Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Сущность управления финансами в Республике Беларусь
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 27.04.2013.
Год: 2013.
Страниц: 31.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………….…...4
Содержание процесса управления финансами и его структура………...6
Органы управления финансами, их задачи и функции……….11
Министерство финансов Республики Беларусь и Министерство по налогам
и сборам Республики Беларусь,
их функции, задачи и права………14
Заключение………………33
Список использованных источников……….35
Приложение А. ………...37
Приложение Б. ………..38
ВВЕДЕНИЕ
Финансы представляют
собой совокупность денежных отношений,
возникающих в процессе создания фондов
денежных средств у хозяйствующих субъектов
и государства и использования их на цели
воспроизводства, стимулирования и удовлетворения
социальных нужд общества. Выделяют три
основных стадии процесса общественного
воспроизводства: производство, распределение
и потребление. Областью возникновения
и функционирования финансов является
вторая стадия воспроизводственного процесса,
когда происходит распределение стоимости
произведенного общественного продукта.
Именно на этой стадии появляются финансовые
отношения, связанные с формированием
денежных доходов и накоплений, принимающих
специфическую форму финансовых ресурсов.
Потенциально финансовые ресурсы образуются
на стадии производства, когда образуется
новая стоимость и осуществляется перенос
старой. Однако реальное формирование
финансовых ресурсов начинается только
на стадии распределения, когда стоимость
реализована.
На современном
этапе развития экономики тема управления
финансами актуальна. В общей совокупности
финансовых отношений выделяют три крупные
взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих
субъектов, страхование, государственные
финансы. В зависимости от характера деятельности
субъектов внутри каждой из этих сфер
можно выделить различные звенья. Каждое
звено выполняет свои задачи, имеет собственную
организационную структуру финансового
аппарата, однако в совокупности они образуют
финансовую систему государства. Взаимодействие
между звеньями финансовой системы осуществляется
при посредничестве учреждений банковской
системы, играющих особо важную роль в
отношении функционирования финансов.
Цель курсовой
работы - рассмотреть и раскрыть сущность
управления финансами в Республике Беларусь.
Для достижения
поставленной цели необходимо решить
следующие задачи:
- раскрыть общее
понятие об управлении финансами;
- охарактеризовать
звенья, объекты и субъекты управления
финансами;
- рассмотреть
действующую организацию управления финансами
в Республике Беларусь;
- рассмотреть
органы управления финансами, их структуру,
задачи и функции;
- рассмотреть
место Министерства финансов и Министерства
по налогам и сборам Республики Беларусь
в составе органов государственного управления
финансами, структуру и выполняемые ими
функции.
Управление финансами
является составной частью общей системы
управления социально-экономичес ими
процессами. Оно направлено на совершенствование
системы отношений, призванных нормализовать
финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономичес ого
развития общества.
Цель управления
финансами – финансовая устойчивость
и финансовая независимость, проявляющиеся
в макроэкономической сбалансированности,
профиците бюджета, снижении государственного
долга, твердости национальной валюты,
в сочетании экономических интересов
государства и всех членов общества.
1 Содержание процесса
управления финансами и его структура
Управление
присуще всем сферам человеческой
деятельности, в том числе и
финансовой.
Управление
– совокупность приемов и методов
целенаправленного воздействия
на объект для достижения определенного
результата.
Управление финансами
- это осознанное воздействие органов
управления на финансы страны [1, с. 39].
Управление
финансами осуществляется через
сложившуюся систему отношений,
обусловленной историческими, экономическими
и политическими условиями и подчинено
финансовой политике государства.
Управление финансами
является составной частью общей системы
управления социально-экономичес ими
процессами. Оно направлено на совершенствование
системы отношений, призванных нормализовать
финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономичес ого
развития общества.
Цель управления
финансами – финансовая устойчивость
и финансовая независимость, проявляющиеся
в макроэкономической сбалансированности,
профиците бюджета, снижении государственного
долга, твердости национальной валюты,
в сочетании экономических интересов
государства и всех членов общества.
В управлении
финансами можно выделить объекты и субъекты.
В качестве объектов управления выступают
виды финансовых отношений, связанные
с формированием, распределением и использованием
централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств. Субъектами управления
являются те организационные структуры,
которые осуществляют управление.
Субъекты управления
используют в каждой сфере и в каждом звене
финансовых отношений специфические методы
целенаправленного воздействия на финансы.
В управлении
финансами выделяют следующие элементы:
- финансовый анализ;
- финансовое прогнозирование;
- финансовое планирование;
- оперативное
управление финансами;
- финансовый контроль;
- учет финансовых
ресурсов [4, с. 28].
Финансовый анализ
формирует информацию, необходимую для
принятия управленческих решений в области
финансов, исходя из сложившейся ситуации,
проявившихся тенденций, выявленных проблем.
Он опирается на бухгалтерскую, статистическую,
оперативную документацию, отчетность.
Финансовое прогнозирование
выявляет ожидаемое в перспективе состояние
финансовых ресурсов и потребность в них
субъектов финансовой системы, а также
возможные варианты осуществления финансовой
деятельности. Оно является предпосылкой
финансового планирования.
В ходе финансового
планирования устанавливают параметры
финансовой системы, величину и источники
получения финансовых ресурсов и направления
их использования, степень соответствия
поступлений и затрат, допустимый уровень
дефицита финансовых ресурсов и источники
его финансирования. Основой финансового
планирования служат составление и принятие
бюджетов и финансовых балансов, а также
разработка и утверждение финансовых
разделов целевых программ и бизнес-планов.
Оперативное управление
осуществляется с целью реагирования
на складывающуюся ситуацию, принятия
текущих решений, корректировки финансовых
планов в связи с возникшими обстоятельствами
и новыми задачами.
Финансовый контроль
обеспечивает обратную связь в цепи управления
финансами и предоставляет органам управления
информацию о соблюдении законов, правил,
норм расходования, использования финансовых
ресурсов и исполнении бюджетов.
Учет финансовых
ресурсов выявляет их наличие на текущий
момент, динамику изменения, резервы.
В теории финансов
различают:
- стратегическое
(общее) управление;
- оперативное
управление [1, с. 41].
Стратегическое
управление выражается в определении
финансовых ресурсов через прогнозирование
на перспективу, установлении размера
финансовых ресурсов для осуществления
финансовых программ и др. Его осуществляют
органы государственного и хозяйственного
управления - Парламент, Администрация
Президента, Министерство финансов, Министерство
по налогам и сборам Республики Беларусь
и др. Оперативное управление финансами
является главной функцией аппарата финансовой
системы, реализуемой в повседневной текущей
работе финансовыми службами предприятий,
отраслевых министерств и комитетов, работниками
Министерства финансов, Министерства
экономики, Министерства по налогам и
сборам Республики Беларусь и др. [2, с.
36].
Оперативное управление
представляет собой комплекс мер, разрабатываемых
на базе оперативного анализа образующейся
финансовой ситуации и преследующих достижение
цели, которая заключается в получении
наибольшего эффекта при малом числе затрат
с помощью перераспределения финансовых
ресурсов.
Управление финансами
осуществляется на всех уровнях финансовой
системы. Оно бывает общегосударственным,
которое устанавливает общие принципы,
правила и нормы, а также обеспечивает
проведение единой финансово-бюджетной
политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной
политики в Республике Беларусь; и управление
финансами отдельных субъектов управления.
Управление финансовым
состоянием отдельных субъектов управления
заключается в том, что потоки денежных
средств предприятий являются частью
его финансов, т. е. существующих финансовых
отношений. Денежные средства предприятия
находятся в постоянном кругообороте.
Они вложены в оборотные и внеоборотные
активы. Кругооборот внеоборотных активов
происходит в течение весьма длительного
временного периода – нескольких лет,
а оборотных активов – значительно быстрее.
Рассчитывается и анализируется оборачиваемость
именно оборотных активов.
Финансовые отношения
объективны, то есть представляют собой
элемент базиса общества. В то же время
они складываются не стихийно, а организовываются
государством, то есть финансовым отношениям
придаются различные формы. Но для того
чтобы организация форм финансовых отношений
носила научный характер, способствовала
положительному воздействию на результат
хозяйствования, необходимо выработать
стратегию и тактику использования финансов
для достижения поставленных задач по
экономическому и социальному развитию.
Выработанная стратегия и тактика
организации государством финансовых
отношений представляет собой финансовую
программу или финансовую политику.
Намеченная
финансовая политика может быть
успешно реализована только при
научной организации процесса
управления финансами. По своему
содержанию процесс управления финансами – это создание,
применение, проверка соблюдения, изучение,
анализ и совершенствование форм финансовых
отношений, предназначенных для реализации
целей и задач, намеченных финансовой
политикой.
Из содержания
процесса управления финансами
видно, что финансы могут быть
как объектом, так и субъектом
управления.
Объектом управления
финансы являются тогда, когда осуществляются
такие стадии управления, как создание,
проверка соблюдения, изучение, анализ
и совершенствование форм финансовых
отношений.
Субъектом
управления финансы являются
тогда, когда выполняется стадия практического
применения выработанных форм финансовых
отношений.
Стадии управления
финансами образуют звенья управления
финансами. Стадии управления финансами
изображены в Приложении А. К ним относятся:
1) выработка
(создание) форм финансовых отношений,
их совершенствование (финансовое
право);
2) практическое
применение форм финансовых отношений
(финансовая деятельность, состоящая
из составления и исполнения
финансовых планов и финансовых
прогнозов);
3) проверка
соблюдения, изучения, анализ действующих
форм финансовых отношений с
целью подготовки предложений
для их дальнейшего совершенствования
(финансовый контроль).
Результатом
управления финансами в области
создания форм финансовых отношений
является выработка финансовых
рычагов.
Финансовый
рычаг – это форма финансовых отношений,
являющаяся частью финансового механизма,
при помощи которой осуществляется материальное
воздействие на экономические интересы
субъекта (предприятия, организации, учреждения,
отдельного работника). Но для того, чтобы
формы финансовых отношений фактически
выполняли роль финансовых рычагов, необходимо
разработать порядок организации данных
форм (название формы, порядок начисления,
сроки уплаты или финансирования), а также
методы их организации. Различают два
основных метода организации форм финансовых
отношений:
первый – наделение форм финансовых отношений стимулами.
Финансовые
стимулы представляют собой возможность
той или иной формы финансовых отношений
(или финансового рычага) материально
воздействовать на деятельность субъекта
с целью заинтересовать его в наилучших
результатах своей работы.
второй метод – наделение форм финансовых отношений (финансовых рычагов) нормативами.
Финансовые нормативы
– это размер финансового рычага. Таким
образом, финансовые нормативы обеспечивают
реальность, результативность финансовых
рычагов.
Существенным
звеном управления финансами
является реализация (практическое
применение) форм финансовых отношений.
Этот процесс состоит в том,
что выработанные формы финансовых
отношений или финансовые рычаги, наделенные
стимулами и нормативами, используются
для организации финансовой деятельности,
состоящей из составления и исполнения
финансовых планов и финансовых прогнозов.
В финансовом
планировании может применяться
несколько методов: балансовый, оптимизации
плановых решений, нормативный, экспертных
оценок, экономико-математиче кого моделирования.
Завершающим звеном
в управлении финансами является
финансовый контроль. Финансовый
контроль осуществляется специально
уполномоченными органами, главной
функциональной задачей которых
является не только проверка
соблюдения установленных форм
и методов финансовых отношений,
но и подготовка обоснований
для их совершенствования.
Таким образом,
в первой главе был рассмотрен
процесс управления финансами,
были охарактеризованы звенья, объекты
и субъекты управления финансами.
2 Органы
управления финансами, их задачи и функции
Организация управления
финансами в Республике Беларусь включает:
1. стратегическое
или общее управление;
2. оперативное
или непосредственное управление.
Стратегическое
управление финансами выражается:
1) в определении
источников и объемов финансовых ресурсов,
которые должны обеспечить воспроизводство
исходя из пропорций, предусмотренных
важнейшими программными документами
государства;
2) в установлении
оптимальных пропорций между финансовыми
ресурсами, аккумулируемыми в руках государства,
и ресурсами, аккумулируемыми в отдельных
отраслях предприятия;
3) в выявлении
наиболее эффективных направлений использования
финансовых ресурсов.
Структура
органов управления финансами
изображена схематически в Приложении
Б.
В Республике
Беларусь стратегическое управление осуществляет
Президент и высшие органы законодательной
и исполнительной власти.
Эти органы определяют финансовую политику
государства; утверждают финансовое законодательство;
осуществляют общий контроль за соблюдением
финансового законодательства.
Президент РБ
исходя из положений Конституции:
1) призван
обеспечить согласованное функционирование
и взаимодействие органов законодательной
и исполнительной власти;
2) определять
внутреннюю и внешнюю политику государства,
на основе которой строится финансовая
политика;
3) подписывает
законы после принятия их Парламентом;
4) издает директивы,
декреты, указы по вопросам формирования
и использования финансовых ресурсов.
Важнейшая задача
Президента - контроль за целевым и эффективным
расходованием финансовых ресурсов государства.
Парламент РБ
как высший законодательный орган:
1) принимает
законы, регламентирующие функционирование
финансовых отношений;
2) устанавливает
налоги, сборы, пошлины и другие платежи.
Совет министров
РБ как высший орган исполнительной власти
осуществляет управление финансами через
свои структурные подразделения: министерства,
ведомства, госкомитеты, комитеты.
Как уже
было сказано ранее, общее управление
финансами в Республике Беларусь осуществляют
высшие законодательные и исполнительные
органы государственной власти: Парламент
страны, аппарат президента, Правительство,
Национальное собрание и Совет Министров
при Президенте Республики Беларусь.
В частности, Палата
представителей Национального собрания
рассматривает и утверждает бюджет страны,
отчет об его исполнении, устанавливает
республиканские налоги и сборы. Президент
подписывает законы (в том числе по финансовым
вопросам) или, используя свое конституционное
право, возвращает закон или отдельные
его положения на доработку в Парламент.
Правительство
Республики Беларусь рассматривает проект
государственного бюджета, другие финансовые
документы и представляет их для обсуждения
и утверждения в парламент.
Обязанность
Правительства - принимать постановления
финансового характера, направленные
на реализацию принятых законов. Оперативное
управление финансами осуществляет финансовый
аппарат [4, с. 30].
Оперативное (непосредственное)
управление финансами осуществляют специализированные
органы на общегосударственном уровне,
на отраслевом уровне и на уровне отдельных
предприятий и организаций.
На общегосударственном
уровне управление финансами осуществляют:
- Министерство
финансов Республики Беларусь;
- Министерство
по налогам и сборам Республики Беларусь;
- Национальный
банк Республики Беларусь;
- Государственный
таможенный комитет.
Они проводят
в жизнь финансовую политику; разрабатывают
проект форм и методов финансовых отношений
и издают после их утверждения Национальным
Собранием инструкции; контролируют соблюдение
установленных форм и методов финансовых
отношений и изучают их действенность;
вносят предложения в Национальное собрание
по совершенствованию форм и методов финансовых
отношений.
На отраслевом уровне:
- финансовые управления;
- финансовые отделы;
- экономические
службы различных министерств и ведомств.
На уровне предприятий:
- финансовые отделы;
- экономические
службы;
- бухгалтерии
предприятий, организаций, учреждений.
Одним из важнейших
органов управления является Министерство
финансов Республики Беларусь. Оно проводит
единую финансовую, бюджетную, налоговую,
валютную политику, утвержденную Парламентом,
Президентом и Правительством Республики
Беларусь.
Органом оперативного
управления финансами является Министерство
по налогам и сборам Республики Беларусь.
Управление финансами
в отраслевых министерствах, государственных
комитетах осуществляют финансовые управления
(отделы) этих ведомств. В организации
этих звеньев образуется соответствующим
Советом депутатов. Все они имеют двойное
подчинение: местным органам власти и
с другой стороны – вышестоящему государственному
органу. На них возложено выполнение таких
функций, как:
- составление
сводных финансовых планов и прогнозов
по ведомству и контроль за их реализацией;
- проведение мероприятий
по укреплению хозрасчета, повышению рентабельности
и максимальному увеличению денежных
накоплений на подведомственных предприятиях;
- контроль за
эффективным использованием основного
и оборотного капитала на предприятиях;
- контроль за
состоянием расчетов в целом по министерству
(ведомству) по платежам в бюджет, расчетам
с поставщиками и покупателями, а также
по заработной плате с рабочими и служащими;
- финансирование
подведомственных предприятий и учреждений,
руководство их финансовой деятельностью
и т.п. [3, с. 40].
В низовых звеньях
хозяйственного управления, т.е. на предприятиях
и других структурах, управление финансами,
как правило, осуществляют финансовые
отделы, а при их отсутствии - другие экономические
службы (в частности, бухгалтерии). Они
выполняют примерно те же функции, что
и финансовые управления (отделы) министерств
и ведомств, но в пределах конкретного
предприятия.
3 Министерство финансов
Республики Беларусь и Министерство по
налогам и сборам Республики Беларусь,
их функции, задачи и права
Одним из важнейших
органов управления является Министерство
финансов Республики Беларусь. Оно проводит
единую финансовую, бюджетную, налоговую,
валютную политику, утвержденную Парламентом,
Президентом и Правительством Республики
Беларусь.
Министерство
финансов Республики Беларусь — республиканский
орган государственного управления и
подчиняется Совету Министров Республики
Беларусь.
Минфин в своей
деятельности руководствуется Конституцией
Республики Беларусь, иными актами законодательства
Республики Беларусь и Положением о министерстве
финансов Республики Беларусь.
Основными задачами
Министерства финансов являются [14].:
проведение единой финансовой политики, осуществление регулирования и управления в финансовой сфере деятельности и координация деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления;
обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;
разработка предложений по обеспечению роста финансовых ресурсов, совершенствованию форм финансовых взаимоотношений организаций и граждан с государством и использованию кредитных ресурсов;
эффективное проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики;
участие в организации инвестиционного сотрудничества республики и регулирования внешней государственной задолженности, осуществление регулирования внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь, привлечение, использование и погашение внешних государственных займов (кредитов), формирующих внешний государственный долг Республики Беларусь;
контроль за соблюдением финансовых интересов государства, в том числе в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство;
государственное регулирование и контроль в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, создание в республике запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;
формирование и реализация единой государственной политики в области разработки и производства бланков ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты (далее — бланки строгой отчетности) и специальных материалов для защиты их от подделки;
проведение государственной политики в области страховой деятельности, государственный надзор и контроль за страховой деятельностью на территории Республики Беларусь;
осуществление лицензирования и контроль за соблюдением законодательства об осуществлении лицензируемых видов деятельности, лицензионных требований и условий юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, получившими в установленном порядке специальные разрешения (лицензии), выдаваемые Минфином;
государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;
государственное регулирование аудиторской деятельности, контроль за соблюдением законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность;
государственное регулирование рынка ценных бумаг, осуществление контроля и надзора за выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж. [1, с. 43].
В соответствии
с данными задачами Министерство финансов
выполняет следующие основные функции:
- осуществляет
методическое руководство бюджетно-финансовой
сферой в стране, изучает экономику и финансы
отраслей, разрабатывает предложения
по совершенствованию финансово-кредитного
механизма и увеличению доходов бюджета;
- организует работу
по составлению проекта бюджета, ежегодно
разрабатывает проект Закона о бюджете
страны на очередной финансовый (бюджетный)
год и представляет его в Совет Министров
страны;
- участвует в
составлении кратко- и долгосрочных прогнозов
экономического развития государства,
его платежного баланса;
- разрабатывает
и определяет порядок и сроки формирования
и исполнения федерального (республиканского)
бюджета;
- ведет деятельность,
связанную с совершенствованием налогового
законодательства страны, а также подготовкой
проектов международных соглашений по
вопросам налогообложения;
- определяет порядок
финансирования расходов, предусмотренных
бюджетом;
- обеспечивает
исполнение республиканского бюджета,
расписывает доходы и расходы, устанавливая
их поквартальное распределение, осуществляет
взаимные расчеты республиканского бюджета
с бюджетами областей;
- управляет средствами,
находящимися на счетах казначейства;
- участвует в
составлении проекта бюджета Союзного
государства, а в дальнейшем обеспечивает
его исполнение;
- определяет условия
деятельности страховых организаций и
их обособленных подразделений;
- осуществляет
государственную регистрацию страховых
организаций, страховых брокеров, их филиалов
и представительств, а также контроль
за соответствием изменений и дополнений,
вносимых в их учредительные документы,
законодательству и др. [4, с. 31].
Являясь центральным
органом управления, Министерство финансов
проводит свою деятельность через финансовые
управления областных, городских исполкомов,
организует финансовую деятельность подведомственных
предприятий, объединений, учреждений
и осуществляет контроль за их работой.
Исходя из многочисленных
функций по управлению финансами, Министерство
финансов наделено и большими правами.
По сравнению с прежней структурой аппарата
Министерства финансов в Республике Беларусь
нынешняя отличается значительными изменениями,
направленными на повышение действенности
управления финансами.
Министерство
финансов Республики Беларусь имеет право
[14]:
1 требовать и
получать:
от республиканских органов государственного управления и организаций информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию государственных финансовых средств, материалы, необходимые для бюджетно-финансового планирования, бухгалтерские отчеты, балансы и прочие материалы, необходимые для осуществления контроля за выполнением организациями финансовых обязательств перед государством и за соблюдением государственной финансовой дисциплины;
от областных и Минского городского исполнительных комитетов материалы, необходимые для формирования расчетных показателей по проектам местных бюджетов, утвержденные местными Советами депутатов своды местных бюджетов областей и г. Минска, уточненные назначения по этим бюджетам, а также отчеты об их исполнении по формам, утвержденным Минфином;
ограничивать и приостанавливать финансирование расходов за счет государственных средств в случаях несоблюдения их получателями законодательства, незаконного получения либо использования указанных средств не по целевому назначению, непредставления в установленные сроки отчетов об использовании бюджетных средств, информации о движении бюджетных средств по их счетам, а также в случаях временных кассовых разрывов;
вкладывать свободные средства республиканского бюджета в хозяйственную деятельность, акции и другие ценные бумаги, выдавать бюджетные займы, бюджетные ссуды организациям в соответствии с законодательством;
выдавать по ходатайствам областных и Минского городского исполнительных комитетов в соответствии с законодательством из республиканского бюджета бюджетные кредиты в случае образования временных кассовых разрывов при исполнении местных бюджетов с погашением этих бюджетных кредитов в согласованные сроки в пределах текущего финансового года;
возмещать консолидированным бюджетам областей и бюджету г. Минска из республиканского бюджета средства в случаях уменьшения доходов или увеличения расходов местных бюджетов;
изымать из консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска в республиканский бюджет средства при принятии Советами депутатов решений, вызывающих уменьшение доходов или увеличение расходов республиканского бюджета;
взыскивать в бесспорном порядке в республиканский бюджет средства из консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска в соответствии с законодательными актами;
взыскивать в бесспорном порядке средства бюджета, в том числе в виде бюджетных займов и бюджетных ссуд, незаконно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства, задолженность по бюджетным займам и бюджетным ссудам, проценты по бюджетным займам, а также платежи, произведенные в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь со взысканием процентов в случаях, предусмотренных законодательными актами;
расходовать средства с 1 января текущего года в размере 1/12 бюджетных ассигнований предыдущего года в пределах поступающих в течение каждого месяца доходов вплоть до принятия Закона Республики Беларусь о республиканском бюджете на очередной финансовый год;
истребовать данные о доходах и расходах государственных внебюджетных фондов и средств от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций по формам и в сроки, установленные Минфином, и осуществлять контроль за использованием средств государственных внебюджетных фондов и средств от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций;
давать обязательные для выполнения всеми банками республики указания о приостановлении расчетов по банковским счетам распорядителей средств республиканского бюджета и государственным целевым бюджетным и внебюджетным фондам при нарушении ими законодательства;
проводить проверки, в том числе по поручению органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам) по вопросам, относящимся к компетенции Минфина, а также внеплановые проверки, проводимые в соответствии с законодательством при осуществлении контроля за использованием (расходованием) бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, мер государственной поддержки;
проводить проверки соблюдения аудиторами — индивидуальными предпринимателями и аудиторскими организациями законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность;
при осуществлении государственного надзора за деятельностью страховых организаций Минфин вправе:
проводить проверки соблюдения страховыми организациями, их обособленными структурными подразделениями, а также страховыми посредниками требований законодательства о страховании; выносить страховым организациям, страховым посредникам обязательные для выполнения предписания об устранении выявленных нарушений, приостанавливать действие выданных страховым организациям лицензий до устранения этих нарушений;
вносить представления (предложения) собственнику имущества (учредителям, участникам) страховой организации о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению страховой организации, замене ее руководства;
принимать решения о ликвидации страховой организации, страхового брокера в случаях, установленных законодательными актами;
обращаться в хозяйственный суд с заявлением об экономической несостоятельности (банкротстве) страховой организации, страхового брокера;
приостанавливать и т.д.................