Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска







Обработка данных: Методика включает ситуации трех типов:
- ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
- ситуации, актуализирующие представление о себе;
- ситуации общения.
Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в табл.1

1. Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом.
2. После этого необходимо сложить полученные данные, умножить их на 100 и разделить на 40. Полученные данные пишутся в %.
0-50% - низкий уровень; 50 - 70 % - повышенный уровень; 70 - 75 % - высокий уровень.
3. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале — общего уровня тревожности.
Интерпретация результатов:
После обработки делается вывод о степени выраженности каждого из параметров, проводится сравнительный анализ по каждому ученику и классу в целом.
Особого внимания требуют, прежде всего, учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.
Последние случаи представляются наиболее существенными, поскольку они нередко проходят мимо внимания учителей и родителей. Подобную тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения. Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер. Следствием всего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.
Естественно, что в зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении и т.п., выявленная высокая (или очень высокая) тревожность будет требовать различных способов коррекции. Если в случае реальной неуспешности работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволяют преодолеть эту неуспешность, то во втором — на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов. Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у школьника способность справляться с повышенной тревогой. Известно, что тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Школьники с повышенной тревожностью тем самым оказываются в ситуации "заколдованного психологического круга", когда тревожность ухудшает возможности учащегося, результативность его деятельности. А это, в свою очередь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие. Поэтому работы, направленной только на ликвидацию причин, недостаточно. Приемы редукции тревожности достаточно общие, вне зависимости от реальных ее причин.
Следует также обратить внимание на учащихся, характеризующихся условно говоря, "чрезмерным спокойствием", особенно на те случаи, когда оценки по всей шкале не превышают 5 баллов. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности.
Ограничения, связанные с применением шкалы, как и других методов опроса, обусловлены зависимостью ответов школьника от наличия у него желания отвечать, доверия к экспериментатору, искренности. Это означает, что шкала в первую очередь выявляет тех школьников, которые не только испытывают тревожность, но и считают необходимым сообщить об этом. Часто высокие баллы по шкале являются своеобразным "криком о помощи" и, напротив, за "чрезмерным спокойствием" может скрываться повышенная тревога, о которой учащийся по разным причинам не хочет сообщать окружающим. Школа не полностью обеспечивает выявление тревожности учащихся прежде всего вследствие большого числа всевозможных "защитных" тенденций; начиная от элементарных (нежелания раскрываться перед посторонним человеком) до самых сложных защитных механизмов. Кроме того, шкала не выявляет тревожности, связанной жестко с определенными объектами.

































































Приложение №5
к «Диагностической программе изучения уровня готовности учащихся 4 класса
к переходу в среднее звено школы и адаптации учащихся 5 класса к новым условиям обучения»
Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе»*
Схема изучения социально-психологич ской адаптации ребенка к школе (экспертна
и т.д.................


Обходим антиплагиат


Наименование:


Лекции Школьное образование

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 27.04.2013. Год: 2013. Страниц: 49. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Утверждаю:
Директор МБОУ "Троицкой
основной общеобразовательной
школы"
Л.Г. Султанова
"___"___ 201 г.






Программа изучения уровня готовности учащихся 4 класса к переходу в среднее звено школы и адаптации учащихся
5 класса к новым условиям обучения













Педагог – психолог:
Попова Ольга Васильевна




Предисловие
Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, то есть состояние душевного, физического и социального благополучия. Если человек находится в ситуации дискомфорта, то в первую очередь фрустрируется эмоциональная сфера, что в свою очередь вызывает тревожность как ответную реакцию на стрессовую ситуацию. Устойчивая тревожность порождает вегетативные, неврозоподобные и психические нарушения. Существует мнение, что в пятом классе число детей с высоким уровнем тревожности несколько выше, чем в других классах школы, и связан этот факт с особенностями переходного периода из начальной школы в основную.
В письме Департамента общего и дошкольного образования
Министерства образования РФ от 21.05.2004 № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную» подчеркивается, что «Успешность адаптации школьника к обучению в 5–6 классах зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5 классе, необходимо:
– учитывать психологические особенности 10–12-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5 класс;
– анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.
Свидетельством дезадаптации школьников к условиям обучения в 5–6 классах является снижение интереса к учению и успеваемости; появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя; нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Все это наблюдается там, где переход со ступени начального образования в основную не стал предметом педагогического осмысления и целенаправленной деятельности педагогического коллектива. Помощь обучающимся в этот трудный период связана с серьезной подготовительной работой учителей, приступающих к работе с пятиклассниками. Необходимо:
– иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях;
– наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в начальной школе (4 класс) и первого этапа обучения в основной школе (5–6 класс);
– знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника».
Задачи педагогического коллектива по обеспечению благополучного бесконфликтного протекания адаптационного периода в 5–6 классах следующие:
– выявление тех изменений в жизни ребенка, которые необходимо смягчить, сделать более плавными для обеспечения переходного периода как здоровьесберегающего
– обеспечение преемственности в развитии общеучебных умений, навыков и способов деятельности, проведение анализа сформированных умений и определение необходимых путей коррекции.
Для реализации данных задач разработана система мероприятий, которая включает в себя несколько программ:
    Программа совместных действий педагогов и психолога сопровождения по организации преемственности при переходе учащихся со ступени начального общего образования на основную.
    Диагностическая программа изучения уровня готовности учащихся 4 классов к переходу в среднее звено школы и адаптации учащихся 5 класса к новым условиям обучения.
    Программа развивающих занятий с учащимися 5 класса в период адаптации к новым условиям обучения.

Пояснительная записка

Пятый класс - это переломный этап в жизни и развитии детей, так как они переходят к предметному обучению. Начало учебного года - это период адаптации. Новые учебные дисциплины, незнакомые учителя, постоянный контакт со сверстниками, необходимость подчиняться школьным требованиям, другой стиль общения создают сильную нагрузку на нервную систему ученика, что нередко приводит к быстрому ее истощению, сопровождающемуся резкой сменой настроения, беспокойным сном, потерей веса.
Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления. Но возросшие требования зачастую оказываются не по силам пятиклассникам. Отсюда повышенная зависимость определённой части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества, того, что никому из взрослых в школе они не нужны. Поэтому при изучении процесса адаптации важно учитывать личностные характеристики каждого школьника, его типологические особенности.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным – адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики результатам, или негативным - стресс. При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
Желание хорошо учиться, делать всё так, чтобы взрослые были довольны, «не огорчались и не переживали», «радовались», «чтобы мама, когда посмотрит дневник, не наказывала и не плакала» - достаточно сильно у пятиклассников. Отмечающееся к концу начальных классов снижение интереса к учёбе, определённое «разочарование» в школе сменяются ожиданием перемен, дети ждут, что им станет в школе интересно. На этом этапе очень важно формировать и развивать учебно-познавательную мотивацию. Отсюда и вытекает необходимость изучения доминирующих мотивов учения младших подростков как одного из оснований для составления прогноза развития.
Эмоциональное отношение к учебному предмету очень сильно проявляется в завышенной самооценке детей. Исследования показывают, что практически все пятиклассники считают себя способными к тому или иному учебному предмету, причём критерием такой оценки служит не реальная успешность в этом предмете, а субъективное отношение к нему (Дубровина И.В., 1991.) Негативные оценки окружающих, собственные неудачи воспринимаются детьми как ситуативные, временные, а главное - не имеющие прямого отношения к их способностям и возможностям. Поэтому важным является ориентация детей на выработку объективных критериев успешности и не успешности, стремления проверить свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их развития и совершенствования. И чем раньше ребёнок начнёт вырабатывать такие критерии, тем быстрее он адаптируется к новым условиям обучения.
Среди причин трудностей в учении учащихся пятых классов следует также отметить несформированность необходимых мыслительных действий и операций анализа, синтеза, недостатков внимания и памяти, способности абстрагироваться.
Таким образом, можно выделить следующие причины возможных трудностей в учении пятиклассников: типологические особенности ребёнка, препятствующие адаптации к новым условиям (тревожность, агрессивность, чрезмерная ригидность и т.д.); низкая мотивация учения, негативное отношение к школе; устойчивая завышенная самооценка; несформированность мыслительных операций. Своевременное выявление указанных трудностей позволяет ликвидировать проблемы дезадаптации на начальных стадиях их появления: повысить внимание к «трудному» ребенку, помочь ему включиться в коллектив, раскрыть свои способности, преодолеть страхи.
Диагностика процесса адаптации к среднему звену школы проводится в два этапа. Первый диагностический этап проводится в выпускном 4-м классе (в апреле-мае месяце) и включает в себя известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных операций на вербальном уровне, а также задания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной инструкции и умение строить свою деятельность согласно ее требованиям, запас знаний ребенка, овладение письменной речью, основными математическими навыками.
Основой для предлагаемого набора диагностики интеллектуального развития послужил комплекс методик для определения готовности к обучению в среднем звене, апробированный Л.Ф. Тихомировой и А.В. Басовым. Углубленная диагностика интеллектуальной сферы в 4-м классе позволяет сделать вывод о развитии ребенка, уровне сформированности самостоятельности мышления как основного фактора последующей успешной адаптации в среднем звене, и не повторять обширную батарею интеллектуальных тестов в 5-м классе. Необходимо подчеркнуть, что не обязательно выполнять все субтесты методики изучения интеллекта, так как некоторые из них необходимы только для распределения детей по классам с углубленным изучением предметов. Так, субтесты №7,8,9 - изучают лингвистические способности, а субтесты №10,11,12 – математические.
Диагностика уровня тревожности позволяет выявить наличие школьного, самооценочного и межличностного аспектов тревожности у учащихся, а впоследствии сравнить результаты в 5 классе при смене условий обучения.
На втором диагностическом этапе используем методики, которые позволяют, прежде всего, изучить эмоциональную и мотивационную сферу учащихся 5-го класса: уровень и характер тревожности, мотивацию к учению.
Для изучения социально-психологи еского климата класса предлагается использовать методику «Социометрия» в том случае, если классные коллективы 4-х классов не переформировывались в 5-х классах. Если же в 5-х классах вновь сформированные коллективы, то использовать социометрию в установленные для диагностики сроки (конец сентября – конец октября) неэффективно. В таком случае, социометрию необходимо провести в начале второго полугодия (январь – февраль).
Для полного и разностороннего изучения адаптационного процесса к экспертной оценке привлекаются учителя (в 4 и 5 классе) и родители (в 5 классе). Диагностическая карта для классного руководителя и анкета для родителей позволяют дополнить портрет ученика и сформировать его целостный образ, а также сравнить полученные результаты при переходе к новым условиям обучения. Эта информация очень полезна для педагогов 5-х классов, которые еще плохо знают детей, их сильные и слабые стороны.
Используя полученные данные можно более эффективно организовать процесс обучения и воспитания, обеспечить индивидуальный подход и учесть особенности и склонности детей, их возможности и интересы при формировании классов с углубленным изучением предметов. Это, в свою очередь, приведет к снижению уровень дезадаптации, дискомфорта и трудностей при изучении профилирующих предметов

Цель программы – создание условий для оказания психолого-педагогич ской поддержки учащимся 5 класса в период адаптации к обучению в среднем звене.

Задачи:
      Создание условий для успешной адаптации детей в средней школе (формирование и сплочение классного коллектива, выработка системы единых и последовательных требований; установление определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса, в том числе с учителями).
      Выявить степень школьной тревожности при переходе в среднее звено;
      Выявить уровень развития коммуникативности и конструктивного общения в классе;
      Провести коррекционную работу на снятие эмоциональной напряженности, коммуникативность и повышение уверенности у учащихся.
      Дать рекомендации учителям – предметникам при работе с тревожными детьми;
      Дать рекомендации классному руководителю по развитию коммуникативности и конструктивного общения в классе;
Основные направления работы:
      Организационная работа (проведение больших и малых педсоветов с представителями школьной администрации, педагогами).
      Психологическая диагностика.
      Консультативная работа с педагогами, учащимися и их родителями.
      Профилактическая работа.
      Коррекционно-развивающа работа
      Аналитическая работа.
Ожидаемые результаты
- Сохранение и укрепление психического здоровья пятиклассников.
- Снижение уровня школьной тревожности у обучающихся.
- Снижение числа пятиклассников со школьной дезадаптацией.
- Повышение уровня мотивации пятиклассников к учебной деятельности.
- Повышение уровня коммуникативности пятиклассников




Организационная деятельность.
Ознакомление педагогического коллектива, администрации школы и родителей учащихся с планом работы и с результатами психологических обследований. На семинаре для классного руководителя и учителей предметников, которые будут работать в пятом классе, знакомить с основными задачами и трудностями первичной адаптации, тактикой общения с детьми и с тем, какую помощь им можно оказать.
Встречи по темам: «Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе», «Возрастные психологические особенности пятиклассников».
Родителей необходимо знакомить с проблемами «особых» детей (гиперактивных, застенчивых, тревожных) и возможных причинах такого поведения и чем можно помочь ребенку.
Психологическая диагностика.
Этап 1
Целевая группа: обучающиеся четвертого класса.
Сроки проведения: апрель-май.
Цель: изучение уровня готовности учащихся четвертого класса к обучению в среднем звене школы.
Задачи:
      Изучение интеллектуальных способностей, необходимых для успешного обучения в среднем звене.
      Изучение личностной готовности младших подростков к новым условиям обучения.
      Изучение зоны и содержания возможных проблем адаптации в 5 классе.
      Составление рекомендаций участникам образовательного процесса по построению стратегии взаимодействия с детьми и организации учебно-воспитательно деятельности в среднем звене школы.
Методики:
    Методика диагностики уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено (авторы: Л.Ф. Тихомирова и А.В. Басов).
    Методика диагностики уровня тревожности (автор: Р.Кондаш, модификация А.Прихожан).
    Схема изучения социально-психологич ской адаптации ребенка в школе по Э.М.Александровской (экспертная оценка учителя).
Материалы и инструменты: бланки методик, ручки, часы с секундной стрелкой.
Сроки проведения: апрель - май.

Этап 2
Целевая группа: обучающиеся пятого класса.
Цель: исследование процесса адаптации учащихся пятого класса к новым условиям обучения для создания психолого-педагогиче ких условий, способствующих успешному обучению.
Задачи:
    Изучение психо-эмоционального состояния учащихся.
    Выявление уровня адаптации обучающихся к учебной деятельности в новых условиях.
    Выявление детей с трудностями адаптации.
    Выявление зоны и содержания возможных проблем адаптации.
    Составление рекомендаций участникам образовательного процесса по построению стратегии взаимодействия с детьми, имеющими трудности адаптации, и планированию учебно-воспитательно деятельности.

Методики:
1. Схема изучения социально-психологич ской адаптации ребенка в школе по Э.М.Александровской (экспертная оценка учителя).
2. «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В. (схему изучения социально-психологич ской адаптации ребенка к школе заполняют родители).
3. Методика диагностики уровня тревожности (автор: Р.Кондаш, модификация А.Прихожан).
4. Методика измерения мотивации учебной деятельности (автор: Н.Ф.Талызина)
*5. Социометрия (не относится к обязательному диагностическому минимуму))
Материалы и инструменты: бланки методик, ручки.
Сроки проведения: конец сентября – конец октября.
*Примечание. Изучение внутригрупповых процессов методики «Социометрия» не является обязательным проводиться педагогом-психолого в случае
Консультативная работа.
Работа с педагогами чаще всего проводится в виде групповых консультаций. Тематика семинаров была обозначена в разделе «Организационная работа». Консультирование родителей, чьи дети могут испытывать трудности приспособления к школе, осуществляется индивидуально или на родительском собрании.
Работа с самими детьми – это, прежде всего, помощь в освоении нового стиля общения с взрослыми и сверстниками, регуляции собственного состояния, выработка эффективных приемов организации учебной деятельности.
Профилактическая работа .
Осуществляемая психологом, она направлена на оказание поддержки каждому младшему подростку, на эмоциональное принятие новой социальной ситуации и новых учебных требований, выработку навыков учебной самоорганизации детей. Наиболее эффективно и продуктивно проходит в форме тренинговых занятий или цикла развивающих занятий. С этой целью ведется элективный курс по психологии. Первая четверть по программе Коблик «Первый раз в пятый класс», второе полугодие по программе Хухлаевой «Тропинка к своему Я».
Коррекционно-развиваю ая работа.
Проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. Такая работа может проводиться с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые, формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики. Например, работа с детьми по преодолению тревожности осуществляется на трех взаимосвязанных уровнях: 1)обучение школьников приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью; 2)расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него возможных навыков, умений, знаний; 3)перестройка особенностей личности школьника, прежде всего его самооценки и мотивации. Одновременно проводится работа с семьей школьника и его учителями с тем, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции. Критериями эффективности занятий выступают: снижение уровня школьной тревожности, повышение групповой сплоченности, позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств, гармонизация образа “Я” (позитивная самооценка), повышение уверенности в себе и своих возможностей, формирование у детей позитивного отношения к школе, учителям и одноклассникам.
Аналитическая работа.
Направлена на осмысление проводимой системы психолого-педагогиче кой деятельности по адаптации детей к условиям средней школы, на оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов (как психолога, так и педагогов, работающих с пятиклассниками). Анализ ситуации дает возможность обсудить с учителями, администрацией школы, родителями формы и методы дальнейшей работы и планировать учебно-воспитательн й процесс в данных классах.

План работы социально-психологи еской службы по сопровождению пятиклассников в период адаптации в среднем звене.





Тематическое планирование
развивающих занятий по адаптации с пятиклассниками
Характеристика основных этапов.
На первом этапе основное внимание уделяется формированию групповой сплоченности, навыков поведения в новых школьных ситуациях, умению ориентироваться в пространстве школы.
На втором этапе проводится работа с основными проблемами, возникающими у пятиклассников. Кроме того, решается важная задача принятия правил школы и класса, установления норм взаимоотношений со сверстниками в классе, преподавателями и другими сотрудниками школы. Помощь детям в осознании требований преподавателей. Необходимо помочь младшим подросткам почувствовать себя состоятельными не только в общении, но и в деятельности учения, поэтому можно выделить следующие направления работы: формирование конструктивного отношения к неудачам, ошибкам; анализ уже достигнутых успехов.
На третьем этапе продолжается работа по осознанию детьми требований преподавателей. Формируется понимание критериев оценки устной или письменной работы (правильность, аккуратность, красота и др.), критериев отношение педагогов к правилам поведения в школьном кабинете, к правилам ведения тетрадей, осваиваются способы работы, способствующие достижению высоких результатов. Таким образом, создаем условия не только для адаптации пятиклассников к средней школе, но также и для формирования адекватной самооценки и правильного отношения к результатам деятельности другого ребенка. На этом же этапе начинается работа по принятию детьми своих негативных чувств. Поэтому отдельного внимания заслуживают приемы по снижению напряжения в школьных ситуациях; с помощью этих приемов дети овладевают навыками релаксации и работы со школьными страхами.
На четвертом этапе особое внимание уделяется формированию некоторых учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности, продолжается работа над развитием коммуникативных умений, среди которых выделяются конструктивные способы поведения в конфликтных школьных ситуациях. На этом этапе используются приемы, позволяющие работать со школьной тревожностью и излишним волнением, возникающим у детей в различных ситуациях на уроке.
На пятом этапе происходит осмысление личных целей детей на период обучения в 5 классе. Подводятся итоги групповой работы.

Методы и техники, используемые на занятиях.
1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик).
2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.
3. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематичес ие («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»).
4. Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, нами подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.
5. Метафорические истории и притчи.
Структура занятия
Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитив ого контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия. Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности. Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач тренинга. Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения. Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.






Организация занятий:
Программа рассчитана на 10 занятий по 40 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.







ОПИСАНИЕ МЕТОДИК, ПРОЦЕДУРЫ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ, ОБРАБОТКИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ
Этап 1
Диагностическая программа скринингового исследования в 4 классе

1. Методика диагностики уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено (авторы: Л.Ф.Тихомирова и А.В. Басов)- приложение №1.
Субтест №1. Общая осведомленность. Цель: выявление круга представлений ребенка об окружающем мире, умения рассуждать и обосновывать свои выводы
Субтест №2. Исправь ошибки. Цель: изучение внимательности, сформированности функции контроля.
Субтест №3. Смысловая память. Цель: изучение способности ребенка к смысловому запоминанию.
Субтест №4. Классификация (исключение лишнего понятия). Цель: изучение чувства языка, индуктивного речевого мышления, способности точного выражения словесных значений.
Субтест 5. Простые аналогии (анализ отношений понятий). Цель: изучение способности комбинировать, понимания отношений, обстоятельности мышления.
Субтест 6. Обобщение. Цель: изучение способности к абстрагированию, образованию понятий, умственной образованности, умения грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей.
Субтест 7. Конструирование слов. Цель: определение словарного запаса.
Субтест 8. Составь фразу из 4-х слов. Цель: оценка способности к речевому синтезу и к установлению смысловых логических связей.
Субтест 9. Предложения. Цель: определение некоторых сторон речевого развития: понимания речи, сформированности письменной речи, а также уровня смысловой памяти.
Субтест 10. Числовые ряды. Цель: выявляется способность оперирования числовым материалом.
Субтест 11. Последовательность вычислительных операций. Цель: определение уровня сформированности навыка вычислительных операций.
Субтест 12. Арифметический тест. Цель: определение уровня овладения программными знаниями по математике, способности к рассуждению.

2. Методика диагностики уровня тревожности (автор: Р.Кондаш, модификация А.Прихожан) – приложение №2

3. Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе по Э.М.Александровской (экспертная оценка учителя) – приложение № 1 к «Диагностической программе изучения адаптации первоклассников к школе»
Результаты могут вноситься как в сводные таблицы по отдельным методикам или в «Сводную таблицу результатов диагностического исследования учащихся 4 класса» (приложение №4) на усмотрение психолога в соответствии с условиями и количеством исследуемых.

Этап 2
Диагностическая программа скринингового исследования в 5 классе
1. Схема изучения социально-психологич ской адаптации ребенка в школе по Э.М.Александровской (экспертная оценка учителя) приложение № 1 к «Диагностической программе изучения адаптации первоклассников к школе»

2. «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В. (схему изучения социально-психологич ской адаптации ребенка к школе заполняют родители) – приложение №5.

3. Экспресс-методика выявления тревожности у пятиклассников в период адаптации (автор О.Хмельницкая, модифицированная анкета на основе следующих методик: «Шкала самооценки» Спилбергера, «Личностная шкала проявлений тревоги» Тейлор, «Шкала депрессии» НИИ им. Бехтерева) – приложения №6.

4. Методика изучения мотивации учебной деятельности (автор Н.Ф.Талызина) – приложение №7

*5. Социометрия – приложение №8.
Для проведения диагностики с учащимися разработан бланк фиксации результатов - приложение №9.
Данные по всем методикам заносятся в «Сводную таблицу результатов изучения уровня адаптации учащихся 5 класса» - приложение №10
При выявлении детей, показавших низкий уровень адаптации, индивидуально проводиться обследование ребенка с целью составления индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения.
Примерная Диагностическая программа индивидуального обследования
    Психолого-педагогичес ая карта (4-5 кл) М.Битяновой (экспертная оценка учителя) – приложение №11
    Методики изучения психических познавательных процессов и личности ребенка (по выбору педагога-психолога с учетом результатов скринингового обследования).






Приложение №1
к «Диагностической программе изучения уровня готовности учащихся 4 класса
к переходу в среднее звено школы и адаптации учащихся 5 класса к новым условиям обучения»
Методика диагностики уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено (авторы: Л.Ф. Тихомирова и А.В. Басов)

Субтест № 1. Общая осведомленность
Инструкция: Ответь, пожалуйста, на десять вопросов.
Экспериментатор читает вопрос 1 раз, дети кратко записывают ответ в листе ответов.
1. Как называется река, на которой расположен Белгород? (Везелка, Северский Донец)
2. Что такое пара? (Два, двое и т.п.)
3. Назови четыре времени года? (Зима, весна, лето, осень)
4. Где садится солнце? (На западе)
5. Для чего нужен желудок? (Переваривать еду (пищу)
6. Почему нефть или масло плавают по воде? (Они легче воды)
7. Что празднуют 9 Мая? (День Победы)
8. Каков примерно рост человека? (От 1,5 до 2 метров)
9. Как называется столица Украины? (Киев)
10. Кто живет во Франции? (Французы)
Оценка: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Субтест № 2. Исправь ошибки
Инструкция: Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой.
Дети работают самостоятельно в течение 7 минут.
    Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. — 1 ошибка
    2. Взрослые и дти толпились на берегу. — 1 ошибка
    3. Внизу над ними расстилалась пустыня. — 1 ошибка
    4. В отфет я киваю ему рукой. — 2 ошибки
    5. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. — 2 ошибки
    6. Сорняки живучи и плодовиты. — 0 ошибок
    7. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. — 0 ошибок
    8. На столе лежала карта на_шего города. — 1 ошибка
    9. Самолет_сюда, чтобы помочь людям. — 1 ошибка
    10. Скоро_удалось мне на машине. — 1 ошибка
    (Текст содержит 10 ошибок.)
    Оценка: подсчитывается количество замеченных ошибок, каждая замеченная ошибка оценивается в 1 балл.
    Количественная оценка дополняется качественной: какие именно ошибки пропущены (смысловые, офографические, дисграфические).

Субтест № 3. Смысловая память
Инструкция: Я прочитаю 10 пар слов, связанных по смыслу. Постарайся их запомнить. Потом нужно будет на каждое первое слово из пары ответить вторым словом.
После предъявления стимульных пар: А теперь я буду читать первое слово из каждой пары, а ты припомни второе и запиши в листе ответов.

Оценка: подсчитывается число правильно воспроизведенных пар, каждая оценивается в 1 балл.
Субтест № 4. Классификация (исключение лишнего понятия)
Инструкция: Какое понятие в каждом из перечней является лишним?
На выполнение дается не более 5 минут.
1) приставка, предлог, суффикс, окончание, корень
2) треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг
3) дождь, снег, осадки, иней, град
4) запятая, точка, двоеточие, тире, союз
5) дуб, дерево, ольха, тополь, ясень
6) Василий, Федор, Иван, Петров, Семен
7) секунда, час, год, вечер, неделя
8) футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол
9) самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль
10) смелый, храбрый, решительный, злой, отважный
Оценка: 1 балл — если лишнее слово выделено правильно.
Субтест № 5. Простые аналогии (анализ отношений понятий).
Инструкция: Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Третье и одно из приведенных ниже находятся в такой же связи. Найди это слово и запиши в листе ответов.
Например:
песня : композитор = самолет : ?
а) аэродром б) горючее в) конструктор г) летчик д) истребитель
Песню сочинил композитор, значит ответ — конструктор, потому что конструктор сделал (придумал, спроектировал) самолет.
На выполнение задания отводится 5 минут.
1. огурец – овощ; гвоздика –
А) сорняк, б) роса, в) садик, г) цветок, д) земля.
2. огород – морковь; сад –
А) забор, б) грибы, в) яблоня, г) колодец, д) скамейка.
3. учитель – ученик; врач –
А) очки, б) больница, в) палата, г) больной, д) лекарство.
4. цветок – ваза; птица –
А) клюв, б) чайка, в) гнездо, г) перья, д) хвост.
5. перчатка – рука; сапог –
А) чулки, б) подошва, в) кожа, г) нога, д) щетка.
6. Темный – светлый; мокрый –
А) солнечный, б) скользкий, в) сухой, г) теплый, д) холодный.
7. часы – время; градусник –
А) стекло, б) больной, в) кровать, г) температура, д) врач.
8. машина – мотор; лодка –
А) река, б) маяк, в) парус, г) волна, д) берег.
9. стол – скатерть; пол –
А) мебель, б) ковер, в) пыль, г) доски, д) гвозди.
10. стул – деревянный, игла –
А) острая, б) тонкая, в) блестящая, г) короткая, д) стальная.
Оценка: подсчитывается количество правильных ответов, каждый оценивается в 1 балл.
Субтест № 6. Обобщение.
Инструкция: назови одним словом.
1. окунь, карась … (рыбы)
2. метла, лопата… (инструменты)
3. лето, зима… (времена года)
4. огурец, помидор… (овощи)
5. сирень, орешник… (кустарники)
6. шкаф, диван… (мебель)
7. июнь, июль… (месяцы, летние месяцы)
8. день, ночь… (времена суток)
9. слон, муравей… (живые организмы, животные)
10. дерево, цветок… (растения)
Оценка: подсчитывается количество правильных ответов, каждый оценивается в 1 балл.
Субтест № 7. Конструирование слов.
Инструкция: «дети, за 1 минуту соберите как можно больше слов из «заблудившихся слогов».
На доске написано 16 слогов: фа, кар, та, ра, то, те, не, фель, ка, за, ле, кел, ро, ки, ли, фон.
Каждое правильно составленное слово оценивается в 1 балл.
Субтест № 8. Составь фразу из 4-х слов.
Инструкция: Я назову тебе четыре слова, а ты свяжи их между собой, составь из них какое-нибудь предложение и запиши его.
На составление каждой фразы дается 1 минута.

Оценка: подсчитывается количество удачных ответов, каждый ответ оценивается в 1 балл, нелепые или малоосмысленные фразы не принимаются в расчет.
Примечание: все образцы письма детей подвергаются качественному анализу.

Субтест № 9. Предложения.
Инструкция: напиши пропущенные слова в следующих предложениях. В каждый пробел впиши только одно слово.
Примеры: Ученик решает задачу.
У лошади четыре ноги.
1. Рабочий___ на заводе.
2. Ноябрь – предпоследний ___ в году.
3. ___восходит утром и___ вечером.
4. Осенью ___ желтеют и ___ с деревьев.
5. Мы пишем карандашом, или ___.
6. Тяжелый груз___ только тот, у___ много ___.
7.___в воскресенье будет______погода, мы с братом пойдем ___ прогулку.
8. В письме, ___я получил, были плохие ___.
9. Чистота является ___ сохранения ___.
10. Холодная___ хорошо утоляет___

Субтест № 10. Числовые ряды.
Внимательно посмотри каждый ряд чисел и в два свободных места впиши такие два числа, которые логически продолжат данный числовой ряд.

Примеры:



Субтест № 11. Последовательность вычислительных операций.
Инструкция: сейчас вы будите писать математический диктант. Записывайте только ответы.
Читаются следующие примеры:
26-18/3 = (20)
27*2-14 = (40)
21*4+16= (100)
33/11+27= (30)
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Время работы – 1 минута.

Субтест № 12. Арифметический тест.
Инструкция: Ответь быстро и правильно на вопросы.
1. Сколько будет, если к 16 яблокам прибавить 7 яблок?
2. Если разделить 32 ореха на 4 одинаковые кучки, сколько орехов будет в каждой кучке?
3. У Саши было 12 конфет, ему дали еще 3 конфеты, 6 конфет он съел. Сколько конфет у него осталось?
4. Велосипедист проехал 96 км за 6 часов. Сколько км он проезжал в среднем за один час?
5. Сколько учеников в 9 классах, если в каждом классе по 30 учеников?
6. Сколько слов содержит книга, состоящая из 20 страниц, если на каждой странице 15 строчек и в каждой строчке 10 слов?
7. Сколько мячей можно купить на 12 рублей, если 3 мяча стоят 2 рубля?
8. Ребята нашли 10 белых грибов и 8 подберезовиков. Все грибы они разложили в корзины, по 9 грибов в каждую.
Сколько корзин потребовалось? (Две корзины)
9. Знаменитые куранты на Спасской башне были установлены через 704 года после основания Москвы.
В каком году это было, если в 1997 году Москве исполнилось 850 лет? (В 1851 году)
10. У Наташи в три раза больше денег, чем у Вани. У Вани на 50 коп. больше, чем у Гриши. У Гриши 2 рубля. Сколько денег у всех вместе?

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Производится оценка результатов в соответствии с указаниями в рабочей тетради экспериментатора. Подсчитывается количество баллов по каждой методике и сумма баллов по шкалам 1, 3–12. Результаты заносятся в сводную таблицу и сравниваются с нормами, представленными в таблице № 5 «Нормы результатов».
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ
Поскольку блок изучения интеллектуального уровня развития детей составлен из различных субтестов различных авторов, то нами били подобраны субтесты с единой системой обработки и в таблице «Нормы результатов выполнения набора методик» приведены данные показывающие возрастные нормы.
Итоговый показатель здесь и выше подсчитывался следующим образом. Суммарный балл получался простым сложением сырых баллов, набранных по шкалам № 1–12, так как полученные по этим шкалам баллы прямо пропорциональны уровню развития соответствующих психических функций.
Для удобства пользователя не строились таблицы перевода сырых балов в стандартные оценки, а подсчитывались процентили, не менее эффективно обеспечивающие возможность определения соответствия результатов возрастной норме.
При интерпретации результатов предлагаемого набора не производится построение профиля испытуемого, а набранные им сырые баллы по шкалам и подсчитанный итоговый показатель сравниваются с данными, приведенными в таблице.
– Если значение набранных испытуемым баллов находится между 25-м и 75-м процентилем, включая граничные значения, то результаты соответствуют возрастной норме, что в стандартных оценках соответствует, например, результату 4–7 стенов.
– Если значение набранных испытуемым баллов находится ниже 25-го процентиля, исключая граничное значение, то результаты статистически ниже возрастной нормы, что в стандартных оценках соответствует, например, результату 1–3 стена.
– Если значение набранных испытуемым баллов находится выше 75-го процентиля, исключая граничное значение, то результаты статистически выше возрастной нормы, что в стандартных оценках соответствует, например, результату 8–10 стенов.
Нормы результатов выполнения набора методик (в сырых баллах)









Скачать работу



Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.