Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Понятие о дидактической системе и основные категории дидактики

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 30.04.13. Год: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство Образования  и Науки  Российской Федерации
Российский Государственный  Социальный Университет 
Филиал РГСУ в г. Серпухове
Кафедра социальной психологии, педагогики и ювенального  дела
 
 
 
 
 
 
 
Контрольная работа по дисциплине «Теория обучения и воспитания»
Тема: «Понятие о дидактической системе и основных категориях дидактики  »
 
 
 
 
 
                                                  
 
 
                                                                                  Выполнила:
                                                                                  студентка 1 курса заочного отделения
                                                                                  Специальность:
                                                                         «Психолого-педагогическое образование»
                                                                                  Головешкина Ангелина Алексеевна
                                                                                               Проверила: Положевец Е.В.
                                                                                  кандидат юридических наук, доцент
 
 
Серпухов
2012
 


Содержание:  
1. Общее понятие о дидактике.
2.Понятие о дидактической  системе. 
3. Основные категории дидактики. 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Дидактика (от греч. didaktikos - поучающий, относящийся к обучению) - теория образования и обучения, отрасль педагогики. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся.
Научно-теоретическая функция  дидактики заключается в изучении реальных процессов обучения, в установлении фактов и закономерных связей между  различными сторонами обучения, в  раскрытии их сущности, выявлении  тенденций и перспектив развития. Разрабатывая проблемы отбора содержания образования, устанавливая принципы обучения, нормативы применения методов и  средств обучения, дидактика выполняет  нормативно-прикладную, конструктивно-техническую  функцию. В единстве этих функций  дидактика - понимание сущности процесса обучения, реализация его образовательной, воспитательной и развивающей функций.
В основе определенной дидактической  теории или концепции лежит понимание  сущности процесса обучения. Для оценки дидактической теории или концепции  выдвигают следующие критерии: результативность и эффективность обучения, организованного  в соответствии с определенной теорией  или концепцией. В качестве основных показателей результативности обучения принимают полноту и степень  приближения к заданным нормам, определяемым через цели обучения и результаты обучения (в качестве которых могут  быть приняты психические изменения, новообразования в личности, качество знаний, способы деятельности, уровень  мышления). Эффективность обучения свидетельствует не столько об уровне достижения целей, сколько о трудоемкости, времени и затраченных ресурсах (материальных, экономических, человеческих). В нашей контрольной работе мы рассмотрим становление и развитие дидактики, и основные дидактические теории и концепции.
1.Общее понятие о дидактике. 
Дидактика — это крупная отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. 
Уточним: обучение является объектом изучения ряда наук: психологии, методик частных учебных предметов, логики, кибернетики-(например, программированное обучение) и др. Притом разных исследователей интересуют проблемы своей науки, у них есть свой предмет. 
Дидактика - это наука, изучающая теоретические основы процесса обучения как такового. Ведь обучение осуществляется и в семье, когда родители учат чему-то своих детей, и во время бытового и производственного общения, процесс обучения осуществляется в дошкольных учреждениях, школе, гимназии, вузе, он включает самообразование и т. п. Учиться люди начали с момента возникновения человеческого общества. 
Процесс обучения, как и любое другое социальное явление общественной жизни, совершенствовался в зависимости от характера общественного производства (ремесленное, машинное и пр.).  
Предметом дидактики, как считают ученые-педагоги, выступают “обучение как средство образования и воспитания человека” (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), “связь, взаимодействие преподавания и учения, их единство” (В.В. Краевский)”, а также условия, необходимые для протекания процесса преподавания-учения(Ч.Куписевич)”. 
Дидактика является одновременно и теоретической и нормативно-прикладной наукой. Нормативно-прикладная функция заключается в том, что на основе своих законов и закономерностей дидактика устанавливает принципы обучения, определяет содержание образования, дает рекомендации о применении соответствующих форм, методов, средств и организации обучения. 
Теми же вопросами, что и дидактика занимаются методики преподавания частных учебных дисциплин, но в пределах одного конкретного учебного предмета (математики, истории, биологии и т.д.). Их потому и называют
частной дидактикой. 
Общая дидактика решает следующие задачи.  
1. Она определяет цель образования и обучения. Иначе говоря, отвечает на вопрос: для чего учить? Именно от этой целевой установки зависит все остальное в обучении. Если целью обучения признать усвоение содержания образования, то наряду с ней дидактика решает и другую, не менее важную задачу: разностороннее воспитание гармонически развитой личности через обучение. Таким образом, обучение выступает одним из средств воспитания и развития человека. Следовательно, дидактика призвана решать проблемы развития и формирования личности в учеб-ном процессе и через обучение. 
2. Из цели вытекает и содержание образования и обучения. То есть дидактика ищет ответ на вопрос: чему учить? 
3. Возникает еще один вопрос: как учить? Это значит, что дидактика разрабатывает вопрос о формах, методах и организации учебной работы. 
4. В процессе обучения используются соответствующие дидактические средства: учебники и учебные пособия, наглядно-изобразительные, звуковые, различные технические средства, радио- и электронная техника, учебное оборудование. Все они играют существенную роль во взаимосвязи преподавания — учения. Одна из задач дидактики — разработка общих принципов создания и использования этих средств в учебных целях. 
5. Дидактика изучает общие законы, закономерности и тенденции в учебном процессе. На их основе, как уже было сказано, формулируются принципы и правила обучения. Соблюдение последних обеспечивает успех обучения. Знание их позволяет эффективно и целенаправленно варьировать учебный процесс в зависимости от возраста учащихся, индивидуальных особенностей ученика, особенностей содержания учебного материала, межпредметных связей, форм, методов и приемов учебной работы. 
6. В дидактике также разрабатываются вопросы, связанные с источниками и методами исследования проблем обучения; рассматриваются перспективы развития и совершенствования содержания, форм, методов и организации образования. Дидактика анализирует и обобщает конкретные данные частных дидактик, вместе с тем общая дидактика сама служит научной основой частных методик и выполняет для них роль методологии. Дидактика имеет непосредственную связь с гносеологией (теорией познания), формальной логикой (воспитание культуры мышления), психологией, социологией, историей педагогики, кибернетикой (организация обратной связи в процессе обучения) и другими науками. 
 
2.Понятие о дидактической системе
Под дидактической системой понимается выделенное по определенным критериям целостное образование. Дидактические системы характеризуются  целостностью структур, образованных единством целей, организационных  принципов, содержания, форм и методов  обучения.
Современные исследователи  выделяют три принципиально отличающиеся между собой дидактические системы:
1) система (дидактика)  И.Ф. Гербарта
2) дидактическая система  Д. Дьюи
3) совершенная система
Немецкий философ и  педагог И.Ф. Гербарт (1776-1841) переосмыслил традиционную классно-урочную систему Я.А. Коменского, создал научную систему педагогики, базирующуюся на теоретических достижениях этики и психологии.
По Гербарту высшая цель воспитания состоит в формировании нравственной личности, морально сильного характера. Воспитание должно основываться на следующих этических идеях:
Совершенство, определяющее направление, область и силу устремлений  личности;
Доброжелательность, обеспечивающая согласование и подчинение собственной  воли воле других;
Справедливость, налагающая обязанности компенсировать неприятности и обиды, нанесенные другим людям;
Внутренняя свобода, позволяющая  согласовывать волю человека с его  желаниями и убеждениями.
Психология и этика  Гербарта носили метафизический характер, а предложенная им дидактика исходила из немецкой идеалистической философии.
 
3. Основные категории дидактики. 
Преподавание , обучение , образование , знания , умения , навыки , а также цель , содержание , организация , виды , формы , методы , средства, результаты (продукты ) обучения. 
Преподавание - упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач ) , обеспечение информирования , воспитания , осознания и практического применения знаний . 
Учение – процесс (точнее сопроцесс ) , в ходе которого на основе познания , упражнения и приобретённого опыта у ученика возникают новые формы поведения и деятельности , изменяются ранее приобретённые. 
Обучение – упорядоченное взаимодействие учителя с учениками , направленное на достижение поставленной цели. Это двусторонний процесс их совместной деятельности. Обучение – это специально организованная познавательная деятельность учеников , в процессе которой формируются научные знания , необходимые способы деятельности , эмоционально- ценностное и творческое отношение к окружающей действительности. В обучении осуществляется развитие ребёнка. Основными структурными элементами обучения как системы являются : 1) цели , 2) содержание , 3) методы , 4)организационные формы , 5) результаты. 
Образование – система приобретённых в процессе обучения знаний , умений , навыков , способов мышления. 
Знание – совокупность идей , воплощающих теоретическое овладение предметом. Отражение в сознании ученика окружающей его действительности в виде понятий , схем , конкретных образов. 
Умения – овладения способами ( приёмами , действиями ) применение усвоенных знаний на практике. 
Навыки – умения , доведённые до автоматизма , высокой степени совершенства. 
Цель (учебная , образовательная ) - то , к чему стремится обучение , будущее , на которое направлены его усилия. 
Содержание – ( обучения , образования ) – система научных знаний , практических умений , навыков , способов деятельности и мышления, которыми ученики овладевают в процессе обучения . 
Организация – упорядочение дидактического процесса по определённым критериям , придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели. 
Форма - способ существования учебного процесса , оболочка для его внутренней сущности , логики и содержания . Форма обучения связанна с числом учеников в классе , временем и местом обучения , порядком его осуществления и т.п. 
Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения. 
Средство – предметная поддержка учебного процесса . Средствами являются голос (речь) педагога , его мастерство , учебники , классное оборудование и т.д. 
Результаты – то , к чему приходит обучение , следствие учебного процесса , степень реализации намеченной цели. 
 
 

 
 
 
Заключение
Сложившуюся в мире систему  образования многие называют «поддерживающим  обучением». Оно основано на подготовке человека к решению повседневных проблем и предназначено в  основном для поддержания существующей системы образа жизни и деятельности человека.
Однако в мире обозначилась иная тенденция, связанная с переходом  на другой тип обучения — «инновационный». Ему присущи две характерные  особенности. Первая — это обучение предвидению, то есть ориентация человека не столько в прошлом опыте  и настоящем, сколько на далекое  будущее. Такое обучение должно подготовить  человека к использованию методов  прогнозирования, моделирования и  проектирования в жизни и профессиональной деятельности. Отсюда столь важно  развитие воображения, акцентирование внимания на проблемы и трудности, ожидающие  человека в будущем, на альтернативные способы их разрешения. Второй особенностью инновационного обучения является включенность обучающегося в сотрудничество и участие в процесс принятия важных решений на разном уровне (от локальных и частных до глобальных с учетом развития мира, культуры и цивилизации).
Известные дидактические  теории аккумулировали богатый практический опыт обучения и раскрывают закономерности, принципы и способы его организации  вплоть до описания образовательных  технологий и характера взаимодействия учителя и учащихся.
Теория обучения — это  самый высокий уровень объяснения и раскрытия основного дидактического отношения «преподавание—учение».
Дидактическая концепция  может раскрыть специфику дидактического отношения «преподавание—учение»  на уровне определенного подхода, научной  идеи, принципа. Это концептуальный поход к организации обучения и конструированию новой дидактической  системы. Поскольку главное дидактическое  отношение «преподавание—учение»  исследуется с позиций 
разных методологических основ, постольку формируется многообразие дидактических теорий, концепций и моделей.
Перед современной дидактикой стоят ещё многочисленные нерешённые задачи. К ним относятся: методологические проблемы повышения эффективности  дидактических исследований, понятийно-терминологическая  система дидактики, проблемы дидактического прогнозирования, дальнейшего углубления и развития теории содержания образования, критериев отбора содержания базового образования, методов и новых  организационных форм обучения, выявления  путей дифференциации обучения, поиска эффективных способов повышения  образовательной, воспитательной и  развивающей функций обучения и  др.
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список литературы: 
1. http://paidagogos.com 
2. Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 2008.-С.196-210, 237-256. 
3. Каменская Е.Н. Педагогика: Учебное пособие.-2-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2008.-С.55-77. 
4. Кроль В.М. Педагогика: Учебное пособие .- М.: Высшая школа, 2008.- С.144- 215. 
5. Гальперин П.Я., Георгиев Л. С. Формирование начальных математических понятий // Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: Хрестоматия. — СПб., 1994. 
6. Голуб Б.А.Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 96 с.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.