Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Кубань в периоды античности и средневековья (7-15 в. до н.э.)

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 27.04.13. Год: 2012. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Оглавление
Колонизация греками северного и восточного побережья Черного моря.
Боспорское царство………………...

3
Северный Кавказ в эпоху Великого переселения народов.
Тмутараканское княжество на Тамани……….

5
Монголо-татары на Северном Кавказе и в Крыму.
Образование Крымского ханства и развитие Кубани в его составе……….

10
Итальянская колонизация северного и восточного побережья
Черного моря в XIII—XV вв………....

15
Список литературы










































Колонизация греками северного и восточного побережья Черного моря.
Боспорское царство

Не позднее VII в. до н.э. были установлены регулярные контакты племен Прикубанья с античным миром. Древние греки, задыхавшиеся от нехватки пахотных земель в самой Греции, искавшие новые возможности для развития торговли, либо покинувшие свои государства в результате политической борьбы, начали колонизацию Черноморского побережья. Кроме того, эллинов толкало на выселение к далеким берегам одно свойство их общественной жизни демографического характера - перенаселенность полиса (города-государства) Как только численность горожан достигала положенного максимума (который можно было прокормить) - в путь собиралась новая партия греков.
Освоение эллинами северо-восточных берегов Черного моря стало лишь этапом т.н. Великой греческой колонизации, начавшейся в VIII в. до н.э. и охватившей бассейны Черного и Средиземного морей.
Именно со времен переселения греков в Причерноморье появляются первые описания региона и населяющих его племен в греческих источниках, а в VI-V в. до н.э. появляются первые античные колонии на Тамани и в Крыму. К их числу относятся Фанагория (совр. пос. Сенной), Гермонасса (совр. Тамань), Кепы, Патрэй, Тирамба (совр. Пересыпь), Бата (р-н Новороссийска) и Торик (р-н Геленджика). В IV в. до н.э. на месте Анапы появилась колония Горгиппия. Колонисты, вероятно, заключили соглашения с синдами и керкетами, на землях которых обосновались. О мирных отношениях греков с племенами Кубани свидетельствуют находки росписной античной посуды VI в. до н.э. на меотских поселениях. Впрочем, отношения эллинов с варварами нельзя назвать идиллическими. Об этом, свидетельствует появление крепостных сооружений у колонистов, начиная с VI в до н.э.
В 480 г. до н.э. (по сообщению греческого историка Диодора Сицилийского) ряд греческих колоний Восточного Крыма и Тамани сплотился вокруг правителя Пантикапея (совр. Керчь) Археанакта, создав единое Боспорское царство. Пантикапей являлся к тому времени богатейшей греческой колонией региона. Именно он стал первым чеканить здесь свою собственную монету. Боспором греки называли Керченский пролив, по обоим берегам которого раскинулась территория первого в истории всего Кавказа государственного образования. Правящей династией на Боспоре стали Археанактиды, представители которой сменяли друг друга на престоле до 438 г. до н.э. Однако не все колонии согласились лишиться политической и экономической самостоятельности, Поэтому в дальнейшем территория царства расширилась не только за счет земель варваров, но и колони непокорных Панти-капею.
Греки и племена Прикубанья одинаково страдали от сезонных перемещений скифов. Поэтому уже в 479 г. до н.э. синды помогли грекам в строительстве вала, перегородившего Керченский п-ов и положившего конец скифским набегам. Колонии укрепляли свое положение в рамках единого государства. Этому способствовала, например, торговля с Грецией. Долгие годы главным торговым партнером Боспорского царства являлись Афины. Статьями вывоза являлись зерно (поставки которого носили стратегический характер), рыба, кожи, мед, строевой лес и пр. Позорную страницу в истории освоения греками Причерноморья является работорговля, всемерно поощряемая ими в среде местного населения. На Боспор ввозились предметы роскоши, вина, ткани, оружие и т.д. Показателем пристального внимания полисов Эллады к кавказским колониям является, например, поездка правителя Афин Перикла с мощным флотом в 439 г. до н.э. на Боспор - с целью установления в некоторых колониях угодного афинянам политического режима и Греки стремились также к развитию мирных отношений и выгодного обмена с племенами Прикубанья. В меотских погребениях V—IV вв. до н.э. обычными находками являются античная столовая посуда и винные амфоры Боспорские правители подкупали меотскую знать. В меотских «княжеских» курганах и святилищах встречена масса уникальных произведений античных ювелиров и другие дорогие греческие изделия. Среди них - ожерелье из кургана Карагодеуашх, серебряный ритон (рог для вина) с изображением крылатого коня из аула Уляп, бронзовая кираса с изображением Горгоны из Елизаветинской, расписные панафинейссие амфоры и т.д. По греческому образцу была укреплена столица одного из местных племен - Лабрита. Под влиянием греков меоты уже к концу V в. до н.э. освоили гончарный круг. В свою очередь, греки переняли у местных племен костюм, приемы боя, элементы вооружения. Под влиянием «варваров» частично изменился греческий похоронный обряд. Процессы взаимопроникновения и взаимовлияния культуры греческих колонистов- и культуры местного населения получили в науке название «эллинизации» и «сарматизации» (или варваризации).
В 438 г. до н.э. власть на Боспоре перешла к новой династии - Спартокидов, возможно, уже «варварского», а не греческого, происхождения. В конце V в. до н.э. цари Боспора закрепились на Кубани и начали постепенное подчинение меотских племен. Левкон I (389-349 гг. до н.э) официально назывался царем синдов, торетов, дандариев и псессов. Его преемник Перисад I добавил к этому перечню фатеев. Подчинение меотских племен только способствовало их дальнейшему развитию. О росте населения свидетельствует появление новых и расширение старых поселений, появление крупных могильников. Погребения меотов отличаются богатством и разнообразием находок, в них часто встречаются греческие изделия. В могильниках Тамани крайне сложно различить греческие и варварские захоронения: погребальные традиции греков и синдов смешались. Меотская посуда, изготовленная на гончарном круге, не уступала по качеству греческой. На это время приходится расцвет хлебной торговли Боспора с Афинами, другими центрами Греции.
К концу IV в. до н.э. Боспорское царство ослабело. Походы Филиппа II и Александра Македонского препятствовали нормальной внешней торговле Боспора. В 310 г. до н.э. разгорелась междоусобная война сыновей царя Перисада за боспорский престол. В войне, согласно письменным свидетельствам, участвовали греки, фракийцы и скифы. Часть современных историков считает, что участниками этих событий могли быть фатеи, либо сираки Кубани.
Меоты все более органично вливались в структуру Боспорского царства. К нач. Ill в. до н.э. появляется греческая фактория на меотском городище на месте совр. ст-цы Елизаветинской. Вероятно, греки здесь жили постоянно среди меотов. В меотских могильниках по-прежнему встречаются амфоры, дешевые греческие украшения, монеты. Хлебная торговля Боспора теперь переориентировалась на Понтийское царство, расположенное на южном побережье Черного моря.
Последний царь из династии Спартокидов - Перисад V, все более теряя контроль над сепаратистки настроенными колониями, передал власть в государстве перед своей смертью Митридату VI Евпатору - правителю могущественного Понтийского царства (южный берег Черного моря). Однако в год смерти царя Перисада - 107 г. до н.э. - в Крыму вспыхнуло восстание скифов, во главе которого стал Савмак, воспитанник последнего из Спартокидов. Митридату пришлось вооруженным путем доказывать свое право на освободившийся трон. В итоге Савмак был пленен, убит, а правитель Понтийского царства включил Боспор в состав своей державы.
Очень скоро боспорские колонии и союзные Боспору племена Кубани оказались втянутыми в войны, которые Митридат вел против Рима в 89-63 гг. до н.э. Меотские и особенно сиракские погребения этого времени содержат массу импортных изделий, полученных в качестве трофеев либо платы за службу. В источниках упоминается меотский вождь Олфак, пытавшийся хитростью убить римского полководца Лукулла. Митридатовы войны, неизменно закончившиеся победами Рима, истощили ресурсы греческих городов, вызвав недовольство и дворцовый переворот. Правителем Боспора стал сын Митридата Фарнак II. Фанагория, возглавившая восстание против Митридата, получила из рук Рима автономию.
В 47 г. до н.э. Фарнак II попытался воссоздать державу своего отца и вновь получил поддержку кубанских племен. Именно в это время вождь сираков Абеак выставил 20 000 всадников. Однако Фарнак потерпел поражение от Юлия Цезаря и к власти пришел его бывший наместник Асандр. С этого времени все правители Боспора утверждались Римом. Цари Боспора утратили право на чеканку золотой монеты, любые проявления враждебности к Риму влекли за собой появление римских войск. Молниеносно были подавлены попытки Митридата VIII восстановить независимость Боспора в 46 и 49 гг. н.э. Римское владычество в бассейне Черного моря поддерживали две боевые эскадры. Вместе с тем можно говорить о расцвете экономики и культуры Боспорского царства в I-II вв. под властью великого Рима.
В III в. н.э. на Боспоре начался затяжной кризис. Он был связан как с общим кризисом античного рабовладения, так и с уходом значительной части местных варваров, обеспечивавших ранее греков продуктами сельского хозяйства и рабами. Кроме того, в III в. на Причерноморье обрушились набеги германцев-готов и их союзников. Власть в Пантикапее захватили узурпаторы. В это время погибли многие сельские поселения, в 230-е гг. разгрому подверглась Горгиппия. Наконец, в 370-е гг. боспорские города подверглись вторжению гуннов, вышедших из глубин Азии.

Северный Кавказ в эпоху Великого переселения народов.
Тмутараканское княжество на Тамани

Бурные события конца IV в. изменили этническую карту Северо-Западного Кавказа. Многие закубанские городища пустеют, остатки меотов переселились на побережье Черного моря и в горы. Меньше пострадали от кочевников племена гористого побережья к юго-востоку от Цемесской бухты. Но и здесь, по сообщению анонимного автора V в., произошли демографические изменения: зихи расселились от Абхазии вплоть до Цемесской бухты, поглотив племена, жившие здесь ранее.
Относительная стабилизация в регионе во второй половине V-VII вв. привела к росту численности оседлого населения. На пространстве Туапсе-Геленджик-Кра нодар складывается зихская археологическая культура. Ее отличает слабая имущественная дифференциация общества: почти все мужские погребения содержат оружие, в женских захоронениях всегда присутствуют украшения, а безинвентарные погребения редки. Эти племена поддерживали торговые связи с соседями, здесь найдены боспорские серебряные украшения, браслеты и фибулы-застежки абхазского происхождения, византийские поясные наборы, а также стеклянные и краснолаковые импортные сосуды. Эта культура просуществовала до конца VII в., пережив многочисленные нашествия завоевателей.
Племена, занимавшие земли к юго-востоку от Цемесской бухты, жили в неукрепленных селищах, занимались огородничеством, скотоводством и охотой, а племена на территориях к северо-западу от той же бухты знали земледелие и морской промысел.
Закубанье и Тамань в хазарское время населяли предки адыгов, объединенных в два племенных союза: зихский и касожский. Зихи расселялись на побережье Северо-Восточного Причерноморья вплоть до Тамани. Касоги занимали внутренние территории Закубанья.
Отношения с болгарами были достаточно мирными. Но приход хазар был связан с массовым уничтожением и грабежом оседлых племен. Зихи, населявшие прибрежные районы черноморского побережья к юго-востоку от Ге-ленджикской бухты не подчинились хазарам. Позднее они упоминаются в хазарских документах, как враждебный народ.
Судьба касогов была иной. Самым известным вождем касогов стал князь Инал, сумевший на непродолжительный период подчинить зихов. Память о нем сохранилась в адыго-кабардинских родословных. По преданию он стал родоначальником большинства адыгских княжеских родов. Касоги верно служили хазарам, принимая участие на их стороне во всех войнах, сдерживая алан и зихов от набегов на земли каганата. Зихи отличались воинственностью и упоминаются среди наемных воинов византийской армии. К X в. территория черноморского побережья от Абхазии до Тамани называлась Зихией. Южным соседом их была Абхазия.
В это же время они стали подвергаться регулярным набегам аланских дружин. Не имея возможности сопротивляться, зихи скрывались на островах Черного моря. Арабоязычный автор аль-Масуди называет их многочисленным и красивым народом, слабость которых заключается в отсутствии единого вождя.
Предки адыгов оставались основным оседлым населением Кубани и в X—XIII вв. Объединения зихов и касогов распадаются на отдельные племена, расселившиеся в Северо-Восточном Причерноморье, в Закубанье и в Юго-Восточном Приазовье.
На судьбы народов Северо-Западного Кавказа значительное влияние оказывала Византийская империя, используя для этого греческое население Таманского полуострова. До начала VI в. Боспорское царство сохраняло свою автономию, находясь под верховной властью сначала готов, затем гуннов. К V в. н.э. относится надпись на каменной плите, где упоминается имя бос-порского царя Диптуна, Негреческое имя царя, как и другие известные нам подобные имена именитых граждан, свидетельствуют о том, что население Боспорского государства в значительной степени состояло из эллинизированных варваров - выходцев из кочевых и оседлых племен, проживавших по соседству с греками.
Сопротивляясь давлению воинственных соседей, правителрбоспора неоднократно обращались за военной помощью к Византии. Своеобразным итогом этих отношений стало превращение Боспорского государства в византийскую провинцию.
Подчиняя территорию Крыма и Тамани, византийские императоры стремились контролировать торговые пути и богатыми рыбой районами Меотиды (Азовское море), рассчитывали получить влияние на неспокойное кочевое население причерноморских степей, чтобы предотвращать набеги на свои провинции и использовать их военный потенциал против своих врагов. Для достижения этих целей Византия использовала различные средства: военную силу, дипломатию и распространение среди язычников христианского вероучения.
В 528 г. в Константинополь в сопровождении пышной свиты прибыл гуннский князь Грод. Он принадлежал к кочевому племени утигуров. Князь принял крещение (его восприемником, т.е. крестным отцом, стал сам император Юстиниан) и определенные обязательства перед империей. Вернувшись обратно в г. Боспор (новое название г. Пантикапея) вместе с отрядом византийцев, Грод не только содействовал сбору дани в пользу Византии со своих соплеменников, но и стал активно бороться с язычеством, переплавив серебряных идолов в слитки, которые затем появились на городском рынке. Эти действия стали причиной восстания утигуров, которые убили Грода, избрав вождем его брата Муагерия. Затем кочевники захватили города Боспор, Кепы и Фанагорию, уничтожили византийский отряд вместе с их командиром. Для возвращения утраченной провинции Юстиниану пришлось отправить в Восточный Крым и на Тамань значительную армию, усиленную вспомогательным отрядом германцев. Отвоевав провинцию, византийцы заново отстроили все крепостные сооружения.
С середины VI в. н.э. на Предкавказье обрушились новые волны центральноазиатских кочевников-завоеват лей. В 558 г. появились авары, ушедшие затем в Подунавье. А в начале 570-х гг. Северный Кавказ был захвачен воинами Великого Тюркского каганата. Тюркский каганат был империей кочевников, разросшейся от границ Китая до Причерноморья. За несколько лет кочевое и оседлое население Северного Кавказа было подчинено воле завоевателей. Позднее пострадали и византийская провинция. В 576 г. многие греческие города и селения в Крыму и на Тамани были ограблены, а сельское население перебито или уведено в рабство.
Конфликты Византии с Тюркским каганатом сменялись периодами союзнических отношений. Поводом для дружбы двух могущественных держав служила вражда к общему противнику - Сасанидскому Ирану. Обе империи часто выступали согласованно против грозного врага. Еще одним значительным следствием такого союза явилась организация северной ветки Великого Шелкового пути, проложенной из Средней Азии на Северный Кавказ через Приаралье и Северный Прикаспий. Обе империи, заинтересованные в доходах от контроля над транзитной торговлей, обменялись целой серией посольств и создали караванный путь в обход Ирана, препятствовавшего купцам свободно торговать.
В конце VI в. через Прикубанье пошли караваны с шелком и другими товарами. Местное население оказывало купцам различные услуги, предоставляя им продовольствие, фураж, охрану от грабителей и служило проводниками в малознакомой для торговцев стране. За это местные жители получали оплату в виде шелка и других товаров. Имеются многочисленные археологические свидетельства, подтверждающие эти факты. Основные пути пролегали через Среднюю и Верхнюю Кубань и далее через перевалы Кавказа в порты Абхазии и Колхиды. Но часть караванов направлялись к портам Таманского полуострова, особенно во время военных действий в Западном Закавказье.
Приобщение Западного Предкавказья к мировой торговле имело огромное политическое, экономическое и культурное значение, повлиявшее на исторические судьбы региона и на его население, способствуя, например, появлению государственных образований у кочевников степной зоны Восточной Европы.
В Прикубанье таким ранним государственным образованием стала Великая Болгария. Еще в начале VII в., после крушения первого Тюркского каганата, на Северном Кавказе, возникли новые племенные объединения, на востоке региона набирал силу племенной союз во главе с хазарами. В центральной и западной части Предкавказья и в горах усиливались аланы, а в Восточном Приазовье складывалось объединение кочевников во главе с болгарами. В византийских исторических сочинениях приазовские кочевники выступают под разными именами: гунны, гунногундуры, утигуры, оногуры и т.д. Страну их часто называют Оногурией, а с VII века еще и Черной Болгарией. Возвышение болгар связано с именем хана Кубрата, происходившего из княжеского рода Дуло. Юность хан провел в качестве заложника в императорском дворце в Константинополе. Там он был воспитан в духе византийской культуры и крестился. После возвращения домой, Кубрат проводил дружественную по отношению к Византии политику, совершая набеги на врагов империи. За это греки выплачивали своему союзнику ежегодные денежные суммы в золотой монете. Кубрату удалось к 635 г. собрать под своей властью приазовских и причерноморских болгар, а также подчинить ряд оседлых племен. Новое объединение получило название Великая Болгария. Ставка Кубрата находилась в таманском городке Фанагории (сейчас пос. Сенной). Прибрежное положение столицы позволяло лучше контролировать торговлю, собирая пошлины с купцов, и поддерживать надежную связь с властями Византии морским путем.
В руках болгарской знати сосредоточились значительные богатства в виде драгоценной посуды, украшений, оружия, деталей конской упряжи и золотых монет. В VII веке болгары переживают период формирования государства с наследственной властью ханов, но эти процессы оказались неустойчивыми. Уже после смерти Кубрата государство распалось на пять частей. Его сыновья, разделив кочевое общество на отдельные орды, расселились от Северного Кавказа до современной Болгарии (болгары хана Аспаруха) и до Прикамья.
Воспользовались этим их восточные соседи хазары, которые к этому времени стояли во главе сильного молодого государственного образования, занимавшего степи Восточного Предкавказья и Северного Прикаспия. В течение второй половины VII века хазары сломили сопротивление болгар и подчинили себе степи западной части Северного Кавказа, Подонья и Северного Причерноморья.
В последующие столетия кубанские болгары оставались основным населением приазовских степей, выплачивая дань кагану хазар и принимая участия во всех военных акциях своих хозяев.
Образованная в ходе захватнических походов Хазарская империя, раскинулась от Южного Приуралья до Днепра и от Среднего Поволжья до Кавказских гор. Во главе его стояла династия, происходившая из рода Ашина. Поэтому хазарские каганы считали себя законными наследниками Великого Тюркского каганата. Поставив под контроль значительный участок северной ветки Великого Шелкового пути и частично черноморскую торговлю, хазары получали огромные финансовые доходы в виде пошлин. Военное могущество каганата опиралось на воинские контингенты зависимых кочевых и оседлых народов, а так же на наемные войска.
По отношению к Византии хазары проводили гибкую политику. Захватив большую часть византийских владений в Крыму и на Тамани, каганы заключили союз с императором для совместной борьбы с арабами, стремившимися силой оружия распространить свою власть на всю Восточную Европу.
Еще в начале VIII века походы кочевников опустошили Закубанье. Местное оседлое население было почти полностью уничтожено или уведено в рабство. Многие могильники в районах Анапы - Геленджика и далее на восток вплоть до нижнего течения Лабы прекращают функционировать.
Чтобы обезопасить закубанские рубежи хазарской державы от враждебно настроенных горцев, в середине VIII века между р. Кубанью и горами расселяются преданные державе племена из других регионов государства. Власть хазар не распространялась на горную часть Закубанья.
В такой ситуации христианство стало для многих народов Северо-Восточного Причерноморья символом духовной независимости. Здесь христианство уже имело длительную историю. Согласно христианскому преданию, жителей Северо-Восточного Причерноморья крестил апостол Андрей Первозванный. Тайные общины первых христиан существовали в боспорских городах. Уже в начале IV в. н. э. на территории Боспорского царства возникает христианская епархия, которую возглавляет епископ Домн. Для распространения христианского вероучения у зихов Константинопольский патриархат создает Зихскую епархию, первые известия о которой относятся к началу VI в. епископ Зихии Дамиан участвовал в работе Константинопольского Синода 526 г. н.э. Центром новой епархии был городок Никопсис, стоявший на границе Зихии и Абхазии. Никопсис Зихийский упоминается в «Житии» апостола Андрея Первозванного, написанного монахом Епифанием в конце VIII - начале IX в. Впоследствии Зихская епархия включает в свой состав Боспор, Херсон и Никспсис. В X в. епархиальный центр переносится в Тамашрху (ныне - ст-ца Тамань), которая стала одним из основных христианских центров на Северо-Западном Кавказе. Византийские священники проповедовали среди зихов и касогов и содействовали храмовому строительству в регионе. Не все предки адыгов приняли в этот период христианство, а крестившиеся восприняли христианство поверхностно, о чем свидетельствуют погребения зихов и касогов, совершаемые по языческому обряду.
Этот важный статус Таматархская или Зихская епархия сохраняет и позднее, в XI в., когда Таматарха под именем Тмутаракани вошла в число уделов Киевской Руси. Впервые город Тмутаракань упомянут в «Повести временных лет» под 988 г., когда князь Владимир Святославич выделил это княжество в удел своему сыну Мстиславу, бывшему тогда еще ребенком. Тмутаракань, как считают многие ученые, располагалась на месте современной ст-цы Тамань. Впрочем, пути для массовой славянской колонизации Подонья, Приазовья и Причерноморья открыл не «креститель Руси», а его великий отец - Святослав Игоревич, разгромивший в сер. 960-х гг. Хазарский каганат. Правление этого великого воителя и политика, воины которого наводили ужас на тогдашнюю Европу, заставляя бледнеть от страха и бессильной злобы даже могущественных правителей Византийской (Восточной Римской) империи, было примечательно многими событиями. Вслед за разгромом хазар на кавказскую землю, земли Кубани, Приазовья, Подонья ступили не только княжеский дружинник, но и крестьянин и ремесленник. Русь приноравливалась к Кавказу, гортанной речи его жителей, непривычным пейзажам и бескрайним просторам.
Время правления Мстислава Владимировича - расцвет Тмутараканского княжества и одновременно - рост территории Киевской Руси. В этой связи необходимо подчеркнуть, что несмотря на отсутствие общих границ с Древнерусским государством, Тмутараканское княжество являлось русским княжеством и, соответственно, частью Киевской Руси. Такая форма принадлежности определенной территории к государственным пределам называется анклавом (ср. положение Тмутаракани и севр. Калининградской области РФ). Считается, что границы Тмутараканского княжества доходили до низовьев Дона, где в состав княжества входил город Белая Вежа. В состав Тмутараканского княжества (первоначально небольшого по размеру - примерно 25-30 кв. км) входил также Керченский п-в с городом Корневом (ныне г. Керчь). В правление Мстислава княжество определяло политику, пожалуй, на всем Северном Кавказе. Ведется оживленная торговля с Византией, остальной Русью, народами Северного Кавказа. Город был обнесен крепостными стенами из сырца (необожженного кирпича). В нем чеканится собственная монета.
Славянское население, никогда не являвшееся преобладающим по численности, первоначально стремилось поселиться поближе к княжескому двору. Однако впоследствии оно стало активно проникать в местную торгово-ремесленную среду. Население города Тмутаракани, как и княжества, было многонациональным. Здесь жили греки, славяне, евреи и потомки тюркских хазаро-булгарских кочевников - «козары» русских летописей. Следует отметить, что в правление Мстислава Владимировича значительную часть населения княжества составляли адыги, в т.ч. христиане, выходцы из причерноморских и прикубанских адыгских общин. Примечательно в этой связи, что Мстислав являлся не только верховным правителем княжества, но и главой этой части адыгов, а также светским главой адыгов-христиан, поскольку на подвластной ему территории находился общеадыгский епархиальный центр, переместившийся из Никопсиса (см. выше) в Тмутаракань.
Между 1016 и 1017 гг. (по авторитетному мнению А.В. Гадло), Мстислав совершил первый поход против касогов (предков адыгов). Однако этот поход нельзя считать рядовым эпизодом в истории русско-северокавказских отношений. Дело в том, что в описываемое время была преодолена политическая раздробленность адыгской общности, а процесс формирования автохтонного адыгского государства зашел достаточно далеко. И выгодный во всех отношениях «Тмутараканский остров» не мог быть обойден вниманием со стороны верхов касожского объединения. Мстислав, в свою очередь, готовился предъявить свои права на киевский престол. Ему срочно нужно было расширить свою политическую базу, увеличить военный контингент, обезопасить тыл на случай временного отсутствия. Следовательно, разрешение конфликтной ситуации носило явно принципиальный характер для обеих сторон. Итак, либо русский князь, восстанавливая status quo своего положения на Кавказе, пресекал все пути для дальнейшей консолидации касогов в пределах их государства, либо адыгское объединение поглощало в себе славянскую Тмутаракань, чтобы, переступив через этот предел, завершить процесс своего государственного строительства.
Предводитель касогов Редедя предложил решить исход войны единоборством. Мстислав, согласившись, одолел касожского князя, приказав возвести и ознаменование победы в Тмутаракани каменный храм в честь Пресвятой Богородицы. Это был один из первых каменных храмов на Руси. Касоги, покорившись, были включены в состав дружины Мстислава.
Вскоре после победы Мстислав вступил в борьбу за великокняжеский престол со своим братом Ярославом Мудрым. В сражении у Листвена близ Чернигова дружина Мстислава одержала победу. Русские земли были разделены на две части: Ярослав остался княжить в Киеве, а Мстислав стал князем в Чернигове. В 1036 г. Мстислав, поехав на охоту, заболел и вскоре умер, не оставив наследника. Единство Руси было восстановлено. Летописцы с похвалой отзывались о Мстиславе, подчеркивая его храбрость и щедрость к дружине. Другой тмутараканский князь - Ростислав Владимирович хотел совершить поход против Византии. Однако византийский котопан (чиновник) отравил князя во время пира. Другой тмутараканский князь - Глеб Святославич - прославился тем, что «мерил море по льду от Тмуторокани до Корчева». Сведения об этом дошли до нас благодаря находке знаменитого Тмутараканского камня - мраморной плиты с соответствующей надписью. Плита была найдена в ст-це Тамань при строительстве крепости в 1792 г.
После этого Тмутаракань надолго становится прибежищем князей-изгоев. Так называли князей, которые потеряли право на престол. Одним из самых ярких таких князей был Олег Святославич. Он был лишен черниговского престола, бежал в Тмутаракань. В 1078 г. князь попытался вернуть утерянный черниговский престол. Для этого он собрал дружину и нанял половцев. Но в сражении на Нежатиной Ниве близ Чернигова Олег и его союзники были разбиты. Тмутараканские хазары схватили Олега и выслали его в Византию. Он жил сначала в Константинополе, затем был сослан на остров Родос. Там Олег женился на византийке Феофано Музалон, происходившей из знатного греческого рода. Тем временем в Тмутаракани князья сменяли друг друга. Только в 1083 г. Олег вернулся из Византии домой. Прежде всего, он приказал перебить предавших его хазар. Возможно, именно византийцы помогли Олегу Святославичу вернуть себе власть над княжеством, чтобы иметь союзника в борьбе с кочевниками, часто нападавшими на империю.
В 1094 г. Олег Святославич покидает Тмутаракань. Он пытался еще раз вернуть себе Чернигов. В Тмутаракань он уже не вернулся. Княжество становится для Руси «землей незнаемой». Предпосылки и причины исчезновения княжества складывались десятилетиями: 1) отсутствие общих границ с центром; 2) слабые пути коммуникации (главным образом по церковным каналам) и сама, что называется «инфраструктура» княжества, включая аппарат управления; 3) общерусская смута времен феодальной раздробленности, 4) завоевание южнорусских степей половцами; 5) разрушительное землетрясение конца XI в. в Приазовье, мощные волны которого, добивая город, перекинулись даже через Керченский пролив.
Память о Тмутаракани сохранилась лишь в преданиях.
Вскоре княжество становится византийским владением. Греческие императоры постоянно интересовались делами Тмутаракани. Но и падение княжества стало закономерным итогом ситуативно-оправданно слабости, более чем «невнятной» кавказской политики Руси, вызванной системным кризисом нашего государства XI—XII вв.

Монголо-татары на Северном Кавказе и в Крыму.
Образование Крымского ханства и развитие Кубани в его составе

Основным населением кубанских степей долгое время были половцы. Еще в середине XI в. на границах Киевской Руси появляются орды новых тюркоязычных кочевников половцев (самоназвание кипчаки), переселившихся из Южной Сибири. В Византии, странах Европы их называли команами или кунами. Русское название половцев происходит от слова «полова», т.е. соломы желтого цвета (как волосы у этих кочевников).
В предкавказские степи первые половецкие группы пришли в конце XI в. Поселившись на Северном Кавказе, половцы столкнулись с аланами и адыгами. Сначала их взаимоотношения были враждебными. Из-за половецких набегов жизнь на некоторых аланских городищах и адыгских поселениях прекратилась. Но затем их отношения сменяются более дружественными, и между кочевниками и горцами установилась взаимовыгодная торговля. Со временем некоторые половцы породнились с горцами и приняли христианство. Основным занятием предкавказских половцев было кочевое скотоводство, но известно, что у кочевников развивались многие ремесла. Половцы захватывали умелых ремесленников и селили их в небольших степных городищах. Эти ремесленные центры с подневольными мастерами обслуживали половецкую кочевую знать, обрабатывая металлы, кожи и дерево.
Другой отличительной чертой половцев были святилища, сооружаемые на вершинах степных курганов. В центре устанавливались каменные или деревянные изваяния мужчин-воинов и женщин. Изваяния изображали обожествленных предков, которым устраивались культовые церемонии и приносились жертвы.
Центры молодецких кочевий располагались по берегам степных рек. Кочевали половцы и в междуречье Кубани и Лабы. Приазовские плавни и земли в низовьях Кубани служили зимними кочевьями. С монголами половцы столкнулись в 1222 г., когда корпус из двух туменов (двадцать тысяч воинов) во главе с полководцами Джэбэ и Субудаем ворвался из Закавказья через горные проходы в предкавказские степи. Завоевание региона монголо-татарами стало одним из самых важных событий в жизни народов Северного Кавказа, обусловивших во многом их политическое и экономическое развитие, произошло в начале XIII в.
Объединенное войско из алан и половцев выступило навстречу врагу. Первое сражение не принесло никому успеха. Тогда монголы пошли на хитрость. Они обратились к половцам с предложением покинуть алан, пообещав им за это богатые подарки, указывая при этом на свое общее происхождение: «Мы и вы одного рода». Половцы наивно согласились и оставили алан. После того как монголы разгромили алан, они напали на половцев и «отобрали у них вдвое больше подарков, чем дали». Впрочем, половцы стали основным населением степей в Золотой Орде, в т.ч. и в Прикубанье. Они внесли существенный вклад в происхождение многих кавказских народов и, прежде всего, таких как балкарцы, карачаевцы, кумыки. Половцы приняли также участие в этногенезе адыгов.
К планомерному завоеванию региона монголо-татары приступили во времена Батыя, внука Чингисхана. Когда главные их силы выступили в поход против Руси в 1236 г., то часть войск была направлена на Северо-Западный Кавказ. Осенью 1237 г. захватчики, возглавляемые братьями Батыя, вторглись в земли адыгов. Именно адыгские «племена» составляли в то время основную часть населения Кубани, проживая на обширном пространстве от Черного моря до прикубанских степей. Значительная, если не подавляющая, часть адыгов в то время - православные христиане. Этот поход не был обычным набегом, поскольку длился несколько месяцев, а во главе войск стояли крупные военачальники. Можно предположить, что адыги потерпели поражение, поскольку в одном из источников говорится о гибели черкесского (адыгского) «государя».
Затем монголо-татары приступили к завоеванию Крыма. Опустошив город и его долину, захватчики вскоре ушли - победитель половцев и русских на Калке полководец Субудай, не дождавшись прихода хана Джучи (сына Чингисхана), увел своих воинов в Азию. Вернувшиеся в 1242 г. из похода на Венгрию и Польшу, монголо-татары уже прочно оседают в Крыму. Его степная и предгорная части были поделены между родами, участвовавшими в завоевании. Активность татар в Крыму первоначально ограничивалась восточными его районами, причем зависимость местного населения от них шла дальше выплаты дани.

В конце 1238 г. монголо-татары приступили к новому этапу в завоевании Северного Кавказа, нанеся удар по аланам, проживавшим в центральной его части. После взятия штурмом аланской столицы, кочевники оставались здесь еще несколько месяцев, продолжая подавлять другие очаги сопротивления. Во время аланского похода Батый отправил свои войска на завоевание Дагестана (1239-1240 гг.). Нашествие сопровождалось разрушением селений, массовым истреблением жителей. Однако походы 1237-1240 гг. не привели к окончательному завоеванию Северного Кавказа монголо-татарами.
В Крыму в то время возник новый улус (провинция) Золотой Орды государственного образования в пределах Монгольской империи. После очередной междоусобной резни в 1360-х гг. Золотая Орда разделилась на две части - восточную и западную, в Северном Причерноморье и Крыму в 1367 г. к власти пришел темник Мамай.
В первой половине XV в. центробежные процессы охватили огромную территорию разваливавшейся Золотой Орды, приведя к обособлению Казанского, Астраханского и Крымского ханств. Еще в XIV в. в Крыму особенную силу благодаря своим богатствам приобрели несколько феодальных родов: Ширины, Барыны, Сиджиуты, Аргины, Сулешовы, затем - Мансуры. В своих владениях (бейликах) они обладали значительными иммунитетными правами, являясь почти независимыми от ханской воли. Крымское ханство возникло в результате стремления этих хозяев Крыма к получению полной самостоятельности. Именно оседание в Крыму нескольких знатных родов, образовавших бейлики - большие феодальные княжества - больше всего способствовало появлению нового государства. Золотая Орда уже не могла помешать эскалации сепаратистских настроений в Крыму. Со смертью Эдигея в 1420 г. завершился золотоордынский период в истории Крыма. Первым ханом, основавшим новую династию в середине 1420-х гг., стал Хаджи-Гирей - ставленник на престол могущественных беев, чингизид по происхождению. Следует отметить ро
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.