Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Праздники, как неотъемлемая часть самобытности узбекского народа

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.04.13. Год: 2011. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 


  Содержание: 

  Введение. 

І Глава. Значение Праздника в социальной и культурной жизни народа.
§1.1 Праздник - как элемент социальной культуры.
§1.2 Праздники, ставшие национальными с приобретением Независимости Республики Узбекистан.
  ІІ Глава. Праздники, как неотъемлемая часть самобытности узбекского народа.
§2.1 Семейные праздники узбекского народа, основанные на богатейшем культурном наследии предков.
§2.2 Традиционные песни, национальные танцы, и игры узбекского народа, их роль в  праздновании национальных мероприятий.
Заключение.
Список  использованной литературы.
 


  Введение
  Праздники возникли в глубокой древности. Праздники  это общепринятые действия, нормы  поведения, привычки, вошедшие в обиход и быт народа передающиеся от поколения  к поколения, как духовные ценности и опыт, испытанный веками. С древнейших времен у каждого народа формировались  присуще ему праздники, традиции, обряды, ритуалы, которые в последствии  стали составной и необходимой  частью духовной жизни народа. Праздники  в ходе повседневной жизни народа стали мощным каналом знаний, умений, опыта одного поколения другому. Таким образом, осуществлялось непрерывное связь времен и поколений. Благодаря народным праздникам традициям, обычаям, обрядам, ритуалам различного характера хорошо сохранились элементы исторической культуры народа.
  С провозглашением 31 августа 1991 года  Независимости Республики Узбекистан избрала свой собственный путь развития. Нашей главной целью стало  создание современного светского государства  с высоким уровнем развития культуры. Чтобы выполнить эту задачу необходимо напряженная работа всего общества во всех сферах жизни – экономической, политической, социальной и культурной. Это возможно только при условии  объединения усилий всего населения  и определения четких ориентиров для каждого. Эту задачу призвана выполнить, основанная на принципах  высокой духовности и культуры.
  Родина  для человека это прежде всего  – отчий дом, родной язык, семья, праздники, традиции, обряды, обычай и  ритуалы. Любовь к Родине – патриотизм и гражданственность – высшее проявление духовности личности. Но любовь эта должна быть не на словах, а на деле направленная на создание будущего, на обеспечение мира, процветание страны и благополучия народа. Любовь к Родине – это также бережное отношение к ее культуре, к ее прошлому. В связи с этим Президент нашего государства И.А. Каримов подчеркнул: «Мы должны привить в сердцах наших детей здоровое отношение к Родине матери, к нашей богатой Родине, к священной религии наших предков, к изучению праздников традиций и обрядов, тогда мы воспитаем настоящих граждан, патриотов своей Родины»
  С обретением политической независимости  и свободы наше государство и  наш народ стал подлинным хозяином своей судьбы, творцом собственной истории, носителем самобытной национальной культуры. Праздники узбекского народа складывались веками, они весьма самобытны, ярки, многообразны. Исследования археологов свидетельствуют, что в течение длительного периода на территории Узбекистана не произошло полной смены населения, менялись религии (зороастризм, буддизм, ислам, христианство) подвергались изменениям язык, но неизменными оставались культурные традиции.
    Праздники узбеков складывались  в результате сложного процесса  слияния культурных навыков праздников, обрядов и традиций всех племен  и народностей, которые участвовали  в этногенезе узбеков. Своеобразие  этих компонентов проявились  весьма стойко.
  В современном  обществе осталось немного праздников, которые объединяли бы различные  слои урбанизированного социума, объединяли в ритуальном действии, форма которого относительно стабильна на протяжении десятилетий. Урбанизация, рациональное мировоззрение (и материализм как  одна из его форм) и, на последнем  этапе, массовая культура нанесли сокрушительные удары по ритуалу как сценарию человеческой жизни, сохранившим отдельные  черты ритуала.
  В своей  дипломной работе Я рассмотрела  национальные праздники Узбекистана, семейные праздники  узбекского народа,  их обычаи, традиции и обряды после провозглашения Независимости Республики Узбекистан, их изменения и нововведения главой Республики Узбекистан И. А. Каримова.
   Целью  данной работы стало описание  возникновения, становления и  развития национальных праздников  Узбекистана, его корни и предпосылки  возникновения.
  В соответствии с целью были поставлены следующие  задачи:
    описание истории возникновения национальных праздников Узбекистана;
    раскрытие темы семейных и государственных праздников в Узбекистане;
    объяснение причин их возникновения;
    описание празднования национальных праздников (традиционные танцы, песни, игры) и их роль в развитие духовности человека.
  Все мы живем в развивающемся государстве, в нашей стране живут миролюбивые, доброжелательные и открытые люди. Богато наше государство своими праздниками, которые передавались нам из поколения  в поколение. Я постаралась, как  можно глубже вникнуть в историю  праздников Узбекистана и описать, какими же традициями или обычаями славится узбекский народ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

І Глава. Значение Праздника в социальной и культурной жизни народа.
§1.1 Праздник - как элемент социальной культуры.
  Праздники - неизменные спутники народной жизни. Праздники для нас - это возможность  доставить радость близким! Праздник - не календарное понятие. Он происходит там, где его чувствуют, где его ждут.
  Праздник  как феномен культуры — день или  дни торжества, установленные в  честь или память кого или чего-либо. В сознании человека праздник ассоциируется  с «временным вступлением в утопическое  царство всеобщности, свободы, равенства  и изобилия». Праздник — антитеза будням, обычной жизни, специфическая  кратковременная форма человеческого  бытия.
  Исторические  корни праздника уходят в глубокую древность, они тесно связаны  с магией, ритуалом, трудовой деятельностью, мировосприятием, образом жизни, ценностными  ориентациями. Издревле существовала общечеловеческая потребность в  праздниках, выполнявшем важные социальные функции: компенсаторную, эстетическую, нравственно облагораживающую. Праздник выступал как способ духовного единения, коллективного самовыражения и  обретения свободы, раскрепощения, снятия груза будничных забот  и тревог.
  Праздники обладают способностью группового воздействия, утверждают стабильные стереотипы поведения, соответствующие данным общественным отношениям нормы нравственности и  ценностные ориентации.
  Праздник  всегда имеет оптимистичный жизнеутверждающий  характер; его содержательная сторона  отличается выраженно-духовной направленностью. В нем достаточно ощутима многовековая преемственность духовных ценностей.
  С развитием  цивилизации праздники становились  делом официальным, а с утверждением государственности как формы  и средства управления человеческим сообществом еще и регламентированными.
  Особое  значение в праздниках приобретает  его эстетическая составляющая: чувственно-эмоциональная  насыщенность содержания, выразительность, экспрессивность, алогизм, зрелищность, элементы карнавальности, театрализация. Все эти качества роднят праздник с искусством, но не отождествляются с ним. Праздник — некая пограничная зона между реальной жизнью и художественным произведением.
  Типология праздников многообразна: народные (национальные), религиозные, государственные, профессиональные, семейные и др. Народным праздникам свойственна естественность, органичность, самостийность; государственные праздники отличает высокая степень протокольной регламентированности, выраженная идеологическая направленность; религиозные праздники являются отражением той или иной формы верований. Наблюдается определенная близость народных и религиозных праздников, т.к. в этнонациональных культурах религия выступает одной из важных форм ценностной ориентации. Но народные праздники могут не исчерпываться религиозными, т.к. включают в себя и элементы светской культуры (карнавальная культура в рамках средневековья). Существует возможность превращения в перспективе государственных праздников в народные.
  Праздники возникли в глубокой древности и  были частью культа главных богов. Кроме  того, проводились торжества, связанные  с событиями в том или ином государстве, а также общественными событиями .
  Праздники делятся на светские и религиозные, исторические и современные. Праздники  устанавливали между людьми гармонию, устраняли отчужденность, рождали  дух доброго и честного соперничества.
  Религиозные праздники отмечаются на протяжении всего года представителями всех религий. Обычно они связаны с главными событиями в истории религии. Во всех религиях праздники образуют годовой цикл, который на протяжении всех веков практически и меняется. Исторические праздники связаны с определенными этапами в истории страны или ее выдающимися деятелями. Современная жизнь преподносит нам свои праздники.
  Праздники и обряды1, отмечающие важные события в жизни человека и общества, являются одной из важнейших форм организации досуга. Это не случайно, ведь все основные праздники издавна являлись выходными днями, тесно связаны со свободным временем, досугом, отдыхом. Все основные переломные моменты в жизни человека, начиная с рождения и до самой смерти, отмечаются в форме обрядов и праздником, которые предоставляли к тому же и прекрасную возможность отдохнуть, повеселиться, пообщаться с близкими.
  С обретением политической независимости  и свободы наше государство и  наш народ стал подлинным хозяином своей судьбы, творцов собственной  истории, носителем самобытной национальной культуры. Праздники узбекского народа складывались веками, они весьма самобытны, ярки, многообразны. Исследования археологов свидетельствуют, что  в течение  длительного периода на территории Узбекистана не произошло полной смены населения, менялись религии2, подвергались изменениям язык, но неизменными оставались культурные традиции. 
 
 
 

  §1.2 Праздники, ставшие национальными с приобретением 

  Все мы живём в обществе. Общество –  это группа людей, объединенная общими целями. Каждый человек стремится, что  бы общество, в котором он живет, было лучше и совершеннее. Однако люди нуждаются в четкой организации  их жизни. Что бы все организовать, необходим специальный аппарат3, который управляет всей жизнью общества. Главой государства, в котором мы живем, является президент4.
  29 декабря 1991 году в Узбекистане  состоялись первые президентские выборы. Первым Президентом Республики Узбекистан был избран И. А. Каримов. У Президента, как у главы Республики Узбекистан, очень большая власть. Он призван обеспечить взаимодействие всех органов власти в стране. Его главные задачи – охранять конституционный строй Республики Узбекистан, поддерживать мир, стабильность, безопасность, межнациональное согласие. Президент призван стоять на страже прав и свобод граждан.
  Президент приносит присягу при вступлении в должность: « Торжественно клянусь  верно служить народу Узбекистана, строго следовать Конституции и  законам Республики, гарантировать  права и свободу граждан, добросовестно  выполнять возложенные на Президента Республики Узбекистан обязанности»4.
  Президент, победивший на выборах, получает доверие  всего народа. От имени народа он и принимает свою власть.
  С Провозглашением 31 августа 1991 года Независимости  Республики Узбекистан наш Президент И. А. Каримов ввёл некоторые изменения и нововведения праздников Узбекистана.
    Праздники узбеков складывались  в результате сложного процесса  слияния культурных навыков, праздников, обрядов и традиций всех племен и народностей, которые участвовали в этногенезе узбеков. Своеобразие этих компонентов проявились весьма стойко.
  С тех пор как существует государство  существует и государственные праздники, которые с гордостью и почётом отмечает узбекский народ.
  Национальные  праздники Узбекистана распределены по всему календарю, что позволяет  праздновать весь год.
  1 января - Новый Год
  14 января - День защитников Родины.
  8 марта  - Международный Женский День
  21 марта  - Навруз (Среднеазиатский Новый год)
  9 мая - День памяти и почестей
  1 сентября - День Независимости
  1 октября  - День Учителя и Наставника
  8 декабря  - День Конституции  

  Религиозные праздники с меняющимися датами:
  Рамазан Хаит
  Курбон  Хаит
Одной  из самых святых для узбека традиций5 является память о тех. Кого уже нет, память об отцах и предках. Как подчёркивает наш Президент, понятия « духовность»6 и « историческая память» взаимосвязаны.
1999 г., 2 марта  в Узбекистане объявился новый  праздник, вернее, новое название  старого «Дня Победы». Сегодня  праздник «Дня Победы» переименовали  в «День почестей и памяти».  Почести всем живым. Память  всем падшим. Подвиги 450 000 жителей  Узбекистана увековечены Книгой  памяти о тех, кто е возвратился с войны истинными героями. Данная книга состоит из 34-х томов. Издавали ее в Узбекистане, и со временем стала наглядным светлым подтверждением хорошего отношения к особенным ценностям, как, к примеру, любовь к Отечеству, чувство долга, патриотизм и ответственности перед собственным народом. Словами Ислама Каримова, - президента Узбекистана: « Мы обязаны склонить головы над священной памятью дедов и отцов, которые отдали жизнь, спасая общество от фашистской чумы, и отдали все силы ради Победы»7. В наиболее тяжелые годы жители Узбекистана приняли не одну тысячу семей, которые были эвакуированы в тыл граждан братских государств, ушедших с территории страны, захваченной врагом. Большинство семей взяли детей, которые стали сиротами в военное время. Самым ярким примером, наверное, выступает пример семьи кузнеца Шамахмудова. Это семья, которая усыновила в годы ужасной войны чужих 15 детей, которые остались сиротами. Их подвиг увековечили в величественном монументе, созданном из бронзы и гранита в центре Ташкента. В такой день тысячи гостей и жителей столицы государства возлагают цветочки к монументу, установленному на честь Скорбящей матери. Тем самым, они отдают дань тем, кто погиб в годы ВОВ. Люди преклонных возрастов и молодежь, взрослые и дети в такой день стремятся посещать с цветочками памятное место на площади  Мустакиллик Аллея Памяти,  возле обелиска на монументе у Вечного огня выделена надпись золотыми буквами «Ты всегда останешься, в наших трепещущихся сердцах». Понятие День памяти и почестей имеет очень глубокий смысл. В этот славный день долгом и обязанностью является вспомнить и прославлять тех людей, кто принимал участие в боях против фашизма, проявлял героизм и жертвовал жизнью во имя защиты Родины, а также таких народных героев, как Тумарис, Ширак, Спитамен, Жалалиддин Мангуберды, Наджмиддин Кубро, Намаз-батыр, которые пожертвовали своей жизнью во имя свободы, о которой на протяжении веков мечтал народ, вспомнить таких самоотверженных представителей нашей нации, как Кадыри, Бехбуди, Мунаввар-кари, Чулпан, Авлони, Фитрат, Усман Насыр.
Народ почитает тем, кто прошел через многие испытания  и трудности в жизни, не пожалел  своей жизни во имя Родины, и  тому старшему поколению, которое и  сегодня среди нас.
После обретения  страной независимости возродились  национальные ценности нашего народа, добрые традиции предков приобрели  новое значение и содержание. Яркое  тому подтверждение учреждение 9 мая  – Дня памяти и почестей.
  1 января - Новый год 
  Новый Год  в Узбекистане встречают два  раза в год. Первый раз по европейскому стилю - 1 января, а второй 21 марта. Оба  этих дня являются выходными.  
1 января является первым днем нового года. Новый год широко празднуется во всех странах мира и в разное время года. Символом нового года является Дед мороз, Снегурочка и наряженная елка.. В Узбекистане есть свой Дед Мороз - его зовут Корбобо8 и своя Снегурочка - Коркиз9. Этот праздник в Узбекистане редко бывает снежным, но на главных площадях городов устанавливают наряженные елки, проходят народные гуляния. Жители страны, как и во всем мире, отмечают этот праздник со своими родными и близкими за накрытым нарядным столом, дарят друг другу подарки.

  На главной  площади Ташкента, которая называется Мустакиллик, устраивают народные гуляния: розыгрыши, танцы разных народов, продаются  маски, ёлочки и подарки.
  В Узбекистане  принято подавать к новогоднему  большое количество фруктов. Помимо традиционных национальных блюд непременно должен быть арбуз. Если он спелый и  сладкий, то Новый год будет счастливый.
  Многие  в Узбекистане пока часы отсчитывают  наступление нового года, стараются  успеть съесть 12 виноградинок. Кто выполняет  этот ритуал, верит, что загаданное желание обязательно исполнится.
  По другой счастливой примете, следует разбить  все старые, треснутые керамические тарелки перед Новым годом, тогда  ничего плохого из старого года не повторится в наступающем.
Чудесный праздник, связанный с надеждами на лучшее в грядущем году, с ожиданием исполнения всех желаний. Есть такая примета: "Как  встретишь новый год, так его  и проживешь". Пусть наши советы помогут вам организовать красивый, веселый и интересный праздник.
Для большинства людей встреча  Нового года - самый любимый праздник. Новый год называют волшебным, загадочным, удивительным, неповторимым, чарующим. Люди ожидают очередного чуда, светлой  сказки, нового счастья... Этот праздник неизменно сопровождается радостными хлопотами и заботами. В эту  пору все мы пытаемся по совместительству работать волшебниками, чародеями, добрыми  феями...
Новый год - это  праздник, который чудесным образом  соединяет прошлое, настоящее и  будущее, светлые мечты и новые  цели; ого безудержное веселье  и тихая грусть, сожаление о  быстро проходящем времени и устремленность в будущее; это воспарение над  серыми буднями и прозаическая уборка квартиры с многочасовой стряпней; это груз праздничных забот и  хлопот и домашняя уютная нега, предпраздничные  набеги на магазины и многочасовое безделье у телевизора...
Праздник необычен и потому, что его, как правило, встречают несколько раз: с коллегами  на работе, с детьми на новогодних утренниках, с однокурсниками и одноклассниками  и конечно же в узком семейном кругу. Эта многократность, помноженная  на традицию провожать старый Новый  год и отмечать его дважды (по старому и новому стилю), продлевает временную протяженность новогоднего  калейдоскопа, насыщает нас радостными впечатлениями, сюрпризами, событиями.
Но на праздник надо настраиваться, готовить его, то есть желать встретиться с новогодним чудом, оказаться причастным к его  появлению.
При встрече  Нового года близкие собираются за столом.
В варианте празднования Нового Года собравшиеся сначала "провожают" год — вспоминают, чем он запомнился или что в нём было. в 0 часов 0 минут, 1 января бьют часы. С первым ударом часов, знаменующим приход нового года, принято чокаться бокалами с шампанским и загадывать желание.
В новый год  приходит Дед Мороз и дарит детям подарки, которые приносит в мешке за спиной. Часто изображается в синей, серебристой или красной шубе расшитой узорами, шапке(а не в колпаке), с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей, на лыжах или передвигается пешком.
Древние народы  представляли его в образе низенького старичка с длинной седой бородою. Его дыхание — сильная стужа. Его слёзы — сосульки. Иней — замёрзшие слова. А волосы — снежные облака. Супруга Мороза — сама Зима. Помощники — Мароссы (Трескуны). Зимой Мороз бегает по полям, лесам, улицам и стучит своим посохом. От этого стука трескучие морозы сковывают реки, ручьи, лужи льдами. А если он ударит посохом об угол избы — непременно бревно треснет. Очень не любит Морозко тех, кто дрожит и жалуется на стужу. А бодрым и весёлым дарует крепость телесную и жаркий румянец.
 Новогоднее обращение к народу
Во многих странах  за несколько минут до наступления  нового года (в Узбекистане как правило, в 23:55 31 декабря), глава государства Республики Узбекистан И.А. Каримов обращается к своиму  народу с речью, в которой обычно подводят некоторые из итогов прошедшего года, желают удачи гражданам в новом году. Обращение транслируется средствами массовой информации.
После обращения  главы государства средства массовой информации ровно в полночь транслируют  сигнал точного времени, знаменующий  начало нового года.  Как правило, после этого сигнала исполняется государственный гимн Республики Узбекистан.
Далее транслируются  развлекательные телепередачи, снимавшиеся  за несколько недель или месяцев  до Нового года.
Старый Новый  год — это праздник, не отмечаемый в соответствии с Новым годом по юлианскому календарю (сейчас в ночь с 13 на 14 января) и являющийся, по сути, историческим эхом смены летоисчисления. Отмечается в России, Беларуси, Украине, Сербии, Швейцарии и некоторых других странах.
Новый год - это яркий и веселый праздник, везде он любим и ожидаем.
  21 марта – Навруз.
  Одна из старейших традиций, пришедшая нам  из древности, праздник встречи астрономического Нового года – Навруз. По-разному  отмечали его многие народы, но все  – как праздник возрождения природы, торжества жизни, надежд на щедрый урожайный  год. 21 марта наступает день весеннего  равноденствия. Это поворотный день Солнца источник жизни, когда просыпается  после зимнего сна природа  и начинает царить радостное чувство  обновления, которое передается и  людям. Недаром весна с давних времен считалась утром года.
  Слово Навруз состоит из двух персидских слов –  «ноу» (новый) и «руз» (день). Поэтому  буквально навруз означает «новый день», а еще точнее  «новый день нового года». Навруз унаследовал от доисламских  древнейших народов. Этот праздник был  известен уже в VI – IV веках до нашей эры.
  Об этом празднике за время его существования  накопилось множества приданий великие  поэты, лирики Востока воспевали  этот праздник в своих произведениях. В их числе Рубаи Омар Хайяма:
Дождем  Навруза увлажнилось поле.
Из сердца прочь гони и скорбь и боли. 
Пируй теперь! Из праха твоего 
В грядущем зелень вырастет - не боле.
 

В благоухании, в цветах пришла желанная весна, 
Сто тысяч радостей живых вселенной принесла она, 
В такое время старику нетрудно юношею стать, - 
И снова молод старый мир, куда девалась седина!...

                                                                    Рудаки 

Народная мудрость гласит о том, что хорошего человека можно узнать по глазам, а хороший  год – по тому, как приходит Навруз. Если делать выводы из основных источников то Навруз не менее двух тысяч лет.
 «Я призываю  еще глубже осознать как важно  дорожить близкими людьми, жить  в согласии, любви и дружбе  со своим окружением, соседями  по махалле, делать добро согревать  душу друг друга. Ибо характерной  средой Навруза является то, что  он призывает нас не хранить  сердце обид, боль, случающиеся в  повседневной жизни, уметь прощать  в любой ситуации жить надеждой  на светлые дни и с верой  в будущее»
И.А. Каримов
Навруз празднуется  не по лунному а по солнечному календарю  – в день весеннего равноденствия. Последний зимний месяц, предшествующий Наврузу таит для человека множества  опасностей, среди которых, по поверьям, были страшная пожирающее Солнце –  чудовище Хут и олицетворение  зимней стужи – старуха Оджус. Чтобы избавиться от злых сил и  напастей, не дать им нанести вред людям, скоту, посевам, имуществу, не пустить  их в новый год, зажигались костры – ведь нужно помочь богу Солнца справиться с силами ночами.
 Готовились  к Наврузу задолго, и порой  торжества продолжались неделю, а то и больше. Вот как описывал  празднование Навруз древнегреческий  летописец Страбон: «В самые  давние времена и по сегодняшний  день жители Междуречья собираются  в Храме огня – это самый  почитаемый праздник, когда торговцы  закрывают свои лавки, ремесленники  прекращают работу все веселятся,  угощают друг друга теми напитками  и кушаньями, которых коснулся  огонь».
В день Навруза  до восхода Солнца необходимо было завершить все домашние хлопоты, связанные с праздниками: приготовление  праздничной еды, уборки и украшения  жилищ зелеными ветками деревьев, особенно гранатовыми и яблоневыми. Мусор с дома выносили в сторону  созвездия Скорпиона, так считалось  что оно приносит горе. Поэтому  в период нахождения Солнца в этом созвездии все дела следовало  завершить, стоя спиной к Солнцу.
Праздник отмечается 21 марта. Именно в это весеннее время  года природа окончательно просыпается  после зимней спячки, своим обновлением  символизируя начало нового года. Навруз - древний праздник, по утверждению историков праздновали его еще 3000 лет назад.
     Навруз - восточный Новый год, поистине  наш древнейший праздник, уходящий  корнями в глубь веков, к  эпохе создания уникального памятника  нашей культуры - «Авесты». Этот праздник, имеющий более чем трех-тысячелетнюю историю, является для нас самым дорогим и любимым. Он олицетворяет весеннее возрождение природы, духовный расцвет и светлые надежды, был и остается неотъемлемой частью нашего национального самосознания и приносит радость в каждую семью, в каждый дом.
   Все люди, живущие на нашей благодатной  земле, в это чарующее время года еще раз невольно проникаются неповторимым таинством и красотой окружающей нас природы.
   В эту  прекрасную пору, когда солнце  согревает землю, распускаются почки, пробиваются всходы, в нас словно вливается новая сила и новая энергия охватывает все наше существо, побуждая нас к добру и созиданию. И стар и млад - все глубоко ощущают, что они являются частицей чудотворной природы, еще и еще раз осознают необходимость беречь и сохранять ее, жить в гармонии с ней и ценить каждый день в этой быстротечной жизни. С приходом весны, когда мир вокруг переливается всеми цветами радуги, наши сердца наполняются радостью и благодарностью.
  В светлые  дни Навруза ярко проявляются  благородные традиции, которые составляют суть этого праздника, его непреходящую ценность - все мы стараемся выразить свою любовь и уважение близким, оказать милосердие нуждающимся, бескорыстную помощь больным, одиноким и сиротам, заслужить благословение наших почтенных отцов и матерей.
Отрадно, что  именно такие гуманные черты национального менталитета, как великодушие, жить в мире и согласии, взаимное уважение, все более укрепляются в сознании наших людей, усиливается их вера в завтрашний день, и это определяет сегодняшнюю социально-политическую атмосферу в обществе.
  Именно такая  духовная среда, несомненно, служит  прочной основой и гарантом достигнутых за последние годы успехов и высоких рубежей на пути построения свободной жизни и демократического общества в нашей стране. Народная мудрость гласит о том, что хорошего человека можно узнать по глазам, а хороший год — по тому, как приходит Навруз. Все мы чувствуем - приметы нынешнего Навруза свидетельствуют, что год начинается благоприятно и вселяет большие надежды.
Ярким подтверждением этому является то, что в городах  и кишлаках, во всех уголках нашей прекрасной Родины все наши соотечественники - от мала до велика - с воодушевлением и радостью отмечают этот замечательный праздник.
    Во  все времена среди самых радостных  событий в жизни людей был  приход весны. Поразному отмечали  его разные народы. Но все - как праздник возрождения природы,  торжества жизни, надежд на  щедрый урожайный год.
Таков и существующий поныне на древней узбекской земле  прекрасный весенний праздник Навруз, отмечаемый 21 марта как всенародный.
   Навруз10 - самый большой из всех праздников поклонения Солнцу и огню, отмечавшийся три тысячелетия назад по солнечному календарю 22 марта, - в день весеннего равноденствия. Готовились к нему задолго, и порой торжества продолжались неделю, а то и больше. Все зависело от благополучия народа. Вот как описал празднование Навруза древнегреческий летописец Страбон: "В самые древние, давние времена и по сегодняшний день жители Междуречья собираются в этот день в Храме огня - это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу. Все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаниями, которых коснулся огонь.
И в наше время, на исходе двадцатого столетия, встречают  Навруз как праздник весны и труда. Он проходит весело и радостно. Карнаи и сурнаи с раннего утра приглашают на праздник жителей кишлаков и городов. Торжества обычно проходят на лоне природы, в парках культуры и отдыха, на стадионах и площадях. Вот как  празднуют, например,
Навруз в Ильичевском  районе Сырдарьинской области. Начинается Навруз накануне – 20 марта выборами хозяйки праздника - Бахор-ханум - Весны. Из множества претенденток выбирают не просто самую красивую девушку, как  это принято на конкурсах красоты, но еще и работящую, умную, веселую. 11а другом конкурсе выбирается Дехкан-бобо - дед-
Земледелец. Им может быть аксакал и молодой  человек. На третьем - Момоер - Земля. Все  трое, одетые в красочные национальные одежды, 21 марта открывают праздник. На украшенной цветами машине Бахор-ханум, Момоер и Дехкан-бобов сопровождении  музыкантов с корнями и сурнаями объезжают улицы и приглашают жителей на главную
площадь. А когда  соберется народ. Бахор-ханум поздравляет  всех с  Наврузом. Затем вместе с  Момоер и Дехкан-бобо Весна высаживает деревца.
    По  старинному обычаю каждый участник  праздника должен выполнить три  условия.
   Во-первых, посадить цветы и не менее  трех саженцев деревьев. Во-вторых, настроить себя на добрые дела  и радость. Помириться с тем,  с кем был в ссоре. И в-третьих,  стремиться жить по-новому, честно  и достойно.
   Немаловажное  значение придается угощению. Богат  и разнообразен весенний дастархан:  здесь и восточные сласти - нишолда,  похожая на сметану, но никакого  отношения к ней не имеющая.  Запах цветущего весеннего сада  витает над расплавленным сладким  инеем
нишолды, тает во рту. Кук-самса - начиненные пирожки  всевозможной зеленью. Разломишь - повеет свежими весенними ароматами. Но в самом большом почете – это  сумаляк, блюдо, приготовленное в огромных чугунных котлах из проросшей пшеницы. Песни любви и весны, состязания поэтов и аскиябозов (острословов), канатоходцы и
масхарабозы (комедианты) дополняют радостное веселье.
Во многих регионах республики в день празднования Навруза  обращаются к литературным и народным героям. В Шахрисабзе (Кашкадарья), например, можно "встретиться" с Фирдоуси и Беруни. Омаром Хайямом и Мукими. В Самарканде местом празднества  избирается площадь Регистан, где  проходят большие театрализованные представления. Открывают их артисты, загримированные под поэтов средневековья  Навои и Джами.
  В Газалкенте (Ташкентская область) десятки  тысяч людей собираются на  городском стадионе, где раскинулся  сказочный городок-ярмарка из  юрт и легких навесов. Искусные  кулинары готовят нишолду, сумаляк.  Музыка, песни, танцы сопровождают  праздник.
В Кашкадарьинской  и Самаркандской областях во время  праздника передовикам  производства, матерям-героиням вручают награды, родителям новорожденных - свидетельства о рождении.
Были у Навруза  и черные годы, когда этот праздник хотели передать забвению ревнители  "чистой идеологии", навесив на него ярлык религиозности.
   Однако  ученые доказали, что Навруз отнюдь  не религиозный праздник. Он связан  с солнечным календарем, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад. Согласно ему, год начинался весной, в день весеннего равноденствия, - тогда-то и наступал праздник Навруз, не имеющий ничего общего с мусульманским
новым годом. Мусульманский  же календарь - лунный. По нему новый  год начинается в  месяце мухарам, первый день которого не совпадает с началом нового года - он ежегодно сдвигается на 11 дней назад. Навруз - это древний праздник, пришедший к нам из глубины веков, символизирующий собой обновление природы. И его невозможно вычеркнуть из памяти народа, который сам создал его.
Навруз - праздник семейный, его так же принято справлять  в кругу родных и близких. Вслед  за основным днем празднования Навруза - 21 марта, следуют еще 13 праздничных  дней, когда принято приглашать гостей, а также ходить в гости, навещать родственников, друзей и просто хороших  знакомых. В праздничные дни в  парках и садах по традиции высаживается большое количество молодых саженцев фруктовых деревьев.  
Жители городов и сел Узбекистана готовятся к Наврузу заблаговременно. В каждой махалле 11проводятся хашары12. Люди, объединенные общей задачей подготовки к празднику, приводят город или село в надлежащий праздничный вид.  
И вот наступает долгожданный день 21 марта. Начинается праздничное веселье. В каждой махалле накрываются праздничные столы, в огромных казанах готовится янтарный праздничный плов, музыка, песни, танцы! Вот такое всенародное веселье!

Навруз еще  с древних времен считается особым праздником. Поэтому и стол должен быть накрыт по-особому щедро. Есть такая примета - чем богаче будет  стол, тем богаче будет весь грядущий год. Праздничное меню имеет огромное значение. В день Навруза главными праздничными блюдами являются плов, шурпа и сомса с первой весенней зеленью. Также на столе должны быть разнообразные закуски, сладости и фрукты. Но гвоздь программы в этот день - тарелочка с проросшей пшеницей! Это блюдо обязательно должно стоять на каждом праздничном столе.  
Из зерен проросшей пшеницы приготавливается главное праздничное лакомство - сумаляк. Готовят сумаляк по-особому, это настоящий ритуал, участие в котором принимают только женщины. Сумаляк готовится долго, в течение целых суток. Женщины, сменяя друг друга, медленно помешивают в огромном котле проросшие зерна пшеницы, которые, благодаря их стараниям, постепенно превращаются в густую тягучую коричневую массу. Во время этого действа женщины напевают народные песни о весне, о празднике Навруз. Во время помешивания в котле раздаются интересные звуки. Это ударяются друг о друга небольшие камешки или орехи, которые, хорошенько вымытые, специально кладут на дно котла в самом начале приготовления сумаляка. Это нужно для того, чтобы сумаляк не пригорал во время приготовления. Ну, а если такой камешек или орех окажется в вашей пиале с сумаляком - радуйтесь, весь год будет для вас удачным и счастливым!

С празднованием  Навруза связана любимая в  народе древняя национальная игра купкари (улок, бузкаши). Это игра по-настоящему сильных и смелых мужчин. Верхом на лихих скакунах игроки на полном скаку стремятся отобрать друг у друга молодого барашка.  
К игре готовятся серьезно и заблаговременно. Нужно продумать все до мелочей. Для начала нужно правильно выбрать коня, который должен быть низкорослым, выносливым и быстрым. Почему именно низкорослым коням отдают предпочтение? Этому есть логическое объяснение - в разгаре этой азартной и захватывающей игры барашек часто выпадает из рук игроков и всаднику приходится свешиваться с коня до самой земли, чтобы вновь подхватить барашка. Следующий момент подготовки к игре - выбор одежды. Участники купкари обычно выбирают для себя стеганный ватный халат и такие же толстые стеганные штаны. Этот выбор обусловлен тем, что во время состязания соперники наносят друг другу удары кнутом, что допускается правилами игры, а ватная одежда является хорошей защитой от ударов.  
И вот наступает долгожданный момент игры. Все конники выстраиваются в одну линию и с нетерпением ожидают, когда в центр круга один из уважаемых мужчин бросит барашка. И как только животное оказывается в центре круга, всадники бросаются вперед. Цель игры - вырвать из рук противника барашка и с этим трофеем доскакать до финишной черты, оставив соперников далеко позади. Финишной чертой может служить обыкновенный столб, врытый в землю. Клубы пыли, храп лошадей, накал страстей - это поистине экспрессивное зрелище вызывает бурю эмоций не только у состязающихся между собой игроков, но и у многочисленных зрителей.  
Главный приз победителю вручают уважаемые аксакалы. По окончанию игры участников ждет праздничный обед.

  За годы государственной независимости  празднование Навруза приобрело  новый размах и глубину. Он стал общенациональным праздником дружбы, единения, братства всех народов.
Из глубины  незапамятных времен, зародившись лучистой искоркой, как алмаз в недрах Матушки-Земли, пришел к нам благословенный Навруз.
Во все времена  среди самых радостных событий  в жизни людей был приход весны. Навруз отмечался еще три тысячелетия  назад по солнечному календарю 21 марта, - в день весеннего равноденствия. Происхождение праздника - древнеиранское, связанное с культом Солнца и  именем легендарного пророка Заратуштры.
В этот день древние  персидские цари надевали на голову корону с изображением солнечного годового цикла, участвовали в богослужениях  в Храме Огня и раздавали щедрые подарки подданным.
Традиция связывает  Навруз с именем легендарного царя Джамшида, которому посвящено немало строк эпической поэмы Фирдоуси .13В "Шахнаме" говорится, что золотым веком было для людей семисотлетнее царствование Джамшида. Это он научил людей носить одежду из ткани вместо звериных шкур, разделил их по профессиям и сословиям, упорядочил законы и правила, по которым должны жить люди.
Зороастрийски календарь — религиозный, в нем  все годы, месяцы и дни посвящены  ангелам и святым.
Каждый год  носит имя одного из ангелов или  самого Бога-Творца, но имеет и символ священного животного — покровителя  года. Всего таких животных, как  вы понимаете, 32, по числу лет в  календаре: Олень, Баран, Мангуст, Волк, Аист, Паук, Уж, Бобер, Черепаха, Сорока, Белка, Ворон, Петух, Бык, Барсук, Верблюд, Еж, Лань, Слон, Лошадь, Гепард, Павлин, Лебедь, Рысь, Осел, Белый Медведь, а  также Орел, Лиса, Дельфин, Кабан, Филин  и Сокол.  
В обязанности каждого зороастрийца входила забота о ее чистоте, красоте и гармонии, говоря современным языком — об экологии. Эти экологические принципы были сформулированы древними персами давным-давно, и отступление от них строго наказывалось, ведь Земля считалась божеством.  
Персидские шахи при вступлении на престол давали клятву не вносить изменений в священный календарь. Может быть, благодаря этому он пережил тысячелетия и дошел до наших дней. А многие народы Средней Азии и сегодня отмечают в дни весеннего равноденствия Новруз — праздник Нового дня.  Впервые в Узбекистане официально отметили Навруз в 1990 году. Этот день был объявлен нерабочим.

Имеются различные  приметы связанные с праздником Навруз:
— В этот день нужно кушать пищу, которой коснулся огонь. 

— Если весь день пробыть в добром расположении духа - в новом году не будет печали. 

— Считается, что сумаляк нужно готовить с песнопениями и шутливыми, веселыми припевками. Считается, что это блюдо наделяет людей физическими и духовными силами. 

— Если при разливе сумаляка вам в вашу посуду попал один из этих камешков, то быть вам счастливым в этом году. Так издревле считается. 

—  Чем большему количеству людей будет роздан сумаляк, тем богаче будет махалля в этом году.
—  Еще одна примета Навруза - это журавли. По здешним поверьям они приносят удачу, добрые всходы и хороший урожай. 

— Чтобы было много еды в будущем году, всю посуду в доме нужно заполнить едой, напитаками, остальное - водой. Пустой посуды не должно быть. 

—  Если не закончить все работы по дому до Навруза - в этот год будет тяжелая работа. 

—  Не убранный дом в Навруз - к ссорам. 

—  Если на Навруз не помириться, тем кто в ссоре, - удачи не будет. 

—  Если в день Навруза рождается мальчик, его называют Наврузбаем или Наврузбеком, а если девочка - Навруз или Наврузгуль (Цветок нового дня). Эти дети будут счастливчиками. 

—  Если парень и девушка познакомились на Навруз и в этом году поженились - у них родятся красивые дети. 

—  Если в этот день Навруза выпадает снег, то будет добрый, богатый год. 

—  В день Навруз нельзя расстраиваться, злиться и сердиться - это привлечет к человеку злых духов на целый год. 

— Считается, что дела, которые будут сделаны во время 13-ти дней Навруза, человек будет делать весь год. По этой причине принято ни с кем не советоваться в эти дни, прощать друг другу долги, забывать о вражде и обидах. 

—  Согласно народным поверьям, очень много в эти дни зависит от прихода в дом первого человека. Первый гость нового года должен быть кроткого и доброго нрава, остроумным, благочестивым, с добрым именем и репутацией, а самое главное - иметь «счастливую ногу», то есть приносить удачу. 

—  В день Навруз день на столе обязательно должна быть миска с плавающей в воде золотой рыбкой.  

—  Заканчивать дела на кануне нужно спиной к солнцу. А выбрасывать мусор перед праздником - спиной к закату.
  

  14 января - День защитников Родины
  Этот праздник в Независимом Узбекистане празднуется в честь создания собственных Вооруженных Сил, хотя это и не выходной день. 14 января 1992 года парламент страны принял решение о переходе всех частей и соединений, военных учебных заведений и других воинских формирований, дислоцированных на территории страны, под юрисдикцию Республики Узбекистан. Таким образом, было положено начало созданию собственных Вооруженных Сил. 29 декабря 1993 года день 14 января был объявлен Днем защитников Родины. По сложившейся традиции в Ташкенте на площади Независимости звучит гимн Республики Узбекистан, и под звуки военного оркестра торжественным маршем проходят военные подразделения. А Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами произносит праздничное поздравление, адресованное защитникам Родины.
  Парламент страны 14 января 1992 года принял решение  о переходе всех частей и соединений, военных учебных заведений и  других воинских формирований, дислоцированных  на территории страны, под юрисдикцию Республики Узбекистан. Так было положено начало созданию собственных Вооруженных  Сил страны. 

  8 марта - Международный  женский день.
  Еще совсем недавно казалось, что зима никогда  не кончится, и холодной погоде нет  конца и края. Но каждый год происходят удивительные вещи - лишь только в календаре  появляются листочки с днями первого  весеннего месяца, как сразу солнце пригревает сильнее, и сосульки тают, и ручейки бегут, и птицы щебечут  так радостно, что на душе ликование - Весна пришла! А вместе с ней  и всеми любимый женский праздник - 8 марта. В этот день, подобно весенним цветам, все представительницы лучшей половины человечества расцветают так, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.