Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Модели госрегулирования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.04.13. Год: 2012. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Модели  государственного регулирования 
национальной  экономики 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ           2
ГЛАВА 1. Государственное регулирование экономики    6
      Необходимость государственного вмешательства в экономику 6
      Формы, методы и инструменты государственного регулирования экономики          8
      Границы государственного вмешательства в экономику  14
      ГЛАВА 2. Модели государственного регулирования экономики  16
      2.1. Неоклассическая модель        16
      2.2. Кейнсианская модель        18
ГЛАВА 3. Роль государства в переходной экономике    24
      3.1. Основные задачи и направления деятельности государства переходного типа           24
      3.2. Особенности государственного регулирования в переходной экономике Республики Беларусь        30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ           40
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ         42
ПРИЛОЖЕНИЕ           44
 
 
 
 
Введение
      Данная  работа посвящена вопросам государственного регулирования  национальной экономики.
      В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности.
      Государство представляет собою стержень существующей общественной системы, оно концентрирует  власть, санкционирует существование  всех других негосударственных институтов. Государство формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии. Государство породило новую форму общественной обусловленности поведения человека, отделив общий интерес от частного. Поэтому возникновение и существование государства является не только исторически необходимым, но и общественно прогрессивным и значимым фактором развития.
      Огромная  роль государства и способность  его регулировать некоторые экономические  процессы зависит от связи экономики  и политики, от разработки экономической политики.
      Во  всех экономических системах, без  исключения, государство регулирует экономику. Особенно возрастает роль государственного регулирования в условиях экономического кризиса. Мировой опыт показал, что выход из кризиса возможен лишь при жесткой централизации государственной власти и проведении нетривиальных мер по обеспечению экономического роста. В современной рыночной экономике такое регулирование осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в административно-командной системе, но экономическая роль государства все-таки велика. При этом очевидно, что роль государства в экономике становится с течением времени всё более сложной.
      Государственное регулирование экономики направленно  на решение различных задач. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером экономических и социальных проблем в той или иной стране в данный конкретный период.
      Очень важна роль государственного регулирования  экономики в развивающихся странах, создающих свою независимую экономику и в бывших социалистических странах, переходящих к рыночному хозяйству на базе частной собственности.
      Уже несколько столетий ведутся споры  о роли государства в экономике, его положительном и отрицательном  влиянии на экономические процессы. Различные экономические школы подходят по-разному к этой проблеме.
      В современной экономической науке  проблемы, связанные с государственным  регулированием экономики, по-прежнему значимы и актуальны. Несмотря на то, что на сегодняшний день практически все течения экономической науки говорят о необходимости вмешательства государства в экономику, нет единого мнения о степени и границах данного вмешательства. На данный момент нет единого мнения о том, какие механизмы наиболее эффективны: рыночные или механизмы государственного регулирования.
      Актуальность  темы исследования курсовой работы связана  с необходимостью определения роли государства в рыночном механизме, их влиянии другу на друга. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
      Проблема  роли государства в экономике  рассматривается в научных трудах экономистов, начиная с XVII века. В  основном материал, изложенный в учебной  литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях  по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы государственного регулирования экономики. В научной литературе большое внимание уделяется объективным закономерностям усиления государственного регулирования экономики, эволюции экономических функций государства, раскрываются конкретные методы, функции и инструменты государственного регулирования в рыночной экономике. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
      Большинство проработанных источников в той  или иной степени затрагивает  проблему эффективности государственного регулирования экономики. И основным показателем эффективности называется экономический рост и повышение благосостояния населения.
      Целью данной работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное  регулирование национальной экономики.
      Объект  исследования – государство и  рыночный механизм.
      Предмет исследования – государственное  регулирование национальной экономики.
      Задачи, решаемые в ходе работы:
    определить необходимость государственного регулирования в экономике;
    познакомиться с основными методами и инструментами государственного регулирования экономики;
    определить границы государственного вмешательства в экономику;
    рассмотреть модели государственного регулирования;
    дать характеристику основным подходам к трактовке проблем, существующих в государственном регулировании экономики;
    определить роль и экономические функции государства в переходной экономике.
      Во  введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.
      В соответствии с поставленной целью  и задачами в первой главе работы рассмотрены основные вопросы, затрагивающие  тему необходимости государственного вмешательства в экономику. Раздел раскрывает сущность, формы и методы государственного регулирования. Определены границы государственного вмешательства в экономику.
      Во  второй главе рассмотрены модели государственного регулирования экономики.
      В третьей главе рассмотрены вопросы, связанные с государственным  регулированием экономики в переходный период. В частности охарактеризованы особенности экономического роста в Республике Беларусь, роль правительства, эффективность применяемых им форм и инструментов регулирования. Третья глава имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ перспектив и тенденций развития государственного регулирования экономики.
      В заключении приводятся итоги курсовой работы: отражаются основные ее результаты и выводы.
      В приложении представлено 13 таблиц, 2 схемы, 5 графиков и 5 диаграмм.
      Источниками информации для написания работы послужила специальная литература по экономике: учебники, учебные пособия, справочная информация, информация Министерства статистики РБ, широко применялись источники СМИ в глобальной сети Интернет. 
 
 
 
 

      1. Государственное  регулирование экономики
      1.1. Необходимость государственного  вмешательства в  экономику
      Государственное регулирование экономики – это  система мер государства, посредством  которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества. Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, «провалами» рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.
      Конкретные  для каждой страны условия, вызывающие необходимость государственного вмешательства  в экономику, а также его цели определяют и формируют содержание. Есть общие для всех стран факторы, которые исторически определяют экономические функции государства. К таким факторам относятся:
    тип экономической системы;
    цели развития экономически данной системы;
    экономический потенциал и система отношений собственности;
    степень развития рыночных отношений;
    характер межнациональных отношений и уровень развития регионов;
    место данного государства в мировом хозяйстве и международном разделении труда.
      К причинам, вызывающим необходимость  вмешательства государства в  рыночную экономику, относятся:
      1. Необходимость компенсации, ликвидации  или недопущения отрицательных  внешних эффектов рынка;
      2. Каждая страна имеет свои высшие  национально-государственные интересы, гарантом и защитником которых  выступает государство, т. е.  существует комплекс проблем, решить которые может только государство и никто другой;
      3. Необходимость государственного  регулирования определяется задачами  решения социальных проблем, влияющих  на развитие экономики. Так,  государство устанавливает минимальные  размеры заработной платы, продолжительность рабочего времени, гарантированного отпуска, величину прожиточного минимума. Оно регулирует отношения между трудом и капиталом, определяет направления социальных расходов, устанавливает пособия по безработице, осуществляет выплаты различных видов пенсий и других пособий;
      4. Обеспечить экономику необходимым  количеством денег может только  государство;
      5. Вмешательство государства считается  необходимым, так как стихийные  начала рынка нацеливают экономическое  развитие, прежде всего на получение прибыли конкретным предприятием или отраслью, а не на развитие экономики в целом.
      6. Развитие монополий подрывает  конкурентное начало рыночной  экономики, отрицательно сказывается  на решении макроэкономических  проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства. Поэтому монополизации рынка должна быть противопоставлена законодательная и иная антимонополистическая деятельность государства. [30, с. 97]
      7. Поддержание убыточных или производств  с длительным сроком окупаемости  капитала, высокой степенью риска, высокой степенью стандартизации, без которых общество не может обойтись, а их результаты нельзя оценивать с позиции немедленного экономического эффекта: фундаментальная наука, обороноспособность страны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.). Факторы, обуславливающие необходимость государственного регулирования экономики рассмотрены в таблице 1 (см. приложение). [2, c. 234]
      По  мнению некоторых экономистов, государство  должно играть огромную роль и в  выборе дальнейшего развития экономической  системы. Вмешательство государства  считается необходимым, так как  стихийные начала рынка нацеливают экономическое развитие, прежде всего на получение прибыли конкретным предприятием или отраслью, а не на развитие экономики в целом.
      При отсутствии необходимого и достаточного государственного регулирования в  действие неизбежно вступают стихийные регуляторы. Они также «наводят порядок» в экономике, восстанавливают своеобразную равновесность и пропорциональность, но ценой кризисов, глубоких спадов производства и потребления, повальной безработицы, социальных напряжений и взрывов. Там, где не управляет государство, правят мафия, рэкет.
      1.2. Формы, методы  и инструменты  государственного  регулирования экономики
      Государство, осуществляя регулирование социально-экономических  процессов, использует систему методов  и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяет говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования.
      Приоритет государственной власти связан с  особым положением и специфическими функциями государства, позволяющими оперативно вмешиваться в ход  экономического процесса. Следует иметь ввиду и финансово-экономическую мощь государства. Несмотря на разгосударствление и приватизацию, государство продолжает оставаться собственником подавляющей части средств производства и имущества страны, а это дает ему право вмешиваться в хозяйственные процессы. Оно реально влияет на состояние дел на рынке, формирование спроса и предложения, перераспределение доходов, решает глобальные проблемы развития экономики, обеспечивает социальную защиту населения.
      Решение названных обязанностей осуществляется посредством выполнения государством определенных функций: правовой, воспроизводственно-технологической, прогностической, регулирующей, обеспечения текущих потребностей населения.
      Правовая  функция государства связана  с законодательным оформлением  статуса субъекта производственных отношений, установлением норм и правил хозяйствования, формированием организационной структуры управления; правовым оформлением отношений собственности и т.д.
      Воспроизводственно-технологическая  функция сводится к созданию условий  для обеспечения производства необходимыми ресурсами, удовлетворению людей духовными благами, условиями для их образования и жизни.
      Прогностическая функция определяет приоритетные ориентиры  экономического развития. В ходе реализации данной функции государство выполняет координирующую роль.
      Регулирующая  роль – самая обширная и разносторонняя функция государства. В ходе ее выполнения государство формирует инфраструктуру, поддерживает сбалансированность производства. [29, с. 228–230]
      Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. По форме участия государства в регулировании экономики и методам его влияния на хозяйственную деятельность выделяют административные и экономические методы, а также прямые и косвенные (см. приложение, рис. 1). Но при этом следует отметить, что все они тесно связаны друг с другом, и всегда стоит вопрос поиска оптимального сочетания государственного вмешательства и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма. [1, с. 55]
      Методы  прямого воздействия вынуждают  субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки – они нарушают естественное развитие рыночных процессов.
      Методы  косвенного воздействия создают  лишь предпосылки к тому, чтобы  при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют  целям экономической политики. [19, с. 14]
      Методы  косвенного государственного регулирования  экономических процессов опираются  в основном на товарно-денежные рычаги и воздействуют на экономические  интересы субъектов хозяйственной  деятельности.
      Административные  методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения. [16, с. 16] Цель принимаемых мер – создание определенных “правил игры” в рыночной экономике. Они, как правило, носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т.д. К ним можно отнести распределение централизованных инвестиций или иных контролируемых государством ресурсов, лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование экспорта, импорта и т.д.
      С помощью системы административных мер осуществляется государственный  контроль над ценами, доходами, учетной  ставкой, валютным курсом. Административные методы государственного регулирования эффективны в сфере контроля над монопольными рынками, в области экологии, в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании необходимых параметров жизни населения. Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике.
      Таким образом, сфера административных методов  регулирования достаточно обширна. Главное требование к административному регулированию заключается в том, чтобы оно не противоречило логике рыночных отношений, было встроено во всю систему этих отношений, использовало рыночные стимулы.
      Главная задача при использовании административных рычагов – не выйти за экономически обоснованные границы, не допустить превращение административных методов в администрирование. В противном случае неизбежно превращение рыночной системы в командную, централизованно направляемую систему. [10, с. 15]
      Экономические методы регулирования воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему. При этом прямое принуждение или поощрение отсутствует. Объект регулирования свободен в выборе вариантов действия, но подчиняется и не противоречит действующему законодательству.
      Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального  образования через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. [1, с. 57]
      Высшей  формой государственного регулирования  являются программирование, прогнозирование и планирование. Их применение связано с усложнением хозяйственных связей и необходимостью применения комплексных методов в достижении кратко-, средне- и долгосрочных целей. Их задача – комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики.
      Жесткое разграничение экономических и  административных методов несостоятельно, так как порой и административные и экономические методы несут в себе черты того и другого. [19, с. 15]
      Существуют  разнообразные формы государственного регулирования экономики:
      1. Непосредственное государственное  управление рядом отраслей, производственных  объектов, имеющих общественную  значимость (военные, оборонные,  энергетические объекты, заповедники,  музеи и т.д.).
      2. Налоговое регулирование осуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот.
      3. Денежно-кредитное регулирование  состоит в воздействии государства  на денежное обращение и объема  денежной массы.
      4. Бюджетное регулирование заключается в том, что государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета по различным направлениям их расходования.
      5. Ценовое регулирование в условиях  рынка заключается в том, что  государство может устанавливать предельный уровень цен, запрещая их повышать сверх этого уровня.
      6. Государственное регулирование  охраны и  восстановления окружающей  среды предусматривает меры по  защите природы в виде штрафов  и санкций за загрязнение и  осуществление природоохранных мероприятий.
      7. Государственное антимонопольное  регулирование направлено на  ограничение или даже запрет  деятельности предприятий-монополистов.
      8. Государственное внешнеэкономическое  регулирование – это обширный  спектр мер и инструментов  государственного воздействия на структуру экспорта и импорта, процессы внешней торговли, движение капитала в страну и из страны, валютный обмен. [30, с. 96]
      Социальная  политика является одним из важнейших  направлений государственного регулирования  экономики. Она – органическая часть внутренней политики государства, направленная на обеспечение благополучия и всестороннего развития его граждан и общества в целом.
      Основными задачами социальной политики являются:
      а) повышение благосостояния;
      б) улучшение условий труда и жизни людей;
      в) осуществление принципа социальной справедливости.
      Социальная  политика государства реализуется  посредством социальной защитой  населения, обеспечивающей регулирование  рынка доступности образования  и медицинского обеспечения граждан  страны.
      Значимость  социальной сферы велика не только благодаря ее огромному влиянию  на экономику. Главное ее назначение – полное удовлетворение материальных, культурных и духовных потребностей, формирование всесторонне и гармонично развитых членов общества. Это и есть стратегическая и высшая цель развития любого цивилизованного государства. [16, с. 21] В целом инструментарий государственного регулирования экономики представлен в приложении таб. 2. [2, с. 244]
      Таковы  формы, методы и инструменты государственного регулирования.
      1.3. Границы государственного  вмешательства в  экономику
      Очевидно, что современная рыночная система  немыслима без вмешательства  государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм. Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства; правда, в последнем случае оно обычно является "мягким", ограниченным по срокам, масштабам и другим параметрам, и выступающим в виде национальных целевых программ.
      Государство выполняет свои функции,  применяя экономические  и административные методы.  Они  взаимосвязаны и вместе с тем противоположны. Следует отметить, что рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует только косвенными, экономическими методами. Однако в ряде случаев, применение административных методов не только допустимо, но и необходимо. Нельзя уповать только на экономические либо только на административные меры. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса. Прибегая к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д.
      Среди методов государственного регулирования  не существует совершенно непригодных  и абсолютно неэффективных. Нужны  все, и вопрос лишь в том, чтобы  определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.
      Государство опосредовано или напрямую вмешивается  во многие сектора рыночной экономики. Минимально необходимые границы регулирования реального рынка определяются организацией денежного обращения, производством общественных товаров и устранения внешних эффектов. Максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику определяются перераспределением доходов, обеспечением некоторого уровня занятости, противодействием монополизму и инфляции, развитием фундаментальных исследований, проведением региональной политики, реализацией национальных интересов в мировой экономике. Выход государства за отчерченные максимальные  границы  делает необходимым разгосударствление экономики.  Проблема особенно актуальна для стран, переходящих от тотального огосударствления экономики к рынку. Хорошо зарекомендовали себя такие способы разгосударствления,  как приватизация собственности, либерализация рынков, оздоровление государственного сектора, создание смешанных предприятий. Схематически система государственного регулирования экономики изображена в приложении (рис.2).
      Как видим, рамки допустимого вмешательства  государства в рыночную экономику  достаточно широки. В этих рамках в  каждой стране в ее конкретных условиях должен быть найден наиболее оптимальный  синтез государственного регулирования  и эффективно работающего рыночного механизма.
2. Модели государственного  регулирования экономики
      Как известно, отношение к вмешательству  государства в экономику на разных этапах становления экономики было различным. В мировой экономической литературе представлен довольно разнообразный спектр мнений относительно места, роли, целей и возможностей государственного вмешательства в рыночную экономическую систему. При этом взгляды ученых существенно менялись в зависимости от конкретных условий развития мирового хозяйства (периодов процветания, затяжных кризисов, тяжелой, галопирующей инфляции, мира войны). В XX в. маятник поворачивался дважды: в 30–60-ые годы – в сторону активизации воздействия государства; с 70-х годов – в сторону возрастания регулирующей роли рынка и его механизмов.
      В оценке сущности и роли рыночного механизма, целей, возможностей, границ, форм государственного регулирования экономики значительно разошлись мнения приверженцев двух ведущих направлений экономической науки XX в.: неоклассического, кейнсианского. Теории, разработанные экономистами этих направлений в разное время и в разных странах, применялись в практике государственного регулирования экономики, разделяя и успехи, и неудачи экономической политики конкретных правительств. [8, с. 70–71]
      2.1 Неоклассическая  теория
      Экономическая неоклассическая теория – преобладающее в XX в. направление экономической науки, сторонники которого обращают основное внимание на самостоятельную хозяйственную деятельность отдельных людей и выступают за ограничение (или даже за полный отказ) от государственного регулирования экономики.
      Неоклассическая теория господствовала до 1930-х, когда  лидерство в экономической науке  перехватили последователи английского  экономиста Джона Мейнарда Кейнса –  представители кейнсианской экономической  теории.
      В течение примерно 40 лет неоклассика  оставалась в оппозиции основному  течению экономической теории, но затем идеи ограничения государственного вмешательства снова стали завоевывать  популярность. Научную революцию 1970-х  иногда называют «неоклассической контрреволюцией», поскольку она вернула неоклассике лидерство в экономической науке.
      В истории неоклассической экономической  теории четко выделяются три периода:
    «старая» неоклассика (1890–1930-е);
    «оппозиционная» неоклассика (1930–1960-е);
    современная неоклассика (с 1970-х до наших дней). [28]
      Теоретической базой неоклассической модели стали  концепции классического направления  экономической мысли. Трансформация  модели государственного регулирования  заключалась в отказе от воздействия  на воспроизводство через спрос, а вместо этого – использование косвенных мер при воздействии на предложение. Многие сторонники экономики предложения считали необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический рост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.
      Основные  трудности на этом пути – высокие  налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и  тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоклассики предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставления налоговых льгот предпринимателям.
      Сокращение  налоговых ставок сокращает и  доходы госбюджета, и увеличивает его дефицит, что осложняет борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.
      Следующий комплекс мер – реализация политики де регулирования. Это означает ликвидирование регламента по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, де регулирование рынка рабочей силы и др.
      Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод, что в неоклассической  модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.
      «Великая  депрессия» 1929–1933 сильно дискредитировала неоклассическую теорию. Начался  поиск новых доктрин, закончившийся  «кейнсианской революцией»: учение периода свободной конкуренции  сменилось учениями периода государственного регулирования рыночного хозяйства.
      2.2 Кейнсианская теория
      Кейнсианство – экономическое учение о необходимости и значимости государственного регулирования экономики посредством широкого использования государством фискальной, денежно-кредитной политики и других активных мер воздействия на рыночный механизм.
      Кейнсианское  учение являет собой по преимуществу продолжение основополагающих методологических принципов неоклассического направления экономической мысли
      В 30-е года прошлого века, после глубочайшего спада экономики США, Джон Мейнард Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной", так как, по сути, он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов – перепроизводство товаров.
      Он  предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, стабильная бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через  один из серьезнейших барьеров – неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать нвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики, Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.
      Главными  чертами кейнсианской модели регулирования являются:
    доля национального дохода высока и перераспределяется через госбюджет;
    создается обширная зона государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;
    широко используются бюджетно-финансовые и кредитно-финансовые регуляторы для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.
      После второй мировой войны, вплоть до середины 70-х годов, вера в могущество кейнсианской экономической политики, способной разрешить противоречия капиталистического воспроизводства, неуклонно укреплялась. Расширялись масштабы государственного вмешательства. Неуклонно росли государственные расходы, о чем свидетельствуют цифры, показывающие изменение доли совокупных государственных расходов в валовом национальном продукте (ВНП) ряда развитых стран (приложение, таб. 3). Цифры следующей таб. 4 (см. приложение) красноречиво показывают: темпы роста социальных расходов в те годы почти в полтора раза превышали темпы роста валового национального продукта, что и дало резкое увеличение доли социальных расходов в общих расходах названных стран. [13]
      Подобное развитие событий полностью отвечало кейнсианским представлениям о целях экономической политики правительства. Приоритетные же роли в этих целях отводились достижению полной занятости, стабилизации или хотя бы выравниванию циклических колебаний экономики, повышению темпов экономического роста. А увеличение расходов, то есть покупательной способности, отвечало и желаниям широких слоев населения, делая подобную политику особенно популярной. К тому же на первых порах, когда инфляционные процессы еще не дали о себе знать, рост цен был почти незаметен. Казалось бы, кейнсианство на все времена доказало, что экономика на изменение денежного спроса скорее реагирует изменением реального уровня производства, чем повышением цен.
      Кейнсианская  концепция макроэкономической политики опиралась не только на большие бюджетные  расходы государства. Она включала в себя еще три важных момента.
      Первый  из них предполагал возможность  не соблюдать строго сбалансированность государственного бюджета, то есть равенство  доходов и расходов государства, что всегда считалось главным  критерием мудрой бюджетной политики. Предполагалось, что сбалансирование бюджета должно происходить не каждый год, а на протяжении экономического цикла, когда избыток поступлений в казну в период подъема мог компенсировать недостаток бюджетных средств, возникший в условиях кризиса (приложение, таб. 5). [13]
      Второй  момент – разработка теории дефицитного  финансирования государственных расходов за счет эмиссии денег и государственных  займов. И, наконец, третий – новое  понимание роли кредитно-денежного  регулирования как инструмента, поддерживающего, прежде всего, бюджетную политику, а не здоровую безинфляционную денежную систему. Это означало смещение приоритетов в работе центрального банка – этого главного инструмента кредитно-денежной политики. Если здоровая валюта требовала проведения жесткой антиинфляционной политики независимо от конъюнктуры, то теперь кредитно-денежная политика призвана была участвовать в регулировании эффективного спроса: увеличивать кредитно-денежную экспансию в период спада и ограничивать ее лишь в условиях подъема экономики.
      В итоге кейнсианская концепция макроэкономической политики распахнула двери для экспансионистской  кредитно-денежной политики, которая  должна была не столько сохранять  стабильность денежной системы, сколько  способствовать увеличению расходов и  стимулировать экономический рост в целом.
      Данная  модель позволила ослабить циклические  колебания в экономике в течение  более чем двух послевоенных десятилетий. Однако в последствии проявилось ее несовершенство. К началу 70-х годов  завершился период высоких темпов экономического роста. Стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Два энергетических кризиса ввергли экономику развитых стран во второй половине 70-х в длительный период, когда необычайно быстро стали расти цены, и одновременно при этом шел спад производства. Инфляция превратилась в проблему номер один. [9, с. 18]
      Одно  уязвимое положение в учении Дж. Кейнса состояло в следующем. Для  увеличения государственного спроса считалось  возможным допустить дефицит  государственного бюджета. Для покрытия дефицита можно прибегать к займам и печатанию денег. Кейнсианская концепция экономической политики на инфляцию не рассчитывала. Недооценивая опасность инфляции, она своим акцентом на рост государственных расходов и дефицитное финансирование экономики, по сути дела, сама способствовала развитию инфляции. Если в 60-е годы бюджетные дефициты были редкостью, то после 70-х они приняли уже устойчивый характер. Каких масштабов достигли бюджетные дефициты, свидетельствуют цифры в таб. 6 приложения [13].
      Другое  уязвимое положение: для увеличения государственных доходов считалось приемлемым введение очень больших налогов. Однако такие налоги снижали материальную заинтересованность работников в увеличении заработков и предпринимателей в повышении размеров прибыли. Тем самым подрывалась налоговая база (рост заработной платы и прибыли).
      Эти положения кейнсианского учения на практике привели к отрицательным  результатам. На родине учения возникла т.н. английская болезнь – стагфляция (сочетание кризисного застоя с инфляцией). [5, с. 479]
      Не  случайно приоритетной задачей финансовой политики правительств всех развитых стран стало оздоровление государственных  финансов и снижение бюджетных дефицитов.
      В итоге победное шествие кейнсианства как теории и как экономической  политики в конце 70-х годов – начале 80-х завершилось "кейнсианской контрреволюцией" и "консервативным сдвигом" – в экономической теории и в политике всех развитых стран. Центральное место в экономической теории Запада вновь заняла старая неоклассическая школа, в рамках которой возникли новые направления экономического анализа, такие, как монетаризм, теория рациональных ожиданий и другие.
      В 80-е неоклассика бесспорно признавалась основным течением экономической науки, ее рекомендации стремились брать на вооружение правительства едва ли не всех стран мира. Казалось, что крах социалистической командной экономики лишь подтвердит истинность неоклассических идей. Однако на самом деле уже в 1990-е обозначился кризис неоклассических идей.
      Оттесненное неоклассической школой на обочину "главного направления" кейнсианство развивается сегодня в новом  облике, получившем название "посткейнсианство". Кейнсианство оказалось органически  связанным с нынешними реалиями экономического развития. И в этом проявляется его жизнестойкость.
      Кризис  кейнсианства оживил неоклассическое  направление, но и привел одновременно к дальнейшему развитию самого кейнсианства. Различие между ними – в разных ответах на вопрос: кто способен быстрее, эффективнее и дешевле приспособить экономику к неравновесным ситуациям – рынок или государство. [11, с. 266] Основные концепции этих направлений представлены в приложении таб. 7 и 8.
      Таким образом, в подходах и кейнсианцев, и современных неоклассиков государственное  регулирование не отвергается. Разница между этими школами заключается лишь в приоритетности тех или иных целей и методов экономической политики. Упрощенное понимание этих различий достигается при помощи «игровой» аналогии. С точки зрения кейнсианцев, государство – активный «игрок» в хозяйственной жизни, играющий на стороне той «команды», деятельность которой в наибольшей степени стимулирует экономический рост страны. С точки же зрения современных неоклассиков, государство должно быть неподкупным «судьей», который вырабатывает наиболее эффективные «правила игры» в хозяйственной жизни и строго следит за их соблюдением, не «подыгрывая» ни одной из команд. 
 

3. Роль государства  в переходной экономике
      3.1. Основные задачи  и направления  деятельности государства  переходного типа
      На  вопрос об основных направлениях деятельности и характере задач, решаемых государствами  в переходный период на современном  этапе, ни в юридической, ни в иной научной литературе нет однозначного ответа. Это обусловлено разными  подходами к определению места и роли государства в переходный период, а также разными политическими и идеологическими воззрениями.
     Переход от административно-командной системы к рыночной экономике не может быть осуществлен в виде единовременного акта, а требуется достаточно длительный переходный период. [1, с. 42]
      Переходный  период в развитии любой страны –  это особый этап эволюции не только государства и права, но и самого общества, на базе которого они возникают  и развиваются, а также экономики, политической и социальной жизни.
      Беларусь, Россия и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходят от административно-командной  системы к современной рыночной экономике. Вначале преобладала  точка зрения (причем и среди отечественных, и среди иностранных экономистов), что этот переход займет годы. Теперь становится ясно, что этот переход растянется на десятилетия. В постсоциалистических странах еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая переходная экономическая система, или экономика переходного периода.
      Главная закономерность переходного периода  – утрата государством функций единоличного распоряжения ресурсами. Теперь значительная часть имущества переходит в  частную собственность, и государство  теряет монопольную власть на принятие экономических решений.
      Переходный  период можно охарактеризовать рядом  проблем, не свойственных рынку, решение  которых возможно только посредством  действенного государственного вмешательства. К данным проблемам относятся:
    формирование самой рыночной инфраструктуры;
    высокий удельный вес государственного сектора экономики;
    разгосударствление и приватизация;
    развитие предпринимательства и конкуренции;
    развитие социальной сферы и системы социальной защиты населения;
    привлечение иностранных инвестиций.
      Все перечисленные аргументы объясняют необходимость государственного регулирования экономики в переходный к рынку период.
      Перед государством в переходный период наряду с обычными, периодически возникающими в сфере внутренней и внешней  политики проблемами стоят также  и специфические проблемы. На него возлагаются задачи не только обеспечения динамизма в проведении экономических и социально-политических реформ и поддержания стабильности внутри общества и государства, но и сохранения их полной самостоятельности во всех сферах жизни и обеспечения их внешней независимости.
      Роль  государства в переходной экономике  выше, чем в уже сложившемся  рыночном хозяйстве. Это связано  с двумя основными причинами. Во-первых, на переходном этапе рынок  находится в стадии становления, и его регулирующие возможности недостаточно высоки – и это обусловливает необходимость более интенсивного вмешательства государства в экономические процессы. Во-вторых, переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически, стихийно. "Сам по себе, – отмечает С. Меньшиков, – рождается только капитализм "первоначального накопления" из феодализма и мафиозный капитализм – из социализма. Эта закономерность повсеместно доказана на практике даже в сравнительно благополучной Восточной Европе" [Меньшиков С., 23].
      Намного сложнее и разнообразнее задачи, решаемые государством в данный период, и его деятельность, осуществляемая на данном этапе. Задачи и содержание государственного регулирования в  переходный период определяются сущностью  рыночной экономики. Переход к рынку является сложным процессом и характеризуется спадом производства, разрушением многих хозяйственных связей, расстройством денежного обращения и потребительского рынка, ростом цен, инфляцией, стагнацией производства.
      Находясь  в центре данного процесса и оказывая на него, как правило, огромное влияние, государство в данный период решает две взаимосвязанные между собой и дополняющие друг друга комплексные группы задач. Одна из них связна с реорганизацией самого государственного механизма – изменением его сущности, содержания, форм организации, методов деятельности, структуры. Другая же группа задач касается изменения общества, реформирования экономики, установления новых ориентиров во внутренней и внешней политике, формирования новой официальной идеологии.
      Задачами  государственного регулирования экономики  являются: на начальном этапе переходного  периода – осуществление мер  по либерализации экономики; на втором этапе – мер по стабилизации экономики  и на завершающем этапе – мер  по повышению эффективности, поступательному развитию. [16, с. 12]
      В прямой зависимости от характера  и видов, стоящих в переходный период перед государством задач, находятся  и основные направления его деятельности.
      Государство призвано регулировать сам процесс  перехода, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий его нормального функционирования.
      Все функции государства в переходной экономике можно условно разделить  на 2 группы. Во-первых, это функции  по созданию условий эффективного функционирования рынка. Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.
      К первой группе относятся функции  обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также  функция стимулирования и защиты конкуренции как главной движущей силы в рыночной среде.
      Ко  второй группе относятся функции  перераспределения доходов, корректировки  размещения ресурсов, обеспечения макроэкономической стабилизации и стимулирования экономического роста.
      На  первом этапе перехода к рынку  главной обязанностью государства является обычно проведение достаточно жесткой макроэкономической политики, недопущение инфляции в таких размерах, когда она становится разрушительной.
      На  более поздних этапах переходного  периода по мере снижения инфляции, а затем и остановки падения производства все более актуальной становится функция стимулирования экономического роста. К этому моменту у государства появляется возможность увеличить финансирование фундаментальной науки и образования, что способствует ускорению НТП, уменьшает тяжесть налогового бремени, что стимулирует рост деловой активности, более активно использовать налоговую и кредитно-денежную политику как средство стимулирования технического прогресса и роста инвестиций.
      Поэтому при определении направлений  государственного регулирования, мы должны сегодня отдавать себе отчет в том, что речь идет об экономике, находящейся в затяжном кризисе, во многом носящем неклассический, нетрадиционный характер [12, с. 35–40]
      Суть  государственного регулирования на современном этапе переходного периода заключается не в полном демонтаже старой системы, а в создании более эффективной системы регулирования экономики с учетом накопленного позитивного опыта. Прежде всего, для создания такой эффективной системы регулирования необходимо проведение ряда мероприятий.
      • Оздоровление финансовой системы, переход к индикативным методам, использованию финансовых рычагов.
      • Создание условий приспособления и последующего развития для убыточных и низкорентабельных предприятий, ликвидировать которые сразу просто нельзя. Им нужно обеспечить временную поддержку с помощью льгот и дотаций для приспособления к работе в условиях рынка. На следующем этапе разгосударствление, приватизация собственности на выгодных для государства условиях.
      • Осуществление структурной перестройки всего хозяйственного комплекса страны, внедрение новейших достижений техники, новых технологий, развитие ресурсосбережения. Структурная перестройка обычными методами через рассеяние капиталов и создание через них необходимых накоплений это слишком длительный и тяжелый путь. Эффективное регулирование в сочетании с целенаправленным планированием и программированием, а также стимулирование структурной перестройки прямыми и косвенными методами со стороны государства значительно облегчат и ускорят этот процесс.
      • Проведение активной социальной политики, призванной облегчить для населения отрицательные последствия перехода к рынку, обеспечение социальной защиты, осуществление комплекса мер повышения уровня занятости населения.
      • Проведение четкой антимонопольной политики, повышение государственного контроля за деятельностью монополий, увеличение доли государства при акционировании собственности крупных монополий.
      В современный переходный период, когда  стоит задача выхода из кризиса и  стабилизации экономики, регулирование должно основываться на принципах использования стоимостных инструментов рынка в качестве нормативов хозяйственной деятельности.
      В период перехода к рыночным отношениям целесообразно плановое регулирование рыночных отношений, которое заключается в создании таких экономических условий хозяйствования, которые бы принуждали товаропроизводителя ради общественной хозяйственной выгоды приближать объемы и структуру своего производства к параметрам общегосударственного плана. [16, с. 8–9]
      Высшей формой государственного регулирования экономики, особенно переходного типа, является государственное экономическое программирование. От составления чрезвычайных и целевых программ осуществляется переход к государственному среднесрочному общеэкономическому программированию.
      Границы экономического программирования также  зависят от финансовых возможностей государства обеспечить частному капиталу достаточную прибыль в качестве мотивации для деятельности в  соответствии с государственными программами. [27, с. 496–498]
      Главная же проблема государственного регулирования переходной экономикой заключается в вопросе, насколько глубоко будет влияние государства на рыночный механизм. В переходный период имеет место своеобразное сочетание экономических законов коммунистических и капиталистических систем. В этом сочетании они частично нейтрализуют друг друга. Переходная система означает постепенное усиление в ней элементов современного рыночного. Данный переход невозможен без жесткого государственного регулирования.
      Очевидно, что в условиях переходной экономики усиление государственного вмешательства в экономические процессы допустимо, но в определённых пределах: если оно выйдет за них, то произойдёт смена экономической модели. Именно оттого, что рыночный механизм не способен наиболее полно удовлетворять потребности общества, экономика должна регулироваться государством. [4, с. 21]
      3.2. Особенности государственного регулирования в переходной экономике Республики Беларусь
      В отличие от большинства республик, выбравших «шоковый» вариант  реформы в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль. Незначительно изменились функции банковской системы РБ: как и раньше банк ограничивается функциями казенного фондодержателя и осуществляет возмещение для госбюджета. Наличие небольшого количества рыночных элементов и отсутствие по этой причине в экономике РБ элементов саморегуляции системы имеет своим следствием сохранение широкой сферы административного контроля. В этих условиях проводимая правительством стабилизационная политика не может полагаться на ту реакцию, которая могла бы быть в развитой рыночной системе. [23,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.