Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Антикризисное управление финансами предприятия (на примере ОАО «Ульяновский механический завод»)

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 27.04.2013. Год: 2013. Страниц: 63. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Ульяновский государственный технический университет







Дипломная работа




Тема: Антикризисное управление финансами предприятия (на примере ОАО
«Ульяновский механический завод»)




Студент ___Бабаева Олимпиада Анатольевна___ ___
(Ф.И.О.) (подпись)

Руководитель ___Конюшева Мария Григорьевна___ ___
(Ф.И.О.) (подпись)

Рецензент ___Пряхин Андрей Николаевич___ ___
(Ф.И.О.) (подпись)





Допустить к защите ГАК

Зав.кафедрой

___


«___»___2006г.







Ульяновск 2006

Содержание
Введение ………3
Глава 1 Общие основы формирования антикризисной программы
предприятия ………5
1.1 Теоретические основы системы антикризисного управления на
предприятии ………5
1.2 Формирование антикризисной программы на предприятии ……….9
Глава 2 Основные инструменты антикризисного финансового управления
предприятием ………24
2.1 Методы диагностики и прогнозирования финансового состояния
предприятия ………..24
2.2 Основные модели и приемы антикризисного управления
финансами ……….30
      Методика формирования финансовой программы на ОАО УМЗ и ее
оценка …………….43
Глава 3 Рекомендации по улучшению методики формирования антикризисной программы предприятия ………………..57
3.1 Пути решения проблем создания системы диагностики финансового
состояния предприятия ………57
3.2 Формирование антикризисной программы управления финансами на ОАО УМЗ ………………63
Заключение ………..71
Список использованных источников ………76
Приложение А ……….80
Приложение Б ………...83
Приложение В ……….84
Приложение Г ……….85
Приложение Д ……….86
Приложение Е ………..87

Введение


Настоящее и будущее российской экономической системы тесно связано с возможностью быстрого и эффективного развития производительных сил. Основной проблемой решения этой задачи на сегодняшний день является создание и применение таких методов и технологий управления ресурсами, которые обеспечивали бы выход из кризиса и состояния банкротства значительной части российских предприятий.
В данной дипломной работе представлена попытка удовлетворить насущную необходимость во внедрении системы антикризисного управления предприятием путем обобщения знаний о характере, тенденциях и практике развития кризиса предприятия, методах диагностики и раннего обнаружения его признаков, путях и средствах, стратегии и тактики, применение которых смогло бы обеспечить финансовое оздоровление предприятия.
Основной целью данной работы является разработка рекомендаций по формированию антикризисной программы предприятия. Для достижения данной цели необходимо рассмотреть несколько задач, а именно:
а) общие основы формирования антикризисной финансовой программы предприятия;
б) основные инструменты антикризисного финансового управления предприятия;
в) улучшение методики формирования антикризисной программы предприятия.
Систематизация теории, а также мирового и отечественного практического опыта по выходу предприятия из состояния кризиса и несостоятельности и выработка соответствующих рекомендаций позволяют достигнуть поставленной цели.
Особое место в процессе изучения данной темы занимает описание систем анализа и прогнозирования финансового состояния предприятия, так как они являются основой для составления антикризисной программы. Алгоритм формирования финансовой программы предприятия включает в себя три основных этапа:
а) анализ финансового состояния предприятия;
б) расчет основных целевых показателей;
в) планирование деятельности для достижения данных показателей.
Точная диагностика финансового положения предприятия является тем ключевым моментом, который позволяет своевременно и адекватно среагировать на возникшую ситуацию, то есть разработать и реализовать наиболее правильный комплекс мероприятий по разрешению финансовых проблем предприятия.
В дипломной работе изложены основные концептуальные подходы к управлению ресурсами предприятия в кризисных ситуациях на основе материалов отечественных и зарубежных авторов, оценена практическая применимость данных методик.
Далее рассмотрен практический опыт российских предприятий в области антикризисного управления на примере деятельности ОАО Ульяновский механический завод. Приведены основные подходы к решению данной проблемы и обозначены основные их недостатки, дано описание рекомендаций по разрешению существующих недостатков и совершенствованию системы антикризисного управления.















Глава 1 Общие основы формирования антикризисной программы
предприятия
      Теоретические основы системы антикризисного управления на
предприятии

Кризис – перелом, тяжёлое переходное состояние.
За последние годы в России произошли существенные изменения, отразившиеся на внешней и внутренней среде предприятий.
В результате перехода к рынку российские предприятия получили свободные цены, право выбора поставщиков и потребителей, перспективу выхода на международные рынки.
Оборотной стороной перехода к рынку послужили ожесточение конкуренции, приход на российские рынки зарубежных производителей. Ужесточение конкуренции усугубляется разорванными привычными экономическими связями между предприятиями.
Отпущенные цены, свобода выбора поставщиков и производителей совместно с неконкурентоспособно тью отечественной продукции привели к экономическому кризису и стагфляции.
Однако кризис в России имеет структурный характер и требует структурных мер в дополнение к макроэкономическим мерам [12,Т2,с.12].
Проблемы необходимо рассматривать комплексно, начиная от источников возникновения проблем и кончая подходами к их решению.
Стоящие перед предприятиями проблемы – это:
а) непосредственное выживание;
б) поиск партнеров;
в) формирование эффективного производства;
г) обеспечение социальной вовлеченности служащих в производственные процессы;

д) формирование творческого характера труда.
Антикризисная программа - план, определяющий последовательность и широту проведения определенных мер по выходу предприятия из неблагоприятного финансового положения [6,с.5].
Можно выделить основные элементы антикризисной программы:
а) диагностика финансового состояния предприятия;
б) разработка и реализация схем управления по основным направлениям: ценовая политика, политика взаимодействия с бюджетом, маркетинговая стратегия, управление оборотными средствами и т.д.;
в) система контроля.
Факторы кризиса - внешние и внутренние причины возникновения той или иной неблагополучной ситуации.
Индикаторы финансового положения - ключевые финансовые показатели деятельности предприятия.
Субъекты - структуры управления, осуществляющие разработку и внедрение антикризисной программы.
Объекты – то, на что направлено воздействие антикризисной программы (денежные средства, дебиторская задолженность предприятия, основные фонды, кредиторская задолженность и т.д.).
Методы антикризисного управления - комплексы приемов, используемые для разрешения возникающих проблем.
Инструменты антикризисного управления - разнообразные детали финансово-хозяйствен ой деятельности предприятия, через воздействие на которые осуществляется программа (скидки, наценки, условия оплаты труда, уровень запасов и т.д.).
Оздоровление финансового положения предприятия как составная часть управления кризисными состояниями предполагает выбор наиболее эффективных средств стратегии и тактики, необходимых для конкретного случая и конкретного предприятия. Индивидуальность выбора этих средств не означает, что нет некоторых общих, характерных для всех находящихся в подобной ситуации предприятий. Изучение опыта преодоления кризисных ситуаций многих предприятий позволяет сформулировать некоторые общие, обязательные для каждого предприятия процедуры [6,с.25].
Формирование финансовой программы предприятия состоит из нескольких этапов [12,Т2,с.78]:
а) анализ финансового положения предприятия;
б) прогнозирование развития ситуации;
в) выделение основных проблем и постановка целей;
г) разработка и реализация финансовой программы:
1) расчет целевых финансовых показателей;
2) разбивка стратегических целей на подзадачи и разработка программ по основным направлениям;
3) разбивка программ по срокам реализации;
4) формирование текущих и оперативных планов деятельности предприятия.
Важность данной темы обусловлена сегодняшней экономической ситуацией в нашей стране, по которой положение лишь немногих отечественных предприятий можно охарактеризовать как более или менее благоприятное. Рассмотрим причины этого.
Успехи и неудачи деятельности предприятия следует рассматривать как взаимодействие целого ряда факторов: внешних (на них предприятие не может влиять вообще или влияние может быть слабым), внутренних (как правило, они зависят от организации работы самого предприятия). Способность предприятия приспосабливаться к изменению технологических, экономических и социальных факторов - гарантия не только его выживания, но и процветания.
В экономической литературе к внешним факторам, оказывающим сильное влияние на деятельность предприятия, относятся[3,c.24]:
а) размер и структура потребностей населения;
б) уровень доходов и накоплений населения, а, следовательно, и покупательная его способность (сюда же могут быть уровень цен и возможность получения потребительского кредита, что существенным образом влияет на предпринимательскую активность);
в) политическая стабильность и направленность внутренней политики;
г) развитие науки и техники, которое определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособнос ь;
д) уровень культуры, проявляющейся в привычках и нормах потребления, предпочтениях одних товаров и в отрицательном отношении к другим;
е) к внешним факторам банкротства следует отнести международную конкуренцию. Зарубежные фирмы в одних случаях за счет дешевого труда, а в других - более совершенных технологий;
ж) уровень инфляции;
з) политика государства в области финансов, кредитов и налогов.
Не менее многочисленны и внутренние факторы, определяющие развитие предприятия и являющие результатом его работы. В общем виде их можно представить четырьмя группами:
а) стратегия, цели и принципы деятельности предприятия;
б) ресурсы и их использование;
в) организация маркетинга и сбыта;
г) управленческий потенциал.
В свою очередь, они включают десятки, если не сотни конкретных факторов, действующих на каждом предприятии. Рассмотрим их в некотором агрегированном виде:
а) возникновение убытков предприятия, связанных с неудовлетворительной постановкой работы с рынком, неспособностью товара успешно конкурировать с другими товарами, находящимися на рынке, несвоевременное обновление ассортимента продукции;
б) резкое повышение уровня издержек производства и сбыта товара, что может быть вызвано массой причин, начиная с нерациональной структуры управления, раздутого штата управления, применения дорогостоящих технологий, средств и предметов труда и т.д.
Острейшей проблемой для большинства предприятий продолжает оставаться нехватка денежных оборотных средств. В основе такой ситуации лежит комплекс причин, ключевая из которых - продолжающееся вследствие инфляции обесценение оборотных средств. Скорость оборота, продолжительность производственного цикла и сроки расчетов таковы, что реальные денежные остатки часто не успевают возместиться даже при росте цен. Существенным является и резкое сокращение сферы сбыта, соответственно - наличие на складе остатков готовой продукции, обусловленное снижением спроса на нее в результате структурных перемен (спад производства, отмена госзаказа), а также из-за финансовых трудностей потребителей (неплатежеспособнос ь, слишком высокие цены и др.) и не конкурентоспособност отечественных товаров (по цене, а иногда и по качеству) с импортными, доля которых на российском рынке по-прежнему значительна. Предприятия и сами способствовали обострению проблемы свободных денежных средств, под воздействием инфляционных ожиданий покупая впрок сырье, материалы, комплектующие изделия.
К симптомам приближения кризисной ситуации можно отнести ряд определенных изменений в финансовых показателях. Предметом тщательного наблюдения здесь являются [15,с.52]:
а) изменения в статьях бухгалтерского баланса со стороны пассивов и активов и нарушения определенной их пропорциональности;
б) увеличение или уменьшение материальных запасов, что может свидетельствовать о возможной неспособности предприятия выполнять свои обязательства по поставщикам;
в) увеличение задолженности предприятия поставщикам и кредиторам;
г) уменьшение доходов предприятия и падение прибыльности фирмы, обесценение акций предприятия, установление предприятием нереально высоких (низких) цен на свою продукцию и т.д.

1.2 Формирование антикризисной программы на предприятии

Одним из центральных этапов формирования финансовой программы предприятия является анализ финансового состояния предприятия.
Финансовое состояние предприятия характеризуется понятием финансовой устойчивости, которое в свою очередь является выражением многих составляющих, как то - обеспеченность запасов и затрат источниками средств, платежеспособность, прибыльность [23,c.5].
Различают статическую и динамическую устойчивость. Для целей стратегического планирования более важной представляется именно динамическая, так как она отражает наиболее полно картину реального положения на предприятии. В основе формирования финансового состояния предприятия в рыночной экономике лежит, прежде всего, эффективность управления, то есть способность руководства адекватно реагировать на изменение внешних и внутренних факторов.
На финансовое состояние воздействуют две группы факторов: внутренние и внешние. К внутренним можно отнести состояние активов и их оборачиваемость, состав и соотношение финансовых ресурсов, прибыльность деятельности и т.п. К внешним - государственную политику налогов и расходов, процентную и амортизационную политики, положение на рынке, уровень безработицы и инфляции в стране, средний уровень прибыльности в данной отрасли, уровень покупательной способности населения и т.д. Отрицательное влияние внутренних факторов возможно свести на нет умелым управлением, тогда как к воздействию внешних можно лишь адаптироваться.
Оценить финансовое состояние предприятия можно через систему абсолютных и относительных показателей.
В определении абсолютных показателей решающее значение имеет составление балансовой модели, которая имеет вид [37,c.196]:

ОФ+ЗЗ+ДР=ИС+ДК+КК+КР, (1)

где ОФ - основные средства и вложения;
ЗЗ - запасы и затраты;
ДР - денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, расчеты с дебиторами;
ИС - источники собственных средств;
ДК - долгосрочные кредиты и заемные средства;
КК - краткосрочные кредиты;
КР - расчеты с кредиторами.
Учитывая, что долгосрочные кредиты направляются преимущественно на приобретение основных средств и капитальные вложения, преобразуем исходную балансовую формулу [37,с.198]

ЗЗ+ДР=((ИС+ДК) - ОФ)+(КК+КР). (2)

Отсюда можно сделать заключение, что при ограничении ЗЗ?(ИС+ДК) - ОФ будет выполнятся условие платежеспособности, т.е. денежные средства, краткосрочные финансовые вложения и активные расчеты покроют краткосрочную задолженность предприятия (КК+КР)

ДР?КК+КР . (3)

Таким образом, соотношение стоимости материальных оборотных средств и величены собственных и заемных источников их формирования определяет устойчивость финансового состояния предприятия.
Наиболее обобщающим показателем финансового состояния является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат, рассчитываемый в виде разницы величены источников средств и величены запасов и затрат.
Для характеристики источников формирования запасов и затрат используются два показателя [37,с.200]:
а) величина собственных оборотных средств (СОС):

СОС=ИС+ДК-ОФ, (4)

где ИС, ОФ - итоги первых разделов пассива и актива баланса, соответственно;
ДК - итог пятого раздела пассива баланса;
б) общая величина основных источников формирования запасов и затрат:

СОС+КК=((ИС+ДК) - ОФ)+КК#+НС , (5)

где КК# - краткосрочные кредиты и заемные средства, за вычетом просроченных ссуд;
НС – ссуды, непогашенные в срок.
Двум показателям величены источников формирования запасов и затрат соответствуют показатели обеспеченности запасов и затрат этими источниками:
а) излишек или недостаток собственных оборотных средств:

DСОС=СОС-ЗЗ; (6)

б) излишек или недостаток общей величины основных источников для формирования запасов и затрат:

D(СОС+КК)=(СОС+КК)) - З . (7)

Вычисление данных показателей обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования позволяет классифицировать финансовые ситуацию по степени устойчивости.
Выделяют четыре типа финансовой устойчивости [25,с.211]:
а) абсолютная устойчивость финансового состояния, встречается редко и представляет собой крайний тип финансовой устойчивости - собственные оборотные средства обеспечивают запасы и затраты:

ЗЗ a СОС+КК; (8)

б) нормальная устойчивость финансового состояния предприятия, гарантирующая его платежеспособность:

ЗЗ = СОС+КК. (9)

в) неустойчивое финансовое состояние, сопряженное с нарушением платежеспособности, при котором все же сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников и увеличения собственных оборотных средств:

ЗЗ=СОС+КК+ДИ, (10)

где ДИ - дополнительные источники, ослабляющие финансовую напряженность.
К дополнительным источникам относятся:
а) временно свободные собственные средства (фонды экономического стимулирования, финансовые резервы и др.);
б) привлеченные средства (превышение нормальной кредиторской задолженности над дебиторской);
в) кредиты банков на временное пополнение оборотных средств и прочие заемные средства;
г) кризисное финансовое состояние, при котором предприятие находится на грани банкротства, поскольку в данной ситуации денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность предприятия не покрывают даже его кредиторской задолженности и просроченных ссуд:

ЗЗ n СОС+КК. (11)

Наряду с оптимизацией структуры пассивов в ситуациях, задаваемых последними двумя условиями, устойчивость может быть восстановлена путем обоснованного снижения уровня запасов и затрат.
Абсолютные показатели выражают собой предварительный анализ финансовой ситуации на предприятии. Для более полной и точной характеристики финансового состояния предприятия и тенденций его изменения необходимо использовать относительные показатели (финансовые коэффициенты), анализ которых не только дает более полную картину финансового состояния, но и помогает выяснить причины той или иной ситуации, а также найти пути решения возникающих задач [26,с.231].
Финансовые коэффициенты рассчитываются в виде отношений абсолютных показателей финансового состояния или их линейных комбинаций. Относительные показатели финансового состояния подразделяются на коэффициенты распределения и коэффициенты координации. Коэффициенты распределения применяются в тех случаях, когда требуется определить, какую часть тот или иной абсолютный показатель составляет от итога включающей его группы показателей.
Коэффициенты координации используются для выражения отношений разных по существу абсолютных показателей или их линейных комбинаций, имеющих различный экономический смысл.
Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении их значений с базисными величинами, а также в изучении их динамики за отчетный период или за ряд лет. В качестве базисных величин используются:
а) усредненные по временному ряду значения показателей данного предприятия, относящиеся к прошлым благоприятным с точки зрения финансового состояния периода;
б) среднеотраслевые или среднеэкономические значения показателей;
в) значения показателей, рассчитанные по данным отчетности наиболее удачливого конкурента.
Кроме того, в качестве базы сравнения могут быть применены теоретически обоснованные или полученные в результате экспертных опросов величины, характеризующие оптимальные или критические, с точки зрения устойчивости финансового состояния, значения показателей. Такие величины фактически выполняют роль нормативов для финансовых коэффициентов, хотя методики их расчета в зависимости, например, от отрасли производства, пока не создано.
На финансовое положение предприятия оказывают влияние три основных внутренних фактора [7,с.95]:
а) состав оборотных средств и соотношение источников их формирования;
б) состояние активов (их ликвидность);
в) эффективность использования оборотных средств.
Для анализа финансового состояния предприятия исследуют три группы коэффициентов, которые характеризуют воздействие данных факторов.
К первой относятся коэффициенты, отражающие состав оборотных средств и источников их формирования.
Одной из важнейших характеристик устойчивости финансового состояния предприятия, его независимости от заемных источников средств является коэффициент автономии, равный доле источников собственных средств в общем итоге баланса:

Ка=П4:Иб, (12)

где П4 -итог четвертого раздела баланса;
Иб - итог баланса.
Нормальное минимальное значение коэффициента автономии оценивается на уровне 0,5. Рост значения свидетельствует об увеличении финансовой независимости, снижении риска финансовых затруднений в будущие периоды, повышает гарантии погашения предприятием своих обязательств.
Коэффициент автономии дополняет коэффициент соотношения заемных и собственных средств, равный отношению величины обязательств предприятия к величине его собственных средств:

Кз/с=(П6-П5):П4, (13)

где П4,П5,П6 - итоги соответствующих разделов баланса.
Значение данного коэффициента не должно превышать 1, хотя на практике значение больше 0,6 при низкой оборачиваемости может свидетельствовать об опасности для финансовой устойчивости предприятия.
При сохранении минимальной финансовой стабильности предприятия Кз/с должен быть ограничен сверху значением отношения стоимости мобильных (текущих) активов к стоимости иммобилизованных средств:

Км/и=А2:А1, (14)

где А1,А2 - итоги соответствующих разделов баланса.
Весьма существенной характеристикой устойчивости является коэффициент маневренности, равный отношению собственных оборотных средств предприятия к общей величине источников собственных средств:
Км=(П4+П5-А1):П4. (15)

Коэффициент показывает, какая часть собственных средств предприятия находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. Высокие значения коэффициента маневренности положительно характеризуют финансовое состояние, однако каких-либо устоявшихся в практике нормативных значений показателя не существует. Иногда в специальной литературе в качестве оптимальной величины рекомендуется 0,5 [27,c.19].
Одним из главных относительных показателей устойчивости финансового состояния является коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками формирования, равный отношению величены собственных оборотных средств к стоимости запасов и затрат:

Ко=(П4+П5-А1):ЗЗ, (16)
где ЗЗ – запасы и затраты.
Его нормальное ограничение, получаемое на основе статистических усреднений данных хозяйственной практики: Ко?0,6. При значении коэффициента ниже нормативного предприятие не обеспечивает запасы и затраты собственными источниками финансирования.
Важную характеристику структуры средств предприятия дает коэффициент реальной стоимости имущества производственного назначения, равный отношению суммы стоимостей (взятых по балансу) основных средств, капитальных вложений, оборудования, производственных запасов и незавершенного производства к итогу баланса:

Кп.и.м. = (a стр.120,130,211,214) : Иб, (17)

где стр.120,130,211,214 – соответствующие строки баланса.
Коэффициент отражает долю реальной стоимости имущества производственного назначения в имуществе предприятия. На основе данных хозяйственной практики нормальным считается Кп.и.м.?0,5.
В случае снижения значения показателя ниже критической границы целесообразно привлечение долгосрочных заемных средств для увеличения имущества производственного назначения, если финансовые результаты в отчетном периоде не позволяют существенно пополнить источники собственных средств.
Одним из важнейших критериев финансовой устойчивости предприятия является оценка ликвидности его активов. Здесь необходимо отметить один интересный момент, связанный с терминологией. Дело в том, что в разных источниках даются определения понятий «ликвидность» и «платежеспособность» по которым получается что это одно и тоже. Из-за этого возникает путаница, а в экономической науке, по нашему мнению, все должно быть расписано довольно четко. Важно понимать, что «ликвидность» - это свойство активов предприятия, показывающее возможность активов превращаться в деньги, а «платежеспособность» - характеристика предприятия, с точки зрения вероятности погашения своих обязательств. Существует классификация ликвидных средств предприятия по срокам реализации1 [29,с.16]:
а) ликвидность 1-ой степени - денежные средства и быстрореализуемые ценные бумаги;
б) ликвидность 2-ой степени - дебиторская задолженность;
в) ликвидность 3-ей степени - производственные запасы и другие виды товарно-материальных ценностей.
Необходимо учитывать, что данная классификация оборотных средств не может быть постоянной, она меняется с изменением конкретных экономических условий. Например, в условиях нестабильности снабжения и продолжающегося обесценения рубля предприятия заинтересованы вложить денежные средства в товарно-материальные ценности, что дает основание причислить указанную группу к легкореализуемым.
Для целей финансового анализа используем две группы показателей характеризующих с одной стороны структуру ликвидных активов предприятия, а с другой - собственно платежеспособность предприятия. Для анализа оптимальности структуры текущих активов рассмотрим следующую группу частных коэффициентов ликвидности[17,c.48]
а) коэффициент кассовой ликвидности:

Ккл=ДС:А2 , (18)

где ДС - денежные средства предприятия.
Оптимальным считается значение Ккл?0,25 .
б) коэффициент дебиторской ликвидности:

Кдл=ДЗ:А2, (19)

где ДЗ - дебиторская задолженность предприятия. Оптимальное значение К?0,2.
в) коэффициент товарно-материальной ликвидности:

Ктмл=ТМЦ:А2, (20)

где ТМЦ - товарно-материальные средства предприятия. Оптимальное значение К?0,5.
При оценке платежеспособности предприятия рассчитывают коэффициенты покрытия2, показывающие какую часть краткосрочных обязательств можно погасить за счет определенной группы текущих активов.
Коэффициент абсолютного покрытия исчисляется как отношение денежных средств и быстрореализуемых (краткосрочных) ценных бумаг к краткосрочной задолженности:
Кап=НЛА:П6 , (21)

где НЛА - наиболее ликвидные активы.
Данный коэффициент показывает, какую часть задолженности предприятие может погасить в ближайшее время. Нормальное ограничение данного показателя: Кап?0,2.
Для вычисления коэффициента промежуточного покрытия в числитель предыдущего показателя добавляется дебиторская задолженность до 12 месяцев. Этот коэффициент характеризует прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами:

Кпр.п=(НЛА+стр.240) П6. (22)

Нормальное ограничение данного коэффициента: Кпр.п?1. Следует иметь в виду, что достоверность выводов по результатам расчетов денного показателя и его динамики в значительной мере зависят от «качества» дебиторской задолженности (сроков образования, финансового положения должника и др.). Значительный удельный вес сомнительной дебиторской задолженности может создать угрозу финансовой устойчивости предприятия [29,с.32].
Коэффициент полного покрытия представляет собой отношение всех текущих активов (мобильных средств) предприятия к величине краткосрочной задолженности. Коэффициент полного покрытия показывает в какой кратности текущие активы покрывают краткосрочные обязательства.
Уровень коэффициента полного покрытия зависит от отрасли производства, длительности производственного цикла, структуры запасов и затрат и ряда других факторов. Нормальным для него считается ограничение: Кпп?2. Для более точной оценки уровня платежеспособности предприятия необходимо сравнение указанного выше фактического коэффициента покрытия с нормативным, который вычисляется по формуле

К°пп=(А2+П6):П6 . (23)

Данный коэффициент характеризует возможности предприятия для продолжения деятельности при одновременном погашении краткосрочной задолженности. Если фактический коэффициент покрытия превышает нормативный, то можно говорить о полной платежеспособности предприятия.
Различные показатели не только разносторонне характеризуют финансовое состояние предприятия, но и отвечают интересам различных внешних пользователей аналитической информации. Например, поставщикам сырья и материалов наиболее интересен коэффициент абсолютного покрытия; банк, кредитующий данное предприятие, больше внимания уделяет коэффициенту промежуточного покрытия; покупатели и держатели акций и облигаций предприятия оценивают финансовую устойчивость предприятия, прежде всего по коэффициенту полного покрытия [12,Т2,с.215].
Сохранение устойчивости предприятия невозможно без эффективного использования его оборотных средств. Рассмотрим коэффициенты, отражающие эту эффективность.
Одним из таких показателей, отражающих эту эффективность, является коэффициент оборачиваемости активов, который вычисляется по формуле

Коб.а=Выручка от реализации : Средняя величина активов. (24)

В качестве активов могут отдельно рассматриваться составляющие мобильных средств. Высокий коэффициент оборачиваемости обычно свидетельствует об эффективном управлении активами, однако при высокой оборачиваемости товарно-материальных ценностей возрастает риск дефицита запасов. При этом важно проанализировать устойчивость дохода: чем меньше колебания выручки от периода к периоду, тем устойчивее финансовое положение предприятия [12,Т2,с.303].
Характерной чертой данной группы коэффициентов является отсутствие общеэкономических нормативов. Для анализа показателей необходимо выбрать определенный ориентир (например, усредненные по временному ряду значения прошлых благоприятных периодов или среднеотраслевые значения данных коэффициентов).
Для анализа кредитоспособности предприятия немаловажный интерес представляет показатель покрытия процента, отражающий насколько прибыль превышает платежи по процентам. Считается, что величина данного коэффициента во много обуславливает риск банкротства [5,с.39].
Обобщающим показателем финансовой устойчивости предприятия является его рентабельность. Для ее оценки используются показателей прибыльности продаж и прибыли на активы [23,с.106].
В западной практике показатель прибыльности продаж называется маржой прибыли и рассчитывается как отношение прибыли после вычета налогов к выручке от реализации. Но лучшим показателем способности предприятия использовать свои активы является прибыль на активы (доходность всего капитала, всех инвестиций в развитие предприятия), который находится как отношение прибыли после вычета налогов (балансовой прибыли) к стоимости активов предприятия по балансу.
Чтобы оценить предприятие в целом и проанализировать сильные и слабые его стороны, необходимо агрегирование показателей. Его следует проводить таким образом, чтобы можно было установить причинно-следственные связи, влияющие на финансовую устойчивость. Одним из таких показателей является прибыль на активы Кп/а (в западной литературе ROA), который можно рассчитать по формуле [22,c.12]

Кп/а=Кп х Коб.а, (25)
где Кп – прибыльность продаж,
Коб.а – оборачиваемость активов.
Необходимо учитывать, что привлекая заемные средства, предприятие может в более короткие сроки выполнить крупные проекты. Таким образом, увеличивается рентабельность предприятия. Повышению рентабельности способствует также вычет процентов по целому ряду долговых финансовых ресурсов из налогооблагаемой прибыли. Поэтому если предприятие использует собственные и заемные средства, то при расчете прибыли на активы следует учитывать эффект роста прибыли за счет более рационального использования заемного капитала. Этот множительный эффект называется мультипликатором и рассчитывается как отношение стоимости активов к величине собственных средств. Теперь мы можем найти доходность собственного капитала в случае, когда предприятие использует не только собственные, но и заемные средства. Для этого используется формула «Дюпона» (впервые была разработана менеджерами фирмы «Du Pont») [3,c.89]:

Кп/с.к.= (ЧПр:Вр) х (Вр:Ак) х (Ак:СК), (26)

где ЧПр - чистая прибыль;
Вр - выручка от реализации;
Ак - среднегодовая стоимость активов;
СК - среднегодовая стоимость собственного капитала.
По данному агрегированному показателю можно выяснить причины снижения прибыли на собственные средства: за счет уменьшения прибыли на каждый рубль реализации; за счет менее эффективного управления активами, что привело к снижению выручки; за счет изменения структуры финансовых ресурсов. Если в динамике прибыль на капитал увеличивается, то растет и финансовая устойчивость предприятия. Проведение такого анализа может быть полезно при решении вопроса о ценах на продукцию, объеме производства, об инвестициях в активы, при выборе структуры финансовых ресурсов, т.е. при определении финансовой политики предприятия.
Зачастую на практике для анализа финансового состояния предприятия предлагается избыточное количество показателей, но достаточно точно и полно охарактеризовать финансовое положение можно сравнительно небольшим количеством финансовых коэффициентов. Важно лишь, чтобы каждый из этих показателей отражал наиболее существенные стороны финансового состояния [14,с.107].
Приведенные коэффициенты и абсолютные показатели дают текущую, а, точнее, прошлую оценку финансового положения предприятия. Для большинства же практических целей необходимо получить представление о будущей судьбе предприятия.






















Глава 2 Основные инструменты антикризисного финансового
управления предприятием
2.1 Методы диагностики и прогнозирования финансового состояния
предприятия

Инструментарий прогнозирования чрезвычайно велик. Приведем часть из них, связанных с анализом финансовой отчетности предприятия [34,c.15].
Простейший способ прогноза вытекает из предыдущих расчетов. Все показатели баланса рассчитываются в двух точках - на начало и конец отчетного периода. Это позволяет продолжить тенденцию на следующие периоды и предсказать положение на будущее.
Если анализу подвергаются балансы нескольких периодов, то появляется возможность прогнозировать перечисленные коэффициенты и другие показатели по более сложным кривым.
Возможно также построение прогнозных баланса, отчета о финансовых результатах путем анализа и прогноза взаимосвязи выручки, себестоимости, рентабельности.
Процедура прогноза:
1. Прогноз продаж.
Отдельное исследование должно показать, связан ли темп роста продаж той или иной продукции с ожидаемым темпом роста экономики в целом, отрасли, доходов населения или другими экономическими показателями. Для целей экспресс-диагностики можно предположить сохранение тенденций либо поставить перед собой специальную задачу достижения желаемого уровня продаж. Последняя может ставиться на основе анализа движения рынка определенного товара в целом и места данного предприятия на этом рынке.
2. Прогноз затрат и прибыли.
Прогноз темпов роста продаж дает возможность спрогнозировать затраты и прибыль. Динамика затрат также может быть спрогнозирована путем экстраполяции (используя, например, динамику доли затрат в объеме реализации) либо экспертным путем на основе технико-экономически прогнозов. На основе прогнозных величин выручки и затрат вычисляется ожидаемая прибыль.
3. Прогноз пассивов.
Прогноз прибыли и ее части, капитализируемой предприятием, позволяет сделать предположение о росте собственного капитала, так как предполагается, что часть ее после выплаты дивидендов (можно сделать прогноз дивидендов) образует те или иные фонды предприятия. Собственный капитал можно спрогнозировать и по формуле постоянного темпа роста (рост за счет собственных средств и заемных лишь в той мере, в какой сохраняется постоянный коэффициент долга):

G = (Вр:Ак) х (ЧПр:Вр) х (Ак:СК) х ((ЧПр-Див):ЧПр)=(ЧПр- ив):СК , (27)

где Вр - выручка;
Ак - среднегодовая стоимость активов;
ЧПр - чистая прибыль;
Див - дивиденды;
СК - собственный капитал.
Последнее равенство можно представить как отношение прироста пассивов к сумме пассивов, что объясняется тем, что прирост собственных средств за счет части чистой прибыли после выплаты дивидендов вызывает аналогичный прирост заемных средств (предприятие сохраняет постоянный коэффициент долга) и тогда этот прирост равен темпу прироста всех пассивов.
4. Прогноз активов.
Прогноз активов целесообразно привязать к росту затрат. Логика представленного прогноза такова, что расхождение в динамике выручки и затрат формирует расхождение между пассивом и активов баланса. Ожидаемое расхождение покажет либо недостаток, либо избыток средств. Прогноз рентабельности предприятия также может быть получен различными путями: либо экстраполяцией, либо на основе той или иной модели предприятия (в частности, по формуле Дюпона).
Заметим, что экспресс-диагностика финансового состояния предприятия может быть приблизительно осуществлена определением экономической прибыли на основе отчета о финансовых результатах [29,с.154].
Алгоритм формирования финансовой программы предприятия достаточно прост и включает в себя, как уже говорилось выше, три основных этапа: анализ финансового состояния предприятия, расчет основных целевых показателей и планирование деятельности для достижения данных показателей. Основная проблема финансового управления на большинстве российских предприятий в настоящий момент это отсутствие единой методики формирования финансовой стратегии. Как это не парадоксально звучит, но не всегда данные финансового анализа и рекомендации по состоянию предприятия служат основой для планирования будущей деятельности предприятия (чаще за основу производственной программы берут расчет производственных мощностей или прогноз по сбыту (в лучшем случае) без увязки с какой бы то ни было целевой программой развития предприятия). Поэтому, рассмотрим методику формирования антикризисной стратегии предприятия по составляющим, т.е. рассмотрим основные методики, используемые при анализе состояния предприятия и методы управления финансовой деятельностью.
В основе анализа финансового состояния российских предприятий лежит методика оценки удовлетворительности структуры баланса, которая дает обобщающую картину финансовой устойчивости и возможности восстановления или утраты платежеспособности предприятия. Основанием для принятия решения является система критериев, утвержденная постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994г. №498 [12,Т2,с.338].
Показателями для оценки выступают следующие коэффициенты:
а) коэффициент полного покрытия, который рассчитывается по формуле

К1=А2:(П6-стр.640+650) , (28)

где стр.640, 650 - соответствующие строки пассива баланса;
б) коэффициент обеспеченности собственными средствами рассчитывается по формуле

К2=(П4-А1):А2; (30)

в) коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности рассчитывается по формуле

К3=(К1К+У/Т(К1К1Н)):2, (31)

где К1К - значение коэффициента полного покрытия в конце отчетного периода;
К1Н - значение коэффициента полного покрытия в начале отчетного периода;
Т - продолжительность отчетного периода;
У - период восстановления (утраты) платежеспособности.
Основанием для отнесения структуры баланса предприятия к неудовлетворительной а предприятия - неплатежеспособным является наличие одного из следующих признаков [12,Т2,с.340]:
а) К1< 2;
б) К2<0,1.
Неудовлетворительная структура баланса предприятия требует проверки его реальной возможности восстановления своей платежеспособности. Для этого рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности сроком на 6 месяцев. Если значение коэффициента К3> 1, то может быть вынесено заключение о наличии у предприятия реальной возможности восстановить свою платежеспособность и решение о признании структуры баланса неудовлетворительно может быть отложено на срок, определяемый Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве).
В случае, если оба коэффициента К1, К2 принимают значения не меньше установленного критерия для проверки устойчивости финансового положения рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности на срок 3 месяца. Если значение К3< 1, может быть принято решение о том, что предприятие не сможет в ближайшее время выполнить свои обязательства, ввиду реальной угрозу утраты данным предприятием платежеспособности. Такое предприятие становится на соответствующий учет в Федеральном управлении.
После решения о признании структуры баланса неудовлетворительной а предприятия неплатежеспособным проводится углубленный анализ его финансово-хозяйствен ой деятельности в целях выбора варианта проведения реорганизационных процедур для восстановления его финансовой устойчивости. Для этого используют методики подетального анализа финансовой ситуации на предприятии. Данные методики можно разделить на два вида: аналитические и рейтинговые. Во-первых, используются по выбору несколько финансовых коэффициентов, и проводится анализ полученных значений. Но здесь возникают определенные трудности для обобщенной оценки финансового состояния (основного вывода), так как возможна ситуация когда одни оценочные показатели находятся в норме и даже улучшаются, а другие, наоборот, достигают тревожной черты. В этом случае используют методики рейтинговых оценок, основанные на преобладающем значении тех или иных факторов [12,Т2,с.355].
Рассмотрим несколько основных методических приемов используемых при анализе финансового состояния предприятия.
Большинство аналитических методик основано на сравнительных оценках, когда полученные путем расчетов показатели сравниваются с нормативными значениями или среднеотраслевыми, и затем формулируется основной вывод о тех или иных отклонениях.
Другой полезный метод анализа коэффициентов - анализ тренда, или анализ динамики какого-либо показателя. Анализ тренда дает ключ к пониманию того, улучшается ли финансовое положение предприятия. Если динамика не очевидна, то есть в один год значение превышает нормативное, затем не дотягивает до него, а через год снова превышает, необходимо рассчитать величину суммарных отклонений от заранее выбранного тренда. В случае, если отклонения в сумме положительны, предприятие, несмотря на незначительные отступления, имеет положительную тенденцию развития и неплатежеспособность лишь временное явление возможно связанное с какими-то внешними факторами (например, погодными для сельскохозяйственного предприятия или туристического). Здесь важно рассчитать опасный уровень отклонений, за пределами которого вероятность банкротства значительна. Это можно сделать, изучив статистику по предприятиям банкротам в данной отрасли.
Следующий основной метод называют вертикальным. Он подразумевает иное представление данных отчетности - в виде относительных показателей. Все статьи отчета о прибылях и убытках приводятся в процентах к объему выручки от реализации, а статьи баланса - к его итогу. Затем эти данные сравнивают со среднеотраслевыми и изучают их динамику.
Четвертым приемом анализа можно назвать использование агрегированных показателей таких как, формула «Дюпона» или коэффициент «прибыль на активы» указанные в первой главе. Дирекция может воспользоваться формулой «Дюпона» для анализа путей повышения степени эффективности функционирования предприятия. Для этого каждый компонент уравнения расписывается по составляющим его элементам и изучается влияние их возможных изменений на рентабельность собственного капитала. Расширенная формула «Дюпона» особенно полезна для итоговых заключений о финансовом положении предприятия, так как она расчленяет рентабельность на три важных компонента:
а) контроль за расходами;
б) использование активов;
в) использование займов.
Рейтинговые методики предполагают обобщающую оценку финансового состояния предприятия. Суть данных методов заключается в учете влияния показателя на положение предприятия в целом. Примером является формула Альтмана, которая имеет следующий вид[12,c.510]:

Z = 0,018Х1 + 0,014Х2 + 0,033Х3 + 0,999Х4 , (31)

где Х1 - отношение собственных оборотных средств к активам;
Х2 - отношение нераспределенной прибыли к сумме активов;
Х3 - отношение прибыли до вычета процентов и налогов к сумме активов;
Х4 - - отношение выручки от реализации к сумме активов.
Если Z < 1,81, то предприятие, вероятно, станет банкротом с вероятностью 95%. В целом, чем больше значение Z, тем меньше вероятность банкротства. Применение данной формулы в чистом виде для российских предприятий не возможно, хотя бы потому, что она была выведена Эдвардом Альтманом в период с 1968 по 1977 годы на основе статистических данных по выборке американских корпораций. Но сам метод мультипликативного дискриминантного анализа вполне применим. Суть его в построении дискриминантной функции, позволяющей определить, на сколько точно тот или иной показатель способен предвидеть наступление кризисной ситуации. В зависимости от этого ему дается определенный множительный коэффициент (например, по формуле Альтмана это - Х5 - отношение выручки от реализации к сумме активов с коэффициентом 0,999).

2.2 Основные модели и приемы антикризисного управления финансами

Очевидно, что основные приемы антикризисной программы управления финансами связанны с управлением оборотными средствами, так как, в случае наступления какой-либо неблагоприятной ситуации на предприятии, наиболее эффективно и быстро решить проблему можно при умелом и целенаправленном управлении именно оборотным капиталом, поскольку, он участвует во всех сферах и на всех стадиях финансово-хозяйствен ой деятельности предприятия, являясь самой динамично изменяющейся частью активов.
Важнейшим понятием системы управления оборотным капиталом выступает понятие денежного кругооборота. Рассмотрим модель цикла обращения денежных средств[6,c.196]. Данная модель включает в себя следующее:
а) период обращения товарно-материальных запасов, который рассчитывается по формуле

Тз = 360 : (Сс : З), (32)

где Сс - себестоимость реализованной продукции;
З - запасы;
б) период обращения дебиторской задолженности рассчитывается по формуле

Тд = ДЗ : (Вр : 360) , (33)

где ДЗ - дебиторская задолженность;
Вр - выручка от реализации;
в) период обращения кредиторской задолженности (Тк) - средний промежуток времени между покупкой материалов и начислением расходов по зарплате и другим платежам;
г) период обращения денежных средств рассчитывается по формуле

Тдс = Тз + Тд - Тк. (34)

Если величина Тдс > 0 , то столько дней предприятию придется финансировать производство из дополнительных источников, так как отсрочка в получении средств превышает отсрочку в днях по выплатам.
Предприятие должно стремится как можно больше, но без вреда производству сократить период обращения денежных средств. Это ведет к увеличению прибыли, так как сокращение данного периода уменьшает потребность во внешнем финансировании, снижая тем самым себестоимость реализованной продукции.
Период обращения денежных средств может быть уменьшен следующими путями [12,с.224]:
а) сокращение периода обращения материальных запасов за счет более быстрого производства и реализации товаров;
б) сокращения периода обращения дебиторской задолженности за счет ускорения расчетов;
в) удлинения периода обращения кредиторской задолженности (замедление расчетов за ресурсы).
Эти действия следует проводить до тех пор, пока они не станут приводить к увеличению себестоимости продукции или сокращению производства.
Рассмотрим основные концепции управления оборотными средствами. Политика управления оборотными средствами включает два основных вопроса:
а) какой уровень оборотных средств наиболее приемлем (в целом и по элементам);
б) за счет каких источников лучше их финансировать.
Существуют три основные стратегии в отношении общего уровня оборотных средств, которые необходимы для поддержания заданного уровня производства (рисунок 1)[6,с.200]:
а) осторожная;
б) умеренная;
в) рисковая.
























Рисунок 1 – Зависимость оборотных активов от объема реализации
На рисунке 1 линия с наиболее крутым наклоном представляет собой осторожную стратегию, по которой допускается относительно высокий уровень денежных средств, товарно-материальных запасов и ликвидных ценных бумаг. При этом объем реализации стимулируется политикой кредитов, предоставляемых покупателям, что приводит к высокому уровню дебиторской задолженности. Наоборот, рисковая стратегия предполагает, что денежная наличность, ценные бумаги и прочие оборотные активы сведены до минимума. Умеренная стратегия представлена графиком, находящимся между двумя описанными выше линиями.
В условиях определенности, когда объем реализации, затраты, период реализации заказа, сроки платежей и т. д. точно известны, любое предприятие предпочло бы поддерживать только минимальный уровень оборотных средств, так как превышение этого минимума приводит к увеличению потребностей во внешних источниках финансирования без адекватного увеличения прибыли. В тоже время, необоснованное сокращение оборотных активов приводит к замедлению выплат работникам, падению объема реализации и неэффективности производства по причине нехватки товарно-материальных запасов.
Картина меняется при появлении фактора неопределенности. В этом случае предприятию потребуется минимально необходимая сумма денежных средств и материальных запасов (в зависимости от ожидаемых выплат, объема реализации, ожидаемого времени получения заказа) плюс дополнительная сумма - страховой запас на случай непредвиденных отклонений от ожидаемых величин [6,с.208].
Аналогичным образом уровень дебиторской задолженности зависит от сроков предоставляемого кредита, а наиболее жесткие сроки для данного объема реализации дают наиболее низкий уровень дебиторской задолженности. Если руководство будет придерживаться рисковой стратегии в отношении оборотных средств, оно будет стараться держать минимальный уровень страховых запасов денежных средств и материальных ценностей и проводить жесткую кредитную политику, несмотря на то, что такая политика может привести к снижению объема реализации. Данная стратегия предполагает получение выгоды от относительно меньшего объема финансовых ресурсов, омертвленных в оборотных средствах, вместе с тем она несет и наибольший риск. Обратное утверждение верно для осторожной стратегии. С позиции соотношения риска и доходности умеренная стратегия находится посередине.
Для предприятия попавшего в кризисную ситуацию помимо прочих проблем одной из главных выступает невозможность привлечения внешних источников финансирования в лице банков, так как финансово- кредитные учреждения предпочитают выдавать ссуды лишь надежным клиентам. К тому же одной из характерных черт кризиса на предприятии является снижение его рентабельности, что соответственно приводит к нехватке собственных источников средств. Поэтому в антикризисной программе предприятия основное место должен занимать поиск других резервов финансирования. К ним относят:
а) начисления;
б) торговый кредит.
В основном выплаты заработной платы происходят два раза в месяц. Таким образом, в балансе отражается сумма начисленной, но не выплаченной оплаты труда. Аналогичным образом дело обстоит и с налогами с прибыли, частично удерживаемым подоходным налогом и прочими отчислениями, которые выплачиваются периодически. Данные начисления могут быть временно использованы в качестве источника финансирования, причем бесплатно.
Торговый кредит представляет собой кредиторскую задолженность предприятия, возникающую при отсрочках по оплате поставок сырья и материалов. При использовании данного источника важно оценить его стоимость и соотнести ее с ценой банковского кредита. Стоимость торгового кредита Цк вычисляется по формуле

Цк = ПрС : (100 - ПрС ) х ( 360 : Тк ) х 100% , (35)

где ПрС - процент скидки при оплате без отсрочки;
Тк - срок предоставления кредита.
Сопоставляя полученную величину с процентом по банковскому кредиту на тот же срок можно сделать вывод, что если у предприятия есть возможность получить банковский кредит по ставке ниже стоимости торгового кредита Цк, то ему стоит отказаться от торгового кредита и получить скидку [8,с.452].
Как было показано выше, объектами антикризисного управления являются денежные средства, товарно-материальные запасы и дебиторская задолженность предприятия. Рассмотрим основные приемы данного управления.
Денежные средства, необходимые для выплаты заработной платы, уплаты налогов, обслуживания долга и т. п., сами по себе не приносят дохода. Таким образом, целью управления денежными средствами является поддержание их на минимально допустимом уровне, достаточном для осуществления нормальной деятельности предприятия, т.е. определение и поддержание целевого остатка денежных средств. Существует три основных модели расчета этого показателя и контроля за ним [12,Т2,c.270]:
а) модель Баумоля;
б) модель Миллера-Орра;
в) модель Стоуна.
Кратко охарактеризуем их.
По модели Уильяма Баумоля целевой остаток рассчитывается по формуле
___
C = O 2FT : k, (36)

где C - оптимальная сумма денежных средств, которая может быть получена от продажи ликвидных ценных бумаг или в результате займа;
С:2 - средний остаток средств на счете;
F - постоянные трансакционные расходы по купле-продаже ценных бумаг или обслуживанию ссуды;
T - общая сумма дополнительных денежных средств, необходимых для поддержания текущих операций в течение всего периода;
k - относительная величина альтернативных затрат (недополученного дохода), в размере ставки по ценным бумагам или процента от предоставления имеющихся средств в кредит.
Недостатком модели Баумоля является предположение об устойчивости и предсказуемости денежных потоков; кроме того, она не учитывает влияние цикличности и сезонности производства.
Модель Миллера-Орра учитывает фактор неопределенности. На основании формул рассчитываются верхний (H) и нижний (L) пределы колебаний остатка денежных средств, а также целевой остаток - Z. Когда остаток денежных средств достигает величины H, то на величину (H-Z) предприятие покупает ценные бумаги или выдает ссуду. Аналогично, когда остаток достигает L, то на (Z-L) предприятие продает ценные бумаги. Нижний уровень (L) определяет руководство в зависимости от приемлемого уровня потерь в связи с нехваткой денежных средств; это в свою очередь зависит от доступности займов и вероятности нехватки денежных средств. После установления нижнего предела находят целевой остаток средств на счете Z и верхний предел отклонений (s2 - дисперсия сальдо дневного денежного потока), рассчитываются по формулам [12,Т2,с.272]:
Z = (3Fs2 : 4k )1/3 + L, (37)
H = 3(3Fs2 : 4k)1/3 + L = 3Z - 2L. (38)

Средний остаток средств на счете Z* может быть рассчитан по формуле

Z* = (4Z - L) : 3. (39)

Модель Стоуна сходна с предыдущей, но кроме указанных пределов в данной модели имеются внутренние пределы: (H – x) и (L + x). При достижении внешнего предела, например (H -Z), вместо автоматического перевода средств из наличности в ценные бумаги финансовый менеджер делает прогноз на несколько предстоящих дней. Если ожидаемый остаток средств в момент времени (t0 + y) дней останется выше внутреннего предела (H – x), то данная сумма будет обращена в ценные бумаги. Если же прогноз покажет, что остаток средств будет ниже заданного уровня, то фирма не будет покупать ценные бумаги или инвестировать средства в выдачу кредита.
Управление денежными средствами подразумевает два основных действия: поддержание минимально необходимого уровня остатка денежных средств и вложение свободных денег для получения дополнительного дохода. Для решения первой задачи используют следующие приемы [14,с.201]:
а) синхронизация денежных потоков;
б) плановые платежи.
Первый прием используют в том случае, если можно упорядочить поступление и расходование денежных средств по дням и с достаточной уверенностью спрогнозировать величину притоков и оттоков денежных средств, что позволит значительно сократить средний остаток средств на счете, уменьшить банковские кредиты и увеличить прибыль. Но данный способ применим в основном к предприятиям работающим с ограниченным кругом как поставщиков, так и покупателей.
Система плановых платежей подразумевает автоматический перевод средств со счета покупателя на счет фирмы в заранее оговоренные сроки, что позволяет сократить время документооборота и более точно планировать деятельность предприятия.
Следующим, безусловно важным объектом антикризисного управления, являются товарно-материальные запасы, поскольку неправильные решения, касающиеся уровня запасов, немедленно приводят к потерям в объемах производства и реализации или к излишним расходам по хранению запасов.
Для начала необходимо показать, как система учета запасов принятая на предприятии может повлиять на его финансовые результаты. Существует три метода, которые могут быть использованы для определения себестоимости реализованной продукции и оценки запасов [12,Т2,с.285]:
а) метод FIFO;
б) метод LIFO;
в) метод средней стоимости.
Метод FIFO предполагает, что запасы потребляются в той же последовательности, в какой они закупаются. В результате себестоимость реализованной продукции определяется на основе цен наиболее ранних закупок сырья, а запасы исчисляются в ценах поздних закупок.
Метод LIFO подразумевает определение себестоимости реализованной продукции по ценам последних по времени закупок, а оценка запасов по ценам ранних.
Метод средней стоимости предполагает определение средневзвешенной цены единицы запасов, по которой затем производится расчет себестоимости и оценка запасов.
В условиях инфляции FIFO дает наиболее низкую оценку себестоимости продукции и, следовательно, наиболее высокую величину чистой прибыли. Кроме того, при использовании метода FIFO величина запасов оказывается наибольшей по сравнению с исчисленной другими методами, что ведет к увеличению показателей ликвидности и платежеспособности предприятия. Если учесть необходимость выплаты налогов, то возможности сокращения налоговых выплат наиболее высоки при методе LIFO, т.к. он завышает себестоимость реализованной продукции. В результате посленалоговые денежные поступления при использовании этого метода наиболее высоки. Выбор того или иного метода находится в компетенции финансового менеджера. Думается, что в условиях кризисной ситуации на предприятии и высоких темпов инфляции более выгодно применение метода LIFO, который позволяет получить дополнительные финансовые ресурсы. В любом случае, необходимо тщательно сравнить выгоду от дополнительной прибыли за счет занижения себестоимости или снижения налогового бремени [12,Т2,с.291].
Управление запасами основное внимание уделяет решению четырех вопросов:
а) сколько сырья и материалов должно быть заказано в данный момент;
б) когда партия должна быть заказана;
в) какие группы запасов требуют особого внимания;
г) можно ли оптимизировать затраты по поддержанию запасов.
Все затраты, связанные с поддержание запасов можно разделить на три группы:
а) затраты по приемке и размещению;
б) затраты по транспортировке и хранению;
в) затраты, связанные с нехваткой запасов (потери в объеме реализации).
Принято считать все затраты по транспортировке и хранению - условно переменными, (т.е. изменяющимися пропорционально изменению среднего размера запасов), а затраты по приемке и размещению - условно постоянными.
Общие затраты по поддержанию запасов TIC рассчитываются по формуле

TIC = CP х (Q:2) + F х (S:Q) , (40)

где C - годовые затраты по транспортировке и хранению, выраженные в процентах от стоимости средних запасов;
P - цена единицы запасов;
Q - величина заказа;
F - постоянные затраты по приемке и размещению заказа;
S - годовая потребность в запасах.
Очевидно, что предприятию необходимо иметь некоторый уровень запасов, но как определить оптимальный объем запасов? В западной практике наиболее часто используется модель оптимальной партии заказа EOQ [16,c.46] и рассчитывается по формуле
___
EOQ = O 2FS : CP. (41)

Данная модель имеет ряд существенных допущений:
а) годовая потребность в запасах может быть точно спрогнозирована;
б) объемы реализации равномерно распределены в течение года;
в) не происходит задержек в получении заказа.
Некоторые из перечисленных ограничений можно смягчить, при расчете страхового запаса. Размер страхового запаса возрастает при увеличении неопределенности прогнозируемого спроса; росте затрат, связанных с падением объема реализации в результате нехватки запасов; удлинении периода поставки новой партии.
Для расчета оптимального размера страхового запаса на основе прошлого опыта рассчитывают вероятность и величину изменения объема реализации в течение срока предполагаемой поставки сырья (например, 2 недели), возможные потери прибыли от нехватки запасов и затраты по хранению дополнительного объема запасов по вариантам. Соотнося данные расчеты, получают ожидаемые общие затраты. Выбирают размер страхового запаса с наименьшими общими затратами. Конечно, результат расчетов во многом зависит от вероятностных оценок предприятием различных объемов реализации и поведения потребителей, поэтому неверное определение этих вероятностей может привести к ошибкам в определении величины страхового запаса. Данное исследование является лишь одним из многочисленных примеров использования оценочных суждений в процессе управления запасами.
Процесс управления дебиторской задолженностью начинается с решения вопроса о том, предоставлять или нет кредит покупателю. Общая сумма средств, находящихся в данных на дебиторских счетах, определяется двумя основными факторами:
а) объемом реализации в кредит;
б) средним промежутком времени между реализацией товара и получением выручки.
Данные факторы регулируются с помощью кредитной политики, которая в свою очередь определяется четырьмя показателями:
а) срок предоставления кредита - период времени, в течение которого клиенты должны оплатить купленный товар;
б) стандарты кредитоспособности - минимальная финансовая устойчивость клиентов, необходимая для получения отсрочки платежа, и размеры допустимых сумм кредита, предоставляемых различным покупателям;
в) политика сбора платежей - степень лояльности по отношению к клиентам, задерживающим выплаты, с точки зрения нового кредита;
г) скидки, предоставляемые за оплату точно в срок.
Система управления дебиторской задолженностью подразумевает регулирование основных переменных кредитной политики. Для оценки последствий изменений кредитной политики используется приростный анализ [12,c.297], в рамках которого делается попытка определить размер увеличения или снижения объема реализации и затрат в результате смягчения или ужесточения кредитной политики. Если ожидаемая приростная прибыль - величина положительная, которая достаточно полно компенсирует возможный риск, то предполагаемые изменения следует осуществить.
Предполагая, что все релевантные данные определены, можно вывести формулы для анализа последствий изменений кредитной политики.
Если ожидается увеличение объема реализации за счет увеличения закупок старыми клиентами или привлечения новых покупателей, то прирост дебиторской задолженности D ДЗ будет вычисляться по формуле [12,с.300]

D ДЗ = [( Тдпр - Тдтек )х( Вртек : 360 )] + Vх[ Тдпрх(Врпр - Вртек):360] , (41)

где Вртек - текущий валовой объем реализации;
Врпр - прогнозируемый объем реализации после изменения кредитной политики (оценочная величина);
V - переменные затраты как процент от объема реализации;
Тдтек - период оборачиваемости дебиторской задолженности до изменений;
Тдпр - период оборачиваемости дебиторской задолженности после изменений (оценочная величина).
Если ожидается снижение объема реализации, то прирост дебиторской задолженности D ДЗ будет вычисляться по формуле

D ДЗ = [( Тдпр - Тдтек )х( Врпр : 360 )] + V х [ Тдтек х (Врпр - Вртек): 360]. (42)

После определения влияния новой кредитной политики на изменение в дебиторской задолженности можно определить ее влияние на доналоговую прибыль (DПр) по формуле [12,Т2,с.308]

DПр = (Врпр - Вртек)х(1 - V) – k х D ДЗ - (БДпр х Врпр - Бдтек х Вртек) - (Скпр х Врпр хРспр - Сктекх ВртекхРстек) ,
(43)
где (1 - V) - удельная валовая маржа;
k - цена инвестиций в дебиторскую задолженность (стоимость банковского кредита);
Бдтек - средний объем безнадежных долгов при данном объеме реализации как процент от валового объема реализации;
БДпр - средний объем безнадежных долгов при новом объеме реализации как процент от валового объема реализации (оценочная величина);
Сктек - текущий процент торговой скидки;
Скпр - предполагаемый процент торговой скидки;
Рстек - доля реализации со скидкой в процентах от валового объема реализации до изменений;
Рспр - доля реализации со скидкой в процентах от валового объема реализации после изменений.
Анализ проводится в несколько этапов, первым из которых является определение влияния изменения различных показателей кредитной политики (увеличение отсрочки, уменьшение скидки и т.п.) на объем реализации, величину Тд и величину потерь от безнадежных долгов. Этот этап является самым слабым звеном в модели приростного анализа, так как основан на приблизительных экспертных оценках, но при качественной работе с рынком служб маркетинга возможно, довольно точно охарактеризовать возможные изменения. Чтобы сгладить вероятные ошибки необходимо рассчитать несколько возможных вариантов изменения данных показателей и затем в процессе реализации программы отслеживать их фактические значения, корректируя условия программы.
Кроме выше перечисленных методов управления финансами в антикризисную программу предприятия должны входить программы по ценам, качеству продукции, техническому и технологическому перевооружению производства, кадровой политике, которые разрабатываются, на основе финансовой программы, соответствующими службами. Успех или неудача антикризисной программы предприятия во многом обусловлена согласованностью действий различных его подразделений. Важно чтобы все элементы программы выполнялись в комплексе и изменение каких либо факторов отражалось во всех планах [13,с.124].
Здесь важно отметить необходимость наличия соответствующей системы контроля, которая осуществляла бы мониторинг выполнения запланированной политики, и возможную ее корректировку.

2.3 Методика формирования финансовой программы на ОАО УМЗ

Рассмотрим, как осуществляется формирование антикризисных программ на российском предприятии, на примере ОАО УМЗ. Открытое акционерное общество «Ульяновский механический завод» учреждено в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», и осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Указом Президента Российской Федерации от 23 апреля 2002г. № 412 «Об открытом акционерном обществе «Концерн ПВО «Алмаз – Антей»»», постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002г. № 480 «Об открытом акционерном обществе «Концерн ПВО «Алмаз – Антей»»».
Место нахождения Общества: Российская Федерация, 432008, Ульяновская область, г. Ульяновск, Московское шоссе, д.94.
Общество является коммерческой организацией, целью деятельности которой является участие в обеспечении обороноспособности и безопасности Российской Федерации, развитии военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и получение прибыли путем осуществления собственной предпринимательской деятельности.
Необходимо заметить, что на предприятии нет единой методики формирования системы управления финансами в кризисной ситуации. Отдельно используются методики анализа и некоторые приемы антикризисной финансово-хозяйстве ной деятельности, которые проводятся ежеквартально[29,с.2 ].
Методика состоит из четырех основных этапов:
а) анализ финансовых результатов:
1) динамика выполнения плана по прибыли;
2) факторный анализ прибыли от реализации;
3) анализ распределения прибыли;
4) расчет показателей рентабельности;
б) анализ состояния и динамики валюты баланса:
1) анализ динамики состава и структуры основных средств предприятия;
2) анализ состояния запасов и затрат;
3) анализ состояния расчетов с дебиторами;
4) анализ движения источников средств;
в) анализ платежеспособности:
1) расчет и анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости;
2) расчет и анализ коэффициентов;
г) анализ деловой активности:
1) показатели фондоотдачи;
2) коэффициенты оборачиваемости оборотных средств.
Кроме того, используется методика оценки неудовлетворительной структуры баланса утвержденная постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994г. №498.
1. Анализ финансовых результатов:
1.1. Анализ динамики выполнения плана по прибыли (таблица 1) показал, что план по прибыли недовыполнен на 49,6%. В том числе по прибыли от реализации - на 42,4% от плана и на 49,4% от прошлогоднего уровня. В тоже время, фактические операционные и внереализационные расходы превысили плановые значения на 4,8% и 6,4% соответственно.
Таблица 1 - Общая оценка динамики и выполнения плана по прибыли


Продолжение таблицы 1


1.2. Факторный анализ прибыли показал причины появления вышеизложенных фактов [31,с.25]:
а) опережающий рост себестоимости реализуемой продукции по сравнению с ростом цен (в среднем на 2,7тыс. руб. на единицу);
б) падение спроса на продукцию и снижение вследствие этого объема реализации на 18 210 единиц (7 100 шт. мед. оборудования и 11 200 пром. товаров).
Все это привело к снижению прибыли от реализации продукции на сумму 286 392тыс. руб.
Общее изменение балансовой прибыли DПр может быть рассчитана по формуле

DПр=DПрц + DПрс + DПро , (44)
где DПр - общее изменение балансовой прибыли;
DПрц - изменение прибыли из-за изменения цен (рост цен при постоянстве объемов реализации);
DПрс - изменение прибыли из-за изменения себестоимости (рост себестоимости при постоянстве объемов реализации);
DПро - изменение прибыли из-за изменения объема реализации (изменение объемов при постоянстве цен).
Средний уровень цен составил (в тыс. руб.):
25,5 = 2 287 083 : 89 805 в 2004г;
40,3 = 2 881 187 : 71 595 в 2005г.
Прирост цены 40,3 - 25,5 = 14,8.
Средняя себестоимост
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.