На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Основные категории и понятия управления качеством. История развития теории и практики в области управления качеством. Зарубежный и отечественный опыт. Концепция всеобщего менеджмента качества (ТQМ), проблемы ее внедрения в деятельность организации.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 19.02.2011. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



3
Содержание
Введение
1. Основные категории и понятия управления качеством
2. История развития теории и практики в области управления качеством
2.1 Эволюция мышления в области управления качеством
2.2 Место управления качеством в системе общего менеджмента
2.3 Зарубежный и отечественный опыт управления качеством
3. Концепция всеобщего менеджмента качества (ТОМ)
3.1 Концепция Всеобщего менеджмента качества
3.2 Проблемы внедрения концепции «Всеобщего управления качеством» в деятельность организации
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Целевая система управления качеством является одной наиболее важных и приоритетных подсистем исследования систем управления (СУ). Для исследований прикладного характера данная система является наиболее типовой среди всех других и в условиях рыночных отношений во многом реально формирует эффективность деятельность всей производственно-хозяйственной системы любого предприятия и организации.
Управление качеством (УК) как наука получило теоретическую основу у нас в стране в 70-80-е гг. XX в. За этот период было проведено много исследований и экспериментов, были опубликованы монографии, книги и статьи на данную тему. Исключительно важный и принципиальный итог этой работы состоит в том, что УК стало неотъемлемой частью, функцией любого производства независимо от используемых при этом методов управления, форм собственности и масштабов производства.
Стабильного повышения качества невозможно достичь только воздействиями локального, разрозненного характера, так как недостаточно высокое качество продукции и услуг одной отрасли или даже одного поставщика ведет к созданию и изготовлению продукции такого же уровня качества в другой отрасли или на другом предприятии. УК должно носить комплексный характер, что, в свою очередь, возможно только при системном подходе к управлению. Именно такой подход обеспечивает качество, удовлетворяющее потребителей.
Наряду с УК среди других целевых подходов к управлению, важнейшими следует признать: обеспечение поставок продукции потребителям в срок; увеличение объемов производства продукции; снижение себестоимости выпускаемой продукции. Роль управления качеством в обеспечении конкурентоспособности в условиях рынка исключительно велика.
1. Основные категории и понятия управления качеством
менеджмент качество
По мнению Российской, академии проблем качества, качество является одной из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества. Такая точка зрения четко определяет первостепенную значимость деятельности по совершенствованию качества.
В среде специалистов по проблемам качества существует большое число определений этой категории. Это разнообразие связано с многоаспектностью категории качества. Так, например, качество в философском смысле представляет собой «непосредственную характеристику непосредственного бытия», в политэкономическом -- «результат взаимодействия потребительной стоимости и стоимости». Большинство трактовок обобщено Международной организацией по стандартизации (ИСО, от ISO -- International Standard Organization).
КАЧЕСТВО - это СТЕПЕНЬ СООТВЕТСТВИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОДУКЦИИ, ПРОЦЕССА ИЛИ СИСТЕМЫ СУЩЕСТВУЮЩИМ ИЛИ ПРЕДПОЛАГАЕМЫМ ПОТРЕБНОСТЯМ.
Наиболее современным и грамотным является определение, содержащееся в международных стандартах ИСО 9000-2000. В редакции п. 3.1.1 ГОСТ Р ИСО 9000-2001 качество представляет собой «степень соответствия присущих характеристик требованиям».
Под характеристиками понимают «отличительные свойства»; под требованиями -- «потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным».
Термин «качество» может употребляться с прилагательными «плохое», «хорошее» или «отличное».
Термин «присущий», в отличие от термина «присвоенный», означает «имеющийся в чем-то» и относится, прежде всего, к постоянным характеристикам.
Схема «создания качества продукции». Процесс «создания качества продукции» схематично можно представить в виде совокупности шести этапов (рис. 1).
Каждая потребность выражается рядом требований (к функциональности, безопасности, эстетичности и т. д.), которые участвуют в формировании отношений пригодности продукции для целей потребителя, служат для оценки ее соответствия назначению и, следовательно, очерчивают границу качества продукции.
Требования к качеству можно определить как выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам продукции с целью их воплощения в ней и проверки.
Продукция представляет собой результат процесса, т. е. совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующей входы в выходы.
Потребители
Этап 1. Осознание потребности
Этап 2. Интерпретация потребности, выяснение требований к качеству
Этап 3. Воплощение требований к качеству в образце продукции
Этап 4. Реализаций требований к качеству в выпускаемой продукции
Этап 5. Реализация требований к качеству в товаре
Этап 6. Удовлетворение потребностей (оценка качества потребителем)
Маркетинговые службы
Подразделения НИОКР
Производство
Сбыт
Потребитель
Рис. 1. Укрупненный процесс «создания качества»
Она может быть как материальной (изделия), так и нематериальной (услуги). Услуги производственного характера называют работами (например, установка и наладка оборудования).
При проведении технических оценок термин «качество» применяется в следующих ситуациях:
при сравнении объектов с целью выявления степени превосходства («относительное качество»);
при количественной статистической оценке (уровень качества);
при проведении точной технической оценки (мера качества).
Пирамида качества. Понятие качества можно распространить также на категории деятельности (например, производственной) и фирмы (организации-товаропроизводителя) в целом.
В каждой организации формируется внутрифирменная иерархия качества, наглядно демонстрирующая связь качества с общей эффективностью деятельности. Фирмы, производящие и реализующие эффективными методами высококачественную продукцию, получают неоспоримые конкурентные преимущества и, естественно, улучшают общие результаты своей деятельности. Внутрифирменная иерархия качества является основанием так называемой пирамиды качества (рис. 2), отображающей влияние качества на общество в целом.
Всеобщее качество
Качество фирмы
Качество деятельности
Качество продукции
Рис.2 Пирамида качества
Общество заинтересовано в высоком качестве на каждом иерархическом уровне пирамиды. Характеристики уровней пирамиды качества приведены в табл.1.
Таблица 1. Характеристики уровней пирамиды качества
Уровень иерархии
Объект управления
Компоненты объекта
управления
Базовый механизм управления качеством
Форма
общественного признания
1
Качество продукции
Готовая продукция
качество изделия качество сервиса
Контроль соответствия
Сертификат соответствия на продукцию
2
Качество деятельности (производства)
Производство
качество сырья, материалов,качество оборудования,качество технологии,качество производственных процессов, качество условий труда,качество (квалификация) рабочего
Система
качества
Сертификат соответствия
на систему качества
3
Качество фирмы (организации)
Фирма
,качество системы управления, качество оснащенности фирмы,качество руководителей - качество персонала
Всеобщий
менеджмент качества (TQM)
Премии
качества
4
Всеобщее качество (качество общества)
Общество
- качество культуры ,качество политико-правовой системы ,качество экономической системы,качество информации,качество науки и техники ,качество жизни
2. История развития теории и практики в области управления качеством

2.1 Эволюция мышления в области управления качеством
Управление качеством начиналось с выходного контроля готовой продукции. Механизм управления качеством отдельно взятого изделия дала система Тейлора (1905), которая устанавливала требования к качеству продукции в виде шаблонов (интервалов допусков), называемых проходными и непроходными калибрами. Контроль осуществлялся специалистами (инспекторами). Система Тейлора ввела деление продукции на качественную и дефектную (брак).
По мере усложнения продукции и производства встала проблема сокращения трудозатрат на контроль качества и повышения его эффективности, решению которой во многом способствовали статистические методы контроля качества, базирующиеся на методах математической статистики.
Рис 2. Цикл Деминга
В середине 1920-х годов В. Шухарт ввел понятие цикла непрерывных технологических изменений на основании статистического контроля качества. Появилась возможность оценки качества методом выборочного контроля X. Доджа и X. Роминга, суть которого состоит в оценке качества всей партии продукции на основе оценки качества ее части (выборки). На предприятиях появились новые специалисты -- инженеры по качеству.
Всеобщий контроль качества
(Total Quality Control)
Этап 1. Разработка качества
Этап 2. Поддержание качества
Этап 3. Совершенствование качества
Рис. 4. Содержание модели Всеобщего контроля качества
В 1950-х годах А. Фэйгенбаум предложил модель всеобщего контроля качества (Total Quality Control -- TQC) (рис. 4) и определил понятие стоимости качества.
Таблица 2. Характеристики этапов развития менеджмента качества
Этапы, характеристики
Контроль качества (1900-1920-е гг.)
Управление качеством производства (1920- 1950-е гг.)
Обеспечение качества (1950- 1980-е гг.)
Всеобщий менеджмент качества (1980-е - наст. время)
Механизм управления
Выходной нормативный контроль
Статистический Конт роль; выборочный контроль
Комплексное управление качеством на всех стадиях жизненного цикла изделия
Стратегическое управление качеством
Основная цель
Выявление дефектов
Предупреждение дефектов
Поддержание и совершенствование качества
Постоянное совершенствование качества
Периодичность управления
После изготовления
В ходе производства
Перед производством
Постоянно
Отношения с потребителями
Удовлетворение требований рынка эффективным для производителя способом
Удовлетворение требований рынка эффективным для производителя способом
Гарантия качества продукции путем сертификации
Приоритет текущих и потенциальных запросов потребителей
Система мотивации
Штрафные санкции за брак
Учитывает настройку производственного процесса
Уменьшение материального, рост морального стимулирования
Создание системы признания заслуг; самомотивация
Этапы, характеристики
Контроль качества (1900-
1920-е гг.)
Управление качеством производства (1920-1950-е гг.)
Обеспечение качества (1950-1980-е гг.)
Всеобщий менеджмент качества (1980-е - наст. время)
Система обучения
Профессиональная подготовка
Профессиональная подготовка. Обучение статистическим методам
Поощрение обучения
Обучение не прерывное, все стороннее; самообразование; обучение становится частью мотивации
В то же время Филипп Кросби предложил концепцию бездефектной работы или систему «нулевых дефектов» (ZD -- Zero Defects), основная идея которой заключается в том, что платить приходится не за качество, а за его отсутствие или недостаток, что и должно стать предметом контроля.
Концепция TQC получила дальнейшее развитие в Японии в форме всеобщего статистического контроля качества (TSQC -- Total Statistical Quality Control), в рамках которого персонал вовлекается в работу кружков качества. Большое внимание при этом уделялось вопросам мотивации, как на уровне отдельного сотрудника, так и на уровне организации. В 1951 году в Японии была учреждена премия Деминга, ставшая прообразом многих национальных и международных премий за достижения в области совершенствования качества.
Таким образом, в 1950-е годы сложились предпосылки создания новой концепции управления качеством, ориентированной на удовлетворение запросов потребителя и превращающей совершенствование качества в задачу каждого сотрудника организации -- концепции всеобщего менеджмента качества (TQM -- Total Quality Management).
На рубеже 1970-1980-х годов к специалистам пришло понимание универсальности основных принципов менеджмента качества, приемлемых для предприятий любой отраслевой принадлежности и вне зависимости от того, в какой стране они находятся. Единственным необходимым условием их применения было наличие в стране рыночной экономики. В 1980-е годы окончательно сформировалась философия TQM. Международной организацией по стандартизации (ИСО) было разработано семейство международных стандартов на системы качества ИСО-9000. Именно сертификация системы качества на соответствие требованиям стандартов ИСО-9000 является одним из начальных этапов внедрения методологии TQM в практическую деятельность любой организации.
2.2 Место управления качеством в системе общего менеджмента

Школа научного управления Фредерика Уинслоу Тейлора (1905), взятая за точку отсчета в существовании управления качеством, является основой и для менеджмента качества. Система Тейлора включала в себя законы и правила, заменявшие личные суждения работников и применяемые только после произведения систематического учета и измерения их действий.
Долгое время (до 1950-х годов) управление качеством сводилось к контролю качества продукции и относился к инженерно-техническим вопросам, в то время как проблематика общего менеджмента носила ярко выраженный организационный, с социально-психологическим оттенком характер. В то время как в сфере управления качеством совершенствовались, прежде всего, методы контроля (контрольные карты В. Шухарта, таблицы выборочного контроля Г. Доджа и Г. Роминга и др.), в общем менеджменте складывалась «классическая (административная) школа», основными направлениями деятельности которой являлись описание функций управления, развитие принципов управления, систематизация управления организацией.
Примером взаимосвязи управления качеством и общего менеджмента в то время служат принципы производительности труда, сформулированные Гаррингтоном Эмерсоном, одной из основ которых был полный, точный, постоянный учет (в том числе качества продукции) или организационные принципы Генри Форда, опирающиеся на развитую стандартизацию.
С другой стороны, активно развивающиеся концепции управления качеством начали заимствовать элементы общего менеджмента, касающиеся организационных вопросов обеспечения качества. В это время в менеджменте сложилась «школа человеческих отношений», связанная с именами Фредерика Херцберга, Абрахама Маслоу и др., применяющая в управлении науки о человеческом поведении. Доктрина «человеческих отношений» практически немедленно была воплощена и в менеджменте качества. Например, Деминг выдвинул идею об отмене оценки заданий и результатов выполнения работы сотрудниками, полагая, что такая оценка создает атмосферу страха, способствует ориентации на краткосрочные задачи, игнорируя долгосрочные цели, и мешает коллективной работе.
Принципы Деминга. Демингом были предложены для менеджеров 14 принципов совершенствования качества.
1. Соблюдайте постоянство целей.
2. Примите новую философию: откажитесь от низкого качества во всем.
3. Откажитесь от повсеместного контроля.
4. Откажитесь от партнерства, основанного только на цене продукции; установите долгосрочные партнерские отношения; уменьшите количество поставщиков.
5. Постоянно совершенствуйте систему производства и обслуживания.
6. Практикуйте в организации наставничество и обучение.
7. Внедрите современные методы руководства: функции управления должны смещаться от контроля количественных показателей к качественным.
8. Устраните страх: способствуйте тому, чтобы сотрудники высказывались открыто.
9. Устраните барьеры между подразделениями и сотрудниками организации.
10. Откажитесь от лозунгов, транспарантов и наставлений для рабочих.
11. Откажитесь от количественных оценок работы.
12. Поддерживайте чувство профессиональной гордости в сотрудниках.
13. Внедрите в организации систему образования и самосовершенствования сотрудников.
14. Добейтесь приверженности руководства организации идее качества.
В то время как Деминг основное внимание сосредоточил на улучшении качества применительно, в первую очередь, к процессам и системам, Джуран сосредоточился на вовлеченности персонала в процедуры, обеспечивающие высокое качество продукции.
Принципы Джурана. Подход Джурана содержит 10 составляющих повышения качества.
1. Формирование осознания потребности в качественной работе и создание возможностей для улучшения качества.
2. Установление целей для постоянного совершенствования деятельности.
3. Создание организации, способной эффективно работать над достижением целей, сформировав команды и выбрав координаторов.
4. Предоставление возможности обучения всем сотрудникам организации.
5. Выполнение проектов для решения проблем.
6. Информирование сотрудников организации о достигнутых успехах.
7. Выражение признания сотрудникам, внесшим наибольший вклад в улучшение качества.
8. Информирование о результатах.
9. Регистрация достижений.
10. Внедрение и закрепление достижений, которых удалось добиться за год, в системы и процессы, постоянно функционирующие в организации.
Принципы Кросби. 14 принципов совершенствования качества были предложены и Филиппом Б. Кросби.
1. Четкое определение приверженности руководства организации идее качества.
2. Использование командной работы для улучшения качества, для привлечения и информирования о качестве всех членов организации.
3. Оценка качества и определение текущих и возможных проблем с качеством.
4. Определение стоимости качества.
5. Определение стоимости некачественной работы и доведение этой информации до подчиненных.
6. Корректировка действий.
7. Создание специального комитета по работе с программой «нулевого брака».
8. Обучение специалистов, которые будут внедрять программу «нулевого брака».
9.. Проведение «Дня нулевого брака» для объяснения программы и отношения организации к проблеме качества.
10. Мотивация персонала к установлению целей, подразумевающих улучшение качества.
11. Стимулирование подчиненных к сообщению о проблемах, не позволяющих им работать без брака.
12. Общественное признание тех, кто достигает поставленных целей и отлично выполняет работу.
13. Организация Советов качества, состоящих из профессионалов и руководителей коллективов, которые будут регулярно общаться друг с другом.
14. Неоднократное повторение пунктов 1-13, так как процесс совершенствования качества бесконечен.
Анализ общих черт в приведенных выше подходах позволил Джону Рэббиту и Питеру Бергху выделить семь факторов всеобщего качества:
1) ориентация на потребителя;
2) ориентация на процесс и его результаты;
3) управление участием в работе и ответственностью;
4) непрерывное совершенствование;
5) проблемы, зависящие от рабочих, должны составлять не более 20%;
6) проведение измерений;
7) командная организация работ по улучшению качества.
Многие из перечисленных выше принципов (в первую очередь, 14 принципов Деминга) легли в основу современной концепции менеджмента качества -- TQM.
С 1980-х годов в деятельности организаций начинают выделять отдельные функциональные направления. В структуре общего менеджмента появляются самостоятельные дисциплины -- финансовый менеджмент, маркетинг менеджмент и т. д., в один ряд с которыми можно поставить и менеджмент качества. Менеджмент направлен на достижение поставленных целей (такой подход получил название «управления посредством целей», или МВО, -- Management by Objectives) и базируется на построении и последующей реализации структуризированнои системы целей (дерева целей). С другой стороны, современный общий менеджмент определил в качестве основной цели постоянное совершенствование качества. Этот подход получил название управления посредством качества (MBQ -- Management by Quality).
Связь менеджмента качества с общим менеджментом изображена на рис. 5.
Управление качеством
Всеобщее управление качеством
Всеобщий контроль качества
Статистический
контроль качества
школа
научного общи и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.