Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Органы с особым статусом
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 27.04.2013.
Год: 2013.
Страниц: 20.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………..2
Глава1Органы
с особым статусом и механизме государства………4
1.1.Понятие
механизма государства……………….4
1.2.Общая
характеристика органов с особым статусом………...11
Глава
2Особенности отдельных органов с особым
статусом………..17
2.1.Институт « Омбудсмена» и
особый статус уполномоченного по правам
человека ………17
2.2Особый статус прокуратуры……………..23
Заключение………………..29
Список
использованной литературы……….31
Введение
В соответствии со ст.2 Конституции
Росийской Федерации в нашей
стране признаются высшие правовые принципы,
выработанные демократическими движениями
и закрепленные конституционным
опытом народов Западной Европы, США
и многих других стран, осуществляет
стремления либеральных и демократических
движений России, по крайней мере, с начала
XIX в.
Этот мировой опыт обобщен
рядом международно-правовы актов,
в разное время признанных Россией
и обязательных также для нее.
Это Устав ООН 1945 г., Всеобщая декларация
прав человека 1948 г., Международный
пакт о гражданских и политических
правах, а также Международный
пакт об экономических, социальных и
культурных правах 1966 г., Устав Совета
Европы, Европейская конвенция о
защите прав человека и основных свобод
1950 г. и др.
Актуальность темы настоящей
курсовой работы обусловлена тем, что
подчеркивание прав и свобод человека
как высшей ценности, признаваемой, соблюдаемой
и защищаемой государством, не означает
и не допускает какого-то принижения государства.
Напротив, эта обязанность правового государства
может значительно повысить его авторитет
и значение в жизни общества, в организации
социально-экономиче кой и культурной
жизни. Разумеется, при условии, если эти
необходимые общественные функции государства
будут полно и последовательно исполняться.
Те политические, экономические, социальные
преобразования, которые происходят в
нашей стране, отражаются не только на
экономической, политической и социальной
областях жизнедеятельности государства,
но и на состоянии теории права и государства,
как науки рамках которой осуществляется
разработка научных концепций и понятий,
получающих свое дальнейшие развитие
в отраслевых науках.
Органы государства с особым
статусом являются своеобразной дополнительной
гарантией реализации прав и свобод
граждан.
В связи с изложенным,
целью настоящей курсовой работы
является исследование роли органов
с особым статусом с учетом их роли
в механизме государства.
Для реализации целей и
задач мною использованы исторический,
сравнительный, сравнительно- правовой
и формально - юридический методы
исследования.
Глава1Органы с
особым статусом и механизм государства
1.1.Понятие механизма государства
Функции государства в
праве определяют как основные направления
его политической деятельности, в
которых выражается сущность и социальное
назначение власти. Следовательно, функция
государства - это рассматриваемые
в комплексе предмет и содержание
его деятельности на определенном направлении,
обеспечивающие ее средства и способы1.
По мнению А.И. Денисова, под
функцией государства следует непосредственно
понимать саму практическую деятельность
государства2
Предлагалось также под
функцией государства понимать не только
направление, но и сторону деятельности
государства либо механизм государственного
воздействия на общественные процессы3.
В настоящее время предпринимаются
попытки подмены функций государства
функциями права.4
М.И. Байтин под функциями
государства понимал «основные
направления (и стороны) его деятельности
по осуществлению коренных стратегических
задач и целей, стоящих перед
государством в определенный исторический
период»5
Н.В. Черноголовкин полагает,
что хотя отдельные определения
функций государства имеют особенности
и различия в частностях, но «совпадают
в главном - в понимании функций
государства как основных направлений
в содержании его деятельности, определяемых
задачами государства»6. Он справедливо подчеркивает:
функции государства представляют собой
выражение его сущности, характеризуют
его деятельность, причем эта характеристика
раскрывает как политическую природу,
так и предметное содержание его деятельности.
По мнению Л.И. Каск под функциями
государства следует понимать «такие
стороны содержания его деятельности,
которые характеризуют его классовое
и общесоциальное назначение»7
Вызывает интерес предложение
В.И. Кремянского, рассматривать функцию,
как вид активной деятельности и
при том направленной или вообще
целенаправленной деятельности биологических,
или социальных, или технических
систем, или их частей8.
В.Г. Афанасьев под «функцией»
понимает целенаправленную, активную
деятельность системы9
Как видим, «деятельность» признается
одной из основных характеристик
государства, поскольку именно «деятельностное»
определение государства имеет
большое значение для понимания
функции как целенаправленной, активной
деятельности системы
По нашему мнению, прав Н.В.
Черноголовкин в утверждении, что
функции государства следует
различать в зависимости от этапа
развития, переживаемого государством,
в связи, с чем можно говорить
о постоянных и временных функциях.
Он называет постоянными
такие направления деятельности
государства, которые осуществляются
на всем протяжении его существования,
полагая, что «временные функции - такие
направления деятельности государства,
которые осуществляются только на определенном
этапе или этапах его развития»10.
Функции государства - это
основные направления деятельности
государства по решению стоящих
перед ним целей и задач. Именно
в функциях проявляется сущность
конкретного государства, его природа
и социальное назначение. Содержание
функций показывает, что делает данное
государство, чем занимаются его
органы, и какие вопросы они
преимущественно решают. Как основные
направления деятельности государства
они не должны отождествляться с
самой деятельностью или отдельными
элементами этой деятельности. Функции
призваны отражать ту деятельность государства,
которую оно должно осуществлять,
чтобы решать поставленные перед
ним задачи11.
Таким образом, под функциями
государства понимают определяемые
конкретно-историчес ими условиями
существования государства основные
направления его деятельности по
решению стоящих перед ним
задач и для достижения определенных
целей, в которых проявляется
сущность и социальное назначение государства.
Взаимовыгодное сотрудничество
с другими государствами, а именно,
установление и развитие равноправных
дипломатических, экономических, политических,
культурных отношений, отстаивание
собственных национальных интересов.
Важное место здесь занимает участие
государства в международном
разделении труда, кооперации и специализации
производства, обменах технологиями,
кредитно-финансовых связях. Некоторые
крупномасштабные проекты не под
силу реализовать одному, отдельно
взятому государству. Это такие
функции как борьба с международным
терроризмом, совместное освоение космоса,
проведение военно-миротворческих операций.
Государства участвуют в различных
международных организациях, блоках,
союзах.
Например, функция национальной
обороны включает в себя укрепление оборонной
мощи государства, а именно повышение
боеспособности и боеготовности вооруженных
сил, выработку военной доктрины, охрану
государственных границ, внешнюю разведку
и контрразведку, организацию гражданской
обороны12.
Таким образом, термин «функции
государства» необходимо применять
для обозначения основных, наиболее
важных направлений деятельности государства,
в которых проявляется его
социальное назначение. Основные направления
деятельности законодательной, исполнительной
и судебной власти в правовом государстве
имеют общую природу. Их первостепенной
целью является обеспечение гармоничной
жизнедеятельности общества.13
В функциях государства проявляется
та реальная роль, которую оно играет
при решении основных вопросов общественного
развития и прежде всего в удовлетворении
разнообразных интересов населения
страны.
На функции любого государства
решающее влияние оказывает его
сущность. Сущность же государства
противоречива, имеет две основные
стороны, два начала - общесоциальное
и классовое. Общесоциальное начало
обусловлено потребностями общества
в целом, классовое - его классовыми
противоречиями14.
Функции государства устанавливаются
в зависимости от основных задач,
стоящих перед государством на том
или ином этапе его развития, и
представляют собой средство реализации
этих задач. Содержание же задач государства
определяется внутренними и внешними
факторами. Если кризисные явления
в экономической жизни выдвигают
на первое место задачу по реформированию
экономики, то социальные катаклизмы заставляют
государство решать, прежде всего, политические
задачи. Рост преступности обусловливает
принятие государством мер по ее выявлению
и устранению причин, ее порождающих.
Угроза внешней агрессии вынуждает
активнее вести дипломатическую
работу и подготовку населения к
отражению возможной агрессии.
Козлов В. А. определяет механизм
государства как систему органов
и учреждений, посредством которых
обеспечивается выполнение внутренних
и внешних функций государства.15
На различных этапах развития
человеческого общества механизм государства
имел свои особенности, своеобразную структуру.
Это объясняется экономическими,
социальными причинами, национальным
составом населения государства, размерами
его территории, географическим положением
и другими факторами.
Механизм государства
не является неизменным. Как и само
государство, он постепенно изменяется
и к тому же весьма значительно. Причем
претерпеваемые механизмом государства
изменения могут быть связаны
не, только с объективными условиями общественной
жизни, но и с субъективными устремлениями
той или иной общественной, политической
или экономической группы усилить свои
позиции в политической жизни общества.
Несмотря на особенности
механизма каждого отдельного государства,
механизм государств одного и того
же исторического типа имеет определенные,
только ему присущие черты. Поэтому
можно говорить о механизме рабовладельческого,
феодального, буржуазного, тоталитарного
государства. Более того, механизм всех
без исключения тоталитарных государств
обладает целым рядом общих существенных
черт. В частности, он всегда был
и остается орудием угнетения
и подавления большинства граждан
в интересах правящей верхушки. От
механизма тоталитарных государств
отличается механизм правового государства.
Он не противостоит гражданскому обществу
и является орудием выражения
и защиты интересов как общества
в целом, так и личности.
Наиболее характерные
признаки государственного механизма
(аппарата) выражаются в следующем:
- механизм государства состоит
из людей, специально занимающихся управлением
(законотворчеством, исполнением законов,
их охраной от нарушений).
- государственный механизм
представляет собой сложную систему органов
и учреждений, которые находятся в тесной
взаимосвязи при осуществлении своих
непосредственных властных функций.
Функции всех звеньев государственного
аппарата обеспечиваются организационными
и финансовыми средствами, а в
необходимых случаях и принудительным
воздействием.
Механизм государства
призван надежно гарантировать
и охранять законные интересы
и права своих граждан. Сфера
властных полномочий государственных
органов ограничивается правом, которое
максимально обеспечивает гармоничные,
справедливые отношения между государством
и личностью.
Механизм государства
выступает основным субъектом осуществления
государственной власти. Через государственный
аппарат, его органы, государство осуществляет
возложенные на него задачи, оказывает
заметное влияние на стабилизацию и развитие
общественной жизни, способствует углублению
демократии и организованности в стране,
процветанию и благополучию населения.
В определенных случаях государственные
функции могут осуществлять и негосударственные
организации, если они на то уполномочены
государством.
Различные звенья механизма
государства играют неодинаковую роль
в выполнении функций государства.
Одни из них главным образом нацелены
на функции, призванные обеспечить решение
сугубо классовых задач, а другие
– на функции, направленные на выполнение
общих дел, вытекающих из природы
общества. Поэтому иногда в механизме
государства различают аппарат
принуждения и аппарат управления.
Однако это подразделение весьма
условно.
Для своего нормального функционирования
механизм государства нуждается
в соответствующей материальной
базе. Такая база создается за счет
специально выделяемых из государственного
бюджета средств, а также других
установленных законодательством
поступлений.
Исходя из вышеприведенных
характеристик, признаков механизма
государства можно определить, что
механизм государства – это система управления
обществом, разносторонними социальными,
экономическими, политическими сферами
и процессами, система осуществления государственной
власти посредством совокупности государственных
органов и учреждений, выполняющих основные
функции государства, решающих стоящие
перед государством на различных этапах
его развития цели и задачи.
Основным структурным
элементом государственного механизма
является государственный орган. Он
обладает рядом таких качеств, которые
отличают его от органов негосударственных,
общественно-политиче ких организаций.
Только государственный орган выступает
в пределах своей компетенции
в качестве официального выразителя
воли правящей политической группы. Компетенция
каждого отдельного органа предопределяется
той конкретной задачей, которую
он призван решать, а также его
местом среди аналогичных и других
органов государственного механизма.
Однако все государственные органы
обязательно наделяются властными
полномочиями, позволяющими им осуществлять
политику, соответствующую воле господствующей
политической группы, не только мерами
убеждения, но и государственного принуждения.
Принимая во внимание это чрезвычайно
важное качество государственных органов,
их обычно называют органами государственной
власти.
Орган государства — это
составная часть механизма государства,
имеющая в соответствии с законом
собственную структуру, определенные
полномочия по управлению конкретной
сферой общественной жизни и органически
взаимодействующая с другими частями
государственного механизма, образующими
единое целое16.
Государственные органы власти
создаются для решения жизненно
важных проблем, действуют в рамках
определенных законодательством полномочий,
реализация которых в конечном итоге
влияет на судьбу конкретного россиянина.
Поэтому основополагающей задачей
для каждого государственного органа,
в том числе находящегося в
составе правоохранительной системы,
в настоящее время является создание
условий для реализации конституционных
прав человека и гражданина и защита
от неправомерного посягательства на
них. Иными словами, власть должна существовать
исключительно для народа и действовать
в его интересах.
1.2Общая характеристика
органов с особым статусом
Как в любом государстве, в Российской
Федерации существуют органы государственной
власти, которые не входят ни в одну из
трех властей - законодательную, исполнительную
и судебную. В то же время эти органы создаются
и действуют в соответствии с Конституцией
РФ и федеральными законами.
Прокуратура Российской Федерации
- это единая федеральная централизованная
система органов, осуществляющих от
имени Российской Федерации надзор
за исполнением действующих на ее
территории законов. Прокуратура регламентируется
Конституцией РФ в ст. 129, находящейся
в гл. 7 «Судебная власть». Однако
это ее расположение в Конституции
является скорее данью традиционному
подходу, рассматривавшему прокуратуру
в тесной связи с деятельностью
судебных органов. Но прокуратура не
является судебным органом, а одна из
основных ее функций - надзор за соблюдением
прав и свобод человека, за исполнением
законов и др. - непосредственно
не связана с деятельностью судебной
власти. Прокуратура к тому же принимает
участие в правотворческой деятельности,
осуществляет координацию деятельности
правоохранительных органов по борьбе
с преступностью и уголовное
преследование, а также ряд других
функций5.
Прокуратура действует на основе Федерального
закона от 17 января 1992г. №2202-1 (ред. от 17.07.2009)
«О прокуратуре Российской Федерации»6,
который, в частности, запрещает
вмешательство кого бы то ни было в
осуществление прокурорской деятельности.
Генеральный прокурор РФ назначается
на должность и освобождается
от должности Советом Федерации
Федерального Собрания РФ по представлению
Президента РФ. Финансирование и материально-техничес ое
обеспечение органов и учреждений
прокуратуры осуществляются за счет
средств федерального бюджета.
На прокуратуру не может быть
возложено выполнение функций, не предусмотренных
федеральными законами. Генеральный
прокурор ежегодно представляет палатам
Федерального Собрания доклад о состоянии
законности и правопорядка в Российской
Федерации и о проделанной
работе по их укреплению, что, однако, нельзя
рассматривать как установление
полной подотчетности прокуратуры.
Центральный банк Российской Федерации.
Статус Центрального банка РФ определяется
Конституцией и Федеральным законом
от 10.07.2002 №86-ФЗ (в редакции от 19 июля
2009 г.) «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)»8.
Конституция РФ (ч. 1 и 2 ст. 75) устанавливает,
что денежная эмиссия осуществляется
исключительно Центральным банком
РФ. Его основная функция - защита и
обеспечение устойчивости рубля, и
эту функцию он осуществляет независимо
от других органов государственной
власти. Среди функций Банка: разработка
и проведение (во взаимодействии с
Правительством) единой государственной
денежно-кредитной политики, установление
правил осуществления расчетов и
проведения банковских операций, управление
золотоносными резервами, банковский
надзор, осуществление валютного
регулирования и контроля, установление
официальных курсов иностранных
валют по отношению к рублю
и др.
Банк России не подчиняется Правительству
РФ, хотя функционирует во взаимодействии
с ним. Он подотчетен Государственной
Думе, которая назначает на должность
и освобождает от должности по
представлению Президента РФ Председателя
Банка, а также членов Совета директоров.
Банк представляет Государственной
Думе на рассмотрение годовой отчет.
Нормативные акты Банка России обязательны
для федеральных органов государственной
власти, органов государственной
власти субъектов РФ и органов
местного самоуправления, всех юридических
и физических лиц.
Все эти нормы создают Банку
России уникальный статус. Руководство
Банка создается и в определенных
формах контролируется Государственной
Думой, но Банк не относится к числу
органов законодательной власти.
Он не является также органом исполнительной
власти, хотя тесно взаимодействует
с Правительством РФ. Это автономный
орган государственной власти, который
в пределах своей компетенции
не зависит ни от Президента РФ, ни от
Федерального Собрания, ни от Правительства
РФ. Только федеральный закон может
внести изменения в статус Банка.
Счетная палата Российской Федерации
является постоянно действующим
органом контроля за исполнением
федерального бюджета, образуемым Федеральным
Собранием РФ и подотчетным ему.
Согласно Федеральному закону от 11.01.1995
(ред. от 09.02.2009) №4-ФЗ «О Счетной палате
Российской Федерации» в рамках своих
задач Счетная палата обладает организационной
и функциональной независимостью. Этот
орган, предусмотренный Конституцией
РФ (ч. 5 ст. 101), осуществляет контроль за
исполнением доходных и расходных
статей федерального бюджета и бюджетов
федеральных внебюджетных фондов, определяет
эффективность и целесообразность
расходов государственных средств
и федеральной собственности
и др.
Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред.
от 19.07.2009)10 включает Счетную палату
в систему органов, обладающих бюджетными
полномочиями, и в число участников
бюджетного процесса, обладающих бюджетными
полномочиями на федеральном уровне.
Председателя Счетной палаты и половину
аудиторов назначает Государственная
Дума, а заместителя Председателя
и вторую половину аудиторов - Совет
Федерации. Но представления о кандидатах
на эти должности, как и представления
об освобождении этих лиц, вносит в
палаты Президент РФ.
Функции Счетной палаты достаточно
широки, ни один орган государственной
власти не вправе отказать ей в требуемой
информации, в проведении ревизий
и проверок. Ее предписания носят
обязательный характер.
Проверка расходования Счетной
палатой средств федерального бюджета,
выделенных на ее содержание, может
осуществляться только на основании
постановлений Совета Федерации
и Государственной Думы. Такая
процедура исключает возможность
проверки финансово-хозяйствен ой
деятельности Счетной палаты органом
исполнительной власти, ответственным
за исполнение федерального бюджета (Министерством
финансов, Федеральной службой бюджетно-финансового
надзора), т. е. объектом ее внешнего контроля.
Счетная палата регулярно представляет
Совету Федерации и Государственной
Думе информацию о ходе исполнения
федерального бюджета и результатах
проводимых контрольных мероприятии.
Она взаимодействует с контрольными
органами Президента РФ, Правительства
РФ, Банка России, не являясь по своей
природе органом законодательной
или исполнительной власти.
Центральная избирательная комиссия
действует на постоянной основе в
соответствии с Федеральным законом
от 12.06.2002 №67-ФЗ (ред. от 09.11.2009) «Об основных
гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации»11. Этот
орган, не указанный в Конституции
РФ, обладает конституционно обозначенными
(ч. 3 ст. 3 Конституции РФ) функциями
- руководит подготовкой и проведением
выборов, референдумов.
Центральная избирательная комиссия
состоит из 15 членов, назначаемых
Государственной Думой, Советом
Федерации и Президентом РФ (по
пять членов каждым из этих органов). Издаваемые
комиссией инструкции и разъяснения
обязательны для всех избирательных
комиссий в Российской Федерации, а
по существу носят нормативный характер,
регулируя практически все сферы
подготовки и проведения выборов.
Особый статус Центральной избирательной
комиссии проявляется также в
отсутствии подконтрольности и подотчетности
по отношению к какому-либо органу
государственной власти.
Уполномоченный по правам человека.
Этот орган государственной власти
предусмотрен Конституцией РФ, которая
устанавливает, что Уполномоченного
по правам человека назначает на должность
и освобождает от должности Государственная
Дума. Права и задачи этого должностного
лица определяются Федеральным конституционным
законом от 26.02.1997 №1-ФКЗ (ред. от 10.06.2008)
«Об Уполномоченном по правам человека
в Российской Федерации»12.
Уполномоченный призван обеспечивать
гарантии государственной защиты прав
и свобод граждан, из чего вытекает,
что при осуществлении функций
он должен оставаться независимым и
неподотчетным каким-либо государственным
органам и должностным лицам.
Уполномоченный вправе выступать с
докладом на заседании Государственной
Думы, вносить предложения о создании
парламентской комиссии по расследованию
определенных фактов и обстоятельств
и о проведении парламентских
слушаний. Он вправе обращаться в Конституционный
Суд РФ.
Академии наук. В соответствии с
Федеральным законом от 23.08.1996 №127-ФЗ
(ред. от 02.08.2009) «О науке и государственной
научно-технической политике»13 Российская
академия наук, отраслевые академии наук
(Российская академия сельскохозяйственных
наук, Российская академия медицинских
наук, Российская академия образования,
Российская академия архитектуры и
строительных наук, Российская академия
художеств) имеют статус государственных
академий. Они создаются, реорганизуются
и ликвидируются федеральным
законом по представлению Президента
РФ или Правительства РФ.
Президент РАН после его избирания
общим собранием утверждается в
должности Президентом РФ, а президент
отраслевой академии - Правительством
РФ. Высшим органом академий является
общее собрание, которое принимает
устав, подлежащий, однако, утверждению
Правительством РФ. Академии наделены
правом управления своей деятельностью,
сохраняя, таким образом, элементы былого
самоуправления.
Академии представляют Президенту
РФ и Правительству РФ доклады
о состоянии фундаментальных
и прикладных наук в РФ, отчеты о
своей деятельности, а также предложения
о приоритетных направлениях развития
науки.
В Российской Федерации существуют
государственные органы с особым
правовым статусом. Они не входят ни
в одну из трех властей - законодательную,
исполнительную и судебную. В то
же время эти органы создаются
и действуют в соответствии с
Конституцией РФ и федеральными законами.
По своему статусу они являются независимыми
органами государственной власти. К
числу таких органов относятся
следующие федеральные органы государственной
власти: прокуратура Российской Федерации,
Центральный банк Российской Федерации,
Счетная палата Российской Федерации,
Центральная избирательная комиссия,
Уполномоченный по правам человека, Академии
наук.
Глава2
Особенности отдельных
органов с особым статусом.
2.1Институт « Омбудсмена»
и особый статус уполномоченного по правам
человека
В современных государствах
важное место в системе органов,
осуществляющих контроль за деятельностью
аппарата управления, имеет институт
«омбудсмена», который эффективно защищает
права граждан от произвола государственных
органов управления и злоупотребления
властью со стороны чиновников занимает
институт омбудсмена. Его создание
и деятельность открыли новую
главу в отношениях между государством
и гражданином, между лицами, наделенными
властью и управляемыми. Сегодня
институт омбудсмена по справедливости
считается важным фактором укрепления
законности и обеспечения соблюдения
прав и свобод человека в деятельности
исполнительной власти, формой внесудебного
контроля
Ведомство омбудсмена возникло
в начале XVIII века в Балтийском регионе
в Швеции.
Причины, которые привели
к его созданию уходят корнями
в глубокое прошлое. Само понятие
«омбудсмен» происходит от слова
«umbud», что в средневековом шведском
языке означало силу или авторитет,
либо лицо, которое было переводчиком
или представителем других лиц.
В государственно-правов м
смысле омбудсмен понимается как
достойное доверия независимое
лицо, уполномоченное парламентом на
охрану прав отдельных граждан, и
опосредованный парламентский контроль
в форме обширного надзора
за всеми государственными должностями,
но без права изменения принятых
ими решений.
Свое законодательное
рождение институт омбудсмена получил
в 1809 году на основании Конституционного
акта- Документа о правлении.
Через 10 лет в связи
с приобретением независимости
институт омбудсмена был введен в
Финляндии. В последующие годы сформировался
в Дании, Норвегии, Новой Зеландии,
во Франции, в Великобритании и т.д.
Идея омбудсмена широко распространилась
во многих странах Европы, Америки,
Азии, Африки (как в унитарных
государствах, так и в федерациях).
Возникнув как публичное
средство правовой защиты, этот институт
вызывал себе живой интерес в
мире. Мировая практика доказывает,
что даже в странах с развитыми
системами контроля ощущается потребность
в публично-правовых средствах защиты.
В частности, в 1973 году институт омбудсмена
появился во Франции, которая имела
хорошо развитую систему административной
юстиции.
Скандинавский институт омбудсмена,
конечно, нельзя отнести к классическим
моделям данного института, в
связи с тем, что существенные
отличия правовых систем и правовой
культуры Швеции и Финляндии от англо-саксонской
и континентальной правой культуры
существенно сдерживали его распространение.
По определению Н.Ю. Хаманевой
«В государственно-правов м смысле омбудсмен
понимается как достойное доверия
независимое лицо, уполномоченное парламентом
на охрану прав отдельных граждан
и осуществляющее опосредованный парламентский
контроль в форме обширного надзора
за всеми государственными должностными
лицами, но без права изменения
принятых ими решений»17.
В современной литературе
при формулировке понятия института
омбудсмена отдельные авторы, рассматривая
его место в системе государства,
приходят к выводу о том, что этот
институт является «актуальнейшей и
перспективнейшей «государственной службой»,
призванной контролировать баланс между
тремя ветвями власти: законодательной,
исполнительной и судебной».18
«Юридическое верховенство конституции
предполагает контроль за ее соблюдением.
Существуют специализированные и неспециализированные
органы, которые обязаны не допускать
применения законов и других актов, противоречащих
конституции, а в некоторых странах - воспрепятствовать
их изданию. Специализированный конституционный
контроль (надзор) — важнейший способ
защиты конституции юридическими средствами.
Наряду с ним есть и другие: прокурорский
надзор за законностью, роль президента
как гаранта конституции, деятельность
уполномоченных парламента (омбудсменов)
и.т. д»19 и т.д.................