На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Понятие социальной ответственности предпринимательства. Роль спонсорства в развитии социальной обстановки в обществе. Анализ благотворительной и спонсорской помощи как проявления социальной ответственности компании (на примере ОАО АК Барс Банк).

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


40
Содержание

    Введение
    Глава 1. Теоретические основы изучения социальной ответственности бизнеса
      1.1 Понятие социальной ответственности предпринимательства (обзор основных концепций)
      1.2 Роль спонсорства в развитии социальной обстановки в обществе. Понятие спонсоринга и спонсорства
      1.3 Благотворительная помощь предприятий и организаций: проблемы и пути решения
    Глава 2. Анализ благотворительной и спонсорской помощи как проявления социальной ответственности компании (на примере ОАО «АК БАРС БАНК»)
      2.1 Общая характеристика компании
      2.2 Роль компании в благотворительной и спонсорской деятельности
      2.3 Проведение Республиканского конкурса на звание «Человек - золотое сердце». Вклад ОАО «АК БАРС БАНК» в развитии благотворительности
    Заключение
    Список использованной литературы
    Введение

    Актуальность исследования. Прежде всего, отметим, что трансформационные процессы, происходившие с 90-гг прошлого века в России, инициировали внимание общественности к феномену предпринимательства как к источнику развития экономической и социальной сферы общества.
    Предприниматель стал одним из главных действующих субъектов рынка, поскольку без творческого подхода к организации производства, использования новых комбинаций, смелого и рискованного подхода к организации нового дела невозможно получить прибыль в условиях рыночной экономики.
    С точки зрения философии, при любой степени свободы жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Соответственно, предприниматель стремится найти компромисс между получением прибыли и удовлетворением потребностей общества.
    Практически это означает, что социально ответственный предприниматель будет заниматься не всякой деятельностью, приносящей пусть даже высокую прибыль (яркие примеры - торговля наркотиками и оружием - социально неприемлемые виды деятельности, но высокоприбыльные).
    Также, отметим, что спонсорство чаще рассматривается как большую часть основной маркетинговой активности, но часто оно отвечает и задачам PR, потому что является формой многоуровневой скрытой коммуникации, и со своей стороны порождает широкий спектр PR-возможностей. Для многих компаний спонсорство является самым эффективным PR-инструментом.
    В нашей стране эта сфера PR скорее развивающаяся, чем развитая. Недавно появились в компаниях специалисты-фандрайзеры, занимающиеся поиском инвестиций в проекты своих компаний. В связи с этим возникает новая область для изучения, а точнее изучение спонсорства с обратной стороны.
    Спонсорская деятельность предполагает определенную программу и обоснование целей и результатов вкладывания средств, отчет о расходах и т.д. В некотором роде это финансирование либо с отдаленной выгодой, либо с заведомо рискованным результатом. Но все же - это, хотя и благотворительное, но в какой-то мере деловое предприятие.
    Таким образом, воспринимая спонсорство, как один из эффективнейших PR-инструментов, в настоящее время предприниматели борются за право обладать правом спонсирования наиболее выгодных, качественных, масштабных проектов, мероприятий, с целью улучшения своего личного имиджа, имиджа своей компании, и её деловой репутации.
    Цель исследования - проанализировать социальную ответственность в бизнесе (на примере ОАО «АК БАРС БАНК»).
    Объект исследования - социальная ответственность бизнеса.
    Предмет исследования - социальную ответственность в бизнесе (на примере ОАО «АК БАРС БАНК»).
    Задачи исследования:
    1. раскрыть понятие социальной ответственности предпринимательства.
    2. выявить роль спонсорства в развитии социальной обстановки в обществе.
    3. изучить благотворительную помощь предприятий и организаций: проблемы и пути решения.
    4. провести анализ благотворительной и спонсорской помощи как проявления социальной ответственности компании (на примере ОАО «АК БАРС БАНК»).
    Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы

Глава 1. Теоретические основы изучения социальной ответственности бизнеса

1.1 Понятие социальной ответственности предпринимательства (обзор основных концепций)

Прежде всего, отметим, что реформы 90-х гг. проводились в соответствии с либеральной моделью рыночной экономики, где фигурирует «экономический человек», который действует рационально, эгоистично в соответствии с личными интересами.

При этом, на наш взгляд, не учитывались последствия этих действий, что нанесло непоправимый вред стране, обществу, человеку. «Объявленная свобода предпринимательства стала отождествляться со свободой стяжательства в любых его формах» [1, с.182]. Предпринимательство в это время развивалось часто вне законов и правил, иногда даже вопреки им. Ломка, смена ценностей и нравственных ориентаций не сопровождалась появлением новых, социально привлекательных и интегрирующих общество идей. В итоге получилось то, что Г. Клейнер обозначил как «экономика физических лиц». Её особенность состоит в том, что общественные интересы в ней подчинены интересам собственников или руководителей предприятий как физических лиц [1, с.183].

Мы считаем, что принципиальными характеристиками предпринимательской деятельности являются: принятие предпринимателем на себя риска осуществляемой им деятельности и получение прибыли. Принятие риска напрямую означает ответственность предпринимателя за ведение своего дела. Предприниматель ответственен за успех предприятия, за предоставление рынку необходимого товара, за качество товара, за соблюдение законов и договоренностей с партнерами, инвесторами, работниками и государством. Однако, несоблюдение законодательства, уход от налогов, некачественная продукция, плохие условия труда - это реалии наших дней.

Тема социальной ответственности бизнеса неразрывно связана с задачами построения в России институтов гражданского общества. Уже сейчас многие исследователи (Аганбегян А.Г., Карпухина Е.А., Еремеев О.В., [2]) отмечают, что в России есть тенденция завершения стадии первоначального накопления капитала. Практика многих предприятий показывает, что социальная защищенность работников, их благосостояние становятся фактором роста производительности труда, обеспечения стабильности и роста производства.

Проанализировав литературу, мы пришли к выводу о том, что социальная ответственность бизнеса подразумевает определенный уровень развития предприятия и добровольный отклик на социальные проблемы общества. Этот отклик означает соблюдение законодательно установленных норм и правил и осуществление деятельности сверх этих требований. Именно такой подход предпринимателя к своей деятельности позволит совершить коренные изменения в сложной социально-экономической ситуации, в которой находится сейчас Россия.

Также, нами будет рассмотрена философская трактовка ответственности, соотношение ответственности с предпринимательской культурой, а также аргументы, выдвигаемые «за» и «против» непосредственного участия предпринимательства в решении социальных проблем общества.

Прежде всего, отметим, что ответственность - это отношение зависимости человека от чего-то, воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий. Объектом ответственности могут быть другие люди, в том числе будущие поколения, общности, а также животные, окружающая среда, материальные, социальные и духовные ценности [3, с. 172].

Также ответственность - категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к людям, к обществу (человечеству в целом), которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм [8, с. 403].

Еще Аристотель указывал, что ответственность - одно из проявлений свободы, а свобода - одно из условий ответственности: человек вправе принимать решения и совершать действия согласно своим мнениям и предпочтениями, но он должен отвечать за их последствия и не может перекладывать вину за негативные результаты своих решений и действий на других [3, с.173]. В настоящее время такое понимание ответственности можно найти и в современном мире, например, решение экологических проблем или забота о соблюдении законов, даже если имеется возможность их обойти.

Мы выяснили, что, многие исследователи признают факт, что возникновение и развитие института предпринимательства на Западе оказало революционное воздействие на общество и человека. Феномен предпринимательства распространил свое влияние не только на экономическую, но и на социальную, нравственную, политическую, культурную и другие сферы жизнедеятельности людей.

Как проявление особого этоса хозяйственного поведения и "духа капитализма" предпринимательство исследовал М. Вебер. Он отмечал, что "экономический человек", - а предприниматель оказывается таковым в первую очередь, - не может не считаться с социальными, в т.ч. и нравственными, нормами. В случае, когда эти нормы принимаются не из подражания или приспособления, а по убеждению, возникает предпринимательская этика, а вся сумма жизненных установок, ценностных ориентаций, соответствующей мотивации образует профессиональный этос хозяйствования.[6,c.74]

Как показывает исторический опыт, на ранней стадии свободного предпринимательства капитализм требует от людей проявления ряда положительных качеств - инициативы, готовности идти на риск. Все это сопряжено с глубинными изменениями морального сознания, образованием нового типа личности.

Например, cогласно Хаскеллу [9, с.35], образ жизни, ориентированный на рынок, не является, как считал Т. Гоббс, ареной борьбы всех против всех. Напротив, рынок создает новый этический климат. Рыночные отношения оказывают на людей, вовлеченных в них, положительное влияние: приучают к социальной дисциплине, выдержке, ответственности, способствуют формированию моральных качеств. Это, во-первых, умение сдержать данное слово. Дать и сдержать слово - значит проявить инициативу на пути к совершению намеченного действия, уметь составлять реальные, выполнимые планы на будущее, совершать ответственный волевой акт. Необходимое деловое качество преобразует личность морально, порождая в ней новые черты человечности и восприимчивости. Другое качество, порождаемое рынком: умение правильно предвидеть и учитывать отдаленные последствия сегодняшних поступков. Должен сформироваться человек, способный - во имя исполнения намеченных целей - откладывать на будущее.

Также, отметим, что с середины XIX века термин "ответственность" начинает все чаще появляться в религиозно-практических дискуссиях, где затрагиваются темы "христианской ответственности" бизнесменов. Заметим, что здесь уже явно видна прямая соотнесенность понятия "ответственность" с субъектами управления. В дальнейшем расширение сферы управленческой практики привело к тому, что религиозные философы вынуждены были обратиться к теоретическим обоснованиям понятия "ответственность" в новых социально-исторических условиях.

На наш взгляд, наиболее значимыми здесь являются работы М. Бубера, К. Барта, Р. Нибура. На вопрос, может ли руководитель большого технического предприятия проявлять диалогическую (социальную) ответственность, Бубер утверждает, что, безусловно, может. "Он проявляет ее, если представляет себе руководимое им предприятие... в его конкретности; если он видит в нем не совокупность центров механических сил и обслуживающих организмов, которые дифференцируются для него лишь по своим функциям, а совокупность людей; если он... воспринимает этих людей как личности и соответственно относится к ним" [4, с. 123-124].

Таким образом, социальная ответственность - это контракт между бизнесменом и обществом, в котором он функционирует. Выделяют четыре основных подхода к определению ответственности бизнеса:

1) Любые действия в рамках юридической законности считаются социально ответственными - "В бизнесе нет места этике". Так, Ненси Рэнкен в своей работе "Мораль и бизнес" выдвигает тезис о том, что бизнесмена нельзя рассматривать в качестве морального субъекта, поскольку любой бизнесмен озабочен проблемами выживания, роста и прибыли и не способен к альтруистическим поступкам [5].

Тем самым она отвергает так называемый "тезис о гармонии", согласно которому все, что действительно полезно для бизнеса, корректно с моральной точки зрения. Сторонники этой позиции убеждены, что бизнес играет в обществе исключительно экономическую роль, и долг менеджера - с помощью производства конкурентоспособных товаров и услуг обеспечить акционеров наиболее высокими прибылями от их инвестиций.

При этом они считают, что не несут каких-либо особых этических обязательств и ответственности за предотвращение чьего-либо ущерба или за продвижение тех, а не иных товаров и услуг. Они не видят никакой необходимости отступать от закона, чтобы предотвратить нанесение ущерба кому-либо. С точки зрения сторонников этой позиции ответственность предпринимателя отождествляется с юридической ответственностью, т.е. любые действия в рамках юридической законности считаются социально ответственными.

2) Другую позицию можно охарактеризовать девизом: "Максимальная прибыль - единственная обязанность бизнеса". Сторонники этой позиции утверждают, что они могут преступить закон, чтобы преследовать чью-либо пользу, например, получение прибыли.

По данным исследований, проведенных учеными Вашингтонского университета, за пять лет с 1981 по 1985 каждые две из десяти крупнейших американских корпораций принимали участие, по крайней мере, в одной операции, выходящей за рамки закона. Это косвенно подтверждается и следующими фактами. В период с 1976 по 1986 г. число арестов за мошенничество среди менеджеров увеличилось на 75%, за растрату - на 26% [9, с. 37].

Указанную позицию очень ясно изложил Милтон Фридман: "В системе частной собственности... менеджер фактически является служащим, работающим по найму у владельцев бизнеса. Он ответственен непосредственно перед своими нанимателями, и ответственность его заключается в том, чтобы вести дело в соответствии с их пожеланиями. Пожелания же нанимателей, в общем, сводятся к требованию делать как можно больше денег, приспосабливаясь к воплощенным в законах и этических традициях базовым нормам общества" [9, с. 38].

Исходя из этих позиций, менеджеры принимают решение по поводу своей этической ответственности блюсти интересы хозяев, и именно это, а не ответственность за предотвращение чьего-либо ущерба или за продвижение социально-ориентированных товаров и услуг, определяет границы их этической ответственности.

Таким образом, сторонники этого направления сводят социальную ответственность к профессиональной ответственности, которая диктуется нормами взаимодействия профессионала и нанимателя. Любые действия в рамках указанных норм считаются социально ответственными.

3) Сторонники третьей позиции допускают, что в бизнесе есть место социальной ответственности, но понимают ее как инструмент или условие, которое менеджеры используют для достижения целей корпорации в экономике. Социальная ответственность должна вести к успеху и сохранять успех. А если она не выдерживает этой проверки сейчас или когда-нибудь в будущем, то она может быть отброшена по прагматическим соображениям.

Таким образом, сторонники этого направления признают, что можно говорить о специфической социальной ответственности предпринимателей не только в рамках юридической или профессиональной ответственности, но и в более широком аспекте. Но это возможно только в том случае, если эта деятельность ведет к успеху. Если этого нет, то социальная ответственность не приносит пользы, поэтому от нее необходимо отказаться. Это своего рода экономическая ответственность.

4) Четвертая позиция представляет социально ответственной ту организацию, которая считает себя морально ответственной как перед людьми, которые в ней работают, так и перед всеми, кто оказывается под воздействием ее деятельности. Ответственность компании регулируется морально-этическими нормами. В центр ставится проблема достижения и совмещения интересов всех участников «жизнедеятельности» организации. Это морально-этическая ответственность.

Современные теоретические исследования социальной ответственности много внимания уделяют позициям, которые может занимать организация, принимая во внимание ее обязательства перед обществом.

1.2 Роль спонсорства в развитии социальной обстановки в обществе. Понятие спонсоринга и спонсорства

Прежде всего, отметим, что под спонсорством понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.

Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - соответственно рекламодателем и рекламораспространителем.[4,c.73]

Основной целью спонсорства является получение рекламного эффекта, но наряду с этим можно выделить еще несколько целей спонсорства:

1. создание привлекательного имиджа фирмы и ее первых лиц в глазах различных групп общественности;

2. выстраивание доверительных отношений с группами влияния, от которых зависит успех дела;

3. содействие в формировании общественного мнения о деятельности фирмы;

4. установление постоянных отношений со СМИ и органами власти;

5. обеспечению благоприятных внутрикорпоративных отношений.

Рассматривая спонсорство, необходимо дать определение благотворительной деятельности, так как часто эти понятия употребляются в одном смысле.

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.[6,c.90]

Спонсоринг- (англ. Sponsoring) - технология, обеспечивающая эффективность спонсорства. Включает в себя консультации организатора мероприятия на предмет создания условий спонсорского участия, разработку спонсорского пакета, подбор или организацию мероприятия по запросу потенциального спонсора, проведение и/или контроль рекламной кампании спонсора в рамках конкретного мероприятия, подготовку отчетов о спонсорском участии в проекте.[3,c.112]

Спонсоринг представляет собой подбор или организацию события (или иного объекта спонсирования), ведение и контроль события, а также ведение и/или контроль PR и рекламной кампании, гарантию осуществления проекта с учётом интересов спонсора.

В первую очередь хотелось бы осветить основные аспекты спонсоринга, чтобы выяснить причины, мотивацию и приоритеты этой деятельности, а также сделать выводы о том, почему содействие фандрайзингу и вложения денег в благотворительные программы и организации так выгодны.

И, в заключение, выделим 5 постулатов о сути пожертвования, представленных фондом Великобритании «Charities Aid Foundation»[7,c.106]:

«1. Пожертвования не есть «подачка». Тем более, если это пожертвование в благотворительную организацию, для того, чтобы она могла изменить что-то в жизни конкретных людей. Организации тратят деньги на то, чтобы помочь другим выбраться из беды, защитить свои права, развить таланты.

2. Пожертвования не могут кого-то унизить. Они могут унизить лишь того, кто уже смирился с бедой и не в состоянии что-то сделать сам. Если же люди делают какое-то дело, важное и для них, и для других, пожертвования - это дружески протянутая рука.

3. Пожертвования не есть удел богачей. 30% средств в благотворительные организации Нью-Йорка приходит от самых бедных его жителей. Доллар к доллару, цент к центу. Бедные не могут дать много, но бедных много. И из их маленьких пожертвований складывается капитал.

4. Пожертвования не есть инвестиции. Выгода здесь только моральная. Для фирмы или банка это еще и улучшение репутации, реклама. Но никакой прямой материальной прибыли пожертвования не приносят.

5. Пожертвования не могут быть бесконечными. Они могут быть разовыми и постоянными. Если компания не в состоянии регулярно передавать деньги благотворительной организации, то можно поддержать ее разовый проект, акцию. Даже единовременное пожертвование возводит компанию в почетный ранг спонсора».

1.3 Благотворительная помощь предприятий и организаций: проблемы и пути решения

Прежде всего, отметим, что меценатство в нашей стране еще не так развито, как в экономически благополучных странах.

Меценатство для нашей страны - давно забытое социально-экономическое явление, появление которого в последние десять лет связано со сменой политического устройства. За почти восьмидесятилетний период существования социалистического государства дореволюционный опыт меценатства был практически полностью утерян.[3,c.113]

Также следует отметить, что нынешнее состояние экономики таково, что предприятия и организации в экономическом плане не готовы к безвозмездному оказанию финансовой помощи.

Для того чтобы нести такого рода финансовую нагрузку, предприятия и организации должны обладать сильным финансовым потенциалом, который бы позволял без ущерба для основного производства изымать достаточно крупные суммы из оборота для реализации различных социальных программ. Немногие отечественные предприятия в настоящее время способны похвастаться подобными финансовыми возможностями.

Преимуществами спонсорской и благотворительной помощи как являются[9,c.195]:

- в большинстве случаев - безвозмездность;

- не требует повышенных затрат средств и времени;

- осуществление не только в денежной, но, как это обычно бывает, в вещественной форме;

- в определенные периоды способна достигать крупных размеров.

Отличительной чертой благотворительной помощи является её временный характер и необязательность предоставления. Спонсорство и благотворительность представляют собой добровольную, в большинстве случаев разовую помощь.

С одной стороны, она способна помочь спонсируемому предприятию в момент нехватки финансовых средств, с другой - никогда нельзя рассчитывать на этот источник финансирования.

Не всегда устная договоренность перерастает в реально получаемые средства в заранее обговариваемых объемах.

Отметим, что основной проблемой по привлечению спонсоров является отсутствие четкого законодательного определения этого вида деятельности. Если благотворительная деятельность определена федеральным Законом от 11 августа 1995 г. № 5-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" как добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки, то понятие спонсорской помощи законодательно нигде не определено.[2]

Поэтому общепринято считать, что спонсор - это тот, кто дает деньги и ничего взамен не просит. Но на самом деле это не так.

Спонсорство - это не просто безвозмездная помощь, это особые экономические отношения, в которых каждая из сторон несет определенные обязанности.

Подтверждением этого может служить статья 23 Закона РФ "О рекламе", в которой спонсорство отнесено к рекламной деятельности. В соответствии с Законом "О рекламе" под спонсорством понимается осуществление спонсором вклада в деятельность спонсируемого на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.

Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - соответственно рекламодателем и рекламораспространителем.

Наглядным примером рекламы спонсоров и их товаров может служить реклама, транслируемая по телевидению во время игр "Поле чудес" и "КВН".

Как отметил один из разработчиков Закона "О рекламе", "мы впервые законодательно легализуем спонсорство. Правда, лишь в границах рекламной деятельности. В иную спонсор вмешиваться не вправе".

Спонсорская деятельность способствует формированию и повышению имиджа спонсора в глазах его потенциальных клиентов. Спонсорство на самом деле является рекламой, так как свидетельствует о том, что спонсор-рекламодатель заботится не только о себе, но и о своих клиентах, об обществе в целом, вкладывая деньги в различные проекты, организации культуры, искусства и другие, то есть в дела, которые не связаны с его деятельностью.[7,c.164]

Иными словами, поднимает свой статус в обществе. Поэтому было бы неправильно называть спонсорскую помощь простой благотворительной деятельностью.

Создается впечатление, что спонсорство - это взаимовыгодное сотрудничество.

Спонсору оказываются услуги по рекламированию его фирмы или товара, а спонсируемый получает крупную финансовую помощь. Все было бы именно так, если бы не особенности российского законодательства.

На наш взгляд, несовершенное законодательство, особенно налоговое, способно превратить любое взаимовыгодное сотрудничество (как для предприятий и учреждений народного образования, так и для государства) в нечто абсолютно нерентабельное и невыгодное.

Так, законодательное определение спонсорства как вида рекламной деятельности значительно усложняет взаимоотношения спонсоров со спонсируемыми.

Во-первых, взаимоотношения спонсора со спонсируемым должны быть официально оформлены юридически достаточно сложным договором.

Во-вторых, спонсируемый должен в соответствии с гражданским законодательством иметь право заниматься рекламной деятельностью.

В-третьих, спонсируемый автоматически приобретает обязанность по уплате налога на добавленную стоимость, налога на прибыль в части коммерческой деятельности, налога на рекламу, а также других налогов, связанных с оказанием услуг.

В-четвертых, как следствие третьего, необходимо вести обособленный учет всех спонсорских средств. Наиболее наглядно работу такого механизма можно продемонстрировать на следующем примере[8,c.218]:

Фирма заключает спонсорский договор с учреждением, на которое будет направлена спонсорская помощь. Сумму спонсорской помощи (за минусом 20% НДС, поставленных в зачет) спонсор включает в себестоимость по статье "расходы на рекламу" и получает обговоренный договором объём рекламных услуг.

Предприятие своими силами организует рекламу спонсора или его товара и при этом должен уплатить НДС - 20% от суммы договора, налог на рекламу в размере 5% от суммы затрат на изготовление и размещение рекламы, 4,5% в виде налогов с оборота (налог на пользователей автодорог и налог на содержание социально-культурной сферы) и подпадает под налогообложение по налогу на прибыль, поскольку получает прибыль от коммерческой деятельности.

Таким образом, потери в виде различных налогов при таком механизме оказания финансовой помощи составляют более половины, и несет эти потери только спонсируемое предприятие.

До недавнего времени финансовая помощь во многих случаях осуществлялась именно таким способом, что приносила спонсируемым предприятиям достаточно много неприятностей, как со стороны спонсоров, так и со стороны контролирующих органов.

Хотя непосредственно спонсируемое предприятие до сих пор не было уличен в неправильном оприходовании или неоприходовании спонсорской помощи, такие нарушения финансово-хозяйственной деятельности согласно письму Министерства образования Российской Федерации от 26.06.00 № 21-52-195ин/02 "О результатах контрольно-ревизионной работы в 1999 году" являются достаточно распространенными среди учреждений образования.[5,c.99]

Так, из прибыли предприятий при налогообложении вычитается сумма благотворительных средств, направляемых на финансирование учреждений народного образования, но не более 3% от суммы налогооблагаемой прибыли.

В этом случае единственными потерями при оказании помощи будет невозможность предприятиям принятия в зачет НДС, что в случае спонсорской помощи можно сделать, а в случае безвозмездной передачи товарно-материальных средств у предприятий возникает налогооблагаемый оборот по НДС.

Спонсируемое предприятие при таком варианте от уплаты каких-либо налогов освобождается, и, следовательно, суммарные потери средств составят только 20%.

Дополнительно необходимо сделать запрос в управление Министерства по налогам и сборам, подробно разъясняющий тонкости оформления благотворительной помощи, что в значительной степени облегчает процесс убеждения спонсоров.

Мы считаем, что несомненными преимуществами этой схемы работы для всех участников процесса являются[6,c.237]:

- потери по передаче средств сведены к минимуму;

- всю обязанность по уплате налогов при передаче несет предприятие, а не спонсируемое учреждение;

- отсутствует необходимость заключения специальных договоров;

- отсутствует обязанность учреждения по рекламированию спонсора или его товара.

Как показывает практика первых месяцев работы по такой схеме, предприятия осознают необходимость помощи и готовы дополнительно понести потери в размере 20% от суммы финансовой помощи.

Наиболее легко такую схему работы приняли крупные промышленные предприятия, которые прямо заинтересованы в существовании и развитии спонсируемого предприятия. Их заинтересованность заключается в получении молодых квалифицированных специалистов.

На наш взгляд, существующая ситуация с налогообложением спонсорской помощи, возникла как следствие "заботы" государства пресечь пути уклонения предприятий и организаций от уплаты налогов.

Следствием такой "заботы" явилась низкая эффективность финансовой помощи.

После вступления в силу с 1 января 2001 года части II Налогового кодекса Российской Федерации ситуация коренным образом изменится в случае оказания благотворительной помощи услугами или товарно-материальными ценностями.

Передача товара или оказание услуг в рамках благотворительной деятельности не будут облагаться налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, потери при безвозмездном оказании услуг или передаче товаров в рамках благотворительной деятельности будут сведены к минимуму.

Из всего вышеперечисленного следует, что спонсорская помощь в нынешние времена - важный, сложный и необходимый источник финансирования, пренебрегать которым ни в коем случае не стоит.

На наш взгляд, необходимо грамотно, учитывая особенности отечественного налогового законодательства, выстраивать четкую линию поведения с предприятиями, чтобы процесс оказания финансовой помощи был наиболее эффективным.

Глава 2. Анализ благотворительной и спонсорской помощи как проявления социальной ответственности компании (на примере ОАО «АК БАРС БАНК»)

2.1 Общая характеристика компании

Акционерный коммерческий банк «АК БАРС» (Открытое акционерное общество) зарегистрирован в ЦБ РФ и успешно работает на финансовом рынке России с 1993 года.

Банк располагает всеми видами существующих в Российской Федерации банковских лицензий и оказывает более 100 видов банковских услуг для корпоративных и частных клиентов.

Сегодня «АК БАРС» Банк обслуживает более 2 миллионов частных лиц и свыше 43 тысяч корпоративных Клиентов, среди которых -- крупнейшие экспортеры Республики Татарстан, предприятия нефтегазового и нефтехимического комплекса, машиностроительные, телекоммуникационные, строительные, химические, автотранспортные, торговые и агропромышленные предприятия.

Стабильность деятельности Банка га и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.