Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
дипломная работа Угон и кража автотранспорта
Информация:
Тип работы: дипломная работа.
Добавлен: 27.04.2013.
Год: 2013.
Страниц: 50.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
СОДЕРЖАНИЕ
Международный опыт борьбы с кражами
автомобилей.
Актуальность проблемы
международного нелегального автобизнеса я вижу
по двум основным причинам.
Во-первых российские преступные группировки
все чаще интегрируются с зарубежными.
Во-вторых, необходимо изучать
и перенимать международный положительный
опыт решения этой проблемы.
В течение нескольких
последних лет проблема краж и
незаконного оборота автотранспортных
средств встала с особой остротой
во многих странах.
Предпринимаемые меры правоохранительных
и других органов, осуществляющих борьбу
с данным видом преступлений, оказываются
недостаточными, особенно в связи
с транснациональным аспектом данной
проблемы. О масштабах преступности,
связанной с незаконным завладением автомототранспортных
средств свидетельствуют тот факт, что,
по величине прибыли, получаемой от данного
вида криминального бизнеса это второй
после наркобизнеса вид преступной деятельности.
Так, например «в США ежегодный
экономический ущерб, причиняемый хищениями автотранспортных
средств оценивается суммой, превышающей
7 млрд. долларов. Каждые 20 секунд в стране
похищается 1 автомобиль. В Великобритании
на долю преступлений, связанных с незаконным
завладением автотранспортных средств,
приходится от 30% до 45% всех регистрируемых
полицией преступлений. Ущерб от краж
автомобилей определяется в размере 1,2
млрд. фунтов стерлингов (примерно 1,8 млрд.
долларов). Ежегодно страховыми компаниями
выплачивается владельцам похищенных
автомобилей свыше 700 млн. фунтов стерлингов
(приблизительно 1,1 млрд. долларов)»1.
Анализ, проведенный ВНИИ
МВД РФ совместно с Европейским
институтом по предупреждению преступности
и борьбы с ней, ассоциированный
с ООН (ХЕЮНИ), показал, что общее
количество похищаемых и угоняемых автотранспортных средств
в 90-х гг. в некоторых, особенно в западно-европейских
странах, было подвержено колебаниям,
как в сторону уменьшения, так и в сторону
увеличения. Например, «в Германии в течение
1992-1993 гг. наблюдался рост краж автотранспортных
средств, а начиная с 1993 г. количество данных
преступлений уменьшилось почти на 23%»2. Устойчивое увеличение количества похищаемых
автотранспортных средств было отмечено
в пяти европейских странах (Австрия, Беларусь,
Израиль, Латвия, Молдова). В восточно-европейских
странах наблюдается преимущественно
рост автотранспортной преступности,
что отчасти связано с изменениями в порядке
сбора статистики, развитием ситуации,
отличающейся от Западной Европы.
Наиболее низкий процент
обнаружения похищенных автотранспортных средств на момент
исследования были отмечены в Белоруссии,
Хорватии, Эстонии, Греции, Латвии, Литве,
Молдавии, Люксембурге, Словении. Здесь
следует отметить. что все вышеназванные
страны имеют относительно небольшой
парк автомобилей. Исключительно небольшой
процент разыскиваемых автотранспортных
средств наблюдается в Македонии и
Финляндии.
В большинстве государств
не имеется специальной статистики,
которая бы учитывала страны, где
найдены похищенные автотранспортные
средства. Вместе с тем, анализ свидетельствует, что только
очень незначительное число похищенных
автомашин может быть обнаружено, если
преступники вывезли их за пределы страны.
Как показало исследование,
маршруты, используемые для переправки
похищенных автомашин, главным образом, проходят с запада на восток.
В целом, выделяются следующие пути перегона:
- балканский маршрут - похищенные
автотранспортные средства перегоняются
из западноевропейских стран в балканские
страны или через них далее на Ближний
Восток;
- итальянский маршрут - похищенные автомашины либо
перегоняются из западноевропейских стран
через Словению и Италию в Восточную Европу
(на балканский маршрут), либо перевозятся
из Италии в Албанию и Грецию и далее на
балканский маршрут;
- центрально-европейск й
маршрут - похищенные автомобили перегоняются
из стран Западной Европы через Польшу,
Чешскую республику или Венгрию в страны
СНГ;
- морской путь - похищенные
автомашины перевозятся из Западной Европы
или по Средиземному морю на Ближний Восток,
или по Атлантическому океану в Африку, а также на Дальний
Восток и в Австралию;
- испанский маршрут - похищенные
автотранспортные средства перегоняются
из западноевропейских стран в Северную
Африку через Испанию;
- северный маршрут - похищенные
автомобили либо перегоняются, либо перевозятся на пароме, главным
образом, из скандинавских стран и Германии,
напрямую или через Финляндию, в прибалтийские
страны и Российскую Федерацию.
Причинами, способствующими
или провоцирующими кражи автомашин,
являются высокая прибыльность криминального автобизнеса и минимальный
риск задержания или привлечения к уголовной
ответственности. Ключевым фактором, облегчающим
изъятие, сокрытие и реализацию краденных
автомашин считается фактор «обособленности»
государств при «размытости» государственных
границ Иными причинами являются: низкий
уровень технической защищенности от
похищения автотранспортного средства,
неодинаковый уровень жизни различных
государствах.
Несмотря на это во
всех странах распространенные такие
характерные способы хищения
и сбыта автотранспорта.
Основные среди них:
- инсценирование кражи с последующим
получением вознаграждения и страховой
выплаты - владелец страхует автомобиль
на максимальную сумму, договаривается
с сообщниками о его «краже», нередко сам
транспортирует его в место, откуда
его выгоднее переправить в другую страну,
через достаточное время после кражи заявляет
о случившемся в правоохранительные органы;
- хищение и сбыт автомашин
по подложным документам - весьма часто
документы подделываются без материальных
следов подделки, при участии лиц, работающих
в регистрационных подразделениях, правоохранительных
органах, при участии преступных групп
разных стран, что затрудняет их своевременное
выявление;
- в некоторых случаях автомобиль
переправляется через границу лишь с измененными знаками; изменение номерных
реквизитов автомобиля
- краденный автомобиль снабжается
документами аварийного автомобиля
или номера похищенного автомобиля
подгоняются под поддельные документы;
- фальсификация кредитно-денежных документов
- покупка транспортного средства
путем предъявления чека, не имеющего
покрытия, покупка автотранспорта в кредит
с последующим вывозом автомашины из страны.
В настоящее время
в большинстве стран данные о
бывшем или новом владельце автотранспортного
средства проверяются при регистрации, постановке
на учет. Вместе с тем, в ряде стран такая
проверка проводится только тогда, когда
у компетентных органов имеются подозрения
в отношении автотранспортного средства
или владельца, или же проверяются данные
личности только нового владельца. Личные
данные в связи с регистрацией не проверяются
в Дании, Англии, Уэльсе, Греции, Исландии,
Испании, Турции.
Существуют значительные
различия в количестве и качестве
используемых средств защиты документов,
поскольку на международном уровне
данные документы не унифицировались.
«На Кипре, в Греции, Исландии,
Израиле регистрационные документы
не имеют никаких средств защиты»1. Обычно же в мировой практике используется
одно или более средств защиты. Наиболее
часто используются водяные знаки, ультрафиолетовые
элементы, также используется машиночитаемая
печать (штрих-код), особая бумага, специального
вида печати и т.п. Процедура регистрации
краж и угонов автотранспортных средств
в целом одинакова для многих европейских
стран.
Обычно создаются национальные автоматизированные
базы данных по разыскиваемым автотранспортным
средствам, исключая Данию и Кипр, имеющих
неавтоматизированные системы учета.
Помимо национальных учетов, в некоторых
странах, имеются региональные или местные
базы данных.
Сведения, которые заносятся
в национальные базы данных по разыскиваемым
автотранспортным средствам, носят, в
основном, одинаковый характер во всех
странах: в базу данных вводится имя
и адрес владельца, код VIN, цвет и
марка автомашины, место преступления. Исключение в этом отношении составляет
Финляндия, т.к. данные по адресам владельцев
поступают из другого источника. Очень
часто в учеты вносится больший объем
информации, чем указано выше. Такая информация
может включать дату и время совершения
преступления, номерной знак автотранспортного
средства, год выпуска, обстоятельства
совершения преступления, способ совершения
преступления, информацию об органе, проводящем
уголовное расследование.
Во всех странах полиция
имеет практически ничем не ограниченный
доступ к данным, содержащимся в учетах по
автотранспортным средствам и их розыску.
По степени допуска
к учетам страны могут быть разделены
на две категории: а) страны, где эти
данные предназначены только для
служебного пользования; б) страны, где
население имеет ограниченный доступ к данным о
разыскиваемом транспорте.
Проблема незаконного
оборота автотранспортных средств
как на национальном, так и на
международном уровне имеет как
положительные так и отрицательные
факторы, связанных как с деятельностью
правоохранительных, так и иных государственных
и общественных органов, а также с действующим
законодательством.
Международным сообществом
предпринимаются попытки устранить
имеющие место проблемы в международной
борьбе с незаконным завладением
и перемещением в другие государства автомототранспортных
средств, в том числе и на региональном
уровне. В частности, на Варшавской международной
конференции по борьбе с кражами и незаконному
обороту автомототранспортных средств
(2-3 декабря 1996 г.) были выработаны рекомендации,
которые нашли свое отражение в Типовом
соглашении по вопросу угнанных и незаконно
присвоенных транспортных средств. Рекомендации
затем были одобрены участниками Московской
международной конференции «Международное
сотрудничество в борьбе с кражами и незаконным
оборотом автотранспортных средств».
Укрепляется взаимодействие
правоохранительных органов европейских
стран по вопросу возврата похищенных
автомашин. Первой предполсылкой явилось
подписание в апреле 1999 года соглашения
о возврате похищенного или присвоенного автотранспорта между
правительством Российской Федерации
и Королевства Швеции, после ратификации
которого начнется наработка практического
механизма решения этого вопроса.
Следует отметить, что
в данном виде преступления наиболее
ярко можно отследить чаще всего выделяемые специалистами
признаки организованной преступности.
Это, прежде всего, чёткое распределение
ролей между их членами от изучения спроса
и предложения на автомобильном рынке
до непосредственной кражи и перегона
похищенных автомобилей, их сокрытия,
изготовления поддельных регистрационных
и иных документов, легализации похищенных
автотранспортных средств и их сбыта или
демонтажа и сбыта в виде деталей.
Размах преступной деятельности
некоторых групп весьма значителен
и поражает воображение не только обывателя, но
и полицейских-специали тов. Например,
«несколько лет назад в Израиле проведены
судебные рассмотрения дела по группе,
обвиняемых в угонах, демонтаже и продаже
снятых с похищенных автомобилей деталей. Один из руководителей этой подпольной
структуры признался, что в течении двух
лет группой похищено и перепродано оптовым
торговцам в виде запчастей 7020 автомобилей.
Ежедневно группа похищала и разукомплектовывала
практически до основания 10-12 автомобилей.
С момента получения заказа и до поставки
запчастей с похищенных автомобилей заказчикам
проходило 1-2 дня»1. Вызывает удивление скорость, с которой
разбираются автомобили. «Полицией Великобритании
отмечен случай, когда группа из 7 человек
аккуратнейшим образом полностью разобрала
на детали автомобиль марки «Nissan Bluebird»
за 90 минут»2.
Следует отметить, что
значительная доля похищенных автотранспортных
средств похищается изначально с
целью их дальнейшей переправки в
другие государства, что в частности
свидетельствует о высокой доле транснациональной составляющей
данного вида преступности. Представляется,
что наряду с общими причинами разрастания
масштабов транснациональной преступности,
которыми являются возможности минимизировать
возможности обнаружения и привлечения
к уголовной ответственности, для транснациональной
преступности, специализирующейся на
противоправном завладении автотранспортных
средств целью их дальнейшей переправки
в другие государства является недостаточная
насыщенность авторынков некоторых государств.
Это в том числе подтверждается всплеском
краж автомобилей в странах Западной Европы,
который приходится на 90-е годы, как были
открыты границы в со странами Восточной
Европы.
По оценкам полиции
ФРГ, нелегально похищенные автомобили
сотнями и тысячами стали переправляться через границы своим
ходом, в контейнерах, трейлерах и даже
самолётами.
Однако рост преступных посягательств
на автотранспортных средств отмечался
не во всех странах и не все годы одинаково.
Общей для всех стран
проблемой остается низкая раскрываемость преступлений, связанных
с незаконным завладением автотранспортных
средств. Можно предположить, что это связано
с тем, что похищенные автотранспортные
средства перемещаются в другие государства..
Представляется, что такая
динамика преступлений, связанных с незаконным завладением
и переправкой автотранспортных средств
в другие страны ярко демонстрирует зависимость
состояния того или иного вида преступлений
от ряда экономических, социальных и иных
причин. Автомобили из Западной Европы
хлынули в Восточную Европу. При этом,
наряду со старыми - читай «дешевыми» автомобилями
рынок стал поглащать также относительно
дешевые краденые автомобили. Их дешевизна
обусловлена прежде всего их криминальным
способом смены владельца. При этом одной
из основных причин роста именно краж,
связанных с последующей их переправкой
через границу.
Последующее снижение масштабов
незаконного завладения автомототранспортным
средствами объясняется постепенным
насыщением рынка автомобилей в
государствах стран Восточной Европы. Однако актуальность данной проблемы
не снизилась, так как изменились мотивы
совершения данной категории преступлений.
Автомобили стали похищаться целевым
способом, под конкретного покупателя.
В связи с этим стали похищаться более
дорогостоящие автомобили. Исследований
по данному направлению пока нет, но можно
предположить, что размеры причиняемого
ущерба снизились не пропорционально
снижению количества похищенных автомобилей.
То есть преступный промысел связанный
с незаконным завладением автотранспортных
средств с целью их последующей переправки
в другие государства остается не менее
привлекательным для транснациональной
преступности.
Следует отметить, что
для России характерно то, что в 70-х
годах освещались некоторые особенности
борьбы с преступными посягательствами этого вида в связи с изложением
общих положений борьбы с кражами, грабежами,
разбойными нападениями, то есть данная
проблема рассматривалась факультативно.
В 80-х годах предупреждение или раскрытие
преступлений в данной сфере имели разрозненный
характер и рассматривались самостоятельно
вопросы угонов автомашин, разбойных нападений
на водителей такси, краж автодеталей
и т.д. В 90-х годах произошло резкое увеличение
числа преступных посягательств, связанных
с автотранспортом, разнообразных по способу
хищений и легализации похищенных автомобилей.
К середине 90-х эта тенденция обострилась,
стала рассматриваться в качестве одного
из основных направлений деятельности
организованной преступности.
При этом следует отметить, что
для России характерно то, что кражи автомототранспортных
средств не получили такого широкого международного
распространения. В последние годы, Россия,
стала местом активного розыска автомототранспортных
средств, похищенных в других государствах.
§ 5. Профилактика краж автомобилей.
В данном параграфе я
хотел бы отметить меры профилактики,
которые позволили бы определить некоторые направления по
совершенствованию организации борьбы
с кражами и угонами автомобилей.
К ним относятся:
1. Правовое регулирование
оперативно-розыскно деятельности органов внутренних
дел, направленное на борьбу с рассматриваемыми
преступлениями, нуждается в совершенствовании.
В частности:
- определить правовой
порядок изъятия автомашины, обнаруженной
с признаками изменений в регистрационных документах или идентификационных
номерах.
2. В области мер
организационно-управ енческого характера:
- создать в системе
органов внутренних дел на федеральном
и региональном уровне в структурах ГУБОП
и УБОП специализированных подразделений
по борьбе с названными видами преступлений
с включением в данную структуру сотрудника
НЦБ Интерпола и закреплением сотрудника
оперативной таможни;
- ввести в блок объектов
оперативного учета, помимо существующих
трех групп (лица, факты, события, предметы
и вещи) четвертую группу - адресно-алфавитную,
на основе которой внедрить систему непрерывного
оперативного контроля (СНОК) за криминогенными
контингентами и объектами, а также информационные
карты-накопители и специальные блокноты
по фиксации в алфавитном порядке похищенных
и обнаруженных автомобилей.
3. В области совершенствования
статистической отчетности создать единою
форму, в которую включить виды противоправных
посягательств, направленных на автотранспортные
средства.
4. Совершенствование
мер предупредительного характера включает в себя:
- активное проведение
профилактических мероприятий, влияющих
на снижение дорожно-транспортных происшествий в определенный период времени года,
как показало исследование, оказывает
непосредственное воздействие на снижение
краж и угонов автомобилей.
- необходимость широкого
использования охранно-сигнальных противоугонных
устройств, охранных систем и специальной
техники, что повлияет не только на предупреждение
и пресечение, но и на раскрытие данных видов преступлений.
А теперь несколько профилактических
рекомендаций водителям автомобилей.
1. Ставьте автомашину
на охраняемые парковочные места
или в гаражи.
2. Не оставляйте
открытыми двери и окна автотранспортного
средства, а тем более ключи
в замке зажигания.
3. В автомашине не оставляйте личные и регистрационные
документы на автотранспортное средство,
автомагнитолу, вещи и другие ценности.
Это привлекает преступников, совершающих
кражи из автомашин.
4. С целью облегчения
поиска похищенного автотранспорта
необходимо заранее нанести маркировку на стекла,
фары, автомагнитолу автомашины.
5. Если оставили автомашину
в неохраняемом (незакрытом) месте,
то не забудьте включить автосигнализацию,
или используйте механические
блокираторы.
По использованию и
выбору охранных сигнально-противоуго ных устройств я
хотел бы остановиться подробнее.
В настоящее время
остро стоит вопрос об организации
эффективной и надежной защиты автомобилей
в местах парковки. Для их защиты
помимо механических средств в последние
годы находят широкое распространение охранные сигнально-противоуго ные
устройства (ОСПУ) различных типов, которые
обеспечивают не только выдачу сигнала
«Тревога» при попытке проникновения
в автотранспортное средство или его угоне,
но и блокируют различные жизненно важные
системы автомобиля, препятствуя его передвижению
за счет тяги собственного двигателя.
ОСПУ включает в себя
подсистемы доступа (подсистема доступа
представляет собой совокупность совместно
действующих технических средств,
позволяющих осуществлять взятие и
снятие автомобиля с охраны. Подсистема
состоит из двух модулей один из которых
устанавливается в автомобиле (замок),
а другой (ключ-транспондер) находится
у владельца автотранспортного средства).,
охраны (подсистема охраны - это совокупность
технических средств охранной сигнализации,
предназначенных для контроля проникновения
(попытки проникновения) в защищаемую
зону или механического воздействия на
автомобиль, превышающего некоторый нормированный
уровень и обеспечивающая (в заданном
виде) извещения о проникновении или угоне).
Качество их функционирования
в наибольшей степени влияет на степень
защиты автотранспортных средств от
угона, локального оповещения, блокировки,
управления, приема и обработки информации
и сервисных устройств.
При охране автомобилей,
возможно использование до трех рубежей
охраны, первый для создания охраняемой
зоны вне автомобиля, второй для защиты
поверхности кузова автомобиля, его остекленных
проемов и открывающихся частей и третий
для защиты внутреннего объема салона
автотранспортного средства. Подсистема
управления, приема и обработки информации
(прибор приемно-контрольный охранный
– «ППКО») обеспечивает прием и обработку
сигналов, поступающих с выходов подсистем
доступа и охраны, их преобразование и
выдачу управляющих сигналов для других
ее подсистем. ППКО формирует сигналы
управления охранным сигнально-противоуго ным
устройством, как минимум, в двух режимах
– «Охрана» и «Тревога». В режиме «Охрана»
должны обеспечиваться охранная и противоугонная
функции, индикация режима, прием и обработка
сигналов с выходом подсистем охраны и
доступа, защита от саботажа. В режиме
«Тревога»- включение звукового и светового
оповещателей. Формирование сигнала для
запуска устройства дистанционного оповещения,
прием и обработка сигналов с выходов
подсистем доступа, противоугонная функция,
защита от саботажа. Подсистема локального
оповещения предназначена для выявления
людей, находящихся в зоне прямой видимости
от охраняемого автомобиля, и передачи
по радиоканалу извещения его владельцу.
Подсистема блокировки служит для создания
препятствий передвижению автомобиля
за счет тяги собственного двигателя.
Для этих целей используются размыкание
электроцепи стартера и системы зажигания,
прекращение подачи топлива, отключение
бортового компьютера.
Центром сертификации аппаратуры ОНО ГУВО МВД России проведен
анализ наиболее распространенных на
Российском рынке ОСПУ на основе результатов
испытаний (тестирований) и экспертной
оценки специалистов в области защиты
автотранспортных средств от угона. С
этой целью были выбраны шесть основных
показателей ОСПУ;
-функциональное назначение
(количество охранных, противоугонных,
защитных, сигнальных и сервисных
функций);
-электромагнитная совместимость;
-пожароопасность;
-уровень технологии
производства;
-защищенность системы
кодирования;
-средняя стоимость
одной функции (служебной или
сервисной).
В результате был количественно
оценен уровень качества (рейтинг) ОСПУ,
как сумма частных показателей,
характеризующих отдельные его
свойства.
Приобретать ОСПУ для
оборудования автотранспортных средств следует только при наличии
сертификата соответствия стандартам
безопасности Российской Федерации.
Так же в отношении
профилактических рекомендаций следует
отметить, что если появилась информация
о фактах приобретения, разборки, переоборудования похищенной автомашины или автозапчастей,
то следует незамедлительно сообщить
в отдел по борьбе с кражами и неправомерным
завладением автотранспортных средств
УВД, который расположен по адресу: г. Калининград,
переулок Советский, дом 5.
Названные предложения, по моему мнению, смогут оказать
в определенной мере положительное влияние
в деле борьбы с противоправными посягательствами
на автотранспортные средства.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. До
последнего десятилетия XX века в нашей
стране ощущался острейший дефицит автомобилей
и преступные посягательства на них были
связаны во многом с этим. В настоящее
время Российский рынок насыщен как автомобилями
отечественного производства, так и иностранными
моделями. Предложения превышают спрос.
Однако в связи с кризисом в экономической
системе, низким уровнем благосостояния
населения, паразитическим образом жизни
отдельных слоев населения, проблема приобретения
автомобиля на законных основаниях, избежав
при этом незаконного завладения им, не
исчезла. Многократно возросшая жажда
наживы, слабость правоохранительной
системы, множественность путей и средств,
которые представляет автомобиль для
удовлетворения корыстных интересов,
повлекли криминализацию всей складывающейся
вокруг него инфраструктуры.
Слабая эффективность принимаемых
мер в области борьбы с кражами
автотранспорта к концу 90-х годов
привела к созданию устойчивых групп,
специализирующихся на совершении данных
преступлений и обладающих отличительными
чертами организованной преступности.
В литературе все чаще стал употребляться
термин «черный автобизнес». Деятельность
преступных группировок вышла за рамки
не только одной области и региона, но
и государства.
О масштабах проблемы
можно судить по статистике: если в 2000 г. было зарегистрировано 26
106 угонов и 49 787 краж автотранспорта, то
в 2009 г. – 55 258 угонов и 58 427 краж. При этом
в 2000 г. было раскрыто 78% угонов и 28,7% краж,
а в 2009 г. – 51% и 15,6% соответственно. Таким
образом, увеличивающееся количество
краж и угонов автотранспортных средств
при уменьшении раскрываемости свидетельствует
о неадекватном противодействии этим
преступлениям со стороны органов внутренних
дел, а также низкой эффективности их предупреждения.1
Расследование краж автотранспортных
средств имеет ряд особенностей, знание которых позволит наиболее
эффективно бороться с данным видом преступлений.
Таким образом исследование
краж и угоном автомобилей и иных
транспортных средств обусловлено,
во-первых, современными особенностями
этого вида преступности, во-вторых, вопросами системного взаимодействия
не только между подразделениями и службами
органов внутренних дел, но и между всеми
субъектами профилактики преступлений,
что и определяет актуальность дипломного
исследования.
Объектом исследования
являются общественные отношения, возникающие в связи с совершением
преступлений связанных с кражами и угонами
автомобильного и иного транспорта.
Предмет исследования составляет уголовно-правовая характеристика краж
и угонов автотранспортных средств и деятельность
органов внутренних дел по их предупреждению.
Целью исследования является
анализ особенностей краж и угонов
автотранспорта и разработка рекомендаций
по совершенствованию законодательства
и правоприменительной практики
в этой части.
Для достижения указанной
цели решались следующие задачи:
- изучение состояния
и тенденции краж и угонов
автотранспорта;
- выявление факторов,
способствующих совершению краж
и угонов автотранспорта, определение
криминологической характеристики
лиц, совершающих кражи и угоны
автотранспорта;
- обобщение практики деятельности органов
внутренних дел, а также других государственных
и негосударственных организаций по предупреждению
краж и угонов автотранспорта;
- разработка рекомендаций
по совершенствованию системы
профилактики указанных преступлений.
Методологической основой дипломного
исследования являются общенаучный диалектический
метод познания, который предполагает
объективность и всесторонность познания
исследуемых явлений, а также частно-научные
и специальные методы: исторический, сравнительно-правово ,
формально-юридическ й, системно-структурный
формально-логически , нормативный и другие.
Теоретическую основу исследования
составили научные труды по уголовному и уголовно-процессуальн му праву, криминологии
и криминалистике, принадлежащие авторам
указанным в библиографическом разделе
дипломной работы.
Нормативную базу исследования
составили Конституция, уголовное и уголовно-процессуальн е
законодательство Российской Федерации.
В данной дипломной будет работе раскрыт юридический аспект
преступлений против собственности в
целом, а также более полно дана уголовно-правовая
характеристика кражи и угона автотранспорта,
как одних из наиболее распространенных
составов преступлений где предметом
преступного посягательства являются
автотранспортные средства.
Структурно дипломная
работа состоит из введения, трех глав
разделенных на пункты, заключения
и списка использованных источников.
I. Преступления против собственности:
понятие, виды и признаки
Во все времена государство,
в лице его органов, всегда защищало собственность различными
способами, как гражданско-правовыми
так и различными законами уголовно-правового
характера.
В различные исторические
периоды существования Российского государства правовое регулирование
отношений собственности изменялось.
Более того охранялись отдельные виды
собственности и запрещались другие.
Законодатель всегда
исходил из того, что отношения
собственности представляет собой основу экономики, в том числе и как важнейшую
социальную ценность. Во все годы существования
кодифицированных законов (кодексов) правовая
доктрина придерживалась той концепции,
что укрепление и развитие различных видов
собственности способствует экономическому
процветанию общества и отдельных граждан.
С одной стороны, правовые
отношения создают условия для присвоения, использования
и распоряжения материальными благами
как для общества в целом, так и для отдельных
его членов. С другой стороны, преступные
отношения против собственности всегда
представляли и представляют значительную
опасность для общества.
В уголовном праве
России послереволюционного периода, вопрос о важности
данной группы преступлений и их месте
в системе уголовного законодательства
решался неоднозначно. В силу господствовавшего
представления о приоритетной роли социалистической
(государственной и общественной) собственности
закон всегда, начиная с первых декретов
Советской власти, в той или иной степени
предусматривал повышенную ответственность
по сравнению с преступлениями против
личной собственности. Поэтому в особенной
части УК РСФСР 1960 года, глава о преступлениях
против социалистической собственности
была перемещена на второй план после
главы о государственных преступлениях
и перед главой о преступлениях против
жизни, здоровья, свободы и достоинства
личности. Эти ценности считались менее
значимыми. Соответственно глава о преступлениях
против личной собственности была отнесена
еще дальше, на пятое место. Лишь Федеральным
законом Российской Федерации от 01 июля
1994 года № 10-ФЗ «О внесении изменений и
дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и
Уголовно-процессуаль ый кодекс РСФСР»
были внесены изменения в Уголовный кодекс,
а именно создана единая глава о преступлениях
против собственности. Такое решение отвечало
положению части 2 статьи 8 Конституции
РФ о том, что в России признаются и защищаются
равным образом частная, государственная,
муниципальная и иные формы собственности.
«Преступления против собственности
иногда по традиции называют имущественными
преступлениями. Именно так они назывались
в заголовках соответствующих глав Уголовных кодексов 1922 г. и 1926 г. Оба
понятия являются идентичными, поскольку
большинство преступлений против собственности
имеют своим предметом имущество. Однако
название главы «Преступления против
собственности» в Кодексе более уместно,
поскольку содержит прямое указание на
объект преступлений, а система Особенной
части УК построена в основном по признаку
родового объекта»2.
Необходимость защиты собственности
опирается не только на положение
статьи 8 Конституции РФ, но и на ее статью 35 о том, что право частной
собственности охраняется законом, а каждый
вправе иметь имущество в собственности,
владеть, пользоваться и распоряжаться
им как единолично, так и совместно с другими
лицами.
Базовыми гражданско-правовыми
нормами о собственности являются
также следующие статьи Гражданского кодекса
РФ: ст. 209 – «содержание права собственности»,
ст.213 – «право собственности граждан
и юридических лиц», ст.301 – «истребование
имущества из чужого незаконного владения»,
ст.305 – «защита прав владельца, не являющегося
собственником».3
Помимо всего, «охрана
собственности от преступных посягательств»
является одной из задач Уголовного кодекса РФ, закрепленных
в ст. 2 УК.4 Значение уголовно-правовой борьбы с
преступлениями против собственности
обусловлено, прежде всего, их криминологической
характеристикой. Среди всех преступлений,
зарегистрированных в Российской Федерации
за последние годы, удельный вес преступлений
против собственности составляет более
50%. Значение данной группы преступлений
видно также из расположения соответствующей
главы в Уголовном кодексе РФ 1996 года,
непосредственно за разделом о преступлениях
против личности. Согласно современному
представлению о системе социальных ценностей,
право собственности расценивается как
важнейшее из социальных благ личности.
Следовательно, посягательства на это
благо являются в широком смысле, так же
посягательствами на личность.
Повышенная общественная
опасность хищений чужого имущества
заключается еще в том, что
они приносят дезорганизацию в экономическую
жизнь страны, создают возможность для паразитического
обогащения одних за счет других, а также
отрицательно влияют на тех граждан, которые
поддаются вовлечению в преступную деятельность.
Собственность (движимое и недвижимое
имущество) составляет экономическую
основу всякого общества, а право
на владение ею принадлежит к числу
важнейших, неотчуждаемых прав и
свобод человека. Во Всеобщей декларации
прав указывается, что «каждый человек
имеет право владеть имуществом как единолично,
так и совместно с другими. Ни кто не должен
быть произвольно лишен своего имущества».5 Конституция Российской Федерации гарантирует
равную защиту прав собственника независимо
от формы собственности (частная, государственная,
муниципальная, общественных объединений
(организаций), а также независимо от того,
является ли то или иное имущество исключительной
собственностью международной организации,
иностранного государства, юридического
лица, гражданина (лица без гражданства),
либо находится в совместной собственности
российских и иностранных граждан и юридических
лиц. В соответствии с этим глава 21 УК РФ,
посвященная преступлениям против собственности,
охватывает все разновидности противоправных
посягательств на собственность.
Под преступлениями против
собственности понимаются предусмотренные Уголовным кодексом
РФ умышленные или неосторожные общественно-опасные
деяния, соединенные с нарушением права
владения, либо с иными способами причинения
собственнику имущественного ущерба,
или с созданием угрозы причинения такого
ущерба.
В структуре всей преступности
эти преступления занимают ведущее
место и причиняют серьезный
имущественный ущерб государству,
негосударственным организациям и
гражданам. В настоящее время борьбе с этими видами
посягательств придается большое значение
независимо от форм собственности. Государство
гарантирует не только стабильность отношений
собственности и обеспечивает условия
их развития, но и провозглашает принцип
равной защиты всех видом форм собственности.
Родовым объектом преступлений против собственности
являются общественные отношения, обеспечивающие
нормальное функционирование всех предусмотренных
законом форм собственности.6 Права любого собственника по владению,
пользованию и распоряжению своим имуществом
также выступают в качестве преступления,
когда деяние совершаются в отношении
имущества не собственника, а иного законного
владельца.
В науке уголовного права существует
мнение, что хищения нарушают также
и отношения по производству материальных
благ.7 Однако эти отношения нарушаются, во-первых,
не всегда, а во-вторых, не непосредственно
хищением. Распределительные отношения
нарушаются имущественными преступлениями
как в своей динамике (процесс распределения),
так и в статистике (конечный момент распределения,
состояние «присвоенности» материальных
благ, обладания ими).
Взгляд на собственность
в роли объекта преступления, как на общественные отношения позволяет
понять, почему опасность каждого имущественного
преступления не может определяться только
размером материального ущерба, причиненного
собственнику. Например, кража из кармана
кошелька с небольшой суммой денег, не
причиняет значительного ущерба имущественным
интересам потерпевшего. Но такая кража
общественно опасна, потому что она противоправным
образом нарушает условия реализации
охраняемых законом общественных отношений
собственности. Сказанное относится и
к тем случаям, когда собственник вообще
не несет материального ущерба (кража
застрахованного имущества, неоконченное
хищение).
Непосредственный объект преступления
против собственности представляет конкретную
форму собственности, определяемую принадлежностью
имущества государственным или негосударственным
структурам и гражданам, нарушаемую в
результате преступного деяния.8
Исходя из вышеуказанного определения
возможно дифференцировать преступления
в качестве объекта в зависимости от формы
собственности: «государственная, кооперативная,
частная»; «государственная, частная,
муниципальная собственность, либо собственность
отдельных организаций».
Однако указанная граница преступлений
против собственности в зависимости от
ее форм является неприемлимой, так как
Конституция Российской Федерации провозгласила
равную защиту любых форм собственности.9 Именно с этой точки зрения для квалификации
кражи, мошенничества, присвоения и т.п.,
не имеет значения, к какой форме собственности
относится похищенное имущество. Правовед
Г.А. Кригер писал, что объектом посягательства
при хищении «является собственность,
а не имущество как таковое».10 Примерно в этой же плоскости определял
объект преступлений против личной собственности
правовед Владимиров В.А., писавший в свое
время следующее: «Непосредственным объектом
этих преступлений следует признать отношения
личной собственности в узком смысле или
статику собственности, результат процесса
присвоения, находящий свое материальное
выражение в экономических отношениях
владения, пользования и распоряжения
материальными благами (имуществом) в
интересах индивидуального потребления»11.
В российской уголовно-правовой литературе высказывалось противоположное
мнение о том, что объектом преступлений
против собственности является совокупность
вещей или имущественное достояние. Это
мнение ошибочно, потому что в силу того
факта, что преступлением признается общественно-опасное
деяние, такая опасность наступает в связи
с нарушением общественных отношений,
закрепленных правом и охраняемых уголовно-правовыми
нормами. Именно с этой позиции уголовное
право считает объектом этих преступлений
общественные отношения, нарушаемые общественно-опасным
деянием.
Следует отметить и такое
обстоятельство, что некоторые из
преступлений, предусмотренных главой
21 УК РФ, являются двуобъективными. Это
характерно в первую очередь для
преступлений против собственности, связанных
с применением насилия:
- разбой (ст.162 УК РФ);
- вымогательство (ст.163 УК
РФ);
- грабеж с применением
насилия (п. «г» ч.2 ст.161 УК РФ);
- угон транспортного
средства с применением насилия
(п. «в» ч.2 и ч.4 ст.166 УК РФ).
В насильственных имущественных
преступлениях основным объектом является собственность,
а дополнительным – личность потерпевшего.
Выделение основного непосредственного
объекта проводится не по степени значимости
охраняемых благ (личность в этом смысле
важнее), а по связи с родовым объектом,
и в насильственных преступлениях против
собственности иногда можно обнаружить
дополнительный объект. Так, в составе
кражи с проникновением в жилище дополнительным
объектом является неприкосновенность
жилища, а в составе умышленного уничтожения
или повреждения имущества, совершенного
путем поджога, взрыва или иным общеопасным
способом, дополнительным объектом посягательства
является общественная безопасность.
Предметом рассматриваемой категории преступлений выступает
любое имущество, которое в соответствии
с гражданским законодательством может
быть объектом права собственности, включая
любое имущество производственного, потребительского,
социального и культурного назначения,
т.е. предметы (вещи) материального мира,
в котором овеществлен труд человека.
Предметами всех форм хищения могут быть
товарно-материальны ценности в любом
физическом состоянии, обладающие экономическим
свойством стоимости, а также деньги как
всеобщий эквивалент стоимости, как особый
товар, выражающий цену любых других видов
имущества. Одни предметы имеют самостоятельное
значение, другие являются лишь составной
частью основного имущества. В одних случаях
предмет обладает индивидуальными (видовыми)
признаками, в других — наделен родовыми
свойствами.
Предметы, не имеющие
стоимости, например записная книжка, фотография знакомого, дневник
с собственными записями и т.д., имуществом
не являются. Однако, фотографии знаменитых
людей, особенно с автографами, также и
дневники, письма этих людей, которые могут
быть предметом купли-продажи, выставляться
на аукцион, должны признаваться имуществом.
Предметом преступлений против собственности
может быть имущество, находящееся в обороте,
владение которым не требует специального
разрешения, в связи с этим хищение предметов,
изъятых из оборота, таких как оружие,
взрывчатые, наркотические и радиоактивные
вещества, квалифицируется по специальным
статьям входящим в главу 24 «Преступления
против общественной безопасности» (ст.221
УК РФ – «Хищение либо вымогательство
ядерных материалов или радиоактивных
веществ», ст.226 УК РФ – «Хищение либо вымогательство
оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ
и взрывных устройств») и в главу 25 «Преступления
против здоровья населения и общественной
нравственности» (ст.229 УК РФ – «Хищение
либо вымогательство наркотических средств
или психотропных веществ, а также растений,
содержащих наркотические средства или
психотропные вещества, либо их частей,
содержащих наркотические средства или
психотропные вещества»). 12
Имущество делится на
движимое и недвижимое (земля, строение,
сооружение). Движимое имущество может быть изъято
из владения собственника, а недвижимое
имущество не может быть изъято, но может
быть уничтожено.
Недвижимое имущество может быть также предметом
таких преступлений, как вымогательство,
мошенничество.
Имущество - это предмет, по поводу которого совершается
то или иное преступление против собственности.
Объективная сторона указанных преступлений характеризуется
в основном активными общественно-опасными
действиями (тайное хищение имущества
при краже, неправомерное завладение автомобилем
при угоне, уничтожение имущества и др.)
Лишь некоторые способы, в частности неосторожное
уничтожение или повреждение имущества
(ст.168 УК РФ), могут совершаться путем бездействия.
Большинство преступлений
против собственности имеет материальный состав. Их объективная сторона
состоит из трех обязательных признаков:
общественно-опасного действия (бездействия),
последствий в виде имущественного вреда,
а так же причинной связи между противоправным
деянием и вредными последствиями. Разбой,
вымогательство, неправомерное завладение
автомобилем или иным транспортным средством
(без цели хищения) имеют формальный состав
и признаются оконченными преступлениями
с момента совершения общественно опасного
деяния независимо от наступления вредных
последствий.
Субъективная сторона абсолютного большинства преступлений
против собственности характеризуется
умышленной виной в виде прямого умысла.13 Виновный осознает общественно-опасный
характер своего действия (изъятие чужого
имущества), предвидит неизбежность причинения
реального материального ущерба собственнику
и желает наступления этих последствий.
Только преступное уничтожение или повреждение
чужого имущества (ст. 168 УК РФ) может быть
совершено по неосторожности.
Корыстный мотив и цель извлечения незаконной
наживы - обязательные признаки большинства
преступлений против собственности.
Субъектом рассматриваемых преступлений может
признаваться физическое, вменяемое лицо.
За совершение кражи (ст.158 УК РФ), грабежа
(ст.161 УК РФ), разбоя (ст.162 УК РФ), вымогательства
(ст.163 УК РФ), неправомерного завладения
автомобилем или иным транспортным средством
(без цели хищения) – ст.166 УК РФ, уголовная
ответственность наступает с 14 лет. За
мошенничество, присвоение и растрату,
хищение предметов, имеющих особую ценность,
причинение имущественного ущерба путем
обмана или злоупотребления доверием,
за умышленное без отягчающих обстоятельств
и неосторожное уничтожение или повреждение
имущества - с 16 лет.14 Кроме того, отдельные формы хищения
(предусмотренные ст.160 УК РФ - присвоение
или растрата) совершаются только специальным
субъектом.
Глава 21 УК РФ насчитывает в себе 11 составов преступлений:
ст.158-168. Распространение понятия хищения
на все формы собственности, было законодательно
закреплено лишь 1 июля 1994 года.
Учитывая особенности составов преступных
посягательств на собственность, их юридические
свойства и признаки (в частности по способу
и мотиву совершения деяния), все эти деяния
в УК РФ систематизированы следующим образом:
- корыстные «преступления связанные
с неправомерным извлечением имущественной
выгоды», это хищения чужого имущества:
кража (ст.158 УК РФ); мошенничество (ст. 159
УК РФ); присвоение или растрата (ст.160 УК
РФ); грабеж (ст.161 УК РФ); разбой (ст.162 УК
РФ); хищение предметов имеющих особую
ценность (ст.164 УК РФ);
- преступления примыкающие к хищениям:
вымогательство (ст.159 УК РФ);
- иные корыстные преступления: причинение
имущественного ущерба путем обмана или
злоупотребления доверием (ст.165 УК РФ);
неправомерное завладение автомобилем
или иным транспортным средством без цели
хищения (ст.166 УК РФ); преступления против
собственности не связанные с извлечением
имущественной выгоды: умышленное уничтожение
или повреждение имущества (ст.167 УК РФ);
уничтожение или повреждение имущества
по неосторожности (ст.168 УК РФ).15
По сравнению с ранее
действовавшим законодательством
система норм об имущественных преступлениях заметно упростилась,
число составов уменьшилось. В действующем
законодательстве основное место отводится
по прежнему хищениям, которые в соответствии
со ст.15 УК РФ относятся к тяжким или особо
тяжким преступлениям. Сами по себе хищения
делятся на формы и виды. Форма хищения
определяется способом его совершения.
Так кража, мошенничество, разбой и т.п.
- это форма хищения. В свою очередь, хищение
в любой форме делится еще на виды, в зависимости
от наличия или отсутствия квалифицирующих
признаков. Так в ч.1 ст.158 УК РФ предусмотрен
основной вид кражи без отягчающих обстоятельств
(простая кража), в ч.2 - квалифицированный
вид кражи, в ч.3 - особо квалифицированный
вид.
Среди форм хищения, с
учетом примыкающего к ним вымогательства, можно выделить две подгруппы 16:
- насильственные формы (разбой, вымогательство
и грабеж, соединенные с насилием);
- ненасильственные формы (кража, присвоение,
растрата, мошенничество, грабеж без насилия).
В первой подгруппе объединены наиболее опасные преступления,
связанные с посягательством на личность.
Все они относятся к категории особо тяжких
преступлений. Однако в главе 21 УК РФ на
первом месте размещена статься о краже,
которая традиционно рассматривается
как наиболее характерная, «типовая» форма
хищения. За статьей о краже следуют нормы
о других ненасильственных формах хищения,
а только затем о насильственных.
Существует и другое, более короткое
деление преступлений против собственности
на виды по различным основаниям - корыстные
и некорыстные.
К первой категории относятся
хищения и некоторые другие преступления, ко второй - преступное уничтожение
и повреждение чужого имущества 17.
Кроме того, можно различать умышленные преступления
против собственности (их большинство)
и преступления, совершаемые по неосторожности.
В связи с этим, все виды корыстных преступлений
совершаются умышленно. По неосторожности
может быть совершено уничтожение и повреждение
чужого имущества в крупном размере (ст.168
УК РФ).
В Уголовном кодексе РСФСР 1960 года не содержалось определения
хищения. В науке оно рассматривалось
как родовое собирательное понятие, которое
включало в себя общие характеристики,
присущие таким формам хищения, как кража,
мошенничество, грабеж, разбой. Федеральным
законом от 1 июля 1994 года №10-ФЗ «О внесении
изменений и дополнений в Уголовный кодекс
РСФСР и Уголовно-процессуальн й кодекс
РСФСР» впервые было дано законодательное
определение хищения, закрепленное в примечании
к ст. 144 УК РСФСР. Этот факт имеет не только
теоретическое, но и очень важное практическое
значение. Уяснение общих признаков хищения
облегчает анализ конкретных видов преступлений
против собственности, способствует более
точной квалификации хищений, отграничению
их от других преступлений и действий,
не наказуемых в уголовном порядке.
Следовательно, закрепление
этого понятия в законе означает
четкое, недвусмысленное указание на
сущностные признаки хищения, является
необходимой основой для правильной
квалификации хищений в судебной практике,
позволяет отграничивать хищения от смежных составов.
В Уголовном кодексе
Российской Федерации 1996 года в примечании к ст.158 законодатель
сохранил прежнее определение хищения,
которое понимается как «совершенное
с корыстной целью противоправное безвозмездное
изъятие и (или) обращение чужого имущества
в пользу виновного или других лиц, причинившее
ущерб собственнику или иному владельцу
этого имущества».
Понятие имущества занимает
одно из центральных мест в определении
хищения и представляет собой
предмет хищения, который следует отличать от объекта
- общественных отношений собственности.
Вообще любые общественные отношения
- это связь между людьми, их поведение
по поводу определенной социальной ценности.
Эти отношения, представляя собой, проявление
общей взаимосвязи окружающего нас мира
объективной действительности, в отличие
от других связей всегда являются отношениями
между людьми, в каких бы сложных формах
они ни воплощались.18
Автотранспорт как предмет
по поводу, которого совершается то
или иное преступление против собственности будет являться
движимым имуществом.
Характер защиты любых
общественных отношений определяется
значимостью нарушенных отношений. Наиболее
важные из них охраняются нормами уголовного
права. Каждое преступное деяние посягает
на охраняемые уголовным законом общественные
отношения, причиняет или может причинить
им существенный вред и именно в силу этого
признается преступлением.
В теории российского
уголовного права разработана четырехчленная
классификация объектов преступных
посягательств, в соответствии с которой выделяют
общий, родовой, видовой и непосредственный
объекты преступлений.
Общий объект преступления
- это вся совокупность ценностей,
общественных отношений, благ и интересов,
которые охраняются уголовным законом
и на которые может быть совершено преступное посягательство.
Понятие общего объекта является очень
широким, и поэтому его не достаточно для
отражения специфики групп однородных
преступлений или отдельных общественно
опасных деяний. Исходя из этого, для дальнейшей
конкретизации теория уголовного права
выделяет родовой видовой и непосредственный
объекты преступлений.19
Родовой объект - это определенная
группа однородных или тождественных
ценностей, общественных отношений, благ
и интересов, охраняемых уголовным
законом от преступных посягательств. В действующем
уголовном законодательстве в соответствии
с родовым объектом охраняемых общественных
отношений сформулированы разделы Особенной
части УК России. Родовым объектом всех
преступлений, помещенных в раздел VIII
УК России «Преступления в сфере экономики»,
являются общественные отношения, обеспечивающие
нормальное функционирование и развитие
экономики России.
Видовым объектом хищений
автотранспорта являются общественные
отношения, возникающие по поводу неприкосновенности собственности. Категория «право собственности»
закреплена в ч. 2 ст. 35 Конституции России:
«Каждый вправе иметь имущество в собственности,
владеть, пользоваться и распоряжаться
им как единолично, так и совместно с другими
лицами». Право собственности, которое
нарушает преступник, совершая хищение
автотранспорта, определяется в ст. 209
Гражданского кодекса Российской Федерации
как право владения, пользования и распоряжения
имуществом.
Таким образом, под «правом
собственности» как объектом преступного
посягательства рассматриваются отношения,
возникающие у собственника в связи с
осуществлением права по владению, пользованию
и распоряжению принадлежащим ему имуществом
по своему усмотрению, а также возможности
устранять вмешательство других лиц в
сферу его хозяйственного господства.
Непосредственным объектом
являются охраняемые уголовным законом
ценности, общественные отношения, блага
и интересы личности, общества или государства,
против которых прямо и непосредственно
направлено одно или несколько преступлений. Непосредственный объект хищения
представляет собой отношения собственности.
В соответствии с этим в 21 главе Уголовного
кодекса России к преступлениям против
собственности отнесены общественно опасные
посягательства на все ее формы, установлены
общие основания и пределы ответственности,
определены единые санкции за их совершение.20
Собственность - это экономическая
категория, характеризующая систему производства,
распределения и обмена материальных
благ. Формы собственности делятся на
частую, муниципальную, государственную и иные. Конституция
Российской Федерации в статье 8 «признает
и защищает равным образом» указанные
формы собственности. Равенство этих форм
собственности обеспечивается созданием
необходимых условий для их развития и
запретом устанавливать какие-либо ограничения
или преимущества в осуществлении права
собственности в зависимости от ее формы.
Содержание отношений собственности (как
и любых общественных отношений) составляют
права и обязанности их участников. При
совершении хищения нарушаются правомочия
собственника или иного владельца.
Непосредственным объектом
хищения автотранспорта являются общественные
отношения по поводу той или иной конкретной
формы собственности. Необязательным
(дополнительным) объектом рассматриваемого
преступления может выступать безопасность
дорожного движения. При хищении автотранспорта
с применением насилия, не опасного для
жизни или здоровья, либо с угрозой применения
такого насилия дополнительным объектом
выступают общественные отношения, связанные
с обеспечением телесной неприкосновенности
человека. При совершении рассматриваемого
деяния с применением насилия опасного
для жизни и здоровья, либо с угрозой применения
такого насилия дополнительным объектом
данного деяния выступает здоровье человека.
При совершении хищения происходит воздействие
на имущество, которое будет, является
предметом преступного посягательства.
Предметом преступного посягательства
является вещь материального характера,
на которую непосредственно воздействует
преступник. Не могут быть предметом хищения
как имущественного преступления идеи,
взгляды, проявления человеческого разума,
информация, то есть интеллектуальная
собственность.21
Автотранспорт как предмет
хищения должен обладать вещным, экономическим
и юридическим признаками. Вещный признак автотранспорта как предмета
хищения заключается в том, что он всегда
материален, являясь частью материального
мира.
Следующий признак автотранспорта
как предмета хищения - экономический.
Предметом хищения может быть только вещь,
имеющая определенную экономическую ценность, выраженную
в денежной оценке (стоимости).
Третий признак автотранспорта
как предмета хищения - юридический. Таким
предметом может выступать лишь чужой
автотранспорт, то есть автотранспорт,
не принадлежащее виновному по праву собственности. Причем виновный не
имеет ни действительного, ни даже предполагаемого
права на распоряжение этим автотранспортом
как своим собственным, так как этот автотранспорт
принадлежит по праву собственности другому
лицу. Другими словами, этот автотранспорта
должен быть чужим для виновного. Хищение
собственного автотранспорта не нарушает
отношений собственности. При определенных
условиях такие действия могут рассматриваться
как самоуправство, ответственность за
которое предусмотрено ст.330 Уголовного
кодекса России.
Немаловажным элементом
определения хищения, указанного в
примечании к ст. 158 Уголовного кодекса
России, является обобщенная характеристика
действий, которые выражаются в «изъятии
и (или) обращении чужою имущества в пользу
виновного или других лиц». При совершении хищения
автотранспорта, автомобиль или иное транспортное
средство изымается из обладания собственника
или лица, в ведении или под охраной которого
они находится. Изъятие заключается в
переводе чужого автотранспорта из владения
собственника или иного законного владельца
в фактическое обладание виновного. Имеется
в виду обладание, которое позволяет виновному
осуществить хотя бы первоначальное распоряжение.
Если автотранспорт по тем или иным причинам,
независимо от виновного, уже выбыл из
обладания собственника, то завладение
таким автотранспортом не образует хищения.
Для признания хищения автотранспорта
оконченным не требуется, чтобы виновный
фактически воспользовался им, начал его
«эксплуатировать», извлек выгоду. Важно,
что он получил такую возможность, установив
свое фактическое владение автотранспортом.
Отсюда следует, что если виновный совершил
определенные действия, направленные
на хищение чужого автотранспорта, но
еще не получил возможности распоряжаться
им как своим собственным, содеянное квалифицируется
как покушение на хищение. Исключение
составляет разбой, который является оконченным
с момента нападения в целях хищения чужого
имущества.
В определении хищения
назван такой признак объективной
стороны, как причинение преступлением ущерба собственнику
или иному владельцу похищенного имущества.
Ущерб состоит в уменьшении объема наличного
имущества (имущественных фондов) потерпевшего.
Поэтому размер ущерба определяется стоимостью
похищенного автотранспорта. Именно размер
причиненного ущерба в предусмотренных
законом случаях учитывается при классификации
видов хищения и формулировании квалифицирующих
(особо квалифицирующих) признаков данного
деяния. Видами хищения являются:
- хищение имущества, причинившее значительный
ущерб гражданину;
- хищение чужого имущества в крупном
размере.
При определении признаков
значительного ущерба следует исходить
из его стоимости и других существенных
обстоятельств - материального положения
потерпевшего, значимости утраченного
имущества для собственника или иного
владельца, и не может составлять менее
двух тысяч пятьсот рублей. Крупным размером
хищения признается стоимость имущества,
превышающая двести пятьдесят тысяч рублей,
а особо крупный – превышающая один миллион
рублей.22
Хищение автотранспорта представляет собой
противоправное и безвозмездное изъятие
чужого автотранспорта. Признак противоправности
означает, что хищение осуществляется
не только способом, запрещенным законом
(объективная противоправность), но и при
отсутствии у виновного прав на этот автотранспорт
(субъективная противоправность). Отсюда
следует, что завладение автотранспортом,
на который субъект имеет право, не является
хищением, о чем было сказано выше, даже
если оно совершено одним из способов,
указанных в ст.ст.158-162 Уголовного кодекса
России. Безвозмездным считается изъятие
автотранспорта без предоставления взамен
эквивалентного возмещения деньгами,
другим имуществом, своим трудом. Если
в процессе изъятия и (или) обращения имущества
собственнику предоставляется соответствующее
возмещение, то такие действия нельзя
считать хищением, поскольку они не причиняют
имущественного ущерба, так как уменьшения имущественных
фондов не происходит.
Об отсутствии признаков безвозмездности
можно говорить лишь при двух условиях.
Во-первых, если предоставление соответствующего
возмещения происходило одновременно
с изъятием автотранспорта, то есть в процессе
его изъятия или непосредственно после
изъятия, когда не было намерения уклониться
от возмещения. Во-вторых, если возмещение
было полным (эквивалентным). Частичное
возмещение стоимости изъятого автотранспорта
не означает отсутствия состава преступления,
но может быть учтено при определении
размера хищения. Вопрос о том, было ли
предоставленное возмещение эквивалентным,
решается судом на основе анализа конкретных
обстоятельств дела, с учетом, в необходимых
случаях, мнения потерпевшего.
Таким образом, можно сделать вывод,
что все признаки хищения автотранспорта,
описанные выше, указывают на его внешнее
проявление как процесса общественно
опасного и уголовно наказуемого посягательства
на объект правовой охраны - отношений
собственности, в какой бы форме она ни
была.
II. Кража и угон автотранспорта:
уголовно-правовая характеристика
2.1. Тайное хищение автотранспорта
Закон определяет кражу
как тайное хищение чужого имущества,
следовательно, похититель не имеет на
него никаких прав.23 Тем самым подчеркивается, что кража
является формой хищения, несет в себе
его признаки.
Непосредственным объектом кражи
являются общественные отношения, связанные
с конкретной формой собственности, определяемой
принадлежностью похищенного имущества,
которое выступает как предмет кражи (вещи
материального мира и т.п.).
Предметом кражи автотранспорта является
автомобиль и иные транспортные средства.
Объективная сторона кражи автотранспорта,
как и кражи имущества в целом,
выражается в тайном, ненасильственном
изъятии чужого транспорта, которое совершается
незаметно, скрытно как для собственника,
так и других лиц. При этом важно следующее:
виновный действует в полной субъективной
уверенности, что совершает кражу незаметно
как от собственника (потерпевшего), так
и от посторонних лиц.
По законодательной конструкции состав
кражи - материальный. Поэтому необходимо
иметь в виду три обязательных признака,
характерных для данного вида преступлений:
- общественно-опасное деяние (изъятие из
обращения имущества в пользу виновном
или других лиц);
- наступление преступных последствий
(причинение имущественного ущерба владельцу
имущества);
- наличие причинной связи между деянием
и наступившими последствиями.24
Кража считается оконченным преступлением с момента изъятия виновным
чужого имущества и получения реальной
возможности распорядиться им по своему
усмотрению независимо от того, удалось
ли ему эту возможность реализовать. 25
Если же преступник по независящим
от него обстоятельствам не смог довести
преступные действия до конца, то деяние
квалифицируется как покушение на кражу.
Субъективная сторона кражи
характеризуется виной в виде
прямого умысла. Виновный сознает, что
тайным способом, незаконно и безвозмездно,
изымает и (или) обращает в свою пользу
(или в пользу других лиц) чужое имущество,
в частности автотранспорт, предвидит,
что в результате его действий собственнику
или иному владельцу имущества будет причинен
материальный ущерб, и желает причинить
такой ущерб. При этом он руководствуется
корыстным мотивом и преследует цель незаконного
извлечения наживы.
Субъект данного преступления - физическое,
вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста,
не обладающее никакими правомочиями
по распоряжению, управлению, доставке
или хранению имущества, которым завладевает.
Ст.158 УК РФ предусматривает три
вида составов кражи:
-простой — ч.1;
- квалифицированный – ч.2;
- особо квалифицированный – ч.3.
В части 2 ст.158 УК РФ предусмотрена ответственность
за квалифицированную кражу, т.е. совершенную:
а) группой лиц по предварительному сговору,
б) с незаконным проникновением в помещение
либо иное хранилище, в) с причинением
значительного ущерба гражданину, г) из
одежды, сумки и другой ручной клади, находившихся
при потерпевшем.
Совершение кражи группой лиц по предварительному
сговору предполагает такое хищение, в
котором непосредственно участвовали
двое или более лиц, заранее договорившихся
о совместном совершении преступления.
Незаконное проникновение - это тайное,
либо открытое вторжение в жилище, помещение
или иное хранилище, без ведома и согласия
собственника или лица, там проживающего,
с целью совершения кражи. В случае с кражами
автотранспорта незаконное проникновение
осуществляется в гаражи, огороженные
автостоянки. Проникновение может совершаться
как с преодолением препятствий или сопротивления
людей, так и беспрепятственно, а равно
с помощью приспособлений, путем обмана,
в том числе с использованием подложных
документов, под видом различных специалистов
или работников жилищно-коммунального
хозяйства (инспектора пожарного надзора,
сантехника, почтальона и др.). 26
Кражу следует признавать квалифицированной,
если она совершена с причинением значительного
ущерба гражданину, не определенному в
законе. Понятие это оценочное. Судом учитывается
имущественное положение потерпевшего,
размер доходов, число иждивенцев, стоимость
похищенного, нанесен ли существенный
урон его материальному благосостоянию
и семье.27
В ч.3 ст.158 УК РФ предусматривается более
строгая ответственность за особо квалифицированный
состав кражи, если последняя совершена:
- с незаконным проникновением
в жилище. Под жилищем понимается
индивидуальный жилой дом с
входящими в него жилыми и
нежилыми помещениями, жилое помещение независимо
от формы собственности, входящее в жилищный
фонд и пригодное для постоянного и временного
проживания, а равно иное помещение или
строение, не входящее в жилищный фонд,
но предназначенные для временного проживания;
- из нефтепровода, нефтепродуктопровода
газопровода;
- в крупном размере. Крупным размером
признается сумма ущерба превышающая
двести пятьдесят тысяч рублей, который
определяется стоимостью похищенного
имущества, устанавливаемой в зависимости
от обстоятельств его приобретения собственником,
исходя из государственных розничных,
рыночных или комиссионных цен на момент
совершения преступления. При отсутствии
цены стоимость имущества устанавливается
на основании заключения экспертов.
В ч.4 ст.158 УК РФ предусматривается наиболее
строгая ответственность за особо квалифицированный
состав кражи, если последняя совершена:
- организованной группой. Это означает,
что кража совершена устойчивой группой
лиц, заранее объединившихся для совершения
одного или нескольких хищений. В судебной
практике устойчивость характера группы
обычно обосновывается длительностью
и многоэпизодностью ее преступной деятельности,
внутригрупповым распределением ролей,
планированием и тщательной подготовкой
преступлений, стабильностью состава,
наличием общих денежных и иных средств;
- в особо крупном размере. Особо крупным
размером хищения признается стоимость
имущества превышающая один миллион рублей.
2.2. Неправомерное завладение
автомобилем или иным транспортным средством
без цели хищения
Угоны транспортных средств
приобрели в последнее время
распространенный характер.
Впервые упоминание об угоне как
общественно-опасном деянии появилось
в УК РСФСР в 1965 году: сюда была введена
ст.212.1 «Угон автомототранспортных средств».
Угон в этой диспозиции впервые раскрывался
в постановлении Пленума Верховного Суда
РФ от 22 октября 1969 года № 50 «О судебной
практике по делам о преступлениях, связанных
с нарушением правил безопасности движения
и эксплуатации транспортных средств,
а также с их угоном», в п.19 которого сказано,
что «под угоном транспортных средств
следует понимать захват транспортных
средств и поездку на них».28 В таком разъяснении остается неясным,
что понимается под захватом транспортного
средства, не раскрыт вопрос о его принадлежности.
В науке уголовного права так же не было
единства в решении данной проблемы. Такой
неоднозначный подход приводил к тому,
что следователи и суды допускали необоснованные
освобождения от уголовной ответственности
лиц, совершивших самовольные поездки
на чужих транспортных средствах (механики,
сторожа, отстраненные от работы водители
и т.п.). Предполагалось, что угон причиняет
ущерб, прежде всего общественной безопасности,
общественному порядку, а не собственнику.
Федеральным законом №10-ФЗ от 01.07.1994
года «О внесении изменений и дополнений
в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальн й
кодекс РСФСР» это несоответствие было
устранено и в главе 5 УК РСФСР «Преступления
против собственности» появилась ст.148.1
«Неправомерное завладение транспортным
средством, лошадью или иным ценным имуществом
без цели хищения».
Статья 148.1 УК РСФСР 1960 года в редакции
Федерального закона №10-ФЗ от 01.07.1994 года
объединила в одной норме ответственность
за угон транспортного средства и за неправомерное
завладение лошадью и иным ценным имуществом.
Такая конструкция нормы создала трудности
для судебной практики и вызвала обоснованную
критику. В настоящей редакции УК РФ угон
выделен в особый состав. Что касается
временного пользования иным имуществом,
то оно влечет гражданскую ответственность,
либо может быть квалифицировано по ст.165
УК РФ (причинение имущественного ущерба
путем обмана или злоупотребления доверием)
при наличии признаков предусмотренного
в нем деяния.
Такое расположение статьи было сохранено
и в Уголовном кодексе Российской Федерации
№63-ФЗ от 13 июня 1996 года. В главу 21 «Преступления
против собственности» (раздел 8 «Преступления
в сфере экономики»), включена ст.166 «неправомерное
завладение автомобилем или иным транспортным
средством без цели хищения». Однако при
конструировании диспозиции этой нормы
законодатели вернулись к ранее действовавшей
ст.212.1 УК РСФСР «Угон автотранспортных
средств и иных самоходных машин»29, практически дословно воспроизведя
прежнюю формулировку.
Угон, то есть неправомерное завладение
транспортным средством, является посягательством
на право собственности. При этом виновный
препятствует собственнику осуществлять
свои полномочия по использованию транспортного
средства. Ущерб в этом случае выражается
в его амортизации и лишении собственника
возможности, самому им пользоваться и
распоряжаться. Иногда ущерб выражается
в неполучении ожидаемого дохода от эксплуатации
автомобиля.
Угонщик, имеющий целью временно воспользоваться
транспортным средством, чаще всего не
заботится о его целостности и сохранности,
что может привести к порче, гибели и утрате
этого средства. 30
Более подробно понятие
неправомерного завладения транспортным
средством (угон) разъяснено в Постановлении
Пленума Верховного Суда РФ №25 «Решая вопрос о виновности лица в совершении
преступления, предусмотренного статьей
166 УК РФ, судам следует иметь в виду, что
под неправомерным завладением транспортным
средством без цели хищения (статья 166
УК РФ) понимается завладение чужим автомобилем
или другим транспортным средством (угон)
и поездку на нем без намерения присвоить
его целиком или по частям». 31
Данное преступление имеет многообъектный
состав. Основным и непосредственным объектом
выступает конкретная форма собственности.
В качестве факультативного объекта -
здоровье человека, честь и достоинство
личности, общественный порядок, а в некоторых
случаях и общественная безопасность.
Временное незаконное пользование иным
имуществом (кроме транспортного средства)
влечет ответственность по ст.165 УК РФ
«Причинение имущественного ущерба путем
обмана или злоупотребление доверием».
Предметом посягательства согласно ст.166 УК РФ
является автомобиль или иное транспортное
средство: очевидно, что невозможно дать
исчерпывающий перечень наименований
различных средств передвижения, на которые
могут посягать виновные. Под иными транспортными
средствами, за угон которых без цели хищения
предусмотрена уголовная ответственность
по статье 166 УК РФ, следует понимать механические
транспортные средства (троллейбусы, трактора,
мотоциклы, другие самоходные машины с
двигателем внутреннего сгорания или
электрическим двигателем, катера, моторные
лодки). Не являются предметом данного
преступления мопеды, велосипеды, гребные
лодки, гужевой транспорт и т.п.32
Данное примечание требует обращения
к правилам дорожного движения, где дано
определение механического транспортного
средства. К механическим относятся транспортные
средства, оборудованные двигателем с
рабочим объемом более 50 куб. см. и имеющие
конструктивную скорость более 40 км. в
час. Транспортными средствами признаются,
в частности, специальные автомобили,
выполняющие не только «транспортные»,
но и иные функции. Это сельскохозяйственные
машины (например, комбайны), дорожные
(автогрейдеры, асфальтоукладчики), погрузочные
(автопогрузчик, автокран) и др. 33
Механические транспортные средства должны
быть самоходными, т.е. иметь автономный
двигатель.
Транспортные средства,
не оборудованные двигателем (велосипеды,
гужевой транспорт и т.д.), а так же мотоколяски,
мопеды и другие средства передвижения
с двигателем, рабочий объем которого
не превышает 50 куб. см. механическими
транспортными средствами не признаются,
а потому не могут быть предметом данного
преступления.
Не являются предметом
комментируемого преступления суда
воздушного и водного транспорта, а так же железнодорожный
подвижной состав. Их угон или захват в
целях угона квалифицируется по ст.211 УК
РФ – угон судна воздушного или водного
транспорта либо железнодорожного подвижного
состава.
Воздушное судно — это летательный аппарат,
поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия
с воздухом, отличного от взаимодействия
с воздухом, отраженным от поверхности
земли или воды.
Предметом преступления, предусмотренного
ст.211 УК РФ, являются, во-первых судно воздушного
транспорта, которое может быть как государственным,
так и иным. К ним относятся самолеты, вертолеты,
планеры, дирижабли, мотодельтапланы и
т.д. Во-вторых, судно водного транспорта:
суда (морские, речные и озерные), используемые
для перевозки по воде пассажиров, грузов,
добычи и переработки продукции, научно-исследовательс ие,
технические, спасательные и другие, в
том числе на воздушной подушке, подводных
крыльях, экранопланы. Маломерные суда
(самоходные суда с главным двигателем
мощностью менее 75 л.с. и несамоходные
суда валовой вместимостью менее 80 регистровых
тонн, принадлежащие гражданам моторные
суда (независимо от мощности двигателя)
не относятся к водному транспорту. В третьих,
железнодорожный подвижной состав: механический
рельсовый транспорт, за исключением трамвая
(локомотивы, вагоны, в том числе и составы
метрополитена, платформы, цистерны, краны,
дрезины и т.п.). Ведомственная принадлежность
и форма собственности судна или подвижного
состава значения не имеет. Совершая угон
соответствующего судна или подвижного
состава, виновное лицо может преследовать
различные цели, в том числе и их хищения.
Не может быть предметом данного преступления
городской трамвай, случаи его угона охватываются
ст.166 УК РФ.
Для характеристики объективной стороны
рассматриваемого деяния применен термин
«угон». Это означает неправомерное завладение
автомобилем или иным транспортным средством,
принадлежащим собственнику или иному
законному владельцу этих средств. Завладение
- это изъятие транспортного средства
у потерпевшего и переход его во временное
пользование и владение преступника. Причем
для квалификации деяния не имеет значения
способ совершения угона: тайный, открытый
(с насилием, без насилия), путем обмана,
злоупотребления доверием. Состав преступления
формальный, поскольку неправомерное
завладение транспортным средством без
цели хищения является оконченным преступлением
с момента отъезда либо перемещения транспортного
средства с места, на котором оно находилось. 34
Проникновение в салон
автомобиля и попытка завести
двигатель рассматривается как покушение на угон,
поскольку эти действия не привели к началу
движения транспортного средства.35
Завладение обязательно должно быть неправомерным,
это значит, что лицо не имело на угоняемую
машину ни действительных, ни предполагаемых
прав. Поэтому нельзя считать угоном самовольное
использование транспортного средства
кем-либо из членов семьи собственника,
а также близким знакомым, которым прежде
разрешалось пользоваться транспортным
средством без предварительного согласия
собственника. На практике не образует
состава комментируемого преступления
и самовольное использование транспортного
средства лицом, которое воспользовалось
им в силу своей должности (например, самовольная
поездка водителя на закрепленной им автомашине
в нерабочую смену).
Поскольку угон относится
к группе преступлений с формальным
составом, то не требуется наступления
общественно опасных последствий. Если в результате
угона транспортного средства без цели
хищения все же был причинен существенный
вред в результате нарушения правил безопасности
движения и эксплуатации транспортного
средства, то эти действия по совокупности
квалифицируются по ст.166 и 264 УК РФ. Так
же по совокупности квалифицируются действия
лиц, уничтожающих в целях сокрытия преступления
угнанное транспортное средство. 36 и т.д.................