На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Основы и особенности социальной защиты в Украине в современных условиях. Общественно-государственное социальное страхование. Распространение социального страхования на всех работников. Средства социального страхования.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 28.07.2007. Сдан: 2007. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра правового
регулирования экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу: Трудовое право
на тему: “Социальная помощь в Украине, и её виды”
Руководитель работы
преподаватель Карлюкова Н.Н.
Студентка 2 курса 6 гр.
ф-та “Экономика и права” Бондарь И. В.
Харьков - 2006
Содержание
Введение 3
1. Основы и особенности социальной защиты в Украине в современных условиях 4
2. Общественно государственное социальное страхование
2.1. Распространение социального страхования на всех работников 8
2.2. Средства социального страхования. 10
2.3. Виды обеспечения по социальному страхованию. 12
2.4. Обеспечение пособиями по беременности и родам. 15
2.5. Социальное страхование от несчастных случаев и
профессиональных заболеваний 18
3. Сущность и виды пенсионного обеспечения 21
4. Особенности социальной защиты некоторых категория работников. 28
4.2. Обеспечение пособиями по беременности и родам. 28
4.1. Обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности 33
Вывод 36
Список использованной литературы 37
Введение
В современных условиях особую значимость приобретает социальная политика государства, которая представляет собой комплекс социально-экономических мероприятий государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, повышения цен, обесценивания трудовых сбережений. Это особенно важно в условиях украинской действительности, так как вследствие глубокого экономического кризиса и спада производства остро встала проблема материального обеспечения населения, создания новых рабочих мест.
Социальная политика вытекает из социальных функций государства, которую оно выполняет в условиях действия конкурентного рыночного механизма. В силу того, что этот процесс объективен, неподвластен отдельному человеку, находится вне его контроля, государство, уменьшая социальную напряжённость, берёт на себя заботу о неимущих слоях общества. С помощью различных экономических рычагов государство регулирует личные доходы в пользу наименее обеспеченных слоёв. Важнейшим среди них являются социальные выплаты или дотации по безработице, помощь иждивенцам и инвалидам, помощь больным, пенсионерам и престарелым, пособия на детей, жилищные субсидии. Социальная помощь может быть оказана в виде предоставления бесплатного питания, оказания медицинской помощи, предоставления единовременных пособий. Именно благодаря этому, рыночную экономику в ряде стран называют социально ориентированной, то есть создающей высокий уровень социальной защиты населения. Среди всех экономически развитых стран особое место по этому показателю занимает Швеция. Трансферты (социальные выплаты) - одни из самых высоких в мире, государственные расходы ежегодно составляют более 60% ВНП, из них более половины приходится на трансферты. В США на реализацию социальных программ ежегодно затрачивается более 10% национального дохода[2]. Для сравнения: в Украине госбюджет составляет около трети ВВП, в 2000 г. на социальные программы было потрачено 48% бюджета[9].
1. Основы и особенности социальной защиты в Украине в современных условиях
Она является одним из главных направлений социальной защиты, поскольку образует базу оплаты труда во всех сферах и пересчёта уровня пенсий и пособий. Регулярный пересмотр размера заработной платы составляет основной элемент государственной «политики доходов». Объективным барьером на пути роста зарплаты является производительность труда. Считается, что для предупреждения инфляции темпы роста зарплат не должны превышать темпов роста производительности труда. Поэтому в Украине минимальный размер заработной платы более чем в 2 раза ниже минимального прожиточного минимума. Учитывая этот факт, можно утверждать, что украинская экономика не является социально ориентированной и будет оставаться такой на протяжении длительного времени.
Важной функцией государства в рыночной экономике является создание условий для реализации способностей к труду с целью получения трудовых и предпринимательских доходов. К таким условиям относятся:
* свободный выбор профессии, сферы и места трудовой деятельности;
* получение желаемого уровня общего и специального образования;
* материальная поддержка и переобучение временно не занятых в производстве лиц трудоспособного возраста (безработных). Главной целью правительства в сфере занятости является удержание безработицы на «естественном уровне» (не более 4-5% от численности экономически активного населения). Для этого, в частности, используются налоговые льготы предприятиям, увеличивающим число рабочих мест, регулируется въезд иностранных рабочих, организуются биржи труда. Эффективной мерой по увеличению занятости является сокращение рабочего дня. Известно, что украинская рабочая неделя (40 часов) - одна из самых высоких по этому показателю среди развитых стран.
В результате инфляционного роста цен на потребительские товары государство может возмещать денежные потери населения. Такое возмещение достигается пересчётом фиксированных доходов в соответствии с индексом розничных цен. При этом индекс цен охватывает не все товары и услуги, а только входящие в минимальный потребительский бюджет («прожиточный минимум»). Так что «повышение» пенсий и стипендий в 2001 г. следует рассматривать скорее как запоздавшую индексацию (в 2000 г. инфляция составила более 25%), чем как рост реальных доходов. Во многих странах государство контролирует цены на товары и услуги первой необходимости. Что касается непосредственно украинского государства, то в сфере социальной защиты населения оно, фактически, является безусловным монополистом. Несмотря на такую интеграцию механизмов социальной защиты, успех в этой области можно констатировать лишь в правовой и технической плоскости. Так, Статья 46 Конституции Украины посвящена социальной защите и обеспечению, Статья 48 декларирует право на минимальный прожиточный уровень, Статья 49 декларирует бесплатное медицинское обслуживание. В практической сфере ситуация совершенно иная: в 2000 г. средняя зарплата в промышленности составила 305 гр.; в сельском хозяйстве - 111 гр.; в сфере социального обеспечения - 1118 гр.; в сфере здравоохранения - 139 гр.; в сфере культуры - 116 гр. И хотя средства массовой информации уверяли нас с газетных страниц и телеэкранов о том, что в 2001 г. доходы населения выросли, среднеукраинская зарплата составляет пока что немногим болем 200 гр. При этом разница в зарплате по отраслям может быть 1:10 . Например, в марте 2001 среднемесячная зарплата в нефтеперерабатывающей отрасли составляла 1162,51 гр., а в этот же период в сельском хозяйстве - 116,13 гр. При этом рост номинальной зарплаты не соответствует темпам роста потребительских цен в сфере здравохранения, физкультуры и спорта. Остаються низкими темпы роста зарплаты в области образования, медицины, науки и культуры[5].
В августе 2001 г. Президент Украины подписал «Стратегию преодоления бедности». В ней утверждается, что за 1990-1999 годы реальная зарплата уменьшилась в 3,8, а реальная пенсия - в 4 раза. В 2000 г. 22,3% работающих получали зарплату ниже минимальной. К категории бедных (по украинскому относительному показателю) в 2000 г. принадлежало 26,7% населения, и к очень бедным - 14,7%. Возрастает имущественное расслоение, и увеличиваются теневые доходы населения. Если среди самых бедных размер незарегистрированных доходов составлял 1,7 гр. на человека, то среди самых богатых - 208,2 гр.[9].
Достоинством Стратегии можно считать то, что в ней не просто указываются направления социальной политики, но и конкретные механизмы её реализации. К сожалению, реальной работе этих механизмов должно предшествовать принятие соответствующих законопроектов за относительно короткий срок, ведь согласно Стратегии, до 2004 г. государство должно изменить вектор движения социальной защиты на 180 градусов, то есть остановить падение жизненного уровня и начать увеличивать его.
Серьёзной проблемой для украинского государства является реформирование пенсионной системы: фактически, планируется надстроить 2 новых уровня пенсионной системы. Таким образом, пенсионная система Украины в будущем должна выглядеть так: первый уровень - солидарный - существует сегодня и предполагает обязательные платежи в «общий котёл»; второй уровень - персонифицированный - также предполагает «общий котёл», только теперь информационная система Пенсионного фонда будет хранить информацию о количестве и размере индивидуальных платежей; третий уровень предполагает возникновение негосударственных пенсионных фондов и добровольные взносы в них работающих граждан. Законопроекты по пенсионной реформе предполагают, в частности, удаление ограничения на максимальный размер пенсии, возобновление зависимости размера пенсии от зарплаты и стажа.
Реально действующей программой социального обеспечения являются жилищные субсидии, которые действуют с1995 г. В число получателей субсидий входят 38,4% семей, состоящих только из пенсионеров, 37,9% семей с детьми, 94% малообеспеченных семей. Недостатком системы жилищных субсидий в Украине являются завышенные тарифы на коммунальные услуги, пересчёт субсидий на основе зарплат, из которых не вычтены налоги. Всё это привело к кризису неплатежей в коммунальной сфере, фактически развалу сферы коммунальных услуг в некоторых городах.
Одним из новых направлений в сфере социальной защиты является адресная помощь малообеспеченным семьям, которая действует с 1 января 2001 г. Эта помощь учитывает не только совокупный среднемесячный доход, а и имущественное положение семьи. За 9 месяцев 2001 г. в целом по Украине около 180.000 малообеспеченных семей получали ежемесячно в среднем около 50 гр. на человека в месяц. Государство потратило на эти цели 54,2 млн гр.
2. Общественно государственное социальное страхование
2.1. Распространение социального страхования на всех работников
1. Социальное страхование -- неотъемлемая часть социальной политики и деятельности государства, главны у направлением которого является забота о человеке и граи. данине. В Конституции Украины (ст. 46) записано что право граждан на социальную защиту гарантируется обеспечивается общеобязательным государственным циальным страхованием.
Основные идеи и перспективы развития социального стр.. хования как системы гарантий права граждан на социальную защиту сформулированы в Концепции социального обеспечения населения Украины от 21 декабря 1993 г. и Основах законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании от 14 января 1998 г. В этих актах социальное страхование рассматривается в двух аспектах: экономическом и правовом. С экономической точки зрения, социальное страхование представляет собой часть доходов субъектов хозяйственной деятельности, отчисляемых в виде страховых взносов в социальные фонды и предназначенных для материального обеспечения и охраны здоровья работников предприятий и членов их семей.
Размер (тариф) страховых взносов для плательщиков устанавливается законами в процентном отношении к объектам налогообложения отдельно для предпринимателей, юридических и физических лиц, использующих труд наемных работников, и для лиц, работающих на условиях трудового договора (контракта). Так, юридические и физические лица уплачивают в Фонд социального страхования Украины взносы в размере 5,5 процента от объекта налогообложения, а сами работники из своего заработка -- 0,5 процента от общей суммы заработной платы.
С правовой точки зрения, социальное страхование представляет собой установленную государством и регулируемую нормами права систему гарантий социальной защиты трудоспособных и нетрудоспособных граждан при наступлении определенных страховых случаев, предусмотренных законодательством.
2. Социальное страхование неразрывно связано с трудовой деятельностью работников на конкретных предприятиях. Построенное на принципе солидарности поколений перераспределение средств от трудоспособных -- нетрудоспособным, социальное страхование способствуют созданию экономических предпосылок для поддержания в первую очередь трудоспособности экономически активной, работающей части населения, а в необходимых случаях -- обеспечения при утрате трудоспособности, безработице, старости, потере кормильца. В то же время социальное страхование следует рассматривать не как благотворительную форму социальной помощи нетрудоспособным, а как универсальный способ решения социальных проблем в обществе.
Организационная работа по социальному страхованию - проводится в основном на предприятиях, в учреждениях, организациях и иных хозяйствующих субъектах. Плательщики взносов должны быть зарегистрированы в качестве страхователей в региональных отделениях Фонда социального страхования Украины. Практической работой по организации социального страхования занимаются профсоюзы. Они решают вопросы о расходовании средств социального страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей. Контролируют правильность начисления и своевременность выплаты пособий по социальному страхованию работодателем, участвуют в разрешении споров, возникающих между работниками и работодателем.
3. В соответствии с законодательством все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию, т.е. с момента поступления на работу, работник считается застрахованным. В социальном страховании участвуют две стороны (два участника) -- страхователи и страховщики. Страхователями считаются работодатели и застрахованные лица, а страховщиками -- соответствующие страховые фонды.
2.2. Средства социального страхования.
Государственное социальное страхование работников осуществляется за счет государства. Взносы на социальное страхование уплачиваются предприятиями, учреждениями, организациями без каких-либо вычетов из заработной платы работников. Неуплата предприятием, учреждением, организацией страховых взносов не лишает работника права на обеспечение по государственному социальному страхованию.
Средства государственного социального страхования могут расходоваться только по своему прямому назначению.
1. Текст этой статьи несколько устарел, хотя ее основные положения не утратили своего значения и сегодня. Средствами социального страхования являются обязательные взносы (сборы) предприятий, учреждений, организаций и граждан, работающих на условиях трудового договора (контракта), занимающихся предпринимательской деятельностью. Они аккумулируются в централизованном фонде социального страхования Украины.
Порядок, размеры и сроки уплаты взносов на социальное страхование регулируются специальным законодательством, которое давно уже вышло за рамки Кодекса законов о труде. Так, размер (тарифы) страховых взносов для физических и юридических лиц установлен Законом Украины от 26 июня 1997 г. «О сборе на обязательное социальное страхование», а порядок их аккумулирования и использования -- Положением о фонде социального страхования, утвержденным постановлением Кабинетом Министров Украины от 31 августа 1998 г.
Из текста комментируемой статьи следует, что плательщиками взносов на социальное страхование выступают государство и работодатели (предприятия), а работники как будто бы не принимают участия в социальном страховании и обеспечиваются без каких-либо вычетов (платежей) из заработной платы. Однако это не так. Социальное страхование прямо и непосредственно затрагивает интересы работников. Поэтому участие работников в качестве страхователей является обязательным по законодательству Украины. Сегодня в качестве плательщиков взносов выступают три стороны: государство, работодатели и работники. Неуплата работником взносов влечет за собой наступление определенных правовых последствий. По законодательству о социальном страховании период уплаты страховых взносов засчитывается в трудовой стаж, а сумма уплаченных взносов впредь будет приниматься в расчет при исчислении размера пенсии. Законодательством установлен персонифицированный учет страховых взносов каждого работника.
2. Нарушение одним из страхователей (работодателем или государственными структурами) порядка уплаты стра ховых взносов не должно отражаться на социальном обе спечении работников. Поскольку работники получают со циальную помощь из общего солидарно созданного фон да социального страхования, где доля выплат конкретной страхователя заранее не определена и не связана с размером взносов. Фонд социального страхования выступает в качестве гаранта материального обеспечения и предоставления различных видов социальных услуг работникам предприятий. Контроль за соблюдением порядка обеспечения работников из фонда социального страхования осуществляют профсоюзы.
Работник имеет право на все виды обеспечения, предусмотренные законодательством о социальном страховании.
Виды и размеры социальных услуг, как правило, поставлены в зависимость от трудовых отношений работников, продолжительности стажа работы, размера заработка, и обстоятельств утраты трудоспособности, состояния здороья.
3. Одной из особенностей средств социального страхования является то, что они могут быть использованы только по целевому назначению. Органы, осуществляющие использование страховых средств, не могут их расходовать на иные цели, кроме тех, для которых они предназначены. Целевой характер использования страховых средств обозначен в Положении о фонде социального страхования. Средства социального страхования можно использовать на: выплату пособий по временной нетрудоспособности, в т.ч. по беременности и родам, приобретение путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, финансирование детских оздоровительных лагерей, студенческих баз отдыха, выплату зарплаты правовым и техническим инспекторам труда.
Средства социального страхования можно расходовать только в соответствии с утвержденной сметой на основании решений органов управления фондом социального страхования. Правом принятия решений об использовании страховых средств обладают Центральная и региональные дирекции фонда социального страхования и соответствующие профсоюзные объединения.
Большое значение для правильного использования страховых средств имеют хорошо организованные учет и отчетность, т.е. контроль за соблюдением финансовой дисциплины и оперативное реагирование на нарушения законодательства. Учет и отчетность расходования средств ведут все органы управления фондом социального страхования и профсоюзные организации. В учетных документах должны быть отражены данные о суммах начисленных взносов и других платежей в фонд социального страхования, расходы по статьям, число оплаченных дней временной нетрудоспособности, количество путевок, выданных за счет средств социального страхования, расходы на оздоровление детей работников предприятий на базах отдыха, на выплату единовременных пособий, на рождение детей, на погребение.
 
2.3. Виды обеспечения по социальному страхованию.
Работники, а в соответствующих случаях и члены их семей, обеспечиваются в порядке государственного социального страхования:
1) пособиями по временной нетрудоспособности, а женщины, кроме того, пособиями по беременности, родам и уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
2) пособиями по случаю рождения ребенка, пособиями на погребение;
3) пенсиями по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а также пенсиями за выслугу лет, установленными для некоторых категорий работников.
Средства государственного социального страхования используются также на санаторно-курортное лечение работников, обслуживание их профилакториями и домами отдыха, на лечебное (диетическое) питание, на содержание детских лагерей отдыха и оздоровления и на другие мероприятия по государственному социальному страхованию.
1. Комментируемая статья определяет основные виды обеспечения по социальному страхованию. Содержание каждого из них рассматривается постатейно в разделе Основ о государственном социальном страховании. Кроме того, указанные виды социальных выплат находятся в сфере регулирования отрасли права социального обеспечения и составляют ее отдельные правовые институты. Кодекс законов о труде Украины лишь частично регулирует вопросы социального страхования работников.
2. В связи с реформой системы социального обеспечения проведено размежевание, разделение источников финансирования социального обеспечения. Пенсии выпла чиваются за счет средств пенсионного страхования из специально созданного для этой цели Пенсионного фонда Украины. Порядок формирования и использования фон да установлен Законом Украины «О сборе на обязатель ное государственное пенсионное страхование» от 26 ин ня 1997 г. и Положением о Пенсионном фонде Украины, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 1 июня 1994 г. (с последующими изменении ми и дополнениями). Назначение и выплата пенсий регламентируется Законом Украины «О пенсионном обеспечении» от 5 ноября 1991 г.
3. Порядок выплаты пособий по социальному страхованию рассматриваются в комментариях к стст. 256 и 257. Выплата пособий, как и трудовых пенсий работникам, осуществляется за счет средств социального страхования. Пособия семьям с детьми назначаются и выплачиваются органами социальной защиты по месту жительства граждан по отдельному Закону Украины «О государственной помощи семьям с детьми» от 21 ноября 1992 г. и не комментируются, так как этот вопрос выходит за рамки Кодекса законов о труде.
4. Положением о фонде социального страхования предусмотрено использование средств на санаторно-курортное лечение работников и членов их семей. На эти цели ежегодно расходуется до 30 процентов средств общего бюджета Фонда социального страхования.
Приобретение и предоставление работникам путевок на санаторно-курортное лечение и отдых регламентируются специальной Инструкцией, утвержденной постановлением правления Фонда социального страхования Украины от 19.05.99 г. № 5. Инструкцией установлены общие правила планирования и распределения путевок на санаторно-курортное лечение и отдых. Знание и соблюдение этих правил являются обязательными как для региональных исполнительных дирекций Фонда социального страхования, так и для отраслевых комитетов профсоюза.
5. Планирование, распределение и предоставление путевок работникам в здравницы осуществляются через отраслевые комитеты профсоюза и региональные исполнительные дирекции Фонда социального страхования снизу доверху по профсоюзным организациям и утверждаются правлением фонда. Выделенные правлением Фонда путевки обкому профсоюза должны распределяться между районами, профсоюзными объединениями и организациями. Планирование путевок по профсоюзным организациям осуществляется в зависимости от суммы средств, предусмотренных сметой на санаторно-курортное лечение.
В планах, доведенных до профсоюзных организаций, должно быть учтено мнение профсоюзных комитетов предприятий о количестве путевок и сроках санаторного лечения, профиле санатория, цене путевки. Не следует планировать и выделять те путевки, которые не пользуются спросом
2.4. Обеспечение пособиями по беременности и родам.
Пособия по беременности и родам выплачиваются в течение всего отпуска по беременности и родам в размере полного заработка.
1. Право на пособие по беременности и родам имеют все работающие женщины, состоящие в трудовых отношениях с собственником предприятия.
Все категории женщин, имеющих право на пособие по беременности и родам, определены в ст. 10 Закона Украины «О государственных пособиях семьям с детьми». К ним относятся не только работающие женщины на предприятиях всех форм собственности и хозяйствования, но и женщины, уволенные с работы в связи ликвидацией предприятия, учреждения, организации; женщины, зарегистрированные в службе занятости в качестве безработных не менее 10 месяцев; женщины, занимающиеся предпринимательской деятельностью, при условии уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования; творческие работники, уплачивающие страховые взносы; учащиеся, обучающиеся с отрывом от производства; военно служащие, а также уволенные из армии, других воинских формирований и органов внутренних дел в связи г беременностью и родами.
Пособие по беременности и родам предоставляется ч размере 100 процентов заработка за весь период отпуска по беременности и родам. Продолжительность отпуска ус танавливается 70 календарных дней до родов и 56 (в случае осложненных родов или рождения двух и более детей) -- 70 календарных дней после родов.
Размер указанного пособия исчисляется суммарно , предоставляется женщинам в полном объеме независимо от количества дней, фактически использованных до родов, т.е. за 126 календарных дней.
Срок наступления дородового отпуска определяет врач На практике имеют место случаи, когда дородовой отпуск превышает или, наоборот, составляет меньше 70 дней. При неправильном установлении времени родов отпуск не подлежит продлению, если он оказался меньше 70 дней, поскольку отпуск предоставляется суммарно (126 дней), независимо от использованных дней до родов.
2. Послеродовой отпуск. Послеродовой отпуск предназначен как для восстановления сил и здоровья матери, так и для ухода за несовершеннолетним ребенком. Поэтому такой отпуск полагается не только женщине, родившей ребенка, но и женщине, усыновившей новорожденного непосредственно из родильного дома. Отпуск в этих случаях предоставляется продолжительностью 56 дней со дня рождения ребенка, указанного в свидетельстве о рождении. Послеродовым отпуском пользуются и женщины, родившие мертвого ребенка. Если в период беременности произошел выкидыш, то женщине предоставляется отпуск по временной нетрудоспособности. При самопроизвольном прерывании беременности по истечении 126 дней, женщине предоставляется обычный послеродовой отпуск продолжительностью 56 календарных дней.
Пособие в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности выдается за первые 2 дня временной нетрудоспособности. Начиная с четвертого дня, выплата пособия продлевается при операции по медицинским показаниям и при самопроизвольном аборте, а также женщинам, среднемесячная зарплата которых за два предшествующих календарных месяца не превышала установленного законом минимального размера. В остальных случаях, если временная нетрудоспособность в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности продолжается свыше 10 дней, выплата пособия по временной нетрудоспособности возобновляется, начиная с одиннадцатого дня временной нетрудоспособности.
Женщинам, окончившим учебные заведения разного уровня аккредитации, аспирантуру, клиническую ординатуру либо профессионально-технические училища и направленным на работу в установленном порядке, в период временной нетрудоспособности, в связи с беременностью и родами, пособие выдается со дня назначения явки на работу. Размер пособия исчисляется в этом случае из должностного оклада или тарифной ставки по должности (работе), на которую женщина была направлена. При получении отпуска по беременности и родам в период пребывания работницы в ежегодном отпуске выдается за все дни освобождения от работы, удостоверенные больничным листком. Иногда отпуск по беременности и родам наступает у работницы в период учебного отпуска, предоставленного ей в связи с обучением. В этом случае пособие выдается со дня, когда женщина по окончанию учебного отпуска должна приступить к работе. Такое же правило действует, если отпуск по беременности и родам наступил у женщины в период, когда она не работала в связи с приостановкой работ на предприятии, в учреждении, организации. Пособие назначается со дня, когда после приостановки работ женщина должна была приступить к работе.
На практике иногда возникает вопрос, как выплачивать пособие женщине, которая находится в оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, если у нее возникла новая беременность? В этом случае женщине предоставляется выбор -- либо пособие по беременности и родам, либо пособие по уходу за ребенком. При этом она должна приступить к работе до начала отпуска по беременности.
В тех случаях, когда отпуск по беременности и родам предоставляется в период отпуска без сохранения зара ботной платы, пособие выдается лишь с того дня, когда женщина должна приступить к работе. Если женщина прерывает отпуск и выходит на работу, ей затем могут быть предоставлены отпуск по беременности и родам , пособие на общих основаниях.
В жизни встречаются случаи, когда беременную женщину незаконно увольняют с работы (а увольнение беременных женщин законодательством не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации с обязательным трудоустройством), и пока она оспаривает в суде увольнение, наступает срок отпука по беременности и родам. Если увольнение признается неправильным и работница восстанавливается на прежней работе, то пособие за время по беременности и родам выдается со дня вынесения решения о восстановлении на работе.
2.5. Социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Все работники подлежат обязательному социальному страхованию собственником или уполномоченным им органом от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Страхование осуществляется в порядке и на условиях, определяемых законодательством и коллективным договором (соглашением, трудовым договором).
1. Правовые основы организации социального страхования и порядок его осуществления установлены Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности» от 23 сентября 1999г. № 1105-XIV.
Социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний является самостоятельным видом государственного социального страхования, при помощи которого осуществляются социальная защита, охрана жизни и здоровья граждан в процессе их трудовой деятельности.
2. Основными задачами социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний являются: проведение профилактических мер, направленных на устранение вредных и опасных производственных факторов, предупреждение несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и других случаев угрозы здоровью застрахованных, вызванных условиями труда; восстановление здоровья и трудоспособности потерпевших на производстве от несчастных случаев или профессиональных заболеваний; возмещение материального и морального ущерба застрахованным и членам их семей.
Комментируемая статья предусматривает круг лиц, подлежащих обязательному страхованию от несчастного случая. К ним относятся лица, работающие на условиях трудового договора (контракта); учащиеся и студенты учебных заведений, клинические ординаторы, аспиранты, докторанты, привлеченные к каким-либо работам во время, перед или после занятий; во время занятий, когда они приобретают профессиональные навыки; в период прохождения производственной практики (стажировки) выполнения работ на предприятиях; лица, которые содержатся в исправительно-трудовых, воспитательно-трудовых учреждениях и привлекаются к трудовой деятельности на производстве этих учреждений или других предприятий по специальности.
Страхователями являются работодатели. Они несут ответственность за безопасные условия труда на производстве. Финансирование страховых выплат, социальных услуг осуществляет Фонд социального страхования от несчастных случаев.
Государство гарантирует всем застрахованным гражданам обеспечение прав в страховании от несчастного случая и профессионального заболевания.
3. Для правильного применения и толкования правил данной статьи необходимо выяснить основные критерии страхования. Таковыми, на наш взгляд, являются страховой риск и страховой случай. Под страховым риском принято считать обстоятельства, вследствие которых может наступить страховой случай. Страховым же случаем является несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, причинившее застрахованному профессионально обусловленную физическую травму, с наступлением которой возникает право застрахованного лица на получение материального обеспечения и социальных услуг.
Несчастный случай или профессиональное заболевание, происшедшие вследствие нарушения актов об охране труда застрахованным, также являются страховым случаем. К страховым случаям относятся и факты нарушения застрахованными лицами правил охраны труда, повлекшие несчастные случаи или профессиональное заболевание. Законодательство не освобождает в таких случаях страховщика от выполнения обязательств перед потерпевшим.
Законодательство дает легальное и достаточно полное юридическое понятие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Несчастный случай -- это огран и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.