Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Сентиментализм. Особенности. Жанры

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.04.13. Год: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План: 
 
 

    Введение.
    История возникновения сентиментализма.
    Особенности и жанры сентиментализма.
    Заключение.
    Список литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Литературное  направление «сентиментализм» получило свое название от французского слова sentiment, то есть чувство, чувствительность). Это  направление было очень популярным в литературе и искусстве второй половины XVIII — начала XIX веков. Отличительной  особенностью сентиментализма было внимание к внутреннему миру человека, к его эмоциональному состоянию. С точки зрения сентиментализма  именно человеческие чувства были главной  ценностью.
Сентиментальные романы и повести, столь популярные в XVIII—XIX веках сегодня воспринимаются читателями как наивные сказки, где  вымысла гораздо больше, чем правды. Однако произведения, написанные в  духе сентиментализма, оказали огромное влияние на развитие русской литературы. Они дали возможность запечатлеть  на бумаге все оттенки человеческой души. 

Сентиментали?зм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental, франц. sentiment – чувство) — умонастроение  в западноевропейской и русской  культуре и соответствующее литературное направление. В Европе существовал  с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - с конца XVIII до начала XIX века. 

Доминантой «человеческой  природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение  и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается  способностью сопереживать, чутко откликаться  на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой — демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма. 

Родившись на британских берегах в 1710-х, сентиментализм стал во вт. пол. 18 в. общеевропейским явлением. Наиболее ярко проявился в английской, французской, немецкой и русской литературах. 

Представители сентиментализма  в России: 

    М.Н. Муравьев 
    Н.М. Карамзин 
    В.В. Капнист  
    Н.А. Львов
    Молодой В.А. Жуковский недолгое время был сентименталистом.
История возникновения сентиментализма. 

В начале XIX в. наибольшее влияние приобретает  сентиментализм (от франц. sentimentalisme, от англ. sentimental – чувствительный). Его  возникновение связано с духовным ростом личности, с осознанием ею собственного достоинства и стремлением к  духовному раскрепощению. Сентиментализм был ответом на общественную потребность  демократизации литературы. В то время  как ведущими героями классицизма  выступали цари, вельможи, вожди, трактуемые в их абстрактной, всеобщей, родовой  сущности, сентименталисты выдвинули  на первый план изображение единичной, частной, обычной, преимущественно  «средней» личности в ее внутренней сущности, в ее повседневности. Рассудочности  классицизма они противопоставили культ чувства, трогательность, «религию сердца» (Руссо). 
Идеология сентиментализма была близка к просветительской. Большинство просветителей считали, что мир можно сделать совершенным, если научить людей неким разумным формам поведения. Писатели сентиментализма  ставили ту же цель, и придерживались той же логики. Только они утверждали, что не разум, а чувствительность должна спасти мир. Они рассуждали примерно так: воспитав чувствительность во всех людях, можно победить зло. В 18 веке под словом сентиментализм понимали восприимчивость, способность откликнуться душой на все, что окружает человека. Сентиментализм - литературное течение, отражающее мир с позиции чувства, а не разума.
Сентиментализм  возник в Западной Европе в конце 20-х годов XVIII века и оформился  в виде двух основных направлений: прогрессивно-буржуазного  и реакционно-дворянского. Наиболее прославленные западноевропейские сентименталисты – Э. Юнг, Л. Стерн, Т. Грей, Дж. Томсон, Ж.Ж. Руссо, Жан Поль (И. Рихтер). 
Некоторыми  идейно-эстетическими признаками (сосредоточение внимания на личности, власть чувств, утверждение  преимуществ природы над цивилизацией) сентиментализм предвосхищал приход романтизма, поэтому сентиментализм нередко  именуют предромантизмом (франц. preromantisme). В западноевропейской литературе к  предромантизму относят произведения, для которых характерны следующие  признаки: 
- искания идеального  образа жизни вне  цивилизованного  общества;
- стремление к естественности  в поведении человека;
- интерес к фольклору  как форме наиболее  непосредственного  проявления чувств;
- влечение к таинственному  и ужасному;
- идеализация средневековья. 
Но попытки  исследователей найти в русской  литературе явление предромантизма как направления, отличного от сентиментализма, не привели к положительным результатам. Думается, о предромантизме можно  говорить, имея в виду возникновение  романтических тенденций, проявившихся прежде всего в сентиментализме. В России тенденции сентиментализма  отчетливо обозначились в 60-х годах XVIII в. в произведениях Ф.А. Эммина, В.И. Лукина и других, подобных им писателей. 
В русской  литературе сентиментализм проявился  в двух направлениях: реакционном (Шаликов) и либеральном (Карамзин, Жуковский). Идеализируя действительность, примиряя, затушевывая противоречия между дворянством и крестьянством, реакционные сентименталисты рисовали в своих произведениях идиллическую утопию: самодержавие и социальная иерархия святы; крепостное состояние установлено самим богом ради счастья крестьян; крепостные крестьяне живут лучше свободных; порочно не само крепостное право, а злоупотребление им. Отстаивая эти идеи, князь П.И. Шаликов в «Путешествии в Малороссию» изобразил жизнь крестьян полную довольства, веселья, радости. В пьесе драматурга Н.И. Ильина «Лиза, или торжество Благодарности» главная героиня, крестьянка, расхваливая свою жизнь, говорит: «Мы живем так весело, как солнце красное». Крестьянин Архип, герой пьесы «Великодушие, или Рекрутский набор» того же автора, уверяет: «Да этаких добрых царей, каковы на святой Руси, изойди весь белый свет, других не найдешь». 
Идиллический  характер творчества особенно проявился  в культе прекраснодушно-чувствительной личности с ее стремлением к идеальной  дружбе и любви, преклонением перед  гармонией природы и жеманно-манерным способом выражать свои мысли и чувства. Так, драматург В.М. Федоров, «исправляя»  сюжет повести «Бедная Лиза» Карамзина, заставил Эраста раскаяться, отказаться от богатой невесты и вернуться к Лизе, которая остается в живых. В довершение всего мещанин Матвей, отец Лизы, оказывается сыном богатого дворянина («Лиза, или Следствие гордости и обольщения», 1803).  
Однако  в развитии отечественного сентиментализма  ведущая роль принадлежала не реакционным, а прогрессивным, либерально-мыслящим писателям: А.М. Кутузову, М.Н. Муравьеву, Н.М. Карамзину, В.А. Жуковскому. Белинский справедливо называл «примечательным лицом», «сотрудником и помощником Карамзина в деле преобразования русского языка и русской литературы» И.И. Дмитриева – поэта, баснописца, переводчика. 
И.И. Дмитриев оказал своими стихами несомненное влияние на поэзию В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова и П.А. Вяземского. Одно из лучших его произведений, получившее широкое распространение – песня «Стонет сизый голубочек» (1792). Следуя идея Н.М. Карамзина и И.И. Дмитриева, в лирике выступили также Ю.А. Нелидинский-Мелицкий, создатель песни «Выду я на реченьку», и поэт И.М. Долгорукий. 
Либерально  мыслящие сентименталисты видели свое призвание в том, чтобы по возможности  утешить людей в страданиях, бедах, горестях, обратить их к добродетели, гармонии и красоте. Воспринимая  жизнь человеческую как превратную и скоротечную, они славили вечные ценности – природу, дружбу и любовь. Они обогатили литературу такими жанрами, как элегия, переписка, дневник, путешествие, очерк, повесть, роман, драма. Преодолевая нормативно-догматические  требования классицистической поэтики, сентименталисты во многом способствовали и сближению литературного языка  с разговорным. По выражению К.Н. Батюшкова, образцом для них является тот, «кто пишет так, как говорит, кого читают дамы!». Индивидуализируя язык действующих лиц, они использовали элементы народного просторечия  для крестьян, приказного жаргона  – для подьячих, галлицизмы –  для светского дворянства и т.д. Но эта дифференциация не проводилась  последовательно. Положительные персонажи, даже крепостные, изъяснялись, как правило, на литературном языке. 
      Утверждая свои творческие принципы, сентименталисты  не ограничивались созданием художественных произведений. Они выступали с  литературно-критическими статьями, в  которых, провозглашая собственные  литературно-эстетические позиции, ниспровергали  предшественников. Постоянной мишенью  их сатирических стрел служило творчество классицистов – С.А. Ширинского-Шихматова, С.С. Боброва, Д.И. Хвостова, А.С. Шишкова  и А.А. Шаховского.  

Сентиментализм  в Англии. Раньше всего сентиментализм заявил о себе в лирике. Поэт пер. пол. 18 в. Джеймс Томсон отказался от традиционных для рационалистической поэзии урбанистических мотивов и сделал объектом изображения английскую природу. Тем не менее он не отходит полностью от классицистической традиции: использует жанр элегии, узаконенный теоретиком классицизма Никола Буало в его Поэтическом искусстве (1674), правда, заменяет рифмованные двустишия белым стихом, свойственным шекспировской эпохе.
Развитие  лирики идет по пути усиления пессимистических мотивов, уже звучащих у Д.Томсона. Тема призрачности и тщеты земного  существования торжествует у  Эдварда Юнга, основателя « кладбищенской  поэзии». Поэзия последователей Э.Юнга – шотландского пастора Роберта  Блэра (1699–1746), автора мрачно-дидактической  поэмы Могила (1743), и Томаса Грея, создателя Элегии, написанной на сельском кладбище (1749), – пронизана идеей  равенства всех перед смертью.
С наибольшей полнотой сентиментализм выразил себя в жанре романа. Зачинателем его  стал Сэмюэл Ричардсон, который, порвав с авантюрно-плутовской и приключенческой  традицией, обратился к изображению  мира человеческих чувств, что потребовало  создания новой формы – романа в письмах. В 1750-х сентиментализм стал главным направлением английской просветительской литературы. Творчество Лоуренса Стерна, которого многие исследователи  считают «отцом сентиментализма», знаменует  окончательный отход от классицизма. (Сатирический роман Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена (1760–1767) и роман Сентиментальное путешествие  по Франции и Италии мистера Йорика (1768), от которого пошло название художественного  течения).
Критический английский сентиментализм достигает  своего пика в творчестве Оливера  Голдсмита.
В 1770-х  наступает закат английского  сентиментализма. Прекращает существование  жанр сентиментального романа. В поэзии сентименталистская школа уступает место предромантической (Д.Макферсон, Т.Чаттертон).
Сентиментализм  во Франции. Во французской литературе сентиментализм выразил себя в классической форме. Пьер Карле де Шамблен де Мариво стоит у истоков сентиментальной прозы. (Жизнь Марианны, 1728–1741; и Крестьянин, вышедший в люди, 1735–1736).
Антуан-Франсуа  Прево д'Экзиль, или аббат Прево  открыл для романа новую область  чувств – непреодолимую страсть, ведущую героя к жизненной  катастрофе.
Кульминационным моментом сентиментального романа стало  творчество Жан-Жака Руссо (1712–1778).
Концепция природы и «естественного» человека определила содержание его художественных произведений (например, эпистолярный роман Жюли, или Новая Элоиза, 1761).
Ж.-Ж.Руссо  сделал природу самостоятельным (самоценным) объектом изображения. Его Исповедь (1766–1770) считается одной из наиболее откровенных автобиографий в  мировой литературе, где он доводит  до абсолюта субъективистскую установку  сентиментализма (художественное произведение как способ выражения авторского «я»).
Анри  Бернарден де Сен-Пьер (1737–1814), как  и его учитель Ж.-Ж.Руссо, считал главной задачей художника утверждать истину – счастье состоит в  том, чтобы жить в согласии с природой и добродетельно. Свою концепцию  природы он излагает в трактате Этюды  о природе (1784–1787). Эта тема получает художественное воплощение в романе Поль и Виржини (1787). Изображая далекие  моря и тропические страны, Б.де Сен-Пьер вводит новую категорию – «экзотическое», которая будет востребована романтиками, в первую очередь Франсуа-Рене де Шатобрианом.
Жак-Себастьян  Мерсье (1740–1814), следуя руссоистской традиции, делает центральным конфликтом романа Дикарь (1767) столкновение идеальной (первобытной) формы существования («золотого  века») с разлагающей ее цивилизацией. В утопическом романе 2440 год, сон  каких мало (1770), беря за основу Общественный договор Ж.-Ж.Руссо, он конструирует образ эгалитарной сельской общины, в которой люди живут в согласии с природой. Свой критический взгляд на «плоды цивилизации» С.Мерсье излагает и в публицистической форме –  в очерке Картина Парижа (1781).
Творчество  Никола Ретифа де Ла-Бретонн (1734–1806), писателя-самоучки, автора двухсот томов сочинений, отмечено влиянием Ж.-Ж.Руссо. В романе Развращенный крестьянин, или Опасности  города (1775) рассказывается история  превращения, под воздействием городской  среды, нравственно чистого юноши  в преступника. Роман-утопия Южное  открытие (1781) трактует ту же тему, что  и 2440 год С.Мерсье. В Новом Эмиле, или Практическом воспитании (1776) Ретиф  де Ла-Бретонн развивает педагогические идеи Ж.-Ж.Руссо, применяя их к женскому образованию, и полемизирует с ним. Исповедь Ж.-Ж.Руссо становится поводом  для создания его автобиографического  сочинения Господин Никола, или Разоблаченное  человеческое сердце (1794–1797), где он превращает повествование в некий  « физиологический очерк».
В 1790-е, в эпоху Великой Французской  революции сентиментализм утрачивает свои позиции, уступая место революционному классицизму.
Сентиментализм  в Германии. В Германии сентиментализм родился как национально-культурная реакция на французский классицизм, в его становлении определенную роль сыграло творчество английских и французских сентименталистов. Существенная заслуга в формировании нового взгляда на литературу принадлежит Г.Э.Лессингу.
Истоки  немецкого сентиментализма лежат  в полемике начала 1740-х цюрихских  профессоров И.Я.Бодмера (1698–1783) и  И.Я.Брейтингера (1701–1776) с видным апологетом классицизма в Германии И.К.Готшедом (1700–1766); «швейцарцы» защищали право  поэта на поэтическую фантазию. Первым крупным выразителем нового направления  стал Фридрих Готлиб Клопшток, который  нашел точки соприкосновения  между сентиментализмом и германской средневековой традицией.
Расцвет сентиментализма в Германии приходится на 1770–1780-е и связан с движением  «Бури и натиска», названного по одноименной драме Sturm und Drang Ф.М.Клингера (1752–1831). Его участники ставили своей задачей создание самобытной национальной немецкой литературы; от Ж.-Ж. Руссо они усвоили критическое отношение к цивилизации и культ естественного. Теоретик «Бури и натиска» философ Иоганн Готфрид Гердер критиковал «хвастливое и бесплодное образование» эпохи Просвещения, обрушивался на механическое использование классицистических правил, доказывая, что истинная поэзия – это язык чувств, первых сильных впечатлений, фантазии и страсти, такой язык универсален. «Бурные гении» обличали тиранию, протестовали против иерархичности современного общества и его морали (Гробница королей К.Ф.Шубарта, К свободе Ф.Л.Штольберга и др.); их главным героем была свободолюбивая сильная личность – Прометей или Фауст – движимая страстями и не знающая никаких преград.
В молодые  годы к направлению «Бури и  натиска» принадлежал Иоганн Вольфганг  Гете. Его роман Страдания молодого Вертера (1774) стал знаковым произведением  немецкого сентиментализма, определив  окончание «провинциальной стадии»  немецкой литературы и ее вхождение  в общеевропейскую.
Духом «Бури и натиска» отмечены драмы  Иоганна Фридриха Шиллера.
Сентиментализм  в России. В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов Вертера И.В.Гете, Памелы, Клариссы и Грандисона С.Ричардсона, Новой Элоизы Ж.-Ж. Руссо, Поля и Виржини Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин Письмами русского путешественника (1791–1792).
Его роман  Бедная Лиза (1792) – шедевр русской  сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую  атмосферу чувствительности и меланхолии и тему самоубийства.
Сочинения Н.М.Карамзина вызвали к жизни  огромное число подражаний; в начале 19 в. появились Бедная Маша А.Е.Измайлова (1801), Путешествие к Полуденную Россию (1802), Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением И.Свечинского (1802), многочисленные повести  Г.П.Каменева (История бедной Марьи; Несчастная Маргарита; Прекрасная Татьяна) и пр.
Иван  Иванович Дмитриев принадлежал к  группе Карамзина, выступавшей за создание нового поэтического языка и боровшейся против архаического высокопарного  слога и изживших себя жанров.
Сентиментализмом  отмечено раннее творчество Василия  Андреевича Жуковского. Публикация в 1802 перевода Элегии, написанной на сельском кладбище Э.Грея стала явлением в  художественной жизни России, ибо  он перевел поэму «на язык сентиментализма вообще, перевел жанр элегии, а не индивидуальное произведение английского поэта, имеющее свой особый индивидуальный стиль» (Е.Г.Эткинд). В 1809 Жуковский написал сентиментальную повесть Марьина роща в духе Н.М.Карамзина.
Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя.
Он был  одним из этапов общеевропейского литературного  развития, который завершал эпоху  Просвещения и открывал путь к  романтизму.
Евгения Кривушина
Сентиментализм  в театре (франц. sentiment – чувство) – направление в европейском театральном искусстве второй половины 18 в.
Развитие  сентиментализма в театре связано  с кризисом эстетики классицизма, провозглашавшей  строгий рационалистический канон  драматургии и ее сценического воплощения. На смену умозрительным построениям  классицистской драматургии приходит стремление приблизить театр к реальной действительности. Это сказывается  практически во всех компонентах  театрального действа: в тематике пьес (отражение частной жизни, разработка семейно-психологических сюжетов); в языке (классицистская пафосная стихотворная речь сменяется прозаической, приближенной к разговорной интонации); в социальной принадлежности персонажей (героями  театральных произведений становятся представители третьего сословия); в определении мест действия (дворцовые  интерьеры сменяются «природными» и сельскими видами).
«Слезная  комедия» – ранний жанр сентиментализма  – появился в Англии в творчестве драматургов Колли Сиббера (Последняя  уловка любви, 1696; Беззаботный супруг, 1704 и др.), Джозефа Аддисона (Безбожник, 1714; Барабанщик, 1715), Ричарда Стила (Похороны, или Модная печаль, 1701; Любовник-лжец, 1703; Совестливые влюбленные, 1722 и  др.). Это были нравоучительные произведения, где комическое начало последовательно  подменялось сентиментально-патетическими  сценами, морально-дидактическими сентенциями. Нравственный заряд «слезной комедии» основывается не на осмеянии пороков, но на воспевании добродетели, пробуждающей к исправлению недостатков –  как отдельных героев, так и  общества в целом.
Те же нравственные и эстетические принципы были положены в основу французской  «слезной комедии». Ее наиболее яркими представителями были Филипп Детуш (Женатый философ, 1727; Гордец, 1732; Расточитель, 1736) и Пьер Нивель де Лашоссе (Меланида, 1741; Школа матерей, 1744; Гувернантка, 1747 и др.). Некоторая критика общественных пороков преподносилась драматургами как временные заблуждения героев, к концу пьесы успешно преодолеваемые ими. Сентиментализм нашел свое отражение и в творчестве одного из самых известных французских драматургов того времени – Пьера Карле Мариво (Игра любви и случая, 1730; Торжество любви, 1732; Наследство, 1736; Чистосердечные, 1739, и др.). Мариво, оставаясь верным последователем салонной комедии, в то же время постоянно вносит в нее черты чувствительной сентиментальности и моральной дидактики.
Во второй половине 18 в. «слезная комедия», оставаясь  в рамках сентиментализма, постепенно вытесняется жанром мещанской драмы. Здесь элементы комедии окончательно исчезают; основой сюжетов становятся трагические ситуации повседневной жизни третьего сословия. Однако проблематика остается той же, что и в «слезной комедии»: торжество добродетели, превозмогающей все испытания и невзгоды. В  этом едином направлении мещанская  драма развивается во всех странах  Европы: Англии (Дж.Лилло, Лондонский купец, или История Джорджа Барнуэлла; Э.Мур, Игрок); Франции (Д.Дидро, Побочный сын, или Испытание добродетели; М.Седен, Философ, сам того не зная); Германии (Г.Э.Лессинг, Мисс Сара Сампсон, Эмилия Галотти). Из теоретических разработок и драматургии Лессинга, получившей определение «мещанской трагедии», возникло эстетическое течение «Бури  и натиска» (Ф.М.Клингер, Я.Ленц, Л.Вагнер, И.В.Гёте и др.), достигшее пика своего развития в творчестве Фридриха Шиллера (Разбойники, 1780; Коварство и любовь, 1784).
Широкое распространение театральный сентиментализм получил и в России. Впервые  проявившись в творчестве Михаила  Хераскова (Друг несчастных, 1774; Гонимые, 1775), эстетические принципы сентиментализма были продолжены Михаилом Веревкиным (Так и должно, Именинники, Точь-в-точь), Владимиром Лукиным (Мот, любовью исправленный), Петром Плавильщиковым (Бобыль, Сиделец и др.).
Сентиментализм  дал новый импульс актерскому искусству, развитие которого в определенном смысле было заторможено классицизмом. Эстетика классицистского исполнения ролей требовала строго соблюдения условного канона всей совокупности средств актерской выразительности, совершенствование актерского мастерства шло скорее по чисто формальной линии. Сентиментализм дал актерам возможность  обратиться к внутреннему миру своих  персонажей, к динамике развития образа, поиску психологической убедительности и многогранности характеров.
      К середине 19 в. популярность сентиментализма  сошла на нет, жанр мещанской драмы  практически прекратил свое существование. Однако эстетические принципы сентиментализма  легли в основу формирования одного из самых молодых театральных  жанров – мелодрамы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Особенности и жанры сентиментализма. 
 
 
 

      Итак, приняв во внимание все вышеперечисленное, можно выделить несколько основных черт русской литературы сентиментализма: уход от прямолинейности классицизма, подчеркнутая субъективность подхода  к миру, культ чувства, культ природы, культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности, утверждается богатый  духовный мир представителей низших сословий. 

      Основные  особенности сентиментализма: 

Дидактизм. Для представителей сентиментализма характерна установка на совершенствование мира и решение задач воспитания человека, однако, в отличие от классицистов, сентименталисты обращались не столько к разуму читателя, сколько к его чувствам, вызывая сочувствие или ненависть, восторг или негодование по отношению к описываемым событиям.
Культ «естественных» чувств. Одной из главных в символизме является категория «естественного». Это понятие объединяет внешний мир природы с внутренним миром человеческой души, оба мира мыслятся как созвучные друг другу. Мерилом добра и зла в произведениях сентиментализма стал культ чувства (или сердца). При этом как норма утверждалось совпадение естественного и нравственного начал, ибо добродетель мыслилась врожденным свойством человека.
Вместе с тем  сентименталисты искусственно не разводили  понятия «философ» и «чувствительный  человек», так как чувствительность и рациональность не существуют друг без друга (не случайно Карамзин характеризует  Эраста, героя повести «Бедная  Лиза», как человека, обладающего  «изрядным умом, добрым сердцем»). Способность  к критическому суждению и умение чувствовать помогают постигать  жизнь, но чувство обманывает человека реже.
Признание добродетели как  природного свойства человека. Сентименталисты исходили из того, что мир устроен по нравственным законам, поэтому изображали человека не столько как носителя разумного волевого начала, сколько как средоточие лучших природных качеств, от рождения заложенных в его сердце. Для писателей-сентименталистов характерны особые представления о способах достижения человеком счастья, путь к которому может указать только чувство, основанное на морали. Не осознание долга, а веление сердца побуждает человека поступать нравственно. Для натуры человека естественна потребность в добродетельном поведении, которое и дарует счастье.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.