на пенсию составляет 60 лет, однако по закону Фийона для получения полной пенсии необходимо иметь общий трудовой стаж не менее 160 кварталов (40 лет). Если трудового стажа не достаточно, то размер пенсии уменьшается на 1,25% за недостающий квартал стажа или количества лет, недостающих до 65 (выбирается наименьшее значение недостающих кварталов). Этот "штрафной коэффициент" не может превышать 25%. В 65 лет получение полной трудовой пенсии возможно вне зависимости от продолжительности трудового стажа. Новый закон предусматривает также надбавку при продолжении трудовой деятельности после достижения 160 кварталов стажа или 65 лет в размере 3% за каждый год работы в пределах 15%.

Закон также окончательно зафиксировал принцип индексации пенсии не по уровню роста средней заработной платы, а по темпам роста цен, которые, не учитывая темпов роста производительности труда, отстают от первых.

По своей сути пенсионная система Франции является распределительной, то есть выплаты пенсионерам производятся из доходов, формируемых за счет взносов активного населения. Она состоит из значительного числа режимов и является достаточно сложной: в среднем, пенсионер получает пенсии из трех касс, а в случает многопрофильной карьеры их число может легко превысить пять. Управление режимами осуществляется на паритетных началах "социальными партнерами", то есть представителями профсоюзов или ассоциаций как работников, так и работодателей, под контролем государства. Участие в базовом и дополнительном страховании является обязательным, пенсионные взносы распределены между наемным работником и работодателем.

Многообразие режимов позволяет охватить практически все категории работающего населения с учетом их пожеланий в области пенсионного обеспечения. Так, совокупный уровень замещения трудовых доходов наемных работников (как в частном, так и в госсекторе) достаточно высок: в среднем первая пенсия составляет 55% - 70% последней заработной платы без учета разницы в налогообложении; учет этой разницы увеличивает коэффициент замещения приблизительно на 10 пунктов. Заметим, что чем уровень заработной платы ниже, тем выше коэффициент замещения, что связанно с ограничением размера заработной платы, с которой платятся пенсионные взносы.

Инвалиды, участники войны, бывшие узники концлагерей могут выйти на пенсию в 60 лет вне зависимости от трудового стажа с правом получения полной пенсии. Для людей, рано начавших работать, предусмотрена возможность выхода на пенсию с 56 лет, но также при условии значительного трудового стажа (168 кварталов для начавших работать в 16 лет).

Центральными организациями по профессиональным пенсиям являются два полу-государственных-полу-частных пенсионных плана, покрывающих более половины населения Франции и находящихся на стыке 1 Pillar и 2 Pillar: AGIRC (Association Generale des Institution de Retraite des Cadres) и ARRCO (Association des Regimes de Retraite Complementaires).

Пенсионная система Великобритании - одна из старейших систем социального страхования в мире (с 1908 года) и одна из самых сложных по организации, регулированию и набору возможностей, предоставленных будущим пенсионерам. Два раза (по итогам доклада комиссии лорда Уильяма Бевериджа в 1944 году и реформ 1982-86 гг.) система подвергалась глобальной перестройке. Тип модели системы назван "англо-саксонским" (иногда такие системы называют системами Бевериджа).

В британской системе, пенсионеры могут получать выплаты из трех источников: базовой социальной пенсии и трудовой пенсии ("второй" государственной, зависящей от заработка и стажа) из национальной страховой схемы, профессиональной пенсионной схемы и добровольных накоплений.

Основным элементом Базового уровня является базовая государственная пенсия (Basic State Pension, BSP). Ее получают мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет, выплачивавшие необходимое число лет страховые взносы. Если доход работника выше установленной величины, он выплачивает эти взносы и таким образом зарабатывает специальный страховой стаж. В зависимости от этого стажа и определяется размер базовой пенсии. Базовая пенсия не может быть выше определенного уровня. Долгое время размер базовой государственной пенсии индексировался в соответствии с ростом цен, что привело к уменьшению ее доли в совокупных пенсионных выплатах.

Второй обязательный уровень также является распределительным и финансируется за счет взносов работника. В отличие от пенсии, выплачиваемой на базовом уровне, здесь существует прямая связь между размером пенсии и размером уплачиваемых взносов.

По умолчанию (при отсутствии выраженных предпочтений) второй уровень обеспечивается государственной пенсионной программой, предусматривающей выплаты, пропорциональные заработкам. Работник, не желающий участвовать в государственной пенсионной программе, может выйти из нее, однако в этом случае он обязан участвовать в какой-либо схеме дополнительного пенсионного обеспечения.

Государственная пенсионная программа (State Earnings Related Pension Scheme, SERPS) была создана для того, чтобы обеспечить пенсию, привязанную к заработку, тем, кто не участвовал в профессиональных пенсионных системах. Начиная с 2002 года эта пенсионная программа постепенно заменяется программой "вторая государственная пенсия" (State Second Pension, S2P), которая должна обеспечить достойный уровень пенсий для лиц с малым доходом и инвалидов. В среднем коэффициент замещения, обеспечиваемый обязательными пенсионными схемами, составляет 47,6%.

Также в Великобритании существует множество различных способов накопления частных пенсий. Наибольшее распространение получили профессиональные пенсионные системы. Работники заключают коллективный договор с работодателем, на основании которого он отчисляет взносы на пенсионное обеспечение и формирует пенсионные выплаты. Большинство профессиональных пенсий используют механизм установленных выплат, т. е. размер выплат соответствует определенной доле последней заработной платы. Но также используются схемы с установленным размером взносов -- в них уровень пособий становится известным только при фактическом оформлении пенсии и зависит от размера взносов, инвестиционного дохода, возраста выхода на пенсию и т. д.

Дополнительное пенсионное обеспечение существенно дифференцирует пенсии: суммарный коэффициент замещения по обязательной и добровольной схемам для самых богатых пенсионеров составляет 87%, а для самых бедных -- лишь 21%.

Государственная пенсионная схема администрируется Пенсионной службой Pension Service (TPS), созданная и работающая под эгидой правительственного Департамента по работе и пенсиям.

За сбор взносов отвечает HM Revenue & Customs. The Pensions Regulator контролирует профессиональные пенсионные схемы.

Нидерланды имеют одну из самых развитых систем пенсионного обеспечения в Европе. Официальной датой ее рождения можно считать 1919 год, когда в стране впервые были сформированы базовые принципы государственной пенсионной системы.

В настоящее время в стране сформировалась и успешно действует в течение десятилетий трехуровневая пенсионная система - государственное пенсионное обеспечение, являющееся базовым (пенсии AOW и ANW), профессиональное пенсионное обеспечение, которое носит обязательный характер, и индивидуальное пенсионное обеспечение. При этом профессиональные пенсии охватывают более 90% населения и обеспечивают примерно 30% от общего размера пенсии голландского пенсионера.

Пенсионный возраст в Голландии составляет 65 лет, причем как для мужчин, так и для женщин. По достижении этого возраста любой гражданин приобретает право на получение базовой государственной пенсии. Размер этой пенсии, не зависит ни от продолжительности трудового стажа, ни от суммы уплаченных в государственный пенсионный фонд в течение всего периода трудовой деятельности взносов. В итоге на государственную пенсию в Голландии может рассчитывать любой гражданин страны, достигший пенсионного возраста, даже домохозяйка. Такой единообразный подход позволяет охватить пенсионным обеспечением всех пенсионеров страны. Дифференциация размеров государственных пенсий осуществляется лишь по одному признаку: одинокие пенсионеры получают более высокие пенсии по сравнению с супружескими парами. Например, если выплаты одинокому пенсионеру составляют около 70% от заработной платы, которую он получал в течение трудовой деятельности, то каждый из супругов может рассчитывать только лишь на 50%.

Фундамент профессиональных пенсионных систем - отраслевые пенсионные фонды. Таких фондов в Голландии насчитывается несколько сотен. Среди наиболее известных и крупных отраслевых фондов - пенсионный фонд государственного сектора ABP и пенсионный фонд металлургической промышленности BPMT.

Пенсионный фонд в Голландии является самостоятельной экономической единицей, осуществляющей свою деятельность независимо от компаний - плательщиков пенсионных взносов. Как правило, свои средства фонды инвестируют или в государственные ценные бумаги или в акции голландских компаний. Контроль за пенсионными фондами и страховыми компаниями возложен на страховое управление, куда каждый из фондов обязан предоставлять подробную информацию о выплате пособий и о своей инвестиционной деятельности. В обязанности страхового управления входит также и разработка дополнительных директив, касающихся масштабов финансирования и размеров активов фондов.

Участие в каком-либо отраслевом пенсионном фонде в Голландии является обязательным для всех экономических субъектов. Отказ от такого участия возможен только в том случае, если компания в состоянии создать свой пенсионный фонд, который смог бы выплачивать пособия, как минимум равные пособиям ведущего пенсионного фонда в данной отрасли.

В системе негосударственного пенсионного обеспечения действует ряд налоговых льгот: так, освобождены от налогов взносы в пенсионные фонды, а также инвестиционные доходы пенсионных фондов. Налогообложению подлежат лишь сами пенсии как один из видов дохода гражданина, однако ставка подоходного налога в этом случае невысока.

Пенсионные схемы AOW и ANW администрируются Sociale Verzekeringsbank (SVB). Пенсионные схемы по инвалидности WAJONG и WIA администрируются Social Insurance Institution (Uitvoering Werknemersverzekering UWV).

Швеция является родиной новой типологии пенсионных систем (1999 год), которую затем стали в той или иной степени реализовывать многие страны. Согласно ей пенсия состоит из трех частей: условно-накопительной, накопительной и гарантированной. Первая часть является распределительной (PAYG, т. е. Pay as You Go). Ее размер прямо зависит от заработной платы работника, и формируется она из взносов, составляющих 16% заработной платы. Из этих взносов складываются условные накопления, т. е. накапливаются не живые деньги, а обязательства. Условные накопления индексируются с учетом темпов роста заработной платы и демографической ситуации в стране. Размер пенсии определяется на основании условных накоплений и ожидаемой продолжительности жизни. Формулы индексации накоплений и определения назначаемой пенсии делают систему условно-накопительной пенсии саморегулирующейся, приспосабливающейся к изменениям демографической и макроэкономической ситуации в стране. Возраст, после которого разрешена выплата этой пенсии - 61 год, но ее можно оформлять и позже.

Размер накопительной пенсии как и величина условно-накопительной пенсии, зависит от заработной платы работника, отчисляющего 2,5% заработной платы на индивидуальный пенсионный счет. Отличие от предыдущего компонента заключается в том, что на счетах размещаются реальные деньги, которыми управляют пенсионные фонды, инвестируя их с использованием рыночных механизмов. Работник имеет возможность выбрать частный пенсионный фонд или даже несколько фондов, где он размещает свои накопления.

На инвестиционную деятельность фондов в Швеции наложены значительные ограничения. За пенсионными фондами следит министерство финансов страны, которое проводит ежегодную финансовую проверку и затем отчитывается о работе фондов перед национальным парламентом. Стоит отметить, что в Швеции сейчас имеется более 500 пенсионных фондов, и это серьезно осложняет выбор, перед которым стоит работник.

Выплата накопительной пенсии также может начинаться после того, как работнику исполнится 61 год.

Гарантированная пенсия выплачивается тем гражданам, которые получают слишком маленькую условно-накопительную и накопительную пенсию или вовсе их не получают. Гарантированная пенсия финансируется из государственного бюджета и начинает выплачиваться по достижении 65 лет. В полном размере она устанавливается тем людям, которые прожили в стране 40 лет после того, как достигли 25-летнего возраста. За каждый недостающий год размер гарантированной пенсии уменьшается на 1/40.

В среднем коэффициент замещения, обеспечиваемый обязательными пенсионными схемами, составляет 68,2%.

Широкое распространение в Швеции получили добровольные профессиональные пенсионные системы, регулируемые коллективным договором между работником и работодателем. Они охватывают около 90% работников и обеспечивают дополнительную пенсию, составляющую в среднем 10% "последней заработной платы".

Все большую популярность приобретают также индивидуальные добровольные накопительные пенсионные схемы.

Мировой опыт показывает, что государственное управление активами пенсионных фондов не сокращает риск и не улучшает доходность вложений "денег на старость". Государство использует пенсионные резервы для покрытия бюджетного дефицита и инфляции. Поэтому, к концу XIX века общество наиболее развитых стран мира пришло к реформе - системе обязательного пенсионного обеспечения. Основное содержание реформы - переход от перераспределительной к накопительной системе пенсионного обеспечения, способной генерировать средства для пенсионных выплат за счет инвестиционного дохода. Естественно, что накопительные механизмы не вытеснили перераспределительные, и сегодня во всем мире превалируют комбинированные системы.

Государственная система пенсионного обеспечения в нашей стране имеет необычную историю развития. Еще в древние времена в России появилось обеспечение "служивых" людей в случае их ранения или увечья и при наступлении старости. Князья и воеводы славянских дружин заботились не только о пропитании своих подчиненных, их обмундировании, оснащении оружием, но и о приюте в пожилом возрасте. Постепенно забота о раненных ставится на все более прочную законодательную систему.

В 1663 г. Алексей Михайлович принял указ о назначении раненным "лечебных" денежных выплат с учетом тяжести полученных ранений. Это представляло собой начальную форму пенсий по инвалидности. Распространенной формой социальной поддержки военных, ушедших со службы по ранению, являлось предоставление "прожиточного поместья" или "прибавки" к поместьям. Московским дворянам и боярским детям других городов "жаловались" земельные поместья.

В петровские времена внимание к увечным, раненным и престарелым воинам усилилось. Их стремились "пристроить" так, чтобы они имели источник существования. Законодательные акты Петра I содержали в себе обязательство государства оказывать помощь раненным и инвалидам за счет государственного бюджета. Петр I включил выслугу лет на военной службе в перечень оснований для назначения офицерам, ушедшим в отставку, жалования от государства. В послепетровские времена такие традиции продолжались и развивались. Екатерина II определила денежное содержание из государственной казны отставников военной службы. С 1799 г. право на пенсию вдов не ограничивалось возрастом, а детям - сиротам стали выплачивать до их совершеннолетия. Размеры пенсий также были увеличены.

В 1866 г. Александр II ввел вычеты из жалования судебных чинов для создания кассы. Во второй половине XIX в. началось развитие пенсионных систем на страховых началах. В 1888 г. вошел в силу закон, обязывающий владельцев частных железных дорог создавать пенсионные кассы для выдачи пособий по болезни и уходе с работы по инвалидности. Этот закон вводил особую ответственность работодателей. В середине XIX в. частные промышленные, горнодобывающие и железнодорожные предприятия создавали вспомогательные кассы. Из них выплачивались средства в случае получения увечья и профессиональной болезни. Позже образовались пенсионные кассы. Их финансовую основу составляли фиксированные отчисления от заработной платы работника. Пенсионные кассы подразделялись на эмиральные (пособие), которые организовывались только на государственных предприятиях, и страховые, они создавались как на государственных, так и на частных предприятиях. Здесь финансы образовываются из заработной платы служащих и из отчислений казны. Все поступающие средства аккумулируются на персональных счетах работников. Так начала развиваться накопительная пенсионная система.

Однако радикальные преобразования стали осуществляться лишь после победы Октябрьской социалистической революции. В 1917 г. было постановление "О выдаче процентных надбавок и к пенсиям военно-увечных". В 1918 "Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся".

В 1924 г. было введено пенсионное обеспечение за выслугу лет для научных работников и преподавателей рабфаков. При социальном стаже не менее 10 лет и достижении пенсии по старости. А в 1925 г. установлены пенсии за выслугу лет для учителей городских и сельских школ. Размеры пенсий зависели от размера среднемесячного заработка, условий труда, состава семьи.

В начале 20-х гг. система государственного пенсионного обеспечения была заменена на систему государственного пенсионного страхования, основанную на солидарно-распределительных принципах. Работодатели - предприятия, учреждения, организации - отчисляли 28%, а работодатели - колхозы, совхозы - 20,6%. Однако, экономическая необоснованность пенсионной системы не позволила адаптироваться ей к рыночным отношениям. К середине 90-х существовавшая пенсионная система исчерпала свои возможности. Последующая пенсионная реформа направлена на изменение распределительной системы начисления и достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, а также на формирование стабильного источника доходов. В нашем обществе традиционно сложилось, что заботу о старшем поколении осуществляет семья. Сегодня, когда мир живет в стремительном ритме, в условиях рынка и урбанизации межличностные связи и общественные отношения отходят на второй план. Молодым не хватает времени думать о пожилых родственниках. Часть такой заботы возлагается на государство и общественные системы. Государство обеспечивает законодательную базу для контроля и гарантии сохранности средств.

Государственное пенсионное страхование в России зародилось значительно позднее, чем в большинстве развитых стран,- в начале ХХ века и не получило широкого распространения. После Октябрьской революции государственное пенсионное страхование, по сути, было отменено.Действовавшая в СССР система пенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы социального обеспечения охватывала не только выплату пенсий, но и различные формы социального, медицинского, санаторно-курортного обслуживания трудящихся. Действующая пенсионная система до 1990 года получила название государственного пенсионного обеспечения. Выплата пенсий производилась за счет бюджета государства, но со вступлением страны в рыночные отношения, обусловленные началом перестройки создались экономические условия, когда государство не могло нести в полной мере ответственность за пенсионное обеспечение граждан. Зависимость расчета пенсии от общего трудового стажа и от заработка потенциального пенсионера при существующем на тот момент пенсионном законодательстве не покрывало назначенную пенсию собираемыми налогами. Сложившаяся солидарно-распределительная система, при которой нынешние пенсионеры получали пенсию за счет уплачиваемых работающими гражданами налогов подтолкнула к активизации законодательных инициатив по созданию системы пенсионного страхования, включающую в себя обеспечение граждан при достижении определенного возраста обязательным государственным пенсионным обеспечением через территориальные органы Пенсионного фонда РФ (ПФР), а также дополнительного пенсионного обеспечения при добровольном пенсионном страховании в негосударственных пенсионных фондах (НПФ).

1.2 Пенсионный фонд в системе социального обеспечения в России

Социальная политика объективно является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности любого государства. На всем протяжении истории человечества в деятельности государства реализовывались разные варианты социальной политики, которые основывались на сформированных религией, моралью и традициями представлениях о долге, справедливости, взаимоотношениях государства и общества.

Выбор определений социальной политики и в зарубежной и отечественной науке достаточно большой. Обращает на себя внимание тот факт, что большинство зарубежных ученых исходят индивидуального начала в социальной политике, кроме того, рассматривают ее как безусловную функцию общества, а не государства. Характерное определение: "Социальная политика - деятельность и принцип общества, формирующие способ, при помощи которого оно вмешивается и регулирует отношения между индивидами, группами, общинами, социальными учреждениями. Эти принципы и действия являются результатом обычаев и ценностей общества и в большой степени определяют распределение ресурсов и уровень благосостояния людей".

Российские исследователи первое место в социальной политике отводят государству, а обществу (в лице общественных организаций и институтов) - второе. "Социальная политика - это деятельность государства, других экономических субъектов, направленная на обеспечение достойных условий жизни и труда. Она выражает конечные цели и результативность социальной рыночной экономики".

Несмотря на серьезные отличия в понятийных представлениях, можно отметить следующее: во-первых, все авторы признают наличие социальной политики у современного государства; во-вторых, все более доминирующим становится представление о необходимости сознательного управления социальными процессами, важности разработки и реализации социальных технологий.

Одним из основных инструментов социальной политики, используемым обществом и государством для решения проблемы неравенства личных доходов людей, которое возникает не из-за разницы в производительности труда и эффективности производства, бесспорно, является социальное обеспечение (социальная защита). Социальное обеспечение, в свою очередь реализуется на уровне двух подсистем - социального страхования и социальной помощи, критериями разделения которых являются методы учета (неучета) социальных рисков, различия в источниках финансирования и способах организации.

Так, подсистема социального страхования традиционно рассматривается как особая организационно-правовая форма социальной защиты, действующая как автономный и самостоятельный механизм для аккумуляции денежных средств в целях компенсации или минимизации отдельных видов социальных рисков. Именно социальное страхование является основным и определяющим элементом системы социальной защиты в социальной рыночной экономике, а социальная помощь - вспомогательным, поскольку механизм социального страхования фактически строится на основополагающих принципах социальной рыночной экономики. В нем сочетаются рыночные свободы и государственное регулирование, поддерживается и развивается конкурентная среда, социальное партнерство, уровень развития которого зависит от характера и степени "зрелости" основных субъектов трудовых отношений.

Пенсионное обеспечение, являясь одной из форм (отраслей) социального страхования, через систему правовых, экономических и организационных мер, должно защищать работников от материальной необеспеченности вследствие наступления старости или утраты трудоспособности по ряду других причин (инвалидность, потеря кормильца) и для этого должно быть соответственно организовано.

Таким образом, государство, проводя определенную социальную политику, неизбежно сталкивается с проблемой организации системы пенсионного обеспечения, которая по функциям и способам организации должна соответствовать сложившимся национальным традициям, представлениям о социальной справедливости, целям, идеологии социальной защиты, модели экономики.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.

Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 "Об организации Пенсионного фонда РСФСР" для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.

В структуре Пенсионного фонда - 7 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также свыше 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

· учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

· назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров;

· назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д.

· персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

· взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;

· выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

· управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

· реализацию Программы государственного софинансирования пенсии. По состоянию на август 2009 года в Программу вступили свыше 1 500 000 россиян.

Доходы Пенсионного фонда России в 2008 году выросли по сравнению с 2007 годом на 40,2 % и составили 2,73 трлн. рублей. Суммарный объем расходов в 2008 году составил 2,36 трлн. рублей.

В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе).

Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации". Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.

В 1997 году вступил в силу федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования" № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.

В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в соответствии с которым определен новый статус ПФР, как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды.

Дополнительно к основной деятельности, с 2000 года Пенсионным фондом финансируются социальные программы в регионах РФ. В 2008 году на эти цели ПФР выделил 1 млрд. рублей, в 2009 - 1,2 млрд рублей.

С 2005 года на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.

С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная задача - выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон не предусматривает возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

В 2010 году Пенсионному фонду исполнится 20 лет. К юбилею ПФР подходит в качестве одной из крупнейших организаций в стране, тысячи сотрудников которой ежедневно работают над тем, чтобы пенсионная система при любых условиях функционировала стабильно, надежно, а гарантированные государством выплаты осуществлялись полностью и точно в срок.

Одно из дальнейших направлений работы ПФР - повышение качества обслуживания клиентов. Фонд будет стремиться к тому, чтобы любое взаимодействие с гражданами было результативным и комфортным. С этой целью уже сейчас вводятся в строй новые клиентские службы, постоянно проводится обучение персонала и повышение его квалификации, активно используется сеть Интернет для предоставления услуг или справочной информации.

1.3 Социально-экономические проблемы обеспечения устойчивости пенсионной системы в условиях пенсионной реформы

Анализ устойчивости пенсионной системы в России на долгосрочную перспективу становится особенно актуальным в ходе проводимой в стране налоговой реформы, основой которой является радикальное снижение единого социального налога с 35,6 до 26%, в том числе на обязательное пенсионное страхование 20%. В этих условиях особое значение приобретает обоснованный выбор факторов устойчивости пенсионной системы на основе комплексного экономического анализа всех последствий реализации пенсионной реформы. Снижение отчислений в пенсионную систему произведено за счет резкого уменьшения размера ЕСН, направляемого на финансирование базовой части трудовой пенсии.

Чтобы оценить последствия данных изменений для устойчивости пенсионной системы необходимо проанализировать факторы, от которых зависит ее развитие.

До настоящего времени в России низкий уровень пенсионного обеспечения был обусловлен неразвитостью страховых принципов. Так, в частности, средний размер трудовой пенсии в России едва достигает размера прожиточного минимума пенсионера. В чем заключаются причины низкого размера пенсий? В России соотношение численности застрахованных лиц (т.е. плательщиков пенсионных взносов), учитывающихся при расчете фонда оплаты труда, и численности населения, занятого в экономике, в 1990 году составляло 97,5%, в 1995 году - 90,8%, а в 2004 году - уже менее 75%. Это означает, что 25% населения, занятого в экономике России, перешли из категории наемных работников в категорию самозанятого населения, которое по действующему законодательству уплачивает обязательные взносы в "льготном" режиме.

В последующие годы ожидается рост доли самозанятого населения. В настоящее время платежи в пенсионную систему от самозанятого населения составляют менее 1,5% доходной части пенсионной системы. Необходимо повышать заинтересованность самозанятого населения в выплатах в пенсионную систему с одной стороны путем разъяснения зависимости будущей пенсии от размера пенсионных взносов, с другой стороны - путем предоставления возможности открывать персонифицированные пенсионные счета и уплачивать взносы в пенсионную систему в соответствующих учреждениях по месту жительства. В случае уплаты самозанятым населением взносов в пенсионную систему на уровне наемных работников средний размер трудовой пенсии мог бы увеличиться более, чем на 20%.

В России 24% пенсионеров относятся к льготным категориям, в том числе пенсионеры в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, за выслугу лет. Расходы на выплату пенсий льготным категориям граждан до наступления общеустановленного пенсионного возраста составляют более 10% всех расходов на трудовые пенсии. Размер выплат пенсий льготным категориям после достижения общеустановленного пенсионного возраста также не носит страхового характера.

В случае устранения всех вышеуказанных причин низких пенсий даже без изменения пенсионного возраста средний размер трудовой пенсии в России мог бы увеличиться более, чем на 30%.

Повышение пенсионного возраста - неизбежная мера поддержания уровня пенсионного обеспечения при уменьшении соотношения численности плательщиков и пенсионеров. Основная причина ухудшения демографической ситуации - снижение рождаемости. За последние пятьдесят лет коэффициент суммарной рождаемости в России упал с 2,9 до 1,2 ребенка на одну женщину - одно из наиболее низких значений этого показателя в мире. Согласно демографическим прогнозам, при сохранении нынешних условий к 2020 году в России соотношение пенсионеров и плательщиков достигнет 86,3%, в Германии 65,5%, во Франции 68,4%; в Швеции 58,1%; в Великобритании 46,8%.

В большинстве стран - бывших республиках Советского Союза - пенсионный возраст либо уже подняли (например, в Армении, Казахстане, Литве, Латвии и Азербайджане), либо планируют сделать это в ближайшее время (например, в Грузии, Молдове, Украине, Киргизии, Таджикистане).

Многие страны переживают процесс уравнивания пенсионных возрастов, например, в Австрии, Великобритании, Бельгии, Греции пенсионный возраст женщин поднимается до уровня пенсионного возраста мужчин и составит 65 лет. В настоящее время в России остаточная продолжительность жизни 55-летних женщин составляет 23 года, а 60-летних мужчин - 13,5 лет, разница составляет почти 10 лет. Анализ соотношения между мужчинами и женщинами в пенсионных возрастах показывает, что на одного мужчину приходится около двух женщин (1,77), а в экономически активных возрастах соотношение между мужчинами и женщинами имеет прямо противоположный показатель, на одну женщину приходится чуть больше одного мужчины (1,12).

В настоящее время на одного пенсионера-мужчину приходится 2,37 мужчины-работника, на одного пенсионера-женщину приходится 1,2 женщины-работника. Эти цифры наглядно демонстрируют существенное различие участников пенсионной системы по гендерному признаку в рамках реализации пенсионных прав. Учитывая значительно более высокую продолжительность жизни российских женщин, для повышения эффективности пенсионной системы необходимо повысить пенсионный возраст для женщин до 60 лет. Повышение пенсионного возраста для женщин до 60 лет позволит повысить средний размер пенсии на 20%.

Повышение возраста выхода на пенсию для мужчин не будет социально справедливым, так как в настоящее время в России возраст дожития у мужчин составляет 60 лет. Возраст выхода на пенсию превышает возраст дожития только в странах бывшего Советского Союза, например в Казахстане, где пенсионный возраст мужчин 63 года превышает их возраст дожития на несколько лет.

В настоящее время в России стимулирование более позднего возраста выхода на пенсию после 60 лет возможно только путем установления дополнительных надбавок к страховой части пенсии, в случае оформления пенсии после 60 лет. Эти надбавки могут составить за период до 61 года 1% размера страховой части пенсии, до 62 лет - 2%, до 63 лет - 4,5%, до 64 лет - 7%, до 65 лет - 10% размера страховой части пенсии.

Повышение возраста получения только базовой части трудовой пенсии до 63 лет для мужчин и женщин позволит экономить до 22% расходов на базовые пенсии и, соответственно, на 22% поднять размер базовой части пенсии.

Дальнейшее директивное повышение пенсионного возраста свыше 60 лет можно будет рассматривать только по мере роста продолжительности жизни мужчин. В будущем повышение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и женщин позволит повысить средний размер пенсии более чем на 50%.

Дополнительным источником повышения минимального размера трудовой пенсии до прожиточного минимума пенсионера является установление минимального фиксированного платежа на страховую и накопительную части трудовой пенсии для всех категорий граждан, в том числе наемных работников, малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Это позволит поднять минимальный размер трудовой пенсии до прожиточного минимума пенсионера и одновременно повысить средний размер трудовой пенсии.

Введение накопительной составляющей пенсионной системы - наиболее радикальный шаг пенсионной реформы. Вопрос необходимости, своевременности и формы введения накопительной составляющей пенсионной системы до сих пор остается открытым при обсуждении программы развития пенсионной системы в России. Особенно актуальным этот вопрос стал в период определения возможностей снижения единого социального налога, так как отчисления в накопительную составляющую отвлекают значительную часть доходов пенсионной системы. С одной стороны, в текущий и в среднесрочный периоды прогнозируется высокий реальный рост заработной платы, превышающий инвестиционный доход. В период превышения реального роста заработной платы над инвестиционным доходом при сохранении соотношения численности плательщиков и пенсионеров индексация накопительной части трудовой пенсии окажется ниже индексации страховой части трудовой пенсии.

С другой стороны, текущий период - наиболее благоприятный для введения накопительной составляющей с точки зрения демографической ситуации - благоприятного соотношения численности плательщиков и пенсионеров для возможности отвлечения средств на накопительную составляющую. Согласно прогнозу Минэкономразвития России, с 2015 года средний инвестиционный доход превысит реальный рост заработной платы, и с этого момента эффективность накопительной составляющей превысит эффективность страховой составляющей при любом возрасте выхода на пенсию.

При сохранении сегодняшнего возраста выхода на пенсию для женщин 55 лет и для мужчин 60 лет численность пенсионеров будет неуклонно повышаться, а численность плательщиков будет снижаться, и превышение эффективности накопительной составляющей над страховой составляющей пенсионной системы будет достигнуто значительно раньше - уже с 2010 года.

Глава 2. Управление Пенсионного фонда РФ по Колпинскому району

2.1 Деятельность Управления Пенсионного Фонда РФ по Колпинскому району

В Управлении Пенсионного фонда по Колпинскому району работают 94 сотрудника, которые обслуживают 44900 пенсионеров. Данное управление относится к одному из 37 управлений ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, которые обслуживают более 1 млн. 749 тысяч пенсионеров, осуществляют социальные выплаты более 1 млн. 37 тысячам граждан, ведут персональные пенсионные счета более 5 млн. 914 тысяч человек, взаимодействуют с 601 тысячью страхователей.

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области создано путём слияния Отделения Пенсионного фонда по Санкт-Петербургу и Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации - Единой пенсионной службы по Ленинградской области во исполнение постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 02.02.98 № 11. Отделение ПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области зарегистрировано решением Регистрационной палаты Санкт-Петербурга от 05.03.98 № 99954.

В своей деятельности Отделение ПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области подчиняется Правлению Пенсионного фонда Российской Федерации и руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, решениями Правления и Исполнительной дирекции фонда.

Отделение ПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием. Форма собственности - государственная. В каждом районе города и области созданы Управления Пенсионного фонда, которые обладают правами юридического лица.

Управление Пенсионного фонда РФ по Колпинскому району обеспечивает:

· ведение индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования;

· организацию работы по назначению (перерасчёту), выплате и доставке пенсий, ежемесячных денежных выплат, ведение регистра федеральных льготников;

· финансирование расходов на выплату пенсий;

· организация работы по приему и правовой оценке документов на выдачу государственного сертификата на материнский (семейный) капитал;

· организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям страхователей ПФР;

· оказание консультативно-правовой помощи страхователям и застрахованным лицам по вопросам обязательного пенсионного страхования;

· взыскание в судебном и административном порядке недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в отношении юридических лиц;

· прием граждан, рассмотрение заявлений и жалоб по вопросам, относящимся к компетенции Отделения, принятие по ним соответствующих мер.

В 2009 году в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2007 № 936 "Об утверждении правил предоставления в 2008-2010 годах из бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные программы субъектов Российской Федерации, связанные с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, а также на оказание адресной социальной помощи указанной категории неработающих пенсионеров, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" Пенсионным Фондом РФ предоставлены субсидии на финансовое обеспечение социальных программ Санкт-Петербурга и Ленинградской области в размере 54 млн. 563 тысячи рублей, в том числе на:

а) проведение реконструкции и капитального ремонта учреждений социального обслуживания населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области - 38648,40 тыс. рублей,

б) оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам Санкт-Петербурга и Ленинградской области - 15915,0 тыс. рублей.

Адресная социальная помощь в 2009 году будет оказана в размере от 1000 рублей до 5000 рублей в соответствии со списками получателей, составленными органами исполнительной власти, а также - на основании заявлений пенсионеров, нуждающимся неработающим пенсионерам, в первоочередном порядке - одиноким пенсионерам, неработающим пенсионерам из семей, состоящих только из пенсионеров, в том числе - ветеранам Великой Отечественной войны Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Кроме того, единовременная помощь в размере до 15000,0 . рублей будет оказана пенсионерам Ленинградской области, осуществившим за счет собственных средств газификацию домовладений в 2005-2008 годах.

Решения о выплате материальной помощи принимается на комиссиях, созданных при районных администрациях Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Прием заявлений и документов пенсионеров на оказание адресной материальной помощи осуществляется районными отделами социальной защиты населения и управлениями ПФР по месту жительства пенсионера.

В Управлении ПФР Колпинского района создана и функционирует система по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан, поступающих как в письменной, так и в устной форме.

За 1 квартал 2009 года в Управление поступило 301 письменное обращение, что больше в сравнении с 1 кварталом 2008 года на 33,3%. На личный прием обратилось 253 гражданина. Из поступивших в адрес Управления наибольшее количество письменных обращений переслано из Правительства Санкт-Петербурга - 121, из Администрации Президента РФ поступило в наш адрес - 13 обращений, из Пенсионного фонда РФ - 17, лично от граждан - 136.

Количество обращений граждан возросло в текущем году в связи с работой Общественной приемной Президента РФ Д.А. Медведева и реализацией нескольких новых нормативных актов в области пенсионного обеспечения, в том числе:

· Федерального закона от 01.12.2007 № 312 - ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вступившего в силу с 01 января 2008 года. Нормы данного закона распространяются на граждан, проработавших более 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или более 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим общий трудовой стаж не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, проживающих в настоящее время в указанных местностях или выехавших на постоянное место жительства за их пределы. Данной категории граждан базовая часть трудовой пенсии по старости и по инвалидности устанавливается в повышенном размере;

· Федерального закона от 01.03.2008 № 18 - ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг". Нормами данного Закона с 01 апреля 2008 года были увеличены размеры ЕДВ федеральным льготникам и увеличена стоимость НСУ;

· постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2008 № 25 "Об утверждении коэффициента индексации с 01 февраля 2008 года страховой части трудовой пенсии";

· постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2008 № 204 "Об утверждении коэффциента дополнительного увеличения с 01 апреля 2008 года размера страховой части трудовой пенсии";

· Федерального закона от 09.04.2007 № 45 - ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", вступившего в действие с 01 января 2008 года. В соответствии с нормами данного закона приобрели право на назначение социальной пенсии по случаю потери кормильца (СПК) дети старше 18 лет, обучающиеся по очной форме обучения в средних специальных и высших учебных заведениях. Кроме того, получатели трудовых пенсий по СПК, у которых размер трудовой пенсии ниже размера социальной пенсии по СПК, приобрели право перейти на социальную пенсию и увеличить размер получаемой пенсии.

Отделом по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей рассмотрено 259 обращений (89,62%) , структурными подразделениями Управления - 36.

В рабочее время функционировала телефонная "горячая линия", во время которой специалисты давали разъяснения действующего пенсионного законодательства. Ежемесячно в течение 1 часа функционировала "горячая линия", во время работы которой каждый обратившийся гражданин мог задать вопрос Управляющему Отделением. Все вопросы, поступившие в ходе проведения "горячей линии" систематизированы и обобщены.

В пресс-службу Правительства Санкт-Петербурга была направлена информация по вопросу отказа верующих граждан от выплаты пенсии по социальной (банковской) карте, и по обращениям граждан, поступивших во время "Прямой линии" Президента 18 октября 2007 года в виде вопросов и ответов.

Специалисты отдела по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей по 9 обращениям граждан выезжали к ним на дом, но личная беседа с 7 заявителями не состоялась по причине отсутствия их дома.

Основными вопросами, затронутыми гражданами в своих письменных обращениях, являются:

· правильность исчисления размера пенсии в связи с перерасчетами, произведенными с 01 октября и с 01 декабря 2007 года, а также с 01 февраля 2008 года. Обращения граждан вызваны неудовлетворенностью суммами увеличения пенсии, так как в этот период значительно возросли цены на продукты первой необходимости. Поступали просьбы увеличить размер пенсий до прожиточного минимума. Затрагивались вопросы увеличения базовой части трудовой пенсии с более раннего возраста (с 75 лет), а также увеличение базовой части трудовой пенсии лицам, достигшим возраста 80 лет, и получающим пенсии по СПК;

· о состоянии индивидуального лицевого счета и его специальной части, а также о перерасчете страховой части трудовой пенсии. Наследников умерших застрахованных лиц интересовали вопросы наследования сумм страховых взносов;

· низкий уровень назначенных пенсий (ниже прожиточного минимума в нашем регионе) особенно у жителей сельских районов, а также у получателей пенсии по случаю потери кормильца;

· отказ верующих граждан от регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, а также от выплаты пенсии по социальной (банковской) карте;

· порядок исчисления страхового стажа, в части исключения периодов учебы и периода проживания жен военнослужащих в местах, где они не могли трудоустроиться;

· пенсионное обеспечение "северян" в связи с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на постоянное место жительства в Ленинградскую область. Граждане не согласны с календарным исчислением страхового (трудового) стажа, так как у многих "северян" продолжительность страхового (трудового) стажа не достигает продолжительности стажа, требуемого для назначения ежемесячной денежной выплаты. Граждане, отработавшие менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, не согласны с тем, что они не имеют права на установление базовой части трудовой пенсии по старости или по инвалидности в повышенном размере, не согласны также с тем, что служба в Вооруженных Силах России в районах Крайнего Севера не приравнивается к трудовой деятельности в указанных районах;

· о приравнивании тружеников тыла по пенсионному обеспечению к участникам Великой Отечественной войны (то есть, назначение двух пенсий и ДЕМО);

· право на назначение компенсационной выплаты пенсионерам, осуществляющим уход за своими супругами, являющимися инвалидами 1 группы или достигшими возраста 80 лет;

· увеличение размера базовой части трудовой пенсии с 01 января 2008 года пенсионерам, всю свою трудовую деятельность осуществлявшим на территории Вологодской области;

· о назначении ЕДВ по нескольким основаниям одновременно;

· дополнительное увеличение пенсии гражданам, относящимся к категории "дети войны";

Поступившие обращения рассмотрены в течение 30 дней со дня регистрации без нарушения сроков. Из 301 поступившего письменного обращения в 267 случаях даны соответствующие разъяснения, 4 обращения признаны обоснованными (просьба заявителя удовлетворена), по 6 обращениям отказано в удовлетворении просьбы.

Причиной обоснованных обращений граждан в Управление послужило неправильное применение пенсионного законодательства специалистами Управлений ПФР и плохая организация приема граждан специалистами клиентских служб.

2.2 Стратегия развития Управления Пенсионного Фонда РФ по Колпинскому району

Рассмотрим существующую стратегию развития Управления Пенсионного Фонда РФ по Колпинскому района.

Развитие форм и методов работ с клиентами Управления

В отношении застрахованных лиц:

Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.