Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рынок потребительских товаров , его задачи и функции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.04.2013. Год: 2013. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
    Теоретический аспект темы исследования 6
      Рынок потребительских товаров, его задачи и функции 6
      Сущность и факторы, влияющие на рынок 9
      Потребительское поведение, факторы влияния на него 11
    Рынок продуктов питания на примере кондитерских изделий 12
      Потребление шоколадных изделий жителями Нижнего Тагила: общая характеристика 13
      Поведение потребителей на рынке мучных кондитерских изделий 19
      Товарная структура оборота розничной торговли 27
2.4. Характеристика отдельного предприятия на рынке кондитерских изделий г.Нижнего Тагила 30
3. Пути развития рынка потребительских товаров 35
Заключение 38
Список используемой литературы 42



















ВВЕДЕНИЕ


К высокоиндустриальном , свободному обществу ведет только один путь – развитие экономики свободного предпринимательства, рыночной экономики, товарного рынка.
Рынок как механизм («большой» рынок) состоит из отдельных («малых») рынков – капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. «Малые» рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции; товаров и услуг.
Экономические агенты возникают на «большом» рынке как собственники экономических ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей, знаний). Через соответствующие рынки они продают фирмам свои ресурсы для организации производства продукции, которую затем продают на рынках продукции. Здесь она приобретается потребителями за их доходы.
Любой рынок можно дробить на все более узкие. Так, если в рынках ресурсов выделить рынок труда, то он, в свою очередь, состоит из рынков по группам специализаций (машиностроители, работники транспорта, финансисты и т.д.) и по отдельным специальностям.
Рынок – одно из важнейших достижений человеческой цивилизации. Его зачатки относятся к древности. С развитием товарных отношений трансформировалось и само содержание понятия «рынок». Это, кстати, одна из причин существования множества определений рынка.
Рынок - это есть совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег. Рынок - обмен товарами и услугами, организованный по законам товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения.
Рынок обеспечивает взаимосвязь производства и потребления, гарантирует общественную оценку результатов труда, создаёт условия для высокой эффективности производства, предоставляет свободу выбора товара потребителям, удовлетворяет потребности покупателей.
Сущность рынка находит свое выражение в главных его экономических функциях, выражающих основное назначение данной категории и отражающих её сущность, в таких как интегрирующая, регулирующая, стимулирующая, ценообразующая (или эквивалентная), контролирующая, посредническая, информационная, а так же функция экономичности и реализации интересов рыночных субъектов.

Товар – это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена.
Потребление – использование, применение продукции, вещей, благ, товаров, услуг в целях удовлетворения потребностей. Принято различать производственное потребление – расходование, использование ресурсов в процессе производства, и непроизводственное, конечное потребление благ людьми, населением для удовлетворения жизненных потребностей. Потребление является конечной стадией воспроизводственного цикла.
Потребности – виду продукции, товаров, услуг, в которых нуждаются люди, которые они стремятся иметь и потреблять. К потребностям не только то, что приносит пользу, крайне необходимо для жизни, но и реальные запросы на предметы, которые могут оказаться вредными для здоровья, но потребляются людьми в силу сложившихся привычек и получаемого удовольствия, удовлетворения. Потребности на биологические и социальные, последние обусловлены общественной природой человека.
Объектом купли-продажи на потребительском рынке выступают продукты, предметы, блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей людей как индивидов или как представителей коллектива. Рынок потребительских товаров и услуг для населения (потребительский рынок) является многоотраслевым и многономенклатурным. Он классифицируется по товарам и товарным группам, объединяя рынки хлебобулочных изделий, мяса, кондитерских товаров, напитков одежды и обуви, культурно-бытовых товаров, строительных материалов и т.п. в рамках каждого территориального рынка.
Актуальность данной темы состоит в том, что рынок потребительских товаров представляет собой один из важных секторов сферы товаров и услуг, отличающийся в настоящее время динамичным, устойчивым развитием при усилении конкурентной борьбы среди субъектов рыночных отношений.
Цель данной курсовой работы:
- изучить состояние и развитие рынка потребительских товаров на примере кондитерских изделий
- определить факторы влияния потребительского поведения на рынке потребительских товаров
- раскрыть сущность рынка, его функции, экономическую характеристику.
Изучение рынка как такового - первый шаг к познанию внешней среды, в которой намерено действовать предприятие. Попытка выйти с товаром на все рынки, по крайней мере, нецелесообразна и расточительна. Поэтому следует проводить аналитическую работу в целях выбора из потенциальных рынков, таких которые наиболее перспективные для компании на которых с наименьшими затратами можно достичь коммерческого успеха.
Исследование рынка самое распространенное и необходимое направление в маркетинговых исследованиях. Без данных полученных в ходе исследований невозможно систематически собирать, анализировать и сопоставлять информацию необходимую для принятия решений связанных с деятельностью на рынке, выбором рынка, определением объема продаж, прогнозированием и планированием рыночной деятельности.
Исследования рынка имеют целью выделить и измерить потенциал и определить характер рынка, как правило, для данного товара. Этот тип исследований дает руководителю информацию, где выгоднее всего сбывать товар, и указывает на участки рынка недостаточно емкие для продукта.

1. СУЩНОСТЬ

1.1. Рынок потребительских товаров, его задачи и функции.

Рынок потребительских товаров - это сфера товарного обращения, совокупность условий, характеризующих куплю-продажу потребительских товаров по их вещественному составу и стоимости.
Он формируется в результате следующих мер:
    Путем развития предпринимательства в сфере производства и сбыта продовольственных и непродовольственных товаров.
    Путем поддержания малых и средних предприятий.
    Налоговое и кредитное стимулирование товаров широкого потребления.
    Переход к свободному ценообразованию на большинство товаров.
    Постепенная отмена дотирования убыточных предприятий.
    Радикальный пересмотр льготного перераспределения товаров широкого потребления.
Формирование этого рынка осуществляется на основе 2-х законов России: “О защите потребительского рынка” от 20.12.1991г. “О защите потребителей” от 26.06.1991г. Инфраструктурой потребительского рынка являются магазины, сельские городские рынки, ярмарки, аукционы.
Основные задачи рынка потребительских товаров – это:
    Обеспечение организационно-эконом ческих связей между производителями и потребителями продукции на основе учета спроса и предложения.
    Стимулирование внедрения достижений научно-технического прогресса, ведущих к обновлению и увеличению производства потребительских товаров, расширению их ассортимента и улучшению качества.
    Определение ожидаемого уровня полезности товара и установления цены на него.
    Активизация делового развития хозяйственных субъектов и повышение эффективности их деятельности.
Эти задачи и суть рынка в наиболее общей форме раскрываются через его функции. Одной из важнейших функций потребительских товаров рынка является реализация части совокупного продукта, предназначенной для конечного потребления, посредством которой возмещаются затраты общественного труда на производство и обращение и тем самым обеспечивается нормальный ход воспроизводства.
Вторая функция рынка – доведение товаров до конечных потребителей. Реализуя деньги в обмен на нужные потребительские товары, население удовлетворяет свои потребности в благах. Рынок тем самым обеспечивает возмещение затрат рабочей силы и воспроизводит главную производительную силу общества – рабочую силу.
Третьей функцией рынка является экономическое обеспечение материальных стимулов к труду. Лишь в процессе обмена денег на товары на рынке распределение как необходимая фаза воспроизводства предстает в завершенном виде. При несоответствии спроса и предложения товаров возникают затруднения в реализации денежных доходов населения.
Четвертая функция рынка – регулирование производства. Через соотношение спроса и предложения, складывающиеся на рынке, стихийно действующий рыночный механизм перераспределяет ресурсы между отраслями в соответствии с потребностями. Лишь на рынке выявляется степень соответствия произведенной продукции общественной потребности.
Пятая функция рынка – санирующая. Путем реализации товара рынок создает возможности при наличии тех же ресурсов для производства большего их количества. Одновременно с рынка вытесняются плохо работающие субъекты и, наоборот, поощряются эффективно работающие. Таким образом, рынок повышает эффективность общественного производства, оздоровляет его, выступая неким «санитаром».
Рынок потребительских товаров выполняет свои функции в полной мере лишь тогда, когда достаточно сформированы и задействованы экономические условия его существования и развития.

Потребительский рынок может быть классифицирован либо по характеристике покупателя, либо по типу продукции.

Классификация по характеристике покупателя допускает раз-личные критерии. Например, население; регион, национальные границы, городской, сельский районы, отдельный район города; определенное число семей, размер семьи; возрастные категории и пол; профессиональные, расовые признаки, национальное происхождение; общественные кланы, религиозные группы, принадлежность к социально-экономичес им группам и т. д.

Классификация по типу продукции проводится в зависимости от вида и назначения товаров. Например, рынки пищевых товаров, текстильных товаров и одежды, хозяйственных товаров, мебели, товаров длительного пользования и др.


      СУЩНОСТЬ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЫНОК.

Рынок выполняет роль механизма, с помощью которого достигается равновесие спроса и предложения, происходит координация разнообразной деятельности людей через систему цен. Рынок решает три основные экономические задачи: что, как и для кого производить. Какие товары и услуги производить определяют не парламент или правительство, а покупатели и продавцы. Покупатели приобретают только те товары, которые отвечают определенным требованиям. Если нет спроса на некий товар, а на его производство израсходованные материалы, сырье, орудия труда, рабочая сила, то фирма или производитель терпят убытки. Главную роль в решении вопроса, что производить, в рыночных условиях играет цена. Покупатель заплатит за определенный товар цену, которая его устраивает, а продавец отдаст свой товар за сумму, которая принесет ему доход.
Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.
Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией и защитой прав собственности, заключением контракта и т.д. Поэтому рынок можно определить как совокупность трансакций (сделок).
Одна из главных проблем функционирования рынка – это проблема трансакционных издержек, т.е. издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности.
Общественные потребности выявляются с помощью системы цен. Они передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов.
В развитом индустриальном обществе рынок представляет собой социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ.
На развитие торгового оборота влияют многие факторы, связанные со спросом населения и товарным предложением. Можно выделить следующие основные группы факторов:
    Экономическое положение страны и отдельных регионов.
    Денежные доходы населения, направляемые на покупку товаров.
    Уровень розничных цен, их соотношение по отдельным группам товаров.
    Наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов в сфере товарного обращения и степень эффективности их использования.


      ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА НЕГО.


Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, - важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.
Спрос, в свою очередь, зависит от качества продукции, ее цены, доходов покупателей, цен на аналогичные товары, потребительских вкусов и предпочтений и т.п. Трудно перечислить все факторы, определяющие, почему та или иная продукция покупается. От того, насколько качественно составлен прогноз спроса на продукцию фирмы, зависит ее будущая выручка от реализации и соответственно прибыль.
Предположим, что какая – то фирма разработала новый, усовершенствованный вид товара, качество которого уже превышает уже производимые ею изделия. Перед фирмой стоит вопрос: по какой цене продавать этот товар? Насколько выше может быть установлена цена на этот товар по сравнению с ценами на похожие товары? Какая цена окажется приемлемой для потребителей? Какое количество нового товара они приобретут?
Для ответа на поставленные вопросы фирма должна провести анализ спроса на продукцию, изменение цен и доходов покупателей, определить от каких факторов зависит потребительский выбор.
Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара. Полезность – понятие сугубо индивидуальное. То что полезно для одного человека может быть абсолютно безразлично для другого. Однако даже если выбранный нами продукт полезен для потребителя, существуют обстоятельства, ограничивающие возможности покупателя в его приобретении. Такими ограничениями являются цена и доход. Например, мясо является очень полезным продуктом для большинства людей, однако высокие цены и ограниченные доходы позволяют не всем потреблять его в больших количествах. Вместе с тем и сама полезность меняется с увеличением количества потребляемой продукции.



    РЫНОК ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ НА ПРИМЕРЕ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ.


Рынок кондитерских изделий достаточно разнообразен. Исследование рынка кондитерских изделий г.Нижнего Тагила Свердловской области ставило своей целью определение особенностей рынка и поведения потребителей на данном рынке и предполагало изучение кондитерских изделий в разрезе двух основных видов: шоколадные изделия и мучные кондитерские изделия. Предполагалось решение следующих задач:
      анализ причин покупки кондитерских изделий;
      определение частоты приобретения;
      выявление мест покупок;
      определение приоритетных факторов, формирующих покупку и т. д.

2.1 ПОТРЕБЛЕНИЕ ШОКОЛАДНЫХ ИЗДЕЛИЙ ЖИТЕЛЯМИ НИЖНЕГО ТАГИЛА НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЙ.


Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что шоколадные изделия (конфеты в коробках, шоколадные плитки, конфеты на развес и т.д.) пользуются спросом у 67,3% Тагильчан.
Рис.1
Что касается предпочтений по видам шоколадных изделий, то самыми популярными являются конфеты в коробках – они пользуются спросом почти у половины потребителей (рис. 2).



Рис. 2

Стабильно высокий спрос на шоколадную продукцию отражают данные о частоте покупок: каждый второй житель приобретает шоколадные изделия не реже 1 раза в неделю (рис. 3). Рис.3
Ответы респондентов на вопрос, зачем они покупают шоколадные изделия, распределились следующим образом: более половины опрошенных приобретают шоколадную продукцию для своих детей, из чего следует, что порядка 40-50% покупателей шоколадных лакомств фактически не являются их потребителями. Практически треть респондентов делает это для себя (рис. 4).
Рис. 4
Что касается предпочтений по производителям шоколадных изделий, то здесь лидирующие позиции занимают две компании: ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский» и продукция торговой марки «Сладко». Их продукцию независимо от вида шоколадных изделий в среднем покупают 26,5% и 28,8% респондентов соответственно. Также были названы такие компании-производител , как ОАО «Московская кондитерская фабрика «Красный октябрь», ОАО «Конита», продукция торговой марки «Россия» (рис. 5).
Рис. 5
В споре за лидерство среди торговых точек, наиболее часто посещаемых с целью приобретения шоколадной продукции, безоговорочную победу одержали удобно расположенные для респондентов обычные продуктовые магазины – в них покупают шоколадные изделия более половины любителей шоколадных изделий. Рынки в качестве места приобретения шоколадной продукции выбирает четверть респондентов приблизительно респондентов (рис. 6).

Рис. 6
На вопрос о приоритетности факторов, влияющих на выбор потребителей, более 50,0% респондентов отметили такой вариант ответа, как производитель. Отдают предпочтение тому или иному производителю по опыту сложившихся покупок каждый пятый опрошенный. Более чем для 10,0% потребителей определяющую роль играет цена товара. Отдельные покупатели обращают внимание на внешний вид и состав продукции (рис. 7). Рис.7
2.2 ПОТРЕБЛЕНИЕ НА РЫНКЕ МУЧНЫХ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ.


К мучным традиционно относят кондитерские изделия, приготовленные на основе муки, в том числе различные виды печенья – сахарное, затяжное, крекеры, – а также вафли, пряники и торты.
Согласно полученным результатам исследования, 72,3% Тагильчан покупают мучные кондитерские изделия (рис.8). Рис. 8

Причем наибольшим спросом у жителей города пользуются вафли и сдобное печение, их покупают соответственно 51,5% и 36,9% респондентов. На третьем месте потребительских предпочтений находятся сахарное печение и пряники. Им отдают предпочтение 14,1% любителей мучных кондитерских изделий. Далее в списке предпочтений следуют торты (11,1%). И, наконец, пятое место поделили между собой крекеры и пирожные (по 5,6%) (рис. 9).

Рис. 9

Практически каждый второй респондент покупает мучные кондитерские изделия не реже одного раза в неделю. Исключение составляют торты и пирожные, которые Тагильчане приобретают приблизительно раз в месяц (рис.10).



Рис. 10
Что касается причин покупки мучных кондитерских изделий, то здесь картина полностью противоположная, чем с шоколадными изделиями: вафли, печенье, пряники, торты и пирожные покупаются в первую очередь для себя и лишь затем для детей и других членов семьи (рис.11).
Рис. 11
Выбирая продукцию того или иного производителя, Тагильчане несомненно отдают предпочтение преимущественно местным производителям. На вопрос о том, продукцию каких производителей они предпочитают покупать, как минимум каждый второй опрошенный ответил, что Тагильских. А по таким позициям, как сахарное печенье, пряники и вафли, местные производители набрали абсолютное большинство голосов (рис. 12).
Рис. 12

Самые популярные места приобретения мучных кондитерских изделий – продуктовые магазины и рынки (рис. 13).
Рис. 13

Ответы респондентов на вопрос «На что Вы ориентируетесь при покупке мучных кондитерских изделий?» распределились следующим образом: более чем для 50% респондентов значительное влияние на выбор оказывает предыдущий опыт покупки, далее покупатели обращают внимание на производителя, внешний вид, состав и цена выбираемой продукции имеют приблизительно равное значение для покупателей (рис.14).

Рис.14
ВЫВОД
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
      Шоколадные изделия (конфеты в коробках, шоколадные плитки, конфеты на развес и т.д.) пользуются спросом у 67,3% Тагильчан.
      Самым популярным видом шоколадных кондитерских изделий можно считать шоколадные конфеты, которые пользуются спросом почти у половины потребителей.
      Частота покупки шоколадных изделий довольно высокая – почти каждый второй житель приобретает данную продукцию хотя бы раз в неделю.
      Основная часть шоколадных изделий приобретается для детей.
      Самыми популярными производителями являются ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский» и продукция торговой марки «Сладко».
      Наиболее популярные торговые точки, в которых приобретается кондитерская продукция – обычные продуктовые магазины, в которых шоколадные изделия покупают более половины потребителей.
      Основной фактор, на который ориентируются потребители при выборе кондитерских изделий – производитель кондитерской продукции.
      Что касается мучных кондитерских изделий (различные виды печенья, вафли, пряники, торты и т.д.), их покупает 72,3 %.
      Наибольшим спросом у Тагильчан пользуются вафли и сдобное печение.
      Практически каждый второй респондент покупает мучные кондитерские изделия не реже одного раза в неделю. Исключение составляют торты и пирожные, которые Тагильчане приобретают приблизительно раз в месяц.
      Мучные изделия покупают в отличие от шоколадных изделий в первую очередь для себя и лишь затем для детей и других членов семьи.
      Выбирая продукцию, Тагильчане отдают предпочтение преимущественно местным производителям.
      Самые популярные места приобретения мучных кондитерских изделий – продуктовые магазины и рынки.
      При покупке мучных кондитерских изделий в первую очередь ориентируются на предыдущий опыт покупки и на производителя.

      ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ


(в фактически действовавших ценах; в процентах к итогу)


По данным сайта Федеральной службы государственной статистики РФ товарооборот кондитерских изделий к общему товарообороту продовольственных и непродовольственных товаров составил за 2011 год 2,6%. По сравнению с 2010г. товарооборот кондитерских изделий не изменился, по сравнению с 2009г. уменьшился на 0,2%, по сравнению с 2008г. уменьшился на 0,1%.
2.4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОДНОГО ИЗ ПРЕДПРИЯТИЙ Г. НИЖНИЙ ТАГИЛ.
Предприятие торговли - Кондитерская «Вечерний Тагил». Организационно-правов я форма – Индивидуальный предприниматель Пакулина Л.Н. Предприятие расположено по адресу: Свердловская область, г.Нижний Тагил, ул.Проспект Строителей, д.17.
Вид деятельности: производство кондитерских изделий, розничная торговля кондитерскими изделиями.
Режим работы предприятия с 8.00 до 20.00.
Структура управления линейно-функциональн я.
Директор


Зав. производством Зав. магазином


кондитеры продавцы

Кондитерская «Вечерний Тагил» реализует продукцию собственного производства.
Ассортимент выпускаемой продукции: торты, пирожное, печенье, рулеты. Также производится продажа сопутствующих товаров: напитки, конфеты,чай, кофе.

Торговая политика предприятия Рынок и сегментация.

На рынке Нижнего Тагила кондитерская «Вечерний Тагил» занимает первое место, среди производителей и продавцов кондитерских изделий. В Нижнем Тагиле имеется большое количество конкурентов, которые также выпускают качественную и вкусную продукцию, имеющую большой спрос на внутреннем рынке. Следует учитывать сегментацию, которая представляет собой разделение потребителей рынков, конкурентов, товаров по однородным признакам; конъюнктуру товарного рынка.
Для успешной реализации своей продукции кондитерская «Вечерний Тагил» учитывает социально-психологические особенности покупателей и потребителей. Для детей например она выпускает торты с детской тематикой, где изображены различные сказочные герои, цветы, фрукты.
Наиболее притягивающим товаром для взрослых является сладкая продукция: на тортах изображается романтический пейзаж, море, пальмы, песок, солнце. А также большим спросом пользуются торты, изготовленные на заказ для различных праздничных мероприятий.
Руководителем проводится маркетинговое исследование - анкетирование среди населения для расширения ассортимента. Для этого потребители заполняют анкеты, в которых им предлагается ответить на ряд вопросов:
1. Нравится ли Вам этот продукт?
2. Какое название Вы предпочли бы для данного товара?
3. Почему Вам нравится этот товар?
4. Ваши предложения по производству нового вида товара?
5. Устраивают ли Вас цены на данный продукт?
Кондитерская «Вечерний Тагил» заботится о населении, которое не может принимать продукцию на основе сахара (больные диабетом). Для этого кондитерская, когда выпускает товары для этой части населения, заменяет сахар на различные его заменители.
Регулярные маркетинговые исследования в области сбыта, социологические опросы населения о вкусовых приоритетах и, как следствие, постоянные разработки новых, отвечающих запросам потребителей, видов сладкой продукции позволяют кондитерской «Вечерний Тагил» быть всегда впереди конкурентов.


Товарная политика кондитерской.

Товарная политика – это стратегия управления товаром. Она предполагает определенный курс действий и наличие таких принципов, благодаря которым обеспечивается эффективное формирование товарного ассортимента.
Товарная политика, которой занимается кондитерская «Вечерний Тагил» изучает меры по повышению конкурентоспособнос и товара, создание новых товаров, расширение ассортимента, удлинение жизненного цикла товара.
Потребительская ценность товара – это качество товара. Продукция кондитерской «Вечерний Тагил» выпускается высокого качества. В ней присутствует только натуральное сырье, и никаких консервантов. Кондитерская «Вечерний Тагил» проводит инновационную политику. Для того, чтобы новый товар преуспел, он должен обладать желательными для потребителей качествами, быть уникальным, а потребители должны иметь информацию о его характеристиках. У кондитерской «Вечерний Тагил» очень широкий ассортимент выпускаемой продукции, который представляет собой группу товаров, тесно связанных между собой либо схожестью их функционирования, либо потому, что их продают одним и тем же группам клиентов.
Кондитерская «Вечерний Тагил» старается сузить свой ассортимент и оставить тот продукт, который легко проходит на рынке. Перенасыщение ассортимента ведет к уменьшению общей прибыли, так как сокращается реализация товаров. Перед выпуском новых товаров кондитерская «Вечерний Тагил» должна удостовериться, что новинка заметно будет отличаться от уже выпускаемых товаров.
Для выпуска продукции в кондитерской используется новая технология, закупается новое усовершенствованное оборудование.
Разработка упаковки товара должна включать в себя содержание товарных этикеток. Товарная упаковка должна гарантировать сохранение всех свойств товара на протяжении всего гарантийного срока действия.

Ценовая политика

Ценовая политика – важнейший элемент маркетинга предприятия после разработки товара и товарной политики. Именно от цен в конечном счете зависят коммерческие результаты, а правильно выбранная ценовая политика оказывает долговременное и решающее влияние на всю производственно-сбыто ую деятельность кондитерской «Вечерний Тагил».
Продукция кондитерской «Вечерний Тагил» пользуется большим спросом у населения, не смотря на то, что цены на продукцию не очень низкие, но это соответствует качеству товара.
Кондитерская стремится назначить на свой товар такую цену, которая бы полностью покрывала все издержки на его производство и сбыт, включая справедливую норму прибыли, для чего выполняется анализ цен и товаров конкурентов.
При установлении цен, также учитывают влияние таких факторов, как потребители, конкуренты, издержки, участники товародвижения (посредники).
При установлении окончательной цены товара кондитерская «Вечерний Тагил» учитывает ее психологическое восприятие и обязательно проверяет, насколько это соответствует практикуемой предприятием политике цен и как она будет воспринята посредниками, торговым персоналом собственного специализированного магазина и конкурентами.
На кондитерские изделия установлены свободно-отпускные и гибкие цены. Также кондитерская устанавливает на свой товар праздничные скидки, производит скидки с товаров, которые были не реализованы в течение конкретного срока, т. е. товар уценивают.
Коммуникационная политика.


Кондитерская «Вечерний Тагил» всегда проводит рекламу своей продукции.
Реклама – это способ формирования определенного представления о потребительских свойствах товара и его коммуникативной связи между производителем и потребителем.
На предприятии «Вечерний Тагил» существуют следующие виды рекламы:
1. Информационная реклама.
2. Печатная реклама – каталоги, проспекты, буклеты.
3. Внешняя реклама – стенды.
4. Реклама на коробках.
5. Реклама на местах реализации товара – вывески, витрины.
Рекламная компания – очень сложный процесс. Составление объявлений требует большого искусства. Товары наделяются в рекламном обращении дополнительными ценностями, соответствующими не столько объективным потребностям, сколько субъективным запросам избранной аудитории. Реклама привлекает рынок, использует широкий диапазон средств информации, позволяет демонстрировать своим каналам сбыта наличие спроса потребителей.
Кондитерская разрабатывает особый стиль своей продукции. Он позволит покупателю узнать товар на внутреннем рынке. Этой особенностью является эмблема с изображением фирменного имени «Вечерний Тагил».
Кондитерская «Вечерний Тагил» занимается благотворительной деятельностью. Свою продукцию распределяют между некоторыми церквями и домом инвалидов. Она участвует в выставках и ярмарках. На любой праздник (Новый год, 8 марта, масленица, народные гуляния) кондитерская выставляет свою продукцию на рынок.
Реклама кондитерской «Вечерний Тагил» не является агрессивной, а направлена на максимальное раскрытие потребительских качеств.
Каждое торговое предприятие стремится удержать крепкие позиции на рынке потребительских товаров и завоевать определенный сегмент потребителей. Это невозможно без качественного торгового обслуживания.
Торговое обслуживание обеспечивает торговому предприятию социальный и экономический эффект, т.е. социальный эффект проявляется в завоевании большого количества покупателей и качественном удовлетворении спроса, а экономический эффект заключается в максимальной прибыли предприятия, которая характеризует эффективное обеспечение покупателей лучшими товарами для удовлетворения их потребностей.
С повышением материального благосостояния населения возрастает и требование покупателей к работе магазина, к качеству торгового обслуживания. Поэтому кондитерская «Вечерний Тагил» постоянно учитывает этот факт и совершенствует по возможности торговое обслуживание.
Уровень торгового обслуживания кондитерской достаточно высок, это положительно сказывается на экономических показателях деятельности (т.е. на товарообороте, валовом доходе, прибыли).
Проведя анализ объема продаж, наблюдается рост товарооборота по сравнению с предыдущим периодом, что обусловлено увеличением спроса покупателей на товары, реализуемые кондитерской.
Администрация стремится к совершенству во всем: в товарах, реализуемых в магазине, в их безопасности и потребительских свойствах, в услугах, предоставляемых магазином, в наших человеческих отношениях, в конкурентоспособност на потребительском рынке, в получении максимальной прибыли.
Осуществляя свою торговую деятельность на потребительском рынке, кондитерская «Вечерний Тагил» думает о покупателе, о предоставлении ему лучших товаров и услуг, т.е. о комплексном удовлетворении потребительского спроса и качественном торговом обслуживании.
Следовательно, цель курсовой работы достигнута.
Выполнение работы позволило обобщить теоретический материал, углубить знания в области управления торговым обслуживанием.

3. ПУТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ.
Механизм путей развития рынка потребительских товаров основывается на выполнении комплексных мероприятий структурной, налоговой, бюджетной, научно-технической, инвестиционной, организационной политик, целевых программ и инвестиционных проектов по нижеприведенным направлениям.
1. Реализация программ социально-экономического развития:
    программа развития потребительского рынка товаров и услуг г.Нижнего Тагила
    программа муниципальной поддержки и развития малого предпринимательства г.Нижнего Тагила
2. Организационное воздействие на развитие потребительского рынка и предпринимательства:
    содействие развитию кооперационных и внешнеэкономических связей, созданию интегрирующих структур и корпоративных организаций;
    координация работ по разработке городской логистической схемы, позволяющей связать производство, хранение, транспортировку сырья и продукции, снабжение города товарами в единый комплекс управления материальными и транспортными потоками и оптимизация размещения объектов городской инфраструктуры.
3. Стимулирование привлечения инвестиций в сферу потребительского рынка: налоговое воздействие на направления развития предпринимательства.
4. Бюджетная политика: увеличение доходов в бюджет города через ассоциацию предпринимателей и организацию взаимодействия между мэрией города и предпринимателями.
5. Территориальный маркетинг: формирование позитивного имиджа продукции предприятий г.Нижнего Тагила.
6. Организация системы мониторинга основных направлений развития потребительского рынка города.
7. Развитие системы подготовки и переподготовки кадров всех уровней в области развития потребительского рынка товаров и услуг города.
Формы отношений на потребительском рынке товаров и услуг должны строиться через административное воздействие на правовой основе законодательных баз федерального, регионального и местного значения.
Нормативно-правовое обеспечение на потребительском рынке товаров и услуг лежит в основе реализации политики стимулирования развития бизнеса, новых экономических структур. Данная политика наделяет государственные и муниципальные органы полномочиями арбитра в спорах и конфликтах хозяйствующих субъектов, определяя "правила игры", не вмешиваясь в хозяйственную деятельность субъектов рынка.
В целях развития правовой базы в сфере потребительского рынка необходима разработка нормативно-правовых актов, которые будут способствовать созданию действенного правового механизма на уровне города по обеспечению безопасности, качеству товаров и услуг для населения города по следующим направлениям:
- стимулирование развития малого предпринимательства в сфере торговли и производства;
- поддержка местного товаропроизводителя;
- развитие предпринимательской деятельности и конкуренции.
К мерам воздействия на потребительский рынок товаров и услуг относятся контроль качества товаров и услуг, защита прав потребителей, обеспечение безопасности потребительских товаров, (особенно продовольственных), что позволяет успешно решать городские экономические и социальные задачи, влиять на происходящие микро- и макроэкономические процессы, защищать муниципальные интересы.
Обеспечение продовольственной безопасности является одним из приоритетных направлений муниципальной политики.
Стратегической целью обеспечения безопасности и качества товаров и услуг должно стать создание механизма предотвращения поступления на рынок некачественной продукции.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- совершенствование нормативной правовой базы, предотвращающей доступ на рынок некачественной и опасной продукции;
- обеспечение неотвратимости наказания и действенности санкций за поставку на рынок некачественной продукции;
- обеспечение оказания помощи потребителям в оценке сравнительной безопасности реализуемой продукции, проведения ее идентификации и оценке качества;
- обеспечение консультирования потребителей по вопросам применения Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей";
- организация "круглых столов", "прямых линий" для потребителей с целью доведения до них информации, связанной с вопросами качества товаров и услуг, а также с целью разъяснения действующего законодательства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В ходе курсовой я попыталась рассмотреть рынок потребительских товаров, основные его функции и формы. Сделав это, я пришла к выводу, что этот рынок действует на удовлетворение экономических потребностей человека, то есть его потребности в товарах и услугах. Абсолютное большинство потребностей удовлетворяется за счет изготовления продукции. При этом потребности становятся все более разнообразными. Вместе с материальными растут потребности духовные. В каждый конкретный исторический момент люди и организации, составляющее общество имеют множество экономических потребностей. Одни из них диктуются биологическими условиями существования человека, другие возникают в результате сложившихся обычаев и привычек.
Рациональное потребление может повышать общую эффективность экономики. Удовлетворение потребностей – это стимул к дальнейшему развитию производства. Вместо потребленной продукции возникает необходимость создавать новую. Удовлетворенная потребность рождает новые запросы.
С течением времени, в ходе развития общества потребности изменяются в сторону умножения и сложения, то есть в обществе действует закон возвышения потребностей. Повышение потребностей, как правило, опережает возможности производства и не совпадает с объемом и разнообразием фактического потребления, поскольку далеко не все потребности могут быть реально удовлетворены. Можно сказать, что экономические потребности общества безграничны, в то время как экономические ресурсы, которыми общество располагает в каждый конкретный момент, ограничены. В результате взаимодействие между расширением потребностей, реальным потреблением и процессом развития производства отражает существующее между ними противоречие. Но это такое противоречие, которое стимулирует процесс производства.
Актуальность целенаправленного подхода к управлению потребительским сегментом можно определить следующими положениями: во-первых, усложнением рыночных отношений и расширением торговых связей; во-вторых, необходимостью полного удовлетворения постоянно растущих потребностей населения; в-третьих, достижения динамичного равновесия между спросом населения и предложением товаров. При этом важной целью управления потребительским сектором является обеспечение высокой экономической эффективности деятельности всех хозяйствующих субъектов и рационального использования имеющихся ресурсов.
В целом, рынок кондитерских изделий довольно сложен, помимо общеэкономических факторов, на предложение рынка кондитерской продукции оказывают воздействие:
    Конъюнктура на рынке сахара,
    Конъюнктура на рынке муки,
    Конъюнктура на рынке масложировой продукции,
А также рынок зависит от производства и поставок ароматизаторов, загустителей, эссенций, консервантов, орехов, сухофруктов и прочих кондитерских добавок.
Ассортимент кондитерских изделий на рынке также огромен, широкий выбор сахарных, шоколадных и мучных кондитерских изделий подчас усложняет потребительский выбор своим разнообразием.
Механизм регулирования потребительского рынка предполагает, с одной стороны, рыночное регулирование, которое осуществляется на основе автоматических рычагов, т. е. саморегуляции спроса и предложения, цен и конкуренции. С другой стороны, предполагает факторы регулирующего назначения.
Степень удовлетворения потребностей во многом зависит от их структуры. Множество благ, удовлетворяющих экономические потребности, можно подразделить на:
    предметы первой необходимости (пища, одежда и т.д.);
    предметы роскоши или, по крайне мере, такие, без которых хотя бы временно можно обойтись (дорогие меха, виллы, драгоценности и т.д.). Вместе с тем, надо учитывать, что предметы, являются роскошью для одних людей, могут считаться для других совершенно необходимыми. В то же время развитие может приводить к тому, что предметы, еще вчера считавшиеся предметами роскоши, сегодня становятся достаточно доступными для большинства населения и приобретают характер товаров повседневного спроса. Так произошло с холодильниками, телевизорами, видеомагнитофонами, автомобилями, компьютерами.
Проблема имеет как теоретическое, так и важное практическое, прикладное значение. Организация бизнеса предполагает наличие четкой информации о состоянии, уровне, динамике потребностей в товарах и услугах своих сегодняшних и завтрашних покупателей.

Задачей курсовой работы является: проведение анализа статистических данных рынка кондитерских изделий.




Список использованных источников.

    Алпатов Г.Е.
Экономика для студентов не экономических специальностей. – СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2003. – 256 с.
    Добрынина А.И., Журавлева Г.П.
Общая экономическая теория. – СПб: Питер, 2004. – 288 с.: ил. – (Серия «Краткий курс»)
    Егоров В.Ф. Организация торговли: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2004.-352 с.
    Егорова Н.Р., Николаева Т.И.
Экономика отрасли: торговля потребительскими товарами.
Учебное пособие – Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.экон.ун-та, 2004. – 262с.
    Интернет сайт www.marketcenter.ru
6.Курс экономической теории –
Учебник под общей редакцией проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А.
7.Куликов Л.М.Основы экономической теория: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 400 с.
8. Хваткий Н.Г. Экономика оптовой торговли продовольствием. М.: ЭКСМО,
2007.
9.Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области. htth:/7w\vw/ersds/e-b rg/ru.
10.Торговля в Свердловской области: стат. сб. Екатеринбург, 2006
11. Тарасова В.В. Товарооборот предприятия торговли: анализ планирование. Екатеринбург 2002.
    Тарануха Ю.В. Экономика отраслевых рынков / под ред. М.Сидоровича. М.: Дело и Сервис, 2003.
13. Фридман А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества: Учебник-3-е изд. 2009.
14. Федеральная служба государственной статистики. http://www/fsgs/ru.
15. Экономика торгового предприятия: Торговое дело: Учебник/ Под ред. Л.А. Брагина.-М.:ИНФРА-М, 2009.- 314с.
16. Экономика: Учебник. 3 – е изд., перераб. и доп. / Под ред. д – ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2003. – 896 с.
17. Экономическая теория (конспект лекций). –
М.: «Приор – издат», 2003. – 144 с.
Авторы – составители:
Лизогуб А.Н., канд. экон. наук, доцент;
Симоненко В.И., преп. экономической теории.
18. Экономическая теория в вопросах и ответах.
Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: изд – во «Феникс», 2002. – 320 с.
19. Экономика и жизнь 1/2009- журнал.
20 .Экономика отрасли: торговля и общественное питание / Е.А. Карпенко, В.А. Ларионова и др. М.: Альфа, 2007.
21. Экономика предприятий торговли и общественного питания / Т.И. Николаева, науч. ред. Н.Р. Егорова. М.: КНОРУС.20
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.