Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Нормативно-правовое регулирование учета средств целевого финансирования
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 27.04.2013.
Год: 2013.
Страниц: 36.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание
Введение………………. 5
1. Нормативно-правовое регулирование
учета средств целевого финан-сирования……………… 7
2. Теоретические аспекты учета
средств целевого финансирования……… 10
2.1 Основные задачи учета средств
целевого финансирования………. 10
2.2 Понятие и виды целевого финансирования……….. 11
3. Организация учета средств
целевого финансирования………… 15
3.1 Синтетический и аналитический
учет средств………. 15
3.2 Налогообложение целевого использования
денежных средств…. 23
4. Практическая часть………. 29
Заключение……………….. 34
Список использованной литературы………. 36
Приложения………………. 39
Введение
К средствам целевого финансирования
относятся средства, получаемые организациями
на строго определенные цели и проведение
мероприятий целевого назначения. Финансирование
целевых мероприятий может осуществляться
за счет поступлений от других организаций
и лиц, ассигнований из бюджета и других
источников. Предоставляя финансовые
средства частному сектору, государство
стремится реализовать экономическую
и социальную функции, в том числе привлечь
коммерческие организации для развития
сектора публичных услуг. Средства целевого
финансирования расходуются в строгом
соответствии с утвержденными сметами
и назначением.
Актуальность данной темы курсовой работы
обусловлена важностью бухгалтерского
учета средств целевого финансирования,
как главного инструмента контроля над
полнотой и законностью получения и расходования
этих средств. Необходим постоянный анализ
законодательного регулирования и практики
учета с целью корректировки учетной политики
организации.
Предметом курсовой работы являются
экономические отношения, связанные с
получением и расходованием средств целевого
финансирования, методика их бухгалтерского
учета и налогообложения.
Объектом послужила система бухгалтерского
учета целевого финансирования в общем
виде в организациях.
Целью курсовой работы является анализ
и разработка теоретических и практических
положений учета целевого финансирования.
Такая целевая направленность исследования
обусловила необходимость решения
следующих задач:
- рассмотреть цели, задачи и
нормативно-правовое регулирование
бухгалтерского учета средств целевого
финансирования;
- изучить понятие и назначение
средств целевого финансирования,
рассмотреть порядок контроля над их использованием;
- проанализировать методику бухгалтерского
учета средств целевого финансирования;
- изучить особенности синтетического
и аналитического учета средств
целевого финансирования в условиях
конкретной организации;
- рассмотреть порядок отражения
средств целевого финансирования
в бухгалтерской отчетности организации;
- провести анализ поступления
и расходования средств целевого
финансирования организации;
- проанализировать организацию контроля
над целевым расходованием финансирования;
- определить направления совершенствования
бухгалтерского учета средств
целевого финансирования.
Методологической и теоретической
основой курсовой работы явились законодательные
и нормативные акты Российской Федерации
по бухгалтерскому учету и налогообложению
прибыли, международные стандарты финансовой
отчетности, труды отечественных ученых
и практиков, посвященные проблемам учета
и порядку отражения в отчетности показателей
целевого финансирования, а также вопросам
моделирования в бухгалтерском учете.
В процессе написания курсовой работы
применялись как общенаучные (анализ,
синтез, индукция, дедукция, историческое
сравнение, абстрагирование, моделирование,
аналогия), так и специальные (экономический
анализ) методы познания.
1. Нормативно-правовое регулирование
учета средств целевого финансирования
В настоящее время система нормативного
регулирования бухгалтерского учета
в РФ состоит из документов четырех уровней.
Основные документы, регулирующие бухгалтерский
учет средств целевого финансирования
соответственно можно также разделить
на четыре уровня:
Первый (законодательный) уровень - Федеральные
законы, постановления правительства,
указы Президента. В сфере учета целевого
финансирования к ним относятся Налоговый
и Гражданский1 кодексы,
закон «О бухгалтерском учете»2,
Указа Президента РФ «О порядке предоставления
финансовой поддержки предприятиям за
счёт федерального бюджета»3,
Постановление Правительства РФ «Об утверждении
порядка контроля за целевым использованием
средств краткосрочной финансовой поддержки4.
Кроме того, право регулировать предоставлено
ЦБ РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных
бумаг, Департаменту по надзору за страховой
деятельностью Минфина РФ.
Второй (нормативный) уровень составляют
положения (стандарты) по бухгалтерскому
учету, в которых излагаются принципы
и основные правила бухгалтерского учета.
Основным положением по бухгалтерскому
учету, регулирующим учет целевого финансирования
является ПБУ 13/2000«Учет государственной
помощи»5.
Отдельные пункты учета целевых поступлений
регламентируются ПБУ 9/99 «Доходы организации»
и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»6.
Основным
нормативно-правовым актом, регламентирующим
порядок бухгалтерского учета целевых
бюджетных средств, является ПБУ 13/2000 «Учет
государственной помощи». Не все средства,
получаемые от государства, подлежат учету
в соответствии с ПБУ 13/2000. Изложенный в этом Положении
порядок учета государственной помощи
не распространяется на учет бюджетных
средств, получаемых по договорам, предметом
которых является продажа продукции, товаров,
выполнение работ, оказание услуг, в том
числе при государственном (муниципальном)
заказе. В этом положении прописано, что
целевое финансирование учитывается в
качестве доходов будущих периодов при
вводе объектов внеоборотных активов
в эксплуатацию с последующим отнесением
в течение срока полезного использования
объектов внеоборотных активов в размере
начисленной амортизации на финансовые
результаты организации как прочие доходы.
Нормы ПБУ 13/2000 не распространяются на
учет средств, полученных по договорам,
предусматривающим безусловную обязанность
организации их возвратить. Учет средств,
полученных в рамках таких договоров,
регламентирует ПБУ 15/2008 «Учет расходов
по займам и кредитам».
Для отражения
в учете полученных бюджетных
средств в качестве выручки от продажи
товаров (выполнения работ, оказания услуг),
полученной от обычных видов деятельности,
следует руководствоваться ПБУ 9/99 «Доходы
организации». В таком порядке в бухучете
отражаются средства, полученные не на
расходы, а за товары (работы, услуги), оплаченные
в интересах третьих лиц соответствующим
бюджетом: на компенсацию тарифа на электрическую
энергию; суммы льгот, предоставляемых
отдельным категориям населения по оплате
услуг ЖКХ; медицинских услуг; осуществляемых
программ по ремонту и техническому обслуживанию
объектов социальной сферы, благоустройству,
озеленению, освещению городов и поселков,
благоустройству дорог, реструктуризацию
оборонной отрасли, научно-исследовательс ие
работы.
Документы третьего уровня – методические
указания, инструкции и рекомендации по
ведению бухучета и по заполнению форм
бухгалтерской отчетности. Важнейшим
документом является План счетов бухгалтерского
учета7,
Инструкция по его применению и инструкции
по заполнению форм бухгалтерской отчетности
(Приказ Минфина РФ № 66н «О формах бухгалтерской
отчетности организаций»8).
В соответствии с Планом счетов, для обобщения
информации о движении средств, предназначенных
для осуществления мероприятий целевого
назначения, средств, поступивших от др.
организаций и лиц, бюджетных средств,
предназначен счет 86 «Целевое финансирование».
Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 №66н
«О формах бухгалтерской отчетности
организаций» содержит форму отчета о
целевом использовании денежных средств,
которая составляется и предоставляется
некоммерческими организациями. Доходы
некоммерческой организации должны использоваться
по назначению, только тогда она освобождается
от налогов. Для контроля над денежными
средствами и была разработана форма по
ОКУД (см. приложение 2).
Четвертый уровень занимают рабочие
документы организации – внутренние инструкции.
Самым важным внутренним документом является
учетная политика, формирующая принципы
бухгалтерского учета средств целевого
финансирования в методическом, техническом
и организационном аспектах.
Не смотря на то, что список нормативных
документов, регулирующих учет средств
целевого финансирования не очень велик,
тем не менее перечисленные документы
охватывают всесторонних порядок учета
данного вида финансирования и позволяют
своевременно отслеживать движение целевых
поступлений.
2. Теоретические аспекты учета
средств целевого финансирования
2.1
Основные задачи учета средств
целевого финансирования
Главной целью бухгалтерского учета
является обеспечение учетной информацией
собственных и сторонних пользователей
в соответствии с законом и потребностями
в информации. Соответственно основной
целью бухучета средств целевого финансирования
является обеспечение полной, достоверной
и своевременной информацией об их поступлении
и расходовании всех заинтересованных
пользователей, как внутренних, так и внешних.
При этом основными задачами бухучета
являются:
своевременное принятие к учету средств целевого финансирования;
контроль над целевым расходованием поступивших средств;
полнота документального оформления движения средств;
оптимальная организация аналитического учета средств;
правильная постановка синтетического учета средств;
достоверное отражение наличия и движения средств целевого финансирования в финансовой отчетности предприятия.
Для выполнения задач, поставленных перед
бухгалтерским учетом, существуют также
основные требования к его ведению:
- оценка имущества в рублях;
- раздельный учет собственного
имущества и имущества др.организаций;
- непрерывность учета во времени;
- ведение учета двойной записью
в системе счетов;
- соблюдение тождества данных синтетического
и аналитического учета;
- отражение хозяйственных операций
на счетах без всякого изъятия;
- раздельное отражение затрат
на производство и капитальные
вложения.
На основе данных бухгалтерского учета,
зарегистрированных в соответствии
с поставленными целями, задачами и требованиями
принимаются различные управленческие
решения, доля успешности которых будет
серьезно зависеть от достоверности полученной
информации.
2.2 Понятие и виды целевого
финансирования
В налоговом учете определены две группы
целевых средств - целевые поступления
и целевое финансирование (ст. 251 НК РФ).
Различие этих понятий заключается в природе
возникновения и целях дальнейшего использования
средств. Целевое финансирование - это
поступления, полученные налогоплательщиком
из бюджета, а также от др. организаций
(юрид. лиц) и физических лиц, предоставленные
для финансирования определенных целевых
программ9.
Источниками
целевого финансирования являются: ассигнования
из бюджета; взносы физических лиц; средства,
поступающие от других организаций; средства
фондов специального назначения и др.
Средства целевого финансирования расходуются
в соответствии с утверждаемыми сметами.
Использование указанных средств не по
назначению запрещается.
Целевое финансирование – получение
средств, использовать которые можно в
соответствии с теми задачами, которые
определяет субъект, их выделивший10.
Тем самым сфера применения таких средств
ограничивается определенными условиями.
При выполнении этих условий полученные
средства становятся для предприятия
собственными, при невыполнении требуют
возврата и относятся к кредиторской задолженности.
Основную часть средств целевого
финансирования могут составлять, как
правило, средства, получаемые коммерческой
организацией в виде государственной
помощи. Государственная помощь представляет
собой прямые экономические действия,
направленные на увеличение экономических
выгод для организации, в форме субвенций
и субсидий, безвозвратных займов, финансирования
отдельных мероприятий. ПБУ 13/2000 установлены
следующие формы предоставляемой государственной
помощи:
- субвенции и субсидии (далее именуются
бюджетные средства);
- бюджетные кредиты (за искл. налоговых
кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате
налогов и платежей и др. обязательств),
включая предоставление в виде ресурсов,
отличных от денежных средств (земельные
участки, природные ресурсы и др. имущество);
- прочие формы государственной
помощи.
Субвенция - это бюджетные средства, предоставляемые
коммерческой организации на безвозмездной
и безвозвратной основе на осуществление
определенных целевых расходов. Субсидия
- это бюджетные средства, предоставляемые
коммерческой организации на условиях
долевого финансирования целевых расходов.
Бюджетный кредит - это форма финансирования
бюджетных расходов, предусматривающая
предоставление средств коммерческой
организации на возвратной и возмездной
основе11.
Предоставленная организации выгода,
которая не может быть обоснованно
оценена (оказание консультационных услуг
на безвозмездной основе, предоставление
гарантий, беспроцентные займы или займы
с пониженным процентом и др.), а также
не может быть отделена от нормальной
хозяйственной деятельности организации
(например, государственные закупки), считается
прочими формами государственной помощи.
Целевое финансирование может использоваться
на следующие цели:
Финансирование расходов или покрытие убытков;
Поддержание финансового положения предприятия, пополнения его средств;
На приобретение активов.
К целевому финансированию не относится
и на данном счете не отражается:
получение помощи предоставляемой в виде льгот, в том числе по налогам, налоговых кредитов, каникул и освобождений;
отражение операций, связанных с управлением государственной собственностью, участием государства в капитале предприятия;
получение кредитов и иных возвратных средств.
Перечень средств целевого финансирования
является закрытым и включает:
средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
полученные гранты;
инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством РФ;
инвестиции, полученные от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;
средства дольщиков, аккумулированные на счетах организации - застройщика;
средства, полученные обществом взаимного страхования от организаций - членов общества взаимного страхования;
средства, полученные из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций;
средства, полученные атомными станциями из резервов эксплуатирующих организаций, предназначенных для обеспечения безопасности атомных станций на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством РФ об использовании атомной энергии.
Указанные
доходы подлежат включению в состав
внереализационных доходов в случае,
когда получатель фактически использовал
такие средства не по целевому назначению
либо не использовал по целевому назначению
в течение одного года после окончания
налогового периода, в котором они поступили12.
Необходимым условием признания средств
целевыми является определение организацией
(физическим лицом) - источником целевого
финансирования назначения использования
полученного имущества. Организации, получившие
средства целевого финансирования, для
подтверждения факта использования средств
целевого финансирования по определенному
назначению обязаны вести раздельный
учет доходов и расходов, полученных (произведенных)
в рамках целевого финансирования. При
отсутствии такого учета у организации,
получившей средства целевого финансирования,
указанные средства рассматриваются как
подлежащие налогообложению с даты их
получения.
В бухгалтерской отчетности организации
(в пояснительной записке) подлежит
раскрытию, как минимум, следующая информация
в отношении средств целевого финансирования:
характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году;
назначение и величина бюджетных кредитов;
характер прочих форм государственной помощи, от которых организация прямо получает экономические выгоды;
невыполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы13.
Таким образом, к средствам целевого
финансирования относится имущество,
полученное налогоплательщиком и использованное
им по назначению, определенному организацией
(физическим лицом) - источником целевого
финансирования (п. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ). В
указанном подпункте установлен закрытый
перечень доходов, признаваемых средствами
целевого финансирования.
3. Организация учета средств
целевого финансирования
3.1 Синтетический и аналитический
учет средств целевого финансирования
Для обобщения информации о движении
средств, предназначенных для осуществления
мероприятий целевого назначения, средств,
поступивших от других организаций и лиц,
бюджетных средств и др. предназначен
счет 86 «Целевое финансирование». Средства
целевого назначения, полученные в качестве
источников финансирования тех или иных
мероприятий, отражаются по кредиту счета
86 «Целевое финансирование» в корреспонденции
со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами
и кредиторами».
Использование целевого финансирования
отражается по дебету счета 86 «Целевое
финансирование» в корреспонденции
со счетами:
20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» - при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации;
83 «Добавочный капитал» - при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств;
98 «Доходы будущих периодов» - при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов и т.п.
В целях организации аналитического
учета целевого финансирования используется
рабочий план счетов по счету 86 «Целевое
финансирование» в разрезе субсчетов,
в основу которого положена их классификация
по различным признакам14.
Для целей бухгалтерского учета поступающие бюджетные средства подразделяются:
- средства на финансирование
капитальных расходов, связанных
с покупкой, строительством или приобретением
иным путем внеоборотных активов (основных
средств и др.);
- средства на финансирование
текущих расходов.
Предусмотрены следующие два способа
принятия к бухгалтерскому учету бюджетных
средств: по мере фактического получения
средств; по мере принятия решения о предоставлении
средств. При первом способе с возникновением
целевого финансирования увеличиваются
счета учета денежных средств, капитальных
вложений и имущества в корреспонденции
с кредитом счета 86 «Целевое финансирование»
(см. табл.3.1).
Таблица 3.1 - Поступление в счет целевого
финансирования
При втором способе организация
принимает бюджетные средства (включая
ресурсы, отличные от денежных средств)
к бухгалтерскому учету при одновременном
соблюдении следующих условий: имеется
уверенность, что условия предоставления
этих средств организацией будут выполнены;
имеется уверенность, что указанные средства
будут получены. Оба этих условия должны
быть подтверждены документально: подтверждением
первого могут быть заключенные организацией
договоры, принятые и публично объявленные
решения, технико-экономически обоснования,
утвержденная проектно-сметная документация
и т.п.; подтверждением второго - утвержденная
бюджетная роспись, уведомление о бюджетных
ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств,
акты приемки-передачи ресурсов и иные
соответствующие документы.
При втором способе предоставляемые
бюджетные средства отражаются в
бухгалтерском учете как возникновение
целевого финансирования и задолженности
по этим средствам. Возникновение задолженности
по целевым бюджетным средствам отражается
в учете по дебету счета 76 «Расчеты с разными
дебиторами и кредиторами» и кредиту счета
86 «Целевое финансирование».
По мере фактического получения
бюджетных средств на соответствующие
суммы уменьшают задолженность и увеличивают
счета учета денежных средств, капитальных
вложений и т.д.
В бухгалтерском учете рассмотренные
выше операции отражаются проводками,
представленными в следующей таблице:
Таблица 3.2 - Поступление бюджетных средств
Списание бюджетных средств
со счета учета целевого финансирования
отражается как увеличение финансовых
результатов организации. Суммы бюджетных
средств, признанные в бухгалтерском учете
организации в качестве доходов на счете
учета финансовых результатов, отражаются
в составе прочих доходов как активы, полученные
безвозмездно. В соответствии с Инструкцией
по применению Плана счетов сумма бюджетных
средств, направленная коммерческой организацией
на финансирование расходов, отражается
на субсчете.
Суммы, учтенные на счете 98 «Доходы
будущих периодов» (субсчет 98/2), списываются
в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»: по основным
средствам - по мере начисления амортизации;
по оборотным активам (материалам и др.)
- по мере списания на счета учета затрат
на производство. Списание бюджетных средств
со счета учета целевого финансирования
производится на систематической основе.
В соответствии с ПБУ 13/2000 порядок списания
бюджетных средств зависит от целей предоставления
бюджетных средств и осуществляется в
разрезе соответствующих расходов. Суммы
бюджетных средств на финансирование
капитальных расходов списываются на
протяжении срока полезного использования
внеоборотных активов, подлежащих согласно
действующим правилам амортизации. При
этом целевое финансирование учитывается
в качестве доходов будущих периодов при
вводе объектов внеоборотных активов
в эксплуатацию с последующим отнесением
в течение срока полезного использования
объектов внеоборотных активов в размере
начисленной амортизации на финансовые
результаты организации как прочие доходы.
Операции по списанию бюджетных средств,
предназначенных для финансирования капитальных
расходов, могут быть отражены следующими
проводками:
Таблица 3.3 - Списание бюджетных средств,
предназначенных для финансирования капитальных
расходов
Суммы бюджетных средств на финансирование
текущих расходов списываются в периоды
признания расходов, на финансирование
которых они предоставлены. При этом целевое
финансирование признается в качестве
доходов будущих периодов в момент принятия
к учету материально-производ твенных
запасов, начисления оплаты труда и осуществления
других расходов аналогичного характера
с последующим отнесением на доходы отчетного
периода при отпуске материально-производ твенных
запасов на производство продукции (выполнение
работ, оказание услуг), при начислении
оплаты труда и осуществлении других расходов
аналогичного характера. В бухгалтерском
учете операции по списанию бюджетных
средств, предназначенных для финансирования
текущих расходов, могут быть отражены
следующими проводками:
Таблица 3.4 - Списание бюджетных средств,
предназначенных для финансирования текущих
расходов
По окончании отчетного года
или по истечении периода, в течение которого
суммы бюджетных средств для целевого
финансирования должны были быть израсходованы,
остаток средств на счете 98 «Доходы будущих
периодов» списывается в кредит счета
91 «Прочие доходы и расходы».
В ряде случаев полученные бюджетные
средства (например, при их нецелевом
использовании) подлежат возврату. Порядок
отражения в бухгалтерском учете возврата
бюджетных средств установлен нормами
ПБУ 13/2000, согласно которым в случае возврата
бюджетных средств, полученных в отчетном
году, организации необходимо сделать
в учете исправительные записи:
Таблица 3.5 - Отражение в бухгалтерском
учете возврата бюджетных средств
Бюджетные кредиты, предоставляемые
организации, отражаются в бухгалтерском
учете в общем порядке, принятом для учета
заемных средств. Отражается целевое финансирование
ни тогда, когда получаются средства, а
тогда, когда выражается юридически оформленная
воля органа, обязующегося эти средства
выделить. Порядок списания средств целевого
финансирования зависит от того, на какие
цели эти средства выделены. Порядок списания
целевых средств у коммерческой и у некоммерческой
организации различается15.
После покупки внеоборотных активов
и ввода их в эксплуатацию бухгалтер коммерческой
организации должен сделать запись: Дебет
86 «Целевое финансирование» Кредит 98 «Доходы
будущих периодов» - сумма средств целевого
финансирования учтена в составе доходов
будущих периодов. После покупки внеоборотных
активов и ввода их в эксплуатацию бухгалтер
некоммерческой организации должен списать
средства целевого финансирования записью:
Дебет 86 «Целевое финансирование» Кредит
83 «Добавочный капитал» - средства целевого
финансирования, израсходованные на покупку
внеоборотных активов, учтены в составе
добавочного капитала.
Если материально-производственные
запасы за счет средств целевого финансирования
покупает коммерческая организация, бухгалтер
должен списать целевые средства в момент
оприходования приобретенных запасов
записью: Дебет 86 «Целевое финансирование»
Кредит 98 «Доходы будущих периодов» - средства
целевого финансирования учтены в составе
доходов будущих периодов.
После отпуска материально-производственных
запасов в производство или использования
для нужд организации нужно сделать
запись: Дебет 98 «Доходы будущих периодов»
Кредит 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет
«Прочие доходы» - средства целевого финансирования,
отраженные в доходах будущих периодов,
включены в состав прочих доходов организации.
Аналогичные записи нужно сделать
при начислении заработной платы, единого
социального налога и других расходов,
на покрытие которых получены целевые
средства.
Если для финансирования своих
текущих расходов целевые средства
получила некоммерческая организация,
то ее бухгалтер должен отразить использование
этих средств так: Дебет 86 «Целевое финансирование»
Кредит 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательное
производство», 25 «Общепроизводственные
расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»)
- списаны средства, израсходованные для
осуществления текущей деятельности.
Рассмотренные выше правила ведения
учета целевых поступлений касаются
только тех предприятий, которым выделяются
целевые средства в качестве безвозмездной
помощи.
В то же время у каждой целевой
бюджетной программы есть свои исполнители.
Для них полученные средства являются
выручкой за отгруженные товары, выполненные
работы или услуги16.
Следовательно, в учете таких
организаций, помимо целевых поступлений,
отражается еще и продажа товаров (работ,
услуг): 1) расходы на целевые мероприятия;
2) расходы на содержание аппарата управления;
3) расходы на приобретение основных средств,
инвентаря и др. имущества.
В случае превышения суммы расходов
над суммой поступлений, разница
показывается как остаток средств
на конец отчетного периода в
круглых скобках, разъяснение по этому
вопросу даются в пояснительной записке.
Для целей отражения источников
целевого финансирования целесообразно
принять следующую многоуровневую систему
учета:
Субсчета первого уровня счета
86 «Целевое финансирование» использовать
для отражения источников целевого финансирования:
средства из бюджета – субсчет 86/1, средства
из других источников – субсчет 86/2.
Субсчета 2-го уровня счета 86 «Целевое
финансирование» для отражения
формы целевого финансирования, получаемых
из бюджета: субсидий (субсчет 86/1/1), субвенций
(субсчет 86/1/2), прочих форм (субсчет 86/1/3).
Получение средств из других источников
(субсчет 86/2): гранты (субсчет 86/2/1), инвестиции
от иностранных инвесторов (субсчет 86/2/2),
прочие поступления (субсчет 86/2/3)17.
Величина целевого финансирования,
принимаемая к учету, оценивается
в стоимости фактически полученных
активов (в соответствии с правилами
оценки последних, установленных соответствующими
ПБУ) или номинальной величиной погашенной
кредиторской задолженности.
Целевое финансирование, условие использования
которого не выполнены, может быть прекращено
или отозвано. Поэтому всякое существенное
отступление от порядка его использования
должно раскрываться в отчетности. Отзыв
или прекращение помощи должно немедленно
признаваться как возникновение кредиторской
задолженности в сумме, подлежащей возврату.
Сумма ранее признанного дохода от помощи
должна быть списана в расход. На общую
величину подлежащего возврату финансирования
кредитуются соответствующие счета расчетов
(с бюджетом или с прочими кредиторами)
в корреспонденции с дебетом счета 86 «Целевое
финансирование», а превышение возвращаемой
помощи над сальдо неиспользованной суммы
признается расходом и относится в дебет
счета финансовых результатов.
Аналитический учет целевого финансирования
должен обеспечивать предоставление информации
о том, кем предоставлено финансирование,
его целях и условиях, величине признанного
дохода по каждому виду финансирования
и об остатках помощи, полученной на приобретение
несписанных или не амортизированных
активов.
3.2
Налогообложение целевого использования
денежных средств
В налоговую базу по налогу на прибыль
не включается имущество, которое получено
организацией в рамках целевого финансирования.
Исчерпывающий перечень и состав средств
целевого финансирования, а также условия,
при которых они не учитываются при расчете
налоговой базы по налогу на прибыль, даны
в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ18.
Итак, к средствам целевого финансирования
в налоговом законодательстве относится
имущество, полученное налогоплательщиком
и использованное им по назначению, определенному
организацией (физ. лицом) - источником
целевого финансирования:
1) в виде средств бюджетов всех уровней,
государственных внебюджетных фондов,
выделяемых бюджетным учреждениям по
смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
2) в виде полученных грантов. В целях
применения главы 25 НК РФ грантами признаются
денежные средства или иное имущество
в случае, если они предоставляются:
на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ;
на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;
на условиях, определяемых горантодателем, с обязательным предоставлением ему отчета о целевом использовании гранта;
3) в виде инвестиций, полученных при проведении
инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке,
установленном законодательством РФ;
4) в виде инвестиций, полученных от иностранных
инвесторов на финансирование капитальных
вложений производственного назначения;
5) в виде аккумулированных на счетах
организации-застройщ ка средств дольщиков
и (или) инвесторов;
6) в виде средств, полученных обществом
взаимного страхования от организаций
- членов общества взаимного страхования19;
7) в виде средств, полученных из Российского
фонда фундаментальных исследований,
Российского фонда технологического развития,
Российского гуманитарного научного фонда,
Фонда содействия развитию малых форм
предприятий в научно-технической сфере,
Федерального фонда производственных
инноваций;
8) в виде средств, полученных
предприятиями и организациями,
в состав которых входят особо
радиационно опасные и ядерно опасные
производства и объекты, из резервов, предназначенных
для обеспечения безопасности указанных
производств и объектов на всех стадиях
жизненного цикла и их развития в соответствии
с законодательством РФ об использовании
атомной энергии;
9) в виде средств сборов за аэронавигационное
обслуживание полетов воздушных судов
в воздушном пространстве РФ, полученных
специально уполномоченным органом в
области гражданской авиации.
Средства, не вошедшие в этот перечень,
не являются целевыми и, следовательно,
включаются в налоговую базу по налогу
на прибыль.
Доходам, полученным организацией в
виде целевых поступлений, полностью
посвящен пункт 2 статьи 251 НК РФ20.
Целевые поступления (за искл. целевых
поступлений в виде подакцизных товаров
и подакцизного минерального сырья), также
как и средства целевого финансирования,
не учитываются при определении налоговой
базы по налогу на прибыль.
Целевыми в налоговом учете признаются
поступления: из бюджета бюджетополучателям;
на содержание некоммерческих организаций
и ведение ими уставной деятельности,
поступившие безвозмездно от других организаций
и (или) физических лиц. В случае нецелевого
использования полученных средств или
их неполного использования средства
целевого финансирования классифицируются
как безвозмездно полученные денежные
средства, которые подлежат налогообложению
в установленном Законом порядке. К целевым
поступлениям на содержание некоммерческих
организаций и ведение ими уставной деятельности
относятся:
1) осуществленные
в соответствии с законодательством
Российской Федерации о некоммерческих
организациях вступительные взносы, членские
взносы, паевые взносы, пожертвования,
признаваемые таковыми в соответствии
с гражданским законодательством Российской Федерации;
2) имущество,
переходящее некоммерческим организациям
по завещанию в порядке наследования;
3) средства, предоставленные
из федерального бюджета, бюджетов
субъектов Российской Федерации, местных
бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных
фондов, на осуществление уставной деятельности
некоммерческих организаций;
4) средства
и иное имущество, которые получены
на осуществление благотворительной
деятельности;
5) совокупный
вклад учредителей негосударственных
пенсионных фондов;
6) пенсионные
взносы в негосударственные пенсионные
фонды, если они в размере
не менее 97 процентов направляются
на формирование пенсионных резервов
негосударственного пенсионного
фонда;
6.1) пенсионные
накопления, в том числе страховые
взносы по обязательному пенсионному
страхованию, предназначенные на финансирование
накопительной части трудовой пенсии;
7) использованные
по целевому назначению поступления
от собственников созданным ими учреждениям;
8) отчисления
адвокатских палат субъектов РФ на
общие нужды Федеральной палаты адвокатов
в размерах и порядке, которые определяются
Всероссийским съездом адвокатов; отчисления
адвокатов на общие нужды адвокатской
палаты соответствующего субъекта РФ
в размерах и порядке, которые определяются
ежегодным собранием (конференцией) адвокатов
адвокатской палаты этого субъекта РФ,
а также на содержание соответствующего
адвокатского кабинета, коллегии адвокатов
или адвокатского бюро;
9) средства, поступившие
профсоюзным организациям в соответствии
с коллективными договорами (соглашениями)
на проведение профсоюзными организациями
социально-культурны и других мероприятий,
предусмотренных их уставной деятельностью;
10) использованные
по назначению средства, полученные
структурными организациями ДОСААФ
России от федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного
в области обороны, и (или) другого органа
исполнительной власти по генеральному
договору, а также целевые отчисления
от организаций, входящих в структуру
ДОСААФ России;
11) имущество
(включая денежные средства) и
(или) имущественные права, которые
получены религиозными организациями
на осуществление уставной деятельности;
12) средства, которые
получены профессиональным объединением
страховщиков, созданным в соответствии
с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном
страховании гражданской ответственности
владельцев транспортных средств;
13) денежные
средства, полученные некоммерческими
организациями на формирование
целевого капитала, которое осуществляется
в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке формирования и использования
целевого капитала некоммерческих организаций»;
14) денежные
средства, полученные некоммерческими
организациями - собственниками
целевого капитала от управляющих
компаний, осуществляющих доверительное
управление имуществом, составляющим
целевой капитал, в соответствии с Федеральным законом «О порядке формирования и использования
целевого капитала некоммерческих организаций»;
15) денежные
средства, полученные некоммерческими
организациями от специализированных
организаций управления целевым
капиталом в соответствии с Федеральным законом «О порядке формирования и использования
целевого капитала некоммерческих организаций»;
16) имущественные
права в виде права безвозмездного
пользования государственным и муниципальным
имуществом, полученные по решениям органов
государственной власти и органов местного
самоуправления некоммерческими организациями
на ведение ими уставной деятельности21.
Этот перечень является закрытым и
поступления, не указанные в нем, не являются
целевыми. Средства целевого финансирования
и целевые поступления относятся к доходам,
не учитываемым при налогообложении прибыли
при обязательном выполнении условий,
общих для обоих видов доходов:
Условие первое: организации, получившие
такие средства, обязаны вести по ним раздельный
учет доходов и расходов. При отсутствии
раздельного учета, как у получателей
целевого финансирования, так и у получателей
целевых поступлений, такие средства подлежат
налогообложению с даты их получения.
Относительно целевого финансирования
об этом говорится в подпункте 14 пункта
1 статьи 251 НК РФ. А в случае с целевыми
поступлениями нужно обратиться к пункту
19 Инструкции по заполнению декларации
по налогу на прибыль, утвержденной приказом
МНС России от 29.12.2001 № БГ-3-02/585.
Условие второе: средства целевого финансирования
и целевые поступления должны расходоваться
строго по целевому назначению и в соответствии
с условиями, на которых они предоставлялись.
Иначе их следует включать во внереализационные
доходы организации (п. 14 ст. 250 НК РФ). Причем
момент их включения в состав таких доходов
определен как момент фактического их
использования не по целевому назначению
(пп. 9 п. 4 ст. 271 НК РФ). Исключение предусмотрено
только для бюджетных средств. В пункте
14 статьи 250 НК РФ сказано, что в отношении
бюджетных средств, использованных не
по назначению, применяются нормы бюджетного
законодательства РФ. Итак, организации,
получившие доходы в виде целевого финансирования,
должны тщательно оформлять документы,
подтверждающие использование этих средств
исключительно на цели, определенные передающей
стороной22.
Рассмотрим еще одно общее условие
для организаций - получателей целевого
финансирования или целевых поступлений.
По окончании налогового периода организации
- получатели целевого финансирования
обязаны представить в налоговые органы
по месту своего учета отчет о целевом
использовании полученных средств (п.
14 ст. 250 НК РФ). Для целей налогообложения
прибыли сумма полученных организацией
бюджетных средств учитывается единовременно
на дату фактического поступления этих
средств. Бюджетные средства, полученные
организациями на возвратной и безвозвратной
основе из бюджетов различных уровней
на финансирование целевых программ и
мероприятий, если указанные средства
не связаны с реализацией товаров (работ,
услуг), не облагаются налогом на добавленную
стоимость. Приобретаемое имущество (работы,
услуги) за счет средств целевого бюджетного
финансирования оплачиваются с учетом
НДС, который возмещению не подлежит. Суммы
НДС в данном случае на затраты производства
и обращения покрываются за счет бюджетных
источников.
4. Практическая часть
1. Составим корреспонденцию счетов по
приведенным хозяйственным операциям:
Журнал хозяйственных
операций
2. Откроем счета учета затрат:
3.Составим ведомость распределения
общепроизводственных и общехозяйственных
расходов:
4. Составим отчетную калькуляцию
по законченным заказам:
Заключение
Таким образом, целевые средства - это
денежные или материальные ресурсы, получаемые
предприятием извне (от государства, контрагентов,
учредителей, физических лиц и т. п.) либо
выделяемые из внутрихозяйственных источников
на строго определенные цели. В зависимости
от назначения различают средства целевого
финансирования и целевые поступления.
Целевые средства направляются на конкретные
проекты, целевые поступления - исключительно
на уставную деятельность некоммерческих
организаций.
Бухгалтерский учет средств целевого
финансирования осуществляется с целью
обеспечения полной, достоверной
и своевременной информацией
об их поступлении и расходовании
всех заинтересованных пользователей,
в первую очередь - плательщиков этих
средств. Для учета целевых средств
используется счет 86 «Целевое финансирование».
Средства целевого назначения, полученные
в качестве источников финансирования
тех или иных мероприятий, отражаются
по кредиту счета, а использование полученных
средств по целевому назначению отражается
по дебету данного счета.
В случае приобретения внеоборотных
активов целевое финансирование
учитывается как доходы будущих
периодов. Средства целевого финансирования,
учтенные в составе доходов будущих периодов,
признаются прочими доходами в течение
срока полезного использования объектов
внеоборотных активов ежемесячно в размере
начисленной амортизации.
В случае приобретения оборотных активов,
не подлежащих амортизации, целевое
финансирование признается в качестве
доходов будущих периодов в момент
их принятия к бухгалтерскому учету.
В дальнейшем прочие доходы признаются
при отпуске материально-производственных
запасов на выполнение работ и при прочем
выбытии таких активов.
При получении средств целевого
финансирования на осуществление текущих
расходов без приобретения материальных
ценностей (начисление заработной платы,
приобретение работ и услуг и т.д.) доходы
будущих периодов признаются в периоде
отражения задолженности перед поставщиками,
исполнителями, работниками и т.д. Сумма
доходов будущих периодов списываются
в прочие доходы по мере признания соответствующих
расходов.
Средства целевого финансирования
и целевые поступления относятся
к доходам, не учитываемым при
налогообложении прибыли при
обязательном выполнении условий, перечисленных
в Налоговом кодексе. Таким образом,
бюджетные средства, полученные организациями
на возвратной и безвозвратной основе
из бюджетов различных уровней на финансирование
целевых программ и мероприятий, если
указанные средства не связаны с реализацией
товаров (работ, услуг), не облагаются налогом
на добавленную стоимость.
Список использованной литературы:
НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 28.07.2012) // «Собрание законодательства РФ», №31, 03.08.1998, ст. 3824.
НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 28.07.2012) // «Собрание законодательства РФ», 07.08.2000, №32, ст. 3340.
ГК РФ (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 30.11.2011; с изм. и доп., вступающими в силу , 01.01.2012) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, №32, ст. 3301.
ГК РФ (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 30.11.2011; с изм. и доп., вступающими в силу , 01.01.2012) // «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996,№5, ст. 410.
Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1484 (ред. ноябрь 2007) «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета» // «Российская газета» от 13 июля 1994 г. N 130.
ФЗ от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 28.11.2011) // «Собрание законодательства РФ», 25.11.1996, №48, ст. 5369.
ФЗ от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 06.12.2011) // «Собрание законодательства РФ», 16.02.1998, №7.
Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 714 «Об утверждении порядка контроля за целевым использованием средств краткосрочной финансовой поддержки» // «Российской газете» от 26 июля 1995 г..
Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 №94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйствен ой деятельности организаций и инструкции по его применению» // «Экономика и жизнь», №46, 2000.
Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 №34н (ред. от 24.12.2010) «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», №23, 14.09.1998.
Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 №32н (ред. от 8.11.2010) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации ПБУ 9/99» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», №26, 28.06.1999.
Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н (8.11.2010) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации (ПБУ 4/99)» // «Финансовая газета», № 34, 1999.
Приказ Минфина РФ от 16.10.2000 №92н (ред. от 13.12.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи ПБУ 13/2000» // «Финансовая газета», № 47, 2000.
Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 №67н (ред. от 08.11.2010) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» // «Финансовая газета», №33, 2003 (утратил силу).
Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», №35, 30.08.2010.
Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 107н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам (ПБУ 15/2008)» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 3 ноября 2008 г. N 44.
Письмо Минфина РФ от 14.02.2011 № 03-03-06/1/98 «Об учете средств целевого финансирования в целях налогообложения прибыли» // Документ не был опубликован.
Письмо Минфина РФ от 22.03.2011 N 03-03-06/4/21 «По вопросу о порядке заполнения листа 07 «отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» налоговой декларации по налогу на прибыль организаций» // Документ опубликован не был.
Бычкова С.М., Фомина Т.Ю. Практический аудит. Под ред. Бычковой С.М.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Эксмо, 2009.-176.
Колядинский А.А. Налогообложение и бухгалтерский учет целевых средств: Российский налоговый курьер №23, 2008.
Кондраков Н.П. Бухгалтерский
учет: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2009.
Широбоков В.Г., Грибанова З.М., Грибанов А.А. Бухгалтерский финансовый учет. - М.: КноРус, 2010. - 667 с.
Федорова И.А. Учет целевых бюджетных средств в коммерческой организации - Бухгалтерский учет №3, март 2010.
Электронные ресурсы:
http://www.buhgalteria.ru – Экономический словарь бухгалтера.
http://www.consultant.ru/ - Консультант плюс.
Приложение
1
Списание
НДС за счет целевых средств.
В 2009 году ООО «Пассив» получило средства
целевого финансирования (11 800 руб.) на
текущий ремонт здания. Ремонт обошелся
в 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.).
В бухгалтерском
учете ООО «Пассив»:
Приложение
2
Отчёт о целевом
использовании полученных средств